Рождество Христово: История праздника. 7 января большинство православных христиан празднует Рождество — приход в мир Спасителя нашего Иисуса Христа. Считалось, что между праздниками Рождества Христова и Крещением Господня, с 7 по 19 января открывается коридор, соединяющий миры людей и духов. 7 января — Рождество Христово: история и традиции праздника.
Рождество Христово 7 января 2022: история и традиции праздника
Праздник Рождество Христово – это день рождения Божьего сына. Рождество Христово — один из основных христианских праздников, который по значимости превосходит только Пасха. Рождество католическое и православное. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено во второй половине IV века. Рождество Христово является поистине одним из самых важных и почитаемых праздников православных.
Как отмечают православное Рождество?
Православные верующие 7 января встречают второй по значимости праздник — Рождество Христово. Кроме них, праздник Рождества Христова 25 декабря отмечают православные жители. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день. Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции. 7 января Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников — Рождество Христово. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса.
Рождество Христово в России в 2023 году: традиции и подарки
Рождество Христово: даты, история, традиции | Начало празднования православного Рождества — длинная традиция, которой верующие начинают следовать задолго до самого праздника. |
Рождество Христово 2024: что за праздник и почему от него считают нашу эру - Толк 07.01.2024 | 7 января православные отмечают Рождество Христово. |
5 любопытных фактов о православном Рождестве
7 января. Рождество Христово — традиции и обычаи | РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО ПРАВОСЛАВНОЕ Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. |
5 любопытных фактов о православном Рождестве - Узнай Россию | Рождество Христово — православный мир отмечает 7 января 06.01.2019, Sputnik Грузия. |
7 января. Рождество Христово - традиции и обычаи | Однако Рождество всё еще в самом разгаре для 12 % христиан во всем мире, которые являются православными и отмечают праздник в первую неделю января. |
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
Стирку, уборку, глажку лучше выполнить до Рождества — светлого и чистого праздника. Единственное исключение — это подготовка к трапезе. В светлый праздник лучше избегать ссор и разногласий. Переборите это желание, даже если вы чувствуете, что правы. Будьте терпимее к своим близким. Иначе хорошие отношения можно в один день испортить на всю жизнь. Еще одна традиция — зажигать свечи. Они являются символом победы света над тьмой. Считается, что зажженные на Рождество свечи приносят в дом благодать, делают жизнь более ясной.
Традицию празднования 25 декабря в России принято называть католической. Однако это не вполне верно. Дело в том, что в ночь с 24 на 25 декабря отмечает Рождество Христово не только Римско-католическая церковь, но и многие протестантские конфессии, а также одиннадцать из пятнадцати поместных православных церквей мира. К ним присоединяются афонские монастыри, католики восточного обряда Украинская Греко-католическая церковь и часть российских протестантов. Вообще два Рождества возникли из-за смены календаря.
Изначально все жили и отмечали праздники по юлианскому календарю, который установил ещё Юлий Цезарь. Со временем оказалось, что он учитывает не совсем точные значения оборота Земли вокруг Солнца, из-за чего начали копиться «лишние» дни. Некоторые страны в дальнейшем перешли на григорианский календарь, другие остались на юлианском. После Октябрьской революции в России тоже произошёл переход на григорианский календарь, а вот Русская православная церковь осталась верна юлианскому. В этот день событие, предсказанное пророками за шесть веков до этого, сбылось.
В иудейском Вифлееме в пещере пастухов у Девы Марии родился сын, и в нём воплотился Бог. Интересно, что в Библии не указана точная дата рождения Иисуса Христа. Косвенные данные приводят историков к выводу, что Иисус родился около 7—6 года до н.
Почему Рождество 7 января — интересное видео Рождество Христово — великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве. Рождение Иисуса Христа описано в Новом Завете. Точная дата появления на свет Иисуса Христа неизвестна. Выбору даты 25 декабря для празднования Рождества сопутствовали различные факторы: в этот день происходит зимнее солнцестояние в римском календаре; это дата, которая наступает спустя 9 месяцев после 25 марта — праздника Благовещения и весеннего равноденствия.
В середине IV века Западная христианская церковь установила датой Рождества 25 декабря, которую позже приняли на Востоке. Сегодня большинство христиан празднуют Рождество в этот же день по григорианскому календарю. Однако православные христиане в Восточной, Центральной Европе и других местах мира справляют Рождество 7 января, спустя 13 дней после того, как множество стран мира США, Канада, Австралия, Великобритания и др. Интересный факт: Православие представляет собой одно из 3-х крупнейших христианских направлений наряду с католицизмом и протестантизмом. В современном христианском мире православная церковь, как правило, живёт по юлианскому календарю «старому стилю» , католическая церковь следует григорианскому «новому стилю». Почему православное и католическое Рождество не совпадают Юлианский и григорианский календари Страны отмечают Рождество в разное время, поскольку используют разные календари: юлианский календарь, который в 46 г. Христианские страны использовали юлианский календарь начиная с VI века.
В Италии на рождественский стол подают рождественские куличи, похожие на пасхальные, и дарят сладости, похожие на нугу — «торрончино». В Германии принято готовить рождественскую выпечку: пряники, кексы и коричные звездочки. В большинстве европейских стран в это время готовят «рождественское полено» — рулет из бисквита, украшенный сливками и шоколадной глазурью. В западных странах принято подавать рождественскую индейку и традиционный пудинг. Зажженные свечи также считаются символом Рождества. А пламя свечи напоминает христианам слова из евангелия: «Свет во тьме светит и тьма не объяла его». А так как Рождество является в образе младенца Христа, в окружении священной семьи, этот праздник принято отмечать в семейном кругу. Приметы на католическое Рождество С празднованием Рождества Христова как у католиков, так и у православных верующих связан ряд погодных примет.
В зависимости от конфессии, эти приметы несколько отличаются друг от друга. В частности, каким будет весь следующий год, католики определяли по следующим приметам: метель в Сочельник 24 декабря — к ранней весне; потепление накануне Рождества говорит о будущей холодной весне; снегопад в Сочельник обещает хорошие урожаи в будущем году; безветренная погода на Рождество — к теплому лету.
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах. Светлый праздник Рождества из-за многолетней антирелигиозной политики в СССР сейчас отмечается не так широко, как до революции 1917 года или как это делают во многих западных странах. Этот день в РФ объявлен выходным. Когда отмечается Рождество Христово Православные христиане отмечают Рождество в ночь с 6 на 7 января, католики и протестанты — с 24 на 25 декабря. Разница в датах объясняется различиями в календарях: православная церковь следует юлианскому, католическая и протестантские — григорианскому. Светлый праздник у православных предваряет сорокадневный пост.
Источник: РИА "Новости" История возникновения праздника Это один из главных христианских праздников всех конфессий, установленный в честь появления во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Само событие подробно описано в Евангелии, но в нем ничего не говорится о праздновании Рождества. Эта традиция сложилась гораздо позднее. Первые упоминания о том, что верующие отмечают день появления Христа 25 декабря, встречаются в середине IV века н. Значимость Рождества постепенно возрастала и в Средневековье праздник отмечали уже массово.
В его основе — события, описанные евангелистами Матфеем и Лукой.
О посте в Сочельник. В народе бытует неверное мнение о том, что в Сочельник нельзя есть «до первой звезды». Действительно, такая традиция бытовала в деревнях, где вместе с ней было немало и других суеверий. На самом деле составители Типикона не были «звездочетами» и потому к времени появления «первой звезды» никак не могли привязать трапезу в навечерие Рождества Христова. Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами. В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день — ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» — то есть средняя степень поста.
В варианте II допускается две трапезы, и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина — нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее — более плотный ужин с вином и елеем. В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера. Богослужебные литургические особенности праздничного бдения и литургии О времени служения. В советское время в отношении служб праздника Рождества Христова разнообразия почти не было: вечером в 17.
Однако в XXI веке появилась традиция по аналогии с Пасхой служить праздничное богослужение в основном литургию ночью. Сейчас в большинстве храмов такая практика служения: вечером 16. При этом в многоклирных то есть там, где много священников и несколько приделов храмах еще совершается литургия утром. Кроме того, встречается практика служения всенощного бдения и литургии вместе как одного продолжительного богослужения в этом прослеживается полная аналогия с Пасхой, разве что в отличие от пасхальной службы бдение Рождества Христова гораздо продолжительнее. Здесь два варианта: одни служат такую службу ночью начиная в 23. При служении литургии ночью для причастников рекомендуется соблюдение евхаристического поста минимально 6 часов; на практике для этого достаточно не есть и не пить после 19. Всенощное бдение. Основное отличие всенощного бдения — его уникальный состав: бдение праздника состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Такой вариант бдения в составе великого повечерия, 2-й части великой вечерни и утрени совершается максимум 4 раза в году: Рождество Христово и Богоявление всегда, Благовещение Пресвятой Богородицы часто но не всегда , храмовый праздник во вторник — субботу Святой Четыредесятницы.
Великое повечерие имеет праздничные особенности: каждение храма в начале повечерия, царские врата на практике открывают на пение «С нами Бог…», также тропаря по 1-м Трисвятом и кондака по 2-м Трисвятом. На утрене два канона: святого Космы Маюмского и святого Иоанна Дамаскина. По Уставу каноны поются со своими ирмосами, после каждой песни должно быть две катавасии на практике часто поют ирмосы 1-го канона, а катавасию — 2-го канона. Если праздник со вторника по субботу, то служится литургия святителя Иоанна Златоуста; если же праздник в воскресенье или понедельник — литургия святителя Василия Великого.
Величайший праздник относится к двунадесятым. Фото: Екатерина Иванова. RU Один из главных праздников отмечают и православные, и католики. В России эта дата приходится на 7 января.
Католики ее отмечают 25 декабря. Рождество Христово в ста странах мира входит в число государственных праздников. На каких бы языках ни говорили христиане, в каких бы краях они ни жили, это событие считается одним из самых важных. В православии Рождество Христово входит в число двунадесятых праздников. История праздника Рождества Христова Великий праздник, который встречают с умиротворением и радостью, посвящен появлению на свет Иисуса Христа, рожденного Пресвятой Девой Марией. Точная дата события неизвестна. Предположительно, таинство рождения Младенца произошло между 7-м и 4-м годами до нашей эры. Фото: Екатерина Чудина.
Так как свободных мест нигде не нашлось, местом их ночлега стала пещера, где пастухи вместе c домашними животными обычно пережидали темное время суток. Пещера стала местом рождения Божественного Младенца. О чуде его появления сообщил ангел, спустившийся к пастухам с небес. Когда пастухи подошли к пещере, они увидели, что ребенка согревают дыханием от холода осел и вол.
В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий.
Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» Лк 2,10-12.
Рождество Христово — 7 января 2024 года (история, традиции и обычаи)
Рождество Христово у восточных христиан | Рождество Христово — один из главных православных праздников. Что мы знаем об истории Рождества Христова, его обычаях и традициях? |
7 января. Рождество Христово — традиции и обычаи | Рождество Христово – великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве. |
Как отмечают православное Рождество? | великий христианский праздник, который мы отмечаем сегодня 7 января, - предсказаны и пред-описаны с потрясающей точностью и детализацией. |
Рождество Христово: праздник надежды
Согласно церковной истории, праведные Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, Мария была в положении: она ждала ребенка. В городе супругам негде было переночевать, и они остановились в пещере, в которой пастухи держали скот, когда была непогода. Тут Мария и родила. Колыбелью для Христа стали ясли. В русской православной традиции до Рождества верующие держали 40-дневный пост, чтобы покаяться и отдать дань Господу. Наши предки Рождественский пост старались проводить в молитве и покаянии. Приметы с едой на Рождество Христово Чем вкуснее и богаче была кутья и сочиво накануне — 6 января, тем удачливее сложится новый год. Мед в кутье символизировал сладкую жизнь, а семена мака — деньги. Основа, каша, могла быть любой Взвар из сушеных фруктов с травами и медом.
Блюд должно было быть обязательно двенадцать — это число носит в христианстве сакральное значение. У славян на праздничном столе обязательно был свежий хлеб и пирожки, начиненные монетками. Считалось, что нашедшему монету будет весь год сопутствовать удача. Период с 7 января по 18 января называется Святки. На Святки люди наряжались, ходили по домам и громкими песнями будили спящих. Заканчивалось веселье пиром и катанием с горок. Приметы на РождествоЕсли небо ночью на Рождество было ясное и звездное, считалось, что год будет урожайный, будет много ягод и грибов. Если день выдавался теплый — к урожаю, а если дождь — будет хороший урожай гречки.
Но тепло и отсутствие снега было плохой приметой, поскольку это сулило неурожай и голод. Также нельзя было одевать старую одежду — это тоже предвещало неурожай.
Когда отмечают Рождество Как известно, у праздника Рождества не одна дата. Католическая церковь отмечает его 25 декабря, а в православной традиции закрепилось празднование 7 января. Кстати, у протестантов, живущих по григорианскому календарю, Рождество тоже 25 декабря.
История праздника в России Рождество на Руси стало официальным праздником в конце X века. Князь Владимир принял крещение и, соответственно, традиции христианства. Изначально Рождество отмечали 25 декабря. Отмечали народными гуляниями как в городах, так и в деревнях. К началу XVIII века из Польши пришла традиция вертепного театра — в специальном ящике разыгрывались кукольные представления о рождении Иисуса, приходе Волхвов и принесении даров.
Рождественские елки, которые сегодня являются обязательным атрибутом праздника, появились в этот же период. Основоположником «елочной традиции» стал Петр I. Кстати, если знать быстро привыкла наряжать елочки, то крестьяне долго не могли смириться с тем, что символом праздника стало дерево, которое издавна считали погребальным. После того, как в 1918 годку Россия перешла на григорианский календарь, дата Рождества сместилась на 7 января. В 1920-х годах религиозные праздники повсеместно искоренялись, отобрали у народа и Рождество.
Так, с 1929 года за празднование Рождества можно было и проблемы с законом получить. Доходило до поистине странных крайностей — специальные дружины патрулировали улицы и заглядывали в окна в поисках нарядных елок.
Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей.
Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом. Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам.
Звон колокольчиков прославляет Господа. Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова. Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа.
Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст.
Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие. Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога.
Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным». На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».
В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома. Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества.
Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки. Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества по Юлианскому и по Григорианскому календарю тоже становится традицией. В древнем мире единого календаря не существовало.
Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры — за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия.
В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году.
Трудная история праздника Рождества
Начало празднования православного Рождества — длинная традиция, которой верующие начинают следовать задолго до самого праздника. Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. История возникновения праздника Рождество Христово изложена кратко, для детей. В дни празднования Рождества Христова священнослужители Казанской епархии посещают социальные и воспитательные учреждения, проводят вероучительные беседы и передают подарки подопечным. 7 января россияне отмечают праздник, от которого ведется современное летоисчисление – Рождество Христово. время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно.
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
Она отдает себя, забывая все, кроме любимого, дает, как будто, в беззащитности, в хрупкости, подобной этой плоти Ребенка, родившегося в Вифлееме. И взывает к нам Господь:"Отзовитесь!. Но чем мы отзовемся? В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с востока со своими дарами; но куда нам прийти, и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках; вот из этих потемок пойдем к свету. А свет — это любовь. Из мрака злобы — пойдем к любви!
Из греха — пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но «все» велико, потому что все может стать знаком любви!.. И Господь зовет нас верить в себя. Вспомните дары этих волхвов.
До начала XIX века не принято было устраивать массовые гуляния. Известные сейчас обычаи открывать ярмарки, украшать елки и делать подарки пришли из европейских стран. Однако с приходом советской власти, которая пыталась упразднить религию, елки и все прочие символы Рождества запретили. В послевоенные годы ели вернулись в дома в виде новогоднего атрибута, никак не связанного с религиозным праздником.
Власти поняли, что несправедливо лишать детей праздника и эмоций, связанных с этим символическим деревом. Однако масштабно праздновать Рождество начали лишь в 1991 году. Викимедиа Традиции православного Рождества Христова Священник отметил, что в честь Рождества в православных церквях проходят торжественные службы. Их начинают проводить утром 6 января — в сочельник, а вечером этого же дня верующие собираются на всенощное бдение с литией. Ровно в полночь 7 января начинается рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Традиционно в канун праздника рядом со святынями возводят снежные рождественские вертепы. Внутри кукольного театра показывают сцену Рождества. Объемные фигурки отсылают к истории праздника. Традиционными персонажами, конечно же, остаются Дева Мария и младенец Иисус.
Это напоминало о трех евангельских событиях: рождении Христа, поклонении волхвов и крещении Христа на реке Иордан. Древние славяне традиционно проводили первый день дома или у родных. На второй день женщины с детьми до года ходили в церковь, чтобы причащать их. Считалось, что это день младенцев.
В мемуарах князя Феликса Юсупова находим: "Матушка еще за месяц до праздника спрашивала людей, кому что подарить". Дочь чаеторговца Василия Сабашникова Маргарита с ностальгией описывала: "Мама участвовала в проведении праздников для детей нашего квартала, а мы с друзьями помогали. В снятом для этого мрачном помещении рядом с пользовавшейся дурной славой рыночной "Сухаревской" площадью собирались дети бедняков.
После популярной в народе игры с Петрушкой… зажигали свечи на большой елке. В соседней комнате раздавали подарки. Каждый ребенок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками. Друг моего брата, раздававший подарки, очаровал всех, позволяя ребенку выбирать то, что ему нравится". Библейской истиной "Да не оскудевает рука дающего" руководствовались не только богатые. Художник Кузьма Петров-Водкин вспоминал, как некий сапожник Иван Маркелыч "месяца за полтора до Рождества начал приготовления к вечеру-елке, который должен был состояться в одной из городских гостиниц. Для детей помимо грошовых подарков готовили спектакль, заранее распределив роли и репетируя".
И всё это с любовью и радостью - пришло время отдавать, делиться! Колесников 1879 - 1955 гг. С приближением Рождества и подготовка к празднику становилась напряженнее. Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку; победней - селедку, сомовину, леща... Зато на Рождество - свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу.
Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило". Из Сибири - рябчик, тетерка, глухарь…Торговля шла широко, щедро: без весов, на глаз! Нищий подберет, - удивлялся Иван Шмелев. А раньше говорили: "У голыша то есть у нищего та же душа, ему тоже радость нужна. И нищему на Рождество разговение". А еще верили: пост приведет к воротам рая, а уж милостыня их отворит.
У славян на праздничном столе обязательно был свежий хлеб и пирожки, начиненные монетками. Считалось, что нашедшему монету будет весь год сопутствовать удача. Период с 7 января по 18 января называется Святки. На Святки люди наряжались, ходили по домам и громкими песнями будили спящих. Заканчивалось веселье пиром и катанием с горок. Приметы на РождествоЕсли небо ночью на Рождество было ясное и звездное, считалось, что год будет урожайный, будет много ягод и грибов. Если день выдавался теплый — к урожаю, а если дождь — будет хороший урожай гречки. Но тепло и отсутствие снега было плохой приметой, поскольку это сулило неурожай и голод. Также нельзя было одевать старую одежду — это тоже предвещало неурожай. Что нельзя делать на РождествоВ Рождество Христово нельзя было шить, иначе в семье мог кто-нибудь ослепнуть.
Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января
Звезда на месте предполагаемого Рождества Христова. Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы [1].
В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф. Проблемы эортологического синкретизма: праздники Рождества Христова и Крещения Господня Вопрос об установлении праздника Рождества Христова находится в теснейшем соотношении с эортологической историей Крещения.
Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами — представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно.
Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день — 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Рождество Христово.
Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты.
Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека.
Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля.
В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных.
Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца.
Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский.
К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период.
Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение.
Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря.
Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами.
Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост.
А вот первая звезда возвещала его относительное «окончание». И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым.
И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд. Совсем не обязательно было кушать каждое блюдо полностью. Да и не очень реально это было после строгого поста. А вот понемногу — совсем другое дело.
Начинали трапезу с кутьи — центрального, главного, блюда Рождественского стола. Кроме всего прочего, она является и поминальным блюдом, поэтому миску, наполненную ею, а рядом — узвар, ставили и для умерших родных, которые, как считалось и считается по сей день в эту волшебную пору посещают живых. Кутью приносили и тем людям, которые не являлись родными или проживали в других домах, чтобы пожелать им благополучия, достатка, крепкого здоровья, счастья и радости, а также — поздравить с Рождеством. Эти же пожелания несли и кумовьям.
За нее взрослые дарят деткам гостинцы от души. Вернемся к праздничному домашнему столу. Он накрывался свежим пахучим сеном, но которые, в чистой красивой посуде ставилась еда. Каждое из блюд обладает своим смыслом.
Считается, что на стол следует ставить блюда изо всех фруктов, овощей, имеющихся в хозяйстве, чтобы на следующий год они уродили еще богаче. Почему именно 12 блюд необходимо приготовить на Рождество? Это обосновано тем, что в году столько же месяцев. А еще, именно 12 апостолов принимали непосредственное участие в известной тайной вечере с Христом.
В европейских странах со времён Средневековья известны литургические и религиозные драмы, разыгрывавшиеся по случаю Рождества Христова. Песенный фольклор, авторская поэзия и музыка находят яркое выражение в рождественских колядках ; в 19 в. Издавна в Рождество Христово было принято обмениваться подарками, украшать жилище зелёными ветвями впоследствии повсеместным стал обычай украшения рождественской ели. Синайский монастырь Святой Екатерины. Центральное место в них занимает образ Богоматери на ложе, вокруг которого располагаются ясли, фигуры пастухов, вола и ослицы. В византийском искусстве с 5 в.
В течение 6 в. В послеиконоборческий период канонизировалась повествовательная версия, которую часто сопровождают сцены «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Поклонение волхвов» мозаики церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо , Палермо, 1140-е гг. После 1000 г. Позднее под влиянием западноевропейской иконографии в сцене Рождества Христова появляется мотив кормления грудью Младенца. Древнерусское искусство продолжает византийскую традицию иконы из Спасо-Преображенского собора в Твери , середина 15 в. В поздних русских иконах центральный мотив Рождества Христова может дополняться сценами «Убиение Захарии» икона конца 16 в.
Гринберг Мария Владимировна В западноевропейском искусстве 6—8 вв. Он сохраняется в искусстве «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения» , дополняясь сценами «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Омовение Младенца», в него проникают архитектурные элементы древнеримского происхождения навеса — базилики , стен Вифлеема в виде римского каструма сторожевой башни пастухов.
Полторы тысячи лет длилось это ожидание. Полторы тысячи лет изливались эти пророчества. Начиная с того самого времени, когда впервые в Моисеевой книге, в книге Бытие, появились первые предзнаменования о рождении Мессии. А далее, практически в каждом ветхозаветном тексте мы встречаем намеки, предчувствия, а иногда и прямые строчки о том, что знаем сегодня уже в полной мере из Нового Завета.
В одной только Псалтыре одиннадцать псалмов имеют прямые указания на евангельские события. А страдания Христа и то, что будет происходить с Ним на горе Голгофа в Страстную Пятницу… За много столетий до этих событий они описаны в Ветхом Завете с потрясающей детализацией. За 700 лет до распятия Спасителя между двумя разбойниками, до Его погребений в гробе Его состоятельного ученика Иосифа Аримафейского, пророк Исаия об этом изрёк: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» Ис. Это сказано за 700 лет до событий. Даже о том, что одежды Христа после казни будут делить между собой воины, осуществившие распятие, то же было предсказано.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Православные верующие 7 января встречают второй по значимости праздник — Рождество Христово. С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса. Рождество Христово является поистине одним из самых важных и почитаемых праздников православных. Зима - 7 января 2023 - Новости Москвы - История возникновения праздника Рождество Христово изложена кратко, для детей.
Католическое рождество 2023: традиции и запреты светлого праздника
На государственном уровне празднование Рождества вернули в 1991 году, тогда 7 января было объявлено выходным днем. Рождество Христово, а в Русской православной церкви — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — это один из главнейших христианских праздников. Православные всего мира отмечают 7 января Рождество Христово. Этот день издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам.