В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной. Читайте далее, как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права».
Каким было женское образование в Российской империи
Права женщин — права, считаемые принадлежащими прирождёнными и неотъемлемыми для каждой женщины (девочки, девушки) независимо от её гражданства, возраста, расы. Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. Вернее, далеко не только о самом празднике, а вообще о борьбе женщин за свои права.
Час истины. Древний Рим Права женщин.
сказала Людмила Алексеева "Интерфаксу" в связи с отмечаемым в воскресенье Международным женским днем. Хронология юридических прав женщин (за исключением права голоса) отражает формальные изменения и реформы, касающиеся прав женщин. В истории появления прав женщин было много важных этапов, которые повлияли на изменение общественного отношения к роли женщин.
Права, которые есть только у женщин
Когда женщины в России впервые получили паспорта? | С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869. |
Почему женщины стали бороться за свои права • Arzamas | Как началась борьба женщин за право на высшее образование. |
Telegram: Contact @russiauniversities | сказала Людмила Алексеева "Интерфаксу" в связи с отмечаемым в воскресенье Международным женским днем. |
Каким было женское образование в Российской империи | В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной. |
100 лет борьбы за женские права: что изменилось
Но часто ли мы задумываемся, откуда к нам пришел Международный женский день? Между тем этот праздник имеет богатую историю, окрашенную в красные цвета революции. Есть разные версии насчет того, откуда он ведет свою историю. Одна из наиболее популярных гласит, что все началось с «марша пустых кастрюль», который в этот день в 1857 году провели текстильщицы Нью-Йорка, бастовавшие против переработок и низких зарплат.
Что здесь правда, а что вымысел — теперь уже трудно выяснить, но мы решили попытаться рассмотреть обе точки зрения и попытаться составить представление о том, каким был главный женский праздник у самых своих истоков. Историк и политолог, а также секретарь Центрального комитета Ленинского Комсомола Союза молодежи РФ по информационно-аналитической работе Ярослав Листов в деталях рассказал об истории 8 Марта вплоть до наших дней и напомнил, что изобретением этого праздника мы обязаны не только Кларе Цеткин и Розе Люксембург. Без голоса, наследства и паспорта — Ярослав, кто все-таки придумал Женский день?
Можно ли сказать, что Клара Цеткин создала этот праздник? До этого 8 марта еще не было Женским днем, а символизировало борьбу женщин за свои права. Это был период, когда женщина не имела ни права голоса, ни права на наследство, а в России она не имела даже паспорта и была занесена в паспорт к мужу.
Поэтому, естественно, все эти социально-экономические и политические вопросы требовали своего разрешения. Это правда, что именно она принесла Женский день в нашу страну? После того как в России свершилась Октябрьская революция, Коллонтай была назначена наркомом социального призрения или, как бы сейчас сказали, министром социальной политики.
В частности, одной из ее инициатив было введение в новый советский календарь Международного женского дня. Так что в этом плане Коллонтай, безусловно, внесла главный вклад в учреждение этого праздника у нас. Никто из большевиков не возражал, поэтому особого сопротивления этой инициативе не было.
А в дальнейшем, уже в период становления и развития этого праздника, большую роль в его судьбе сыграла Надежда Константиновна Крупская. Коллонтай к тому времени уже была послом в Мексике, поэтому, естественно, влиять на формирование праздника она не могла.
На следующий год в США учредили праздник — Национальный женский день, отмечавшийся в последнее воскресение февраля. В 1910 году в Копенгагене прошла вторая Международная конференция, на которой собрались представительницы 17 стран. Там немецкая политическая деятельница Клара Цеткин предложила ежегодно праздновать Международный женский день. Идея всем понравилась, но торжество устраивали в разные дни марта. При этом история женских шествий началась задолго до «Прогулки по Бродвею»: 8 марта 1857 года в Нью-Йорке забастовали работницы текстильных фабрик.
Они вышли на улицы с кастрюлями и другой кухонной утварью, стуча по которой требовали справедливых условий труда. Это шествие получило название «Марш пустых кастрюль» — именно в память о нем Международный женский день стали отмечать 8 марта, но у России была своя история. В 1917 году жительницы Петербурга вышли на улицы, чтобы призвать революционеров к активным действиям. По оценкам историков, тогда собралось около 130 тысяч человек. Женщины, можно сказать, запустили революционный процесс, написал РБК. Это произошло 23 февраля, или 8 марта по старому стилю. Когда император отрекся от престола, женщины потребовали включить их в работу Учредительного собрания.
Ответа не последовало, поэтому 19 марта 40-тысячная толпа устроила митинг, и летом 1917 года женщинам старше 21 года дали право голосовать. Россиянки добились этого на три года раньше американок и на год раньше британок. С тех пор 8 марта стало важной для СССР датой, которую в 1965 году сделали выходным днем. А в 1975-м Международный женский день признали в ООН: тогда всем странам-участницам рекомендовали его отмечать. Женщины имели право управлять княжествами, становились послами за рубежом и служили советницами при высокопоставленных мужьях.
Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений.
В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921.
Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м.
Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С. Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло. Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты.
Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского.
Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия».
Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу». Социально-историческая судьба Несмотря на это ограничение, многие женщины, замужние и незамужние, с детьми и без, вдовы, поспешили воспользоваться открывшейся возможностью. Всего за пару лет в России появилось около 2130 вольнослушательниц. Училась вольнослушательницей на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Получив по высочайшему соизволению допуск к итоговым экзаменам в юридической испытательной комиссии, сдавала их не там, а в Московском университете.
Испытания Дзюбинская успешно прошла в 1914 году Фото: Центральный государственный архив г. Москвы Стать вольнослушательницей было не так-то просто. Многие университеты, не желая снижать требования к поступающим, хотя те и шли учиться на изначально неравных со студентами условиях, решили проводить дополнительные экзамены для женщин. В основном приходилось проходить испытания по математике и древним языкам. Учитывая, что во многих школах для девочек не преподавали эти предметы совсем либо преподавали их гораздо более поверхностно, чем мальчикам, абитуриенткам приходилось готовиться самостоятельно. Наиболее популярными среди девушек юридическое и медицинское направления. Были и те, кто стремился в инженерно-промышленные, политехнические и сельскохозяйственные институты. Характерно, что педагогическое поприще, к которому готовили историко-филологические и физико-математические факультеты, не особо привлекало женщин. А ведь именно эту деятельность как наиболее «подходящую» им навязывало государство. В целом, преподаватели были довольны вольнослушательницами.
Так, профессор Томского университета М. Соболев отмечал , что те были хорошо подготовлены, прекрасно разбираются в теоретических вопросах, умело излагают свои мысли, учатся прилежно и сознательно. У вольнослушательниц была возможность получить полноценный диплом, испросив допуск к экзаменам в испытательных комиссиях. Диплом Евгении Дзюбинской, выданный после экзаменов в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Борьба за полноценный доступ женщин в университеты Либеральный министр народного просвещения И. Толстой не чинил вольнослушательницам препятствий. Он даже предложил председателю Совета министров С. Витте допустить женщин в университеты на равных с мужчинами.
Временами воззрения мужчин на вопрос женского образования доходили до уровня мракобесия. Эдвард Кларк, между прочим, профессор Гарвардского университета, в 1873 в книге «Пол в образовании» заявил: «У девушек, посещающих колледж, мозг становится больше и тяжелее. Кровь таким образом приливает к мозгу и отливает от матки, в результате чего женщина может стать бесплодной». В 1873 году в составе Кэмбриджа появилось первое высшее образовательное учреждение для женщин. Правда, поначалу там было всего 5 студенток. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869. Носить брюки В европейском понимании брюки долгое время оставались привилегией мужчин. Ничего, что некоторые так называемые панталоны больше походили на современные колготки — носить их женщинам строго-настрого запрещалось. Одной из первых бунтарок, заявившей о праве женщин на брюки, стала Амелия Блумер, американская писательница конца XIX века. Именно в честь нее назвали короткую юбку блумерс, которую в сочетании с панталонами на рубеже веков носили велосипедистки. Но для повседневной носки такой наряд не совсем подходил, так что и популярностью не пользовался. Марлен Дитрих обожала брюки.
История становления института прав женщин в России
В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты. Первые ограниченные права женщин в России появились в 1753 году, когда правительство запретило сокращение девичьих наследств. Соответственно, все права женщин, которые сегодня нам кажутся естественными, появились как раз в Конституции 1918 года, которая в этом году, кстати, отмечает 100-летие.
Когда женщинам разрешили садиться за руль
Ежегодно 8 марта отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин, исторически появившийся как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство и эмансипацию. Почему женщины до сих пор борются за свои права (18+). Как феминизм изменился после Второй мировой войны и почему мало получить законные права — нужно еще иметь возможность их реализовать. Ключевые слова: права женщин, женщина, Древний Рим, статус женщин. Идею поддержали, и появился Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права.
История становления института прав женщин в России
Однако уже тогда были женщины, которые выдвигались к власти и даже правили Римской империей. В средние века женщины также были лишены права на наследование и занятие государственных должностей. Однако, есть несколько примеров женщин, которые добились влиятельной позиции благодаря своей образованности и таланту. Основоположницей феминизма стала Мэри Волстонкрафт, которая в своей книге «Защита прав женщин» высказала идеи о равенстве полов. В начале XIX века в Англии начались акции протеста, требующие политического участия женщин. Победа пришла в 1928 году, когда женщины получили право голоса в Великобритании.
В России становление движения за женское право началось в конце XIX века. В 1905 году был создан Петербургский Женский комитет, который занимался организацией протестов и возмущений. В 1917 году советская власть ввела равноправие женщин и мужчин, а также закрепила для женщин право на избрание и быть избранными в органы государственной власти. Женский вызов за права широко освещался в феминистской литературе и искусстве. Например, в книге «Единство» Волстонкрафт обратилась к образованному слою женщин и призвала их к борьбе за свои права.
Правда, поначалу там было всего 5 студенток. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869. Носить брюки В европейском понимании брюки долгое время оставались привилегией мужчин. Ничего, что некоторые так называемые панталоны больше походили на современные колготки — носить их женщинам строго-настрого запрещалось. Одной из первых бунтарок, заявившей о праве женщин на брюки, стала Амелия Блумер, американская писательница конца XIX века. Именно в честь нее назвали короткую юбку блумерс, которую в сочетании с панталонами на рубеже веков носили велосипедистки. Но для повседневной носки такой наряд не совсем подходил, так что и популярностью не пользовался. Марлен Дитрих обожала брюки.
Из соображений безопасности широкие юбки в цеху были запрещены, так что женщины с удовольствием переоделись в бриджи и комбинезоны. Но настоящей революцией стали брючные костюмы, в которые облачилась Коко Шанель. Интересно, что во Франции закон, запрещающий женщинам носить брюки, был официально отменен лишь в 2013 году. Работать, получать деньги и выходить замуж Долгое время женщинам вообще запрещалось работать, после профессии стали делить на женские и мужские.
Но настоящей революцией стали брючные костюмы, в которые облачилась Коко Шанель. Интересно, что во Франции закон, запрещающий женщинам носить брюки, был официально отменен лишь в 2013 году. Работать, получать деньги и выходить замуж Долгое время женщинам вообще запрещалось работать, после профессии стали делить на женские и мужские. При этом считалось, что женщины некоторых профессий не могут выходить замуж. Например, в Швейцарии вплоть до 1965 года женщинам было запрещено выходить замуж! А жительницы ФРГ до 1977 по закону обязаны были спросить у мужа разрешения, прежде чем выходить на работу.
Первопроходцем стала Люси Стоун, американская суфражистка, которая вышла замуж в 1855 году и сохранила свою девичью фамилию. Она оказалась куда удачливее и богаче своего мужа, потерявшего все деньги на инвестициях. Заниматься спортом Первые современные Олимпийские игры в Афинах в 1896 году были закрыты для женщин. Их организатор Пьер де Кубертен счел, что участие дам было бы «непрактичным, неинтересным, неэстетичным и неприличным». Побороться с таким отношением к женскому спорту попробовала Алиса Милье. Именно она в 1922 году организовала в Париже первые Мировые женские игры.
Все эти принципы английского общего права common law были ослаблены на практике судами «справедливости» и отдельными статутами; например, отдельное имущество жены обеспечивалось за нею фикцией, что собственник его — другой верный человек trustee , а жена только пользуется им.
Лишь в 1882 году женщины Великобритании получили право владеть имуществом без посредства trustee и право завещать [10]. В США штат Миссисипи первым принял закон о праве замужней женщины на собственность в 1839 году, за ним последовали другие штаты [11]. В Швеции аналогичный закон был принят в 1874 году [12]. В ФРГ в 1957 году был принят закон о равноправии, по которому муж больше не мог распоряжаться имуществом жены, полученным до брака, а имущество, приобретенное в браке, становилось общей ценностью, подлежащей справедливому разделу при разводе, муж лишался права тратить зарплату жены по своему усмотрению женщины теперь могли сами открывать банковские счета и не мог больше требовать у работодателя её увольнения [13]. В США в 1963 году начал действовать закон о равной оплате, запретивший дискриминацию по признаку пола в сфере оплаты труда, в 1968 году был принят закон о равенстве полов в жилищном строительстве, в 1974 году — о равенстве женщин в образовании, в 1975 году — о равных возможностях при кредитовании [14]. Аборты без медицинских показаний были разрешены в Великобритании в 1967 году, в США — в 1973 году по всей стране решение Верховного суда США по делу « Роу против Уэйда » , во Франции — в 1979 году [15]. Основная статья: Женское избирательное право До XIX века право женщин голосовать предоставлялось локально и, как правило, сопровождалось дополнительными ограничениями имущественный ценз , положение в семье, обществе и т.
Затем начался период роста активности движения за женское избирательное право. Это привело к его закреплению в международном праве в середине XX века. В настоящее время женское избирательное введено в большинстве стран мира. Одними из первых женское избирательное право ввели Новая Зеландия 1893 , Австралия 1902 , в Европе — Великое княжество Финляндское в составе Российской империи , 1906 , в исламском мире — Крымская народная республика 1917 [16].