Страница с текстом из Монолог Катерины из Грозы под исполнением Барти. Автор знакомит нас с монологами Катерины о ее годах жизни в родительском доме. Монолог Катерины От чего люди не летают отрывок А Н Островский Гроза читает Настя Годунова.
монолог Катерины из пьесы Островского "ГРОЗА"
Ах, кабы ночь поскорее!.. Уверенность в собственной правоте. Выделив ключевые фразы и осознав, какие чувства и переживания за ними скрываются, постараемся понять подтекст этого, на первый взгляд, «понятного» монолога героини. Катерина представлена здесь и как человек мыслящий, и как человек глубоко чувствующий. Анализируемое явление можно считать кульминационным в развитии линии внутреннего конфликта Катерины: конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованием чувства. Действительно, до монолога с ключом мы знали героиню как человека свободолюбивых устремлений воспоминания о детстве и о жизни в родительском доме , как человека решительного Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.
Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Монолог с ключом открывает перед читателем зрителем и другие стороны личности героини. Прежде всего, обращаем внимание на то, что драматург передаёт действия Катерины: от полного отрицания предложенного Варварой способа жизни до безоговорочного утверждения правильности собственного выбора. В монологе Катерины представлена целая гамма переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений в собственной правоте, через отказ от мысли о том, что любовь — это грех, через попытки найти виновного в том, что человеческие желания и чувства приходят в несоответствие с общественными установками — к пониманию того, что главное для человека — быть честным с самим собой и уметь слушать собственное сердце. Остановим свой взгляд на авторских ремарках — на этом универсальном инструменте «помощи» читателю. В первой части монолога до логического вывода: «Разумеется, надо бросить. Задумчиво смотрит на ключ. Ремарки постоянно напоминают читателю о том, что перед нами человек мыслящий, человек, стремящийся жить в соответствии с теми установками, которые идут от разума, от сознания, от понимания человеческих законов существования.
Всё изменяется в тот момент, когда Катерина «Прислушивается». Резонно задать себе вопрос: к чему или к кому прислушивается она? По сюжету — «Ах, кто-то идёт! Так сердце и упало», фактически ремарка «Прислушивается»может означать и другое: героиня впервые прислушивается не к голосу разума, а голосу собственного сердца, к зову так неожиданно зазвучавшего чувства. Кажется, и драматург, не против такого толкования, ведь именно здесь впервые появляется слово «сердце» а до этого момента многократно звучало другое слово: «Мало ли что в голову-то придёт», другая и рада: так очертя голову и кинется», «А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Так на наших глазах рождается личность, рождается Человек в высоком смысле этого слова. Для такого Человека основой жизни является свобода мысли и чувства, ничего общего не имеющая ни с самодурством неограниченная свобода выражения собственных эмоций Дикого, ни с ханжеством Кабанихи. Всё, что мешает свободе, всё, что сковывает её, выступает как сила античеловеческая. Вот почему Катерина не приемлет принципа лжи «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Вот почему с гордостью, с чувством собственного достоинства говорит она: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? В пользу этого вывода говорит и удивительная фраза: «Он мой теперь…» К кому или к чему обращены эти слова? Контекст не подскажет нам единственного верного решения: с одной стороны, эта фраза завершает размышления о ключе, с другой — воплощает в слове страстный зов чувства. Так сам драматург соединяет разумное и эмоциональное начала в неразрывное целое.
Ответ очевиден: классическая литература создавалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир». А что хорошо? Что нужно любить, а что ненавидеть? Этой мерой христианского, православного необходимо измерять сегодня и отечественную классику.
Работая в старших классах, на уроках литературы пытаюсь рассматривать через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение. Пьесу А. Островского «Гроза» можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить, что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Пьеса «Гроза» показывает кризис нравственных устоев тогдашнего общества, в котором старшее поколение утрачивало понимание этических норм морали. Островский сумел почувствовать приближающуюся катастрофу.
На уроке по пьесе Островского «Гроза» рассматривается через православный аспект причина трагедии главной героини. Вместе с учащимися мы прослеживаем душевную травму Катерины с момента ее рассказа о жизни в доме матери. Отмечают ребята не только поэтичность героини, её мечтательность, но и гордыню, присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва Катерины не всегда была глубокой, а поверхностной. В монологе героини о доме преобладают представления о народной христианской религиозности, которые и являются общим фоном действия практически для всех без исключения персонажей этого произведения. Так, в девичестве «до смерти я любила в церковь ходить! Точно, как все это в одну секунду было. Главное событие пьесы — измену Катерины — не только Марфа Кабанова, но и сама Катерина воспринимают в качестве греха, требующего покаяния которое состоялось и наказания. Без раскаяния Катерина в шестом явлении хочет, но не может молиться: она, согласно ремарке автора, «подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает: — Ах!
Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». Анализируя суету свидания, мы с учениками наблюдаем за душевными муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед искушением. Результатом работы над драмой «Гроза» стало сочинение. Одна из учениц пишет: «Мне страшно было читать признание героини. Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда — один шаг до последней погибели — самоубийства. Когда-то Катерина хотела взлететь до неба, жалея, «… отчего люди не летают так, как птицы»?.. Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, не к небу, а в обрыв, в пропасть преисподнюю. Да, люди, действительно свободны в своем выборе.
Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам». При изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» необходимо знать притчу о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Накануне рокового дня главному герою приснился сон — крик его растревоженной совести. Он увидел себя семилетним мальчиком. Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…» — эти слова произносит Раскольников в первом разговоре с Соней после чтения ею Евангелия. Последствия властолюбия и индивидуализма столь глобальны, что писатель для проведения своей мысли обращается к текстам Священного Писания. Достоевский тщательно и подробно анализирует душевное состояние героя. Ребята говорят о том, что создается впечатление, что писатель материализовал страдания Раскольникова.
Нравственные и физические муки свидетельствуют о том, что помраченная грехом человеческая природа хочет вернуть свое первоначальное состояние, воссоединиться с Творцом, от которого она отпала. Рассматривая повесть Н. Лескова «Очарованный странник», отмечаем с ребятами особенности характера главного героя Ивана Флягина. Говорим о том, что одиночество героя не безусловно: это странник не простой, но «очарованный». В «очарованности» Ивана скрыт существенный смысл. От рождения герой принадлежит не только самому себе. Это обещанный Богу ребенок. О своей предназначенности Иван не забывает ни на минуту. Мать вымолила сына у Бога и, родив его, умерла.
В душе Флягина заложен изначально некий «генетический» код, в пределах которого осуществляется свобода действий и поступков героя. Жизнь Ивана выстраивается по известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих и путешествующих, в недугах страждущих и плененных». По образу жизни своей это странник беглый, гонимый, ни к чему земному, материальному в этой жизни не прикипевший. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу и народу. По художественному заданию повести, за очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определен её православно-христианской верой. Евангельские мотивы мы находим и в романе Б.
I had a lot of colors , a lot. Then go with mama to church, and all pilgrims - we house was full of pilgrims ; yes bogomolok. And coming out of the church , sit at any work more on velvet with gold, and the pilgrim will tell where they were, they saw the lives of different or poems sung. So before lunch time and passed. Then the old woman lay down to sleep , and I walk through the garden. Then for vespers , and again in the evening stories yes singing. Such was good! Why, and we have the same thing. Yes, here everything seems out of bondage. And before his death, I loved to go to church! Exactly how this was one second. My mother said that everything happened, look at me , that to me is done. You know : a sunny day in the dome a light pole goes down , and in this post goes smoke , as if a cloud , and I see I used to like the angels in this column fly and sing. And what happened , girl, get up at night - we also have the lamps burning everywhere - yes somewhere in a corner and pray until the morning.
Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Да ведь и у нас то же самое. Да здесь все как будто из-под неволи.
Текст песни Островский Гроза - Монолог Катерины
Гистограмма просмотров видео «Монолог Катерины Из Пьесы А. Н. Островского "Гроза"» в сравнении с последними загруженными видео. Спишите отрывки из монологов Катерины — героини драмы А. Островского «Гроза». В этой статье представлен текст монолога Катерины из пьесы «Гроза» Островского — монолог «Отчего люди не летают!.».
«Отчего люди не летают так, как птицы?»
Героиня "Грозы" не прошла сепарацию с матерью, в отношениях с мужем искала детские ощущения. Таким образом, монолог Катерины из «Грозы» раскрывает многоуровневую тему власти, страсти и ничтожества. Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация Монолог Катерины (с ключом) Драма А. Н. Островского«Гроза». Монолог Катерины из пьесы «Гроза» — Alina Maslennikova. / Монологи Катерины ("Гроза"). Монолог 1. Отчего люди не летают!
Предсмертный монолог катерины из грозы анализ. Финал драмы
Учащиеся замечают, что и молитва Катерины не всегда была глубокой, а поверхностной. В монологе героини о доме преобладают представления о народной христианской религиозности, которые и являются общим фоном действия практически для всех без исключения персонажей этого произведения. Так, в девичестве «до смерти я любила в церковь ходить! Точно, как все это в одну секунду было.
Главное событие пьесы — измену Катерины — не только Марфа Кабанова, но и сама Катерина воспринимают в качестве греха, требующего покаяния которое состоялось и наказания. Без раскаяния Катерина в шестом явлении хочет, но не может молиться: она, согласно ремарке автора, «подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает: — Ах! Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие».
Анализируя суету свидания, мы с учениками наблюдаем за душевными муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед искушением. Результатом работы над драмой «Гроза» стало сочинение. Одна из учениц пишет: «Мне страшно было читать признание героини.
Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда — один шаг до последней погибели — самоубийства. Когда-то Катерина хотела взлететь до неба, жалея, «… отчего люди не летают так, как птицы»?..
Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, не к небу, а в обрыв, в пропасть преисподнюю. Да, люди, действительно свободны в своем выборе. Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам».
При изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» необходимо знать притчу о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Накануне рокового дня главному герою приснился сон — крик его растревоженной совести.
Он увидел себя семилетним мальчиком. Он велел их чтить и любить, они будущее человечество…» — эти слова произносит Раскольников в первом разговоре с Соней после чтения ею Евангелия. Последствия властолюбия и индивидуализма столь глобальны, что писатель для проведения своей мысли обращается к текстам Священного Писания.
Достоевский тщательно и подробно анализирует душевное состояние героя. Ребята говорят о том, что создается впечатление, что писатель материализовал страдания Раскольникова. Нравственные и физические муки свидетельствуют о том, что помраченная грехом человеческая природа хочет вернуть свое первоначальное состояние, воссоединиться с Творцом, от которого она отпала.
Рассматривая повесть Н. Лескова «Очарованный странник», отмечаем с ребятами особенности характера главного героя Ивана Флягина. Говорим о том, что одиночество героя не безусловно: это странник не простой, но «очарованный».
В «очарованности» Ивана скрыт существенный смысл. От рождения герой принадлежит не только самому себе. Это обещанный Богу ребенок.
О своей предназначенности Иван не забывает ни на минуту. Мать вымолила сына у Бога и, родив его, умерла. В душе Флягина заложен изначально некий «генетический» код, в пределах которого осуществляется свобода действий и поступков героя.
Жизнь Ивана выстраивается по известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих и путешествующих, в недугах страждущих и плененных». По образу жизни своей это странник беглый, гонимый, ни к чему земному, материальному в этой жизни не прикипевший. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу и народу.
По художественному заданию повести, за очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик которой определен её православно-христианской верой. Евангельские мотивы мы находим и в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Идея Преображения — одна из коренных идей православия. В жизни Христа был день, когда он с учениками взошел на гору Фавор и «преобразился перед ними: Его лицо просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как свет». Сын Человеческий «открыл своим ученикам свою божественную сущность, то, что он «Сын Бога Живаго».
По стихам Юрия Живаго, которые Б. Пастернак поместил в конце романа, мы знаем, что означает этот день «Шестое августа по старому стилю». Это очевидная подсказка для нас, кто же такой доктор Живаго, откуда взялась его странная фамилия и что стоит за его гамлетовской нерешительностью.
В этом заключается символический смысл евангельских сюжетов стихов героя: «На страстной» Пасха , «Август» Преображение , «Рождественская звезда» Рождество. В имени, отчестве и фамилии героя Юрий — Георгий Андреевич Живаго есть и иные символические смыслы: Юрий — победоносец — победитель змея — зла, символ русской Государственности, герб города Москва. Отчество Андреевич — восходит к Андрею Первозванному, одному из 12 апостолов Христа, по преданию дошедшего с проповедью его учения до языческой Киевской Руси.
И таких примеров в русской классической литературе можно найти немало. Литература в школе способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Словесное искусство духовно по своей природе.
Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А.
Куприна, Ф.
Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь... Умереть бы теперь... Все равно, что смерть придет, что сама... Молиться не будут?
Кто любит, тот будет молиться...
А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. This I was! I lived or not grieve about what exactly the bird in the wild. Mama in me doted dress up me like a doll, not compelled to work ; I want to used to it and do. You know how I lived in a girl? I had a lot of colors , a lot.
Then go with mama to church, and all pilgrims - we house was full of pilgrims ; yes bogomolok. And coming out of the church , sit at any work more on velvet with gold, and the pilgrim will tell where they were, they saw the lives of different or poems sung. So before lunch time and passed. Then the old woman lay down to sleep , and I walk through the garden. Then for vespers , and again in the evening stories yes singing.
Он изводит Бориса, ругает его. При этом присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила "у ней на лице улыбка ангельская", а лицо, кажется, будто светится. И все же оказывается, что Катерина не этого мира человек. Борис в конечном счете оказывается не парой ей. Для Кати самое трудное - преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут своего счастья. Тем более, что детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод. Она понимает, что ей с мужем жить "до гробовой доски". И потому для совестливой натуры, которой "не замолить этого греха, не замолить никогда", который "камнем ляжет на душу", для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход смерть. И Катерина решается на самоубийство. Нет, правда, виден и еще один выход. Катерина предлагает его своему возлюбленному, когда тот собрался в Сибирь. Но в ответ слышит, что нельзя Борису сделать этого. А почему? И вспоминаются первые сцены пьесы, где Борис рассказывает Кулигину, как Дикой их с сестрой после смерти родителей ограбил. Борис знает, что и теперь Дикой поиздевается вдоволь над ними, а денег не даст. Потому что очень не любит этот купец отдавать долгов. Но, несмотря на то, что Борис это знает, он продолжает подчиняться дяде. А ведь, наверное, смог бы заработать на жизнь и без дикого. Для Бориса расставание с любимой женщиной - трагедия. Но он старается быстрее забыть о своей любви. Для Катерины с отъездом Бориса кончается жизнь. Такие эти разные натуры. И было у них всего счастья - десять ночей... Разность натур проявляется у них и в последних прощальных словах. Борис говорит, что только и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее. Странные слова... Последние же слова Катерины перед смертью обращены к любимому: "Друг мой! Радость моя! Нет нынче порядков, что царили в Калинове, и женщины уравнялись с мужчинами в правах. Но есть зато тяжелая, не женская работа, очереди, неустроенность, коммуналки. Да и кабанихи среди свекровей и тещ тоже не перевелись. Но все же я верю, что счастье человека в его руках и его обязательно ждет высокая любовь, если он ее заслуживает. Кто виноват в гибели Катерины? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления. Но Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений. И в этих условиях сформировались у Катерины естественные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Варваре: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно — я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять». И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Борису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе — равный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», Поэтому неудивительно, что Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось. Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, - говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете! Но Катерина не хотела и не могла этого делать. Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит вопреки воле маменьки. Итак, путь к вольной жизни, к счастью обрезан. Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все - равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе.
Монолог Катерины
Отрывок из пьесы Островского "Гроза" 1 действие, 7 явление Монолог Катерины "Отчего люди не летают так, как птицы?". Монолог Катерины "Отчего люди не летают". Монолог из второго действия, в котором молодая женщина размышляет брать ей ключ или не брать, также помогает лучше представить характер героини Островского. На вопрос Очень нужен монолог Катерины из "Грозы"!!!"Почему люди не летают, как птицы!
Монолог Катерины «Отчего люди не летают?»
Монолог Катерины из грозы от чего люди не летают. Монолог Катерины. Анализ монолога с ключом Монолог екатерины в произведении гроза. 19 ответов - 185 раз оказано помощи. Катерина (одна).