Новости пароход челюскин история

Однако история экспедиции "Челюскина" продолжает привлекать к себе внимание. «Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. Статья автора «Документалистика РЕН ТВ» в Дзене: 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул советский ледокольный пароход "Челюскин". Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трёхмерную акустическую съёмку парохода «Челюскин».

ДЕНЬ В ИСТОРИИ.

Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, ничего не трещит, все нормально. Вот самолет прилетел, а они улетели. И в тот день, в ту ночь барак разорвало на две части», — рассказывает дочь участника экспедиции «Челюскин» геодезиста Василия Васильева Карина Васильева. Первыми о трагедии «Челюскина» узнали в Уэлене. Связь с поселком, после гибели судна, установил полярный радист Эрнест Кренкель. Все это руками, на морозе, нужно было собирать, проводки подвинчивать. Но спустя некоторое время радистка поселка Уэлен, Людмила Шрадер, его услышала.

И вот так была установлена связь», — прокомментировал сын полярного радиста Эрнеста Кренкеля Теодор Кренкель. Ежедневно Кренкель связывался с большой землей и передавал координаты. Лагерь на льдине постоянно дрейфовал.

Но если попросить назвать фамилии наших земляков — участников северной экспедиции, то кроме Отто Юльевича Шмидта вряд ли мы услышим другие фамилии. Но помимо Шмидта на пароходе "Челюскин" было еще шесть выходцев из Беларуси: матрос 2-го класса Александр Миронов, уроженец Брагина Борис Могилевич, бывший завхозом на пароходе, уроженцы Витебщины матрос 1-го класса Николай Ломоносов, кочегар 1-го класса Иосиф Мальховский, старший водолаз Алексей Харкевич и помощник завхоза, бывший балтиец и участник Гражданской войны Александр Канцын. Одним из них командовал морской моряк Семен Челюскин, который 17 мая 1742 года открыл и описал самую северную оконечность Евразийского материка, с тех пор носящего его имя: мыс Челюскин в проливе Вильницкого, отделяющем материк от архипелага Северная Земля. В годы Первой мировой войны имя Челюскина было присвоено грузовому пароходу, который просуществовал недолго. Груженный взрывчаткой, он дошел от Лондона до Архангельска и был взорван кайзеровскими диверсантами.

Об этом чудовищном взрыве в Архангельске до сих пор ходят легенды: он разрушил почти треть города на берегах Северной Двины. В советское время в Дании построили пароход, предназначенный для северного судоходства. Это был лучший корабль того времени среди экспедиционных суден: длина 100 метров, ширина 16,6 метра, грузоподъемность 4700 тонн. Мог развивать скорость до 11-12 миль в час. Он был приписан к Владивостокскому порту и первоначально назывался "Лена", однако потом был переименован в "Челюскин". О морском поверье, что называть новое судно именем погибшего корабля — дурной знак, не вспомнили. На борту было 112 человек. Самым колоритным можно было назвать художника Федора Решетникова.

Репродукции его картин "Опять двойка", "Прибыл на каникулы" и "Переэкзаменовка" в советское время можно было увидеть практически во всех Домах культуры. Вскоре обнаружился и заяц — архангельский кочегар Михаил Субботин, который во время остановки в Мурманске пробрался в угольный бункер и просидел там двое суток, пока "Челюскин" не вышел в открытое море. Непрошенному гостю пришлось покинуть корабль у входа Карского моря, когда "Челюскин" встретился с лесовозом "Аркос", дремавшим в ожидании "Челюскина". Вердикт капитана "Челюскина" Владимира Воронина был строг — лишний пассажир ему был не нужен, Михаилу Субботину пришлось покинуть корабль. Родившаяся в море Дора Васильева, жена геодезиста Василия Васильева, которая отправлялась вместе с мужем на зимовку на остров Врангеля, 31 августа родила дочь. Девочку назвали Кариной в честь Карского моря, в котором в то время находился корабль.

Перед экипажем легендарного «Челюскина» стояли амбициозные задачи: освоить Северный морской путь на ледокольном пароходе всего за одну навигацию.

И это в 1933-м. Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. До сентября 1933-го пароход шел точно по маршруту. Даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море. Роковыми для «Челюскина» стали чукотские льды. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека.

Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, ничего не трещит, все нормально.

Он совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружил лагерь потерпевших крушение парохода, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. В составе первой спасательной команды помимо Ляпидевского были штурман Петров, второй пилот Конкин и бортмеханик Руковский.

Первыми со льдины эвакуировали 10 женщин и двоих детей. Следующий рейс удалось совершить только 7 апреля. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем. За спасением челюскинцев следил весь мир. Все западные газеты того времени писали, что челюскинцы обречены на гибель. В успех спасательной операции не верили. Летописец событий Воспоминаний о челюскинской эпопее осталось достаточно много. На мой взгляд, самые непредвзятые, беспафосные из них принадлежат нашему земляку Александру Миронову. На "Челюскине" он был матросом 2-го класса.

Он был профессиональным моряком, а после службы стал писателем. Его школьным учителем был классик белорусской детской литературы Янка Мавр. В Минске его квартира находилась в знаменитом доме напротив цирка, хотя мемориальной доски в его честь там нет. В 1950 году Миронов купил дачу в Коктебеле. На деньги Янки Мавра к даче была пристроена веранда и многочисленные семейства Янки Мавра и породнившегося с ним Якуба Коласа они были сватами всегда были желанными гостями у Миронова. Могилы Миронова в Минске нет. По завещанию его прах был развеян над Черным морем.

Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить

13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход Челюскин. «Челюскин» благополучно прошел три четверти пути, преодолев Баренцево море, Карское, море Лаптевых и Восточно-Сибирское, но уже в конце пути, в Чукотском, пароход был зажат многолетними льдами и 23 сентября 1933 года оказался полностью заблокирован. Поход парохода «Челюскин» по Северному морскому пути (СМП) в 1933 году, его гибель и последующая спасательная операция, несомненно, являются одной из самых известных и часто упоминаемых в прессе тем в истории отечественных полярных исследований.

Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"

Эпопея «Челюскина» Летом 1932 г. пароход «Александр Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел Северным морским путем. Оригинал взят у aloban75 в Битва за Арктику: Челюскин (82 ФОТО) История парохода Челюскин, его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Лишь два года спустя еще одна группа исследователей сообщила сенсационную новость о нахождении «Челюскина». И потому, когда пароход под названием «Лена», сошедший со стапелей датской верфи в Копенгагене, внезапно был переименован в «Челюскин», знающие люди переглядывались, а кое-кто и крестился украдкой. В Беринговом проливе «Челюскин» был затёрт льдами, а затем вынесен в Чукотское море и 13 февраля 1934 г. затонул, раздавленный льдами.

Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?

В навигацию 1933 года авиаобеспечение морских операций в Восточном секторе Арктики осуществляла группа Красинского. Таким образом, видно, что трасса СМП в навигацию 1933 года на всем своем протяжении представляла собой оживленную судоходную магистраль, на которой работали десятки судов и тысячи людей. Обратим внимание и на активную роль полярной авиации в навигацию 1933 года, значительно более существенную, чем в навигацию 1932 года. Что представлял собой сам пароход? Это судно, построенное в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» по заказу Наркомвода, должно было использоваться на трассе Владивосток — устье Лены, то есть для Восточных Ленских экспедиций.

Судно имело ряд конструктивных особенностей, характерных для судна ледового класса, а именно: специальной конструкции форштевень, усиление корпуса в районе ватерлинии и ряд других. Тем не менее, как это отмечается во многих серьезных публикациях, это был обычный пароход, не соответствующий характеристикам ледокольного парохода. Об этом указывается в известном отчете комиссии, производившей осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде. Этот факт отмечал также и капитан Владимир Воронин.

Пароход «Челюскин» «Лена» на стапеле во время постройки фирмой "Бурмейстер и Вейн". Еще перед выходом в поход Отто Шмидт в интервью газете «Известия» говорил: «Судя по многочисленным вопросам и откликам, наша общественность весьма интересуется вопросом, почему экспедиция сквозного плавания по Ледовитому океану отправляется не на мощном "Красине", "Сибирякове", а на "Челюскине", который вовсе не ледокол. На ледоколе Великий Северный путь уже пройден. Поход "Сибирякова" доказал проходимость Ледовитого океана и не нуждается в проверке.

Наша задача освоить путь, и ближайшее звено — это найти, комбинируя теорию и практический опыт, тот тип грузового корабля, по которому мы будем строить северную грузовую флотилию. Объединить в одном корабле свойства ледокола и грузового судна невозможно, так как ледокол всегда должен иметь очень мощную машину по сравнению со своей величиной. Вместе с тем мощная машина требует много топлива, так что при длительном рейсе не остается места для груза». Шмидт признавал, что «Челюскин» «для сквозного плавания не предназначался и этим условиям не вполне удовлетворяет».

Но рассчитывал, что экспедиция, помимо прочих задач, выявит, как нужно изменить проект при постройке будущих судов. Далее в этом же интервью Шмидт рассказывает о планах экспедиции: «Если же льды его "Челюскина". И мы будем иметь первую проводку грузового судна ледоколом». Таким образом, поход «Челюскина» не задумывался как автономное плавание.

Напротив, планировалось, что экспедиция будет работать во взаимодействии с Ленской, а в Восточном секторе — с Северо-Восточной экспедицией Наркомвода, то есть экспедиция на «Челюскине» рассчитывала на ледоколы и авиацию вышеуказанных экспедиций. Как известно, этим планам не суждено было сбыться. В сентябре, выводя суда Северо-Восточной экспедиции Наркомвода, получил тяжелые повреждения ледорез «Литке». В результате этих двух событий «Челюскин» практически лишился ледокольной поддержки.

Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.

Там предполагается исследовать места, связанные с гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана 1910 - 1915 годов в восточных районах Чукотского моря.

Пароход "Челюскин" 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке "Челюскина" планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован.

Действие сериала идет в феврале 1934 года. Прохождение морского пути Арктики за одну навигацию было слишком амбициозной целью и имело огромное значение для СССР. Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу.

90 лет назад погиб пароход «Челюскин»

Мифы и легенды «Челюскина» В 2024 году Команда планирует отправиться к месту, где погиб пароход «Челюскин», чтобы продолжить изучение затонувшего корабля.
90 лет катастрофе "Челюскина": как полярники выживали во льдах | Документалистика РЕН ТВ | Дзен В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин».
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики во Владивостоке затонул ровно 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить История парохода «Челюскин» нашла свое отражение в литературе и кино.

Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?

Ранее возле мыса Челюскин пароход по разным причинам, в основном из-за болезни, покинули остальные члены экспедиции. Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа. 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду. После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах.

Раздавлен льдами

  • Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"
  • Куда и зачем плыли «Челюскин» и «Пижма»? — ХАЙФАИНФО
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Пароход «Челюскин». Катастрофа и спасение
  • Трагедия и подвиг парохода «Челюскин» | Авторская платформа

Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»

Уже 13 августа, столкнувшись со льдами, пароход получил первое повреждение. Течь заделали и продолжили плавание. Потребовалась помощь ледоколов. До чистой воды оставалось всего несколько километров, но корабль начало уносить в ледяные поля, и не осталось надежды, что «Челюскин» сможет выбраться и экспедиции не придётся зимовать во льдах. Начался четырёхмесячный дрейф, который закончился 13 февраля 1934 года затоплением судна от сжатия льдом. Два месяца «челюскинцы» вели борьбу за спасение.

Экипаж перебрался на льдину, выгрузив с корабля не только спальные мешки с палатками, но и строительные материалы. Был построен бревенчатый барак, кухня, сигнальная вышка и аэродром. Не прерывалась и научная работа. Каждые сутки геологи и геодезисты определяли точное место лагеря, ведь дрейф льда не прекращается. Участники экспедиции организовали свою жизнь на льдине: выпускали стенгазету, сочиняли песни, рисовали карикатуры, устраивали митинги.

Шмидт даже организовал кружок и читал лекции по диалектическому материализму. На «Челюскине» родилась девочка Карина: «Крошечная, закутанная в ватные одеяла, она стала любимицей всего коллектива». По распоряжению Шмидта, малышкам Алле 1,5 года и Карине каждое утро выдавали по одной банке сгущенного молока.

Первым повреждением стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут. Инженер Ремов придумал удачную конструкцию деревянных креплений, заменившую испорченные детали, однако это не отменяло того факта, что «Челюскину» не следовало отправляться в арктическую пустыню в одиночку. Для установки новых деталей экипаж разгрузил носовой трюм в нем хранился уголь. Этой кропотливой работой пришлось заняться всем: ученым, морякам, строителям и хозяйственникам судна.

Члены экспедиции разделились на бригады и вовремя справились с поставленной задачей. Позже, уже во время зимовки на льду, этот принцип организации труда вновь пригодился челюскинцам. Пленники льдов 23 сентября корабль оказался окончательно заблокированным. Сплошные льды окружили и сковали его приблизительно на том же самом месте, где за год до того остановился пароход «Александр Сибиряков». Добраться до конечной цели похода, острова Врангеля, Шмидт не смог. Теперь экспедиция ледокола «Челюскин» продолжилась в совершенно новых условиях. Корабль двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов.

Лед становился все тоньше, а от чистой воды экипаж отделял путь в несколько километров. Казалось, что благополучное спасение неминуемо. Недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке». Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена. Но Отто Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что корабль сам сможет оказаться на свободе. На этот раз ученый допустил фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивался весь экипаж ледокола «Челюскин». Капризный дрейф изменил свое направление и отправил судно в прямо противоположную сторону арктической пустыни.

Осознавший свою оплошность Шмидт уже по своей инициативе запросил помощь «Литке», но было уже слишком поздно. Теперь экипаж ожидала зимовка в затерянных льдах. Более того, полярники забили тревогу — никто не мог поручиться за сохранность судна в экстремальных условиях Крайнего Севера. Физическая причина гибели ледокола «Челюскин» заключалась в мощном напоре льдов, пробивших его левый борт. Эвакуация с судна За несколько часов до развязки, когда уже стало ясно, что корабль отправится на дно, началась спешная эвакуация людей. Команда успела перенести на окрестный лед часть инвентаря и инструментов. Этих вещей было достаточно для создания хоть какого-то временного лагеря.

Во время эвакуации погиб один человек. Его по трагической случайности придавило сместившимся грузом. Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека. Среди них было двое детей, в том числе новорожденная дочка одного из геодезистов. Оказавшись один на один с недружелюбным полярным миром, экипаж уже на второй день передал в столицу сообщение о катастрофе. Связь челюскинцы наладили под руководством старшего радиста Кренкеля. Относительно недалеко, на мысе Уэллен, располагалась береговая станция, которая и передала сообщение.

Когда Отто Шмидт еще за год до того находился на аварийном «Сибирякове», он оказался в аналогичной ситуации.

Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Гибель парохода "Челюскин": что произошло 85 лет назад в Чукотском море Ледокольный пароход «Челюскин» должен был повторить подвиг ледокола «Сибиряков» и за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. В июле 1933 года судно вышло из Ленинграда. Успешное плавание длилось до Новой Земли. Там 13 августа из-за серьезной деформации корпуса образовалась течь, однако "Челюскин" продолжил путь. В сентябре судно получило вмятины по правому и левому борту, течь усилилась. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости.

В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море.

Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем нужно было вновь попытаться пройти весь маршрут от Мурманска до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Напомним, что первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». На «родной» верфи устранили замеченные дефекты. Затем - переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. Это было роковое опоздание. Ледокол «Георгий Седов» отправился в путь из Архангельска 15 июня, и все равно не успел проделать путь до «больших» льдов! А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив ее тем самым на год никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — О. Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект. Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьезные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад? О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперед, и будь что будет! Что было дальше — известно. Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку». Все возбужденно, радостно обсуждали: как назвать ребенка? И придумали: Карина. В честь Карского моря, где она появилась на свет. Странно, конечно, что на остров Врангеля геодезист отправился с женой на сносях. Впрочем, а было ли это странным для советских людей 30-х годов? Как говорится, вопрос… Уж чего-чего, а самоотверженности и готовности выдержать любые испытания у советских людей было не отнять. И не занимать. Правда, она произведет на свет сына Владимира только 15 сентября 1934-го, уже в нормальных условиях, и тот получит фамилию и отчество своего прославленного родителя. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий