Председатель Совета мужества и отваги «ОФИЦЕРОВ РОССИИ», Герой Советского Союза, ветеран Службы внешней разведки, полковник в отставке Владимир Горовой провел встречу со слушателями Академии ФСБ России. Церемонию присяги слушателей Академии внешней разведки, бывшей 101-й школы, снимали, понятно, только камеры СВР. Студенты Дипломатической академии приняли участие в мероприятии Службы внешней разведки (СВР) РФ по увековечиванию памяти героев-разведчиков в рамках Проекта по патриотическому воспитанию молодежи с участием СВР.
Continue Reading
- Там, где учат на шпионов
- Комната Путина в Академии внешней разведки - Экспресс газета
- В Академии внешней разведки показали бывшую комнату Путина | 360°
- СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ: что это вообще?
Академия внешней разведки России отметила 80-летие
Поддержи наших героев! Территория новых смыслов Подчеркну, Россия была и будет суверенной, для этого сейчас, на поворотном этапе развития и нашей страны, да и всего мира, нужно укреплять, выстраивать суверенную национальную систему образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечить связанность, единство образовательного пространства страны.
Кроме того, в здании имеется спортивный комплекс, который включает в себя боксерский ринг, борцовский зал, зал с татами для занятий дзюдо и самбо, залы для игры в баскетбол, волейбол, гандбол, тренажерные залы, теннисные корты и бассейн. А еще в здании есть тир, где можно тренироваться в стрельбе не только из ручного автоматического оружия, но даже из гранатометов. Общая площадь здания — 70 тысяч квадратных метров. Их дальнейшая судьба складывается по-разному. Если арестован обладатель дипломатического паспорта, то после нескольких часов пребывания в приемной Лубянки он отправляется домой упаковывать чемоданы. В большинстве случаев в течение нескольких суток он должен покинуть территорию России.
Если у задержанного нет такого документа, то в ближайшие несколько месяцев его ожидает камера в СИЗО «Лефортово», четырехэтажный корпус которого соединен переходом с трехэтажным зданием Следственного управления ФСБ РФ. Комплекс зданий находится на улице Лефортовский Вал, дом 5. Внутренняя тюрьма Лубянки была зарыта еще в 60-е годы. Сейчас там столовая, кабинеты и складские помещения. Правда, попасть в них человеку «с улицы» крайне сложно. В музее четыре зала и свыше двух тысяч экспонатов. Экспозиция рассказывает об истории отечественной контрразведки с момента создания Российского государства и заканчивая нашими днями.
Для организации экскурсии достаточно позвонить по телефону, который можно найти в Интернете. Кроме того, несколько туристических компаний готовы взять все хлопоты по организации экскурсии на себя. По утверждению отдельных журналистов, данный музей в обязательном порядке посещают все сотрудники американского посольства. На втором месте — «Кабинет истории разведки», который находится на территории штаб-квартиры СВР в Ясенево. Иногда туда попадают журналисты, которые потом пишут хвалебные очерки об увиденном. Всем остальным приходится довольствоваться их рассказами. Это его официальное название.
Создан он был в 2008 году группой студентов и преподавателей Московской финансово-юридической академии МФЮА при поддержке пресс-бюро СВР России и находится по адресу: 3-я Кабельная улица, дом 1. В 50-е годы там располагался один из филиалов разведшколы, а сейчас — аудитории МФЮА. Третье место — Музей военной разведки. Он расположен в новом здании штаб-квартиры ГРУ. Журналистов туда пустили лишь один раз, когда этот объект посетил Владимир Путин. Сложно сказать, было ли включено посещение музея в программу экскурсии для президента, но репортерам стенды, рассказывающие об истории отечественной военной разведки, не показали.
Основным местом расположения школы будущих разведчиков стала база на 25-м километре Горьковского шоссе, в городе Балашихе. Именно здесь разместили общежитие для слушателей, оно же учебный корпус, а также столовую и некоторые полигоны. Стрелковую, взрывотехническую и прочую специальную подготовку слушатели ШОН проходили на других объектах: на 21-м км Горьковского шоссе в той же Балашихе, а также в Пушкине и в районе Барвихи. В каких условиях велось обучение курсантов ШОН, можно представить себе по воспоминаниям Героя Российской Федерации Александра Феклисова — одного из самых знаменитых советских разведчиков 1940-60 годов, много лет проработавшего в США. В своих воспоминаниях он писал: «Условия и обстановка в ШОН оказались для меня непривычными. Школа размещалась в добротном, небольшом деревянном двухэтажном доме, стоящем в лесу; ее территория была огорожена забором. На верхнем этаже располагались пять спальных комнат, душевая, зал для отдыха и игр, а на нижнем — два учебных класса и столовая. Спальные комнаты были большие, в них находились два стола для занятий, две роскошные кровати с хорошими теплыми одеялами и два шкафа для одежды. Перед кроватями лежали коврики. Комнаты содержались в идеальной чистоте. По сравнению с обстановкой, в которой я жил дома, где зимой спал на сундуке за печкой, а летом — в сарае на дровах, новые условия казались райскими. Как и другие десять слушателей, я оценил по достоинству трехразовое вкусное и сытное питание». Как и прежде, кандидатов в будущие разведчики отбирали очень пристально, отчего на курсе и могло оказаться всего десять слушателей. Образование существенного значения не имело, хотя, как вспоминал Александр Феклисов, тогдашний руководитель внешней разведки Павел Фитин отдавал предпочтение выпускникам технических вузов, полагая, что у гуманитариев все образование сводится к «зубрежке и болтовне». Поначалу курсантам ШОН преподавали девять иностранных языков: четыре — японский, китайский, персидский и турецкий — на кафедре «Восток», и пять — английский, немецкий, испанский, французский и итальянский — на кафедре «Запад». При этом на первоначальный уровень владения иностранным языком, если он и был, внимания не обращали, считая, что при интенсивной подготовке освоить чужую речь курсанты смогут и за год. И это действительно было так: молодые люди, которым не приходилось тратить время ни на что другое, кроме учебы, быстро набирали лексику и воспринимали произношение.
Это умение входить в контакт с людьми, умение выбирать нужных нам людей, умение ставить вопросы, которые интересуют нашу страну и наше руководство, умение, если хотите, быть психологом. Поэтому нам приходилось изучить слушателя настолько, чтобы поручиться за него, как за свою правую руку.
Академия службы внешней разведки
К сожалению, были здесь и предатели, тайны раскрывавшие. Один из самых известных — секретарь парткома «Ка-И» полковник Владимир Пигузов. Через него проходили все личные дела разведчиков, эти сведения он «сливал» американцам. Предателя расстреляли в 1986 году, а доступ к информации о слушателях был сведен к минимуму.
Студенты, как правило, знают о своей будущей карьере уже после второго-третьего курсов — их присматривают кураторы и делают «предложение, от которого нельзя отказаться». Без этого в разведке тоже нельзя.
В ней руководители Главного управления госбезопасности ГУГБ НКВД, отвечавшего за внешнюю разведку, предлагали создать новое учебное заведение — Школу особого назначения, которая и занималась бы подготовкой разведчиков. Число курсантов школы определили в 30 человек, срок обучения — всего один год, а годовой бюджет — в полтора миллиона рублей. Из него оплачивалось содержание не только самих слушателей, которые должны были жить на полном пансионе, но и преподавательского состава, в том числе из числа приглашенных со стороны. Ознакомившись с докладной запиской руководства ГУГБ НКВД, Сталин, всегда придававший разведке особое значение, 8 июля 1937 года наложил короткую резолюцию: «Курс разведчиков надо организовывать обязательно вне Москвы». С этого момента и можно было начинать отсчет истории будущей Академии внешней разведки, если бы не одно «но».
Даже резолюция Сталина не могла немедленно превратить строчки документов в реальные помещения, реальных людей и реальные программы. Прошло еще больше года, прежде чем 3 октября 1938 года нарком внутренних дел Николай Ежов подписал приказ о создании Школы особого назначения. По свидетельству современников, разведчиком он оказался не самым сильным, зато проявил незаурядные организаторские способности, что и стало причиной его назначения на пост первого начальника ШОН. Основным местом расположения школы будущих разведчиков стала база на 25-м километре Горьковского шоссе, в городе Балашихе. Именно здесь разместили общежитие для слушателей, оно же учебный корпус, а также столовую и некоторые полигоны. Стрелковую, взрывотехническую и прочую специальную подготовку слушатели ШОН проходили на других объектах: на 21-м км Горьковского шоссе в той же Балашихе, а также в Пушкине и в районе Барвихи. В каких условиях велось обучение курсантов ШОН, можно представить себе по воспоминаниям Героя Российской Федерации Александра Феклисова — одного из самых знаменитых советских разведчиков 1940-60 годов, много лет проработавшего в США.
В своих воспоминаниях он писал: «Условия и обстановка в ШОН оказались для меня непривычными. Школа размещалась в добротном, небольшом деревянном двухэтажном доме, стоящем в лесу; ее территория была огорожена забором. На верхнем этаже располагались пять спальных комнат, душевая, зал для отдыха и игр, а на нижнем — два учебных класса и столовая. Спальные комнаты были большие, в них находились два стола для занятий, две роскошные кровати с хорошими теплыми одеялами и два шкафа для одежды. Перед кроватями лежали коврики.
И что меня поразило, например, это открытость службы. Открытость спецслужбы - это, на мой взгляд, признак ее силы. Как мы поняли, посетив Академию внешней разведки, для того, чтобы быть профессионалом, человек должен научиться общаться с людьми, заинтересовывать их в себе, искать, прежде всего, друзей, тех, кто расположен к общению, расположен к сотрудничеству», - рассказал телеведущий в ток-шоу «Открытый эфир». Съемочной группе «Звезды» также показали комнату, где жил Владимир Путин. Тогда он проходил обучение под фамилией Платов.
Я спросил у начальника академии, можно ли ее снять.
В академию сдают экзамены — по иностранному языку, по другим предметам, проходят тестирование... Кстати, поступающий должен свободно владеть каким-либо иностранным языком, а за время учебы ему дают еще один или два». После смерти Юрия Андропова институту было присвоено его имя. Требования и отбор кандидатов в Академию внешней разведки На учебу в Академию внешней разведки принимаются граждане России в возрасте от 22 до 30 лет, имеющие высшее образование, отлично владеющие иностранным языком и годные по состоянию здоровья.
Сообщить об опечатке
- Телеканал «Звезда» показал комнату Путина в Академии внешней разведки
- Курсы валюты:
- Академия внешней разведки — Энциклопедия
- Российские шпионские школы изнутри (VG, Норвегия) | 07.10.2022, ИноСМИ
Академия внешней разведки
Студенты Дипломатической академии приняли участие в мероприятии Службы внешней разведки (СВР) РФ по увековечиванию памяти героев-разведчиков в рамках Проекта по патриотическому воспитанию молодежи с участием СВР. Необходимость создания академии продиктована тем, что в Украине отсутствуют научные учреждения или вузы, которые могли бы осуществлять высококвалифицированную подготовку кадров Службы внешней разведки. В конце 1994 года переименован в Академию внешней разведки (АВР). Съемочная группа программы Код доступа побывала в стенах Академии внешней разведки (Академия СВР России).
В Академии внешней разведки показали бывшую комнату Путина
Это обязательное условие по причине допуска студентов к гос. Большинство сведений об учебных заведениях федеральной службы безопасности России засекречены, поэтому найти подробную информацию в сети не удастся. Внешняя разведка на современном этапе 4 апреля 1993 года в Алма-Ате руководители разведорганов стран СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в области внешней разведки. В соответствии с ним, разведслужбы этих республик отказались от ведения разведдеятельности в отношении друг друга и договорились обмениваться разведывательной информацией по проблемам, затрагивающим их национальные интересы. Республики Прибалтики в этом соглашении не участвуют. Проблемы продления» и другие. Руководители СВР России регулярно выступают на брифингах для российских и зарубежных журналистов, дают им интервью, что не было свойственно внешней разведке в прошлом. Это не противоречит закону о внешней разведке. Им предусмотрены меры по защите сведений о разведслужбе, ее кадровом составе и агентуре, которые составляют государственную тайну.
Представляемые средствам массовой информации материалы о деятельности СВР России не должны содержать сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной разведке в процессе её деятельности. Не комментируются сведения о кадровой принадлежности к разведке того или иного гражданина России или иностранца, оказывавшего помощь разведке. В настоящее время пока рано говорить о конкретных операциях Службы внешней разведки в 90-х годах. В соответствии с Законом о государственной тайне, отдельные сведения на этот счет можно будет рассекретить только через пятьдесят лет. Однако можно сказать, что внешняя разведка к середине 90-х годов сумела преодолеть организационные трудности, вызванные изменением ее структур, функций, условий деятельности, и успешно решает стоящие перед ней задачи.
Это обязательное условие по причине допуска студентов к гос. Большинство сведений об учебных заведениях федеральной службы безопасности России засекречены, поэтому найти подробную информацию в сети не удастся. Внешняя разведка на современном этапе 4 апреля 1993 года в Алма-Ате руководители разведорганов стран СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в области внешней разведки.
В соответствии с ним, разведслужбы этих республик отказались от ведения разведдеятельности в отношении друг друга и договорились обмениваться разведывательной информацией по проблемам, затрагивающим их национальные интересы. Республики Прибалтики в этом соглашении не участвуют. Проблемы продления» и другие. Руководители СВР России регулярно выступают на брифингах для российских и зарубежных журналистов, дают им интервью, что не было свойственно внешней разведке в прошлом. Это не противоречит закону о внешней разведке. Им предусмотрены меры по защите сведений о разведслужбе, ее кадровом составе и агентуре, которые составляют государственную тайну. Представляемые средствам массовой информации материалы о деятельности СВР России не должны содержать сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной разведке в процессе её деятельности. Не комментируются сведения о кадровой принадлежности к разведке того или иного гражданина России или иностранца, оказывавшего помощь разведке.
В настоящее время пока рано говорить о конкретных операциях Службы внешней разведки в 90-х годах. В соответствии с Законом о государственной тайне, отдельные сведения на этот счет можно будет рассекретить только через пятьдесят лет. Однако можно сказать, что внешняя разведка к середине 90-х годов сумела преодолеть организационные трудности, вызванные изменением ее структур, функций, условий деятельности, и успешно решает стоящие перед ней задачи.
Осваивали и прочие навыки, которые должны были сделать из вчерашних студентов и рабочих людей совершенно иной культуры. Любопытно, что курсанты не жили в школе постоянно: в выходные им разрешалось уходить домой. Но при этом никто, включая самых близких людей, не должен был знать, где они живут в остальное время и чему обучаются. Позднее эта практика была отменена, и курсанты стали жить на территории школы безвылазно. Делалось это в том числе и для того, чтобы молодые люди привыкли к своему новому облику, посещая театры и кино, бывая в ресторанах и других общественных местах.
На это им выделялись солидные деньги: месячная стипендия составляла 500 рублей! От школы до академии Имея солидное финансирование, руководство школы не экономило и приглашало для своих воспитанников лучших специалистов. Занятия по иностранным языкам, страноведению, экономической географии и международным отношениям вели лучшие преподаватели из МГУ, института иностранных языков и других ведущих московских вузов. Спецпредметы слушатели ШОН изучали под руководством опытнейших специалистов своего дела из числа кадровых разведчиков, служивших в НКВД. Им же, прежде всего отработавшим долгое время за кордоном, отводилась и задача научить будущих коллег языковым тонкостям, привить характерный акцент и познакомить с бытовыми мелочами стран, в которых им предстоит работать. Это правило, кстати, сохранилось до сих пор: вернувшиеся из командировок разведчики непременно передают свой опыт молодым товарищам. В частности, наставником того же Александра Феклисова был легендарный разведчик Исхак Ахмеров. При этом оказаться в загранкомандировке мог далеко не каждый выпускник школы, о чем свидетельствовал, в частности, пример ее первого начальника Владимира Шармазанашвили.
Скажем, из десяти однокашников Александра Феклисова в нелегальную разведку взяли только шестерых, а остальные ушли на работу в центральный аппарат. Какими критериями руководствовались при отборе руководители внешней разведки, никто не знал да и до сих пор не знают. Но можно предположить, что среди них был уровень владения языком, способность к быстрому установлению доверительных отношений с людьми, умение сохранять хладнокровие и... По правилам того времени в загранкомандировки отправляли только женатых разведчиков, чтобы исключить возможность сексуальной провокации со стороны противника.
Когда же сбегал или предавал один разведчик, все, с кем он когда-то учился, работал и кого он знал, делались "невыездными". Их тоже надо было куда-то девать.
Кроме того, стабилизация мирового положения, отсутствие крупномасштабных войн, успехи в здравоохранении и социальная защищенность чрезвычайно замедлили естественную убыль кадров разведки, а руководящие должности становились редки. По этой причине объективно требовалось создать "отстойник", куда можно было бы выпихивать неперспективные, стареющие, но еще дееспособные кадры, бесполезно занимавшие дефицитные хлебные должности в центральном аппарате, что преграждало карьерный рост молодых и удачливых сынков высокопоставленных родителей, в том числе из аппарата ЦК КПСС и МИДа. Наконец, в силу сексуальной и демографической иронии, а также в соответствии с требованиями советской кадровой политики, исходящей из того, что у советского разведчика должны быть семейные путы, чтобы он не заглядывался за границей на "шпионок с томным телом", у советских разведчиков в обязательном порядке бывали жены помните, даже киношному легендарному Штирлицу привозили в фашистский Рейх из Москвы на показ жену, которую он почти и не видел-то, лишь чтобы напомнить о ее существовании? От жен у разведчиков рождались не только сыновья наследники и последователи , но и никчемные особи женского пола дочери. И жен, и взрослых дочерей требовалось, в перерывах между загранкомандировками, пристраивать в какую-нибудь служебную "кормушку" в Москве, где они могли бы, не прикладывая больших усилий, получать вдвое больше чем "на гражданке" если удавалось их аттестовать в воинское звание , в стороне от жесткой конкуренции, выдержать которую большинство провинциалок не могло. Куда-то нужно было ссылать и всех оперработников, которые провинились в быту и не соответствовали высоким морально-этическим требованиям к облику советского разведчика пьяниц, бабников и разведенцев.
Все эти причины требовали создания разведкой собственных "отстойников", кадровых "помоек" и "кормушек". Кроме архива ПГУ, управления внешней контрразведки, которое следило за самими разведчиками его начальником был некоторое время известный генерал Калугин, ныне проживающий в США и Научно-исследовательского института разведывательных проблем НИИРПа , одним из таких "отстойных" мест стал и Краснознаменный институт. А чтобы он мог вместить в себя всю эту несчетную армию человеческих отбросов нужно было искусственно раздувать его штаты. Однако в советское время на все существовали нормативы. В том числе и по этой причине КИ официально в 1968 году получил статус высшего учебного заведения, в котором появилось несколько генеральских должностей: начальник института, его заместители, начальники двух факультетов. А уж "полканов" было просто несчетно.
И если в действующей армии полковник - это командир полка или даже дивизии, то в КИ, как в Генеральном штабе вооруженных сил, в этом звании мог быть начальник учебного отделения 15-20 человек подчиненных или даже обыкновенный старший преподаватель ни одного подчиненного. Ну а затем, за глухим забором и под грифами секретности можно творить все, что угодно. Учебные планы ВУЗа не соответствовали типовым учебным планам, утвержденным Минвузом СССР, дипломы выписывались на вымышленные названия специальностей, но в специальном учебном заведении, подведомственном КГБ СССР, проверить ничего было нельзя, ведь даже сам факт наличия такого заведения был секретным. Конечно, формально и Минвуз, и комитет партийного контроля, и Комитет народного контроля могли в рамках своей компетенции проводить ревизии, но в реальности авторитет Андропова был гарантией неприкасаемого статуса и КГБ, и его отдельных подразделений. Однако, в советское время старались хотя бы формально оправдать статус ВУЗа, и в КИ, как в единственном профильном институте разведки, в условиях отсутствия государственного стандарта на обучение по специальности "Внешняя разведка", кипела инициативная работа по созданию бесценной теории советской разведдеятельности, которую, правда, никто на практике не использовал, настолько она была секретной. К тому же, со своей стороны разведка не могла поделиться с собственным учебным заведением последними достижениями и успехами, чтобы, не дай бог, не разгласить чего лишнего о действующих агентах и операциях.
В результате этой взаимной перестраховки даже в секретные учебные пособия попадали примеры 50-летней давности, давно потерявшие всякую актуальность, но из которых в КИ дополнительно убирались все индивидуально-определенные признаки в целях конспирации. Практические примеры из жизни получались, как те слова из песни про "Знатоков": если кто-то кое-где у нас порой... Отставными, проштрафившимися или провалившимися шпионами писались обезличенные и выхолощенные секретные учебники, над которыми смеялись и откровенно издевались все удачливые и более профессиональные практические работники этих разведчиков-теоретиков прямо спрашивали: если вы такие умные, почему вы очутились в КИ? Единственное, что без преувеличения и по-настоящему было ценным в КИ, так это обучение иностранным языкам. Строго говоря, именно для этого и были изначально придуманы трехгодичные факультеты. Туда попадали бывшие опера из контрразведывательных подразделений на местах или провинциальные выпускники неязыковых ВУЗов вроде нашего нынешнего президента Путина.
В группах максимум по 5 человек этих уже умудренных оперативным опытом старших офицеров три года молоденькие преподавательницы - в основном, дочери действующих или бывших разведчиков - старались научить бегло говорить и писать по-иностранному. Немолодым уже людям давалось это с большим трудом. Были и такие, кого приходилось отчислять уже в процессе обучения из-за полной непригодности. Важной и вполне полноценной составляющей учебного плана подготовки будущих разведчиков на трехгодичных факультетах были и общеобразовательные предметы с углубленным изучением международных проблем, которые, в отличие от специальных оперативных дисциплин, преподавались в КИ людьми, истинно знающими свое дело. Ведь большинству будущих оперработников-"подкрышников" предстояло заниматься шпионской деятельностью параллельно и под "крышей" легальных совзагранучреждений, выполняя для конспирации и полный объем работы по должностям прикрытия. Нужно было, так сказать, соответствовать, чтобы на равных общаться с будущими гражданскими коллегами, с так называемыми "чистыми" дипломатами, внешторговцами, международными журналистами, выпускниками МГИМО, академии внешней торговли, дипломатической академии, института стран Азии и Африки и других престижных политических и экономических ВУЗов, которые только того и ждали, чтобы подловить разведчиков о принадлежности которых к "органам" все и всегда прекрасно знали на просчетах и промахах их новой гражданской специальности.
И вот бывшие чекисты-контрразведчики или выпускники отраслевых ВУЗов упорно и целенаправленно грызли в КИ гранит специальных наук, чтобы соответствовать в полной мере специальности "Международные отношения", которая значилась в каишном официальном дипломе, который, правда, так никто на руки и не получил. Правда, всегда было не слишком понятно, зачем для получения комплекса открытых по сути знаний, нужно скученно собирать в одном месте совершенно секретные кадры, подвергая их самих, их будущую агентуру и операции смертельному риску. Кому это было нужно и удобно? Вопрос этот - риторический, примерно одного плана с теми, на которые коммунистические идеологи до сих пор не дали внятных ответов: На кого объективно работали Сталин и его подручные, уничтожая накануне войны цвет военных и управленческих кадров? Победил ли советский народ фашизм благодаря "мудрому" руководству вождя или несмотря на него, вопреки ему? Кадровые идеологи от разведки всегда оправдывали сам факт существования своего собственного закрытого ВУЗа необходимостью обучения специфическим знаниям и предметам.
Одной из таких наук, а для многих - любимой и действительно захватывающей, была отработка навыков обнаружения и ухода от наружного наблюдения. Этот предмет был практическим и по-настоящему "шпионским": "наружку" за слушателями осуществляли реальные сотрудники настоящей "семерки" - 7 управления КГБ. Здесь разгорались нешуточные страсти, потому что слушателям ставили оценки, влияющие на будущую работу, а "наружники" в процессе даже учебных операций рисковали своей профессиональной гордостью. Помню, как однажды одна бригада даже пошла на грубый служебный подлог, подделав наряды и отчеты, и вообще отказавшись от факта осуществления наблюдения на зачетном занятии за одним из слушателей, после того, как тот в совершенно неожиданном месте в городе буквально исчез из под наблюдения, как сквозь землю провалился, а пять взрослых мужиков и теток с выпученными глазами бегали как сумасшедшие по крошечному московскому дворику, не зная, куда двигаться дальше, и не догадываясь, что, умирая со смеху, слушатель за ними наблюдает из окна неприметной мастерской по ремонту обуви и составляет их точное описание, включая самые мелкие детали одежды и поведения, и сожалея, что у него нет с собой кинокамеры. Однако и на этих практических занятиях, максимально приближенных к "боевой" обстановке, навыки будущих разведчиков, которым предстояло работать за границей, вырабатывались и совершенствовались пешком, а также в условиях общественного транспорта и трущоб советской Москвы. Применимость и практическая ценность таких навыков для человека, которому затем предстояло очутиться за рулем дипломатического автомобиля среди аккуратных вилл в крошечном Берне или небоскребов в разбитом на ровные квадраты Нью-Йорке, весьма сомнительны.
Практические занятия по проведению конспиративных встреч с агентурой, явок, тайниковых операций, вербовочных подходов проводились в городе с "дедами" - так называемыми, приватными преподавателями, бывшими сотрудниками органов, пенсионерами, средний возраст которых составлял 70-75 лет. Эти мамонты шпионской работы, закончившие свою профессиональную деятельность 15-20 лет тому назад, в теории, по задумке разработчиков курса обучения, были призваны во время индивидуальных практических занятий моделировать современные зарубежные условия. Сами догадываетесь, что из этого получалось на практике в советской Москве 70-80-х годов у стариков-чекистов прежней закваски, которые работали за рубежом в 50-е годы. Сколько анекдотов накопилось у слушателей КИ об этих контактах с живой, но еле дышащей историей разведки - не перечесть. Их передавали из поколения в поколение, равно как и "прибамбасы" каждого "деда"! К одному нужно было все время заходить слева, так как на правое ухо он был глухим, мог ничего не услышать из всей двухчасовой беседы и потом написать в отчете, что слушатель якобы ничего ему значимого не сообщил.
Другому нужно было тайком, в нарушение всех правил конспирации, отдать конспект беседы потому, что он вообще не запоминал фамилии, даты и конкретные события и мог напутать в отчете. Третьему нужно было приносить чекушку водки или коньяку, чтобы он согрелся во время прогулки на осеннем ветру. А с четвертым требовалось планировать прогулки и встречи так, чтобы он мог ходить в туалет каждые 10 минут и это - в Москве советского времени, где вообще почти не было приличных публичных туалетов! По-человечески, их было жалко, а с профессиональной точки зрения, такое обучение было убожеством. Кроме того, трудно передать словами всю палитру ощущений от имитации вербовочной беседы, которая проводилась будущим молодым опером с глубоким стариком, начинавшим работу в органах еще при Ежове и Берии и изображавшим из себя гражданина капиталистической державы в грязной советской пельменной. Поэтому было совершенно оправданно и естественно, что после прихода выпускника из КИ в центральный аппарат разведки, ему сразу советовали забыть всю ерунду, которой его научили в институте за три года, и немедленно начинали переучивать в соответствии с реальными требованиями конкретного подразделения помните, у Райкина: Забудьте дедукцию и индукцию, давайте продукцию!
В "отстойнике" разведки ширилась и крепла также научно-исследовательская деятельность, писались совершенно секретные диссертации, даже название которых, в силу всем понятной специфики, составляло государственную тайну, а уж защита и подавно проходила в узком семейном кругу исключительно самих же разведчиков, допущенных к этой страшной тайне, вдалеке от конкуренции открытых научных коллективов и жестких требований ВАКа. После закрытой защиты, диссертации никто никогда больше не читал, в силу их высокой секретности и ограничения доступа к вершинам научной мысли разведки. Остаток своих дней они пылились в архивах спецчасти КИ, так что практического значения для разведки эта научная деятельность не имела. Однако она представляла прямую практическую ценность для отдельно взятого диссертанта.
Выставка, посвященная истории и современности военной разведки, открылась в Академии Генштаба
Академия внешней разведки России (Академия СВР России) отмечает свое 80-летие. Академия внешней разведки (АВР) — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадрового офицерского оперативного состава, Службы внешней разведки и других российских спецслужб. Академия внешней разведки (АВР).
Академия внешней разведки России отметила 80-летие
Академия внешней разведки (АВР) — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадрового офицерского оперативного состава, Службы внешней разведки и других российских спецслужб. Главная страница Новости Выставка, посвященная истории и современности военной разведки, открылась в Академии Генштаба. В конце 1994 года переименован в Академию внешней разведки (АВР). Академия внешней разведки (альтернативно известная как Академия СВР,[1] ранее известная как Краснознаменный институт Юрия Андропова и Краснознаменный институт)[2] является одной из основных шпионских академий России, а ранее Советского Союза, обслуживающей КГБ и.
Школа особого назначения. Где учились советские разведчики?
В настоящее время группа студентов Дипакадемии в составе 12 человек работает над переводом спектакля «Ядерный щит» на японский язык. После завершения работы спектакль будет выложен в интернет, с целью транслирования простым японцам истории создания атомной бомбы, ядерного щита нашей страны, а также сопереживания жителей России атомным трагедиям в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.
Более того: нам следовало бы расширять сеть образовательных центров для военных этой службы, ведь, повторюсь, переоценить значение внешней разведки в условиях войны особенно гибридной просто невозможно. Также уверен, что при формировании государственного бюджета на 2022 год часть средств, которые предлагается потратить на строительство дорог, необходимо направить на финансирование пограничной службы. Потому что власть должна осознать — неважно качество дорог, если по ним будет ездить враг. Также следует пересмотреть финансирование Национальной гвардии, Главного разведывательного управления и Службы внешней разведки, СБУ, Государственной службы специальной связи и защиты информации, Министерства по делам ветеранов. Ведь к развитию этих служб мы должны подходить как к неотъемлемому условию развития всего государства. Следует также отметить, что мы не против строительства дорог в Украине, но не за счет государственного бюджета, а за счет привлечения кредитных денег с минимальными процентами.
Малоквалифицированные представители власти очень тяжело осознают необходимость высокой квалификации кадров и, похоже, тяжело проводят логические причинно-следственные связи между подготовкой молодежи и успешным функционированием государства. Сотрудники соответствующих служб просто должны быть квалифицированными, компетентными, патриотическими и государственно настроенными. Только такие кадры могут обеспечить национальную, государственную и общественную безопасность.
Да, не установленная вражеская подводная лодка Краснознаменный институт, как Останкинскую башню, в полях Подмосковья не таранила, и списать на досадную случайность глобальный провал в разведке тяжело. С точки зрения национальной безопасности страны предательство Пигузова привело к куда более катастрофическим последствиям в разведке. Широкомасштабная и систематическая расшифровка тысяч сотрудников самого секретного ведомства, прошедших через руки этого предателя, имевшего по должности доступ не только ко многим самым секретным обобщающим документам разведки, касающимся организации системы подготовки кадров для органов госбезопасности, но и к личным делам практически любого сотрудника тогдашней "Лесной" школы, содержащим полные и истинные установочные данные, поставила под сомнение само дальнейшее существование разведки в ее прежнем виде. Тысячи расшифрованных оперработников имели на связи десятки и сотни тысяч ценных агентов по всему миру, сообщавших самые закрытые сведения. Причем если оперработнику, проводившему шпионскую деятельность за границей под дипломатическим прикрытием, в худшем случае грозила высылка из страны пребывания на родину и невозможность дальнейших выездов за рубеж, то местную агентуру из иностранцев подчас ждала смертная казнь. Более никто не мог спокойно работать, ибо не знал наверняка, что тоже не расшифрован.
Вся эта разветвленная система советской разведки была одним человеком поставлена под удар. Этот человек присутствовал на заседаниях парткома разведки, где, не скрывая ничего, отчитывались оперативники, вернувшиеся из командировок, где составлялись и утверждались перспективные планы разведки и мероприятия по совершенствованию подготовки кадров. Предатель имел доступ и возможности снять копии с тысяч секретных документов даже в Центре, а уж то, что в самом КИ не осталось и минимального секрета, сомнения не вызывает. Катастрофический кадровый провал после предательства Пигузова был усугублен в 1990-91 годах после перехода на сторону противника майора ПГУ Михаила Буткова школьная фамилия "Батов" , находившегося в долгосрочной загранкомандировке в резидентуре КГБ СССР в Норвегии под журналистским прикрытием. Будучи в течение 3 лет секретарем партбюро одного из курсов на основном факультете в КИ, Бутков по партийной должности также знал полные установочные данные он лично готовил и проверял партийные анкеты и характеристики , а также языковую специализацию и закрепление по распределению всех вступающих в члены КПСС на его курсе. Кроме того, он имел возможность собрать практически исчерпывающие сведения о личных качествах всех однокурсников по КИ, позволяющих составить их психологические и профессиональные портреты. После опубликования его книги "КГБ в Норвегии" из этой страны было выслано несколько десятков сотрудников совзагранучреждений, практически все норвежское направление в ПГУ стало "невыездным" в страны НАТО. Последствия этого предательства на норвежском направлении ощущаются по сей день. Бутков впоследствии попросил политического убежища в Великобритании, получил британское гражданство и воинскую пенсию, организовал частную фирму в Женеве для предоставления услуг "новым" русским по организации обучения, лечения и банковского обслуживания в Швейцарии, "кинул" своих клиентов на 3 миллиона фунтов стерлингов, был заочно осужден уже британским судом и исчез.
Можно было, конечно, надеяться на чудо, предполагая, что указанным предателям не удалось передать противнику всю имевшуюся в их распоряжении секретную информацию и, в частности, касающуюся принадлежности к кадровому составу органов госбезопасности каждого отдельного человека, прошедшего через их руки, но в деятельности специальных служб следует всегда предполагать самое худшее. Иначе - по наивности или преступной небрежности - можно сознательно поставить под удар за границей не только отдельного конкретного сотрудника, но и судьбу всей агентуры, с которой он работает, и перспективы всех оперативных мероприятий, в которых он принимает участие. Были до и после этого еще десятки предателей, включая самых высокопоставленных руководителей резидентур КГБ за рубежом. По-прежнему раздаются голоса в частности, бывшего резидента КГБ в Канаде Медниса, а также бывшего сотрудника вашингтонской резидентуры КГБ Александра Соколова , что генерал Калугин был "кротом", и именно по его протекции Пигузов, досрочно отозванный за "аморалку" из загранкомандировки, был переведен в КИ и назначен на исключительно высокую партийную должность, открывающую заоблачные перспективы в сборе точных данных о кадровом составе разведки. А уж одного только "архивиста" Митрохина как и Пигузов, предатель Митрохин был закономерным продуктом "отстойников" разведки, которая сама толкала на путь измены тщеславных, морально и профессионально неудовлетворенных людей, выброшенных на обочину службы кадровиками и начальством хватило бы в нормальном государстве для принятия болезненного, но неизбежного решения об расформировании всей разведслужбы страны в связи с полной расшифровкой ее оперсостава и агентуры. Но наша разведка и в нашем государстве предпочла разоблачение и Пигузова, и Буткова, и десятков других предателей как бы не заметить. Более того, в СВР до сих пор делают вид, что ничего серьезного не произошло. Дислокация расшифрованных объектов осталась прежней, старые расшифрованные учебники по-прежнему считаются совершенно секретными, новые и ничего не подозревающие слушатели продолжают безмятежно проживать в тех же расшифрованных общежитиях, без соблюдения элементарных мер безопасности собираться для посадки в те же служебные автобусы в тех же местах в городе Москве, где их явно или скрытно может сфотографировать агентура любой спецслужбы противника. И при том, руководители разведки и ее учебного заведения по-прежнему считают секретным даже сам факт месторасположения их расшифрованных штаб-квартир.
В июле 2000 года в нашей статье "Дом, который построил Штирлиц" мы уже показывали как безалаберно и безмятежно у нас строится жилье для "штирлицев", чтобы их легче было расшифровывать западным разведслужбам ради хохмы, мы отослали копию этой статьи президенту РФ и директору ФСБ, однако, никакой реакции, как и предполагали, не получили: значит, это все считается у нас в порядке вещей. В народе такое справедливо зовется дурдомом, в уголовном кодексе, в лучшем случае, - халатностью. Поразмышляйте об этом, когда в очередной раз будете пересматривать героические мифы "Щит и меч" или "Подвиг разведчика". Не стоит, по нашему мнению, и будущим оперативникам, в настоящее время грызущим гранит разведнауки в АВР, пускать чрезмерно розовые пузыри и надеяться на безоблачное времяпрепровождение в будущих загранкомандировках: вполне возможно, что задолго до того, как они туда попадут, их фотографии и полные данные уже будут тщательно изучены специалистами из американского ФБР, французской ДСТ, немецкой БНД и прочих контрразведывательных служб стран НАТО. Мы не сильно удивимся, если после опубликования данного материала, ФСБ, СВР и Генпрокуратура не сподвигнутся на реальные размышления о сути сказанного нами и о приведенных нами неопровержимых фактах, а бросятся на очередную борьбу с автором этих строк. Ведь именно так нас уже пытались запрятать в 1999 году в Лефортовскую тюрьму ФСБ провинившиеся чиновники из Главной военной прокуратуры после того, как с нашей подачи были опубликованы в СМИ полученные нами несекретные документы на официальных бланках разведки, в которых ее должностные лица без принятия надлежащих мер безопасности, по халатности или с преступным умыслом, открыто сообщали многочисленные сведения, составляющие государственную тайну. При этом на наше заявление в отношении неопровержимых и документально установленных судом и следствием фактов разглашения секретных сведений начальником управления кадров СВР Лыжиным, заместителем директора СВР Новиковым, начальником юридической службы СВР Канторовым и другими должностными лицами, Главная военная прокуратура ответила, что не усматривает в этих деяниях состава преступления. А прямое и открытое цитирование судьей Мосгорсуда Емышевой в публично оглашаемом решении совершенно секретных нормативных документов КИ и АВР, а также разглашение факта принадлежности конкретного лица к кадровому составу СВР, без санкции директора СВР и без обязательного письменного согласия самого лица что запрещено ст. Поэтому лично нас уже в этой стране вообще мало, что может удивить, и пишем мы эти строки для широкой массы наивных и недостаточно информированных читателей, которым тогда будет легче понять всю подноготную от начала и до конца сфабрикованных властями дел журналиста "Свободы" Бабицкого, экологов капитана Никитина и военного журналиста Григория Пасько.
Полезны эти строки будут и для современных романтических подростков, которые, по примеру одного ленинградского паренька Вовы по прочтении его собственной книжки или лизоблюдских брошюрок о нем, угодливо напечатанных кретинами из районного отделения партии "Единство" в его родном Петербурге для распространения в школах среди первоклассников или его киношного идейного последователя - школьника Руслана из киношедевра "Плюмбум или опасная игра", вдруг захотят прийти в приемные спецслужб, чтобы инициативно предложить свои искренние услуги для секретного сотрудничества в бесстрашной и безжалостной борьбе со злом. Советуем им сначала попробовать разобраться, что есть зло в нашей стране. Поэтому, если "случайно" у нас все же что-либо подобное будет когда-либо найдено, заранее публично и в здравом уме сообщаем всем, что это будет результатом провокации спецслужб. А чтобы, нас не упрекнули в сумасшествии и шпиономании, сообщаем это специально для сотрудников спецслужб или любителей, которые совершили установленные негласные обыски в наших жилищах в мае-июне 2000 года, а также для оперработников ФСБ, регулярно посещающих наши вэб-сайты и исполняющих свой нелегкий чекистский долг на серверах [natan. Но вернемся, однако, к истории разведки и ее учебного заведения. В период 1991-92 годов, после распада СССР, расформирования КГБ и массовых предательств в ПГУ, из разведки ушло половина самого инициативного, дееспособного и предусмотрительного оперсостава начиная, с нашего нынешнего президента, который по возвращении из загранкомандировки сразу перебрался в Питер на куда более "хлебную" работу в мэрию под крыло Собчака. Ведь не секрет, что в советское время ПГУ было само по себе не столько элитным местом работы, сколько "кормушкой", откуда люди легко ездили на заработки за границу, получая привилегированное положение перед остальными советскими гражданами, при котором не за разведчиками следил КГБ, а они сами, будучи сотрудниками резидентур КГБ, подсматривали и подслушивали за тем, что говорится и делается в колониях совзагранучреждений, да к тому же имели дополнительную валюту "на оперативные расходы" и могли свободно общаться с иностранцами без риска быть отозванным в Союз досрочно. После символического падения Берлинской стены и открытия советских границ для широких международных обменов основа такого особого положения разведчиков была окончательно подорвана. Свободный рынок и крах государственного финансирования силовых структур доделали дело уничтожения советской разведки.
Во вновь созданной на руинах ПГУ Службе внешней разведки остались только идеалисты-фанатики, готовые на лишенное здравого смысла самопожертвование ради режима, который собственными руками их уничтожал, или полные бездари, которые практически не могли бы устроиться в новых условиях свободной конкуренции на рынке труда на гражданке. КИ был меньше подвержен текучке, чем ПГУ, так как в нем изначально работало подавляющее большинство представителей второй категории, но и там стали задумываться о темном будущем. Самые яркие кадры стали покидать и стены этого отстойника. Так давно расшифрованный, как и многие другие приличные люди, из-за чужого предательства и сосланный в КИ полковник Олег Нечипоренко, прослуживший 30 лет в разведке и работавший в последнее время начальником кафедры разведывательной теории и практики в КИ, написал рапорт в 1991 году и уволился из-за несогласия с методами и стилем тогдашнего руководства. Как и в прочих государственных образовательных структурах того времени, еще живущих в плену советских нормативов и бюрократических категорий, единственным способом выживания в новых условиях роста цен, галопирующей инфляции и обвального падения покупательной способности рубля, было лишь изменение формального статуса учебного заведения, когда обычные школы повсеместно становились вдруг гимназиями и колледжами, институты - университетами, университеты - академиями. Так в 1994 году в России появилась Академия внешней разведки. Конечно, повышение статуса реально отразилось только на небольшом номинальном увеличении количества денежных знаков в кошельках преподавателей, впервые после крушения советской системы ощутивших себя наравне с другими представителями нищей учительской братии. АВР к тому же, в силу своей специфики, была формально лишена другой главной возможности для выживания, которую используют до сих пор буквально все государственные ВУЗы, - повального перехода на платное обучение, использование аренды и субаренды помещений, создания частных предпринимательских околообразовательных структур, хотя частично и в закамуфлированном виде эта сомнительная практика имела место и в АВР. Она, конечно, могла бы попытаться платно обучать богатых "новых" русских и прочих денежных бандитов искусству разведки, обеспечения экономической безопасности, но Примаков фибрами ощущал, что здесь что-то не то, и всячески тормозил процесс.
Следующая проблема, с которой в новых условиях свободного рынка труда, товаров и услуг столкнулась АВР, было снижение общего интереса к работе в официальной разведке и, соответственно, к получению "корочки" ее ведомственного ВУЗа, тем более, что никакого диплома она никогда реально на руки своим слушателям и не давала, в нарушение советских и российских законов. Не обладая значимой монополией в подготовке кадров, АВР перестала быть престижной для элитных каст нового общества. Одновременно, она не была интересной и с точки зрения людей, стремящихся к работе в силовых структурах, так как, вопреки народным мифам, российская разведка силовым ведомством не является, ей запрещено ведение оперативно-розыскной деятельности на территории России, она не влияет на товаропотоки, не имеет значительных финансовых рычагов, и, следовательно, лишена реальной власти, в отличие от ФСБ, министерства внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы и т. Теперь в такое слабое ведомство можно было заманить только убогих или бедных провинциалов, насмотревшихся "17 мгновений весны" и начитавшихся бульварной беллетристики, но не имеющих достаточных умственных способностей или просто финансовых возможностей, чтобы поступить в "крутые" российские образовательные учреждения в Москве вроде Академии государственной службы при Президенте РФ, Финансовой академии при Правительстве РФ и т. Простым добавлением десятка-другого компьютеров и нескольких модных названий в так и не утвержденный Минобразования учебный план проблемы престижности и современности не решить. Такими косметическими реформами можно обмануть только самих себя. Даже тупые и безграмотные дети денежных кавказцев на такие приманки не клюнут. В этом процессе значительную роль сыграл именно затхлый сталинский дух подозрительности и закрытости, который по привычке витал в коридорах "Лесной школы" у подмосковного поселка Челобитьево. Молчаливо надуваясь от комплекса странного, ни на чем более не основанного превосходства, внутреннего сознания собственной мнимой секретности и непонятной значительности, АВР на стыке эпох реально не использовала уникального шанса стать открытым ВУЗом, в отличие, например, от того же МГИМО, также в советское время бывшего абсолютно закрытым, практически секретным ведомственным институтом, но сумевшего ярко вписаться в новые условия, не только укрепив свой авторитет и престиж, но и увеличив его за счет организации совместных учебных программ с ведущими зарубежными университетами и высшими школами.
На практике моделируя конкретные ситуации проверят, как человек ведет себя в случае, если его сбить с толку, сильно напугать и т. Только из желания получить очередную звезду они могут сделать какую-нибудь нелепую ошибку. А разведчик, как сапер, ошибается один раз. Как бы пафосно ни звучало, но без особого отношения к родине, без желания что-то сделать для нее в разведку даже соваться не стоит.
А если очень хочется пожить за границей и хорошо заработать, то для этого ведь полно других способов. Советская разведчица-нелегал Леонтина Коэн работала связной для легендарного разведчика Абеля. А что, если бы меня взяли на службу? Что было бы дальше?
Попытаюсь представить себе возможное продвижение по «шпионскому пути». Как бы талантлив и прекрасен ни был новоиспеченный разведчик, без обучения ему не обойтись. Надо знать кучу всяких тонкостей. Но кто бы всему этому меня учил?
Оказалось, в разведке все очень и очень гибко. Возможно, меня бы направили на специальные курсы, которые ведут действующие разведчики и ветераны службы. Возможно, приставили к куратору, который бы сам меня обучал всему, что нужно. Но есть та самая знаменитая Академия внешней разведки, в стенах которой учились практически все разведчики и такие мэтры, как Герои России В.
Барковский и Л. Квасников правда, тогда она называлась 101-й школой. Интересно, что учится в академии каждый разведчик не ровно 5 лет, а столько, сколько ему «рекомендовал Центр». Не каждый, кого мы приняли, учится потом в академии.
Но каждый, кто поступает в академию, уже наш сотрудник. Среди специальных дисциплин, которые преподают в СВР, — международное право, история дипломатических отношений, политология, страноведение, оперативная психология ее акцент — особенность поведения различных типов людей, с которыми придется сталкиваться на практической работе. Вообще психология — главное в разведке. Потому в академии изучают все последние достижения этой науки и их использование в деятельности иностранных спецслужб.
Освоите фонетический курс, обогатите лексику, накопите языковые знания по той стране, где вам придется действовать в недалеком будущем в интересах родины. Уметь пользоваться шпионской техникой последнего поколения — целая наука, и на нее придется потратить немало времени. Хотя в СВР говорят, что человеческий фактор играет первостепенную роль. И если положишься только на технику, обязательно где-то споткнешься.
Техника ломается, а человека не сломаешь. Представляю, что я уже «подкована», все знаю и умею. Что дальше? На этот раз не совсем настоящее, а для «прикрытия».
Работать придется тем, кем решит начальство. А что, если это будет профессия уборщицы или сантехника? Что, если отправят в какую-то столовую жарить пончики? Мне поясняют, что такого не бывает.
Обычно работает разведчик в сфере дипломатии, внешней торговли, частного бизнеса. Уборщицы, горничные, сантехники, официанты службе, безусловно, помогают, и весьма часто скажем, чтобы установить подслушивающую аппаратуру. Но разведчику нет смысла выдавать себя за них, он просто завербует человека, и все. Конкретных цифр, сколько среди разведчиков современных «штирлицев» в юбках, не приведу — их, думаю, не знают даже сами рядовые разведчики.
И все-таки разведка сегодня — не женское дело? Не совсем так. Просто девочки разведкой, как мальчики, не бредят, они более робкие и стеснительные. Но вообще дамы в отечественной разведке оставили очень заметный след.
Есть даже книги и фильмы о них.
Академия тайной войны
Единственное учебное заведение СВР — это Академия внешней разведки. Поступить в Академию можно с 22 лет. У кандидата должно быть высшее гуманитарное или техническое образование, способности к иностранным языкам и неплохое здоровье. Точно не возьмут ярых экстремистов и фанатиков. Будет серьезный психологический отбор. Внутри самого обучения существует ряд специализаций. На экономическом направлении готовят специалистов для выявления всех теневых схем в финансовом секторе. Причем разбираться придется не только в финансовых институтах нашей страны, но и познавать схемы работы зарубежных экономических моделей.
Политическая специализация углубляется в подготовку специалистов юридической направленности. Они должны быть готовы собирать информацию о деятельности международных общественных и политических структур. Нередко разведчики работают именно по линии Министерства Иностранных Дел. Настоящие дипломаты от разведки. Научно-техническое направление готовит кадры для разработки и поиска всех инновационных технических наработок. Тут придется разбираться в физике и математике. Для любителей точных наук.
Аналитическое направление посвящено изучению всех процессов для анализа глобальных международных явлений. Комплекс подготовки в Академии внешней разведки направлен на результат. Провала быть не должно. Цена ошибки в работе разведчика может стоить ему свободы или даже жизни. Хорошая мотивация для обучения.
Со стороны противника подошло порядка трехсот человек, — разводит руками мой герой. Мол, «на войне как на войне».
Прибывший на помощь батальон десантников 103-й Витебской дивизии был как нельзя кстати, через трое суток операция закончилась полной нашей победой. Интересно, что одним из исполнителей известной многим песни про Чаквардак был один из «каскадеров», Юрий Иванович Кирсанов. Бывало, и сам с ними пел за рюмкой чая, — усмехается разведчик Зилков. Только во время работы эмоциям места не было. Из четырех составов «Каскада», а это почти 5 тысяч человек, погибло шестеро. И сегодня Александр Иванович, говоря о них, с трудом сдерживает слезы. Пятеро, из первого отряда, нарвались на душманов по вине командира опергруппы.
Он не выполнил приказ Лазаренко, даже когда в штабе уже подтвердилась дезинформация об оружейном хранилище. В результате наших спецов заманили в ловушку, — сокрушается Зилков. Еще одна потеря «Каскада» пришлась на третий его состав. Молодой боевой офицер Анатолий Зотов, вызывавший восхищение у коллег своим профессионализмом, оказался заложником собственного недоверия, стремился перепроверить агента и… — Он получил ценнейшую информацию о складе оружия и боеприпасов в одном из труднодоступных кишлаков. И агент-то уже проверялся неоднократно, сведения подтверждались стопроцентно. С первого раза не все удалось уничтожить, полетели еще, и вертолет подбили. Тело нашего героя «каскадеры» смогли выручить.
Похороны в Москве организовывал я лично, — горько вздыхает мой собеседник. Все операции «Каскада» строились с учетом агентурной, разведывательной деятельности. До сих пор о способностях «каскадеров» — появляться ниоткуда и уходить в никуда — ходят легенды. Но и противник в Афганистане в основном попадался подготовленный. Многие моджахеды обучались в соседнем Пакистане у спецов ЦРУ. Так, не случайно запало в память Зилкову местечко Айбак, на севере Афганистана.
И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться о военной принадлежности этого "лагеря", понаблюдав, как к нему снуют черные машины с мигалками, а в автобусах возят в основном одинаково неброско и опрятно одетых, коротко подстриженных "пионеров" мужского пола, средний возраст которых составлял около 27-28 лет. К тому же, много поколений женщин из расположенного в километре поселка Челобитьево Мытищинского района Московской области и из соседних московских спальных районов Медведково и Алтуфьево проработало на этом секретном объекте обслуживающим персоналом - уборщицами, поварами и т.
А посему, несмотря на всю формальную секретность, книжную бдительность и хваленую конспирацию чекистов, население почитай всего севера столицы нашей Родины всегда знало и сейчас знает, что здесь в подмосковном лесу, в двух шагах от МКАД и находится главная штаб-квартира "Лесной школы" - специального ВУЗа для разведчиков. Первоначально располагавшееся в пяти небольших подмосковных дачных домиках за неприметными стандартным зеленым забором, учреждение сие возникло по личному указанию Сталина в конце грозных 30-х годов в силу исключительных обстоятельств, когда, по словам официальных чекистских историков, накануне Великой отечественной войны возникла острая необходимость в пополнении советской разведки квалифицированными кадрами, способными работать в сложных условиях. Если переводить эту мифолого-пропагандистскую бредятину "профессионалов-чекистов" на простой человеческий язык реальностей, это означало, что в пылу ежовских "чисток" преступно, слепо, бездумно и безжалостно был истреблен почти поголовно весь Иностранный отдел ОГПУ - цвет официальной советской разведки официальной разведкой мы назвали ИНО потому, что почти два десятка лет неофициальной политической разведкой в пользу СССР и ВКП б по всему миру занимались иностранцы-коммунисты из Коминтерна, большинство которых Сталин тоже пустил в расход. До массовых "чисток" ИНО состоял в основном из переметнувшихся после октябрьского вооруженного переворота 1917 года на сторону большевиков и принесших присягу новому порядку блестящих аристократов, образованных революционеров-интеллигентов, с детства обученных иностранным языкам в царских кадетских и пажеских корпусах, университетах, лицеях и пансионах благородных девиц, бывавших при императорском дворе или ранее подолгу проживавших и обучавшихся за границей, а также из первого поколения чисто народных советских разведчиков - "окультуренных" пролетариев-революционеров, прошедших в царское время через горнило европейской эмиграции, а потом пусть и через "красные", но все же университеты. Конечно, по мнению отца народов, мудрого товарища Сталина, самолично отдававшего приказы об арестах, пытках, расстрелах и ссылках по сфабрикованным обвинениям соратников Дзержинского, Менжинского, Артузова, Трилиссера и Бокия, новые кадры страны Советов хотя и решали все, но в реальности пришедшее по партнабору на смену старым чекистам новое поколение полуграмотных пролетариев, убогих активистов деревенских комбедов и заплечных дел мастеров-садистов из подвалов Лубянки абсолютно не годилось для организации и ведения мало-мальски профессиональной агентурной разведки за рубежами архипелага ГУЛАГа. Вот тогда-то и понадобилось образовательное учреждение, которое могло хоть немного подучить грамоте и основам иностранных языков новых "бойцов невидимого фронта", поднатаскать этих совковых ублюдков в азах культуры. При этом штучный отбор и ранее практиковавшаяся индивидуальная подготовка, с точки зрения партии большевиков, разведке больше не подходили потому, что немедленно и единовременно требовалось заменить несколько сот пущенных в расход опытных оперработников центрального аппарата и зарубежных резидентур. Такую задачу могло выполнить только учебное заведение массовой штамповки оперсостава.
Тогда-то в обиход и было пущено пресловутое словосочетание - кузница кадров. И это, не обращая внимания на то, что любая скученность всегда профессионально противопоказана любой серьезной секретной службе, прежде всего по соображениям безопасности: в будущем возможный перебежчик и предатель мог выдать уже не одного-двух кураторов, которых он прежде знал в лицо, а десятки и сотни тех, с кем учился и кто его учил. Был проигнорирован объективный закон о том, что любые штампы в разведке, неминуемые при ускоренной подготовке, почти неизбежно и также скоро ведут к провалу. Однако, в тех "сложных" условиях, созданных по сути самим товарищем Сталиным, иного выхода практически не было, и профессиональные интересы разведывательной службы, жесткие требования обеспечения безопасности ее состава и операций были в очередной раз принесены в жертву идеологическим установкам самодержавного генсека и имманентным внутренним организационным проблемам его тоталитарного режима. Школа разведки слыла в народе и в действительности являлась учреждением поистине особого назначения, в котором недобитые бывшие политэмигранты давали оболваненным "совковой" пропагандой и смертельно запуганным "чистками" полуграмотным слушателям странные и на первый взгляд даже вредные навыки и привычки. Ну, сами посудите, зачем это истинному советскому большевику-партийцу мелкобуржуазное умение грамотно и логично излагать свои мысли, мещанские привычки пользоваться за столом вилкой и ножом и тому подобные империалистические извращения? Своих мыслей у нормального советского человека тогда уже быть не могло - за всех мыслил, да и формулировал мудрый отец народов, а все, кто прежде имел свои мысли, если не успели эмигрировать, уже получили свои 10 лет без права переписки, то бишь 9 грамм свинца за левое ухо. Ну а лучшим языком, на котором советскому разведчику следовало говорить с врагами народа, шпионами, диверсантами и погаными империалистами, был, знамо дело, язык пули и штыка, а вовсе не Шекспира, Гете или Гюго.
После своего основания в 1938 году ШОН быстренько наковала, наштамповала несколько выпусков по три десятка человек, призванных наспех заткнуть самые "зияющие высоты" разведдеятельности в горящей Испании, а затем в ближайшем тылу немецких войск и на фронтах Великой отечественной войны. Во время отступления и оборонительных боев Красной армии в первые годы войны о стратегических задачах почти не заботились. Упор тогда делался на диверсионные навыки и чисто тактическую военную разведку, а о стратегической политической разведке в дальнем зарубежье вообще мало кто думал. Сил и средств на это в то время явно не хватало, как бы нам теперь не приукрашивали реальную картину официальные летописцы. Отдельные же героические страницы чекистской истории, связанные с партизанским движением в глубоком тылу противника отряд Медведева и др. Кадры этого периода имели повышенную "текучесть", но это и немудрено: остатки наспех наструганных оперативников в военном горниле сгорали быстро, когда сталинская мясорубка сама не перемалывала новую поросль разведки с еще более зверской скоростью. В качестве лирического отступления хотели бы показать читателю, с какими эвфемизмами и очевидными подтасовками описывают по сей день судьбу первых шоновцев официальные историки от разведки: "К сожалению, не всем выпускникам ШОН 1939 - 1940 годов... Несмотря на то, что в эти годы массовые репрессии пошли на убыль, некоторых из них все же постигла тяжелая и несправедливая участь.
К началу Великой Отечественной войны в строю оставалось меньше опытных разведчиков из числа первых воспитанников Школы особого назначения, чем это могло бы быть. Заметьте, что начала свою деятельность ШОН лишь в ноябре 1938 года, срок обучения был один год, значит до начала войны было всего два полных выпуска, а один из бывших начальников КИ, генерал Орлов Г. По поводу же числа сотрудников разведки того времени, избежавших сталинско-бериевских расстрелов и тюрем, нам бы хотелось получить наконец полные и конкретные статистические данные о точном списочном составе и его убыли, а оценки вроде "меньше, чем могло бы быть" очень смахивают на простое нежелание зашоренного ветерана-чекиста бывшего, кстати, долгие годы непосредственным руководителем и ближайшим коллегой самого легендарного предателя в истории КИ - секретаря парткома Пигузова, но об этом далее по идеологическим соображениям сказать полную и обличающую правду о вскормившем его преступном сталинском режиме, издевавшимся над всем своим народом и, в частности, над собственной разведкой. Обратите внимание, что пишутся эти угодливо-обтекаемые оценки не в старое советское время, а в конце 90-х годов, людьми, имеющими доступ к секретным архивам. Когда будете впредь читать официальные исторические книжки, изданные "органами", подумайте сначала: а что, если у историков-чекистов все данные и оценки такие же? А теперь, как говорят французы, вернемся к нашим баранам. После перелома в ходе войны в 1942-43 гг. Война перемещалась на территорию европейских государств, забрезжил ее конец, прочились и расширялись связи с иностранными партнерами по антигитлеровской коалиции в ходе подготовки к открытию второго фронта.
Советские стратеги читай - Сталин стали задумываться о будущем покоренных территорий, о послевоенном устройстве мира, и в 1943 году ШОН была впервые реорганизована, так как перестала соответствовать новым задачам, появившимся после упрочения международных позиций СССР в ходе победоносной войны против фашизма и расширения советского присутствия на мировой арене. Тогда, правда, особых трудностей у советской разведки в вербовочной работе не было, так как антифашисты и коммунисты по всему миру сами предлагали свои услуги на идеологической основе. В тот период окончательно сформировался золотой агентурный фонд - источник будущих успехов, заложенный еще накануне войны например, знаменитая кембриджская пятерка. И все же от нового поколения оперработников требовались уже не только и не столько диверсионные навыки, но и более или менее корректные умения в поддержании конспиративной связи с надежной агентурой, включая работу под "крышей" расширявшейся сети совзагранучреждений. Срок обучения был продлен до двух лет, изменились и расширились учебные планы. Следующее преобразование "кузницы" кадров советской разведки случилось уже в 1948 году и было связано с принципиальным изменением международной обстановки после окончания II мировой войны, с вступлением планеты в ядерную эру, началом "холодной" войны, нового раздела послевоенного мира на два жестко противоборствующих идеологических лагеря, с началом глобального противостояния двух систем и новой эпохи шпиономании. Менялась роль разведки как важнейшего инструмента государственной политики. На смену диверсионно-контрразведывательному подходу приходила настоящая стратегическая разведка, диверсификация ее направлений.
Этому способствовали величайшие прорывы не только на арене чистой международной политики, но и в глобальной краже западных военных, технологических и производственных секретов, включая атомные и ракетные технологии, что могло стать единственным способом быстро и дешево наверстать упущенное советской державой, еще лежащей в руинах, точнее сориентировать ее науку на главных, прорывных направлениях, сократив время бесполезных поисков. Но для решения таких глобальных задач требовалось новое качество в кругозоре оперработников, их способность учитывать реалии набиравшего темпы научно-технического прогресса и технологических вызовов. К тому же очередная реорганизация главной разведшколы снова понадобилась после новых, затронувших наравне со всей страной и разведку "чисток", в результате которых в конце 40-х годов Кровожадный генералиссимус физически уничтожил или запрятал в ГУЛАГ значительную часть поколения офицеров-победителей над фашизмом - гордых, бесстрашных, своими глазами повидавших страны Западной Европы, начавших критически переосмысливать историю и практику советского строительства, что стало смертельно опасно для сталинского тоталитарного режима и самого дряхлеющего диктатора. Внешняя разведка была объективно нужна, стала окончательно признанна, и ее больше почти не касались внутриполитические перетряски. В ее учебном заведении появлялись все новые факультеты с различной специализацией, что окончательно оформилось в 1968 году, когда получившая год назад орден Красного знамени "Лесная школа" стала, по настоянию Ю. Вузовский статус ведомственного образовательного учреждения разведки льстил самолюбию Юрия Владимировича, поднимал его значимость как председателя Комитета госбезопасности, который в результате настойчивости его руководителя тоже со временем приобретет статут самостоятельного союзного госкомитета с правами министерства. У процесса разрастания КИ и повышения его статуса, кроме тщеславия Андропова, были и другие причины. Одна из них - оборотная медаль самого современного шпионского ремесла.
В послевоенную эпоху Джеймса Бонда - "холодной войны" и последовавшей за ней разрядки международной напряженности - провалившихся и пойманных с поличным разведчиков перестали пытать и убивать как во время предыдущих войн, а стали активно обменивать друг на друга. Таких провалов становилось больше, исходя из общего объема разведдеятельности, возросшего во много раз. Провалившихся оперов нужно было куда-то "пристраивать", ведь за границу их посылать больше было нельзя: им не давали визы другие капстраны, они становились поневоле "невыездными". Их также нельзя было далее использовать на активной агентурной работе, в том числе, исходя из незыблемых контрразведывательных советских правил, которые гласили, что даже случайно и не по своей воле побывавший в руках врага был все-таки потенциальным врагом, и такому человеку нельзя было доверять агентуру - святая святых разведки. Но и расстреливать или ссылать в ГУЛАГи, как при Сталине, провалившихся "штирлицев" больше, к сожалению старых контрразведчиков, уже не разрешалось - время поменялось, сталинские "перегибы" были официально осуждены. Нужно было куда-то девать эти отбросы, шлак разведывательного процесса. Одновременно, экономико-идеологическое соревнование западного общества потребления и советской модели "развитого" социализма с материальной точки зрения СССР проигрывал. Полки наших магазинов неуклонно пустели, несмотря на введение советского знака качества отечественные товары народ презирал, а на Западе росло число супер и гипермаркетов, качество и ассортимент ширпотреба, и советские люди, ставшие мещанами в эпоху брежневского застоя, начали "делать ноги" на Запад, пользуясь частичным открытием границ и расширением международных контактов.
Среди таких перебежчиков и невозвращенцев были и разведчики, которым способствовало то, что они чаще других советских людей находились на передовых рубежах этого соревнования, то есть за границей, и бежать им было намного легче, так как они сами принадлежали к карающим органам, знали что и как надо делать, чтобы не попасться. Когда же сбегал или предавал один разведчик, все, с кем он когда-то учился, работал и кого он знал, делались "невыездными".
Изучают, проверяют, беседуют... В академию сдают экзамены — по иностранному языку, по другим предметам, проходят тестирование... Кстати, поступающий должен свободно владеть каким-либо иностранным языком, а за время учебы ему дают еще один или два». После смерти Юрия Андропова институту было присвоено его имя.