Александр Чаленко: Ольга Мироновна, я как-то обратил внимание на то, что никогда не встречал высказываний Александра Зиновьева об Украине. На коренные отличия в отношении Россия и Запада к украинскому конфликту самым убедительным образом обратила внимание Ольга Зиновьева, супруга и хранитель наследия великого русского мыслителя Александра Зиновьева. Директор МНОЦ им. А.А. Зиновьева при философском факультете МГУ Зиновьева Ольга Мироновна награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Ольга Мироновна Зиновьева выдвинута на пост президента Общества дружбы “Россия – Германия”
Сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», руководитель Биографического института Александра Зиновьева, руководитель Международного научно-образовательного центра имени А.А. Зиновьева ФГП МГУ имени сова, Президент Международной. С 1978 по 1980 годы основным занятием Ольги Мироновны является участие в литературном процессе ева. от отношения Зиновьева к первому президенту нашей страны Борису Ельцину до его взглядов на национальную идею России. Экспертные темы: 100-летие великого русского мыслителя Александра Зиновьева (впервые в истории России юбилей русского философа отмечается на государственном уровне).
Ольга Зиновьева: Человек без мечты слеп и ограничен
Ольга Мироновна Зиновьева - президент Международного общества "Россия-Германия", почётный наставник университета г. Аугсбурга (Бавария), руководитель Международного научно-образовательного центра им. А.А. Зиновьева ФГП МГУ им. М.В. Заседание открыла сопредседатель Зиновьевского клуба Ольга Зиновьева, зачитав часть статьи русского философа Александра Александровича Зиновьева «Дух народа», которую он завершил 24 мая 2005 г. за год до своей смерти: «Общепризнано. Ольга Мироновна Зиновьева (урожденная Сорокина), русская по национальности, родилась 17 мая 1945 года в Подмосковье, в Орехово-Зуево, в семье инженера и медсестры.
ДЛЯ ЧЕГО? Глава 11 Зиновьевы
В 2022 году отмечается столетие со дня рождения философа и писателя Александра Зиновьева. Теперь его биография будет навечно сохранена в проекте «Лица Победы». Прочесть биографию известного мыслителя ХХ века можно в мультимедийном зале Музея Победы и на сайте проекта. Присоединиться к пректу могут все желающие.
Вернее, друзья моих друзей, которые приезжали к нам в Москву. Мы много говорили о музыке, культуре, об истории живописи, им было интересно с нами. Представьте себе, что книга печаталась на папирусной бумаге через один интервал. Рукопись прятали в голенище сапог, тщательно раскладывали между страниц в других книгах, в результате избежали потерь.
Это была задумка мужа, если что-то произойдёт, книга не будет казаться незавершённой, любые готовые части могли бы быть опубликованы. На мой взгляд, книга невероятна по построению. Это социологический роман, не социальный, каких было много. Есть много известных произведений Бальзака, Чехова, Мопассана, Горького, которые, безусловно, являются выдающимися социальными романами. У Зиновьева наука как бы прячется за действиями героев, но во всём чувствуется наличие социологического аспекта. Чтобы описать проблемы общества, в котором мы жили, он использовал такие литературные приёмы, как гротеск и сатира, философские трактаты и рисунок, песня и молитва. Критики спрашивали в потрясении, что ещё можно более полно написать после этакой книги?!
Зиновьев хорошо понимал, что будет после того, как выйдет эта книга. Как человек ответственный, перед тем как отправить книгу в печать, Александр Александрович сказал, что решение публиковать её или нет должна принимать я. Говорил, что свою жизнь он уже прожил, а я ещё молода, у меня вся жизнь впереди у нас тогда была пятилетняя дочь. Я не сомневалась ни минуты в правильности выбранного пути. Хорошо зная мужа, понимала, что для него будет невозможным дальше продолжать спокойно работать, помня, что неопубликованная рукопись лежит где-то за границей. Мы оба знали, на что идём, знали, какая лавина обрушится на нас, но это было осознанное решение. Я прожила всю эту эпоху, разделила судьбу моего мужа и отдаю себе отчёт в том, какую цену мы заплатили за нашу трагедию.
Однако ни о чём не жалею. Когда книга была завершена и переправлена в Европу, даже на Западе не решались её печатать. Но нашёлся, наконец, издатель в Швейцарии, Владимир Дмитриевич, заявивший, что пришла «его» книга. Благодаря этой книге издательство стало известным во всём мире, издав её первыми по-русски и по-французски, и оно неплохо заработало на издании Зиновьевского бестселлера — «Первой книги ХХI столетия», как писали в газетах. После публикации книга была переведена на 20 с лишним языков. Успех превзошёл все ожидания. Почему это длилось целых два года?
Тому было много причин. Во-первых, Зиновьев был фронтовиком, ветераном Великой Отечественной войны. Во-вторых, имел большой авторитет в советской науке. Как говорил академик Гусейнов «с Зиновьева началась весна философии», имея в виду процессы обновления, которые произошли после защиты Зиновьевым кандидатской диссертации. Так что к моему мужу не смели применять крайние меры, опасаясь превращения его в великомученика при жизни. Как только западное радио объявило о выходе книги, мужа сразу увольняют из Института философии. До этого уволили из МГУ без права преподавания, где он много лет заведовал кафедрой логики.
В 1977 году учёный совет Института философии единогласно лишает его всех званий: кандидата наук, старшего научного сотрудника, профессора, доктора философских наук. Нам отключили домашний телефон, лишили доступа к внешнему миру, за нами неотступно следили. Ведь коммунистический режим имел богатый опыт, как справляться с такими непокорными как Зиновьев? Ещё нигде не прозвучало «враг народа», а его уже торопились исключить из всех сообществ. Даже из академической поликлиники. Преследование обрушилось и на его братьев и сестёр, включая моих родственников.
Вообще-то Александр Александрович собирался уехать один.
Уезжать из Германии мне было сложно — нужно было проститься с профессиональными связями, договорами, за которые я отвечала. В принципе мы могли бы жить в Мюнхене и дальше, но Александр Александрович принял решение, и я ответила: «Мы были вместе всегда. Неужели я оставлю тебя! Но он оказался прав — тысячу раз прав! Ведь если бы мы остались в Мюнхене, вряд ли бы нам удалось сделать так много за эти десять лет после смерти Александра Александровича. Как возник замысел этой книги и каково ваше мнение о ней? Он смотрел там передачу, где я парировала Геннадию Зюганову.
Мы могли бы встретиться, чтобы поговорить на эту тему? Валентин Федорович предложил мне написать книгу самой, на что я ответила: «Я не писатель. Я — жена писателя». При этом у меня были два кандидата на роль автора этой книги… Выбор я сделала в пользу Павла Евгеньевича Фокина — автора серии «Классики без глянца», тогда же он был еще и заместителем директора Литературного музея. Фокин страстно помогал нам в проведении первой выставки, посвященной жизненному и творческому пути Александра Зиновьева, — она состоялась в Трубниковском переулке в 2007 году. Мое предложение стало для Павла Евгеньевича абсолютной неожиданностью. Он боялся, что не справится.
Когда он приезжал ко мне в гости выпить чаю, я начинала что-то рассказывать, с моего естественного согласия он неизменно включал диктофон. В какой-то момент у меня возникло острое желание посмотреть, что он уже написал, но я сдерживалась — и четыре года не видела ни строчки из его текста. А потом он позвонил мне однажды вечером — на часах было за девять часов — и произнес: «А ведь я могу вам ее отправить…» Я сразу поняла, о чем речь. Читалось, как детектив! И до сих пор я в полном восторге от того, как доброжелательно, скрупулезно, по-научному аналитично и глубоко по-человечески отнесся он к этой работе. За последние десять лет я не встречала человека, более вовлеченного в свою работу, чем Павел Евгеньевич. Я с ним не ошиблась — интуиция меня в очередной раз не подвела.
Благодаря этой моей способности мне много раз удавалось спасать Александра Александровича от нежелательных, недостойных людей… И находить достойных, что в случае с Павлом Евгеньевичем является счастливым знаком «Биографии». Расскажите о них. Это наши общие дети. К другим детям у меня претензий нет — они все, безусловно, наши! Тамара — превосходный художник, кстати, написавшая интересный портрет отца. Но она очень занята собой… Сын Валерий к творческому наследию Александра Александровича отношения практически не имеет, но, что важно, существенно — был и остается порядочным человеком и сыном, боготворящим отца. Полина — известный художник.
Она окончила Мюнхенский университет, у нее было много выставок — в Мюнхене, Женеве, Париже, Москве… Еще она автор многих книг, которые переводились на румынский, французский, английский языки. Спустя несколько дней после смерти Александра Александровича у меня созрел замысел издания альбома Зиновьева-художника. Реализацией этой идеи занимается именно Полина. В альбоме, который должен выйти ко дню рождения Александра Александровича 29 октября.
История умалчивает о подробностях их романа, однако, со слов Ольги, она первой заметила харизматичного мыслителя. Это знакомство не прошло бесследно. Ломоносова на философский факультет. Поговаривают, что ее дипломная работа «Проблемы человека: от Паскаля до Руссо» вызвала массу положительных отзывов со стороны ее научных руководителей. Спустя два года Зиновьева Ольга родила дочь, которую назвали Полиной.
Пару слов об Александре Зиновьевом С мужем Ольге очень повезло. Он был воистину великим человеком, чьи труды даже сегодня считаются актуальными. По большому счету, его знают как творца теории о социальной логике. Ее суть заключалась в том, что человеком руководят не только природные инстинкты, но и его общественное положение. Кроме того, Александр Зиновьев являлся автором нескольких книг, которые жестко критиковали коммунистическую партию и порядки, что она установила. Естественно, в те года подобное поведение считалось недопустимым. Поэтому в 1978-м советская власть поставила ученому жесткий ультиматум: тюрьма или жизнь иммигранта. Семья Зиновьевых выбрала последний вариант и уехала прочь из Советского Союза. Прибытие в Германию Приземлившись в Германии, Зиновьева Ольга вместе с мужем узнали печальную новость.
Коммунистическая власть лишила их гражданства СССР, всех наград и должностей — заклеймила предателями Родины без права на обжалование. Подобное потрясение привело к тому, что в будущем Зиновьевы станут самыми ярыми защитниками прав эмигрантов из стран СССР. По приезде новым домом для Ольги и Александра стал Мюнхен. Радует то, что здесь их приняли гостеприимно. Более того, не прошло и недели, как главу семейства пригласили читать лекции в Мюнхенском университете. И благодаря этому молодая семья получила надежду на новое будущее за границей. Все это время Зиновьева Ольга всецело поддерживала своего мужа. Она была его любовью, вдохновением и опорой. Впоследствии великий мыслитель неоднократно вспоминал, что только благодаря своей жене он выдержал все тягости, выпавшие на его долю.
Путь к признанию Дабы улучшить материальное положение семьи, Ольга Зиновьева начинает подрабатывать. Первой серьезной должностью стало место преподавателя русского языка, на которое она устроилась в 1980 году. Однако настоящим карьерным успехом оказалось трудоустройство на радио «Свобода» в 1989-м. Здесь Ольга Мироновна проработала вплоть до 1995 года — именно в этот период закрыли мюнхенское отделение радиостанции. Следующим приятным известием стало восстановление гражданства всей семьи Зиновьевых в 1990 году. И, тем не менее, Ольга и Александр не спешили возвращаться на родину. Причиной тому стало рождение младшей дочери Ксении. Родители хотели, чтобы девочка выросла в более спокойной обстановке. И лишь 30 июня 1999 года семья Зиновьевых прилетела назад в Россию.
Благодаря своему влиянию она смогла изменить мир к лучшему. Например, в 2002 году Ольга Мироновна принимала активное участие в развитии глобального проекта по улучшению интернет-сетей в пределах Российской Федерации. Кроме того, она вкладывает немало сил в развитие культуры и науки в стране. При этом Ольга Зиновьева не забывает нести в широкие массы наследие своего мужа. Так, сегодня она является учредителем международного научно-образовательного центра им. И хотя, к сожалению, ее мужа с нами больше нет, его идеалы по-прежнему живы. Президент Международной общественной организации «Общества «Россия — Германия». Ольга Зиновьева родилась 17 мая 1945 года в городе Орехово-Зуево, Московская область. Окончив их в 1965 году следующие три года обучалась на английском отделении Института иностранных языков имени Мориса Тореза.
Впоследствии закончила философский факультет Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова. Во время вынужденной эмиграции в Германии, закончила отделение немецкой филологии Института Гете. Позднее завершила обучение в мюнхенской Академии высшего менеджмента. С 1965 года в течении одиннадцати лет Ольга работала в Институте философии Академии Наук СССР старшим научно-техническим сотрудником иностранного отдела, сектора восточной философии и сектора истмата. В 1965 году встретилась с Александром Зиновьевым, фронтовиком, гвардии капитаном авиации. Причиной послужила публикация Александром за рубежом первого в мировой литературе социологического романа «Зияющие высоты». Книга переведена на многие языки, стала бестселлером и принесла его автору многочисленные литературные премии.
Вдова философа
Тем не менее я полностью солидарен с замечательными комментариями его вдовы Ольги Мироновны Зиновьевой, которая высказалась против философов, покинувших Россию после начала СВО, и предложила органам проверить их научные работы. Все годы эмиграции Ольга Зиновьева совмещала активное участие в творческом процессе А.А. Зиновьева с преподавательской деятельностью, работой в мюнхенском бюро радиостанции «Свобода» в исследовательском отделе «Самиздат». С 1978 по 1980 годы основным занятием Ольги Мироновны является участие в литературном процессе ева.
«Зиновьеву - 100». В Рязани открылась выставка, посвященная всемирно известному писателю
Естественно, в Александра Александровича все вцепились сразу — и крымские татары, и башкиры, и евреи, и русские, и украинцы, но все вскоре поняли, что Зиновьев не для межпартийных выяснений отношений. Павел Губарев: Его не втянешь. Ольга Зиновьева: Нет, невозможно втянуть. Его главная установка — бороться за истину и ее высказывать. Но нас с Александром Александровичем поражала такая вот махровость настроений. Это было особенно дико, учитывая то, что мы оказались в цивилизованной Европе. Как-то не представлялось возможным вообразить нечто подобное, когда нас выбрасывали из Советского Союза. Понимаете, это слишком как-то по-киношному выглядело, как будто детская игра, вот я такой зюзюка, я такой страшилка. А оказывается, это была правда. Александр Чаленко: То есть, очень тяжелое впечатление на вас все это произвело? Ольга Зиновьева: Тяжелое, да.
Я дружила и дружу по сей день с замечательным человеком Ксенией Михайловной Антич, очень близким мне человеком. Александр Чаленко: А кто это? Ольга Зиновьева: Нет, не в украинской, в русской, и занималась вопросами религии, вместе с отцом Александра Рара, с Глебом Александровичем Раром. Она из Миллерово сама, с Дона, глубокие очень семейные корни. Отец ее был профессором археологии, они ушли из Советского Союза во время войны, ушли вместе с немцами. Было много разных нареканий, но семья очень благородных корней поэтому у них были свои счеты с Советской властью. Но мы дружили, так сказать, поверх барьеров, тут трудно было даже утверждать, чей род был благородней, не в этом был смысл наших отношений. Она, я повторяю еще раз, глубоко порядочный и очень отзывчивый человек, по-христиански очень отзывчивый. Помогала массе людей, которые приезжали, оказывались в эмиграции, бескорыстно совершенно, в доме было много людей, и в том числе, конечно, и с Украины. Но Ксения Михайловна обладала, слава богу, она жива, обладает по сей день большой тонкостью и тактом, чтобы говорить, «а вот это украинцы, гонимые вами, коммунистами».
У нас таких, конечно, разговоров не было. Я знаю, как подогревались украинские националистические настроения, как это все оплачивалось. Чем страшнее, чем гаже высказывались отношения к Советскому Союзу, тем выше были ставки. Увы, я тут не могу опровергнуть ничего. Ольга Зиновьева: Вы знаете, интеллигентные люди как-то все-таки находят друг друга. Он очень милый, симпатичный человек, производил впечатление человека думающего и позволяющего другим высказывать свои суждения. Если я работала на «Свободе», то Александр Александрович категорически сразу сказал: «Я никогда не будут работать на этой вражеской радиостанции». Павел Губарев: Ну, это Зиновьев. Ольга Зиновьева: Молодчина. Меня очень долго уговаривали, и я работала в исследовательском отделе.
Я изначально отказалась идти в языковую редакцию, потому что там работали по большей части люди малообразованные, не имевшие никакого отношения ни к интеллектуальному, ни к духовному процессу, происходившему в Советском Союзе. Бывшие парикмахеры, лавочники, и вообще, подобная им публика. И поэтому Владимир, естественно, выделялся. Я повторяю — там было несколько очень симпатичных людей, с которыми приятно было общаться, из разных редакций — из грузинской, из русской, из украинской. В польской редакции работал очень близкий нам друг, Станислав Дея, который переводил потом Зиновьева, «Гомо советикус», на польский язык. И естественно, мы встречались, естественно, мы разговаривали друг с другом. Но мы с Владимиром нельзя сказать, что дружили, просто симпатизировали друг другу. Может, ты использовал какие-то его методики в своей политической практике? Павел Губарев: Собственно, его методиками мы не владели, да и инструментарием тоже. Я вот совершенно недавно, может быть, месяца два назад нашел курс его лекций в МГУ.
Они есть в открытом доступе. Ольга Зиновьева: Да-да, я авторизовала. Павел Губарев: Собственно, инструментария его у меня не было, но все его книги были мною прочитаны и проработаны, и некое интуитивное понимание процессов, о которых говорил Зиновьев, было. Я согласен с ним в оценке современной России, некой аморфной, умирающей, разлагающейся страны, которую как говорил Александр Александрович, Запад может развалить за месяц, только щелкнув пальцами, если захочет. И он это не делает только лишь потому, сказал он, что в этом состоянии Россия обходится ему дешевле. Вот она, гниет безопасно и дешево и загибается. Но я не согласен с Александром Александровичем в оценке шансов русского народа на то, чтобы остаться субъектом истории. Я все-таки расцениваю такой шанс, как достаточно высокий — русский народ останется субъектом истории. Иначе произойдет фукуямовский «конец истории». Это неправильно, этого не будет, всему моему существу это противоречит.
Александр Чаленко: Скажи, пожалуйста, а какие книги Зиновьева у тебя являются любимыми? Может, с какими-то его утверждениями ты хотел бы поспорить? Павел Губарев: Спорить с Зиновьевым, поверь мне, невозможно, это интеллектуальная глыба. Спорить с ним и критиковать его не хочется. А книги, которые меня зацепили, это «На пути к сверхобществу», 2003 или 2004 год. Мы ее обсуждали на нашем студенческом кружке в Донецком университете. Она только вышла, и кто-то из моих соратников, по-моему, Сергей Цыплаков, прочел, приносит, и говорит — вот это надо прочесть всем, будем обсуждать. И у нас были, наверное, недели три дебаты. Александр Чаленко: И что вы там дебатировали? Павел Губарев: Вот все, все ее содержание — западнизм, советизм, методику.
Зиновьев тогда в Донецке был для нас масштабным открытием. Мы не читали ранних его работ, как-то они не попадались. Все-таки мы люди потерянного поколения, нам что попало, то и хорошо. Не попало — не читаем. У нас не было учителей, которые вели бы нас по жемчужинам интеллектуальной мысли, были бы компасом. Мы сами себя направляли. И вот бог, суждено богом было нам познакомиться с работами Зиновьева. Они очень большой след, конечно, в нашем сознании оставили. И вторая работа, которая произвела впечатление, это «Идеология партии будущего», недавно ее перечитывал. Александр Чаленко: А она о чем?
Павел Губарев: Она об идеологии партии будущего, о том самом инструментарии. Зиновьев оценивал идеологию очень прагматично. Он не называл это каким-то сводом правил для интерпретации событий. Он цинично и по-научному говорил, что идеология — это инструмент манипуляции. Инструмент манипуляции для того, чтобы заставить массу людей действовать одинаково. Одинаково интерпретировать события, иметь одинаковый взгляд на вещи, и иметь одинаковые прогностические сценарии будущего. И соответственно, это обеспечивает единство социума, да и с помощью идеологии можно строить сверхобщество. Сверхобщество — это развитое общество. И идеология на сегодняшний день, это то лекарство, которое может спасти русский народ, и сделать его субъектом истории, это уже моя отсебятина. И поэтому Зиновьев заключал, что должна появиться группа людей, которая займется вот этими самыми вопросами.
Но в конце он подчеркивал, что эта группа людей ни в коем случае не должна быть во власти, не должна участвовать в борьбе за власть — это исключительно группа интеллектуалов, которая в клубной манере должна все эти вопросы формулировать, артикулировать, прописывать. У меня, кстати, вопрос к Ольге Мироновне. Может, вы за Зиновьева ответите. Наверное, ответите, потому что кто, как не вы. Где партия, которая не занимается политикой, а занимается идеологией, возьмет опыт политической борьбы, ресурсы, актив человеческий, именно практической политики, не интеллектуальной? Интеллектуальный актив, как правило, себя показывает не очень хорошо — ни один из русских интеллигентов-патриотов Донецка не участвовал в Русской Весне в 2014 году. В Русской Весне участвовали люди действия, у которых есть какой-то единый идеологический набор, вот как у меня — набор чужих идей, какая-то там такая идеологическая солянка из хороших идей, где есть и Русский мир, и социальная справедливость. Ну, в общем, такая красно-белая соляночка. Мы, практики, действовали, а интеллектуалы не действовали, интеллектуалы, они всегда много думают и мало действуют. Так вот, у меня такой вопрос — как эта партия навяжет свою идеологию всему социуму, заставит ее принять, вооружиться, организовать силу, организовать массу?
Ольга Зиновьева: Организовать сознание, прежде всего.
Интересно, что по его экспертной оценке, против планов сверхэлиты выступает большая технологическая четвёрка США, представленная такими капитанами бизнеса, как Илон Маск, Марк Цукерберг, Питер Тиль и Джефф Безос. Коллегой Михаила Зернова стал лидер американских делегатов, публицист и общественник Стюарт Алан Свердлов. Носитель говорящей особенно для уральцев фамилии и потомок известного отечественного большевика в первую очередь обратил внимание на то стратегическое непонимание мотивов этой встречи, с которым он столкнулся в своей стране. Или что название «Украина» означает пограничье, а вовсе не нацию. Или что русские отдали десятки миллионов жизней в борьбе против нацизма». О ситуации с правом на свободу слова и возможности его выражения красноречиво говорит то, что состав делегатов-американцев был засекречен вплоть до последнего момента, чтобы власти США не воспрепятствовали их выезду из страны. О том, что далеко не все в Америке готовы мириться с такой ситуацией заявил участник встречи Гэвин Браун, бизнес-партнёр Илона Маска: «Конфликты между странами и народами становятся наследственными, переходят из поколения в поколение. Результат — массовая гибель людей, разбитые сердца, страдания.
Нужно разрешить конфликты раз и навсегда, вырвать с корнем. Все мы живём на одной планете, а политики разделяют нас. Мы должны запретить им это. Важно думать о видении общего будущего, и не только за этим столом».
Ранние годы О нелегкой женской доле в русской литературе рассказано много. И эта тема представляется экспертам неисчерпаемой.
Ольга Мироновна Зиновьева двадцать с лишним лет прожила за пределами родной страны. Она последовала в изгнание вслед за своим мужем, которого выслали из Советского Союза за инакомыслие. Супруг никого не убил и не ограбил, а только мыслил не так, как окружающие. Обычная русская женщина, каких в России миллионы, не могла поступить иначе. В текущий хронологический период она авторитетный общественный деятель. Продолжает отстаивать те идеи и принципы, которые проповедовал самый близкий ей человек.
Ольга Мироновна появилась на свет 17 мая 1945 года в семье крупного организатора производства. Родители на тот момент проживали в подмосковном городке Орехово-Зуево. Отец Мирон Георгиевич Сорокин трудился главным специалистом в министерстве цветной металлургии.
Выставка продолжит свою работу до 11 сентября.
Рязанцы и гости города смогут подробнее ознакомиться с жизнью и творчеством писателя, философа, логика, социолога, поэта, художника, идеолога, патриота, выдающегося гражданина и незаурядного человека.