Беседа с настоятелем храма Пресвятой Троицы в Хохлах протоиерем Алексием Уминским — о глубоком смысле праздника Рождества Христова. Атмосфера праздника царит в городе больше месяца.
Чудесные Рождественские истории в библиотеках города (6+)
Иначе как объяснить то, что человек может с закрытыми глазами дотянуться до своих ушей или кончика носа? Как мы определяем температуру кофе или чая? Почему мы чувствуем зубную или другую боль, изменения температуры тела, голод? Задаваясь этими вопросами, исследователи добавляют к чувствам, выделенным еще Аристотелем, другие или разрабатывают собственные классификации.
Так, один только вкус включает в себя восприятие сладкого, кислого, соленого, горького, а в обонянии участвуют более 2 тыс. Еще человек имеет «внутренний метроном» — чувство продолжительности времени, а благодаря циклическими колебаниями гормонов умело определяет время суток. Но, не углубляясь в детали, предлагаем взять за основу классификацию Аристотеля, ведь во многом именно от нас зависит, что мы едим, видим и слышим, какие запахи нас окружают, что мы осязаем.
Заснеженная ель. Источник изображения: 123rf В первую очередь предлагаем оглянуться вокруг. В каком месте вы находитесь?
Способствует ли оно вашему отдыху, удовлетворению потребности в безопасности или, наоборот, лишь добавляет беспокойства? Для начала предлагаем навести порядок.
Но по сути своей на него сейчас ответить очень и очень сложно. Потому что для нас сегодняшних рождественские ясли и рождественская елка — это несколько не то, что они были для Надежды Яковлевны, и для того поколения людей, что выросли в традиции церковной. Вся атмосфера их жизни была пропитана не только словами Евангелия и церковными службами, а вот этими человеческими отношениями, особенной человечностью всей культуры еще 19 века, начала 20 века и вообще культуры, которая хранит на себе отпечаток Евангелия. Поэтому, конечно, и сам человек мыслился иначе, человека человек видел по-другому. Сегодня для нас Рождество во многом превратилось в праздник счастья, почти в Новый год. Потому что долгое время у нас был Новый год, но не было Рождества, и все рождественские традиции и сказочные элементы праздника перешли на новогоднюю елку, а теперь немножечко обратно. В последнее время мы воспринимаем — это к нам пришло через западную современную культуру — культуру Рождества как праздник скидок, как праздник красивых елочных игрушек, как праздник дорогих подарков. Для нас это хоровод, это рождественские колядки, это подарки под елку, это торжественная рождественская служба.
Но это один из самых трагических праздников на земле. И он нами не осмыслен сегодня в категориях катастрофы. Первое, что происходит почему-то нам это кажется таким миленьким и таким ласковым, и таким добреньким… — Богу не оказывается места на земле. Мы перестали чувствовать в этом боль и трагедию. В том, что великому Богу на огромной земле места не нашлось. Не потому что Он так велик — Он так умалился, что стал младенцем, и даже ему не нашлось места. Это первое. Это совершенно забывается как трагедия. Следующий этап Рождества — это пещера, в которой Он рождается. Это пещера, которая воспевается Церковью как преддверие гроба.
На Пасху мироносицы поют: «приидите, помажем вонями погребенного, приидите, потщимся, якоже волсви, и принесем миро яко дары не в пеленах, а в плащанице лежащему. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. То есть эти удивительные дары мыслятся Церковью как преддверие Его страданий: пелены как плащаница, пещера как гроб, смирна как миро, которым будут помазывать мироносицы, понимаются исключительно вот в этом смысле — движении Христа к распятию, к схождению во ад. Мы в ладошки хлопаем, улыбаемся, фейерверки закатываем, у нас все хорошо, радостно, деды Морозы ходят, детские утренники устраиваются, все замечательно, ангелы воспевают, а в этот момент идет резня. В этот момент из-за того, что Христос родился на земле, убивают невинных детей. Я все время думаю об этом с каким-то содроганием. Что эти несчастные матери должны сказать Христу? Из-за Которого убивают их детей. Зачем Ты пришел в мир? Из-за Тебя моего ребенка пронзает воин, посланный Иродом.
Христос избегает смерти — до времени. Но это тоже прообраз Его страдания — в каждом ребенке. И вот понимание этого ушло. Оно не могло не быть, потому что, если мы с вами посмотрим древние иконы Рождества, то увидим, что на иконах Рождества изображено все события евангельские: и бегство в Египет, и рождественская пещера, и иродовы воины, и бес, искушающий Иосифа. Икона Рождества Христова — это огромное полотно евангельское, которое являет всё. И, конечно же, эту радость безмерной божественной любви. Которая, несмотря на мрак, на отчаяние, на абсолютную невозможность человечества встретиться с Богом, на абсолютную невозможность человека прийти к Богу, все-таки пронзает мир вот этой любовью, и вот Христос, как травиночка, пробивается, вырастает на этой земле, чтобы этот мир стал другим. И он становится другим, потому что одно без другого не бывает, невозможно Рождество просто как веселье, просто как праздник. Если в Рождестве этого нет — тогда действительно человек, о котором говорит Надежда Яковлевна, не понятен. А вот тот, кто познал такое Рождество — для него это понятно, он по-другому смотрит на этот мир, он не может участвовать в этом мире как во всемирной бойне.
Этот прекрасный, чудный шмелевский мир рухнул в единочасье. От него ничего не осталось. От свечечек и вербочек, от той красоты и благоухания, которые описаны Шмелевым, не осталось ничего. Потому что там, где остается уклад, не наполненный смыслом и содержанием, этот уклад не несет ничего. Это обманка. Это ширма, декорация. Поэтому создание уклада — это создание еще одного симулякра, еще одной иллюзии, еще одной формы без содержания. Когда человек ищет смыслы, когда человек смыслами живет, когда человек этими смыслами питает жизнь, и она становится почвой, то потом почва приносит плоды. И тогда из этого уже выстраивается уклад. А когда этого нет, а есть сам по себе уклад, что ж — это этнография, это музей.
Это гетто — то, к чему нас всех пытается приучить современный мир. Вот миру это, кстати, во все времена традиции — очень полезная вещь, очень такая безобидная — да, пожалуйста, постройте свой музей, постройте свой кукольный театр… — Или ролевая игра?.. Но мы не хотим резервации — мы хотим жизни. А жизнь — это поиск смыслов, прежде всего. Это действительно связано? И как нам воспринимать то, что сейчас с высоких трибун стали звучать призывы судить тех, кого объявили врагами, по законам военного времени, вернуться к смертной казни?
А до этого все больше обижалась. А сын просто стал взрослый, и теперь может жить самостоятельно, — ну разве это не, в том числе, и мое достижение! Казалось — праздник отдельно, и я отдельно. И тут подруга предложила пойти в храм Космы и Дамиана в Шубине на Рождественский ретрит, — рассказывает Оксана.
Программа ретрита вывешивается на сайте храма заранее, поэтому все можно спланировать. В этом году тема — доверие: Доверие Бога и доверие Богу. Вначале батюшка говорит какое-то свое слово, а потом все расходятся на малые группы и там уже обсуждают: что для меня — доверие Богу? Почему доверять трудно? Вот родился Христос — и что в моей жизни изменилось? В храме — наряженная елка, стоит, мигает огоньками. Я пойду обязательно. После таких встреч я встряхиваюсь, во мне столько всего созвучного, и самой хочется делиться, и кажется, — никакая я не сонная душа, а живая, и я тоже всем сердцем участвую в Рождестве! Праздник начинается с ожидания праздника Фото с сайта hramvtolmachah. Их играют и профессионалы, и любители, устраиваются целые фестивали.
Но взрослые исполнители обычно преследуют цель реконструкции. А если делаешь спектакль с детьми, тут преобладает поучительный уклон. Рассказывает Софья Бакалеева, многодетная мама: — Как и многие люди нашего поколения, мы не получили церковного воспитания, изначально у нас не было опыта празднования Рождества. Приходилось «заныривать» в прошлое и пытаться понять, как все «работало». Читая тексты Василия Никифорова-Волгина, Ивана Шмелева, мы впитывали особую рождественскую атмосферу. Нам очень повезло, мы общались и общаемся с артистами ансамбля Дмитрия Покровского супругами Тепловыми. Там я впервые попала на настоящий рождественский праздник и была потрясена вертепным действом, христославиями и колядками. Я была даже больше очарована, чем дети. С годами кто-то из детей предложил: «Давайте тоже сделаем вертеп». Вертепное действо требует подготовки, и это прекрасно: праздник начинается с ожидания праздника, проживание этого ожидания ничуть не менее важно.
Семья собирается за столом, все что-то мастерят, взрослые могут читать святочные рассказы или сами что-то рассказывать. Как не напугать Фото с сайта petrovpark. Исходя из своих возможностей, и нужно продумывать сценарий праздника. Сейчас возрождаются вертепные традиции. Из года в год играя вертепные представления перед разными детьми, повторяя один текст, вижу, как через эти образы раскрывается суть праздника. История рождения Младенца в вертепном действе рассказана лаконично, бережно. Чтобы подчеркнуть эмоциональную составляющую, есть история Ирода, Рахили — женщины, которая потеряла младенца. Через такие образы дети лучше воспринимают сюжет. Фото с сайта yapokupayu. Некоторые взрослые считают, что не нужно рассказывать детям о смерти, о жестокости.
Но дети постарше нормально воспринимают, сопереживают, ведь история — не о смерти, а о жизни и будущей победе Жизни над смертью. У нас в спектакле убиенный младенец оказывается у ангела в руках.
Торжественные ночные богослужения прошли в церквях по всей стране. Литургии провели даже на передовой: священники приехали к бойцам прямо в окопы. Ничто не омрачило светлый праздник и в новых российских регионах. Так, в частности, в ЛНР даже практически везде отменили комендантский час. А главная рождественская служба состоялась в самом большом храме страны — Христа Спасителя.
Икона «Троица» Андрея Рублёва, помещенная в специальный киот, для многих верующих стала еще одной причиной посещения храма Христа Спасителя в рождественскую ночь. Сотни людей начали съезжаться в центр Москвы за несколько часов до богослужения, называя Рождество одним из главных церковных праздников.
«Всеми любимый праздник вдохновляет людей на благие дела»: как в России встретили Рождество
По устоявшейся доброй традиции, накануне праздника Рождества Христова на территории храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был установлен рождественский вертеп, символизирующий Вифлеемскую пещеру, в которой родился Богомладенец Иисус Христос. В преддверии празднования Рождества Христова сотрудники библиотеки-филиала №4 им. А.С. Пушкина рассказали посетителям об истории праздника, который приносит в нашу жизнь радость и что-то чудесное, а ночь перед Рождеством таинственна и неповторима. Религия - 7 января 2023 - Новости Тюмени - Празднично украшенная сцена, нарядные дети, создали радостную атмосферу. сто лет назад это удавалось и русским, и норвежцам.
Светлый праздник во время полярной ночи
Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа.
Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений.
Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания", — говорится в сообщении.
Праздничный рождественский стол После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд.
Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка можно запечь с мочеными яблоками, с брусникой и квашеной капустой. Также во главе стола ставили кутью рисово-пшеничную кашу с добавлением изюма, кураги или орехов. В остальном хозяйки вольны в выборе блюд.
В северных областях популярны архангельские козули — фигурки козочек, овечек, барашков и лошадок, вылепленные из сдобного теста на сливочном масле и яйцах. Такие фигурки связаны с хлевом, где родился Иисус. Еще одно традиционное мясное блюдо русской кухни — полотки — половинки птичьих тушек, просоленные и копченые или вареные.
Из напитков на столе всегда был ягодный взвар — вода, настоянная на ягодах или фруктах. Колядки Рождество принято справлять радостно, весело — в кругу самых близких и родных людей. Во время Святок люди ходят друг к другу в гости, а также помогают нуждающимся.
Эта традиция зародилась еще в Древней Руси. В ночь перед Рождеством дети наряжались в пастухов или ангелов, ходили по деревне и поздравляли соседей рождественскими песнями — колядками. В ответ добрый хозяин должен был отблагодарить их угощением или подарком.
Что нельзя делать на Рождество Рождество — великий и значимый праздник для всех христиан. Существует несколько поверий по поводу того, что нельзя делать в этот день: Не следует заниматься уборкой, домашними делами и тяжелой работой. Чистоту и порядок в доме нужно навести заранее.
Королевская семья также нарушила традицию совместного празднования Рождества. В США, несмотря на высокие показатели заболеваемости, многие люди не стали соблюдать ограничения. В канун праздника число авиапассажиров достигло 1,2 млн человек, что стало максимумом с начала пандемии. В Германии жесткий карантин действует с 16 декабря и продлится до 10 января. Закрыты непродовольственные магазины, салоны красоты.
В домах и квартирах запретили собираться группами больше пяти человек, кроме того, нельзя употреблять спиртные напитки в общественных местах. В Италии в праздники работать будут только магазины с товарами первой необходимости, аптеки и парикмахерские.
Начать путешествие «Дверь в Рождество» Это маршрут-квест для всей семьи от «Шуя CityPass», посвященный истории светлого и волшебного праздника. Прогуляйтесь по рождественской Шуе вместе с героями фестиваля «Русское Рождество» — озорным мальчиком-христославом и чудесной девочкой-ангелом — и погрузитесь в сказочную атмосферу! Несмотря на то, что согласно Евангелию, волхвы пришли уже в дом, а не в пещеру МФ 2:11 , они также часто являются частью композиции вертепа. Младенец Христос изображается лежащим в яслях или на руках у сидящей Богородицы. Иногда все фигуры Святого Семейства заменяются иконой Рождества Христова. Ангел Фигура ангела, который возвестил пастухам о рождении Спасителя.
Она стояла у подножья пещеры, не решаясь приблизиться. И тогда Младенец сам протянул к ней руку. Еще одним важным символом Рождества считается Вифлеемская звезда. Она взошла на небо, чтобы возвестить миру о рождении Спасителя. Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам. С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели. На Руси символами Рождества также были сочиво и кутья — блюда из пропаренных злаков с медом. Без них рождественский стол в то время был немыслим. Традиции Рождества: как отмечать светлый праздник Окончание поста Перед праздником Рождества верующие соблюдают строгий пост , который продолжается 40 дней. В Сочельник 6 января принято готовить сочиво из риса или вареной пшеницы с медом. По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Богослужения Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. В этот день читается молитва "Царю Небесный". Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху.
Рождество: вера, семья, неповторимая атмосфера волшебства
В нижнем храме собрались сотни верующих. А в завершение литургии подвели итоги благотворительной акции «Светлый ангел» Для просмотра видео включите поддержку javascript в браузере, или используйте браузер, который поддерживает HTML5 видео Евгений Головин 7 января 2024 Уже более двух тысяч лет люди славят рождение Христа и радуются, что Спаситель появился на свет. В новом храме Салехарда собрались сотни верующих. Почти три часа усердной молитвы и таинство причастия. К рождественскому богослужению усердно готовились.
С убранством и техническим оснащением помогали ямальские казаки. Финальная нота празднества - подведение итогов благотворительной акции «Светлый ангел».
Это совершенно забывается как трагедия. Следующий этап Рождества — это пещера, в которой Он рождается. Это пещера, которая воспевается Церковью как преддверие гроба. На Пасху мироносицы поют: «приидите, помажем вонями погребенного, приидите, потщимся, якоже волсви, и принесем миро яко дары не в пеленах, а в плащанице лежащему. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. То есть эти удивительные дары мыслятся Церковью как преддверие Его страданий: пелены как плащаница, пещера как гроб, смирна как миро, которым будут помазывать мироносицы, понимаются исключительно вот в этом смысле — движении Христа к распятию, к схождению во ад. Мы в ладошки хлопаем, улыбаемся, фейерверки закатываем, у нас все хорошо, радостно, деды Морозы ходят, детские утренники устраиваются, все замечательно, ангелы воспевают, а в этот момент идет резня. В этот момент из-за того, что Христос родился на земле, убивают невинных детей.
Я все время думаю об этом с каким-то содроганием. Что эти несчастные матери должны сказать Христу? Из-за Которого убивают их детей. Зачем Ты пришел в мир? Из-за Тебя моего ребенка пронзает воин, посланный Иродом. Христос избегает смерти — до времени. Но это тоже прообраз Его страдания — в каждом ребенке. И вот понимание этого ушло. Оно не могло не быть, потому что, если мы с вами посмотрим древние иконы Рождества, то увидим, что на иконах Рождества изображено все события евангельские: и бегство в Египет, и рождественская пещера, и иродовы воины, и бес, искушающий Иосифа. Икона Рождества Христова — это огромное полотно евангельское, которое являет всё.
И, конечно же, эту радость безмерной божественной любви. Которая, несмотря на мрак, на отчаяние, на абсолютную невозможность человечества встретиться с Богом, на абсолютную невозможность человека прийти к Богу, все-таки пронзает мир вот этой любовью, и вот Христос, как травиночка, пробивается, вырастает на этой земле, чтобы этот мир стал другим. И он становится другим, потому что одно без другого не бывает, невозможно Рождество просто как веселье, просто как праздник. Если в Рождестве этого нет — тогда действительно человек, о котором говорит Надежда Яковлевна, не понятен. А вот тот, кто познал такое Рождество — для него это понятно, он по-другому смотрит на этот мир, он не может участвовать в этом мире как во всемирной бойне. Этот прекрасный, чудный шмелевский мир рухнул в единочасье. От него ничего не осталось. От свечечек и вербочек, от той красоты и благоухания, которые описаны Шмелевым, не осталось ничего. Потому что там, где остается уклад, не наполненный смыслом и содержанием, этот уклад не несет ничего. Это обманка.
Это ширма, декорация. Поэтому создание уклада — это создание еще одного симулякра, еще одной иллюзии, еще одной формы без содержания. Когда человек ищет смыслы, когда человек смыслами живет, когда человек этими смыслами питает жизнь, и она становится почвой, то потом почва приносит плоды. И тогда из этого уже выстраивается уклад. А когда этого нет, а есть сам по себе уклад, что ж — это этнография, это музей. Это гетто — то, к чему нас всех пытается приучить современный мир. Вот миру это, кстати, во все времена традиции — очень полезная вещь, очень такая безобидная — да, пожалуйста, постройте свой музей, постройте свой кукольный театр… — Или ролевая игра?.. Но мы не хотим резервации — мы хотим жизни. А жизнь — это поиск смыслов, прежде всего. Это действительно связано?
И как нам воспринимать то, что сейчас с высоких трибун стали звучать призывы судить тех, кого объявили врагами, по законам военного времени, вернуться к смертной казни? Враги дают ему право на существование, потому что человек настолько в себе не уверен, настолько сам себя не любит и настолько не понимает, зачем он живет. Не нашел смысла для жизни такой человек. И поэтому ему для смысла жизни нужен тот, кого он ненавидит, кто хуже него, на фоне которого он — не тварь дрожащая, а право имеет. Вот это трагическая вещь — когда человек не нашел оснований для жизни. Тогда появляется эта риторика с постоянным поиском врагов, с желанием кого-то все время мочить в сортире или когда кого- то надо судить по законам военного времени, потому что кажется, что вот это и есть жизнь, то основание, когда человек вдруг осмысляет, для чего он живет. Тогда вдруг появляется идея, появляется высокое знание «истины», потому что не будь этого, то для человека вообще ничего нет. Это крайне опасная форма жизни, и таким людям необходимо все-таки научиться слушать Бога. Иначе они погибнут окончательно, потому что Бог есть жизнь, и Бог может каждому человеку дать основания для жизни. А жизнь — она может состояться только в любви, без любви не может быть жизни.
В ненависти может быть только отчаянное умирание, и через провозглашение этих вещей происходит самоубийство Что касается смертной казни — человечество долгим путем осмысления, понимания заповедей Христовых в лучшие свои моменты научалось тому, что смертная казнь перестает быть необходимостью для тех, кто имеет мужество прощать, давать время на покаяние, уважать человеческую личность. Это, конечно, плоды христианства без всякого сомнения, одни из самых высоких плодов: как Бог заставляет видеть человека во враге, в отщепенце, слышать то, как Сам Христос о Себе говорит как о бомже, преступнике, нищем, убогом, когда говорит о Страшном суде. И именно это слово о Страшном суде в какой-то момент просветления человечества, государей, целых сообществ, приводило к тому, что даже в самом закоренелом преступнике, в самом отчаянном головорезе образ Божий, по учению святых отцов, не может быть истреблен. Он может быть крайне искажен, крайне искалечен, но не исчерпан до конца. И поэтому даже для него остается возможность спасения и покаяния. Тот же разбойник — убийца на кресте — исповедовал Его в последние минуты своей жизни, потому что и Сам Христос был приговорен к смерти.
Единственной, поскольку Рождественский сочельник — последний, самый строгий день Рождественского поста. В народе существовала традиция: в Сочельник до первой звезды не есть. Логика проста: когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, на Востоке зажглась новая звезда — об этом рассказывает Евангелие от Матфея.
Вот верующие и старались не есть, поститься до того момента, как на небосклоне не взойдет первая звезда. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. А будто — дар Христу. Но главное в этом описании стола Рождественского сочельника — понимание, что наш пост — это наша жертва, наше приношение родившемуся Иисусу: сам не поем, а Богомладенцу эту пищу в ясли поставлю. Пост — это всегда приношение нашей любви Богу. Но, подчеркну, не есть до первой звезды было благочестивой традицией самого народа, церковный устав таких строгих предписаний не делал. К Рождеству готовились заранее, Рождественский сочельник — апофеоз подготовки: в домах уже витало ожидание чуда, царила атмосфера любви, радости и тайны. Раньше, в отсутствии гаджетов и ТВ, эту атмосферу умели создавать. И неудивительно, что воспоминания о семейной подготовке к Рождеству, сам праздник, запечатлелись в памяти мемуаристов так живо и ярко.
Подготовка начиналась с Рождественской елки и похода на елочный базар. Глубокие снега, морозы крепче, — рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес… А снег повалит — потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает.
Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Морозная Россия, а… тепло!
Москва Фото: Ксения Шаповалова-Васильева с. Паша Фото: Мадина Астахова г. Санкт-Петербург Фото: Мадина Астахова г. Санкт-Петербург Фото: Наталья Золотарева г. Москва Фото: Наталья Золотарева г. Москва Фото: Ольга Зверева г.
Балаклава , "Снежок к празднику" Фото: Ольга Зверева г. Покровский собор , "Свет указует на вертеп" Фото: Ольга Кравчук г. Советск Фото: Ольга Пономарева г. Вологда Фото: Сергей Шичанин г. Каргасок Фото: Юлия Зинкова г. Москва Фото: Юлия Зинкова г. Москва Фото: Алексей Ивушкин г.
Чувство праздника: как проникнуться атмосферой Нового года и Рождества?
Главной темой гостиной стали традиции празднования Рождества в России в конце XIX – начале XX века. Королевская семья также нарушила традицию совместного празднования Рождества. Елизавета II и ее муж принц Филипп отпразднуют Рождество вдвоем в Виндзорском дворце. Яркие костюмы, великолепные номера создали настоящую атмосферу Рождественского чуда. Рождество в Петербурге: атмосфера праздничной ночи. Православный праздник: как отметили Рождество в российских храмах. 6 января Гавриловская библиотека провела Рождественские посиделки «Чудо Рождественской звезды», где библиотекарь рассказала про приметы и обычаи праздника Рождества, затем прошёл час поделок «Светлый Ангел Рождества». Празднование Рождества в Церкви Марии Рок-Хьюн.
Фольклорные посиделки «Светлый праздник Рождества – нет чудесней волшебства»
Сотни верующих приехали в святую обитель на празднование Рождества. Сказочная атмосфера Рождества витает в воздухе Лондона (Великобритания). |. IMG 7365 Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников в году. 8 января 2023 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых Богоотец, и период попразднства Рождества Христова, в нашей обители состоялся традиционный рождественский праздник для детей и их близких.
Празднование Рождества в России
Печать Создано: 09 января 2023 9 января 2023г. В современном мире не в каждой семье сохранились традиции проведения народных праздников. Одним из которых является Рождество.
На нем присутствовали воспитанники соседнего детского сада «Родничок» из д. Ребята познакомились с традицией празднования Рождества в России, прослушали рождественские тропари и песни о значимых событиях Рождества в исполнении учащихся 5-8 классов нашей школы выступления подготовили учитель музыки Скоморохова Наталья Павловна и художественный руководитель ЦНХТ пос. Асерхово Рябова Виолетта Игоревна Девочки из старшей разновозрастной группы прочитали замечательные стихи о празднике Рождества: «Светлый праздник Рождества» Т. Боковой прочла Лоскутова Анжелика , «Праздник светлый наступил» О.
Это первое. Это совершенно забывается как трагедия. Следующий этап Рождества — это пещера, в которой Он рождается. Это пещера, которая воспевается Церковью как преддверие гроба. На Пасху мироносицы поют: «приидите, помажем вонями погребенного, приидите, потщимся, якоже волсви, и принесем миро яко дары не в пеленах, а в плащанице лежащему. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. То есть эти удивительные дары мыслятся Церковью как преддверие Его страданий: пелены как плащаница, пещера как гроб, смирна как миро, которым будут помазывать мироносицы, понимаются исключительно вот в этом смысле — движении Христа к распятию, к схождению во ад. Мы в ладошки хлопаем, улыбаемся, фейерверки закатываем, у нас все хорошо, радостно, деды Морозы ходят, детские утренники устраиваются, все замечательно, ангелы воспевают, а в этот момент идет резня. В этот момент из-за того, что Христос родился на земле, убивают невинных детей. Я все время думаю об этом с каким-то содроганием. Что эти несчастные матери должны сказать Христу? Из-за Которого убивают их детей. Зачем Ты пришел в мир? Из-за Тебя моего ребенка пронзает воин, посланный Иродом. Христос избегает смерти — до времени. Но это тоже прообраз Его страдания — в каждом ребенке. И вот понимание этого ушло. Оно не могло не быть, потому что, если мы с вами посмотрим древние иконы Рождества, то увидим, что на иконах Рождества изображено все события евангельские: и бегство в Египет, и рождественская пещера, и иродовы воины, и бес, искушающий Иосифа. Икона Рождества Христова — это огромное полотно евангельское, которое являет всё. И, конечно же, эту радость безмерной божественной любви. Которая, несмотря на мрак, на отчаяние, на абсолютную невозможность человечества встретиться с Богом, на абсолютную невозможность человека прийти к Богу, все-таки пронзает мир вот этой любовью, и вот Христос, как травиночка, пробивается, вырастает на этой земле, чтобы этот мир стал другим. И он становится другим, потому что одно без другого не бывает, невозможно Рождество просто как веселье, просто как праздник. Если в Рождестве этого нет — тогда действительно человек, о котором говорит Надежда Яковлевна, не понятен. А вот тот, кто познал такое Рождество — для него это понятно, он по-другому смотрит на этот мир, он не может участвовать в этом мире как во всемирной бойне. Этот прекрасный, чудный шмелевский мир рухнул в единочасье. От него ничего не осталось. От свечечек и вербочек, от той красоты и благоухания, которые описаны Шмелевым, не осталось ничего. Потому что там, где остается уклад, не наполненный смыслом и содержанием, этот уклад не несет ничего. Это обманка. Это ширма, декорация. Поэтому создание уклада — это создание еще одного симулякра, еще одной иллюзии, еще одной формы без содержания. Когда человек ищет смыслы, когда человек смыслами живет, когда человек этими смыслами питает жизнь, и она становится почвой, то потом почва приносит плоды. И тогда из этого уже выстраивается уклад. А когда этого нет, а есть сам по себе уклад, что ж — это этнография, это музей. Это гетто — то, к чему нас всех пытается приучить современный мир. Вот миру это, кстати, во все времена традиции — очень полезная вещь, очень такая безобидная — да, пожалуйста, постройте свой музей, постройте свой кукольный театр… — Или ролевая игра?.. Но мы не хотим резервации — мы хотим жизни. А жизнь — это поиск смыслов, прежде всего. Это действительно связано? И как нам воспринимать то, что сейчас с высоких трибун стали звучать призывы судить тех, кого объявили врагами, по законам военного времени, вернуться к смертной казни? Враги дают ему право на существование, потому что человек настолько в себе не уверен, настолько сам себя не любит и настолько не понимает, зачем он живет. Не нашел смысла для жизни такой человек. И поэтому ему для смысла жизни нужен тот, кого он ненавидит, кто хуже него, на фоне которого он — не тварь дрожащая, а право имеет. Вот это трагическая вещь — когда человек не нашел оснований для жизни. Тогда появляется эта риторика с постоянным поиском врагов, с желанием кого-то все время мочить в сортире или когда кого- то надо судить по законам военного времени, потому что кажется, что вот это и есть жизнь, то основание, когда человек вдруг осмысляет, для чего он живет. Тогда вдруг появляется идея, появляется высокое знание «истины», потому что не будь этого, то для человека вообще ничего нет. Это крайне опасная форма жизни, и таким людям необходимо все-таки научиться слушать Бога. Иначе они погибнут окончательно, потому что Бог есть жизнь, и Бог может каждому человеку дать основания для жизни. А жизнь — она может состояться только в любви, без любви не может быть жизни. В ненависти может быть только отчаянное умирание, и через провозглашение этих вещей происходит самоубийство Что касается смертной казни — человечество долгим путем осмысления, понимания заповедей Христовых в лучшие свои моменты научалось тому, что смертная казнь перестает быть необходимостью для тех, кто имеет мужество прощать, давать время на покаяние, уважать человеческую личность. Это, конечно, плоды христианства без всякого сомнения, одни из самых высоких плодов: как Бог заставляет видеть человека во враге, в отщепенце, слышать то, как Сам Христос о Себе говорит как о бомже, преступнике, нищем, убогом, когда говорит о Страшном суде. И именно это слово о Страшном суде в какой-то момент просветления человечества, государей, целых сообществ, приводило к тому, что даже в самом закоренелом преступнике, в самом отчаянном головорезе образ Божий, по учению святых отцов, не может быть истреблен. Он может быть крайне искажен, крайне искалечен, но не исчерпан до конца. И поэтому даже для него остается возможность спасения и покаяния.
С замечательным праздником всех присутствующих тепло и сердечно поздравили: заместитель главы администрации Моршанского района А. Попов; депутат Тамбовской областной Думы Н. Косачева; глава Алгасовского сельсовета А. Турапин и клирик храма Илии Пророка села Алгасово протоиерей Феодосий. Директор Центра культурно-досуговой деятельности Моршанского района — Марина Александровна Подопросветова вручила Грамоты и сладкие призы детям, принявшим участие в детском творческом конкурсе «Новогодний подарок Деду Морозу», проходившем накануне Светлого Праздника.