Суд установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь.
Протодиакона Андрея Кураева лишили сана из-за поста о священнике, умершем из-за коронавируса
Андрей Кураев — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. В РПЦ назвали «каноническим беспределом» восстановление в сане иноагента Кураева. Лишенный сана протодиакон Андрей Кураев сообщил об отъезде из России. Бывший протодиакон и блогер Андрей Кураев, лишенный сана патриархом Московским и всея Руси Кириллом, объявил о своем отъезде из России. 26.11.2023г. Общественный деятель и богослов Андрей Кураев — гость программы «Альтернатива» на канале TV8. Андрей Кураев, протодиакон. "Насколько непоследовательно, придушив всё внизу, узурпировав власть сначала в руках епископов, а потом и патриархов, останавливаться и не прийти к универсальному абсолютизму". 6 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга.
Лишенный сана протодиакон Андрей Кураев сообщил об отъезде из России
Протодиакон Андрей Кураев обвинил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в том, что с его подачи в православии появились радикальные течения и возникла нынешняя скандальная ситуация вокруг кинофильма «Матильда». Диакон Андрей Кураев признался, что от сериала «Мастер и Маргарита» он ожидал большего. Протодиакон Андрей Кураев — один из самых известных православный спикеров в России, он одним из первых священнослужителей завел в интернете блог. Запрещенный в служении протодиакон Андрей Кураев и протоиерей Русской православной церкви Андрей Ткачев в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» высказали на этот счет противоположные мнения.
Протодиакон Андрей Кураев объявлен иноагентом
- Другие новости
- Бывший протодиакон Кураев покинул Россию
- Другие новости
- Бывший протодиакон Кураев заявил, что покинул Россию в День народного единства
- Протодиакон Андрей Кураев объявлен иноагентом
- Бывший протодиакон Кураев после полутора лет «раздумий и колебаний» уедет из России
Самое читаемое
- Бывший протодиакон Кураев после полутора лет "раздумий и колебаний" уедет из России
- Бывший протодиакон Кураев решил покинуть Россию
- Бывший протодиакон Кураев после полутора лет «раздумий и колебаний» уедет из РФ
- Бывший протодиакон Кураев решил покинуть Россию
В РПЦ прокомментировали решение Константинополя восстановить Кураева в сане
Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней.
Сам Кураев заявил, что планирует выполнить решение суда и штраф выплатить. Ранее заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин заявил, что сейчас должны быть в любом случае предприняты более жесткие меры для привлечения к ответственности критикующих Вооруженные силы России и проведение спецоперации в целом.
Что я умею? Писать, говорить, читать лекции. В России с этим все сложнее. А в Европе, наверно, еще возможны мои публичные встречи и лекции.
Так что это трудовая миграция.
Даже женатые священники стали появляться в списках святых только в послесоветские годы. Соответственно, проповедники в Киеве или Москве одинаково полагают, что слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Евангелие от Иоанна, гл. Я уже много лет поясняю: «Отцы, имейте совесть! Это слова Христа, сказанные о Нём самом, о Его Голгофской жертве». Христос никогда к солдатам их не прилагал. И святые отцы древности, первого тысячелетия, тоже никогда эти слова к солдатам не прилагали. В Украине будет крайне востребовано вот это поношенное симфонийство. Оно будет сдобрено свежей «праведной кровью мучеников», оно создаст вокруг себя железобетонный консенсус, а потому Бонхёфферам с их неактуальным Евангелием там придётся несладко.
Вот свежая проповедь предстоятеля немосковской Православной церкви Украины митрополита Епифания: «Мы как народ не стремимся к смерти тех, кто являются нашими соседями. Но поскольку они пришли в наш дом, мы защищаем свою семью, свою Родину, свою землю. Наши воины защищают всех украинцев. Защищать, убивать врага — это не грех. Мы защищаем, мы не стремимся к чужому. И тот, кто пришёл к нам с мечом, он от того меча и погибнет». Он не заметил, что цитирует советский фильм Сергея Эйзенштейна про Александра Невского, а вовсе не Евангелие. И он не заметил, как примитивизировал христианское отношение к войне. А оно исходит из того что всякое убийство, в том числе на войне, — это грех.
По правилу св. Василия Великого солдат, вернувшийся с войны, на три года отлучается от причастия. Слава Богу! Имперская герменевтика, столь востребованная сейчас, очень позднее в сравнении с Евангелием и очень своекорыстное явление. И если у проигравшей стороны есть шанс на то, чтобы преодолеть милитаризацию своей веры, то у страны-победителя этого точно не произойдёт в течение нескольких поколений, по крайней мере. Поэтому в случае победы Украины я бы полякам рекомендовал напрячься. Почему это происходит, по вашему мнению? Разве не Ульянов-Ленин — один из авторов, даже по словам президента Путина, нынешней трагедии? Итак, откуда это стремление — вернуть коммунистических идолов из, казалось бы, небытия?
Из первых страниц Библии мы знаем, что первая заповедь, полученная Адамом от Бога, — дать имена животным.
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь
Протодиакон Андрей Кураев объявлен иноагентом | В середине октября богослов, бывший протодиакон Андрей Кураев уехал из России, опасаясь уголовного преследования. |
Бывший протодиакон РПЦ Кураев покинул Россию | Новости России | Запрещенный в служении протодиакон Андрей Кураев объяснил, почему некоторая часть прихожан РПЦ не доверяет вакцинации. |
Протодиакон, лишенный сана: где сейчас Андрей Кураев
Бывший протодиакон РПЦ Кураев заявил о намерении покинуть Россию - 17.10.2023 Украина.ру | Запрещенный в священнослужении протодиакон и блогер Андрей Кураев широко известен регулярными оскорблениями и нападками на Церковь Христову. |
Протодиакон Андрей Кураев решил уехать из России | Андрей Кураев — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. В РПЦ назвали «каноническим беспределом» восстановление в сане иноагента Кураева. |
Протодиакона Кураева оштрафовали за дискредитацию российской армии
Тем более, что правильно понять историю Кураева мешает наслоение целого ряда недоразумений. Он обычно воспринимается светской публикой как богослов, оппозиционер, диссидент. Но он не ученый-богослов, а талантливейший популяризатор, миссионер и проповедник. И оппозиционером, и диссидентом он тоже никогда не был. Ему 60 лет, и вся его жизнь внутри церкви всегда была достаточно благополучна, он вращался в орбите церковной власти, общался с влиятельнейшими людьми не только церкви, но и политики, и сам обладал влиянием и привилегиями. И обвинения, которые ему выставлялись два года назад на церковном суде, не касались ни его богословских взглядов, которые в общем-то ничем не отличаются от официального церковного учения, ни его политической позиции.
Ему не предъявляли и претензий в связи с его критикой в адрес церковного руководства. Критика эта, собственно, все три десятилетия его церковно-общественной деятельности была одной из его широких привилегий. Никто ему не закрывал рот, да и невозможно это сделать в современной России, сейчас не царское время, в монастырь на Соловки никто никого не ссылает. Единственная претензия к нему был связана с его поведением, недостойным священнослужителя. Именно из-за него логично последовал сначала запрет в служении, а после, поскольку он своего поведения не изменил, и извержение из сана.
К нему предъявлялись претензии дисциплинарного характера.
По его словам, сейчас в Европе он еще может проводить публичные встречи и лекции, тогда как в России «с этим все сложнее». Свое решение он назвал «трудовой миграцией», а также выразил надежду, что она будет «сезонной».
Этот момент можно условно считать началом его служения богу. Уже в 1988 г. Кураев оканчивает учебу в семинарии и в этом же году появляется его первая публикация, посвященная церкви. В течение трех лет Кураев совершенствует духовные знания православное богословие в Бухарестском университете, а сразу после возвращения из Румынии становится референтом Алексия II Патриарх. Все последующие годы Кураев служил богу, занимался научным трудом, публиковал свои статьи в прессе. В его трудах и лекциях часто высказывалась несколько иная точка зрения, чем у официальных представителей РЦП и официальных российских властей. Достаточно долго это терпели и не предпринимали никаких действий по отношению к священнослужителю. Андрей Кураев: где сейчас живет, и чем занимается бывший протодиакон В конце декабря 2020 г. Решение принимал Епархиальный суд церковный. В формулировках о причинах этого звучали такие слова: «из-за клеветы на духовенство и хулы на Церковь». Кстати, последней каплей для такой резкой оценки стало высказывание Кураева о протоирее Агейкине, которого он назвал «тупым карьеристом».
Кураев оканчивает учебу в семинарии и в этом же году появляется его первая публикация, посвященная церкви. В течение трех лет Кураев совершенствует духовные знания православное богословие в Бухарестском университете, а сразу после возвращения из Румынии становится референтом Алексия II Патриарх. Все последующие годы Кураев служил богу, занимался научным трудом, публиковал свои статьи в прессе. В его трудах и лекциях часто высказывалась несколько иная точка зрения, чем у официальных представителей РЦП и официальных российских властей. Достаточно долго это терпели и не предпринимали никаких действий по отношению к священнослужителю. Андрей Кураев: где сейчас живет, и чем занимается бывший протодиакон В конце декабря 2020 г. Решение принимал Епархиальный суд церковный. В формулировках о причинах этого звучали такие слова: «из-за клеветы на духовенство и хулы на Церковь». Кстати, последней каплей для такой резкой оценки стало высказывание Кураева о протоирее Агейкине, которого он назвал «тупым карьеристом». Однако Патриарх Кирилл долгое время не подписывал это решение суда. Видимо, в надежде, что священнослужитель одумается и покается.
Бывший протодиакон Кураев после полутора лет «раздумий и колебаний» уедет из России
Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней.
Можно ли расценить это как провокацию или заказ? Не уверен. У меня сложилось впечатление, что это абсолютно бескорыстная распущенность избалованного дитя. Протодиакон Андрей Кураев и был избалованным ребенком Русской православной церкви. Всегда находился рядом с властью, всегда вращался в самых высоких сферах, при этом, как правило, не неся никакой ответственности за свои поступки и высказывания. Чужая душа потемки, но я помню, как в одной из своих лекций он сказал, что остается в диаконском сане и не принимает сан священника, потому что это дает ему все преимущества духовного сана и не накладывает никакой особой ответственности. Мне кажется, эта фраза многое объясняет в его судьбе. Но еще раз подчеркну, что решение церковного суда - это внутрицерковная мера, содержащая в себе пусть крайний, но призыв к покаянию.
Ни один священнослужитель Русской православной церкви никогда не пользовался такими привилегиями, как Кураев. Его очень долго терпели и вовсе не из-за боязни скандала, а из уважения к его таланту и заслугам, которые не вызывают сомнения. Вопрос был и не в том, что он говорил он всегда обладал привилегией говорить все, что угодно , а в том, как он говорил. Претензии были именно к этому.
Указ патриарха Константинопольского Варфоломея о восстановлении в сане бывшего протодиакона Андрей Кураев признан в РФ иноагентом канонически недействительный, Константинополь не имеет ни малейшего права принимать апелляции от клириков других поместных церквей, кроме своего патриархата. Протоиерей Владислав Цыпин объяснил, что полномочия Константинопольского патриарха в православной церкви радикальным образом отличаются от тех, что имеет Папа в католической церкви. Патриарх в Константинополе - не Папа: его позиция в православной церкви радикально другая, чем у Папы в католической церкви. Поэтому ни малейшего права принимать апелляции от клириков других поместных церквей, кроме собственного патриархата, он очевидным образом не имеет", - отметил он.
Если разрешить людям быть немножко нелюдями, дать им право на ненависть, право на погром — отклик будет массовый, очень радушный и искренний" Андрей Кураев, протодиакон "Человек, ты позор Вселенной. Никто, ни одна тварь в мире не нарушает так нагло законы, данные Творцом" Андрей Кураев, протодиакон "Патриархи не раз врали мне в лицо. И да, этот свой опыт я переношу и на прошлых персонажей церковной истории" Андрей Кураев, протодиакон "Рано или поздно любая национальная Церковь как и любой подросток начинает бороться за независимость" Андрей Кураев, протодиакон "Насколько непоследовательно, придушив всё внизу, узурпировав власть сначала в руках епископов, а потом и патриархов, останавливаться и не прийти к универсальному абсолютизму" Андрей Кураев, протодиакон "У детей есть подлое свойство — они вырастают" Андрей Кураев, протодиакон.
Протодиакона Андрея Кураева лишили сана из-за поста о священнике, умершем из-за коронавируса
Протодиакона Андрея Кураева лишили священного сана | Запрещенному клирику Московской епархии протодиакону Андрею Вячеславовичу Кураеву. |
Андрей Кураев «Россия сделала имперский каминг аут» - YouTube | Андрей Кураев — больше не протодиакон. Соответствующий указ подписал патриарх Кирилл. Сам известный миссионер и публицист намекнул на переход в другую поместную РИА Новости, 28.04.2023. |
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь / | Протодиакон Андрей Кураев – один из самых известных православный спикеров в России, он одним из первых священнослужителей завел в интернете блог. |
Андрей Кураев: «Вилка вероятностей обрисовалась вполне ясно: или психушка, или тюрьма» | Андрей Кураев, бывший протодиакон Русской православной церкви (РПЦ), покинул Российскую Федерацию. |
Андрей Кураев покинул Россию. Чем известен экс-протодиакон? | Протодиакон Андрей Кураев — один из самых известных православный спикеров в России, он одним из первых священнослужителей завел в интернете блог. |
Бывший протодиакон Кураев покинул Россию
Что произошло: 21 апреля в своем блоге Кураев назвал умершего Агейкина «недопротопресвитером», «тупым карьеристом», сделавшим карьеру «в сфере вип-сервиса». Спустя неделю в интервью газете «Московский комсомолец» священнослужитель высказался против ковид-диссидентов внутри РПЦ и заявил, что «период хвастовства» в церкви растянулся на два месяца, а заболевшие появились из-за этикета священнослужителей — взаимного лобызания рук, «христосования» на Пасху. О Кураеве: По данным «Интерфакса», Кураев в свое время был одним из наиболее активных деятелей РПЦ, ратовавших за избрание митрополита Кирилла на Московский патриарший престол. В последние годы священнослужитель стал одним из главных оппонентов многих ведущих представителей духовенства РПЦ, за что в 2014 году был уволен из Московской духовной академии, где долгое время преподавал.
Но я не был на поминках и говорил скорее о себе своей памяти , чем о нем, и у себя дома. Запрет на критику умерших повлек бы за собой сожжение всех книг по истории. Ведь история даже Церкви не может быть лишь бесконечным восхвалением.
Кроме того, где, в каком церковном, светском или журналистском кодексе указаны какие-то временные сроки — на какой день после кончины уже можно? Андрей Кураев Решение о лишении сана вступит в силу после его одобрения патриархом Кириллом. До этого оно может быть обжаловано. Его публичные высказывания неоднократно шли вразрез с официальной позицией руководства церкви. Кураев был временно запрещен в служении до решения епархиального суда указом патриарха Кирилла в конце апреля — это произошло спустя неделю после высказываний протодиакона об Александре Агейкине.
Этот момент можно условно считать началом его служения богу. Уже в 1988 г.
Кураев оканчивает учебу в семинарии и в этом же году появляется его первая публикация, посвященная церкви. В течение трех лет Кураев совершенствует духовные знания православное богословие в Бухарестском университете, а сразу после возвращения из Румынии становится референтом Алексия II Патриарх. Все последующие годы Кураев служил богу, занимался научным трудом, публиковал свои статьи в прессе. В его трудах и лекциях часто высказывалась несколько иная точка зрения, чем у официальных представителей РЦП и официальных российских властей. Достаточно долго это терпели и не предпринимали никаких действий по отношению к священнослужителю. Андрей Кураев: где сейчас живет, и чем занимается бывший протодиакон В конце декабря 2020 г. Решение принимал Епархиальный суд церковный.
В формулировках о причинах этого звучали такие слова: «из-за клеветы на духовенство и хулы на Церковь». Кстати, последней каплей для такой резкой оценки стало высказывание Кураева о протоирее Агейкине, которого он назвал «тупым карьеристом».
До некоторой степени боль пришедшей одинокой старости может быть смягчена погружением в атмосферу счастливого пражского детства", — рассказал он. По его словам, в Европе он сможет организовывать публичные встречи и лекции. Поэтому свою миграцию Кураев назвал "трудовой и сезонной".
Андрей Кураев, диакон
4 ноября бывший протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев покинул Россию. Андрей Кураев — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. В РПЦ назвали «каноническим беспределом» восстановление в сане иноагента Кураева. Группа диакон Андрей Кураев в Одноклассниках. Группа о самом известном православном миссионере нашего времени, о его трудах и работе.
диакон Андрей Кураев
Государство предпочитает этого не видеть из-за своих политических сиюминутных интересов. Как только государственная политика изменится, то у церкви станет другое отношение к деньгам. Ничего плохого в этом нет. Епископ и патриарх должны бежать к журналистам, выворачивая карманы наизнанку и говорить: «Смотрите, ко мне ничего не прилипло. Я чист и гол». А то получится так же, как с патриархом Алексием Вторым, наследница которого только через 8 лет вспомнила о «заначке» в 300 миллионов в одном из банков. Представляете, сколько таких заначек могло быть», - возмутился Кураев.
Ранее отец Роман Степанов , выступая на YouTube-канале «pope Roman», заявил, что благодаря публикации деклараций о доходов РПЦ сможет вернуть доверие людей и победить коррупцию. Нам пора перестать быть закрытой организацией, в которой затемняется, замалчивается и забалтывается беззаконие, использование своего служебного и духовного авторитета в качестве повода для того, чтобы наживиться в материальном плане», - заявил 31-летний священнослужитель. В свою очередь протоиерей Андрей Ткачев заявил «Радиоточке НСН» , что за годы своего служения церкви не сталкивался с проявлениями коррупции. Мы говорим о вопросе, который мне, честно говоря, совсем не понятен. Вот я, например, за 28 лет священства никому никогда никаких денег не давал. Я не знаю, что такое коррупция в церкви, потому что я никому никогда не давал денег.
И никогда лично я не сталкивался с фактами коррупции», - заявил Ткачев. По его словам, заявление о коррупции в православной церкви Степанов мог сделать на эмоциях ввиду своего молодого возраста. Я думаю, что это эмоциональное заявление.
Очень забавная, конечно, была смесь разных идей и так далее. И это не совсем ушло в прошлое. Вот у меня такое ощущение, что некоторые из агностических идей доживают свой век именно в православных монастырях через столетия в разных странах. В католических не доживают? А здесь, когда я слышу… — Господи.
Вы как чекист, конечно, старый. Информаторы у вас. Соавторы отец Павел Флоренский и Александр Ельчанинов. Они одноклассники по Тифлисской гимназии были. И написали они учебник по истории религии для гимназии. Всё в этом учебнике обычно, кроме главы «Православие». Потому что глава «Православие» написана там с точки зрения этнографии. Не догматики, как можно было бы ожидать, не Закон Божий, а во что веруют тамбовские крестьяне.
Так вот изучение любой религии — оно, с одной стороны, предполагает изучение её идеологии, вероучения, догматов и так далее, а с другой стороны — изучение реальной социологии, во что это преломляется в реальной жизни людей, потому что книга может быть одна и та же, та же Библия. А вот излюбленные цитаты — в каком сообществе, в какой социальной страте, в какое время та или иная цитата из Евангелия становится актуальной. Это информаторы не в монастырях, а это обычные священники, к которым приходили подранки. И вот они рассказывали. Понимаете, дело в том, что это же не клуб насильников брутальных, это не бандиты из банды Чикаго или Нью-Йорка, понимаете. Для того чтобы склонить какого-то молодого человека в монастыре к такого рода вещам, надо его убедить, то есть сначала получить доступ к его голове, что это нормально, это терпимо, это хорошо, а может быть, даже именно и хорошо. Не просто грех, а некая продвинутость, добродетель духовная. И нужны богословские аргументы.
В том-то и дело, что в разных странах где-то — читая об этом в прессе, где-то — из разговоров со священниками я вижу, что кейс этих аргументов в достаточной степени стабилен. Кстати говоря, учитывая, что в современном западном мире появилось квир-богословие, где эти вещи уже открыто обсуждаются, видно, что в этом смысле некоторые наши идеологи монашества отнюдь не отсталые люди. Не все. Естественно, далеко не все. То есть не замечать этого нельзя. Господи, слишком много свидетельств. Достаточно, скажем, взять такую книжку, как «Посмертные вещания Нила Мироточивого». Забавная книжица.
А книжка была, появилась и была написана в начале XX века, в предреволюционные годы. Кажется, её автор — какой-то отставной русский офицер, это такая литературная мистификация. Как это принято в агиографической литературе, то есть вот «Святой являлся мне и диктовал», поэтому посмертные вещания якобы Нилом Мироточивым вещались. Но этот офицер жил долго на Афоне, хорошо знал афонские монастыри, нравы, образ жизни их и так далее. И вот в этой книге, её ценят православные монахи до сих пор, многие хорошие реальные советы. Но обычно она издаётся в урезанном виде, и там опускаются некоторые главы, которые касаются вот, когда этот человек, якобы Нил Мироточивый, является и начинает обличать нравы в греческих афонских монастырях XIX века. И вот там очень много об отношениях старцев и юных послушников. Там славяне не подчёркиваются.
В общем, лицемеры, мужеложники. Не все, вновь говорю. И об этом надо знать хотя бы для того, чтобы не потерять веру в столкновении с ними. Во многие мифы церковной истории. Знаете, как ведь? Когда я входил в церковную жизнь, было у меня два комплекса понятных. Первое — это комплекс неофита, как все. Отец Сергий Булгаков пояснял, и я это очень рано у него прочитал и согласился.
Булгаков-мальчик родился в православной семье. Он, будучи подростком-студентом, ушёл от церкви, а потом заново уже воцерковлялся сознательно, боролся за свою веру. И вот в этом вторичном своём обращении он говорит: «Однажды поняв, что Бог есть, я должен был принять всё до последней свечечки, до последней иконки». И это я считаю, что правильная и верная позиция. Но то, что хорошо в позиции неофита, не стоит всю свою жизнь сохранять эту позицию. Просто я знаю, что в памперсах по жизни весело шагать не стоит. Памперсы хороши на каком-то определённом этапе. Они очень милы, замечательны, но не всегда.
Вторая вещь. Когда я воцерковлялся, естественно, в этом была какая-то нотка… — Протеста. Оппонирования советской идеологии. И казалось, что советская власть… — Это как сейчас на митинги ходить. Также по теме «Для людей, особенно молодых, церковь — незнакомый мир»: как православные священники покоряют интернет Во время строгих ограничений из-за пандемии в 2020 году многие аспекты нашей жизни переместились в онлайн. Церковь — не исключение.... Я там не бываю.
Первое — это комплекс неофита, как все. Отец Сергий Булгаков пояснял, и я это очень рано у него прочитал и согласился. Булгаков-мальчик родился в православной семье.
Он, будучи подростком-студентом, ушёл от церкви, а потом заново уже воцерковлялся сознательно, боролся за свою веру. И вот в этом вторичном своём обращении он говорит: «Однажды поняв, что Бог есть, я должен был принять всё до последней свечечки, до последней иконки». И это я считаю, что правильная и верная позиция. Но то, что хорошо в позиции неофита, не стоит всю свою жизнь сохранять эту позицию. Просто я знаю, что в памперсах по жизни весело шагать не стоит. Памперсы хороши на каком-то определённом этапе. Они очень милы, замечательны, но не всегда. Вторая вещь. Когда я воцерковлялся, естественно, в этом была какая-то нотка… — Протеста. Оппонирования советской идеологии.
И казалось, что советская власть… — Это как сейчас на митинги ходить. Также по теме «Для людей, особенно молодых, церковь — незнакомый мир»: как православные священники покоряют интернет Во время строгих ограничений из-за пандемии в 2020 году многие аспекты нашей жизни переместились в онлайн. Церковь — не исключение.... Я там не бываю. То есть раз советская власть соврала мне в вопросе главном, который она сама называла «основной вопрос философии», наверняка врёт и в остальных. И наоборот. И поэтому очень хотелось, что вот церковь — она совсем не та, не похожа на то, что пишут атеистические брошюрки. И если они говорят, что Григорий Распутин — это нехороший человек, то наверняка на самом деле всё было наоборот. То есть максимальное переворачивание всего и вся. В этом настроении я не удержался, честно говоря, и перестал насильничать свой разум, чтобы всегда оправдывать всё, что было в истории церкви.
Память — достаточно периферийная вещь, но в прошлом году вышла у меня толстенная книжка на тему истории русской церкви, называлась «Византия против СССР». И один из главных сюжетов там — это как сама русская церковь стала самостоятельной, автокефальной. Это, соответственно, в XV веке. Дело в том, что в конце 1980-х годов мой отец работал в президиуме Академии наук. И отец каждый вечер домой притаскивал массу литературы для служебного пользования, начиная от тассовок, обзоров зарубежной прессы, но в том числе и литературу, которую издавали гуманитарные институты, потому что он отвечал за гуманитарные институты. В основном это была такая текучка. Что-то ему надо было, под подпись взял, утром вернул и так далее. А какие-то книги остались, сигнальные экземпляры буквально, остались у меня дома, в нашей библиотеке. И знаете, все вот эти институтские сборнички, они такие квёлые, они такие на репринтах изданные, плохо читать, плохая печать и так далее, но где-то они хранились. Соответственно, перебирая их, вдруг совсем недавно обнаружил там очень редкие издания.
Русский феодальный архив, например. Это замечательный учёный Плигузов, к сожалению, молодым скончавшийся. Вот он как раз сидел в архивах, и он дотошнейшим образом эти документы, касающиеся в том числе церковной истории, там грамота митрополитов и так далее, он это дело публиковал, давал комментарии. Пять томов таких лежало. Так что такого произошло в реальной жизни XV века, что вас заставило поменять в очередной раз своё отношение к церкви? Очень красивая схема, уважительная, вполне по канонам. Сложность состоит вот в чём. Первое — сопоставляем даты. В унии Константинополь был очень недолго, с 1440 года по 1453-й, 13 лет. Если мы смотрим, какие документы исходят из Москвы, шлются в Константинополь в эти 13 лет, там нет ни слова о том, что мы теперь вас не признаём, мы автокефальны.
Напротив, и князь Василий пишет, и митрополит Иона: «Испрашиваем вашего благословения, ваши духовные чады» и так далее и тому подобное. При этом они даже не знают, кто сейчас там патриарх, но всё равно церемониалы остаются прежними. Ни одной декларации о том, что русская церковь объявляет себя автокефальной, нет. То есть первый такой документ появляется уже в 1589 году. Соответственно, об учреждении патриархии патриархом константинопольским Иеремией, который приехал и так далее. Но через 150 лет после этих событий. Поскольку в 1453 году православная иерархия в Константинополе восстанавливается, уния отброшена, осуждена, это святые люди, святой патриарх Геннадий, его преемником святого патриарха Геннадия, они святые, они канонизированы. И вот этот святой патриарх Геннадий назначает нового человека митрополитом на Русь и объявляет Иону: «Имеем отчуждённым от нас, анафематствуем его». То есть под анафемой… Дионисия Русь оказалась. И наконец, дальше канона церковная практика — они разрешали: в случае если войны или что-то затрудняет общение с патриархией через много границ, можете избрать митрополита, он потом будет утверждён.
Поэтому само по себе появление Ионы в Москве, самостоятельное избрание — это не грех, это не автокефалия. Это нормально, в порядке вещей, не раз было до этого ещё в истории Руси. А вот то, что он потом вопреки канонам назначает своим преемником после смерти Феодосия и при жизни пишет об этом в завещании, — это прямо запрещено канонами Вселенских соборов — передавать епископскую власть через завещание. Допустим, это так. В вашей-то жизни что изменилось после этого? Что вы поняли такого, чего до этого не понимали? То есть 100 лет греки терпели этот раскол, а потом нашли повод его простить.
При этом Кураев уверен, что РПЦ пойдет на то, чтобы раскрыть данные о доходах священнослужителей, только если ее заставят.
Кураев: Церковная иерархия коррумпирована сверху донизу «По доброй воле - никогда. Но в современном западном обществе научились принуждать элиты к соблюдению некоторых правил приличия. Так же и здесь. Почему же церковь так гордится своей невероятной социальной отсталостью? В обществе давно есть запрос над теми деньгами, которые крутятся в религиозной сфере. Государство предпочитает этого не видеть из-за своих политических сиюминутных интересов. Как только государственная политика изменится, то у церкви станет другое отношение к деньгам. Ничего плохого в этом нет.
Епископ и патриарх должны бежать к журналистам, выворачивая карманы наизнанку и говорить: «Смотрите, ко мне ничего не прилипло. Я чист и гол». А то получится так же, как с патриархом Алексием Вторым, наследница которого только через 8 лет вспомнила о «заначке» в 300 миллионов в одном из банков. Представляете, сколько таких заначек могло быть», - возмутился Кураев. Ранее отец Роман Степанов , выступая на YouTube-канале «pope Roman», заявил, что благодаря публикации деклараций о доходов РПЦ сможет вернуть доверие людей и победить коррупцию. Нам пора перестать быть закрытой организацией, в которой затемняется, замалчивается и забалтывается беззаконие, использование своего служебного и духовного авторитета в качестве повода для того, чтобы наживиться в материальном плане», - заявил 31-летний священнослужитель. В свою очередь протоиерей Андрей Ткачев заявил «Радиоточке НСН» , что за годы своего служения церкви не сталкивался с проявлениями коррупции.