«Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. В ПРОГРАММЕ: Дмитрий Шостакович Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. Историю создания «Вальса №2» Шостаковича, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Читайте также:
- В Самаре отметили 80-летие симфонии, которую Шостакович написал в эвакуации
- Похожие треки
- Эвакуационная премьера
- Другие статьи раздела
- Лента новостей
- АРСМ II, Том 40. Шостакович: Симфония No. 7, соч. 60 "Ленинградская"
Как в Петербурге отметили юбилей Седьмой симфонии Шостаковича
Первое исполнение в Москве Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в Колонном зале Дома Союзов под руководством дирижера Самуила Самосуда, 29 марта 1942 года. Фото: РИА Новости/Иван Шагин. В суровом 42-м Седьмую симфонию Шостаковича слушала вся страна. Свою Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года, когда вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. Исполнение "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича в день 80-летия ее блокадной премьеры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге благодаря РИА Новости, 08.08.2022.
Ровно 80 лет назад в блокадном Ленинграде впервые исполнили Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича
По словам Лубченко, там хорошая акустика для симфонической музыки.
В осажденном Ленинграде после первой и самой страшной блокадной зимы оставался дирижер Карл Элиасберг. Вместе со своим оркестром он с первого дня блокады не прекращал давать концерты, но с середины декабря пришлось прекратить: в живых из всего оркестра осталось около 20 человек. Находясь в госпитале, Элиасберг принял тогда посетителя — одного из своих оркестрантов, а также исполняющего обязанности директора Ленинградской консерватории Григория Фесечко.
А Элиасберг лежал в тот момент на стационаре, куда попал с женой, — у обоих был диагноз дистрофия. Наверное, это предписание и подняло его тогда с блокадной койки", — вспоминает обозреватель ТАСС Олег Сердобольский беседы с дирижером. Партитуру симфонии на военном самолете доставили в Ленинград летом 1942 года. Когда четыре тетрадки оказались в руках дирижера, он понял, что подтвердились его и лучшие, и худшие подозрения.
К партитуре прилагалось письмо Шостаковича с почти невыполнимой просьбой-требованием. Из воспоминаний Элиасберга: "Я читал партитуру и одновременно с восхищением, которое вызывала у меня симфония, испытывал острое чувство тревоги. Передо мной было грандиозное произведение, написанное для увеличенного состава оркестра. Сумеем ли мы осилить, поднять его?
Дирижерская философия Элиасберга вообще была строга: рассказывают, что, даже когда он выступал с оркестром на улице в холодное время года, скидывал пальто и дирижировал во фраке. Я перед ним был, конечно, мальчишка. Тон нашего разговора был очень спокойный, сосредоточенный, Элиасберг запомнился мне дисциплиной рассказа — он был очень четок в том, что он говорил. А говорил он как раз о блокадном исполнении 7-й симфонии.
Это была титаническая работа — надо было дать понять каждому музыканту: если ты жив, у тебя нет уважительной причины, чтобы не прийти на репетицию", — вспоминает свои беседы с дирижером Олег Сердобольский. Это был, без преувеличения, идеальный кандидат для решения такой неподъемной задачи. Сменить оружие на скрипку Элиасбергу нужно было собрать минимум 80 музыкантов, тогда как в его распоряжении не было и трети от нужного числа. Многие оркестранты были в то время на фронте, и отозвать их с войны, чтобы сыграть одну симфонию, казалось затеей наивной и немыслимой.
Тогда на помощь пришел маршал Советского Союза Леонид Говоров, выдав дирижеру соответствующую бумагу. Согласно этому распоряжению, Элиасберг имел право затребовать с фронта любого музыканта. Любой боец Ленфронта или матрос Балтфлота без замедления командировался в его распоряжение прямо с передовой. Такое распоряжение было дано и подписано моим дедом", — рассказал Алексей Говоров, внук маршала Говорова.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 9 августа 2022, 20:22 Путин назвал Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича примером большого искусства Седьмая "Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича является примером большого искусства. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в видеообращении к участникам концерта на стрелке Васильевского острова в Петербурге, посвящённого 80-летию блокадной премьеры этой композиции. Обращение Владимира Путина. Дворцовый мост в Петербурге развели под Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича "И это свидетельство настоящего, большого искусства, где великими на все времена становятся произведения, которые славят истинные, вечные ценности, объединяют людей всех возрастов, национальностей и религий, утверждают правду и свет, которые всегда берут верх над ложью, над силами тьмы", — подчеркнул Путин.
По словам российского лидера, Седьмая симфония — одна из вершин мировой культуры, уникальная по содержанию и выразительности, легендарная историей своего создания, тем величайшим влиянием, которое она оказывает на чувства, надежды и судьбы людей.
Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности — она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем», — говорилось в материале. Премьера прошла 5 марта 1942 года в куйбышевском ныне самарском Театре оперы и балета. Через несколько месяцев произведение исполнили за рубежом Лондонский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио. Концерт под обстрелом Дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг предложил исполнить произведение Шостаковича перед жителями осаждённого Ленинграда.
Подготовить это мероприятие было непросто: во многом потому, что многие музыканты погибли в дни блокады, у других не нашлось сил для такой работы. Пришлось пригласить музыкантов из военных частей. На улицах появились афиши: «Дирижёр Элиасберг собирает оркестрантов». Партитуру вместе с другим ценным грузом доставил в Ленинград спецборт из Куйбышева. Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие, выглядели не лучше. Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная: там, несмотря на опасность авиаудара, даже горели люстры.
А пока музыканты играли, артиллеристы по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова подавляли огонь с немецкой стороны.
Как в Петербурге отметили юбилей Седьмой симфонии Шостаковича
Вторая симфония Дмитрия Шостаковича – Радио Орфей (Москва 99,2 FM) | «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира». |
80 лет назад была впервые исполнена «7я Ленинградской» симфония Дмитрия Шостаковича | В суровом 42-м Седьмую симфонию Шостаковича слушала вся страна. |
В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Дмитрия Шостаковича | Историю создания «Вальса №2» Шостаковича, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице. |
Рустэм Заляй: Правду о «Ленинградской» симфонии Шостакович рассказал Фуату Мансурову
22 июня, в День памяти и скорби, жители Новосибирска могли послушать живое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. Он напомнил, что Шостакович начал писать симфонию в блокадном Ленинграде, ему самому пришлось пережить всю трагедию того периода. В Санкт-Петербурге состоялся концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы», посвящённый 80-летию первого исполнения Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. Напомним, что Дмитрий Шостакович начал писать Седьмую симфонию летом-осенью 1941 года в Ленинграде. Дмитрий Шостакович - Симфония № 7 (Ленинградская). Накануне поздним вечером, 9 августа, на Стрелке Васильевского острова в рамках концерта «Ленинградская симфония на берегах Невы» звучала Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор Дмитрия Шостаковича.
Шостакович. Симфония No. 2 («Октябрю»)
Как композитор Шостакович смог деморализовать немцев и подарить надежду блокадникам | Постер альбома Симфония №3 ре мажор, соч. |
Ленинградскую симфонию Шостаковича сыграли в Пловдиве в рамках проекта «Музыка мира» | Вторая симфония была написана 21-летним Дмитрием Шостковичем по заказу Агитационного отдела музсектора Госиздата к 10-летию Октября. |
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео | Ее часто обходят вниманием дирижеры, с удовольствием исполняющие другие симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. |
Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске | С 23 сентября по 2 октября в Самаре и Тольятти пройдет второй фестиваль «Шостакович. |
«Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича
В ПРОГРАММЕ: Дмитрий Шостакович Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. Позже Шостакович вернулся к событиям Октябрьской революции в своей Двенадцатой симфонии с подзаголовком "1917 год". Где послушать ленинградскую симфонию Шостаковича в спб 9 августа 2022 года. Напомним, что Дмитрий Шостакович начал писать Седьмую симфонию летом-осенью 1941 года в Ленинграде.
Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске
Два года, разделяющих Первую и Вторую симфонии, превратили Шостаковича из бунтаря в мыслителя. Shostakovich: Symphony No.2/Festival Overture/Song of the Forests, etc. Создание и исполнение Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича стало одним из уникальных свершений Второй Мировой войны. Афиша Plus - 8 августа 2022 - Новости Санкт-Петербурга -
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео
Также по теме Музыка времени: исполняется 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. По семейной легенде, родители хотели назвать его Ярославом, но... Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности — она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем», — говорилось в материале. Премьера прошла 5 марта 1942 года в куйбышевском ныне самарском Театре оперы и балета. Через несколько месяцев произведение исполнили за рубежом Лондонский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио. Концерт под обстрелом Дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг предложил исполнить произведение Шостаковича перед жителями осаждённого Ленинграда.
Подготовить это мероприятие было непросто: во многом потому, что многие музыканты погибли в дни блокады, у других не нашлось сил для такой работы. Пришлось пригласить музыкантов из военных частей. На улицах появились афиши: «Дирижёр Элиасберг собирает оркестрантов». Партитуру вместе с другим ценным грузом доставил в Ленинград спецборт из Куйбышева. Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие, выглядели не лучше.
Когда отзвучали финальные аккорды, воцарилась гробовая тишина, а потом зал взорвался овациями, отмечал кинокритик Алексей Каплер: «Слова «овация», «успех» ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций». Уже на следующий день после премьеры партитура Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву, где ее с триумфом исполнили в Колонном зале Дома союзов 29 марта 1942 года. Ольга Берггольц вспоминала: «Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии 29 марта 1942 года в Колонном зале, когда я находилась в Москве в кратковременной командировке. Не буду подробно рассказывать о том потрясении, которое я, как и все присутствовавшие больше половины из них были фронтовики , испытала, слушая эту симфонию, нет, не слушая, а всей душой переживая ее как гениальное повествование о подвиге родного города, о подвиге всей нашей страны. Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищенный. А народ стоя все рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, без малейшей улыбки неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: «Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев»… Создание Седьмой симфонии стало событием для всего музыкального мира. Такой же запрос пришел из Англии. Но самой памятной, дорогой, пронзительной стала премьера Седьмой симфонии в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 года. Когда обескровленный оркестр радиокомитета укрепили музыкантами, отозванными с фронта. Когда во время исполнения на город не упал ни один вражеский снаряд — фашистские позиции подавила наша артиллерия. Когда в условиях блокады специалисты Ленинградского радио организовали трансляцию симфонии из Большого зала филармонии на весь мир, благодаря чему планета узнала: город жив, борется и уже точно не будет покорен. Сегодня Седьмая симфония Шостаковича входит в репертуар ведущих оркестров мира. Каждое поколение находит в великой музыке наиболее близкие и понятные ассоциации, интонации.
Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда. Что Шостакович пообещал слушателям своей Симфонией Премьера в столице. Звуками, сложенными в смелые соло и аккорды, он доносил правдивую военную хронику и передавал великую народную силу, достойную великой победы. Симфония построена на 4 отличных в плане драматургии частях. Вторая часть несет в себе историю города в мирные времена и тоску по былой жизни. Третья, написанная в духе реквиема, выступает скорбью по погибшим. Финал же набирается сил, утверждает светлое будущее и воспевает героев. Интересное о победоносной Симфонии Исполнение симфонии в блокадном Ленинграде. Имя «Ленинградская» произведение получило с легкой руки Анны Ахматовой. Симфонию дирижировали симфонические мэтры Рождественский, Баршай, Мравинский, Бернстайн. Музыка первой части симфонии стала сопровождением одноименного балета. В своей развернутой статье Алексей Толстой обозначил «Ленинградскую симфонию» торжеством мысли о человеческом в человеке, детально разобрав сочинение с точки зрения музыкальной науки. В 2015-м звучало произведение и в филармонии военного Донецка.
Новосибирский академический симфонический оркестр исполняет её в этот день не первый год. В прошлом году музыканты играли даже несмотря на дождь. Впервые же "Ленинградскую" симфонию в Новосибирске исполнили в июле 1942 года.
Путин назвал Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича примером большого искусства
И концерт Брамса оказался в итоге неким необязательным привеском к главному блюду – Одиннадцатой симфонии («1905 год») Шостаковича. Связанные новости. 10.08.2022, 00:35. Седьмую симфонию Шостаковича исполнили в Петербурге в день 80-летия ее премьеры. Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой.