Однако эта история никак не могла лечь в основу пьесы, поскольку «Грозу» Островский написал раньше произошедших событий. Его знаковое произведение «Гроза» написано в 1859 году. одно из самых душераздирающих у ского. В Костроме «Грозу» издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина.
Александр Островский. «Гроза»
Гремят раскаты молодые... Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Строфа по-своему блистательна, но от первой-то осталась лишь первая и последняя строка. Исчезло восторженно полудетское "как весело... На их место пришла рядовая для поэта-романтика строка: "Как бы резвяся и играя... Если бы Федор Иванович и собиравший его книгу в 1854 году Иван Сергеевич Тургенев знали, как в ХХI веке мы устанем от этого вербального вируса так называют филологи злополучное "как бы" , они бы не стали усердствовать в правке первой строфы. Но ведь никогда не знаешь, чего ждать от потомков.
Атмосфера в семье её мужа была такой же, как в доме Кабанихи. Не выдержав гнёта супруга и свекрови, девушка бросилась в Волгу и утонула. Литературоведы утверждают, что характеры Тихона и Кабанихи списаны с супруга и свекрови Александры, а прототипом Бориса послужил почтовый служащий, в которого влюбилась несчастная девушка. Цензура отнеслась к работе Островского благосклонно.
Вскоре спектакль по пьесе поставили сначала в Москве, в Малом академическом театре, а затем в Петербурге — в Александринском драматическом. Тема и идея Основная тема произведения — конфликт патриархального общества и прогрессивной молодёжи. Старшее поколение олицетворяет Кабаниха, а символом прогрессивной эпохи стала Катерина. Конфликт раскрывается через противостояние свекрови и невестки.
Явления, с которыми не могла смириться молодая женщина: лицемерие; следование устаревшим устоям; раболепство. Когда было написано произведение, общество находилось на грани перелома. Должно было произойти нечто масштабное, чтобы застойная атмосфера потерпела крах, а жители полусонного города наконец-то оглянулись и увидели всё, в чём они погрязли: фальшь, предрассудки, суеверия. После знакомства с драмой у читателей и зрителей появляется надежда: теперь жители Калинова станут иначе относиться к самодурству.
Катерина в «Грозе» представлена жертвой. Основная мысль заключается в следующем: свои душевные порывы, духовность и стремление к прекрасному нужно отстаивать, иначе ханжи безжалостно их растопчут. Совершив самоубийство, Катерина открыла окружающим глаза на происходящее, однако она не смогла отстоять свои интересы. Композиция и жанр Проводя подробный анализ «Грозы», стоит уделить внимание композиции.
В драме пять действий.
Ой ли? Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Уж будто он тебя и не ругает? Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет.
Ах ты, Господи. Да смеем ли мы, маменька, подумать! Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится.
И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем. Нешто, маменька, кто говорит про вас? Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу.
Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься.
Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут. Да отсохни язык… Кабанова. Полно, полно, не божись!
Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. В чем же вы, маменька, это видите? Да во всем, мой друг!
Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай!
Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. Нашла место наставления читать.
Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас. Напраслину-то терпеть кому ж приятно! Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит.
Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете.
Да мы об вас, маменька, денно и нощно Бога молим, чтобы вам, маменька, Бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху. Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе: у тебя жена молодая.
Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю. Я обеих люблю. Ну да, так и есть, размазывай!
Уж я вижу, что я вам помеха. Думайте как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?
Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? Да зачем же ей бояться?
С меня и того довольно, что она меня любит. Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно.
Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку.
Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! Так, по-твоему, нужно все лаской с женой?
Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить? Да я, маменька… Кабанова горячо. Хоть любовника заводи! И это, может быть, по-твоему, ничего?
Ну, говори! Да, ей-богу, маменька… Кабанова совершенно хладнокровно. Что с дураком и говорить!
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году, а в 1860 — впервые опубликована. Островский Александр Николаевич Гроза. Иллюстрация С. В. Герасимова к пьесе А. Н. Островского «Гроза». С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя.
Федор Тютчев - Весенняя гроза
Александр Островский - Гроза | По мнению Дикого, гроза послана людям в наказание, и стальными шестами от неё не защитишься. |
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза" | Именно в этом варианте "Весенняя гроза", написанная 25-летним Тютчевым, была знакома А.С. Пушкину. |
Гроза врагов русского народа | Я когда в 9 классе в сочинении по «Грозе» написал примерно тоже самое, что и вы, мне поствили двойку и сказали, что я невнимательно читал. |
«Люблю грозу в начале мая…» Федор Тютчев. 5 декабря - Год Литературы | Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. |
Какова история создания пьесы «Гроза» Островского?
Потом вымаливает прощения у Тихона и его матери за свои прегрешения. Но при этом, спустя время, ее нимало не заботит, какое наказание ее может ожидать за еще более страшный грех — грех самоубийства. Где же тут логика и здравый смысл? Надежда в сердце русского, православного человека чаще всего связана с верой. А в героине нет веры — есть только суеверие. В сущности, мечтания Катерины, в которых "храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса", немногим отличаются от наивно-бытовых представлений странницы Феклуши, в которых одно из высочайших достижений человеческого разума — паровоз — предстаёт в виде запряжённого огненного змия, намекающего на грядущий апокалипсис. Тоже ведь фантазия, и тоже весьма далёкая от церковных канонов. Добролюбов, размышляя о поступке Катерины, приводит библейскую аналогию: "Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины". Но в героине нет практически ничего христианского. Она, по сути своей, язычница, в которой чувственность побеждает все строгие церковные каноны. Она живёт инстинктами, следует голосу чувства, а не разума.
Кадр из советского фильма "Гроза" 1977 года. Ее душа нуждается в любви. Любовь — ее единственный бог, за отсутствием которого и жить не стоит. Не брось Катерину Борис — возможно, и продолжала бы героиня жить дальше, и лгать, возможно, научилась бы, и приспосабливаться. Есть отдушина и место, где естественные порывы могут в полной мере проявиться. А, стало быть, с остальным можно и смириться. Если в каждом жесте отчаяния брошенной женщины видеть протест, то, значит, у нас — толпы протестующих. А если вспомнить последний предсмертный монолог Катерины, то можно, подобно опытному психологу, сделать вывод, что героиня находилась в состоянии эмоционального аффекта. Её речь бессвязна — мысли путаются, сбиваются с одной на другую, по сути, это поток ничем не контролируемых эмоций, речь человека, находящегося на грани безумия: "Куда теперь? Домой идти?
Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты. Подпишитесь на наш телеграмм-канал Отзыв Мне очень понравилось данное стихотворение Тютчева. Лирическому герою очень нравится весенняя гроза, ведь с ее приходом все очищается и возрождается после зимы. Очищается также и душа лирического героя. Природа поистине целительна и прекрасна. Мы тоже должны любить и восхищаться природой, как это делает лирический герой. Читайте по теме: Полный список для читательского дневника в т.
Драматургом создано почти полсотни пьес, в которых русский национальный характер раскрылся во всей полноте. Катерина, главная героиня, с детства жила в окружении любви и ласки своей матери, но после того, как она стала женой Кабанова, её жизнь изменилась, стала подневольной.
Затем она влюбляется в Бориса Григорьевича — племянника Дикого ещё одного самодура, жадного и жестокого. Борис тоже тайно влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки устраивают тайные встречи. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязливой натуре, признаётся мужу в измене, при его матери, после чего жизнь девушки становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу.
Он только мечется и кричит: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой!
Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Эх, кабы сила! Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона. Не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Ее принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она приспособилась к местным законам, научилась лгать и хитрить. Внешне живет по Домострою, подчиняется матушке, вечерами гуляет с Кудряшом, а потом и вовсе сбегает с ним.
Варвара утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. Нравственные законы ее не слишком волнуют, она, без зазрения совести, подговаривает Катерину на свидания с Борисом. Ее имя в переводе означает «грубая», «иноземка». Дикой Савел Прокофьич — богатый купец, значительное лицо города. Типичный самодур, чувствует власть над людьми и полную безнаказанность. Сердитый, грубый, вздорный, постоянно бранится. Невежественен, скуп, жаден, недоплачивает своим мужикам.
Тиранит собственную семью. Но «нападает» Дикой только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор Однако осознает, что поступает неправильно. Он делится с Кабанихой, которая единственная может его разговорить: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю». Однажды Дикой даже просил, кланяясь в ноги, прощения у мужика, которого обидел в Великий пост. Но такие моменты раскаянья наступают у купца редко. Символика имени: Диковать — дурить, буянить, блажить, возмущаться, сердиться.
Отчество Прокофьевич - от Прокофий — «успевающий». Очень сильный и властный человек. Ее отличает семейный деспотизм в сочетании с внешним благочестием. Она ходит к церковным службам, молится, принимает в доме странниц, но в то же время ей не ведомы прощение и милосердие. Она заботится о сохранении старинных, домостроевских обычаев в своей семье. По мнению Кабанихи, правильный семейный уклад держится на страхе младших перед старшими. Но Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю».
В конце пьесы К. Символика имени: Марфа — владычица, госпожа. Кабан — 1 дикая свинья 2 глыба льда Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, мечтает создать вечный двигатель перпетуум-мобиле. Никак не может убедить купцов, что городу нужно громоотвод и солнечные часы — его идеи и бескорыстные помыслы не находят поддержки. Он добрый, честный, отличается поэтической и мечтательной натурой восхищается природой, чувствует ее. Однако Кулигин не борется с «жестокими нравами» города, о которых сам же и говорит. Он терпит все насмешки и грубости.
Символика имени: Кулигина связывают с механиком, инженером и изобретателем 18 века Кулибиным. Кудряш Ваня — конторщик Дикого. Веселый, бойкий, может постоять за себя. Грубиян, умеет дать отпор Дикому. Пытается отговорить Бориса от свиданий с замужней женщиной. Не оставляет свою возлюбленную Варвару, сбегает вместе с ней. Тихон Кабанов — кроткий и послушный сын, безвольный, терпит унижения матери, не может защитить от ее нападок свою жену Катерину.
Спасение от деспотического произвола матери ищет в пьянстве. По натуре Тихон — человек добрый, склонный к состраданию. Его образ по-своему указывает на конец патриархального уклада: Тихон уже не считает нужным в быту придерживаться старинных порядков. Но, в силу своего характера, он не может поступать, как считает нужным, и идти против матери. Его выбор — это житейские компромиссы: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай! Именно из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису, он не может облегчить участь Катерине и после ее публичного покаяния. Хотя сам он отнесся к измене жены мягко, не злясь на нее: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!
А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть».
Александр Островский: Гроза
Тютчев «Весенняя гроза» образец заполнения читательского дневника. Произведение Тютчев написал в возрасте 25 лет (1828 год), когда пребывал с дипломатической миссией в Германии. Однако эта история никак не могла лечь в основу пьесы, поскольку «Грозу» Островский написал раньше произошедших событий. Весенняя гроза. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Александр Николаевич Островский Гроза listen online
Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. Из рассказа Зощенко "Гроза" мы узнаем о том, что чудесным теплым днем трое детей собирают цветы. На этой странице читайти стихи «Весенняя гроза» русского поэта Федора Тютчева, написанные в 1828 году. Полный анализ и пересказ пьесы Островского "Гроза" Главные герои: Катерина, Кабаниха, Тихон, Борис, Кулигин, Дикой. Однако эта история никак не могла лечь в основу пьесы, поскольку «Грозу» Островский написал раньше произошедших событий.
Александр Островский - Гроза
Гроза врагов русского народа | Именно в этом варианте "Весенняя гроза", написанная 25-летним Тютчевым, была знакома А.С. Пушкину. |
Оглавление: | пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. |
Гроза - Художественная литература | Весенняя гроза. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. |