Новости праздник сретение господне что означает

Сретение Господне считается одним из двунадесятых праздников и посвящено важному событию в жизни Христа — встрече с Господом. «Сретение в переводе означает «встреча», – говорит преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев. Сретение Господне: история и значение праздника.

Когда Сретение Господне 2024

  • Сретение 2023: приметы на 15 февраля, традиции и обряды
  • Сретение Господне — Википедия
  • 15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы. » Севастопольское Благочиние
  • Почему праздник Сретение Господне выпадает на 40-й день после Рождества

Праздник «Сретение Господне»

Многие люди интересуются историей и смыслом праздника Сретения Господня, что он означает и когда празднуется. Сретение Господне является особенно важным праздником в христианском календаре не только из-за самого акта представления Иисуса в храме, но и из-за пророчеств, произнесенных в этот день. Философское значение праздника Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Фото: телеканал "Толк" Богослужение Сретения У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре: 15 февраля 2 февраля по старому стилю. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля. Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. Народные традиции Сретения В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое.

Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские.

Внутрь птичек прятали монетки, колечки, фрукты, ягоды и многое другое. Такие необычные находки выполняли роль предсказания. Освещение свечей Сретенская свеча «Громница» считалась своего рода символом данного праздника. Существует поверье, что как она загорается, так и загорается огонёк веры человека, зажегшего её. Принесенные из храма свечи на праздник было принято хранить весь год и использовать их полагалось только во время молитвы. Считалось, что освященная сретенская свеча обладала особой силой и приводила желания молящегося в исполнение. Церковные свечи освящаются для посвящения Богу, и сгореть такая свеча должна строго по назначению и принестись в «жертву» Богу.

Приметы Если праздничный день был морозный, а на небе можно было увидеть белые звезды, то весна будет холодной и снежной. Яркое солнце днем и яркий закат вечером в любую погоду — весна будет ранняя. Если на Сретение шёл снег, то считалось, что весной будут идти большие дожди, а летом будет мало урожая. Но если снег шел только утром, то весна будет ранняя. А если вечером, то весна будет поздняя. Если человек заболел в день праздника, то весь год его будут преследовать болезни. Если пламя зажжённой в доме свечи спокойное, то живущие в нем люди будут редко болеть. Если же пламя, наоборот, беспокойное, то ждать скорой хвори в том доме.

Если дать деньги в долг — будут финансовые неудачи. Если долг вернули, то к богатству. Потеря денег в Сретение означало большую прибыль в будущем. Найти деньги на улице и подобрать их, значит подобрать негативную энергию и принести её в свой дом. Иконы и картины Икона Сретение Господне одна из немногих икон, которая имеет два различных варианта расположения композиции. В первом варианте: Дева Мария и Симеон Богоприимец расположены в центре иконы. Слева от Богородицы стоит Иосиф Обручник. Справа от Старца — Анна Пророчица.

Сретение — торжество, которое относят к числу Господних праздников, хотя есть сходство и с Богородичными празднованиями. Но нужно помнить, что праздник Сретение Господне может припадать на первый день Великого поста, тогда церковное празднование проводиться днем раньше, в Прощеное воскресенье. Праздник Сретение Господне — торжество, которое символизирует важную и долгожданную встречу грешного человека с Господом, встречу двух заветов, окончание старого ветхого и начало нового — мудрый Симеон, представитель прошлого завета, и младенец Спаситель, представитель будущего. Торжество Сретение Господне зародилось в церкви Иерусалима, исчисление которого датируют началом IV века. Праздник Сретение Господне воспринимали завершающим этапом, после праздника Богоявления. Долгое время он не был отдельным и самостоятельным праздником, а только завершающим этапом в 40-дневном цикле Богоявления. Одним из первых свидетельств о торжестве, принято считать отчет о паломничестве IV века в Эгерии. Отделение от 40-дневного цикла Богоявления состоялось на рассвете VI века и в Константинопольской церкви, а в Римской церкви, это было на закате V столетия. У славянских народов праздник Сретение Господне отождествлял окончание морозов и приход весны, что стало причиной огромного количества примет. В католической религии Сретение Господне принято отмечать 2 февраля.

Также Сретение чаще называют «день свечей» или «очищение Марии», одной из главных традиций которого считается освящение свечей. По окончании Сретения Господня, крестьяне начинали организационные работы к «весенним» делам, подготавливали семена к посеву, выгонять скот. Также по поверьям крестьяне могли определить какой будет весенняя погода — если праздник сопровождался дождливой погодой, то весна будет холодной, а вот сухая и теплая погода давала уверенность в продолжении теплых дней. Почему праздник Сретение Господне выпадает на 40-й день после Рождества Во время рождения Христа, у иудеев были традиции, начало которых приписывают периоду, когда Моисей спас израильский народ, освободив его от рабства. По закону Моисея, на 40-й день от рождения мальчика и на восьмидесятый от рождения девочки, родителям необходимо доставить дитя в церковь, пройти церемонию очищения и принести жертву за рождение ребенка. Она заключалась в следующем: на костре сжигали ягненка — за рождение младенца и голубку для очищения матери. Для бедных семей разрешалось использовать голубя вместо ягненка. Мария могла не проходить обряд очищения, ввиду непорочного зачатия, но ее кротость помогла выполнить закон Моисея. Так как семья была не богата, в жертву было принесено два голубя. После церемоний, младенцу и его родителям предстояло встретиться с Симеоном и Анной.

Встреча новорождённого Христа и Симеона послужила причиной великому празднику Сретение Господне , как встреча человека мудрого Симеона и Бога младенца Иисуса. Важная встреча человека с Господом. Праздник Сретение Господне посвящён встрече сорокадневного Христа с верными служителями Господа. Его родители, Богородица Мария и Иосиф, приехали в Иерусалим, для исполнения закона о младенцах. По окончании церемонии состоялась знакомство со старцем и пророчицей. Присутствие Симеона в храме было необходимо для осуществления пророчества, данного ему ангелом. Как известно, Симеон входил в состав переводчиков Божьего письма на греческий язык. Во время работы над книгой Исаия, он прочел предсказания, которое гласило «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Не поверив в возможность исполнения написанного, он решил внести изменение, заменив слово «Дева», что означало девственница, на более подходящее, слово «Жена». Но явившийся ангел не позволил это сделать.

Кроме этого он дал обещание, что праведный старец будет жить долго, и сам убедится в подлинности пророчества. И вот, в день прохождения церемоний состоялась встреча, сретение с трехсотлетним старцем Симеоном. Сбылось пророчество. Когда в этом году православная Пасха Еще одно сретение предстояло великому Младенцу, с Анной — пророчицей, которая долго жила и работала в храме, прославляя слово Божье.

Что за оружие пронзит сердце Богородицы?

Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами.

Анна-пророчица В день Сретения в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» Лк 2:37—38. Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из Храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля.

А Святое Семейство вернулось в Назарет, так как исполнило все положенное законом Моисея. Сретение — это встреча с Господом. Старец Симеон и Пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем!

Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло.

Что ты можешь сказать? Почему Он меня не забирает? И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался. Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло.

Настает время блаженства! Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я?

Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению. Текст: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Русский: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. История празднования Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви.

Сретение Господне

В Сретение Господне проводят богослужения в православных храмах, служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом, а также освящают свечи. Сретение Господне — один из двунадесятых православных праздников, который отмечают 15 февраля в память о встрече старца Симеона с Богомладенцем Иисусом. 15 февраля все православные отмечают Сретение Господне. Это один из двенадцати двунадесятых, то есть самых значительных праздников православного года. У праздника Сретение Господне есть две главные традиции – освящение свечей и воды.

Актуальные новости

  • Сретение Господне - Храм- Икона Божией Матери­ Неопалимая Купина­
  • Значимость праздника Сретение Господне, когда празднуют торжество в православии
  • Что такое Сретение Господне, важный для каждого православного праздник
  • Что такое Сретение
  • Какого числа отмечают Сретение
  • Что означает Сретение Господне?

Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля

Богородица стоит в поклоне. Часто ее изображают в голубых одеждах, так как этот цвет несет в себе значение чистоты и невинности. Однако на иконе ее голову покрывает красный платок, означающий жертву. Во время смешанной службы убранство храмов и одеяние священников совпадает с каноничными цветами Девы Марии. Слева от Богородицы можно рассмотреть фигуру праведного Иосифа. В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения. Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту. Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица. По тому, как повернута ее фигура, можно предположить, что она уже видела Христа и разносит весть о Мессии по всему городу. На это намекает пейзаж на фоне и ее поучающий жест. Красный палантин над героями, закрепленный на крышах зданий, символизирует, что действие происходит внутри храма.

Церк овные традиции на Сретение Господне - 2023 Самое главное, что нужно сделать на Сретение Господне, впрочем, как и в другие православные праздники, - это пойти на богослужение в церковь. Первые песнопения для церковной службы на Сретение Господне были составлены в V веке святым Анатолием, патриархом Константинопольским. В этой и других религиозных песнях особо подчеркивается одна мысль: младенец Иисус - это сошедший на землю и воплотившийся от Девы Марии Спаситель. Безусловно, праздник Сретения Господне посвящен Иисусу Христу. Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Кстати, именно из-за этого на праздничную службу церковнослужители облачаются как в белое, так и в голубое. Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии. Особая традиция на Сретение Господне - освящение свечей.

Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства.

То были обычаи еще ветхозаветные, проповедь Нового Завета не произошла.

Поэтому, скажем, крещения, как мы бы сейчас сделали — принесли ребенка и крестили его, посвящая Богу, — такого священнодействия люди тогда не знали. Но понимание того, что дети — дар Божий, что Бога надо благодарить, у них уже было, богоизбранный народ, они об этом знали. И Иосиф Обручник, названный отец, с Матерью Божией принесли новорожденного ребенка в храм.

Древний богоизбранный народ верил, что есть единый Бог, и считал, что у него может быть только один храм, в отличие от язычников, у которых богов было множество и множество разного рода капищ. То есть Богомладенца принесли в единственное место, куда нужно было его принести. Там, на пороге этого храма, когда совершались все положенные действия, связанные с благодарением, жертвой Богу, и произошла встреча.

Кондак, глас 3-й Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Праздник Сретения Господня в католическом храме Праздник представления Иисуса в храме через сорок дней после его рождения, отмечаемый 2 февраля, имеет долгую историю в Восточной и Западной Церкви. Закон Моисея предписывал, чтобы каждый первенец в Израиле был посвящен Богу через сорок дней после рождения и выкуплен на сумму, хранящуюся в сокровищнице Храма. Это было в память о том, что перворожденные сыновья были спасены от смерти в ночь первой Пасхи во время исхода из Египта. Евангелие от св. Луки дает нам отчет о сретение Иисуса в храме: когда пришло время для их очищения по закону Моисея, они привели его в Иерусалим, чтобы представить его Господу.

Святой Иосиф и Богоматерь вошли в храм незамеченными среди толпы. Иерусалимская церковь начала ежегодное празднование Сретения Господня в 4 веке. Праздник отмечался 14 февраля, через сорок дней после Богоявления, потому что Иерусалимская литургия еще не приняла римский обычай праздновать Рождество 25 декабря. Вот почему, когда это стало общим обычаем во всем христианском мире, праздник Сретения был перенесен на 2 февраля и вскоре отмечался на всем Востоке. В Византии император Юстиниан I ввёл его в 6 веке под названием « Ипапанте » или « встреча», имея в виду встречу Иисуса с престарелым Симеоном, который был представителем праведных людей Израиля, терпеливо ожидающих исполнение мессианских пророчеств в течение многих лет. В течение 7- ого столетия празднование также укоренилось на Западе.

Широко распространенное название Candlemas происходит от традиции, установленной Папой Сергием I, освящать в день Сретения Господня свечи. Отмечая приход и проявление божественного света для мира, католическая Церковь каждый год благословляет свечи, символ вечного присутствия Иисуса и свет веры, который верующие получают в таинстве крещения. Таким образом, процессия с зажженными свечами становится выражением христианской жизни: путь, освещенный светом Христа. Ежегодное празднование Сретения Господа в католическом Храме также является празднованием подвига Марии, и поэтому в определенные периоды прошлого оно также называлось праздником Очищения Марии. Несмотря на то, что Мария была сохранена Богом от первородного греха, она, будучи еврейской матерью, решила подчиниться Закону Господа и поэтому предложила пару горлиц или двух молодых голубей. Таким образом, предложение Марии было знаком ее быстрого послушания Божьим заповедям.

Праздник Сретение Господне и католическая доктрина Иосиф и Мария привели младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить его Господу в соответствии с законом Моисея. Но, прежде чем они отправились в путь, они прошли период очищения, согласно закону Моисея. Когда они достигли храма, они должны были принести жертву двух горлиц или голубей, соблюдая закон Господа. Затем Иосиф и Мария представили младенца Иисуса Симеону, чтобы выполнить обычай закона в отношении него. В конце чтения Евангелия говорится, что после того, как они выполнили все предписания закона Господа, они вернулись в Галилею. Заметили ли вы, что через это Евангелие обычно проскальзывает то, что Иосиф и Мария исполнили закон Господа?

Мы должны на мгновение остановиться, чтобы обдумать это, а не просто рассмотреть этот факт, прежде чем мы сосредоточимся на главной теме этого Евангелия. Так много современных людей чувствуют, что «правила» являются помехой их свободе. Некоторые прихожане чувствуют то же самое в католической церкви. Они чувствуют, что это их право выбирать, что делать, верить или не верить в католическую веру. Очень хорошо, что Мария, Иосиф и сам Иисус так не чувствовали. Законы и «правила» не были созданы Богом для навязывания Его воли человечеству или ограничения их свободы или удовольствия в жизни.

Законы, «правила» и католическая доктрина не ограничивают нашу свободу, но усиливают ее. Мы испытываем гораздо больше страданий, когда игнорируем законы или правила в долгосрочной перспективе. Несоблюдение правил или нарушение закона — это краткосрочное удовольствие, которое обычно приводит к долгосрочным страданиям для себя и тех, на чью жизнь мы влияем. Это особенно верно, когда речь идет о католической доктрине.

Ирмос 9 песни, глас 3. В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя. В тени Закона и Писаний образ видим, верные : всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста , что случается весьма редко, праздничное богослужение, по Уставу, переносится на предыдущий день — 1 февраля, Прощёное воскресенье. Согласно требнику , в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей, называемых «сретенскими».

Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля

Сретение Господне: история и значение праздника. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей.

Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать

Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне. С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» Сретение и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г. В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, то есть светильник. Не содержат ничего такого и старые требники.

Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет. Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию , либо после литургии на молебне.

И есть места, где нет обычая освящать свечи. Что значит икона «Умягшение злых сердец»? С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» Лк. Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу.

Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца. Какие приметы существуют на Сретение? На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ.

По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

Впрочем, если сильно хочется повторить обряд - можно отрезать небольшой клочок и сжечь. Священники советуют в этот день просто сходить в церковь и помолиться о здоровье своих родных и близких. В чем смысл Сретения по народному календарю В народе церковные и языческие традиции Сретения переплелись воедино. По народным приметам, в этот день проходит первая встреча весны с зимой: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», гласят поговорки. Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. Фото pixabay. Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний.

Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты.

После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». В VI веке праздник стал общегосударственным для Византии. Затем традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру. Как провести Сретение Праздник совпадал с окончанием сильных холодов. В народе говорили: «Сретение — зима с летом встретились».

И, действительно, солнце выглядывает все чаще, а дни становятся длиннее и светлее. Последние морозы и первые оттепели тоже называли сретенскими. Издревле люди отмечали, что если в Сретение идет снег, то весна будет мокрой и дождливой, а если снежная метель — весна будет холодной и придет нескоро. Если выглядывает солнце, то это также означает скорый приход весны. А полное его отсутствие предрекает сильные морозы в ближайшее время. В этот день лучше всего посетить церковную службу.

Кроме того, 15 февраля верующие молятся перед иконой Богородицы «Умягчение злых сердец». Это помогает исцелиться от психических болезней и эпилепсии. Ругаться и ссориться с близкими.

Заниматься бытовыми делами. Злоупотреблять алкоголем. Надолго оставлять своих родных. Отправляться в дальнюю поездку. Мыть голову и стричься. Ворожить и гадать. Двунадесятые праздники — это 12 важнейших событий, которые происходили с Иисусом Христом и Богородицей.

Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля

Приметы и поверья История праздника Сретение Господне вошло в славянскую культуру после принятия христианства. Этот праздник Православная Церковь посвящает событиям, описанным в Евангелии от Луки. Священнослужитель Симеон Богоприимец встретился с Христом. По приданию, он ждал пришествия Мессии около 300 лет. Когда Симеон взял на руки младенца Иисуса, он произнес речь, славящую Бога.

Она получила название «Песнь Симеона Богоприимца». Среди языческих славян праздник был известен под названием Громницы. Праздник приурочивали к противостоянию холода и тьмы с теплом и светом. На Громницы прославляли бога-громовержца Перуна и богиню Громовницу, которым приносили жертвы.

Традиции и обряды праздника Сретение Господне сочетает в себе языческие и христианские традиции. В православных храмах 15 февраля проводятся всенощное бдение и Божественная литургия. Во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены.

Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца , сказанные им во время Сретения. После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком.

Литургические песнопения этого дня посвящены событиям и символике праздника.

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в народе стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда, например, поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.

После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел: выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы. Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы «Умягчение злых сердец» ее еще называют «Сименово проречение» , на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны.

Благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты меж женами и благословен Плод чрева Твоего.

От непорочного зачатия Ты родила Спасителя душ наших. Также молитвы возносятся к Иисусу, родители просят его о здравии и благополучии своих детей: Господь наш Всемилостивый. Как тебя Дева Мария привела в храм на поклон, так и мы просим за наших детей. Защити их от горя и печали, защити от нечистого и осади в их душах радости бытия. Стань их надеждой и поддержкой в жизни, и мы, рабы Твои грешные, будем молиться за Тебя и за ангелов, которые проповедуют слово Твое! Подари мне свое благословение и прощение. Молю Тебя, избавь меня от грехов, наставь на путь истинный.

Каюсь я во всех своих поступках грешных и прошу Тебя, Святая Мария, подари мне благополучие и счастье да убереги от всех бед. Да восславлю я имя Твое! Во веки веков. Я прошу Тебя подарить мне счастье земное и благо духовное. Молю, услышь меня в этот светлый день, не отрекайся от меня, дай мне сил. Прости меня грешного и отпусти все грехи мои, ибо каюсь я и желаю встать на путь истинный, чтобы быть ближе к Тебе, мой Господь. Молю Тебя, подари мне счастье, благополучие и радость в жизни.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. На Сретение почитают икону Пресвятой Богородицы, называемую «Утоли мои печали». История ее появления связана с предупреждением Симеона Богоприемца о том, что Иисуса предадут и его мать будет тяжко страдать. Перед ней следует читать: Богородица, смягчи сердца наши злые, погаси пламя злящихся на нас да очисти души наши от гордыни. Благослови нас и защити от самих себя, не дай пропасть во гневе своем и закрыть душу от слов спасительных.

15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл

Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно. По словам Ильяшенко, праздник Сретение Господне стоит провести в спокойствии и молитве. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, это значит, что его всегда отмечают 15 февраля. Сретение Господне: что означает этот праздник, когда он у православных в 2024 году в России и по миру, каковы традиции празднования и народные приметы.

Обряды, ритуалы, традиции на Сретение

  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • 15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник? 3
  • Что означает Сретение Господне?
  • Сретение Господне — Русская вера

15 февраля - Сретение Господне: история светлого праздника, значение и запреты

Во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. Христиане верят, что вода, освященная в Сретение Господне, обладает особой чудодейственной силой. Она может храниться долгое время, не теряя своих свойств. Ее используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний. Молодые незамужние девушки в этот праздник гадают. Для этого они используют рождественские и святочные обряды. Гадания на Рождество Существует традиция изготавливать в этот день громничную свечу. Ее делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами. Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события смерть или рождение человека, свадьба, помолвка.

Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека. Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод.

Таких «голубков» приносили в храм на службу. Особенности богослужения на Сретение Господне Сретение Господне как двунадесятый праздник имеет особое значение в церковном календаре и отмечается масштабно.

Во всех храмах в ночь на 15 февраля проходит всенощное бдение, а утром — божественная литургия. При этом в праздновании отражается долгая история праздника. Изначально, в первые века, 15 февраля славили Богоматерь, а позднее стали прославлять Иисуса Христа. Поэтому священники могут быть по-разному одеты во время службы: или в голубые одежды, так как голубой цвет символизирует непорочность Девы Марии, или в белые — этот цвет символизирует божественный свет. Однако присутствуют и элементы Господского праздника: так, на литургии на малом входе произносится входный стих, а затем поются тропарь и кондак праздника.

Также, если Сретение выпадает на определённые дни подготовительных недель Великого поста, построение богослужения будет отличаться: например, если Сретение приходится на канун Великого поста, у него не будет попразднства и отдания, а если оно приходится на понедельник первой седмицы Великого поста, то службу и вовсе переносят на Неделю сыропустную, то есть на последнее воскресенье перед Великим постом. Что нельзя делать на Сретение Господне Как и в любой церковный праздник, на Сретение Господне считается грехом сквернословить и ругаться — любое злое слово вернётся в тройном размере. По этой же причине нужно воздерживаться от осуждения кого бы то ни было. В целом следует провести этот день в размышлениях о Боге и не поддаваться унынию и грусти. Кроме того, нельзя на Сретение работать, стирать и убираться — все силы нужно отдать молитве.

Также запрещается мыться, хотя это скорее связано с тем, какую серьёзную подготовку требовалось провести перед этим процессом в старые времена: наколоть дрова, истопить баню, нанести воды — а работать в этот день нельзя. Считалось, что нельзя подметать пол и выбрасывать мусор после заката — так можно вымести из дома счастье. Не рекомендуется стричь волосы, чтобы не отрезать здоровье, и отправляться в дальнюю дорогу: по преданию, тот, кто уедет далеко 15 февраля, нескоро вернётся домой. И, конечно, нельзя отказывать в помощи ближнему и в целом следует быть щедрым и радушным. Так, считается, что если на Сретение тепло, то весна придёт скоро, а если холодно — она будет прохладной.

Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года.

Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более.

Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен.

Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских.

Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии...

Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения.

Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г.

Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия.

Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления.

Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен.

Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год. В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения.

Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена. В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них.

В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков.

Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать.

В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина.

Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [...

Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу , — от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям. Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения.

Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон. Да, отвечает Св. Отец церкви, все будет в свое время. Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые, уверуют и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит к конечному падению и гибели их» 17. Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына.

Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу! И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» Лк. От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества. С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство.

Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния. Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди. Теперь она ждала величайшего, мирового события — явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы. Надежды ее оправдались.

Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св. В церковных песнопениях Св. В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков Лк. Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев.

Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме. Все встрепенулось во Израиле, все впадают в тревогу от этого известия. А это изгнание Богомладенца в чужую землю, вместе с Матерью, эта вражда против Ее Сына от колыбели до гроба от сильных мира сего, это поругание Его первосвященниками — Анною и Каиафою, царем Иродом Иоан. После события Сретения Господня св. Симеон вскоре скончался, имея от роду более 360 лет.

По народному верованию св. Симеону Богоприимцу молятся о здоровье младенцев. Из рассмотрения события Сретения Господня нельзя не видеть чудного примера смирения и послушания закону Божию, уставам и предписаниям закона со стороны Богомладенца. Сам законодатель, Сам Ветхий деньми, давший древле на Синаи закон Моисею, «днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Тот, которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен, положенным законом выкупом.

По примеру Спасителя нашего, принесенного в сороковой день во храм Иерусалимский, и каждый из нас сорокадневным от рождения приносился в храм, и этот священный обряд называется воцерковлением. Чрез воцерковление новорожденный представляется св. Церкви и вводится в нее, как новый ее член. Для этого, после положенных молитв, священник, взяв на руки принесенного матерью младенца подобию Симеону, три раза изображает им крест: входя во храм, среди храма и пред Царскими дверьми, каждый раз произнося: «Воцерковляется раб божий или раба Божия во имя Отца и Сына и Святого Духа» и пр. Нужно заметить, что младенцы мужского пола вносятся священником в алтарь, а затем уже как те, так и другие возвращаются матерям, при чтении молитвы Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего...

История праздника В воспоминание встречи Господа Иисуса Симеоном и Анною по храме Иерусалимском в сороковой день по рождении Его Православною Церковью установлен, дванадесятый праздник Сретения Господня. Об этом празднике упоминают свв. В III в. Василий Великий , Кирилл Иерусалимский , св. Уже в VI веке, в царствование Юстиниана праздник этот сделался торжественным и повсеместным, по следующему случаю.

Не говоря уже о простолюдинах, тела самых знатных и богатых граждан оставались не погребенными. Разумеется, как и в наше время, так и в древности, при народных бедствиях, обращались к Богу с усердной молитвой о помиловании. Объявление этого Богоугодного предложения всеми было принято с радостью. Стихиры стиховны составлены монахом Козьмою и Андреем Критскими. Что к Богородичным, а не Господским праздникам принадлежит Сретение Господне, видно из того, что если этот праздник случится в воскресенье, то воскресная служба не оставляется, как это и бывает во все Богородичные праздники; тогда как в Господские праздники, случившиеся в воскресенье, воскресная служба опускается.

Иногда праздник этот называется — Сретением Пресвятой Богородицы. Что может быть подтверждено и самим фактом принесения Богомладенца во храм. Сорокадневный Младенец Иисус именно был принесен Мариею во храм по закону еврейскому.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий