С 1960-х годов термин «эмоциональный интеллект» изредка использовался в психиатрии и литературной критике. Эмоциональный интеллект – это совокупная способность распознавать чувства и эмоциональные состояния других людей, управлять собственными чувствами, регулировать и использовать их, мотивировать себя и влиять на других. Так ли это на самом деле, как низкий эмоциональный интеллект связан с зависимостями, суицидальным и жертвенным поведением, а также о том, помогает ли развитый эмоциональный интеллект справиться с тяжелыми новостями, — в интервью. В некоторых случаях эмоциональный интеллект человека (EQ) может быть гораздо важнее коэффициента интеллекта (IQ).
Направления исследования эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект — Википедия | Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. |
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта | Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ. |
Эмоциональный интеллект | Пикабу | Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. |
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать полученную сенсорную информацию и адаптировать своё мышление и поведение к определённой ситуации или контексту. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов: самосознания и самоконтроля, эмпатии, цели и видения, социальности, личного влияния. Модель эмоционального интеллекта, представленная Д.В. Люсиным, состоит из трех компонентов: когнитивные способности (скорость и точность обработки эмоциональной информации), представления об эмоциях (ценности, важная информация о себе и других. 29 ноя 2020. Пожаловаться. Эмоциональный интеллект состоит из двух главных составляющих, о них сегодня и поговорим Начнём с того, что есть большое количество людей, которые не способны рефлексировать — то есть осознавать собственные эмоции.
Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика
И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое.
Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу.
Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость.
Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота. Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс. Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего. А мотивация — это не исполнительность.
Многие путают мотивацию и исполнительность: типа мотивированный ученик — это ученик, который делает всё, что ему говорят. Но это не совсем так, это разные свойства. Ирина — А кто такой мотивированный ученик? Сергей — Мотивированный ученик — это ученик, которому интересно что-то делать, и этот интерес внутренний. То есть у него есть внутреннее свойство хотеть что-то узнать. Ирина — Мотивацией могут быть деньги?
Сергей — Мотивацией не могут быть деньги.
Такая аномалия бросила тень на привычную установку о том, что высокий IQ — главный и чуть ли не единственный ключ к профессиональному успеху. В результате исследований выяснилось, что критическим фактором, отличающим крутых профессионалов от всех остальных, является именно эмоциональный интеллект. Первое определение эмоциональному интеллекту в начале 1990-х годов дали исследователи П. Сэловей и Дж. По их словам, эмоциональный интеллект — это набор навыков, имеющий отношение к точной оценке, а также выражению, использованию и эффективному регулированию своих и чужих эмоций.
Несколько десятков лет спустя это определение дополнил психолог из Гарварда, научный журналист и автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман, который выделил четыре основные сферы эмоционального интеллекта: Самосознание, или способность слышать свои эмоции; Самоуправление, или возможность держать эмоции и импульсы под контролем; Социальное сознание, или возможность считывать и интерпретировать эмоции других людей; Управление взаимоотношениями, или способность мотивировать других и слаженно работать в команде. Каждая из этих сфер складывается из одного или нескольких навыков, всего их 12: эмоциональное самосознание, эмоциональный самоконтроль, адаптивность, фокус на результат, позитивный подход, эмпатия, понимание группы, влияние, менторство, регулирование конфликтов, лидерство и работа в команде. Кому необходим эмоциональный интеллект? В целом, на сегодняшний день регулярно развивать и поддерживать эти качества и навыки необходимо каждому, однако существуют профессии, представителям которых просто не справиться без эмоционального интеллекта. Первыми в этом списке стоят медицинские сотрудники: согласно исследованиям , эмоциональный интеллект напрямую влияет на исход болезни пациентов.
Ученые из Медицинского колледжа Джефферсона в Филадельфии пришли к такому выводу после наблюдения за 890 больными диабетом, проходившими лечение у 29 разных врачей. Также в этом списке профессий значатся социальные работники, архитекторы, менеджеры по персоналу, маркетологи и менеджеры по продажам. Эмоциональный интеллект играет ключевую роль и в сфере высоких технологий. Искусственный интеллект постепенно вытесняет человека в тех областях, где возможна автоматизация: сбор и анализ данных, выполнение повторяющихся задач, — но нет такого инструмента, который помог бы искусственно воспроизводить подлинные человеческие взаимоотношения. С таким типом задач лучше всего справляются как раз люди с высоким эмоциональным интеллектом, которые долгое время будут оставаться вне конкуренции: ни один компьютер на подлинные эмоции пока не способен.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т. Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач.
Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений. Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям. Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ. Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них. Высокий Про человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта можно сказать следующее: Он распознает эмоции и чувства окружающих, считывая их по мимике, жестам, голосу, поведению, а также читая между строк. Он искренне интересуется состоянием собеседника, умеет сопереживать и предпринимает попытки оказать помощь и поддержку. Обладатель высокого уровня EQ понимает природу собственных эмоций, их причину, характер. А также умеет находить способы взять себя в руки и справляться с проблемными состояниями. Он умеет отказывать в просьбах, если они ущемляют его интересы и противоречат желаниям.
Человек осознает свои положительные и негативные стороны, а также старается усовершенствовать первые и минимизировать вред от вторых. Высокий уровень EQ не уживается с перфекционизмом. Такой человек не зависит от мнения окружающих и не стремится никому и ничего доказывать. Низкий Как распознать тех, у кого эмоциональный интеллект развит слабо?
В 1990-е гг. Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П.
Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта.
Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим.
Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая эмоциональный интеллект как когнитивную способность, а ко второму типу — модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик.
Петридес и Э. Фёрнхем провели несколько иное различение, которое они считают более широким: эмоциональный интеллект как способность они называют его ability EI или information processing EI и эмоциональный интеллект как черта trait EI. Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Рассматривая эмоциональный интеллект как черту, мы должны связывать его с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения следует применять опросники. Если мы исследуем эмоциональный интеллект с точки зрения способности, то данный подход относится к традиционной психологии интеллекта и для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов, в этих случаях следует применять также проективные задания [16]. В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А.
Леонтьева [7; 10; 14; 20; 21]. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», — писал он. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л. Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн, развивая идеи Л. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального[19; 20]. Однако описанные идеи Л. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития [23].
В подтверждение этого можно привести слова Д. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности в том числе и эмоционального [18].
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
Эмоциональный интеллект – это совокупная способность распознавать чувства и эмоциональные состояния других людей, управлять собственными чувствами, регулировать и использовать их, мотивировать себя и влиять на других. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Как же эмоциональный интеллект влияет на нашу жизнь и как его развивать, рассказала Маргарита Кевац — клинический психолог и исследователь, сооснователь проекта аутентичного саморазвития Care Space. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится.
Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни
Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих: Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта. Действие — то, как человек реализует причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе. Значение — то, какой смысл вы придаете действию.
Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас. Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Управление отношениями Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций.
Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты. Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла.
При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь». В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду. В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.
В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем. В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.
Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на подходящие задачи. Вы сможете грамотно расставлять приоритеты и давать четкие распоряжения сотрудникам. Как определить уровень развития эмоционального интеллекта? Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ: Осознаете свои чувства и эмоции. Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.
Избегать стереотипов и осуждения, не вешать ярлыки. Быть чутким к нуждам окружающих: что им нужно, чтобы расти? Как можно помочь развитию их способностей? Навыки общения Искренне интересоваться каждым человеком, которого вы встречаете. Вы можете не одобрять его поведение или образ жизни, но нужно быть открытым в общении, потому что, когда в вас есть хоть немного негатива по отношению к человеку, он это чувствует. Также это способность найти подход к любому человеку вне зависимости от пола, расы, религии и других факторов. Быть командным игроком. Фокусироваться не только на личном успехе, но и помогать развиваться другим. Как развить эмоциональный интеллект? Для того, чтобы повышать свой уровень эмоционального интеллекта, нужно в первую очередь максимально принимать себя — это важнейшее условие, фундамент. Нужно позволить себе быть максимально уязвимым — быть самим собой. При общении люди чувствуют то, что чувствуете вы. И если вы не верны себе, если вы обманываете себя или не принимаете себя, это откликается в другом человеке. Он думает: «Что-то тут не так, я не доверяю тебе». И наоборот. Если вы в гармонии с собой, тогда и люди быстрее вам открываются, связь между вами налаживается быстрее и изначально более крепка. Человек, который любит себя и уважает свои особенности, свою природу, естественным образом начинает принимать окружающих и перестает их осуждать. Вы и ваши эмоции — одно целое Мы привыкли отделять себя от своих эмоций. Мы говорим: «Ты меня злишь», хотя правильнее будет сказать: «Я злюсь, когда ты делаешь это». Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом. Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать. Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь? Уверен ли я, что мне стоит злиться? Как я могу по-другому выразить свои истинные эмоции? Например, молодой человек не пришел вовремя к ужину, опоздал примерно на час. Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция. Это может быть беспокойство и любовь, потому что мужа не было целый час, и он не позвонил, не предупредил об опоздании. Это может быть ревность, потому что она больше не чувствует себя красивой и желанной, а тут еще и молодой человек задерживается на работе.
В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу. Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента: 1. Идентификация эмоций восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций ; 2. Осмысление эмоций понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях ; 3. Ассимиляция эмоций в мышлении использование эмоций для направления внимания на важные события, способность вызывать эмоции, способствующие решению задач ; 4. Управление эмоциями снижение интенсивности отрицательных эмоций, решение эмоционально нагруженных задач без подавления связанных с ними отрицательных эмоций.
Эта составляющая ЭИ позволяет человеку адекватно реагировать на эмоции других людей. Эмпатия также помогает понять структуру любых отношений, в том числе на рабочем месте: оценить расстановку сил, понять, как она влияет на чувства и поведение людей. Мотивация Речь идет о внутренней мотивации — когда человек стремится к удовлетворению потребностей и целей, руководствуясь своими убеждениями, желаниями и ценностями, а не внешними факторами — деньгами, славой или признанием. Люди с сильной внутренней мотивацией входят в состояние «потока» — полностью погружаются в свою деятельность. Они четко ставят перед собой цели и вырабатывают план действий. Такие люди испытывают потребность в самореализации и самосовершенствовании, активно вовлекаются в процесс и часто проявляют инициативу. Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя.
Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума
Те люди, которым удается развить свой эмоциональный интеллект, могут считаться по-настоящему взрослыми, зрелыми, разумными людьми. Все остальные люди - это просто большие дети, ведомые собственными эмоциями, импульсивные, не способные управлять ситуацией. Эмоциональный интеллект был впервые исследован психологами Питером Саловеем и Джоном Майером в 1990 году, а позже популяризирован писателем и научным журналистом Дэниелом Гоулманом. По словам Гоулмана, существует пять основных компонентов эмоционального интеллекта: 1. Саморегуляция — эффективное управление своими эмоциями, умение контролировать импульсивное или деструктивное поведение, способность направлять эмоции на продуктивные и позитивные действия; 3.
Мотивация — стремление к достижению поставленных целей, несмотря на неудачи и препятствия, способность использовать эмоции для поддержки решимости и стремления к личностному росту и успеху; 4. Эмпатия — способность воспринимать и разделять чувства других, умение сочувствовать и сопереживать, возможность поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию с его точки зрения, без осуждения; 5. Социальные навыки — способность выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, эффективное общение, поиск компромиссов, улаживание конфликтов, умение хорошо работать в команде. Преимущества высокого эмоционального интеллекта Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает относительно небольшое количество людей, независимо от их социального статуса, образования, положения в обществе и достатка.
Это большой труд над собой, который длится всю жизнь. Купить рекламу Отключить К характерным преимуществам высокого эмоционального интеллекта можно отнести: 1. Здоровое общение. Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают и передают свои эмоции, а также читают и реагируют на эмоции других.
Это делает их лучшими коммуникаторами и позволяет построить и поддерживать здоровое общение.
Эмоциональный интеллект — что это? ЭИ Эмоциональный интеллект — совершенно новый человеческий ресурс, позволяющий управлять, использовать, распознавать как собственные, так и чужие эмоции. Это дает возможность более эффективного принятия решений как в личном общении с людьми, так и в бизнесе. Эмоции есть у каждого. Но нужно уметь применять их во благо. Есть устаревшая теория, что решения люди принимают только в зависимости от своего IQ и логического мышления.
Сейчас ясно, что это совершенно не так, иначе не было бы нелогичных необдуманных поступков, основанных на одних лишь эмоциях. Развитие эмоционального интеллекта стало модной тенденцией в конце 20 столетия. К сожалению, на первых этапах область оказалась перенасыщена популяризированными теориями на тему управления эмоциональным интеллектом, имеющие мало общего с научным подходом. Исследовательница из Беларуси И. Андреева выразила мнение, что ЭИ стал полумифическим понятием, неопределенным феноменом из области популярной психологии. Тогда бойко продавались разрекламированные пособия и бизнес-практики на эту тему, которые были сильно упрощены, вплоть до искажения. Упомянутые выше Майер и Сэловей создали целую программу исследований и диагностики эмоционального интеллекта.
В процессе одного из таких исследований они выявили, что при просмотре печального фильма быстрее восстанавливались люди, умеющие быстро идентифицировать свои эмоции и давать им названия. Одновременно люди, интеллект которых позволял правильно оценивать эмоции и чувства других людей, легче налаживали социальные связи. В 90-х годах прошлого века обозреватель New York Times Д. Гоулман познакомился с работами Сэловея и Майера, что привело к написанию книги о структуре эмоционального интеллекта, которая так и называлась: «Emotional Intelligence». А в 2000 году Г. Чернис на регулярном сборе Сообщества по организационной психологии, проходящем на территории Нового Орлеана, сказал, что именно благодаря книге Гоулмана сочетание слов «эмоциональный интеллект» стало одним из самых распространенных в американской корпоративной лексике. Правда, не все толковали это понятие правильным образом.
Также активно обсуждалось понятие эмоционального интеллекта подростков. Сэловей замечает, что термин ЭИ у него используется в значительно более узком толковании, чем в научно-популярной книге Гоулмана. В научных работах выделяется несколько общих видений ЭИ. Их описывали с помощью классификации по способам измерения, используемых в конкретных подходах. В основном методики эмоционального интеллекта делятся на две категории: смешанные модели, а также модели способностей. Модели способностей описывают эмоциональный интеллект как комплект мотивационных, личностных и когнитивных черт и тесно объединяет их с совладательными процессами и адаптацией к реальной жизни. Такие модели имеют в виду измерение ЭИ при помощи самоотчетных опросников, схожих с традиционными личностными аналогами.
Что касается моделей способностей, то они определяют составляющие эмоционального интеллекта как некий комплект способностей, доступных для измерения с помощью тестов, где часть ответов правильная, а часть — неверная. Концепция смешанных моделей ЭИ Эта концепция принадлежит психологу Р. Бар-Она, который первым сформировал понятие EQ эмоциональный коэффициент в 1985 году. Это своеобразная альтернатива привычному понятию IQ, позволяющая оценивать сразу много некогнитивных навыков и способностей. Разработанный ученым опросник подвергает исследованию следующие 5 компонентов эмоционального интеллекта: Внутриличностный. Дает знания об имеющихся эмоциях, возможность выражать и понимать их. Вводит шкалы: самоактуализация, самосознание, настойчивость, независимость, самоуважение.
Опытный эмоциональный интеллект - сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач. Этот показатель демонстрирует уровень способности воспринимать эмоциональную информацию, отвечать на нее и распоряжаться ею, не обязательно при этом понимая ее. Он фокусируется на более базовом уровне переработки эмоций в отличие от рационального понимания и управления эмоциями. Показатель базируется на ветвях "Распознавание эмоций " и "Использование эмоций" модели эмоционального интеллекта. Эти две ветви в большей степени опираются на то, как эмоции проявляются и распознаются, и как человек идентифицирует эмоции и реагирует на них. Данная способность является менее аналитической — обработка информации, связанной с эмоциями, осуществляется интуитивно и используется в ситуациях «здесь и сейчас» при незначительном планировании и управлении собственным поведением. Пользоваться эмоциями «здесь и сейчас» нам позволяют 2 способности: распознавание эмоций и использование эмоций — это опытный домен. Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас». Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций.
Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их. Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т. Эти способности требуют рассуждения об эмоциях, как они развиваются с течением времени, как ими можно управлять, и как эта регуляция эмоций должна соответствовать социальным ситуациям. Можно использовать такую информацию, чтобы наметить эмоциональный курс для себя и других в соответствии с личными потребностями. Показатель основан на вашем выполнении заданий по ветвям "Понимание эмоций" и "Управление эмоций" модели эмоционального интеллекта. Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций. Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции.
Идентификация эмоций является его самой сильной стороной. Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию.
Обладатель высокого уровня EQ понимает природу собственных эмоций, их причину, характер. А также умеет находить способы взять себя в руки и справляться с проблемными состояниями.
Он умеет отказывать в просьбах, если они ущемляют его интересы и противоречат желаниям. Человек осознает свои положительные и негативные стороны, а также старается усовершенствовать первые и минимизировать вред от вторых. Высокий уровень EQ не уживается с перфекционизмом. Такой человек не зависит от мнения окружающих и не стремится никому и ничего доказывать.
Низкий Как распознать тех, у кого эмоциональный интеллект развит слабо? Выделить их можно по следующим признакам: Люди с недостаточным уровнем эмоционального интеллекта заводятся с полуоборота, всегда готовы вступить в жаркий спор и требовать от собеседника четкой аргументации своих слов, действий, решений. Они тяжело проигрывают, винят окружающих в излишней чувствительности. Могут спровоцировать конфликт своими колкими словами, а позже свалить вину за возникший конфликт на оппонента.
Низкий EQ не дает распознавать чувства близких людей. Человек не видит, что собеседник расстроен, поставлен в тупик, смущен и не желает продолжать общение. Роль жертвы привычна. За все неудачи принято винить обстоятельства или окружающих людей.
Для человека характерны вспышки неконтролируемой агрессии. Он не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они неуместны и доставляют дискомфорт близким. Высокая подверженность депрессиям.
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями. Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! Из чего состоит эмоциональный интеллект.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные. Про «эмоциональный интеллект» слышали все, но что конкретно скрывается за этим понятием? Модель эмоциональной компетентности тренинговой компа-нии EQuator состоит из четырех навыков. Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient). это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять). По всему миру эмоциональный интеллект внедряется в школьное и академическое образование в рамках так называемых SEL-программ (Social and Emotional Learning).
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта — в работе Д.
Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. Выготкого и С. Подобное решение предлагает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной». Гарднер полагает множественность интеллектов.
Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет только те когнитивные способности, которые заложены в модели теста. Как известно, соотношение интеллекта и креативности носит пороговый характер. До определенной величины средних значений креативность тесно связана с показателями интеллекта, в дальнейшем она не зависит от роста интеллектуальных способностей при очень высоких показателях интеллекта креативность может оставаться на весьма средних значениях. Такое же отношение мы видим и при изучении модели психического — способности понимать психические состояния свои и другого.
Средний уровень интеллекта необходим, но не достаточен для развития данной способности, что особенно ярко проявляется при изучении аутистов со средними и выше среднего показателями интеллекта. Методики, основанные на моделях способностей, обладают неплохой критериальной валидностью и измеряют некие конструкты, отличные от всех уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов. Однако пока остается неясным, как эмоциональный интеллект соотносится с этими уже выделенными конструктами. Также большой вопрос вызывает подсчет баллов, так как в подавляющем большинстве методик он основан на консенсусе и оценках экспертов, что не исключает конформность к социальным нормам.
Однако подобная конформность характерна и при разработке других тестов, включая и тесты на интеллектуальные способности. Неменьший интерес вызывает выявление конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Люсин предлагают набор таких конструктов применительно к роли эмоционального интеллекта в адаптации и приводят список методик и отдельных шкал для их измерения. Сюда входят такие конструкты, как темперамент, переработка информации, уверенность в своей эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и навыки.
Проблема измерения Таким образом, можно выделить два основных подхода к измерению ЭИ. Вокруг них в современной литературе разворачиваются острые дискуссии.
Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей. Урок 4. Три главных навыка Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми. Наше душевное равновесие находится в балансе в том случае, если в нашей личной и общественной жизни все в порядке. Мы не вступаем в жесткие конфликты, не критикуем окружающих и ведем себя тактично с другими людьми — и они пусть и не сразу отвечают нам тем же.
В этом уроке мы уделим особое внимание развитию коммуникационных навыков. Разобравшись со своим внутренним миром в третьем уроке, мы обратим внимание на внешний мир, наполненный людьми и диалогами. Мы выясним, почему так важны «три кита коммуникации»: эмпатия, ассертивность, умение слушать. Человек менялся на протяжении всего существования человечества, но ключевые потребности остались неизменными — все мы любим тех, кто относится к нам с уважением, выслушивает нас и понимает, что мы чувствуем. Урок 5. Оптимизм, самомотивация и счастье Для счастья , по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой.
В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха. Как проходить занятия? Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой.
Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания. Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему. Вы должны прояснить для себя важность повышения уровня эмоционального интеллекта, а также изучить его модели для того, чтобы двигаться не на ощупь, а четко понимать, куда вы идете. Выделите один-два дня на каждый из теоретических уроков. Третий, четвертый и пятый уроки — это практика.
В связи с этим, выделите себе максимально возможное количество времени и проходите их не спеша. Выполняйте все упражнения и прислушивайтесь ко всем рекомендациям и советам. Помните, что любое знание должно моментально преобразовываться в действие, иначе оно будет бессмысленным. Книги и учебники Стоит ли продолжать свое обучение по окончании курса? Безусловно, ведь психология эмоций — достаточно сложная и непостоянная материя, поэтому вы должны приучить себя к длительному обучению. Впрочем, это достаточно интересно и не должно нести элемент вынужденности.
Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом. Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать. Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь? Уверен ли я, что мне стоит злиться? Как я могу по-другому выразить свои истинные эмоции? Например, молодой человек не пришел вовремя к ужину, опоздал примерно на час. Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция. Это может быть беспокойство и любовь, потому что мужа не было целый час, и он не позвонил, не предупредил об опоздании. Это может быть ревность, потому что она больше не чувствует себя красивой и желанной, а тут еще и молодой человек задерживается на работе. У наших эмоций гораздо более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому важно уметь копать глубже. Так, девушка с развитым эмоциональным интеллектом, не стала бы кричать на опоздавшего парня, а сказала бы ему о своих переживаниях «Милый, я так тебя люблю и так переживаю, когда ты задерживаешься на работе и не предупреждаешь. Мне так важно, когда ты дома к ужину. Пожалуйста, позвони мне, если когда-нибудь снова придётся задержаться». Поощряйте критику Критика может задеть те слабые места, которые мы усердно пытались спрятать от себя или попросту не видели. Если вы слышите какие-то замечания в свой адрес, обдумайте их. Действительно ли это правда? Если да, то как можно исправить это? Если какие-то ремарки вас задевают, задумайтесь о причинах. Сделайте паузу Для начала проследите, как вы ведёте себя в стрессовых ситуациях, как реагируете? Вините окружающих, порой даже неоправданно? Сильно расстраиваетесь, когда все идёт не по плану? Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаем о своих эмоциях только тогда, когда они нарастают и, наконец, выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой. В стрессовой ситуации, перед тем как ответить, накричать, сказать грубость, сделайте глубокий вдох, посчитайте до 10 и подумайте. Почувствуйте эмоции, проследите их причины, задайте себе вопросы и только потом выберете, как будете реагировать. Звучит невыполнимо.
Получается, что проявление эмоционального интеллекта — это такое маленькое внутреннее движение: оно незаметно глазу, но меняет всё. Женя Венина, консультант по вопросам развития и создания эффективных команд в айти-сфере, коуч, фасилитатор: — Мне нравится метафора, что эмоциональный интеллект — это регулятор. В зависимости от контекста, он помогает найти баланс между тем, что мы чувствуем, и тем, как транслируем эти чувства в социум. При этом любая из моделей эмоционального интеллекта — это всего лишь ориентир, который может помочь построить собственную модель. Гоулман пишет для американской аудитории, российское же общество развивалось и находится в других ограничениях, поэтому мы не можем применить к нему эту модель без правок. Российская практика» и «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях». У них хорошо получилось адаптировать знания об эмоциональном интеллекте к российской действительности. Вот как эти авторы определяют эмоциональный интеллект и его составляющие. Эмоция — это обратная связь на любое изменение во внешнем или внутреннем мире, которую мы получаем от организма. Она содержит в себе информацию о том, как мы оцениваем это изменение и влияет ли оно на наши решения и действия. Модель эмоционального интеллекта Сергея Шабанова и Анны Алешиной состоит из четырех элементов: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями других людей. Это иерархическая модель, то есть каждый новый навык нарабатывается после того, как освоен предыдущий. Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта Если у нас развит эмоциональный интеллект, мы способны замечать изменения своего состояния. Можем определить, какую эмоцию сейчас испытываем и насколько она интенсивна, а еще осознавать, как эта эмоция влияет на наши решения и действия. Мы можем управлять эмоциями вместо того, чтобы подавлять их. Когда мы понимаем собственные эмоции, мы способны понимать и эмоции другого человека. Можем чувствовать эмоциональное состояние собеседника, предполагать причины его возникновения и замечать, как эмоции влияют на поведение человека. Это дает нам возможность поддерживать и вдохновлять других людей.
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать
В подкасте вы узнаете. Чтобы активно и эффективно развивать эмоциональный интеллект, нужно прежде всего понять, что включает в себя это понятие. Дэниел Гоулман считает, что уровень развития эмоционального интеллекта зависит от 12 ключевых компетенций в 4 областях. В некоторых случаях эмоциональный интеллект человека (EQ) может быть гораздо важнее коэффициента интеллекта (IQ). Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”.
Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный
- Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума
- Эмоциональный интеллект | Журнал Вестник Психологии
- Как определить уровень эмоционального интеллекта у взрослого?
- Отзывы о НАДПО
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
А не думаю, что теперь меня точно уволят и я умру под мостом. Уметь доверять друг другу, понимать, как мои поступки и слова влияют на другого, присоединяться к чужим чувствам, но понимать, что они не мои. Мне нравится модель эмоционального интеллекта Гоулмана, он много лет посвятил этой теме и хорошо раскрыл ее в книгах. А еще я рекомендую книгу нейропсихолога Эстанислао Бахрах «Лимбический мозг. Как познать свои эмоции и обратить их себе на пользу». Он рассказывает о том, как работает лимбическая система, которая отвечает за эмоции, и как научиться ими управлять. Есть подход Патрика Кинга — он о том, что мы ищем врагов не друг в друге, а в барьерах коммуникации. Например, один из навыков этого подхода — умение давать обратную связь. Я могу дать человеку обратную связь одними и теми же словами, но с разной внутренней позицией. Первая позиция — отождествлять человека и проблему, а себя воспринимать как их оппонента.
Вторая позиция — быть на стороне человека, а не проблемы. Слова одни и те же, а результат разный. Получается, что проявление эмоционального интеллекта — это такое маленькое внутреннее движение: оно незаметно глазу, но меняет всё. Женя Венина, консультант по вопросам развития и создания эффективных команд в айти-сфере, коуч, фасилитатор: — Мне нравится метафора, что эмоциональный интеллект — это регулятор. В зависимости от контекста, он помогает найти баланс между тем, что мы чувствуем, и тем, как транслируем эти чувства в социум. При этом любая из моделей эмоционального интеллекта — это всего лишь ориентир, который может помочь построить собственную модель. Гоулман пишет для американской аудитории, российское же общество развивалось и находится в других ограничениях, поэтому мы не можем применить к нему эту модель без правок. Российская практика» и «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях».
Например, когда вы чувствуете прилив злости, важно проделать 3 простых шага: Сконцентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь замедлить его, делайте глубокие вдохи и выдохи, обращайте внимание на воздух, который теплеет по мере того, как попадает в нос. Отвлекитесь на физический мир. Возьмите ручку, сдвиньте блокнот на несколько миллиметров в сторону, поправьте рукава рубашки. Придумайте мантру. Короткое предложение, которое бы напомнило вам о ваших ценностях — например, нежелании развязывать конфликт на ровном месте. Направьте реакцию в правильное русло Одна из причин, по которой мы чувствуем себя ужасно после слов и действий, которые случились под влиянием эмоций, — это то, что мы в эти секунды противоречим сами себе и отказываемся от наших ценностей. Чтобы такого не случилось, есть методика, состоящая из трех шагов: визуализация, стратегия и реализация. Как это работает? Лучшие публикации в Telegram-канале Econet. Во-первых, представьте условия, которые бы могли вывести вас на негативные эмоции. Постарайтесь как можно подробнее продумать эту ситуацию — так, как будто она вот-вот случится. Когда вы погрузитесь в контекст, вы услышите голос наставника, который скажет вам о том, что прямо сейчас случится непоправимое. В эту секунду остановитесь и задайте себе вопросы: «Есть ли в этом смысл? Делайте это до тех пор, пока не придете к четкой и однозначной картинке того, как лучше всего отреагировать в конкретной ситуации. Во-вторых, начните развивать идеальную стратегию, которая поможет добиться ваших первоначальных целей. Ваш партнер в порыве злости говорит: «Ты не ценишь то, что я для тебя делаю! Вы чувствуете возмущение, ведь это неправда. На агрессию хочется ответить эмоционально; возможно, попытаться задеть за живое. Перенаправление мыслей. Вы понимаете, что сказанные партнером слова, скорее всего, неправда. Он так не считает на самом деле, но есть факторы, которые заставляют его чувствовать злость, грусть или обиду. Новая реакция. Вместо того чтобы нападать в ответ, вы говорите: «Это не так. Как я могу доказать это? Пожалуй, это самый сложный этап, так как отказаться от шаблонных реакций очень сложно, но если каждую из них осознавать и вовремя пресекать, с каждым разом будет проще действовать по-новому. Оглянитесь назад В вашем прошлом наверняка было множество ситуаций, которые можно разобрать на составляющие. Попробуйте вспомнить, как вы вели себя некоторое время назад, например, в моменты конфликта, сильной усталости или когда чувствовали беспокойство, неуверенность в себе или грусть. Проживите эти моменты снова, чтобы придумать новую модель поведения. Чтобы сделать это успешно, постарайтесь не сожалеть о содеянном, не делите свои поступки на хорошие и плохие, а также обращайте внимание не только на чувства, но и на факты.
Обаятельный продавец способен продать больше товара, даже если тот будет бесполезным или недостаточно качественным. Люди с развитым EQ имеют больше возможностей за счет влияния на других людей. Высокий уровень EQ означает, что человек умеет распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном. Такие качества позволяют налаживать связи, обращать на себя внимание, способствуют доверию и, как следствие, занятию высоких должностей, предполагающих управление коллективом. В нем главные герои являются гениальными учеными, но совершенно не умеют вести себя в обычном обществе, из-за чего постоянно и попадают в комичные ситуации. Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления. Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет. Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации. Управление — способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей.
Для развития эмоционального интеллекта ребенка Яшин рекомендует говорить с детьми о чувствах, спрашивать, как прошел их день, и задавать предметные вопросы на тему эмоций. Например, если ребенок грустит, стоит спросить, что случилось и не ссорился ли он с кем-то. А если у него хорошее настроение — наоборот, поинтересоваться, появился ли у него новый друг, во что они играли и т. Вместе с этим необходимо расширять его эмоциональный словарь и объяснять, как называется та или иная эмоция. Часто у детей есть только интуитивное понимание того, что они испытывают. Если родители будут подсказывать и прямо объяснять, что такое обида, злость, ревность, ребенку будет легче понять себя, озвучивать собственные чувства и обсуждать их с другими. К примеру, карточки с изображением эмоций, название которых нужно угадать. С дошкольниками и младшеклассниками можно заняться ролевым проигрыванием, в котором дети ставят себя на место родителей или учителей, чтобы понять причины их поведения. А для подростков эффективнее всего формат беседы, в которой психолог делится личным опытом и показывает ребенку, что рассказывать о своих чувствах — это нормально, отмечает Яшин. Взрослые могут развить ЭИ на сеансах у психолога или добиться некоторых результатов самостоятельно при помощи контроля и исследования эмоций. Поставьте себя на место собеседника и поймите, что не всегда вы должны быть главным героем повести, как и единственным бенефициаром диалога или ситуации», — советует Сефербеков. Виктория Обнорская.