В целом, повинности помещичьих крестьян были определены их социальным и правовым статусом, а также положением на феодальной лестнице. Основные повинности крестьян в средние века.
Перечислите основные повинности крестьян в пользу помещика
Юридическим собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов. При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки. Часть крестьян 461тыс. Половина их приходилась нижневолжский район, а четверть - на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс. Они освобождались через два года бесплатно, но без клочка земли. До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион растянулся с1863 до 1883 г. К 19 февраля 1870 г. К 1881г.
Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными положениями, отменялись мелкие повинности натуральные платы птицей, ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды , основной повинностью признавался оброк крестьян нельзя было без их согласия переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика. Крестьяне работали на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой власти. Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой зависел и размер выкупа. Правительство и сам царь неоднократно подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной местности. По местным положениям самый высокий оброк был установлен около Петербурга -12руб. С полного надела, затем в нечерноземных губерниях Московской, Ярославской, части Владимирской и Нижегородской - 10руб. В черноземных и степных губерниях оброк устанавливался в размере 9 руб.
Денежный оброк, который плотили подушно — по количеству членов семьи. Рубка леса, чтобы барину было чем отапливать свое имение во время зимы. Церковные подати. Воинская повинность, на которую отправляли самых сильных молодых крестьян, зная, что большинство не вернется обратно.
Поэтому не следует считать, что положение в других регионах было аналогичным. Но в том, что холопы, которых было много во всех пятинах, обрабатывали значительную часть барских полей, сомневаться не приходится. Необходимо также учитывать, что значительное увеличение доли господских обеж в 1580—1590-х годах не объясняется ростом абсолютных размеров господской запашки. Они сокращались, но гораздо медленнее, чем размеры крестьянской надельной тяглой пашни. Крестьянское разорение и запустение крестьянских земель нельзя рассматривать как следствие перехода к барщинной системе. Удельный же вес барских полей, наоборот, был следствием запустения. В результате их обработки в «Аграрной истории Северо-Запада России» определены доходы от коробьи пашни в трех полях, а также оброки в расчете на коробью. В Шелонской и Деревской пятинах этот доход сверх семян от озимых и яровых при урожае ржи сам-4 равнялся 56 деньгам московским,19 оброки же помещикам составляли 18,9 деньги. Этот процент еще повышался при урожае сам-3. Значительная часть крестьян Новгородских пятин сидела на издолье, причем половье из хлеба отдавала малая часть издольщиков. Большая их часть отдавала треть или четверть хлеба. Эту часть хлеба нельзя рассматривать как среднюю долю всего собираемого крестьянином урожая: во-первых, четверть и треть могла выделяться и после засыпки семян на следующий посев; во-вторых, при неурожаях землевладельцу невозможно было получать всю свою долю, а из новгородских источников не видно, чтобы недобор в неурожайный год числился как долг крестьянина. Вместе с тем крестьяне на издолье обычно еще платили землевладельцу небольшое количество денег, а иногда еще работали на барщине. Поэтому при анализе издолья мы должны сделать вывод о том, что вычисленная выше норма эксплуатации приблизительно отражает действительность. Следует также учитывать, что эта норма эксплуатации довольно сильно варьировалась. Ведь небольшая часть издольщиков сидела на половье, а некоторые отдавали только «пятину» от хлеба. Между 1500 и 1540 гг. А в последующее время фиксация оброчных повинностей вовсе исчезает из писцовых книг. Для последней четверти XVI в. Но самое исчезновение норм обложения из писцовых книг и соответственно изменение их формуляра представляет значение. С ним должна быть сопоставлена эволюция формуляров отдельных и послушных грамот. Эта эволюция, как и определяющее ее развитие феодальной ренты, может быть понята, если учитывать как устремления феодалов, направленные на ее увеличение, так и силу сопротивления народных масс всем повинностям, начиная с дани и полюдья и кончая барщиной и оброком. Результатом этого сопротивления было ограничение размеров повинностей, на которое вынуждена была пойти эксплуататорская верхушка. На первых порах эти ограничения сводились к следованию традициям. Землевладельцы должны были при взимании повинностей «ходить по старой пошлине». Помещики старались нарушать старую пошлину, и это находит свое отражение в формуляре дошедших от начала XVI в. В некоторых из них говорится: «... А доспеет пусто, и помещику. Жалобы на нарушение помещиками «старины» не могли возыметь такое действие, как жалоба крестьян Царево-константиновского монастыря 1391 г. И в крестьянских челобитных чем дальше, тем настойчивее звучит угроза «разбрестись врозь» от непомерных повинностей и оставить свои наделы впусте. И эти угрозы, особенно в последней трети XVI в. Без учета крестьянского сопротивления и боязни, что «доспеет пусто» и «заляжет» государева дань и посошная служба, невозможно понять, почему правительство, идя навстречу требованиям землевладельцев, не сразу предоставило цм право произвольного и неограниченного повышения владельческих повинностей. Мы только что видели, что притеснение крестьян, доводившее их до ухода, грозило помещику опалой. Зафиксированные документально перечни повинностей должны были устранить конфликты, которые возникали в связи с нарушением традиций помещиками, и предупредить возникновение на этой почве новых конфликтов. Однако в 1570— 1580-е годы писцы уже не фиксировали размеры крестьянских повиностей и не связывали, таким образом, руки помещикам. Смирнов обратил внимание на то, что примерно в то же время эволюционировал формуляр послушных грамот, регулировавших права помещиков в отношении крестьян. Сгруппировав 300 послушных грамот, опубликованных Д. Самоквасовым, по времени выдачи и особенностям формулировок И. Смирнов выделил три их типа. Первый тип содержит формулу: «... Эта формула отражала положение крестьянства накануне усиления их эксплуатации в 1560-е годы. Второй тип содержит другую формулу: «... Эта формула встречается в грамотах 1560-х и преимущественно второй половины 1560-х годов. Для нее характерно исчезновение ссылки на «старину». Это более гибкая формула по сравнению с первой, и она означала предоставление помещику большей свободы в деле отмены «старины» и усиления эксплуатации крестьян. Формула третьего типа: «... Массовое распространение этой формулы падает на 1570-е годы. В относящихся к 1590-м годам записям патриарших послушных грамот мы читаем: «... Смирнова должно быть уточнено. Во-первых, формула «по старине» не исчезла после 1560—1570-х годов. Так, в послушных грамотах, которые новгородский епископ давал своим помещикам, она сохранилась даже в начале XVII в. Как отметил В. Корецкий, в Северо-Восточной Руси формула с требованием, чтобы крестьяне «пашню его пахали, где себе учинит», стала общераспространенной в 1550-е годы, но известна и в 1540-е годы. Дегтярев справедливо считает, что для понимания появившейся в начале 1560-х годов в грамотах, данных новгородским помещикам, формулы «и вы бы крестьяне к помещику приходили, слушали его во всем, пашню его пахали, где себе учинит, и доход ему платили» необходимо сопоставить эти грамоты с другими источниками. В «Царских вопросах» Стоглавому собору Иван IV так определил владельческие права помещика: «А что на своей земле не примыслит, то все божье да его». В условиях освоения новых земель помещик имел право заставлять своих крестьян возделывать их. По мнению А. Дегтярева, обязанность крестьян обрабатывать пашню помещика, «где себе учинит», могла относиться ко всякой вновь заводимой пашне, независимо от того, была ли это барская или обложенная оброком крестьянская земля. Дегтярев считает, что в начале 1560-х годов новая формула попадает в новгородские грамоты не потому, что к этому времени барщина прочно внедрилась здесь в жизнь поместья, а потому, что грамоты стали выдавать новые, прибывшие из Северо-Восточной Руси дьяки. Перенесение данной формулы на новгородскую почву «носило, по-видимому, характер, не имеющий отношения к сдвигам в экономике. Пришли новые люди и стали выписывать новые грамоты так, как их этому учили в другом месте». Дегтяревым и В. Корецким, а также содержание послушных грамот новгородского епископа от начала XVII в. Об усилении произвола помещиков в предкризисное время свидетельствуют современники. К 1570-м годам относится и известие Таубе и Крузе о том, что худородные опричники «стали брать с бедных крестьян, которые были им даны, все, что те имели». Усиление произвола землевладельцев при таких обстоятельствах способствовало резкому ухудшению крестьянского хозяйства в поместьях и вотчинах в 1570—1580-е годы.
Слобода — территория, освобожденная от уплаты повинностей. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Дворяне несли налоговые и воинские повинности. Какую сферу отношений регулировало местничество? Местничество регулировало отношения между членами «государева двора», то есть между дворянами на службе. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в? Чем были вызваны эти перемены? В конце XVI и. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья рабочими руками, правительство при проведении новой переписи земель в 1581 г. Ввело заповедные лета - запретило уходить из вотчин и поместий. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Крестьяне должны были уплачивать тягло, барщину и оброк, работать на земле барина. Что означает понятие «казённых» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»? Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.
Какие повинности несли крепостные крестьяне в пользу господина в России
Они несли повинности, так же как и государственные. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности татары, чуваши, мордва , причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги с которых потом набирали работников за плату. Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов плотников, кузнецов и проч. Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки.
В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян. Ревизская сказка Соликамского уезда 1748 год Черносошные крестьяне и дворовые люди. Источник ф.
Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии то есть правительству. После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии. Лично несвободные Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы.
Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя.
Их появление связывают с усилением имущественной дифференциации крестьянства, особенно в оброчных поместьях. В этот период широкое распространение получила денежная рента, вызвавшая процессы отходничества. Крестьяне-предприниматели быстро стали образовывать класс сельской и городской буржуазии, а после 1861 года этот процесс ещё более ускорился.
Со 2 апреля 1842 года часть бывших владельческих крестьян получила от помещиков в собственность земельные наделы, и до приобретения крестьянами этой земли они именовались обязаннымикрестьянами. Согласно указа 1842 года, обязанные крестьяне по соглашению с помещиками помещики не были обязаны заключать договор приобрели личную свободу, но земля оставалась в собственности помещика, и крестьяне обязаны были нести повинности за пользование ею — барщину и оброк. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. Лично свободные крестьяне Пашенные крестьяне обрабатывали казённые государственные пашни, в состав которых входили земли в Сибири, земли на юге России и дворцовые кабинетские земли. С конца XVI века пашенный крестьянин получал в личное пользование участок земли собинную пашню при условии обработки казённого поля, хлеб с которого шёл в казну.
С 1769 года в Сибири для пашенных крестьян обработка казённой земли была заменена денежным оброком, а с XVIII века пашенные крестьяне вошли в категорию государственных крестьян, то есть оставались лично свободными. С XIV века в России появились черносошные, или чёрные, крестьяне. Они не зависели от землевладельца, сохраняли большую степень личной свободы и право распоряжения землёй. При Петре I черносошные крестьяне стали именоваться государственными, были обложены подушной податью и дополнительным оброком в пользу государства. Сословие государственных, или казённых, крестьян, оформилось в России в начале XVIII века указами Петра I из состава свободных к тому времени крестьянских сословий — черносошных крестьян, половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев и нерусских народностей Поволжья и Приуралья.
Государственные крестьяне жили на казённых землях, пользовались отведёнными наделами, находились в государственном управлении и считались лично свободными. Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы, платить подушную подать и отбывать натуральные повинности по принципу круговой поруки. С начала XIX века государственным крестьянам разрешили вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть ненаселёнными без крепостных крестьян землями и пр. Одновременно обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность среди государственных крестьян, дворяне требовали передачи их в частные руки. В 1837 — 1841 годах было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов для попечительства над государственными крестьянами через сельские общины.
Главной проблемой для крестьянства было малоземелье. В 1866 году государственные крестьяне были подчинены общей системе сельского управления и признаны крестьянами-собственниками, хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, при этом размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи — меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, так как на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов. С конца XVII века в России существовала категория приписных крестьян, обязанных вместо уплаты оброчной и подушной подати «вечно» работать на казённых или частных заводах и фабриках, в соответствии с политикой правительства, поддерживающего развитие крупной промышленности и стремившегося обеспечить её дешёвой и постоянной рабочей силой.
В основном приписные крестьяне существовали на Урале и в Сибири. С 1807 года на Урале приписные крестьяне стали освобождаться владельцами от обязательных заводских работ, а немного позже под названием «непременных работников» вошли в категорию посессионных крестьян. И последняя категория крестьян, приравненных к государственным крестьянам позднее прочих — в первой четверти XIX века — крестьяне-однодворцы. Однодворцами с первой четверти XVIII века называли потомков служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южной границе. Создание регулярной армии повлекло освобождение части военного люда, которые начали крестьянствовать и образовали крестьянские дворы.
Именно этими причинами объясняется преимущественное распространение однодворцев в центрально-черноземных районах России, а именно, на территориях Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний. Число однодворцев в России увеличивалось: 1730-е годы — 453 тысячи мужчин-однодворцев; 1830-е годы — около 1 миллиона; 1851 год — 1,2 миллиона. Однодворцы обязаны были выплачивать подушную подать и четырёхгривенный оброк, а до 1840 года имели право владеть крепостными, однако, право это не получило широкого использования в 1833 — 1835 годах однодворцы владели в целом 11 тысячами крестьянских душ, живя одним двором с крепостными. Монастырские крестьяне С XI века православная церковь России владела крестьянами, которых называли монастырскими.
Чем различалось положение черносошных и владельческих крепостных крестьян? Владельческие крестьяне были собственностью бояр, дворян, царской семьи или духовенства. Черносошные крестьяне сохраняли личную свободу, владели общинными землями в частности, в Поморье и Сибири и несли государственные повинности. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне. Крепостные крестьяне, которые полностью принадлежали хозяину, работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк.
В среднем барщина ограничивалась 2 — 4 днями в неделю. Кто составлял население белых слобод? Какими привилегиями пользовались их жители? Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли розничной торговлей и ремеслом. Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Какие категории духовенства существовали в XVII в.? Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники. Высокое положение занимали епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную организацию патриарх Московский и всея Руси.
Что принципиально отличало первое сословие от остальных? Под первым сословием понимают феодальное сословие, в которое входили бояре, дворяне, представители духовенства. Всех их от представителей остальных сословий отличало управление земельными наделами и владением крепостными крестьянами. Какие экономические выгоды давало казачество государству? Казачество помогало в освоении новых территорий, в частности, казаки сумели освоить огромные окраинные районы страны, прежде всего, донские и яицкие земли. Кроме того, в 1671 г. Можно ли утверждать, что в XVII в.
Закупы Рядовичи. Крестьяне были крепостными. Обязанность украинских крестьян. Повинности крестьян на Руси. Барщина это. Оброк это кратко. Барщина определение. Положение крестьян в средние века. Феодалы и крестьяне. Категории крестьян в средневековье. Основные крестьянские повинности. Назови основные повинности крестьян в средние века. Виды феодальных повинностей. Таблица крестьяне и феодалы. Фопсы фнодалтной повинности. Зависимые крестьяне. Обязанности зависимых крестьян. Формы землевладения на Руси. Форма крупного феодального землевладения. Две формы землевладения. Формы землевладения и категории населения. Принудительная обязанность крестьян.. Повинности принудительные обязанности крестьян. Привилегии и обязанности крестьян. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Крестьяне составляли большинство населения. Привилегии крестьянства. Повинности принудительные обязанности. Феодальные повинности которые несли крестьяне. Обязанности феодальные повинности. Вотчинные крестьяне. Усиление феодальной эксплуатации крестьян. Формы эксплуатации крестьян. Барщина и оброк различия. Черносошные крестьяне в 17 веке в России. Владельческие крестьяне. Государственные черносошные крестьяне. Черносошные крестьяне и владельческие крестьяне. Повинность это в истории. Холопы закупы челядь.
Похожие работы
- Крестьянские повинности и цены
- О многообразии российских крестьян
- Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
- Описание повинностей крестьян
перечислите основные повинности которые несли крестьяне
Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор — барщина или оброк — делал помещик. Замечание 2 Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп Оброк Оброк — это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на: денежный; натуральный; отдельные виды работ. Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.
Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: Ответ: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян. Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России — на Севере в Поморье , в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне. Крестьяне владельческие Ответ: В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на: Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. Ему к концу 17 в. Монастырские церковные. Дворцовые царские. В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения — бобыли не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства. Крепостные крестьяне: права и обязанности Ответ: Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными — это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Также крестьяне уплачивали оброк и государственные подати. Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным. Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается — с землей, или без земли; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех времен. Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты. Жизнь крепостных крестьян в России XVII века Ответ: Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь.
Все феодальные повинности классифицировались в трёх главных формах феодальной ренты — отработочной, натуральной и денежной, которые часто сосуществовали, но на том или ином этапе преобладала одна из них. Во времена Киевской Руси крестьяне-общинники смерды уплачивали дань натурой, иногда деньгами, а также отбывали подводную , воинскую и другие повинности. Долгое время дань, что ее собирали путем полюдья , не имела точно установленных размеров. Они были определены после Древлянского восстания 945 г. Рост частной феодальной земельной собственности князей и бояр обусловил превращение дани в феодальную ренту, причём первоначально преобладала отработочная рента.
Поэтому я расскажу про все повинности, которые крестьяне когда-либо нести в России. Вообще, все повинности крестьяне нести в пользу феодалов или землевладельцев. Кстати, полюдье никакого размера не имела до Древлянского восстания, а потом установления уроков и погостов и поэтому князья часто ей злоупотребляли.
Остались вопросы?
Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе — оброчных крестьян. Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны. Оброк натуральный, денежный Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк — часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела. Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина.
Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…». Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом. Помещикам тоже выгодно — гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны.
Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т. Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк.
Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.
Барщина — работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы.
Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных.
В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали. Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно.
Вначале ограничили количество отрабатываемых дней 3-4 дня в неделю. За пропущенные дни полагался штраф — начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика.
Так барщина заменилась денежным оброком. Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик.
Основные феодальные повинности. Какие основные феодальные повинности. Какие феодальные повинности несли крестьяне. Виды крестьян.
Государственные крестьяне разновидности. Категории крестьянства таблица. Феодалы и крестьяне. Феодалы и крестьяне в средние века. Картина феодалы и крестьяне. Феодализм крестьяне.
Основные повинности дворян. Перечислите основные повинности дворян. Основные повинности дворян по отношению к государю. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Средневековая деревня оброк в средневековье. Оброк и барщина на Руси.
Оброк крестьянина феодального средневековья. Сословие крестьянство. Сословие крестьянство права и обязанности. Феодальные повинности схема. Феодалы и зависимые крестьяне средние века. Повинности крестьян оброк.
Повинности христиан Борщина. Соборное уложение 1649 что закрепило. Соборное уложение 1649 крестьяне. Положения соборного уложения 1649 года. Судебная зависимость крестьян это. Зависимости средневековых крестьян.
Власть феодала над крестьянами. Вид крестьянской зависимости судебная. Таблица категории населения Руси 15-16 веков. Категории населения 15-16 век. Категории населения в 15-16 веках. Таблица категорий населения Руси в 16 веке.
Выкуп крестьянином земли обязанные крестьяне. Отмена крепостного права выкуп земли. Права крестьян и земельные наделы. Отмена крепостничества в разных странах. Реформа отмены крепостного права 1861. Александр 2 годы Отмена крепостного права и реформы.
Реформа Александра 2 в 1861 году. Сословие крестьян. Крестьянский мир. Категории крестьян на Руси. Слайд крестьянство. В чем состояла власть феодала.
В чем состояла власть феодала над зависимыми. Власть феодала над зависимыми крестьянами. В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами. Провинности средневековых крестьян. Повенность средневековых крестьян. Схема повинности средневековых крестьян.
Повинности населения золотой орды 6 класс. Золотая Орда повинности русского населения.
Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.
Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т. Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену — право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.
Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.
Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне?
Основные повинности крестьян в средние века. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Найдите правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует. это одна из основных тем, связанных с крестьянским бытом и историей России.
Предметы за 7 класс
- Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
- Повинности крестьян 7 класс история россии
- Похожие вопросы
- Крестьянские наделы и повинности.
- Навигация по записям
Крестьяне в России
труд крестьян на земле помещиков. Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. Крестьяне несшие повинности в пользу. Какие повинности должен был соблюдать крестьянин, чтобы его феодал предоставил землю для проживания и засева поля, а также защищал от нападений врагов. труд крестьян на земле помещиков. Они несли тягло (ряд повинностей) в пользу государства.
Крестьянские повинности и цены
Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила. Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами. В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем Фландрия, селения Шампани, Орлеан.
В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году. Под другими обязательствами понимали повинности личного характера.
Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т. Помещик имел право на все имущество крепостного.
После его смерти он мог все забрать себе.
Однако в 1570— 1580-е годы писцы уже не фиксировали размеры крестьянских повиностей и не связывали, таким образом, руки помещикам. Смирнов обратил внимание на то, что примерно в то же время эволюционировал формуляр послушных грамот, регулировавших права помещиков в отношении крестьян. Сгруппировав 300 послушных грамот, опубликованных Д.
Самоквасовым, по времени выдачи и особенностям формулировок И. Смирнов выделил три их типа. Первый тип содержит формулу: «... Эта формула отражала положение крестьянства накануне усиления их эксплуатации в 1560-е годы.
Второй тип содержит другую формулу: «... Эта формула встречается в грамотах 1560-х и преимущественно второй половины 1560-х годов. Для нее характерно исчезновение ссылки на «старину». Это более гибкая формула по сравнению с первой, и она означала предоставление помещику большей свободы в деле отмены «старины» и усиления эксплуатации крестьян.
Формула третьего типа: «... Массовое распространение этой формулы падает на 1570-е годы. В относящихся к 1590-м годам записям патриарших послушных грамот мы читаем: «... Смирнова должно быть уточнено.
Во-первых, формула «по старине» не исчезла после 1560—1570-х годов. Так, в послушных грамотах, которые новгородский епископ давал своим помещикам, она сохранилась даже в начале XVII в. Как отметил В. Корецкий, в Северо-Восточной Руси формула с требованием, чтобы крестьяне «пашню его пахали, где себе учинит», стала общераспространенной в 1550-е годы, но известна и в 1540-е годы.
Дегтярев справедливо считает, что для понимания появившейся в начале 1560-х годов в грамотах, данных новгородским помещикам, формулы «и вы бы крестьяне к помещику приходили, слушали его во всем, пашню его пахали, где себе учинит, и доход ему платили» необходимо сопоставить эти грамоты с другими источниками. В «Царских вопросах» Стоглавому собору Иван IV так определил владельческие права помещика: «А что на своей земле не примыслит, то все божье да его». В условиях освоения новых земель помещик имел право заставлять своих крестьян возделывать их. По мнению А.
Дегтярева, обязанность крестьян обрабатывать пашню помещика, «где себе учинит», могла относиться ко всякой вновь заводимой пашне, независимо от того, была ли это барская или обложенная оброком крестьянская земля. Дегтярев считает, что в начале 1560-х годов новая формула попадает в новгородские грамоты не потому, что к этому времени барщина прочно внедрилась здесь в жизнь поместья, а потому, что грамоты стали выдавать новые, прибывшие из Северо-Восточной Руси дьяки. Перенесение данной формулы на новгородскую почву «носило, по-видимому, характер, не имеющий отношения к сдвигам в экономике. Пришли новые люди и стали выписывать новые грамоты так, как их этому учили в другом месте».
Дегтяревым и В. Корецким, а также содержание послушных грамот новгородского епископа от начала XVII в. Об усилении произвола помещиков в предкризисное время свидетельствуют современники. К 1570-м годам относится и известие Таубе и Крузе о том, что худородные опричники «стали брать с бедных крестьян, которые были им даны, все, что те имели».
Усиление произвола землевладельцев при таких обстоятельствах способствовало резкому ухудшению крестьянского хозяйства в поместьях и вотчинах в 1570—1580-е годы. В отличие от поместно-вотчинных земель, по дворцовым волостям сохранились поддающиеся статистической обработке данные о повинностях. Перечни от 1560—1600 гг. Их рассмотрение мы начнем с дворцовых земель Вологодского, уезда.
Дозорная книга этих земель от 1589—1590 гг. Все повинности на государев двор исчислялись на выть общегосударственные повинности рассчитывались на соху. В десяти волостях выть в зависимости от качества земли равнялась 6, 7 или 8 десятинам,31 считая с десятиной для посопного хлеба. Применительно к каждой волости может быть высчитано среднее количество дворов на выть.
Дозорная книга сообщает также, по сколько десятин пашни и копен сена приходилось на двор в среднем по волости. Выше мы оценили средние урожаи ржи и овса в вологодских дворцовых волостях. В 1589г. Предпочтем усредненные государственные расценки, которые устанавливались при переводе натуральных оброков на деньги.
В 1594 г. Четверть ржи в Вологде в этот год тоже стоила 60 денег, а подверженная особенно сильным колебаниям цена четверти овса принималась при переводе за половинную цену ржи, т. А из остающейся части, стоившей 2880 денег, следовало заплатить денежные владельческие и государственные повинности. При этом в каждом случае мы определяем средний урожай на основании местных требований о сдаче хлеба с посопной десятины, а стоимость натуральных оброков — на основании переводных цен в период описания.
И только в нижегородских бортных и мордовских селах этот процент поднимался до 15. Денежные платежи за «мелкий доход» и за пошлины составляли всего 52—73,5 деньги, а в вотчинах Симеона Бекбулатовича повышались до 156,5 деньги табл. Таблица 11. Денежные оброки вологодских дворцовых крестьян с выги в 1589—1590 г.
Но на деле в 1570—1580-е годы с крестьян, сидевших на дворцовых землях, брали больше, чем было зафиксировано в писцовых книгах. Усилившийся произвол администрации и беззаконие в какой-то мере затронули и их. Ценные материалы о владельческих повинностях крестьян Троице-Сергиева монастыря содержат описания, относящиеся к 1593—1594 гг. Этими описаниями было охвачено более 6800 крестьянских и почти 700 бобыльских дворов в 17 уездах.
По Московскому, Коломенскому, Дмитровскому, Костромскому, Ярославскому, Ростовскому, Старицкому, Угличскому, Пошехонскому, Белозерскому и Соль-Галицкому уездам книги содержат подробные сведения о пашне, которую крестьяне пахали на монастырь, о денежных оброках, «мелком доходе» и других денежных и натуральных взносах и о всяких работах, выполняемых монастырскими крестьянами. Дубешня крестьяне должны были пахать на монастырь 3 десятины с выти. Но это исключительный случай столь высокой барщины. И объясняется он тем, что здесь крестьяне были свободны от денежного оброка и только давали за «мелкий доход» по 10 денег и прикащичьего дохода — 9 денег с выти.
Однако самая распространенная в троицких владениях норма барщины: на 5 десятин такова выть во многих владениях монастыря 1,5 — 2 барские десятины. Денежный оброк часто взимался в размере полтины или 20 алтын т. Кроме того, крестьяне косили на монастырь сено, заготавливали дрова. Эти поборы следует считать долей от работы на сенокосе и в лесу, которые выполнялись крестьянами на себя.
Но вычислить, какую часть этого труда экспроприировал землевладелец, невозможно. Невозможно оценить и размеры трудовых затрат крестьян, отбывающих подводную повинность. Наконец, монастырь брал по 20—26 денег за свадебные пошлины, а в некоторых вотчинах по 6 денег «с судных дел», а также по 1 деньге с дыма.
Это более гибкая формула по сравнению с первой, и она означала предоставление помещику большей свободы в деле отмены «старины» и усиления эксплуатации крестьян. Формула третьего типа: «...
Массовое распространение этой формулы падает на 1570-е годы. В относящихся к 1590-м годам записям патриарших послушных грамот мы читаем: «... Смирнова должно быть уточнено. Во-первых, формула «по старине» не исчезла после 1560—1570-х годов. Так, в послушных грамотах, которые новгородский епископ давал своим помещикам, она сохранилась даже в начале XVII в.
Как отметил В. Корецкий, в Северо-Восточной Руси формула с требованием, чтобы крестьяне «пашню его пахали, где себе учинит», стала общераспространенной в 1550-е годы, но известна и в 1540-е годы. Дегтярев справедливо считает, что для понимания появившейся в начале 1560-х годов в грамотах, данных новгородским помещикам, формулы «и вы бы крестьяне к помещику приходили, слушали его во всем, пашню его пахали, где себе учинит, и доход ему платили» необходимо сопоставить эти грамоты с другими источниками. В «Царских вопросах» Стоглавому собору Иван IV так определил владельческие права помещика: «А что на своей земле не примыслит, то все божье да его». В условиях освоения новых земель помещик имел право заставлять своих крестьян возделывать их.
По мнению А. Дегтярева, обязанность крестьян обрабатывать пашню помещика, «где себе учинит», могла относиться ко всякой вновь заводимой пашне, независимо от того, была ли это барская или обложенная оброком крестьянская земля. Дегтярев считает, что в начале 1560-х годов новая формула попадает в новгородские грамоты не потому, что к этому времени барщина прочно внедрилась здесь в жизнь поместья, а потому, что грамоты стали выдавать новые, прибывшие из Северо-Восточной Руси дьяки. Перенесение данной формулы на новгородскую почву «носило, по-видимому, характер, не имеющий отношения к сдвигам в экономике. Пришли новые люди и стали выписывать новые грамоты так, как их этому учили в другом месте».
Дегтяревым и В. Корецким, а также содержание послушных грамот новгородского епископа от начала XVII в. Об усилении произвола помещиков в предкризисное время свидетельствуют современники. К 1570-м годам относится и известие Таубе и Крузе о том, что худородные опричники «стали брать с бедных крестьян, которые были им даны, все, что те имели». Усиление произвола землевладельцев при таких обстоятельствах способствовало резкому ухудшению крестьянского хозяйства в поместьях и вотчинах в 1570—1580-е годы.
В отличие от поместно-вотчинных земель, по дворцовым волостям сохранились поддающиеся статистической обработке данные о повинностях. Перечни от 1560—1600 гг. Их рассмотрение мы начнем с дворцовых земель Вологодского, уезда. Дозорная книга этих земель от 1589—1590 гг. Все повинности на государев двор исчислялись на выть общегосударственные повинности рассчитывались на соху.
В десяти волостях выть в зависимости от качества земли равнялась 6, 7 или 8 десятинам,31 считая с десятиной для посопного хлеба. Применительно к каждой волости может быть высчитано среднее количество дворов на выть. Дозорная книга сообщает также, по сколько десятин пашни и копен сена приходилось на двор в среднем по волости. Выше мы оценили средние урожаи ржи и овса в вологодских дворцовых волостях. В 1589г.
Предпочтем усредненные государственные расценки, которые устанавливались при переводе натуральных оброков на деньги. В 1594 г. Четверть ржи в Вологде в этот год тоже стоила 60 денег, а подверженная особенно сильным колебаниям цена четверти овса принималась при переводе за половинную цену ржи, т. А из остающейся части, стоившей 2880 денег, следовало заплатить денежные владельческие и государственные повинности. При этом в каждом случае мы определяем средний урожай на основании местных требований о сдаче хлеба с посопной десятины, а стоимость натуральных оброков — на основании переводных цен в период описания.
И только в нижегородских бортных и мордовских селах этот процент поднимался до 15. Денежные платежи за «мелкий доход» и за пошлины составляли всего 52—73,5 деньги, а в вотчинах Симеона Бекбулатовича повышались до 156,5 деньги табл. Таблица 11. Денежные оброки вологодских дворцовых крестьян с выги в 1589—1590 г. Но на деле в 1570—1580-е годы с крестьян, сидевших на дворцовых землях, брали больше, чем было зафиксировано в писцовых книгах.
Усилившийся произвол администрации и беззаконие в какой-то мере затронули и их. Ценные материалы о владельческих повинностях крестьян Троице-Сергиева монастыря содержат описания, относящиеся к 1593—1594 гг. Этими описаниями было охвачено более 6800 крестьянских и почти 700 бобыльских дворов в 17 уездах. По Московскому, Коломенскому, Дмитровскому, Костромскому, Ярославскому, Ростовскому, Старицкому, Угличскому, Пошехонскому, Белозерскому и Соль-Галицкому уездам книги содержат подробные сведения о пашне, которую крестьяне пахали на монастырь, о денежных оброках, «мелком доходе» и других денежных и натуральных взносах и о всяких работах, выполняемых монастырскими крестьянами. Дубешня крестьяне должны были пахать на монастырь 3 десятины с выти.
Но это исключительный случай столь высокой барщины. И объясняется он тем, что здесь крестьяне были свободны от денежного оброка и только давали за «мелкий доход» по 10 денег и прикащичьего дохода — 9 денег с выти. Однако самая распространенная в троицких владениях норма барщины: на 5 десятин такова выть во многих владениях монастыря 1,5 — 2 барские десятины. Денежный оброк часто взимался в размере полтины или 20 алтын т. Кроме того, крестьяне косили на монастырь сено, заготавливали дрова.
Эти поборы следует считать долей от работы на сенокосе и в лесу, которые выполнялись крестьянами на себя. Но вычислить, какую часть этого труда экспроприировал землевладелец, невозможно. Невозможно оценить и размеры трудовых затрат крестьян, отбывающих подводную повинность. Наконец, монастырь брал по 20—26 денег за свадебные пошлины, а в некоторых вотчинах по 6 денег «с судных дел», а также по 1 деньге с дыма. Приказчики получали по 6—10 денег.
Но «мелкий доход» собирался с доходов от животноводства и льноводства, и присчитывать его к доле сбора с хлебопашества не следует. Другие, только что перечисленные поборы шли, очевидно, и за счет доходов от хлебопашества. Но доходы от животноводства, льноводства и другие, вероятно, использовались и для платежа денежного оброка. Троице-Сергиев монастырь был богатейшим землевладельцем и мог ограничивать поборы с крестьян с целью преодоления кризиса 1570—1580-х годов. В описаниях 1593—1594 гг.
При этом под старым письмом подразумевается описание 1580-х годов. Их произвол и самоуправство особенно резко сказывались на положении подвластных крестьян,38 хотя и в крупных монастырских вотчинах фактические поборы не всегда ограничивались зафиксированными в писцовой документации рамками. И все же обеднение, сокращение наделов, массовые отходы и запустение 1570—1580-х годов объясняются не только тягостью владельческих повинностей. Наряду с другими причинами должно учитываться и возрастание налогового гнета.
Натуральный оброк, вынуждавший отдавать часть своего урожая, птицы, яиц, скота, выращенных крестьянами. Денежный оброк, который плотили подушно — по количеству членов семьи. Рубка леса, чтобы барину было чем отапливать свое имение во время зимы. Церковные подати.
КРЕСТЬЯНЕ В РОССИИ
Основные повинности которые несли крестьяне. Такие повинности крестьян, называемые «земскими повинностями», включали проведение полевых работ, выполнение работ по поддержанию земель и постройкам. основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству.
Читайте также
- Описание повинностей крестьян
- §19. Изменения в социальной структуре российского общества.
- Знаете ответ на этот вопрос?
- Перечислите основные повинности которые несли крестьяне.
- Остались вопросы?
- История повинностей крестьян: от их формирования до отмены - урок по истории России