Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787]. В честь 71-летнего юбилея снятия блокады в городе пройдет акция «Небо над Ленинградом». В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941/42 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода, охрану постов». Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Блокадный Ленинград Подсказала tiina Снимки из Ленинграда, находившегося в блокаде немецкими, финскими и испанскими войсками с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года Исторические сведения.

Чтобы помнить... Блокадный Ленинград

В честь 71-летнего юбилея снятия блокады в городе пройдет акция «Небо над Ленинградом». Во время блокады эксплуатация аэростатов осложнилась из-за дефицита горючего, и здесь большую помощь оказали ленинградские ученые. Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище.

В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары

аэростаты заграждения аэростаты блокада Ленинграда прорыв блокады. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Аэростаты заграждения использовались в Ленинграде как дополнительное средство в общей системе противовоздушной обороны. С первых дней Великой Отечественной войны. Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941. Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года.

Форма обратной связи

  • В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
  • Блокадный Ленинград 1941-1944 гг
  • НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ
  • Файл:RIAN archive 594288 Aerostats on Nevsky Prospekt, Leningrad.jpg
  • Куда пойти с ребенком?
  • Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде | Техкульт

Форма обратной связи

  • Блокада Ленинграда
  • Водородное топливо в блокадном Ленинграде
  • Смотрите также
  • Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива: yarodom — LiveJournal
  • Миф 1. Сталин намеренно оставил Ленинград в блокаде
  • В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары

«Водородный лейтенант» Борис Шелищ

Кроме того, наши офицеры с командой стрелков по ночам прочесывали подозрительные участки. Однако главный урон диверсантам принес голод. Будучи отрезаны от своих пунктов питания, большинство их, попросту говоря, подохли с голоду во время блокады. И тем не менее они еще были, даже в 1944 году пробравшийся на один пост 3 полка АЗ диверсант уничтожил весь боевой расчет поста, перестреляв его ночью во время сна в землянке из автомата. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но аэростатчикам приходилось воевать и в иных условиях. Отряд аэростатов заграждения под командованием лейтенанта В. Меншутина,31 пост, размещался на баржах. Баржи были выведены в Финский залив и расставлены там на якорях. Поднимаемые с них аэростаты прикрывали гавань и порты со стороны залива, преграждали воздушные подходы к морскому каналу и частично к Кронштадту. Ответственность командиров постов и звеньев была здесь, как говорят, тройная.

Связь с отрядом была только по рации с КП звена. Баржи иногда срывало с якоря и несло в сторону противника. Выручали моряки, которые выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Зимой по льду проникали диверсионные немецкие и финские группы, поэтому боевым расчетам нужно было быть очень бдительными. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржей. И тут аэростатчикам пришлось учиться, как от них уберечься. Хорошие стрелки расстреливали мины из винтовок. Особенно этим отличался аэростатчик сержант Козлов. Огромное значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни через Ладожское озеро.

Это была единственная артерия, питающая город. Ее деятельность все время пыталась парализовать фашистская авиация налетами и бомбежками. Только с ноября 1941-го по апрель 1942 года над Ладожской дорогой пролетело более 2000 самолетов противника. Из состава армии ПВО на Ладожскую трассу для ее защиты в дополнение к имеющимся средствам был выделен отряд аэростатов заграждения в 21 пост. Условия были трудные, весь зимний период люди жили в палатках на трескучем морозе. Аэростаты поднимались в воздух прямо с ледяного поля вдоль всей трассы. Аэростатчики делали все возможное, чтобы Дорога жизни работала бесперебойно. Отряд находился в 1—2 км от передовой. Аэростатные позиции простреливались противником из минометов, аэростаты получали множество пробоин, но всегда восстанавливались и поднимались в воздух.

За полгода в отряде одна треть бойцов была убита или тяжело ранена. В мае 1942 года отряд был в течение суток переброшен на оборону 5-й гидроэлектростанции. Это была единственная уцелевшая станция, снабжавшая город электротоком, поэтому противник принимал все меры к ее уничтожению. Вместе с батареями зенитной артиллерии и истребительной авиацией была организована мощная оборона ГЭС. Командир отряда С. Мазуров — опытный и грамотный офицер — я знал его с 1935 года, — к концу войны уже командовал дивизионом АЗ. Случаев гибели аэростатчиков у нас было немало, я расскажу об одном из них. В августе 1942 года в 3-мполку АЗ при аварийном приземлении в момент, когда аэростат притягивали к земле вручную, боевой расчет не мог его удержать. Находившийся на посту командир звена лейтенант Кузнецов бросился на помощь расчету.

Аэростат взмыл вверх, унося с собой висящего на стропе офицера. Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис на месте. Мы навели с КП полка зенитный теодолит, было уже достаточно светло, мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь. Физически сильный, спортсмен, он, подтягиваясь на руках, поднялся и закрепился у самого корпуса. Ему удалось пробить ножом корпус аэростата, и тот, теряя газ, стал спускаться вниз, в Неву. Но Нева в этом месте была не только водоразделом, но и линией фронта, на одной стороне были наши, на другой — немцы.

Сам аэростат особой опасности для самолета не представлял. Зато трос мог разрезать самолет на части — ведь тот летел на большой скорости. Если враги подбивали аэростат, он медленно опускался и после небольшого ремонта возвращался в строй. Водород в чистом виде не взрывоопасен. Опасен он, когда соотношение кислород:водород достигает не менее 1:16 — так называемая «гремучая смесь». Аналогичная защита имелась в то время во многих крупных городах, включая Москву и Лондон. Стоит заметить, что аэростаты защищали не только от самолетов, но и от крылатых ракет V-1, которыми немцы щедро обстреливали города в 1944 году. Аэростаты стали подспорьем для ПВО и истребительной авиации. Советский способ крепления аэростатов для повышения эффективности обороны от крылатых ракет V-1 Советский способ крепления аэростатов для повышения эффективности обороны от крылатых ракет V-1 В Советском союзе аэростаты крепили не к одному тросу, а к трем, повышая шанс поражения авиации. Интересно, что современные крылатые ракеты отличаются от V-1 только использованием новых материалов, совершенством двигателей, дальностью полета и точностью наведения. Ни по скорости полета, ни по геометрическим размерам германские КР практически не отличаются от того же «Томагавка» или отечественной КР Х-55. Так что, возможно, вскоре аэростаты над городами увидим и мы. Аэростаты заполнялись водородом и требовали постоянного обслуживания.

Для того, чтобы отсекать пламя от мотора, Шелищ придумал гидрозатвор — изобретение сколь простейшее, столь и гениальное, хорошо знакомое самогонщикам: газ проходит через воду, исключая воспламенение. Борис Шелищ подготовил чертежи и схемы и убедил начальство вновь провести испытания. Когда на полигон приехало все командование ПВО города, он подключил к автомотору водородное питание, запустил мотор, автомобиль заработал как часы, словно на самом высококачественном бензине. И ничего не взорвалось. В мороз двигатель заводился с пол-оборота, не требовал прогрева, и был абсолютно экологически чистым, поскольку в качестве выхлопа выдавал обыкновенную воду. Начальство обрадовалось, и приказало оснастить водородным питанием все посты. Но одно дело один экспериментальный гидрозатвор, а другой — почти 400, да еще в условиях блокадного города, где нет ни топлива, ни электричества. Лейтенант Шелищ отправился на крупные заводы, которые еще работали. Кировский завод к тому времени был эвакуирован частично в Свердловск, частично в Челябинск, Ижорский завод — в Свердловск на Уралмашзавод, который решением ГКО на какое-то время был переименован в Ижорский завод. На Балтийском судостроительном заводе он забрел на никем не охраняемый склад, и увидел гору отработанных, никому не нужных огнетушителей, поскольку их нечем было заправлять. Он понял, что это то, что нужно. Огнетушители ему отдали с радостью. Это была вторая гениальная идея Бориса Шелища — после небольшой переделки использовать огнетушители в качестве гидрозатворов. Через десять дней все 400 постов аэростатного заграждения работали на водородном топливе. Аэростаты вновь поднялись на заданную высоту и стали непреодолимой преградой для немецких самолетов. За успешное обеспечение противовоздушной обороны Ленинграда лейтенант Шелищ в конце 1941 г. В 1942-м Бориса Шелища самолетом вывезли в Москву, чтобы он перевел московские аэростатные посты на водород. Остаться в Москве он отказался: неудобно было перед сослуживцами, оставшимися в голодном Ленинграде. Шелищ вернулся в Ленинград и продолжал контролировать работу постов аэростатов, работавших на водороде.

За годы блокады на водород было переведено несколько сот автомобилей. Однако после ее снятия их опять перевели на обычное топливо, а гениальное изобретение на долгие годы легло в архив. Понравился пост? Есть что сказать? Присоединяйтесь: Поделиться.

В честь 71-летия освобождения от блокады в воздух поднимутся аэростаты (фото)

Аэростаты в блокадном ленинграде Наверняка далеко не все знают, что практически любой двигатель внутреннего сгорания, без всяких переделок может работать на водороде, и впервые применили водородное топливо для обычных ДВС в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде.
Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда.
СОВЕТСКАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА | Новости 27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты.

Новости из Петербурга

  • 75 мгновений блокадного Ленинграда. Самые пронзительные фотографии осажденного города
  • Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
  • На Дворцовой площади запустили аэростаты в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
  • Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде

НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ

Маршрут четвертой колонны пролегает от Инженерного сквера, по Садовой улице, через Марсово поле. Фото: dic.

Дневник Тани Савичевой был среди обвинительных документов против фашистских преступников, представленных на Нюрнбергском процессе. В библиотеке колледжа были проведены мероприятия, посвященные этой дате. Набутова «Блокадный Ленинград», 23 января библиотекари Павлюкова Н.

Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент — 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород.

Роман Жюля Верна подсказал выход. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей. Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала — двигатель заработал сразу. Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом.

Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку. На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства.

Жители блокадного Ленинграда идут на Неву за водой Накануне блокады Первые дни войны были очень успешными для немецкой армии. Согласно операции Барбаросса, группа армий Север должна была уничтожить все советские войска в Прибалтике, развивая наступление, занять все балтийские морские базы и к концу июля захватить Ленинград. С первой частью плана всё складывалось довольно гладко. Из-за внезапности нападения и географической разрозненности советских дивизий, немецкие войска имели возможность наносить мощные удары по ним часть за частью.

Бомбардировки вражеской артиллерии выкашивали ряды защитников. При этом немалую роль играло значительное преимущество нападающих в личном составе и, имевшееся в их распоряжении, большое количество танков и самолётов. Немецкий солдат в окопе под Ленинградом А пока немецкое руководство строило планы, а ещё опьянённая успехами прошлых кампаний и гладким началом нынешней, немецкая армия браво продвигалась к намеченным целям, советские войска спешно воздвигали оборону и готовили эвакуацию. Ленинградцы к возможности эвакуироваться относились довольно прохладно. Они неохотно покидали дома. А вот к призыву помочь частям Красной армии в обороне, напротив, отнеслись с большим энтузиазмом. И стар, и млад предлагали свою помощь. Женщины и мужчины охотно соглашались работать на подготовке оборонительных сооружений. После призыва сформировать народное ополчение, военкоматы были буквально завалены тысячами заявлений. В очень короткое время были сформированы 10 дивизий из неподготовленных, но рвущихся в бой жителей.

Они были готовы насмерть стоять за свои дома, своих жён и детей. В среде этих новоиспечённых войск были студенты училищ, служащие военно-морских частей и личные составы кораблей. Из них формировали сухопутные бригады и отправляли на фронт. Таким образом, командование ленинградского округа получило пополнение ещё 80 тысячами бойцов. Сталин приказывает Ленинград ни в коем случае не сдавать и защищать до последнего солдата. Кроме наземных укреплений, организовывалась и противовоздушная оборона. В ней использовали зенитные орудия, самолёты-истребители, прожектора, заградительные аэростаты и радиолокационные станции. Девушки-бойцы несут боевое дежурство на крыше дома Об эффективности ПВО можно судить по первому налёту, осуществлённому уже 23 июня 1941 года — буквально на второй день войны. Ни один вражеский самолёт к городу не прорвался. За первое лето было произведено 17 налётов, в которых принимали участие более полутора тысяч самолётов.

К Ленинграду прорвались всего 28 штук. А 232 самолёта уже никогда никуда не вернулись — они были уничтожены. К 10-му июля 1941 года немецкие танковые части находились в 200 км от Ленинграда. Продвигайся они и дальше в столь бодром темпе, до города армия бы дошла за 10 дней. К этому моменту фронт 11-ой советской армии уже был прорван. Казалось, что ничто не помешает взять Ленинград с ходу. Впрочем, далеко не все немецкие генералы были согласны с этим пунктом плана. Ещё до нападения звучали мысли о том, что осада может значительно упростить поставленную задачу и сберечь жизни немецким солдатам. Первая волна Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. Уже 29 июня — спустя неделю с начала войны — первые эшелоны повезли 15 тысяч детей прочь от города.

Всего Ленинград должны были покинуть 390 тысяч детей. К сожалению, согласно планам эвакуации, конечным пунктом для большого числа из них должен был стать юг ленинградской области. Но именно туда направлялись немецкие части. Поэтому, в спешном порядке, 170 тысяч детей вернули обратно в Ленинград. Но вывозили не только детей. Также проходила и плановая эвакуация взрослого населения города. За лето Ленинград покинули 164 тысячи рабочих, которых эвакуировали вместе с предприятиями. Для первой волны эвакуации было очень характерно крайнее нежелание жителей покидать город. В затяжную войну попросту не верили. А оставлять свои дома, и отрываться от привычного уклада жизни было и нежелательно, и несколько боязно.

Эвакуация детей из Ленинграда Эвакуация продолжалась под надзором специально созданных комитетов. Использовались все доступные маршруты — железная дорога, шоссе и просёлочные дороги. Ситуация осложнялась ещё и тем, что, с продвижением немецких войск, в Ленинград хлынула волна беженцев с окружающих районов. Людей надо было принять и, в самые короткие сроки, переправить дальше вглубь страны. Всё лето напряжённо работали все задействованные в процессе эвакуации структуры. Когда началась эвакуация, железнодорожные билеты перестали поступать в свободную продажу. Теперь уехать могли только те, кто подлежал эвакуации.

На Дворцовой площади запустили аэростаты в честь годовщины снятия блокады Ленинграда

Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации. Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов. Макеты четырех аэростатов противовоздушной обороны будут подняты в небо сегодня, в день полного освобождения от блокады. Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 27 января вся страна отмечает 77-ую годовщину снятия блокады Ленинграда.

Аэростаты над Ленинградом

При их участии была восстановлена Волховская ГЭС. Те, кто защищал город в составе железнодорожных артиллерийских батарей, используя свои профессиональные знания, разработали эффективную систему контрабатарейной стрельбы по противнику. Уже в 1944 году первые вернувшиеся из эвакуации специалисты «Ленгидэпа» трудились над проектами восстановления разрушенных в ходе боевых действий советских ГЭС — Нижне-Свирской и Днепровской. Из бережно сохраняемых в архиве и музее АО «Ленгидропроект» экспонатов на выставке, помимо фотографий, представлены книга дежурств МПВО Ленгидэпа за сентябрь 1941 — январь 1942 года, медаль «За оборону Ленинграда», альбом проектов восстановления и строительства новых ГЭС Ленинградской области и Карелии. Веденеева Андрей Мирзаев предоставил из своей коллекции для выставки несколько значков, выпущенных к юбилеям организаций, обеспечивавших Ленинград электроэнергией в годы блокады.

Акция состоялась на Дворцовой площади, куда участники пришли из трех точек — с Васильевского острова, из Исаакиевского сквера и от Марсова поля. К колоннам, как передает корреспондент ИА «Диалог», во время шествия присоединялись и обычные горожане. Когда все колонны встретились на площади, макеты аэростатов подняли на максимально допустимую высоту.

Для детей блокадного Ленинграда, многие из которых еще живы, это настолько же памятно, как и табличка на Невском проспекте: «Граждане! При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна! Воссоздав атмосферу, когда ночное небо прорезали лучи прожекторов и над городом поднимались десятки аэростатов, мы расскажем подрастающему поколению о подвиге жителей города», — отметила директор Дома молодежи Санкт-Петербурга Александра Медведева. К построению на Дворцовой площади присоединятся волонтеры Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и вместе с участниками акции запустят в небо белые шары, напомнив всему городу о трудных блокадных днях, о погибших и выживших героях Ленинграда». Также Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» совместно с молодежным проектом «Перерыв на войну» приглашает принять участие в историко-патриотической игре «871» и открыть для себя страницы истории военных дней Ленинграда.

И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе. Защита города от авиации противника кроме основных средств ПВОобеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Но эти воздушные защитники Ленинграда имели один крупный недостаток. Через 25—30 дней работы аэростаты начинали терять высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. В атмосферу выбрасывали миллионы кубометров смеси водород-воздух, ведь только в 1941 г. Понятно, что грузовики работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб. Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки, но пока велось переоборудование, не стало и электричества. В блокадном городе появились газогенераторные грузовики , работающие на древесных чурках. Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат. Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Это все равно что выливать бензин бочками. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ.

Чтобы помнить... Блокадный Ленинград

Блокада Ленинграда Невский проспект. Невский проспект Ленинград 1941. Заградительный аэростат в Ленинграде. Заградительные аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабли в блокадном Ленинграде. Блокадный репродуктор на Невском проспекте.

Аэростаты над Москвой 1941. Аэростаты заграждения в Москве 1941. Стратостаты в Ленинграде в 1941. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941. Оборона Ленинграда 1941 аэростат.

Аэростаты блокадный Ленинград блокадный Ленинград. Аэростаты во время блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде. Аэростаты в Ленинграде. Аэростаты заграждения в Ленинграде.

Аэростат во время войны блокада Ленинграда. Дирижабли над Москвой 1941. На улицах блокадного Ленинграда аэростаты.

После этого участники акции выстроились в число 900 и после пятикратного «Спасибо! Мы не ожидали такого количества участников — на всех желающих пройти в маршрутах и выстроится затем в цифру 900 попросту не хватило шариков. Но это значит, что в любую погоду героический подвиг ленинградцев для нашей молодежи — это больше, чем просто памятная дата.

К концу июня в городе развернули 328 постов. Аэростаты использовали для прикрытия с воздуха города и подходов к нему, Финского залива, Морского канала, подступов к Кронштадту, стратегически важных целей и памятников культуры. Посты располагались в шахматном порядке на предприятиях, площадях, во дворах, парках, на баржах, на удаленности друг от друга примерно в километр. Каждый пост имел в расположении два аэростата, которые поднимали вместе или поодиночке. Бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода и охрану. Помимо вражеской угрозы, бойцы рисковали жизнью, работая с взрывоопасной смесью водорода и воздуха. Так как в городе не оставалось "Свежего" концентрированного водорода, добывать его приходилось устаревшим неэкономичным методом, причем делали это нередко сами бойцы. Во время блокады хлебные карточки отоваривали ежедневно, карточки на другие продукты — раз в десять дней. Нормы питания и для военных и для гражданских снижались.

Минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда служащим, иждивенцам и детям полагалось по 125 граммов хлеба, рабочим и инженерно-техническим работникам — по 250 граммов. Остальные продукты выдавали с перебоями и в гораздо меньшем объеме например, норма крупы для иждивенца — 20 граммов, мяса — 13,2 грамма. Состав хлеба включал в себя: солод, бобы, отруби, луб сосны и березы, дикорастущие семена, гидроцеллюлозу. А жмых и мучную пыль, которую улавливали в цехах, прессовали в съедобные бруски — дуранду. Люди в Ленинграде были отрезаны от страны. Критическая ситуация, усугубленная тяжелейшим психологическим климатом, требовала ряд мер для ее сдерживания. В первые дни блокады на улицах Ленинграда было установлено около полутора тысяч громкоговорителей. Они оповещали о воздушной тревоге и вражеских налетах.

В начале войны основная часть коллектива обсерватории была переведена в Свердловск. В Ленинграде осталась группа из 90 человек. Они готовили метеосводки для Ленинградского фронта. Во время блокады линией фронта оказалась отрезана Павловская обсерватория.

На Дворцовой площади запустили аэростаты в честь годовщины снятия блокады Ленинграда

Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации. Диссертация по теме Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда: К 60-й годовщине разгрома немецко-фашист. войск и освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 янв. 1944 г. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде. Установка аэростатов в блокадном Ленинграде © Борис Кудояров / РИА Новости. Диссертация по теме Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда: К 60-й годовщине разгрома немецко-фашист. войск и освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 янв. 1944 г. Макеты четырех аэростатов противовоздушной обороны будут подняты в небо сегодня, в день полного освобождения от блокады.

В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары

Однако мало кто знает, что массовое использование водорода в автомобильных двигателях уже имело место 74 года назад и не где-нибудь, а в блокадном Ленинграде в самые тяжелые дни 1941 года. В системе ПВО Ленинграда активно использовались аэростаты заграждения, которые заполнялись водородом. Однако со временем водород выходил через повреждения в обшивке, а его место заполнялось воздухом. Для пополнения аэростаты необходимо было опускать на землю с помощью лебедок, установленных на автомобилях. Внизу некачественный водород стравливали и заправляли новый. В городе закончился бензин, не было электричества, а аэростаты были нужны, как воздух.

Шелищ предложил сделать водяной затвор: использованный огнетушитель заполнили водой и смесь теперь всасывалась через воду без опасности взрыва. За годы блокады на водород было переведено несколько сот автомобилей. Однако после ее снятия их опять перевели на обычное топливо, а гениальное изобретение на долгие годы легло в архив. Понравился пост?

Есть что сказать? Присоединяйтесь: Поделиться.

Летом 1943 года Борис Исаакович подаёт заявку об изобретении, зимой 1945 публикуется описание изобретения к авторскому свидетельству СССР с заголовком: «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения». К 1943 году Шелищ получает звание техника-лейтенанта, а к 1945 году — звание старшего техника-лейтенанта. После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя. Но еще долгие годы списанные двигатели, которые во время войны питались водородом, работали в колхозах и совхозах.

Газгольдеры для заправки аэростатов воздушного заграждения на Большой Ордынке. По окончании войны Борис Исаакович сначала возвращается на трикотажную фабрику, а с 1948 года работает на автотранспортных предприятиях. Он наконец-то получает высшее образование на факультете экономики университета марксизма-ленинизма. В середине 1970-х годов, когда водородная энергетика переживала бурный рост, изобретателя приглашают читать лекции в АН СССР. Как участника обороны Ленинграда Шелища наградили медалью «За оборону Ленинграда», а по окончанию войны — медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии — водород.

В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива». Неожиданно после публикации статьи в редакцию пришло опровержение от группы ветеранов ПВО Ленинградского фронта. В ней они сообщали, что водород в качестве автомобильного топлива был применен еще в 1941 году в блокадном Ленинграде. Причем не в качестве эксперимента, а массово, как единственное топливо к двигателям внутреннего сгорания. После поступившего опровержения приоритет Б. Однако партийная газета опровержения не опубликовала.

Ради справедливости отметим, что первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде, создал Франсуа Исаак де Риваз в 1806 году. Водород изобретатель производил электролизом воды. Правда, это был единичный опытный двигатель. Шелищ же сумел применить водород в массовом масштабе. Борис Исаакович Шелищ скончался 1 марта 1980 года в возрасте 71 года и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище. Постер документального фильма «Водородный лейтенант.

Борис Шелищ» В память о талантливом изобретателе потомкам осталась лишь одна вещь — огнетушитель-гидрозатвор, сконструированный Шелищем, который сегодня хранится в музее ПВО Санкт-Петербурга. А в 2006 году режиссер и автор сценария Алексей Артемьев снял документальный фильм «Водородный лейтенант. Борис Шелищ». В заключение отметим, что до сегодняшнего дня ученые не нашли способа безопасного массового применения водорода на автотранспорте. Поэтому единственным массовым применением водорода в качестве топлива для 550 автомобилей ПВО Ленинграда и Москвы была система изобретенная лейтенантом Шелищем.

Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий