Шахада — первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой Единобожия “Ля иляхэ иллял-лах, мухаммадун расулюл-лах” (“Нет бога, кроме Единого Господа, Мухаммад — Его посланник”) и содержащее два первых догмата Ислама[1]. Шахада, один из пяти столпов ислама, формула исповедания веры, которая звучит следующим образом: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и. Смысл значения слова шахада, правильное чтение на арабском языке, перевод на русский язык. Слова шахады для принятия ислама. Произнеся текст шахады о принятии ислама на русском, с искренностью и пониманием смысла, также можно стать муслимом. Смысл значения слова шахада, правильное чтение на арабском языке, перевод на русский язык. Слова шахады для принятия ислама.
5 столпов ислама - что это?
Во время битв шахада служила боевым кличем , что послужило появлению понятия шахид мученик. Первоначально шахидами называли воинов, павших в войне против врагов ислама с шахадой на устах[3]. Шахада произносится мусульманами во многих случаях жизни. Как составная часть она входит практически во все исламские молитвы[4]. В общем виде шиитская шахада имеет вид — «свидетельствую, что нет богов, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха и Али — друг Аллаха». Вокруг идентичности слов «бог», «божество» и «объект поклонения», «тот, кому поклоняются» иногда возникают споры между переводчиками. Каллиграфическая надпись шахады Принятие ислама[ ] Троекратное произнесение шахады перед официальным лицом составляло в Средние века ритуал принятия ислама[1]. С точки зрения ислама, с момента произнесения шахады в божественном присутствии «с искренностью в сердце» человек считается мусульманином , и должен соблюдать и остальные постановления шариата и Сунны , по крайней мере те, которые ему известны, а в случае неизвестности нужно следовать рациональным и мирным принципам.
Условия произнесения шахады 1. Осознание её смысла. При произношении слов свидетельства человек должен чётко понимать и осознавать сказанное им, а также иметь искреннюю убеждённость в истинности шахады. Несмотря на краткость формулы свидетельства, она несёт в себе глубокий смысл. Отказ от убеждений, противоречащих ей, то есть от суждений, явно противоречащих свидетельству. Искренняя убежденность. Человек не должен сомневаться относительно истинности слов шахады. Человек должен быть покорным в соблюдении требований шахады. Достоинства шахады Шахада, будучи одним из постулатов веры, обладает немалым достоинством для людей, которые произносят её с соблюдением всех необходимых условий. Однажды Посланник Всевышнего с. Какой бы раб Аллаха не встретил своего Создателя с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай! В другом хадисе, который содержится в сборнике Бухари, имеется следующее изречение Пророка Мухаммада с. С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Благословение и мир Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Это слова, по причине которых Всевышний Аллах отправлял пророков и ниспосылал священные писания. Cлова, по причине которых Всевышний создал мирскую и загробную жизнь, Ад и Рай. Слова, по причине которых в Судный день люди будут брать свои книги либо в правую, либо в левую руку. Слова, которые сделают тяжелыми чашу благих деяний на весах Судного дня и без которых не зачтется ни одно благое дело. Слова, являющиеся договором со Всевышним Аллахом, как об этом сказал великий табиин последователь сподвижников Саид ибн Джубейр : «Это договор, о котором Всевышний упомянул в Коране, сказав: «Никто не обретет права заступничества, кроме тех, у кого был завет с Аллахом» Сура «Марьям», аят 87. Слова, являющиеся основой и опорой, на которой строится весь Ислам, от которой ответвляются другие его обязанности и запреты. Слова, являющиеся крепкой и надежной вервью Аллаха: «Кто не верует в тагута всё — чему поклоняются, помимо Аллаха — прим. Слова, являющиеся высшей степенью веры, как об этом сказал пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует : «Вера имеет семьдесят с лишним степеней, высшей из которых являются слова «Ля иляха илля Ллах», а самой меньшей из них — устранение препятствия с дороги». Аль-Бухари, Муслим. Из выше сказанного становится ясно, какую высокую степень имеют эти слова и каким достоинством они обладают. И не найдется ничего тяжелее этих слов на весах Судного дня по причине их святости и величия, как это приходит к нам в хадисах нашего Пророка да благословит его Аллах и приветствует. Даже двух таких хадисов было бы достаточно, чтобы указать на достоинство Шахады: «Поистине Нух Ной сказал своему сыну перед смертью: «Я повелеваю тебе «Ля илляха илля Ллах» и если поставить семь небес и семь земель на одну чашу весов, а на другую чашу поставить слова «Ля илляха илля Ллах», то чаша со словами перевесит» Ахмад. Также передается от Пророка да благословит его Аллах и приветствует , что «Муса мир ему сказал: «О, Господь, научи меня чему-нибудь, чем я буду поминать Тебя и взывать к Тебе». Муса сказал: «О, Господь, поистине все Твои рабы говорят это». Шахада — это свидетельство, являющееся ключом от райских садов и спасением от адского огня, дорогой счастья и дорогой к успеху в обоих мирах, как об этом говорит Всевышний Аллах в Коране: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех» Сура «Алю-Имран», аят 185. Священных текстов, указывающих на то, что эти слова — причина входа в райские сады множество.
В ней объединены два основных положения ислама — исповедание единобожия таухид и признание пророческой миссии Мухаммада нубувва. Бог един. Мусульмане полагают, что если Бог является первопричиной, Творцом и Высочайшей Силой Вселенной, то это значит, что по определению Он может быть только Единым, ибо невозможно существование двух «высочайших» или двух «первопричин». В мире не существует ничего, подобного Богу, и ничто не может с Ним сравниться.
Произнося шахаду, человек свидетельствует о своёй убежденности в существовании Всевышнего Творца и Его Заключительного посланника с. Её текст несложный: «Ашхаду алля иляхя илляЛлах, уа ашхаду анна Мухаммада расулюЛлах» «Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую , что Мухаммад - Его Посланник» Нередко произносят концовку в виде: «…уа ашхаду анна Мухаммадан габдуху уа расулюх» «Мухаммад - Его Раб и Посланник». Мусульмане-шииты иногда к традиционной шахаде добавляют также слова «уа Алийун валийуЛлях» « - наместник Аллаха». Однако добавление данной части к словам свидетельства является не обязательным. Первая часть свидетельства означает, что Аллах является единственным Богом, обладающим абсолютной властью и могуществом над всеми творениями. У Него нет сотоварищей, ни детей, поскольку он в ни ком нуждается и является самодостаточным. Верующий должен иметь искреннюю убежденность, что никто, кроме Единого Создателя, не достоин поклонения. Придание Ему сотоварищей, то есть признание наряду с Создателем каких-либо иных божеств , считается страшнейшим грехом в исламе. В Священном Коране содержится предостережение: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» 4:48 Вторая часть шахады гласит, что Мухаммад с. В исламском вероучении подчёркивается, что Пророк Мухаммад с. Кроме того, Книга, ниспосланная Мухаммаду с. Условия произнесения шахады 1. Осознание её смысла. При произношении слов свидетельства человек должен чётко понимать и осознавать сказанное им, а также иметь искреннюю убеждённость в истинности шахады. Несмотря на краткость формулы свидетельства, она несёт в себе глубокий смысл. Отказ от убеждений, противоречащих ей, то есть от суждений, явно противоречащих свидетельству. Искренняя убежденность. Человек не должен сомневаться относительно истинности слов шахады. Человек должен быть покорным в соблюдении требований шахады. Достоинства шахады Шахада, будучи одним из постулатов веры, обладает немалым достоинством для людей, которые произносят её с соблюдением всех необходимых условий. Однажды Посланник Всевышнего с. Какой бы раб Аллаха не встретил своего Создателя с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай! В другом хадисе, который содержится в сборнике Бухари, имеется следующее изречение Пророка Мухаммада с. С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Благословение и мир Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Это слова, по причине которых Всевышний Аллах отправлял пророков и ниспосылал священные писания. Cлова, по причине которых Всевышний создал мирскую и загробную жизнь, Ад и Рай. Слова, по причине которых в Судный день люди будут брать свои книги либо в правую, либо в левую руку. Слова, которые сделают тяжелыми чашу благих деяний на весах Судного дня и без которых не зачтется ни одно благое дело.
Все о хадже: смысл, история, правила и запреты
Практическим следствием исполнения шахады – веры в Единого Бога, является молитвенное почитание Всевышнего, называемое в исламе намазом или салятом. Также есть и восьмое условие шахады, а это: 8. Непризнание и отречение от всего, чему поклоняются помимо Аллаха. В словах двух Исламских Свидетельств заключена основа Ислама, и ими человек подтверждает свою Веру в Аллахlа и в Посланническую миссию Пророка Мухаммада ﷺ.
5. Культ в исламес("пять столпов" - шахада, намаз, ураза, закят, хадж).
Шахада — это свидетельство, произнесение которого вводит человека в Ислам и подтверждает его принадлежность к умме мусульман. Первым столпом Ислама является произнесение шахады со знанием и осознанием ее смысла. И если какой-то мусульманин говорит "Я принял Ислам, потому что мусульмане мне внешне нравятся, они не пьют, не курят, и их девушки хорошо себя ведут, выходят замуж девственницами", то его шахада тоже недействительна. В исламе шахада считается важной и обязательной, и верующие призываются произносить ее регулярно.
ВОПРОС-ОТВЕТ
И Ибн Таймия ответил на этот вопрос так: «Это слово [слово «служите»] означает все, что Бог любит, все, что Бог любит и чего он хочет, все, соделанное словом или делом, явно или тайно, поэтому молитва и очистительная милостыня, пост и паломничество, сердечное слово и верность, доброжелательность к родителям и родственникам, поощрение доброго и запрет худого, борьба с неверными и лицемерами, доброе отношение к соседу и сироте, к путнику и рабу, людям и животным, мысленная молитва и частое поминание Бога, чтение Корана и все подобные дела суть служение. Вот почему Всевышний сказал: "Я создал джинов и людей только ради того, чтобы они служили Мне"». Служение как послушание Богу, и в этом смысле поклонение Богу, реализуется в исламе прежде всего через соблюдение «пяти столпов ислама». Эти столпы, собственно, и составляют основу культа в исламе. Можно сказать, что столпы ислама определяют поведение мусульманина в трех нерасторжимых планах: относительно Бога, относительно ближнего и относительно самого себя. Главное дело относительно Бога есть молитва, относительно людей — милостыня, которую следует понимать не как внешнее формальное предписание, а как справедливое и милосердное отношение к ближнему, ну и в отношении самого себя это прежде всего воздержание, которое выражается в том числе и в посте. Есть такой хадис, который передал Абдаллах ибн Умар: «Пророк, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Ислам основан на пяти: свидетельстве, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — посланник Бога; выстаивании молитвы; уплате закята; совершении хаджа к Дому; посте в Рамадан».
Вот эти пять культовых предписаний мусульмане называют пятью столпами ислама, потому что на этих столпах действительно реально стоит ислам. Они действительно представляют собой те основополагающие принципы, без которых он не мыслим. В этом хадисе, может быть, были какие-то непонятные слова, я поясню. Уплата закята — это имеется в виду очистительная милостыня, сегодня мы будем о ней говорить, а совершение хаджа к дому — имеется в виду паломничество к Каабе. В Коране — как синоним главной святыни мусульман, Каабы, употребляется слово «бейт» дом. Имеется в виду бейтуллах Божий дом.
Первый столп: свидетельство Итак, первый столп — это свидетельство шахада.
Арабоязычные евреи и христиане также обращаются ко Всевышнему как Аллах. Согласно Исламской доктрины мало того, что никому нельзя поклоняться кроме Него, но также абсолютно никому нельзя поклоняться и наряду с Ним.
Он не имеет никаких сотоварищей или партнеров в поклонении. Поклонение, в его всестороннем смысле и всех его аспектах - только для Него одного. Право бога на поклоннение - значение основы исламского свидетельства веры: Ля илляга илля Алла.
Человек становится мусульманином, свидетельствуя о божественном праве на поклонение. Это - отправная точка исламской веры в Бога, даже всего Ислама.
Уплата закята — это имеется в виду очистительная милостыня, сегодня мы будем о ней говорить, а совершение хаджа к дому — имеется в виду паломничество к Каабе. В Коране — как синоним главной святыни мусульман, Каабы, употребляется слово «бейт» дом. Имеется в виду бейтуллах Божий дом. Первый столп: свидетельство Итак, первый столп — это свидетельство шахада. Мусульмане часто, на каком бы языке они ни говорили, говорят вот это арабское слово «шахада». Шахада, потому что это свидетельство начинается со слов «ашхаду» я свидетельствую. Вот это свидетельство можно назвать действительно кратким символом веры ислама.
В исламе, в отличие от христианства, никогда не формулировался какой-то официальный и общепринятый символ, но его место занимает свидетельство шахада. О чем должен свидетельствовать мусульманин? Потому поклоняйся Мне, совершай молитву во имя Мое» 20-я сура, 14-й айат. И вот ответ верующего — это как бы возвращенное свидетельство, и мусульманин обязан свидетельствовать о двух важнейших для него истинах: о едином и единственном Боге и о пророческой миссии Мухаммада. Поэтому иногда говорят о двух свидетельствах, шахадатан двойственное число. И свидетельствует мусульманин, произнося следующую формулу: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — Посланник Бога». На мой взгляд, именно так нужно переводить на русский язык это свидетельство, потому что вот «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха» — это звучит, во-первых, непонятно, а во-вторых, собственно говоря, получается, что нет Бога, кроме Бога.
Многие мусульмане сегодня не понимают истинного значения этого выражения. Они просто делают зикр и говорят: «Нет бога кроме Аллаха», но суть, значение и принцип этого Единобожия многие не понимают и даже не стараются понять. Вот в чем проблема. Если бы не было возможности узнавать, изучать, но на сегодняшний день есть много возможностей изучать, искать, находить, но у людей нет желания. Это первое. Это самая первая обязанность. Есть те, кто говорят, что первым, что нужно нам делать — это строить халифат, а потом разъясним «Шахаду», такое понимание является явным заблуждением. Или те, которые говорят, что первая наша обязанность — это засомневаться во всем, а затем при помощи своего разума прийти до Единобожия. Есть те, которые говорят, что первая обязанность — это проявить ко всему неверие, а затем прийти к вере. Сначала во все проявить неверие, сказать, что ни во что не веришь, потом своим разумом прийти к вере. Без сомнения все эти высказывания являются заблуждением. Это свидетельство, что нет божества кроме Аллаха. Первая обязанность каждого человека перед Аллахом. Каждый человек в первую очередь обязан засвидетельствовать, что нет бога достойного поклонения кроме одного лишь Аллаха. Что Он единственный Бог, который достоин поклонения и нет ничего достойного из божеств, которое достойно поклонения, поэтому это первое с чего нужно начинать и обучение, и воспитание и призыв. Понятно, что если у человека есть ключ без зубцов, то ему дверь не откроется, поэтому когда их спросили: «Как человек не войдет в Рай, если у него есть ключи? Человек произнес эти слова, и мы считаем его мусульманином, на данном этапе он является мусульманином. До тех пор, пока он не совершил то, что нарушает эти слова. Приходил человек, произносил «Шахаду», сразу выходил на битву и становился шахидом. То есть он после свидетельства не совершил ни одной молитвы, ни одного поста, ни одного хаджа и его свидетельство принимается, потому что после этого свидетельства него не было деяний, которые он должен был сделать, кроме войны на пути Аллаха. Он сразу стал шахидом. Как это возможно? Он сказал это не от сердца, а лишь для того, чтобы я не убивал его в битве. Поэтому мы выносим решение по внешним признакам, если человек сказал «Шахада» и после этого внешне не сделал ничего, что это нарушает, то он является мусульманином, единогласно, исходя из достоверных хадисов. Однако, это не означает, что тот, кто сказал: «Шахада» гарантированно вошел в Рай. Нет, у «Шахады» имеются свои условия. Пока человек не приведет эти условия — эта «Шахада» у него не примется. И по мнению ученых этих условий восемь. Конечно же каждая из этих условий нуждается в отдельной лекции, но мы постараемся вкратце их сегодня объяснить. Эти условия ученые упоминают в виде стиха. Они говорят: Восемь условий Шахады 1. Человек, который произносит «Шахада» должен понимать смысл этой «Шахады». Если он говорит и не понимает смысл того, что он говорит, то эта формула не принесет ему никакой пользы. Все, этот человек больше не является верующим. Если к «Шахаде» примешались сомнения, то этот человек уже не является верующим, потому что эта вера подразумевает бессомнительное признание этих постулатов, он не имеет права сомневаться в этих основах, потому что Всевышний Аллах сказал: «…затем они не сомневались. И он говорит, что первая земля подобно верующим, которые приняли это руководство, а вторая — неверующим, которые не приняли это руководство.
Определение и значение шахады
- Обязательно ли произносить Шахаду при принятии ислама: вера в сердце и языком
- Точное определение исламской шахады
- Шахада на арабском языке - основа мусульманской веры
- ВОСЕМЬ УСЛОВИЙ ШАХАДА КАТОРИЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ ИЛИ НЕ ПРАКТИКУЮТ...
- Основные понятия Ислама
Что должен знать о шахаде каждый мусульманин?
это многобожие (на арабском - "ширк"). Шахада — это ворота в Ислам, слова, которые делают человека членом исламской уммы. Свидетельство веры (по-арабски «шахада») – это первая и важнейшая из основ Ислама, посредством ее человек становится мусульманином, его жизнь начинается.
Достоинства шахады
- Смысл шахады — формулы единобожия
- Что такое шахада в исламе - 80 фото
- Смысл шахады
- Что такое шахада в исламе кратко и понятно
- Шейх Фаузан: Толкование шахады «Нет истинного божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник»
- Пять обязательных столпов
С чего начинается Ислам?
Хадисы о шахаде Пророк с. Передали от Анаса ибн Малика, что Пророк сказал:«Какой бы раб Божий ни засвидетельствовал о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад — посланник Аллаха, сделав это с искренностью в сердце, Аллах непременно удалит его от Ада».
Испугавшись, Мухаммед спросил, что именно он должен читать, — и тогда прозвучали первые слова Корана: «Читай во имя Господа твоего». Таинственного незнакомца, явившегося Мухаммеду, обычно отождествляют с архангелом Гавриилом. Коран делится на главы — суры, а те, в свою очередь, на стихи — аяты.
Последовательность сур в Коране, за некоторым исключением, определена их размером — длинные в начале, более короткие — в конце. При этом длинные суры считаются более поздними, полученными Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину. Кто такой Мухаммед Пророк Мухаммед на горе Хира. Миниатюра из манускрипта Сиер-и Неби. Существует несколько авторитетных собраний хадисов VIII—XI веков , составители которых тщательно изучали историю устной передачи всех хадисов: цепочка передатчиков от того или иного сподвижника Мухаммеда и далее должна была быть непрерывной, а их биография безупречной.
Что же мы знаем о Мухаммеде? Помимо главной местной святыни — черного камня Согласно мусульманскому преданию, Адам получил этот камень от Бога, покидая рай. Мухаммед рано осиротел, и его воспитанием занялся дядя — Абу Талиб. Первой женой Мухаммеда стала богатая вдова Хадиджа. Именно она и двоюродный брат Мухаммеда Али первыми признали его пророком и приняли ислам.
Около 610 года Мухаммед начал свою проповедь, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Однако проповедь не пользовалась успехом, и спустя 12 лет пророку вместе с немногочисленными сторонниками пришлось покинуть Мекку. Тогда он поселился в городе Ясриб, где у него уже было больше последователей. Переселение араб. Языческое святилище Кааба, очищенное от идолов, стало главной святыней ислама — и остается ей до сих пор.
Этим занялись его последователи. Чем шииты отличаются от суннитов Ислам не однороден, в нем существует несколько течений. Самые известные и многочисленные ветви ислама — сунниты что значит «приверженцы Сунны» — хотя своя Сунна есть и у шиитов и шииты от араб. Инвеститура Али в Гадир-Хум. Но в 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно.
Это время, когда Бог послал Коран. Пост в Рамадан - месяц интенсивного общения Всевышним, чтения Корана, хадисов, книг известных теологов, укрепления духа. Мусульманин должен не только не грешить, но и обходить любые соблазны, как обходят минные поля. По сути, это почитание Всевышнего путем воздержания от еды и питья в дневное время суток, отказа от половой близости и других вещей, которые вредят вере мусульманина. Пост обязателен для всех совершеннолетних мусульман, его могут держать и дети. Если верующий по каким-либо причинам не может соблюдать уразу, то он освобождается от поста. Однако до начала нового Рамадана мусульманину следует возместить пропущенные дни поста.
Обитателей ада ожидает вечное мучение от огня, кипящего железа и сдирания кожи. Осуществлять пытку будут специальные ангелы. Но в конце концов все мусульмане ходатайством Мухаммеда будут выведены из ада. А праведники будут наслаждаться в райском саду множеством различных видов пищи, а также соитием с особыми существами — гуриями. При этом праведники будут наслаждаться созерцанием пыток немусульман. Это представление показывает дьявольскую жестокость исламского лжепророка. Но и в раю люди не будут видеть Бога по одному из хадисов, Аллах будет видим в раю, как луна в облачную ночь и навсегда останутся рабами. Сама возможность усыновления отвергается исламом как злейшая ересь. Очевидно, что и такое представление является грубейшим искажением Откровения. Главное, на что надеялись и ветхозаветные пророки и святые христианства— соединение с Творцом, — объявляется совершенно невозможным. На наш взгляд, исламский рай вполне может быть одним из отделений настоящего ада. Ведь некоторые святые видели, что развратники после смерти пребывают в состоянии постоянного блуда, вызывающего у них самих отвращение. То, что Мухаммед описывал как идеал, встречается уже на земле как различные формы беснования. В «Достопамятных сказаниях о жизни пустынных отцов» приводится случай, когда бесноватый мог съесть быка и оставался голодным в медицине такой феномен называется булемией. Чем не описание блаженства мусульман, имеющих на каждый день три миллиона перемен блюд, причем каждому из них дается сила все съесть. А нимфомания и факты нападения блудного беса идентичны ожидаемому совокуплению исламистов с 124 тысячами гурий на каждый день. Последний пункт веры мусульман — вера в предопределение — является, пожалуй, самым возмутительным пунктом их заблуждений. Согласно этой доктрине, сам Аллах является творцом всех поступков, как злых, так и добрых. Он дает силу убийце убить, прелюбодею — прелюбодействовать. Но при этом он же и накажет за это злодеяние. Неразрешимой является проблема согласования предопределения со свободной волей людей. Большую часть свободы мусульмане отвергают. Они утверждают, что от человека зависит только желание, а реализация его — от Аллаха. Но возникает вопрос: если Аллах творит все, то как и само желание может быть исключением? Сама доктрина предопределения является, пожалуй, одной из самых разлагающих для духовной жизни мусульман. Именно опираясь на нее мусульмане одобряют гибель во время терактов множества невинных людей. По сути, это учение является точным воспроизведением сатанинской лжи, прозвучавшей в раю. Ведь уже тогда Адам попытался объявить Бога источником греха. Итак, мы видим, что в области вероучения ислам радикально извращает Откровение. И, что самое опасное, он облекает сатанинские идеи в знакомые христианам слова, чтобы сходством оболочки привлечь людей во тьму смерти. Другие столпы ислама также отделяют его от религии Бога Творца. Второй столп: исполнение обряда поклонения — намаза — многими ошибочно считается аналогом христианской молитвы. Однако это совсем не так. В исламском богословии намаз — это строго регламентированный обряд обожествления Аллаха. Малейшее нарушение ритуала приводит к тому, что намаз считается недействительным. Аллаху не очень интересно состояние сердца молящегося может быть, потому, что он не знает сердец. Ведь ангелы не властны смотреть на мысли людей. Тут мы видим аналогию с идолопоклонством. И там и тут важнее ритуал, чем состояние сердца. Ты можешь не верить в идола, но обязан соблюсти ритуал. Третий столп — обязательный налог на бедных закят — часто путают с милостыней. Но это скорее ее противоположность. Во-первых, закят не бывает тайным, вопреки слову Господа. Во-вторых, подается закят только мусульманам или тем, кого можно при помощи денег привлечь к исламу. Мы знаем, что так же поступают и сектанты, делающие добрые дела ради проповеди своего заблуждения. Четвертый столп — хранение поста месяца Рамадан — также имеет мало общего с постом православных. Мало того что распространяется он только на светлое время суток. Он также не связан с борьбой со страстями, действующими внутри человека вообще неведомой мусульманам, кроме суфиев. Этот пост бесполезен для души, а часто и просто вреден, ибо порождает самоуверенность и гнев. Пятый столп — паломничество в Мекку хадж — вообще является пережитком язычества. Поклонение метеориту черному камню , ритуальные жертвы, кидание камнями в столбики с уверенностью, будто побиваешь сатану, — все это бессмысленный и суеверный ритуал. Не случайно во время хаджа каждый год погибает множество людей. Так враг издевается над своими несчастными жертвами. Если ветхозаветные обряды готовили людей к приходу Господа и возвещали Его спасение, то обряды хаджа, не основанные на Откровении, совершенно бессмысленны. Про человекоубийственную злобу дьявола, стоящую за этим повелением, мы скажем ниже. Таково православное отношение к тому, что объединяет подавляющее большинство мусульман мира. Мы видим, что нет практически ничего общего в вере между христианами и мусульманами. Под одним и тем же словом подразумеваются совершенно разные реальности. Поэтому все разговоры об «общих авраамических корнях», «двух путях к одному Богу» должны быть оставлены. Но перейдем к описанию тех особых течений ислама, которые есть в современном мире. Обиходный ислам тюркских народов Большая часть тюркских исламских народов России кроме азербайджанцев придерживаются суннитского направления ислама ханифитского мазхаба. Эта правовая школа допускает широкое использование обычного права, поэтому она легко приспосабливается к местным условиям. В начале XIX века возникло движение джадидизма, провозгласившее фактический отход от норм шариата. Признавая основные нормы ислама пять столпов и акида , они утверждают необязательным исполнение шариата и признают необходимость светского образования. Многие из них даже перешли к исполнению обряда намаза не на арабском, а на национальном языке. Это движение аналогично обновленчеству в Православии. Так возник «мягкий ислам», воспринявший во многом нормы западного гуманизма. Как к нему должно относиться христианам? Конечно, отрицательно. Ведь «мягкий ислам» разлагает само понятие абсолютной истины. Не случайно, что адепты этого течения чаще всего придерживаются концепции «все религии — путь к одной вершине». С этой точки зрения практически невозможно вести диалог. Все будет потоплено в мягкой вате соглашательства и пропаганды «терпимости». При этом, как замечали еще миссионеры XIX века, ислам среди татар, башкир или казахов настолько смешан с язычеством, что трудно отделить одно от другого. С другой стороны, на бытовой почве тюркский ислам испытал влияние и христианства. После советского правления эта ситуация еще усугубилась. Многие муллы почти не знают арабского языка. Все религиозность мусульман часто сводится к празднованиям исламских праздников и приглашению мулл на свадьбы и похороны. Равиль Гайнуддин жалуется, что татары фактически отошли от ислама. При этом очень развиты боязнь порчи и сглаза. Не случайно, что среди мусульман развит оккультизм. Это связано также с сильным влиянием, оказываемым на тюрский ислам суфийской традицией. Но при этом ислам сочетается у татар и башкир с чувством национальной самотождественности «Если ты татарин, то должен быть мусульманином», — часто говорят представители «мягкого ислама». А на волне национализма, захватившего тюркские народы, усиливается освоение ислама среди этих народов. Часто ислам используется для обоснования пантюркизма, идеологии создания Великой Турции, включающей всех тюрок. Ведь благодаря идеологии джадидизма тюркский ислам во многом отличается от ислама арабского. Так что часто сторонники арабского ислама не признают джадидитов полноценными мусульманами. И, таким образом, несмотря на интернационализм, свойственный мусульманству, появляется возможность утвердить самотождественность татарского и других народов не только среди христиан, но и среди самих мусульман. Здесь стоит заметить, что сам феномен национализма является проявлением проклятия Вавилонской башни Быт. Имея частичную правоту в том, что указывает на особые таланты, присущие каждому народу, он греховным образом игнорирует Божие повеление всем людям войти в Единую Вселенскую Церковь.