Смотреть ответ на вопрос: чьим сыном был александр македонский? Олимпии, которым награждался победитель Македонских Игр в Берее (Верия) 200 гг. н.э. РИА Новости, 02.03.2024.
8 фактов и преданий об Александре Македонском, чья жизнь сошла бы за неплохой блокбастер
В личной жизни Александр Македонский проявлял то же свободолюбие и независимость от чужих суждений, что и в воинском деле. Македонский Александр Ещё в детские годы Александр Македонский отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. В гробнице III обнаружены останки Александра IV, сына Александра Македонского, который умер в подростковом возрасте. Мать Александра Македонского, "приложившая руку" к убийству сотен людей на пути к абсолютной власти своего сына. Мать Александра Македонского, "приложившая руку" к убийству сотен людей на пути к абсолютной власти своего сына. Александр III Великий, известный также как Александр Македонский (лат. Alexander Magnus) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в Пелле (столица Македонии).
Олимпиада. Мать Александра Македонского и жена Филиппа II
- Греция сегодня
- Первые годы правления.
- Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
- 11.02.2023 - Кто убил всех наследников Александра Македонского? - Секреты и загадки истории
Учёные раскрыли загадку гробниц с останками семьи Александра Македонского
Юстин И Плутарх рассказывают, что мать Александра Олимпиада, жена Македонского царя Филиппа, сама будто бы созналась мужу своему, что родила Александра не от него, Филиппа, а от большого дракона 34 , и когда отпускала сына в поход, сообщила ему тайну его рождения и внушала ему гордиться своим происхождением. Поэтому Александр, после сражения при Иссе в ноябре 333 г. Александр был с радостью встречен жителями этой страны, измученной продолжительным персидским игом 35. Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр — сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества. Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться. В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38. Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести?
Получили утвердительный ответ. После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь. По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо! Сказал: о пайдиос! Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос то есть о, сын Зевса! После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан Anab. IY, 9, 9 удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог. Курций рассказывает, что когда против Александра составился заговор, то он счел виновником в этом Филота, Парменионова сына, так как Филот, когда узнал, что Александр провозгласил себя сыном Амона, то хотя и поздравил царя с такой честью, но в то же время выразил сомнение относительно благополучия подданных сверхъестественного существа.
Филот, защищая себя, сказал, сто он действительно выражал такое сомнение, но не из зависти к царю, а из страха за него, так как ему, Филоту, казалось более достойным Александра — не хвастаться, а молча считать себя потомком Амона. И Филот просил Александра послать кого-либо к Амону, который из любви к своему сыну должен открыть настоящих заговорщиков… Но Филот был казнен. В уверенности относительно божеского происхождения Александр написал Афинянам, что он теперь не дал бы им острова Самоса, который они получили от прежнего царя Филиппа, называвшего себя отцом его Александра. Александр ответил, что он не хочет казаться страшным для своих друзей Plut. По словам Курция, Александр до последней минуты своей жизни не переставал считать себя сыном Амона и, умирая, приказал отправить свой труп к Амону Curt. X, 5, 14. Исполнение этого завещания поручено было Аридэю, но труп царя был задержан Птолемеем Лагу в Мемфисе и погребен в Александрии в великолепном склепе. При этом заслуживает внимание известие византийца Прокопия о том, что в Авгилах на юге от Кирены , считавшихся также местопребыванием Амона, до времен Юстиниана приносились жертвы не только Амону, но и его сыну Александру Македонскому 39. По поводу божеских почестей, воздававшихся Александру и принимавшихся им после его похода в Ливийскую пустыню к Юпитеру Амону, историк Шлюссер замечает, что Александр во всех своих предприятиях придавал большое значение предзнаменованиям, оракулам и чудесам, видя в них действительно средство привязать к себе сердца суеверного народа. Желая впоследствии устроить церемониал своего двора, как следовало обладателю Азии по восточным понятиям и обычаям, Александр воспользовался амонским оракулом, чтобы мало-помалу приготовить свой народ к этой перемене.
Он позволил верховному жрецу этого божества назвать себя сыном Юпитера. Старые полководцы Александрова отца, сначала только смеявшиеся над эти титулом, впоследствии, когда обнаружились намерения Александра, стали громко выражать свое негодование. По мнению историка, Александр пользовался своим мнимым божественным происхождением, на которое с тех пор он всегда изъявлял притязание, просто как мудрый политик, понимавший, что этим он мог всего легче держать в повиновении жителей востока. Только позднее этот великий человек, также подавленный избытком счастья, стал злоупотреблять своим титулом полубога и находил удовольствие в пустом блеске мнимого сверхъестественного величия. Он сам верил в невидимый, высший порядок вещей и придавал значение предзнаменованиям и изречениям оракулов. Но еще чаще Александр прибегал к народному суеверию, как к средству для достижения таких целей. По этому же самому побуждению, он позволил назвать себя сыном Юпитера Амонского, стараясь в то же время связать греческие идеи о полубогах с восточным обыкновением смешивать все великое и могущественное с представлениями о сверхъестественном и божественном 40. Историк Вебер замечает, что «желая возвысить величие царского сана и находя необходимым ввести одинаковые монархические учреждения по всей державе, Александр, исполненный мысли о своем божественном призвании, издал постановление, чтобы греческие государства воздавали ему божеские почести. Это было первым шагом к тому, чтоб отнять у ослабевших греков их демократические учреждения, отжившие свое время, и сделал Грецию областью великого царства. Александр хотел поставить греков в такие же отношения к себе, в каких были покоренные им народы Азии.
Он хотел, чтоб и греки признавали его своим царем. Афиняне понимали, что требование божеских почестей имеет этот смысл и хотя им не нравилось требование, налагавшее на них печать формального порабощения, но сам Демосфен посоветовал народу не отказывать могущественнейшему царю в исполнении его желания, и народ согласился.
В то время Александр был на номинальном македонском престоле. Александр далее действовал как представитель персидского правителя Мардония во время мирных переговоров после поражения персов в битве при Саламине в 480 г. В более поздних событиях Геродот несколько раз упоминает Александра как человека, который находится на стороне Ксеркса и выполняет поставленные задачи. Аристид , командующий афинянами , сообщил Александром I Македонским, что отсрочка столкновения с персами поможет еще больше уменьшить их и без того малые запасы. Битва при Платеях , 479 г. Со времени завоевания Мардонием Македонии Александра I Геродот называет гипархом, что означает подчиненный правитель.
Одним из важнейших политических мероприятий царя было заключение брачных союзов с представителями местных народов, чтобы «смешением крови соединить победителей и побежденных». Александр не верил в прочность своих завоеваний, боялся бунтов и искал средства, чтобы укрепить непрочную империю. Карта походов Александра Македонского. Армия Александра Македонского, несколько десятков тысяч человек , была этнически разнородной.
Пехота эллинов в битвах практически не участвовала, а использовалась в качестве гарнизонов, разбросанных по всей захваченной территории Средней Азии. Многие такие военные поселения перерастали в крепости и города. Безусловно, между воинами и местным населением возникали любовные или не очень, но отношения, происходило постепенное смешивание крови. Постепенно появлялся новый этнос.
Условия значительной изоляции, когда лишь 3-4 месяца в году отдаленные селения могли сообщаться с другим миром, оказались весьма благоприятными для сохранения однажды приобретенных физических черт. Далеко не факт, что после распада империи, солдаты вернулись на родину. Новые семьи, новое имущество. Да и служить можно новому царю или шаху.
Потомками Александра Македонского и его армии можно назвать хунзов , живущих в долине одноименной реки на границе Индии и Пакистана.
Все беды от женщин "Александр Великий и Роксана". Пьетро Ротари Александр Македонский женился в 327 году до н. Его женой стала Роксана, признанная, всеми античными писателями, красавица. По одной версии, она была одной из дочерей Бактрийского царя территория современных Афганистана и Таджикистана, в то время провинция Персии. В 327 году Александр, как раз, захватил последнюю сопротивляющуюся бактрийскую крепость - Скала Согдианы, где и увидел, в числе почетных пленников, невероятной красоты девушку. По другой версии, Роксана была обычной наложницей, рабыней, которую привели на пир для развлечения. Во всяком случае, македонский царь не стал её "неволить", а освободил и взял в законные жены, чем очень оскорбил всех своих воинов. Союз был дипломатическим. Так македонец пытался узаконить свои права на персидский трон и прекратить повсеместные восстания.
К слову, это вызвало еще большие возмущения в армии. Дело в том, что македонцы, на правах победителей, считали персов людьми "второго сорта", а значит, брачные узы с ними, недостойными. Забегая вперед скажем, что персидские жены, скорее усложнили ситуацию и, если царя действительно отравили, ускорили смерть Александра. В последние годы жизни, полководцы Македонского уже устали от военных походов и были недовольны политикой великого завоевателя по отношению к персам.
Что стало с сыновьями Александра Македонского после смерти великого отца?
Только сейчас исследователи изучили скелеты с помощью современного оборудования, в том числе с использованием макрофотографии и рентгенограмм. Полученные результаты сравнивали с записями из исторических источников. Известно, что он страдал хромотой. А в гробнице I находятся останки мужчины, у которого был серьезно поврежден коленный сустав. Анализ показал, что мужчина получил ранение, сустав сросся, но ходить, как прежде, этот человек уже не мог. Он должен был хромать, то есть выявленная у него травма соответствует историческим свидетельствам о хромоте Филиппа II. В этой же гробнице находятся останки женщины и ребенка, которому на момент смерти было всего несколько дней или недель.
Самое время это исправить! В ходе проведенного исследования, результаты которого были опубликованы в научном журнале Journal of Archaeological Science , ученые разгадали еще одну большую тайну. Однако, археологам до сих пор не удалось найти гробницу самого Александра Македонского. Никто до сих пор не знает точную причину его смерти, а версий насчет местонахождения его усыпальницы очень много. Подробнее об этом вы можете почитать в нашей статье «Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена».
Но, история развернулась следующим образом. Царь Филипп решил в очередной раз жениться. В жены была выбрана представительница македонской знати. Если бы он только знал, какой удар нанес этим поступком по самолюбию Олимпиады и какую цену придется заплатить.
Царевну Эфирскую променяли на мекедонянку и отослали вместе с детьми из дворца. Но, через год на центральной площади царь Филипп был убит, скорее всего ревнивым любовником. Обратите внимание: Насколько был велик отец Александра Великого?. По странному стечению обстоятельств, расследованием долго не занимались.
Виновного казнили, а в столицу тут- же прибыла изгнанная Олимпиада и ее "божественный" сын Александр. Мстительная царица устроила расправу над врагами с такой жестокостью, что даже молодой Александр в последствии предпочитал держаться от матери на расстоянии. Олимпиада казнила всех фаворитов бывшего царя. Были убиты рожденные и нерожденные дети.
Ненавистная разлучница - вторая жена Клеопатра, вместе с годовалой дочерью Европой, по одной из исторических версий, были заживо сварены в кипящем котле.
По легенде, новоявленный царь начал носить персидскую одежду и даже женился сразу на двух персиянках — Статире и Парисатиде. За несколько лет своего правления Александр Македонский женил около сотни македонян на местных жительницах. Однако сразу после гибели завоевателя все заключенные им браки признали фиктивными и аннулировали.
На самом деле миф об ароматах всего лишь восходит к традиции древних греков приписывать царю божественные качества. В те времена считалось, что боги способны издавать исключительно благоухание, а так как Александр Македонский открыто убеждал всех в своем прямом родстве с Зевсом, легенда об ароматах тела полководца наверняка была сильно преувеличена его поклонниками. По легенде, едва новый правитель утвердился на престоле древнего государства, он наткнулся на говорящее дерево с двумя головами, каждая из которых предсказала царю «гибель в чужой стране, где будут стоять чужаки». Предсказание сбылось в точности: вскоре Александр Великий погиб в Вавилоне.
Кто убил всех наследников Александра Македонского?
Александр Македонский из династии Аргеадов женился в возрасте 29 лет. Случилось это в 327 году до н. Женой великого завоевателя стала Роксана. По признанию современников она была признанная красавица и одной из дочерей Бактрийского царя. То царство когда-то находилось на территориях современного Афганистана и Таджикистана, а в те времена это была провинция Персии. Македонский не стал пленить девушку, а наоборот освободил и взял в себе законные жены.
Ведь у Александра не было детей. Царская жена Роксана та самая, что зарезала соперницу вместе с её сестрой — и побросала трупы в колодец была на шестом месяце беременности, когда умер её супруг. Генералы посовещались и решили: подождём родов. Если родится мальчик — он станет царём. Если же девочка — царём сделаем слабоумного брата Александра. Беднягу звали Филипп Арридей. Он был сыном царя Филиппа от какой-то случайной танцовщицы. Считается, что слабоумным он стал не случайно, а в результате козней царицы Олимпиады.
Будто бы та поила мальчика в детстве специальной отравой, «отнимающей разум». Всё это, чтобы устранить потенциальную угрозу от своего сына Александра. Собственно, этот Филипп Арридей и уцелел лишь потому, что был клиническим идиотом. То есть совершенно не опасным человеком. Но, как говорится, на безрыбье и рак — рыба. Раз не было полноценных наследников завоевателя — в ход пошли наследники «неполноценные». Вскоре у Роксаны родился мальчик. Его назвали Александром — в честь отца.
Казалось бы, наследник есть! Но не тут-то было. Македонская пехота воспротивилась: им было не по сердцу, что их царём будет сын азиатки. Генералам пришлось пойти на компромисс. Решили, что царей будет двое: полуазиатский младенец Александр и чистокровный македонец Филипп Арридей. Но в итоге, империя — конечно же — «пошла вразнос». Ведь ни тот, ни другой царь не способны были выполнять свои обязанности — один из-за своего возраста, другой из-за своего кретинизма. Страну стали растаскивать на части полководцы Александра.
В империи началась междоусобная борьба. И важную роль в начавшемся хаосе сыграли две женщины: царица-мать Олимпиада и жена слабоумного царя Филиппа Арридея — Эвридика. А что же вдова Александра — Роксана? Увы, она была азиаткой. Поэтому никакого значения для македонцев поначалу! Но потом и она внесла свою лепту. Проклятие повешенной царицы Молодая и прекрасная Эвридика стала женой кретина, разумеется, по расчёту. Она хотела сама быть правительницей — при идиоте-муже это было вполне реально.
По одной - они действительно потомки воинов Александра, укрывшихся в горах Гиндукуша и оставшихся здесь навсегда. По другой - остатки разведывательного отряда, посланного в Бажур, но взбунтовавшегося и не пожелавшего возвращаться домой. О калашах писали много. Известный английский исследователь Брюс указывал, например, на пережитки у них некоторых греческих религиозных церемоний. Другие ученые ссылаются на Бабура, первого правителя из династии Великих Моголов, который сообщал, что язычники-калаши употребляют в больших количествах крепкие виноградные вина, в то время как окружавшие их племена и представления о них не имели… Теперь мы подходим к главному вопросу, без решения которого было бы бессмысленно вообще говорить о «потомках Александра». Насколько велик был грекомакедонский, так сказать, генетический вклад в этническую среду этих районов? Огромная держава, возникшая в результате завоеваний Александра, простиралась от западного побережья Балканского полуострова до Индии. На севере она приближалась к Дунаю и граничила с Черным морем, на юге доходила до Индийского океана, Аравии и Северной Африки. Многие исследователи ссылаются на данные Диодора, упоминавшего программу, намеченную в царских инструкциях. Александр предполагал «объединение многих народов в один, перемещение людей из Азии в Европу и обратно, чтобы соединены были два великих континента браками и союзами, и чтобы жили они в согласии, дружбе и родстве».
Одним из важнейших и последних мероприятий царя в его восточной политике было заключение брачных союзов с представителями местных народов, чтобы «смешением крови соединить победителей и побежденных». Чем это можно объяснить? Влюбленностью Александра в человечество? Желанием побратать Восток с Западом? Источники не дают оснований делать подобные выводы.
Это связано с историческими свидетельствами того, что Македония находилась в состоянии банкротства, когда Александр начал свою кампанию, и была очень богата, когда он умер. Считается, что Филипп II похоронен вместе с женой и младенцем. Барциокас добавил: «Это был единственный новорожденный в македонской династии, который умер вскоре после рождения. Возраст женского скелета в 18 лет был определен на основе эпифизарных линий ее плечевой кости. Он пояснил, что у останков в гробнице II также не было обнаружено повреждений глаз, как считалось ранее.
По останкам гробницы I невозможно однозначно определить, была ли травма глаза из-за его ухудшения.
Археологи нашли гробницы отца и других родственников Александра Македонского
Согласно местной легенде, минангкабау являются потомками одного из сыновей Александра Македонского. Ученые после многолетних исследований смогли установить личности людей из трех гробниц, принадлежавших семье Александра Македонского. В склепе в качестве реликвии были оставлены доспехи, предположительно, Александра Македонского.
Кто такой Александр IV Македонский?
В Греции нашли гробницу сына Александра Македонского | После многолетних исследований ученые смогли установить личности людей из трех гробниц, принадлежавших семье Александра Македонского. |
Потомки Александра Македонского | В третьей гробнице, согласно исследованиям, захоронен Александр IV — сын Македонского, который был убит в подростковом возрасте (14-15 лет) в ходе борьбы за власть. |
Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
Греческие учёные поставили точку в споре об останках членов семьи Александра Македонского, который длился десятки лет. Им удалось идентифицировать останки царя Македонии Филиппа II, отца Александра Великого, пишет 15 февраля британский ежедневник Daily Mail со ссылкой на итоги исследования. Richard Mortel Бюст Филиппа II, короля Македонии, римская копия Три нетронутые царские гробницы, датируемые IV веком до нашей эры, обнаружили в 1977 году при раскопках древнего города Вергина на севере Греции. Предполагалось, что это захоронения отца, сына и старшего сводного брата Александра Македонского. Теперь эксперты окончательно убеждены в том, что скелет, который долгое время считали принадлежащим сводному брату, на самом деле принадлежит отцу, и наоборот, говорится в публикации.
Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Аммона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [120].
Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [121]. Заявление о божественной сущности Александра серьёзно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев [122]. В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [123]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [сн 10] [124]. Память об Александре Оценка деятельности Книга о праведном Виразе.
Затем проклятый и нечестивый Злой дух, чтобы заставить людей засомневаться в этой вере, наслал обретавшегося в Египте ромея Александра на Иран чинить опустошение и наводить страх. Он убил иранского царя, разрушил царский дворец, опустошил государство. Он убил многих высших жрецов и судей, хербедов и мобедов, приверженцев зороастризма, деятельных и мудрых людей Ирана. И Ардашир уста раскрыл пред ними: «Эй, славные познаньями своими, Я знаю, нет средь вас ни одного, Кто б не слыхал, каким подверг невзгодам Нас Искандар — пришелец, низкий родом! Он славу древнюю низверг во мрак, Весь мир зажал в насильственный кулак.
Где все они? Где блеск их величавый? О них осталась лишь дурная слава. Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад!
Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть. Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке.
В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник. Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133].
Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см. Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия. В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137].
Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138]. Кроме того, философ-киник Онесикрит из Астипалеи, путешествовавший со штабом армии до самой Индии, подробно описал завоевания царя [140].
Особый интерес у Онесикрита вызвала Индия, и он подробно описывал виды местных животных и растений, обычаи народов [140]. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами в частности, Онескирита широко использует Страбон [140]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [141]. Совершенно иная судьба постигла штабного историографа Каллисфена из Олинфа — в 327 году его казнили по обвинению в подготовке заговора. Из-за этого последние из его подробных записей описывают события битвы при Гавгамелах [139].
Его «Деяния Александра» носили ярко выраженный апологетический характер и задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией [138]. Впрочем, уже в античную эпоху незавершённое сочинение Каллисфена подвергалось критике за предвзятость и искажение фактов Тимеем из Тавромения и Полибием [138]. Далеко не сразу после смерти Александра свои воспоминания систематизировал полководец Птолемей , ставший к этому времени уже правителем Египта [сн 11]. Птолемей создавал образ Александра как гениального полководца [142]. Предполагается, что благодаря военному прошлому Птолемея его сочинение содержало множество точных подробностей, связанных с военными действиями [142].
Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер возможно, архитектор Аристобул, в которой он уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Несмотря на то, что Аристобул начал писать историю в возрасте 84 лет, он точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [142]. Известно, что последние две работы содержали богатейший фактический материал [8]. К сожалению, за исключением немногочисленных фрагментов все сочинения, написанные современниками Александра, утеряны [143]. Лишь в небольших фрагментах дошло до наших дней и сочинение Клитарха — младшего современника Александра, который, вероятно, не участвовал в походах с ним, однако попытался собрать воедино разрозненные свидетельства очевидцев и уже опубликованные труды [141].
Его сочинение «Об Александре» состояло по меньшей мере из 12 книг и по стилю приближалось к героическому роману [144]. Несмотря на критику сочинения Клитарха античными историками, его произведение пользовалось большой популярностью в древности [144]. К этому же времени относится формирование цикла фантастических преданий, связанных с Александром, хотя легенды вокруг личности великого завоевателя начали появляться ещё при его жизни [145]. Все вместе они создали традицию правдивых и вымышленных сведений об Александре, которая в историографии известна как «вульгата» [144]. Не сохранились также «Эфемериды» записи придворного журнала царя и «Гипомнемата» заметки самого Александра с планами дальнейших завоеваний.
Благодаря тому, что интерес к личности Александра не угасал, греки, а затем и римляне писали о нём и значительно позднее, опираясь на работы предшественников. Именно эти сочинения частично сохранились до наших дней и служат основными источниками для изучения жизни и деятельности царя. Большинство из них так или иначе опирались на сочинение Клитарха [141] и, в некоторой степени, на труды Тимагена. К сочинениям благожелательной по отношению к Александру традиции относятся «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского , «История Александра» Квинта Курция Руфа и «История Филиппа» Помпея Трога последняя работа сохранилась в сокращении, составленном Юстином [147]. В значительной степени независим от этой традиции Арриан , которого считают наиболее достоверным источником по жизни Александра [147].
Большую ценность представляет биография Александа в Сравнительных жизнеописаниях Плутарха , который подбирал материалы в соответствии со своими представлениями о роли личности в истории [148]. Романы об Александре. Александр в фольклоре Е. Костюхин о средневековом восприятии Александра. В раннем западноевропейском средневековье история переосмысляется и приобретает новую закономерность, прошлое оказывается тесно связанным с настоящим и похожим на него.
Так, Приам называется первым королём франков, Александр Македонский — греческим, а Цезарь — римским Карлом Великим, они ходят по белу свету с двенадцатью пэрами и громят сарацинов [149]. Многие из событий, который описаны в «Романе» как реальные, у античных историков обнаруживаются только как озвученные планы. При этом «Роман» писался даже по большему количеству материалов, чем пять сохранившихся сочинений об Александре [141]. Автор «Романа» неизвестен. В одной из рукописей автором назван Каллисфен, но он не мог написать это сочинение, поскольку Александр казнил его см.
Существует предположение, что первые версии романа до окончательной обработки появились на Востоке, где существовала насущная необходимость обосновать завоевания Александра и установление там правления греков [151]. Фактические сведения в романе часто искажены, хронология нередко нарушена [8]. В классическом виде роман состоял из 10 частей [сн 12] , хотя в более ранних версиях, возможно, касающихся Греции тем практически не было [152]. Ещё в античности роман был переведён на латинский язык Юлием Валерием Полемием; вслед за ним появились переводы на коптский , сирийский [153] , среднеперсидский , армянский языки, геэз конец XIV века [154] , возможно, арабский и другие языки. Многие из них имели немного сходства с оригиналом — так, в сирийской литературе существовали две совершенно различных версии романа [155] , а эфиопская версия романа представляет собой во многом оригинальное сочинение, которое едва ли можно назвать переводом [154].
В первой половине XII века Альбериком из Пизансона был написан роман на старофранцузском языке, поскольку было очень велико количество людей, не владевших латинским языком. Он нёс на себе отпечаток новых веяний в литературе и был близок к рыцарскому роману.
Отдаление царя от македонян вызвало сильное раздражение среди солдат, и так недовольных продолжением тяжелого похода, а также части его приближенных, в основном выходцев из Нижней Македонии. Осенью 330 до н. Чтобы изъять из армии самую потенциально мятежную ее часть, он отправил на родину ветеранов и солдат, не пригодных к дальнейшей службе. Во время восстания в Согдиане его отношения с греко-македонским окружением еще более обострились. Летом 328 до н. Произошло усиление автократических тенденций, идеологическим обоснованием которых стала концепция вседозволенности монарха, сформулированная придворным философом Анаксархом.
Попытка Александра ввести персидский обряд проскинесиса земной поклон монарху стала причиной нового заговора, составленного молодыми македонскими аристократами из личной гвардии царя «заговор пажей» ; их идейным вдохновителем был философ и историк Каллисфен, ученик Аристотеля. Только случай спас Александра от гибели; заговорщиков забили камнями; Каллисфен, по одной версии, был казнен, по другой — покончил с собой в тюрьме. Поход в Индию. Увлеченный идеей достичь «края Азии» и стать владыкой мира, Александр решил предпринять поход в Индию. В конце весны 327 до н. Кофен совр. Ему добровольно подчинилось большинство царств на правом берегу Инда, в том числе сильное государство Таксила; их правители сохранили свою власть и политическую автономию, но были вынуждены согласиться на присутствие в их городах македонских гарнизонов. Победив аспасиев и ассакенов инд.
Паурава , владевшего обширной территорией между реками Гидасп совр. Джелам и Акесина совр. В результате кровопролитного сражения на Гидаспе конец апреля — начало мая 326 до н. Александр стал хозяином Пенджаба. Стремясь сделать Пора союзником, он не только оставил ему его владения, но и значительно расширил их. Основав на Гидаспе города Никею и Букефалию в честь своего умершего коня , двинулся на восток: переправившись через р. Гидраот совр. Рави , покорил катайев и подошел к р.
Гифасис совр. Сатледж , намереваясь вторгнуться в долину Ганга. Однако солдаты взбунтовались — они устали от бесконечного похода, тяжело переносили природно-климатические условия Индии и их пугала перспектива войны с могущественным государством Нандов. Александру пришлось повернуть назад и расстаться с мечтой о мировом господстве. Он фактически отказался от контроля над землями к востоку от Инда, передав его местным владетелям. На Гидаспе сухопутная армия встретилась с македонским флотом под командованием Неарха и вместе с ним двинулась к Индийскому океану. Во время похода Александр совершил успешную военную экспедицию против маллов и оксидраков инд. В конце июля 325 до н.
Бахманабад и дельты Инда. В сентябре 325 до н. Во время перехода через Гидросию совр. Белуджистан македоняне сильно страдали от недостатка воды и продовольствия и от проливных дождей. Только в ноябре они добрались до Пуры, административного центра Гидросии. Когда армия пересекала Карманию совр. Керман и Хормозган , она превратилась в беспорядочную и деморализованную толпу. В начале 324 до н.
Детство и юность Принято считать, что Александр родился 20 июля 356 года до н. В детстве он научился читать, писать, ездить верхом, сражаться и охотиться, как это было типично для сыновей благородного происхождения в ту эпоху. Он вырос храбрым мальчиком и приручил непослушную лошадь, когда ему было всего 12 лет. Конь по кличке Буцефал стал его любимцем и верно и преданно служил ему несколько лет. Король Филипп попросил великого философа Аристотеля обучить Александра и предоставил Храм Нимф в Миезе в качестве классной комнаты. Аристотель обучал Александра и детей македонской знати таким предметам как медицина, философия, мораль, религия, логика и искусство. Под его руководством у Александра также развилась любовь к литературе. Когда Александру было 16 лет, его отец оставил его во главе королевства в качестве регента, пока он вел войну против Византии. Во время отсутствия Филиппа фракийские маэды восстали против Македонии.
Несмотря на то, что он все еще был маленьким мальчиком, Александр быстро отреагировал и храбро прогнал их с их территории. Вознесение и царствование Король Филипп был убит капитаном своих телохранителей Павсанием в 336 году до нашей эры. Александр, которому в то время было всего 20 лет, был провозглашен королем знатью и армией. Взойдя на трон, он решил устранить всех своих внутренних врагов и потенциальных претендентов на трон. Он и его мать приказали казнить своих двоюродных и сводных братьев, которых они считали угрозой. Известие о смерти короля Филиппа вызвало серию восстаний в Фивах, Афинах, Фессалии и фракийских племенах к северу от Македонии.
В Греции нашли гробницу сына Александра Македонского
Его сын Филипп Второй (отец Александра Македонского) уже имел более ясные представления об управлении страной. 2.3 Гробница сына Александра Македонского. Роксана и ее сын вернулись в Македонию и бежали в Эпир, где жила Олимпиада, мать Александра Македонского.