Союзное государство является образцом межгосударственного объединения XXI века, заявил в эфире телеканала ОНТ посол России в Беларуси Борис Грызлов. 2 апреля отмечается День единения России и Беларуси – договор о создании сообщества двух стран был подписан в 1996 году. Председатель правительства РФ, председатель совета министров Союзного государства Михаил Мишустин, премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко и государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев.
Регионы – основа союзного строительства
- Новости партнеров
- Что сказал Лукашенко о Союзном государстве
- О поддержке идеи объединения России и Белоруссии
- День единения народов России и Белоруссии – 2023: история
Российский сенатор отказался от идеи объединения Белоруссии и России
О каком ориентире для других интеграционных объединений можно говорить, когда одновременно с Форумом регионов в Гродно и переговорами с Лавровым в Минске, Белоруссия вводит безвиз для граждан Польши, тем самым вынуждая Россию усиливать контроль на. 2 апреля 1996 года Президенты России и Беларуси Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали Договор о создании Сообщества государств Беларуси и России. У посла поинтересовались, насколько он доволен скоростью интеграции Беларуси и России. Главная Наша деятельность Новости «Единая Россия»: Россия и Беларусь строят союзное пространство для процветания и защиты обоих государств.
Возможно ли расширение Союзного государства на годовщину начала СВО
Начиная встречу, Владимир Путин обратил внимание на толстую красную папку и даже приподнял ее с трудом, показывая, насколько она тяжелая - это документы Союзного государства. Это ярко свидетельствует о твердом намерении двух стран делать все необходимое для углубления взаимовыгодной и равноправной интеграции", - сказал Путин. Он отметил, что благодаря успешному выполнению 28 отраслевых союзных программ унифицировано российское и белорусское законодательство, сформировано правовые и организационные основы общего экономического пространства, созданы условия для проведения единой макроэкономической и денежно-кредитной политики. Кроме того, и Россия, и Беларусь работали над минимизацией ущерба от незаконных западных рестрикций. Успешное экономическое сотрудничество двух стран отражается и в товарообороте, который приблизился к рекордным отметкам. Так, по итогам 11 месяцев прошлого года российской-белорусский товарооборот прибавил 9,5 процента и почти достиг 43 млрд долларов. Москва и Минск утвердили 15 документов о развитии Союзного государства "Важно, что Россия и Белоруссия в условиях беспрецедентного внешнего давления плотно взаимодействуют на мировой арене, неизменно оказывают друг другу подлинно союзническую взаимную поддержку. Подходы наших стран к актуальным глобальным и региональным проблемам совпадают или во многом близки", - подчеркнул президент. Он добавил, что подготовленная к заседанию программа согласованных действий Союзного государства в области внешней политики на период до 2026 года послужит продолжению и развитию еще более тесной российско-белорусской координации в международных делах.
Сотрудничество двух стран ведется и в космосе.
Еда Последние новости по теме Интеграция Опубликовано содержание 28 союзных программ интеграции Беларуси и России Опубликовано содержание 28 союзных программ интеграции Беларуси и России Сегодня прошло заседание Совета министров Союзного государства, в котором приняли участие министры РФ и РБ, в том числе представитель правительства России Михаил Мишустин и премьер-министр Беларуси Роман Головченко. По итогам заседания были одобрены «Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы» и 28 программ, направленных на реализацию российско-белорусской интеграции. Посол подчеркнул, что стороны не форсируют интеграционные процессы, однако задачи, которые были поставлены в Договоре о создании Союзного государства, остаются. Об этом сообщил телеканал ОНТ. Движение вырастет из гражданской инициативы «Союз», которое объединяет граждан, выступающих за интеграцию Беларуси и России. Сейчас инициатива занимается сбором предложений по внесению корректировок в действующую Конституцию.
После Путин и Лукашенко провели переговоры. По мнению президента России, важно укреплять интеграцию России и Белоруссии в условиях, когда Запад развязал против них тотальную санкционную войну.
Ну-ну… Что сказано: «Российский «Туполев» хорошо известен своими проектами больших самолётов.
В то время как для большинства боевых машин чем быстрее, тем лучше, и аэрокосмические инженеры работают над достижением этой цели, в случае с ПАК ДА в «Туполеве» пошли другим путём и намерены создать дозвуковой бомбардировщик, не способный летать со скоростью более 1,0 Маха. Вместо этого в конструкции основное внимание уделяется возможностям малозаметности, стремясь добиться результата, аналогичного бомбардировщику B-2 Spirit ВВС США, который опирается на низкую заметность, а не на скорость. Самолёт не имеет типичных частей самолета: фюзеляжа, крыльев, оперения или хвостового оперения с различными поверхностями стабилизации и управления полётом.
27 лет Союзному государству Россия-Беларусь: купленная дружба или выгодный союз?
Валютного объединения РФ и Беларуси еще лет 7 ждать придется. Дмитрий Федорович, если по-простому, белорусов заставили перейти на российский стандарты или Россия, Белоруссия договорились о том, что появились общие компромиссные стандарты? Процесс интеграции России и Белоруссии после утверждения Высшим госсоветом (ВГС) Союзного государства совместных программ продвинулся, но не закончился. На Западе Белоруссию, конечно, примут с распростёртыми объятьями, но только в качестве эдакого нищего цепного заложника: чтобы предотвратить тем самым неприятное для Запада объединение Белоруссии и России. Член Совета федерации от Крыма Сергей Цеков отказался от идеи внесения предложений по объединению Калининградской области и Белоруссии, передает «Коммерсант». Россия и Белоруссия также приняли постановление о стратегии научно-технического развития Союзного государства до 2035 года и договорились о модернизации и развитии железнодорожной инфраструктуры.
Добавляйте «БелРос» в источники новостей в Dzen
- ПМЭФ-2023: итоги для Союзного государства Беларуси и России | Евразия эксперт
- О создании Союзного государства
- Россия и Белоруссия договорились о развитии Союзного государства
- Транзит власти в 2024 году через союзное государство оказался невозможен
Россия и Белоруссия: 28 шагов навстречу, но — не спеша. Комментарий Георгия Бовта
То одна, то другая страна оставляет себе больше. Теперь такой проблемы не будет — это важно для интеграции экономик обоих стран. В рамках Союзного государства появится общее платежное пространство, планируется интеграция платежных систем. Это позволит властям лучше бороться с отмыванием денег и киберпреступностью. А в перспективе жители России и Белоруссии смогут пользоваться банковскими услугами в обоих странах без всяких трансграничных ограничений. В Союзном государстве появится единый рынок энергоносителей.
Это поможет Минску обойти санкции. Если нефтепродукты будут поступать на единый союзный рынок, то в случае продажи их в Европу невозможно будет отделить белорусскую часть, а значит и использовать торговые ограничения. Цена на газ для Белоруссии в 2022 году останется такой же, как в 2021-м. Мы даже на инфляцию не индексируем цену. Потом будут общие подходы на рынке, - заметил российский президент.
Он назвал евродепутатов «идиотами», раз они выносят решения по вопросам, «которые их не касаются». В чём дело-то? Это бред собачий, это их не касается. Интеграция двух стран произойдёт вне зависимости от желания или нежелания Европы. То, что они об этом заявляют, это свидетельствует об оторванности Европарламента от реальной жизни. В Брюсселе сидят неразумные люди», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Салуцкий. Он уверен: позиция Европы «оказывает нулевое влияние» на происходящие интеграционные процессы. Отношения России и Белоруссии будут укрепляться, в том числе и в рамках Союзного государства. Всё, что сейчас происходит в Евросоюзе, — «очередная русофобская истерия».
Евродепутаты «мечтают, что Москва сдаст Минск, пойдёт на уступки, после чего они примут решение: стоит ли им укреплять двусторонние отношения с Россией или нет». Поэтому европейские политики на уровне Брюсселя пытаются сделать радикальные заявления. В очередной раз они носят исключительно рекомендательный характер. России не обязательно их исполнять, так как перед Европой мы не несём никакой юридической ответственности по тем двухсторонним отношениям, которые развиваем.
Ранее президент Белоруссии Лукашенко заявил, что угроза возникновения нового глобального конфликта никогда не была так близка, как сегодня.
Кроме того, Путин и Лукашенко обсудили присуждение премий объединения в литературе и искусстве за 2023-2024 годы.
Российский и белорусский лидеры подписали постановления, касающиеся праздничных мероприятий в честь 80-летия освобождения соседней республики от немецко-фашистских захватчиков и посвященных 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства.
В шаге от объединения России и Белоруссии: "Мы создаём общее государство"
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, обращаясь на прошлой неделе к народу и парламенту, не только призвал Россию и Украину объявить перемирие без перемещения войск и техники, не только пригрозил разместить на территории своей страны, в случае. Создание объединенной транспортной системы России и Белоруссии приобретает особую важность из-за попыток Запада изолировать Россию и Белоруссию от внешних рынков, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. "Лукашенко зависит от российской поддержки по причине усиливающейся изоляции Белоруссии. В целом объединение России и Белоруссии повлечет за собой негативные последствия прежде всего для самой России. На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства.
Цеков спрогнозировал объединение Белоруссии и Калиниградской области при конфликте с НАТО
Он подчеркнул, что благодаря высокому уровню развития белорусской промышленности, российские предприятия заинтересованы в совместных проектах и сотрудничестве. Программа по импортозамещению стимулирует производителей обеих стран к сотрудничеству и созданию востребованной продукции. Модернизация заводов и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью делает белорусскую продукцию конкурентоспособной на мировом рынке. Международная выставка-форум "Россия" становится площадкой для демонстрации достижений и особенностей всех регионов Беларуси.
Это был союз угля и стали.
Шесть стран было, и это все развивалось 50 лет, - подчеркнул он. Потому что мы братские народы, и то, что мы сейчас создали, - это фактически образец межгосударственного объединения XXI века".
Инвесторы и потребители финансовых услуг двух стран должны будут получать «равный объем защиты прав», но пока речь идет лишь о выработке предложений по гармонизации законодательства. Неясны сроки взаимного допуска банковских и страховых организаций на рынки двух стран.
Будут сняты ограничения на доступ к госзакупкам для компаний из двух стран. Правда, тут решающее значение имеют не только формальные правила, но и неформальные договоренности. Во всем, что касается принципиальных моментов макроэкономической политики, стороны пока предпочитают обтекаемо говорить о сближении подходов и принципов. Но не унификации. Например, по словам премьера Белоруссии Романа Головченко, планируется заключить договор об общих принципах налогообложения.
Однако «общие принципы» не тождественны единой налоговой политике и единому Налоговому кодексу. Планируется создать Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, но он будет носить консультативный характер. А когда речь идет о «гармонизации таможенного законодательства», то это вовсе не значит, что будет создан единый Таможенный комитет Союзного государства, который будет издавать общие правила, которые сейчас интересны игрокам рынка именно в своих разных правоприменительных деталях. Планируют создать некую общую систему управления таможенными рисками. Но эта работа идет с 2009 года.
Возможны ли исторические события в преддверии годовщины спецоперации? Об этом — в материале «ФедералПресс». Ожидается, что президент РФ Владимир Путин встретится с коллегами для обсуждения рабочих вопросов. Еще по теме Спецоперацию ждет ребрендинг: парламент запланировал заседание после речи Путина Встреча Александра Лукашенко с Владимиром Путиным запланирована на 17 февраля. Об этом белорусский лидер сегодня заявил на встрече с представителями СМИ. Эту информацию подтвердили в Кремле. Ранее стало известно, что президент Абхазии отбыл с рабочим визитом в Москву. Глава республики проведет ряд встреч в Администрации президента РФ.
В рамках рабочего визита Глава государства проведет ряд встреч в Администрации Президента Российской Федерации», — говорится в сообщении на сайте президента республики Абхазия.
Путин и Лукашенко обсудили программы интеграции Союзного государства
В частности, белорусский лидер ранее сообщил, что оппозиционеры и их кураторы намерены захватить один из регионов страны и добиться ввода войск НАТО на захваченные территории. По мнению члена Совета Федерации, НАТО «гораздо больше потеряет», чем сможет приобрести в этом гипотетическом конфликте.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что республика перебросила несколько батальонов полной оперативной готовности к своей западной границе, отмечает «Радиоточка НСН».
Сейчас об этом не принято говорить, это уже забыто, Белоруссия стоит на позиции незыблемости суверенитета, но тогда все было по-другому. Предложение оказалось своевременным и удачным для России. У нас тогда были проблемы, причем не только с Чечней , многие другие республики также были вовлечены в сепаратистские процессы с разной степенью интенсивности. И на этом фоне президент соседней страны, пусть и небольшой, предлагает чуть ли не войти в состав России.
Это было очень позитивно встречено. Без экономики сегодня в мире нельзя представить никакую интеграцию, да и в 1990-е годы рынки рушились, промышленность была в упадке. Для Белоруссии как для сборочного цеха СССР российский рынок был крайне важен, он помог пережить трудные времена, восстановиться и развить новые компетенции. Эта стратегия сработала. Понятно, что кроме экономики у России и Белоруссии всегда была близость интересов и в политике. В 1990-е годы именно ядерный зонтик который сейчас и вовсе переместился на территорию Белоруссии не позволил сделать со страной то, что Запад сделал с Югославией. СССР позволил нам оставаться близкими в ценностно-идеологическом смысле и не позволил нас растащить, а тем более превратить во врагов друг друга, как это, к сожалению, произошло с Украиной Кирилл Аверьянов Можно сказать, что Союзное государство для Белоруссии было интересно прежде всего с точки зрения экономики.
В то время как для России это был проект политический. Именно с этим связано то, что за 25 лет никаких прорывов в области интеграции не было осуществлено. У сторон попросту разное понимание данного проекта Богдан Безпалько У нас есть достаточно большое количество достижений в области экономической интеграции. Но вот в области политической интеграции у нас, к сожалению, все буксует. Пока до сих пор нет ни института гражданства Союзного государства, ни паспорта, ни парламента, ни каких-либо органов власти. У нас есть только постоянный комитет Союзного государства , который представляет декоративный, ну или консультативный орган. Была создана общая российско-белорусская таможенная зона, но быстро стало понятно, что она не работает.
Фактически она стала зоной контрабанды. Причем даже проект этой зоны остался по сути незавершенным, потому что единое таможенное пространство требует единой таможенной службы, а в Белоруссии тогда заявили, что это нарушает суверенитет. Параллельно с попытками экономической интеграции снизу были и попытки политической интеграции сверху. Правда, в Белоруссии настаивали, что при формировании единого парламента на одного белорусского избирателя должно приходиться три российских, и случился большой скандал из-за подобного дискриминационного подхода. Политическая составляющая проекта оказалась заморожена фактически со старта О результатах интеграции спустя четверть века Алексей Дзермант За прошедшие 25 лет интеграция однозначно удалась. Да, не было реализовано все из изначально задуманного: создание единых политических органов, единой валюты и единого гражданства с единым паспортом. Да, это не было сделано.
Но для этого существуют определенные причины.
В итоге Путин с Лукашенко признавали , что многое из намеченного Москва и Минск так и не выполнили. Даже упомянутые выше 28 программ согласовывали несколько лет с 2018 года — процесс шёл тяжело. Эксперты высказывались в том духе, что СГ рассматривается как один из возможных вариантов решения проблемы транзита власти в 2024 году. Это раздражало Лукашенко. Доходило до того, что он обвинял Москву в планах «поглотить его страну». Самыми проблемными вопросами стали формирование общего рынка газа и нефти, а также гармонизация налогового законодательства.
Минск стоял на том, что сначала нужно объединить рынки это позволит Белоруссии получать энергоносители ещё дешевле, чем сейчас , а уже потом гармонизировать налоговое законодательство. Москва настаивала на обратном порядке: сначала унификация, потом — скидки. Переговоры перестали буксовать после того, как в Белоруссии в 2020 году прошли президентские выборы, результаты которых спровоцировали массовые акции протеста. Власти их подавили, но попали под санкции Запада. И если раньше Лукашенко мог лавировать между Россией и Европой, то теперь, очевидно, возможности для манёвра заметно сократились. Зачем странам вообще нужно СГ Выгоды есть для обеих сторон. Белоруссия от интеграции выигрывает в первую очередь экономически, получая доступ к дешёвым российским энергоносителям и к рынку сбыта своей продукции, говорит политолог, преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Россию же интересуют три вещи, продолжает эксперт. Во-первых, военно-стратегические вопросы: РФ нужно прикрыть западные рубежи. Второе — колёсный и трубопроводный транзит через Белоруссию в Европу пока он был ещё актуален, сейчас этот путь преградили санкции. И третье — российские власти опасались за русскую общину в этой стране. Именно с этой точки зрения рассматривают СГ и на Западе. Подписанные в 2021 году программы направлены на изменение белорусской экономической модели, чтобы из плановой она стала рыночной и, вероятно, более эффективной. Для Москвы это означает, что стране придётся меньше поддерживать соседей из федерального бюджета.
Для Минска же это потеря системы ручного управления экономикой. С одной стороны, санкционное давление действует на обе страны, подталкивая их друг к другу. Среди новых задач, по мнению экономиста, — снижение зависимости национальных экономик от продукции недружественных стран и переформатирования международной логистики. Например, Белоруссия в связи с разрывом европейских отношений потеряла выход к морю через латвийские порты, тем самым значительно снизив долю экспортируемых товаров, рассказала сооснователь цифровой платформы DigitalVED Анна Фомичёва. Александр Михайленко тоже уверен, что стороны будут продвигаться значительно дальше в своих интеграционных проектах. По его мнению, об этом свидетельствует частота и продолжительность встреч Путина и Лукашенко, «на которых решается множество связанных с идеей строительства СГ задач».
Россия отказалась объединяться с Белоруссией ради Путина
На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства. Александр Лукашенко заявил, что РФ и Белоруссия, оставаясь независимыми, могут создать «уникальное объединение, которое будет мощнее, чем унитарное какое-то государство». Президент Белоруссии Александр Лукашенко, обращаясь на прошлой неделе к народу и парламенту, не только призвал Россию и Украину объявить перемирие без перемещения войск и техники, не только пригрозил разместить на территории своей страны, в случае. Елена Кузьмина: Региональное сотрудничество России и Белоруссии в рамках ЕАЭС. Член Совета федерации от Крыма Сергей Цеков отказался от идеи внесения предложений по объединению Калининградской области и Белоруссии, передает «Коммерсант». Единение Белоруссии и России является попыткой сформировать собственный макрорегион на фоне обострения геополитической конкуренции в мире, утверждает председатель постоянной комиссии по международным делам нижней палаты белорусского парламента Андрей Савиных.
Чем Белоруссия полезна России
- Союзное государство России и Беларуси | Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
- Россия отказалась объединяться с Белоруссией ради Путина
- День единения народов России и Белоруссии – 2023: история
- Регионы – основа союзного строительства
- Новости о Союзном государстве — РТ на русском
- Что обсуждали
27 лет Союзному государству Россия-Беларусь: купленная дружба или выгодный союз?
Я не собираюсь делать никаких предложений. Белоруссия — самостоятельное и независимое государство, — отметил сенатор. Ранее первый заместитель госсекретаря Совбеза Белоруссии Павел Муравейко заявил, что концентрация войск НАТО у границы республики достигла 20-летнего пика. По его словам, речь идет о воинских формированиях из США.
Доктрина учитывает вероятность перехода Запада к насильственным методам, ведущим к провоцированию в Белоруссии «внутреннего вооружённого конфликта», а также целенаправленные попытки западных стран разрушить интеграционные связи в ОДКБ и Союзном государстве. Если вспомнить начало СВО в феврале 2022 года, то тогда также Лукашенко говорил о возможном нападении на Белоруссию «с четырёх мест». Возможно, что сейчас реализуется подобный же план. Есть в другой вариант. На вопрос журналистов, прописан ли механизм применения ядерного оружия в новой военной доктрине, Лукашенко ответил так: «Механизм не прописан. Это наше дело с Путиным.
Более того, не только по тактическому, но и по обычному оружию мы советуемся, как, когда и где применять. Поэтому там, где надо, оно прописано». Размышляя объективно — в страну с ядерным оружием НАТО войска не введёт.
Он отметил, что появился новый термин «понуждение к интеграции». Сегодняшний разговор состоялся по инициативе Путина, главы стран поздравили друг друга с наступающим Новым годом и «в продолжение и развитие вчерашнего разговора» обсудили тему поставок углеводородов, однако к соглашению не пришли: Лукашенко поручил закончить переговоры с российской стороной и наладить поставки из альтернативных источников. По сути, это означает, что Беларусь отказалась от российской нефти. По его словам, остались не согласованы только несколько вопросов. Но, по сути, они ключевые: это энергоносители и налоги. Напомним, поводом для них стали переговоры президентов Беларуси и России 7 и 8 декабря, во время которых главами двух стран обсуждались интеграционные процессы.
В то же время в польских вузах число белорусов увеличилось в разы. Эта ситуация требует разработки конкретных мер как органами госуправления, так и непосредственно вузами. Например, ректор российского Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов предлагает следующее: «России и Беларуси крайне важно выработать общие стандарты и подходы, а также согласовать общие организационно-правовые и финансовые модели системы образования. Если мы этого не сделаем, то какие бы у нас ни были успехи в военном и экономическом сотрудничестве, в итоге мы проиграем в деле построения долгосрочных и стабильных союзных отношений и будем иметь дело с негативными последствиями, потому что наши люди станут слишком разными» [7]. На наш взгляд, определенным стимулом молодежи для поступления в вузы России и Беларуси может стать практика выдачи двойных дипломов, позволяющих последующее трудоустройство в двух государствах. Важно также на законодательном уровне закрепить возможность целевого приема. Прошедший в Москве в ноябре 2021 года российско-белорусский экспертно-медийный форум «Союзное государство: информационное пространство в цифровую эпоху» выявил ряд наших недоработок. Например, генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда с горечью отметил, что сегодня только треть молодежи знает о существовании Союзного государства [8]. Это в России. В Беларуси, на наш взгляд, не больше.
Попросите белорусских студентов назвать интеграционные проекты, в которых участвует Беларусь. Примерно половина опрошенных мною студентов вообще ничего не знает о Союзном государстве как одном из интеграционных проектов Беларуси и России. А ведь это будущая элита наших стран: политические лидеры, государственные чиновники, представители экономики, культуры, науки, образования. В Беларуси сложилась практика каждые 5-6 лет пересматривать систему социально-гуманитарного образования, и происходящие в ней изменения, как видим, — не в лучшую сторону. За разговорами об инновационном развитии гуманитарные дисциплины оказались задвинутыми на задний план в системе образования. И еще. Погоня за Болонским процессом, копирование не лучших западных образцов привели к тому, что образование — возделывание человека и его воспитание — стали называть услугами, точь-в-точь как в сфере ЖКХ. И применяли ее — чуждую нашему менталитету систему — более уродливо, нежели на Западе, объединяя в модули крупные, веками отточенные и сформированные науки и дисциплины, например, экономику и социологию. Вузовские преподаватели окрестили такую практику объединением «ужа и ежа». Обнадеживает то, что в России это уже поняли и намереваются исправлять, о чем неоднократно заявлялось на высоком уровне, в том числе чиновниками министерства науки и образования.
Полезно было бы исправлять не только в России, но и в масштабах единого образовательного пространства Беларуси и России. А путеводителем в этом процессе может стать лучшая в мире советская образовательная система. Кстати, наиболее сильные ее элементы заимствовали многие государства. В целом же важно понимать: объединенная производственная система может действовать эффективно только при условии, когда ее подпитывает живительная сила единства духа и созидания объединившихся. Ее во многом формирует в человеке образовательный процесс. Стоит также отметить, что к процессу интеграции слабо подключен потенциал общественных организаций и объединений, во всяком случае со стороны Беларуси. В этом плане выделяется своим звучанием научная конференция «Безопасность и экономический суверенитет Союзного государства Беларуси и России: общие приоритеты», которая прошла на площадке Общественной палаты России 15 февраля 2022 года. В ней участвовали представители парламентов и экспертного сообщества Беларуси и России. Участники конференции единодушно сошлись во мнении, что общественные структуры Беларуси и России должны более широко вовлекаться в реализацию интеграционных проектов. Глубинная суть такого посыла состоит в том, что гражданское общество в любой стране является фундаментом определенной прочности и устойчивости политической системы как во внутренней политике, так и внешней.
Подключение общественных формирований способно не только ускорить создание в Союзном государстве единой безбарьерной экономики, синхронизировать налоговую и таможенную системы, но и дать более четкое понимание народам наших стран, зачем мы включились в интеграцию и как протекает этот процесс. Причем сегодня, в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и Беларусь коллективного Запада, такая возможность общественных формирований особенно актуальна и ценна. В процессе интеграции такие объединения могут сыграть исключительно важную роль, естественно, при поддержке политической власти. Они способны вместе с государственными органами участвовать в разработке единых образовательных программ в вузах, научных программ Союзного государства, разрабатывать содержание идеологической, воспитательной работы и др. Союзное государство Беларуси и России на данном этапе его развития представляет своеобразный тип территориально-государственного устройства, который в определенной мере проходил в своем становлении Европейский союз. В Союзном государстве и Россия, и Беларусь все больше выступают как бы в качестве регионов одного государства, но полностью юридически самостоятельных. Поэтому с точки зрения территориально-государственного устройства его нельзя отнести ни к одной из известных классических форм: ни к конфедерации, ни к федерации, ни к унитарному государству. Это не конфедерация, так как здесь координируются не только внешнеполитические действия, что характерно для конфедерации, но и внутриэкономические. Это не федерация, ибо отсутствует главный признак — наличие общей, единой Конституции. Это не унитарное государство, потому что Союзное государство состоит из государственных образований, каждое из которых имеет юридическую самостоятельность и собственную валюту в унитарном государстве составляющие структурные образования не имеют юридической самостоятельности.
В Союзном государстве нет единого центра управления и единой денежной единицы. Нет и конституционно закрепленной надгосударственной политической и экономической власти. В мировом сообществе государств оно выделяется сильными президентами с большими полномочиями в обеих интегрирующихся странах. Если рассматривать Союзное государство не с точки зрения формы, а содержания, что намного важнее, то это интеграционное образование с реально формирующейся безбарьерной экономикой. Этот феномен в своем развитии будет постоянно вызывать к себе пристальное внимание политологов, экономистов, философов, юристов, историков и политиков-практиков. Программы углубленной интеграции Беларуси и России основываются на положениях Договора о создании Союзного государства от 1999 года.