В стихотворении «Парус» М.Ю. Лермонтов использует литературный приём, который называется − антитеза (противостояние, противопоставление, противоположность). Краткий анализ стихотворения «Парус» Лермонтова отражает его идею: человеку свойственно рваться вперед, искать свое место, рисковать, любить, но обострение этих чувств особенно сильно в период жизненных невзгод. В стихотворении “Парус” Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает также главную и вечную тему – цель и смысл человеческой жизни.
Краткий анализ стиха «Парус» М. Лермонтова и главная тема произведения
Жизнь подобна морю, она изгибается как змея, бушует как океан и пытается своими водами разорвать парусник на части. А радость — это иллюзия, не существующая ни в прошлом, ни в будущем. Цитата «… он счастия не ищет» иллюстрирует мрачность, которая часто характеризовала романтическую поэзию. Композиция и жанр Структура стихотворения линейна. Завязка происходит в начальных четырех строках, где поэт сначала упоминает парус, который он видит издалека. Во втором четверостишии речь идет о том, как судно ведет себя во время плавания по бурным морям. В заключительном четверостишии наступает пик, он же является и развязкой — Лермонтов делает вывод. В стихотворении «Парус» автор использует средства художественной выразительности, чтобы передать свою мысль и создать яркий образ. Парус сравнивается с одиноким человеком, который ищет что-то далекое и покинул родной дом. Море описывается как голубое, а свет над водой — лазурным и золотым. Строка «И не от счастия бежит!
Волны играют, ветер свищет, мачта гнется и скрипит. Эти слова описывают неживые объекты, но в тексте они словно обладают человеческими качествами. Автор использует противопоставление бури и покоя, чтобы передать мятежность и непокорность главного героя. Поднимаемая проблема Основное внимание в этой работе уделяется раскрытию и поиску своего истинного «я», нахождению своего места в мире, пренебрежению упорядоченной, предсказуемой жизнью и обыденностью.
О чем данное произведение? Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога.
Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт. Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом. Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей. Жанр произведения Стихотворение «Парус», в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег. Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни.
В этом постоянном течение жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром. В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями.
Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус — символ самого человека, его души.
Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей. В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз. В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество».
Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
Лермонтов сравнивает парус со своим состоянием, противопоставляет московскому «краю родному» и тихому морю петербургским «стране далёкой» и буре. Поэт знает, что в Москве ему хорошо, привычно и спокойно, но он, как и любой человек, всегда ищет чего-то нового, опасного и бунтарского. Причём ради этого он готов поступиться даже собственным счастьем, это просматривается в строках «Увы! Стихотворение, как и любое романтического направления, проникнуто отделением лирического героя от всего остального мира, неприятие его.
В его начале поэт уже ставит риторические вопросы, на которые сам так долго ищет ответы. Помимо философии, стихотворение «Парус» является ещё и примером пейзажной лирики. Природа очень ценилась романтиками, в том числе и Лермонтовым, передавшим все её красоты с помощью эпитетов «в тумане моря голубом!.. Михаил Юрьевич — лиричный гений своего времени, способный передавать свои чувства в столь красивой и глубокой форме, как сделал этот в «Парусе». Это моё любимое стихотворение, потому что я, подобно Лермонтову, сейчас нахожусь на таком же распутье жизни, а он как бы поддерживает меня стихами, я нахожу в них себя и понимаю, что не один в этом жестоком и непонятном мире такой чужой человек. И при общении с «большим» миром, вольно или нет выстраивает своё поведение по тем правилам, которые были усвоены в детстве.
Сочинение по сказке Снежная королева 5 класс рассуждение Сказка Андерсена Снежная королева — это история вечной войны зла и добра. История любви, дружбы, преданности и верности. История о том, что нужно ценить близких, ценить жизнь. Сочинение по картине Левитана Ранняя весна описание Композиция романа Пушкина Капитанская дочка Произведение состоит из нескольких набросков из жизни обычного дворянина Петра Гринева, повествующих о самых ярких событиях, произошедших с ним и оказавших на него особенное влияние.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс
Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе. Публикация «Анализ стихотворения „Парус“ Лермонтов М, Ю» размещена в разделах. Как ни странно это может прозвучать, но сегодня мы, говоря о стихотворении «Парус», попытаемся ответить на философский вопрос «Как должен жить человек?», то есть узнаем, как Лермонтов сформулировал основной закон жизни человека.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова Парус 6 класс
Анализ стихотворения това «Парус» Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (Вариант 2). Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ «Парус” по плану вы найдёте в нашей статье. Лингвистический анализ стихотворения това «Парус». Краткий анализ стихотворения «Парус» Лермонтова отражает его идею: человеку свойственно рваться вперед, искать свое место, рисковать, любить, но обострение этих чувств особенно сильно в период жизненных невзгод. 07 декабря 2018 Екатерина Шмелева ответила: Основной мыслью в стихотворении "Парус" является одиночество и постоянные скитания. Анализ стиха Лермонтова Парус.
Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус 6 класс сочинение
Определите основную мысль стихотворения. Найдите в тексте средства выразительности, которые использует автор. Обратите внимание на пунктуацию конца предложений. Вопросы для анализа стихотворения Слайд 8 Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний.
Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт. Тема стихотворения Риторический вопрос — вопрос, который не требует ответа.
Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет «в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.
И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым.
Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре. Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма. Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом. Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой.
Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе стране далекой — краю родном, кинул — ищет.
На данный момент виртуальный мир не только позволяет... Цель: в этом микромодуле вам предстоит уяснить, что государство является центральным институтом власти, важнейшей составной...
Сочинение на тему Моя старшая сестра В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы.... Сочинение на тему История света: от угольной лампочки до высоких световых технологий Первобытные люди, как и животные, боялись огня.
Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее. Огонь костра дает свет,... Гоголя » Тарас Бульба» в 8-м классе. Идеей этого учебного года является изучение жизни литературного рода во времени.
В блоке «Эпос»... Он высказал мысль о том, что лучшим воплощением памяти для поэта станут его стихи, переходящие из одного... Рекомендации к работе с литературой на лето Здравствуйте, уважаемые родители и учащиеся! Хочется сказать несколько слов о том, как работать с литературой в летний период… Прежде всего нужно завести дневник читателя.
Он поможет сохранить в памяти и... О комедии Н. Гоголя «Ревизор» История создания этой пьесы связана с именем Пушкина. Задумав написать комедию на тему из русской жизни.
Гоголь обратился к поэту с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной... Анализ стихотворения Ласточки Майкова Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень — «унылая пора — очей очарованье», «пышное природы увяданье», которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время... История создания поэмы «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» была написана примерно за 17 лет, а сюжет ее, как и сюжет «Ревизора» был подсказан А. Над «Мертвыми душами» Гоголь начал работать осенью 1835 года,...
Задачи в стихах для детей 5-7 лет Задачи в стихах для старших дошкольников и младших школьников 0 Барсучиха-бабушка Испекла оладушков. Угостила двух внучат — Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько...
Анализ стихотворения Державина Снегирь Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и... Сочинение по картине Серова Мика Морозов На картине изображен ребенок, мальчишка пяти лет. Судя по всему, это и есть тот самый известный Мика Морозов.
Ребенок сидит на стульчике и позирует для художника. Все его нутро заявляет... Где же вы теперь, друзья-однополчане? Великая отечественная война 1941 — 1945 знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв.
Официально признано, что только наша страна в этой войне потеряла двадцать миллионов... Смысл заглавия романа В названии романа «Лето Господне» заключена его идея. Ильин так объясняет его: «Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу-осень... Анализ рассказа Бунина Грамматика любви Иван Александрович Бунин внес огромный вклад в русскую литературу, хотя и после революции был вынужден жить заграницей.
Излюбленной темой Бунина была — тема любви. Первый рассказ, посвященный этой теме, стал... Анализ рассказа Бунина Муза Рассказ ведется от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение.
Михаил Лермонтов "Парус" - анализ стихотворения и его философского подтекста
Как звучит черновой вариант? Здесь прямо указывается бесцельность поиска. В окончательном варианте отмечается, что парус не ищет счастья, ибо его нет ни в покое, ни в буре. III четверостишие В последнем четверостишие заключен основной заряд. Какая картина рисуется в первых строках? Глагол движения пропущен, сказуемых нет. Почему поэт отказывается от первоначального порядка слов. Он акцентирует внимание на пространственных предлогах, что усиливает ощущение всеохватывающей красоты.
Какой вывод делается в последних двух строках? Неожиданный, резкий контраст. Неизвестность и трудность пути.
Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности.
Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Жанр Лирическое стихотворение: в произведении даны мысли и чувства лирического героя, его мятущаяся душа. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе XIX века. Средства выразительности.
Они одинаково ищут свое место в этом мире, не зная, в какую сторону им лучше всего направляться. Постоянные странствия и переезды отложили отпечаток на молодом поэте. Михаил Юрьевич сам находится на распутье и не понимает до конца, чего именно он хочет. Он пытается найти покой там, где искать его не имеет смысла, поэтому он продолжает свои метания. Он не верит в счастье, потому что ему не довелось его пережить. Поэтому он сомневается в том, что в будущем ему улыбнется удача. Он очень одинок, поэтому сильно зависит от внешних факторов, которые толкают его из стороны в сторону. Он понимает то, что не в состоянии изменить судьбу.
Наша жизнь очень напоминает море, от которого никогда не знаешь, что именно ждать. Единственное, что в нашей власти — это продолжать плыть в неизвестном направлении, лелея надежду, что впереди нас ждет все же прекрасное будущее. И, может быть, мы наконец-то сможем узнать, что же такое счастье. Акварель М. Лермонтова «Парус». Буря на Ледовитом океане. Лермонтова «Парус» И. Лермонтов писал эту картину на берегу Финского залива.
Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн… И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Чехов «…образец повести, по-моему, «Тамань», пусть все литераторы соберутся, и ни один не найдёт слова, которое можно было бы прибавить или убавить, там всё как цельный музыкальный аккорд». Григорович «Сколько надо было иметь ума и сколько настоящей силы, чтобы так глубоко, как Лермонтов, чувствуя чары лунно-синих волн и чёрной паутины снастей на светлой полосе горизонта, оставить их жить, светиться, играть, как они хотят и могут, не заслоняя их собою, не оскорбляя их красоты… Или в последней сцене, покинув на берегу слепого мальчика, так и покинуть его тихо и безутешно плачущим и не обмолвиться напоследок ни словом о родстве своём…» И. Анненский ПАРАЛЛЕЛИ Парус — парус — мятежность контрабандистов бесприютность Слепой — странствующий — бесперспективность офицер отчаяние Что касается до героя романа он и тут является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях. Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели». Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию… В. Белинский: «Повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность её содержания, всё в ней таинственно, лица какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Светлана Светличная в роли Ундины 1967 «Взойдём в лодку», — сказала моя спутница… Она как кошка вцепилась в мою одежду… между нами началась отчаянная борьба… я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… пальцы её хрустели, но она не вскрикнула: её змеиная натура выдержала эту пытку…я мгновенно бросил её в волны.
Печорин Его зоркая наблюдательность, настойчивый, последовательный интерес к неизвестному, а пуще всего влечение к опасности и действию, напрягая его безотказно работающую, почти смертоносную волю, создали из заурядно-житейских обстоятельств остро захватывающие приключения… Е. Михайлова Печорин В «Тамани», как и в «Бэле», Печорин показан снова не в кругу людей одинакового с ним социального положения и культурного уровня, но в среде, глубоким рубежом отделенной от привилегированной господствующей верхушки. Это совершенство. Я видел снимок с рукописи: она вся до того исчерчена, что ничего нельзя разобрать. В повести нет ни одного лишнего слова, ничего, ни одной запятой нельзя ни прибавить, ни убавить». Толстой «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать». Чехов «…как мог Лермонтов, будучи почти мальчиком, сделать это?
Мечтаю написать такую вещь… тогда бы и умереть можно! Чехов Памятник М. Лермонтову в Геленджике «Тамань» — один из самых прекрасных перлов нашей литературы». Бунин …зачем я жил? Слепой её не поднял. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?.. Рейтинг 1 оценка, среднее 5 из 5 Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.
Кроме Варламова, к стихотворению «Парус» обращались также Антон Рубинштейн , написавший в 1849 году вокальный квартет, Владимир Ребиков , создавший мелодию для женского хора, и другие композиторы [16]. Влияния[ править править код ] Фраза «Белеет парус одинокой» появилась в литературе за несколько лет до написания Лермонтовым своего стихотворения: читатели впервые встретились с ней в 1828 году, когда была опубликована поэма «Андрей, князь Переяславский» Александра Бестужева-Марлинского [17]. В 1936 году тема была продолжена Валентином Катаевым , выпустившим книгу « Белеет парус одинокий ». В повести Катаева присутствуют неоднократные прямые отсылки к стихотворению Лермонтова; заключительные строки обоих произведений совпадают дословно [18]. Во второй половине XX века мотив лермонтовского паруса воплотился в песне Остапа «Белеет мой парус такой одинокий…», фильм « 12 стульев », композитор Геннадий Гладков , автор стихов — Юлий Ким. Кроме того, эта же тема присутствует в песне Евгения Глебова на стихи Булата Окуджавы «Срывался голос мой высокий, когда я в раннем детстве пел…» [19]. Письмо Лопухиной М. Собрание сочинений : [ арх. Институт русской литературы Пушкинский дом. Сочинения: В 6 т.
Стихотворения, 1832—1841.
Краткий анализ стиха «Парус» М. Лермонтова и главная тема произведения
Парус • cтихотворение и анализ. Лермонтов проводит ассоциацию паруса с человеческой душой, которая, не найдя себя в этом мире, балансирует на грани жизни и смерти. стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается одиноким и мятежным, а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури. Статья автора «Анализ стихотворений» в Дзене: Период времени, когда было создано стихотворение “Парус”, был для молодого Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно сложным.
Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус
- Публикация «Анализ стихотворения „Парус“ Лермонтов М, Ю» размещена в разделах
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»
- М. Лермонтов, «Парус»: анализ стихотворения, характеристика героев и интересные факты ::
- Разбор стихотворения Лермонтова Парус – сюжет и проблемы, история создания
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Стихотворение «Парус» написано Лермонтовым в 1932 году в Петербурге. ^^^1 вариант анализа стихотворения (230 слов)Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году, в самом начале творческого пути Лермонтова. Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни. Учитель просит подвести краткий итог урока — описать деятельность по анализу стихотворения, его место в мировой культуре и смысл.