Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской. 25 февраля православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы.-4.
25 ФЕВРАЛЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Празднование чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви совершается трижды: 25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 26 октября. 25 / 12 февраля – принесение списка Иверской иконы Божией Матери в Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский монастырь Новгородской митрополии. Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. 25 февраля у православных верующих – один из дней особого почитания Иверской иконы Божьей Матери.
25 февраля - день Иверской иконы Божией матери, Алексеев день
По преданию, ее написал святой апостол и евангелист Лука. Согласно церковному преданию, икона находилась у одной благочестивой вдовы. Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить. Воин копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь. Чтобы сохранить святыню, вдова посулила императорским воинам деньги за то, что они до утра не тронут икону.
По имени монастыря эта икона Богородицы названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами — «Вратарницей», или «Портаитиссою». По заказу царя Алексея Михайловича 1645-1676 афонский монах Ямвлих Романов исполнил точную копию Иверской иконы, и 13 октября 1648 года она была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём и Патриархом Иосифом. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и приезжие, чтобы помолиться и получить благословение Матери Божией на свои труды. Список с этой иконы возили ночью по домам благочестивых москвичей в специальной карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, и затем и снесли. Чудотворная икона исчезла, и сведения о её дальнейшей судьбе противоречивы.
Поделиться 25 февраля Православная Церковь чтит одну из главных своих святынь — Иверскую икону Божией Матери. История чудотворного образа началась в IX веке, когда он хранился у одной благочестивой вдовы, жившей недалеко от города Никея в Малой Азии. Однажды во время иконоборчества при византийском императоре Феофиле 829-842 в дом к женщине ворвались солдаты. Один из них ударил в образ копьем, и из пораженного места истекла кровь.
Христос же одной рукой благославляет, а во второй держит свиток, символизирующий Евангелие. Расположение фигур такое, что Матерь Божья как бы создает защитное пространство для Богомладенца. Тем самым проиллюстрированы представления о Ней как о «вместилище Невместимого Бога». Часто на списках Иверской прямо на лице Пречистой можно увидеть рану.
День Иверской иконы Божией Матери-2022: Как правильно встретить праздник?
Затем образ перенесли в соборный храм, но почему-то утром икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Божия Матерь вновь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей». Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная Иверская икона пребывает и поныне.
Согласно афонскому преданию, образ Богородицы покинет Святую гору, незадолго до Второго пришествия. В истории Иверской обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления больных, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи.
Внезапно поднялась страшная буря, и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен. Сделать список с чудотворного образа было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия Иверского монастыря — 365 монахов — сотворили великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами.
Икону Божией Матери облили святой водой и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. Смешав святую воду и частицы мощей с красками, иконописец создал икону. Благополучно доставить в Россию точный список помогла сама Богородица — по преданию, у афонских иноков, которые везли икону в Москву, не хватило денег на переправу через Дунай, и тут Матерь Божия явилась богатому греку Мануилу Константиеву и велела заплатить перевозчикам-мусульманам за монахов. Торжественная процессия во главе с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом 26 октября по новому стилю 1648 года вышла навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города.
В память принесения Иверской иконы в Москву в этот день было установлено ежегодное празднование. На протяжении трех с половиной столетий с 1654-го список Иверской иконы пребывал в Новодевичьем монастыре, а после его закрытия —хранился в фондах Государственного Исторического музея.
Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами. Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше. Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок". Свой окончательный и современный вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом.
Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек. Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных. Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.
Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.
Часто на списках Иверской прямо на лице Пречистой можно увидеть рану. По преданию ее нанес воин-иконоборец.
На афонском оригинале на самом деле видны изменения красочного слоя, напоминающие запекшуюся кровь. Именно по каплям крови на изображении легко отличить Иверскую от других икон Богородицы.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели по другим сведениям, 27 апреля. В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.
В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира.
Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Мироточивая Иверская икона Божьей Матери, Монреаль Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад.
Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.
25 февраля – праздник Иверской иконы Божией Матери
День Иверской иконы Пресвятой Богородицы 25 февраля: обычаи и приметы праздника. 25 февраля, в день празднования Иверской иконы Божией Матери и памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, Божественную литургию в храме святых праведных Марфы и Марии совершил клирик Обители протоиерей Александр Дубинин. 25 февраля, в день празднования Иверской иконы Божией Матери и в Неделю о мытаре и фарисее, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия возглавил Божественную литургию в Успенском храме Выксунского Иверского женского монастыря. 25 февраля, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Смоленском соборе. 26 октября, мой день рождения, поэтому я здесь». В канун праздника Иверской иконе Божией Матери митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф совершил в Свято-Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ Всенощное бдение с акафистом Богоматери перед Иверской Ее иконой.
Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа
К сожалению, после реквизиции 1918 года святыня был утеряна, а сам монастырь разорен. В 2001 году, посещая Валдай, Путин принял решение восстановить Валдайский Иверский монастырь из средств резервного президентского фонда и передал обители список Иверской, датированный 1854 годом. Сейчас красивейший монастырь восстановлен. Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями Что касается знаменитой московской Иверской, с которой я и начала свой рассказ, то это уже русский список с привезенной афонской копии. К сожалению, имя иконописца и дата письма неизвестны. Ясно только, что с 1699 года эта Иверская освящала вход на Красную площадь и дальше - в Кремль. Сегодня эти ворота называются Воскресенскими, а раньше их звали Триумфальными: ведь именно через них русские цари торжественно въезжали на Красную площадь. Петр I, москвич по происхождению, из-за непочтения к Иверской однажды навлек на себя недовольство горожан.
Эксцесс произошел в 1699-м: вернувшись из своего первого путешествия в Европу, семнадцатилетний Петр не поехал к Иверской, как это делали до него цари, а скорей поскакал в Лефортово - к Анне Монс. Неизвестно, то ли общественное мнение сыграло свою роль, то ли нашлись внутренние, духовные причины, но уже в 1721 году, после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, Петр I Иверскую икону уже не игнорировал. Царь-победитель с триумфом въехал в Кремль через Воскресенские ворота, освящаемые Иверской, празднуя то, что одолел шведов - своих учителей. Народ, духовенство, военные встречали победителей прямо у Иверской часовни: произносились речи о славе русского оружия, юноши в белых одеждах пели кантаты.
В крестных ходах была задействована чудотворная Иверская икона Божьей Матери, принесенная в XVII веке в Иверский монастырь святейшим патриархом Никоном и представляющая собой точный список с афонского первообраза. В 1719 году с ризы был похищен венец, осыпанный драгоценными камнями. В 1861 году никоновская риза Иверской иконы была заменена новою золотою чеканкою ризою весом 25 фунтов 30 золотников 11,3 килограмма , под которою находился серебряный оклад.
Риза изготовлена золотых и серебряных дел мастером из С. Верховцевым и стоила 15 600 рублей. Риза была украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами, алмазом, жемчугом. Кругом всей ризы вычеканены сверху Архангелы и по бокам 12 Апостолов. В художественном отношении отделка представляла верх совершенства. На затворах ризы повторена старая вкладная надпись, сделанная по заказу патриарха Никона 1 марта 1656 года, а также вырезан текст надписи, составленной в XIX веке. В 1866 году стараниями архимандрита Лаврентия в С.
Новая риза была специально сделана для использования в крестных ходах. Давыдовщина, на нее было совершено разбойное нападение.
И все так думают. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела. Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную. Однако все возвращается на круги своя. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.
В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист. На следующий день, 26 октября 13-го по старому стилю , крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства. Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.
Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха.
Внешне он схож со Смоленской, Тихвинской, Казанской и другими иконами, которые, по преданию, берут свое начало от сделанного евангелистом Лукой изображения Пречистой с Младенцем.
Этот тип иконографии называется Одигидрия, что с греческого языка переводится как "Путеводительница". Иверская, как и другие почитаемые иконы Богоматери, имеет свои историю и особенности. История Иверской иконы Божией Матери История иконы Иверская икона Божией Матери — одна из самых любимых в народе, но при этом одна из самых труднодоступных. Ее списки разошлись по всему миру, но сама древняя икона, чудесным образом оказавшись в афонской обители тысячу лет назад, никогда больше не покидала монашеский полуостров.
Согласно преданию, в IX веке икона находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никея. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь, которая до сих пор видна на иконе — щеке Пресвятой Девы. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.
Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком для сохранения святой иконы опустила ее в море. Они пришли к берегу и нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю святыни преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители.
Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу свою волю: она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется еще Портаитиссой, то есть Вратарницей. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот. Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать. Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным.
Иверская икона Божией Матери: история и чудеса православной святыни
«Иверская икона Божьей матери почти сразу стала чудотворной, – рассказал у иконописец Владимир Кобзарь. В знак своего душевного расположения однажды Святейший привез в Угрешскую обитель Иверскую икону Божией Матери, которая сегодня находится в Успенском храме. Вечером 24 февраля, накануне престольного праздника храма Иверской иконы Божией Матери города Орла, здесь состоялось всенощное бдение. 25 февраля 2024 года, в Престольный Праздник чудотворного образа Иверской иконы Божией Матери, настоятель храма священник Игорь Краев совершил Божественную Литургию. 25 февраля, в день празднования Иверской иконы Божией Матери и памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, Божественную литургию в храме святых праведных Марфы и Марии совершил клирик Обители протоиерей Александр Дубинин.
25 февраля - день Иверской иконы Божией матери, Алексеев день
Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц перед иконой, горько раскаиваясь в своем поступке. Впоследствии он оставил иконоборческую ересь и окончил жизнь монахом. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.
После их ухода женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком долго молилась перед святым образом, прося Владычицу о заступничестве и милости. Для сохранения святой иконы вдова опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.
Один, проходя мимо иконы, ударил копьем в ланиту, из которой сразу потекла алая кровь. Воины удивились, а ударивший вскоре оставил иконоборчество и окончил жизнь монахом на горе Афон. Утром вдова отдала икону морю, молясь, чтобы Бог избавил ее от потопления.
Сохраняя вертикальное положение, образ поплыл на запад. Уже по прошествии почти двух веков монахи Афона увидели в море огненный столп, в основании которого стояла икона Богоматери. Это была та икона, которая вдовой была спасена от иконоборцев.
Из двадцати монастырей Афона один принадлежит Грузии Иверии и называется Иверским. Насельники его и увидели это чудо. Монахи, с радостью приняв икону, воздвигли часовню, а потом поместили ее в соборной церкви, поставив в алтаре.
На другой день она оказалась не в алтаре, а над вратами монастыря. Отсюда ее опять определили в алтарь, но она вновь оказалась над вратами.
Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее. По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам. Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь после революции икона бесследно исчезла.
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами. В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.
Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин.
Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей». Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.
Иверскую икону Пресвятой Богородицы чтут православные 25 февраля
Согласно афонскому преданию, образ Богородицы покинет Святую гору, незадолго до Второго пришествия. В истории Иверской обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления больных, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря, и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.
Как Иверская икона появилась на Руси и в каком она храме Праздничное богослужение в Иверской часовне на Красной площади. Сделать список с чудотворного образа было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия Иверского монастыря — 365 монахов — сотворили великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Икону Божией Матери облили святой водой и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. Смешав святую воду и частицы мощей с красками, иконописец создал икону.
Благополучно доставить в Россию точный список помогла сама Богородица — по преданию, у афонских иноков, которые везли икону в Москву, не хватило денег на переправу через Дунай, и тут Матерь Божия явилась богатому греку Мануилу Константиеву и велела заплатить перевозчикам-мусульманам за монахов. Торжественная процессия во главе с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом 26 октября по новому стилю 1648 года вышла навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города. В память принесения Иверской иконы в Москву в этот день было установлено ежегодное празднование. На протяжении трех с половиной столетий с 1654-го список Иверской иконы пребывал в Новодевичьем монастыре, а после его закрытия —хранился в фондах Государственного Исторического музея. Иверская икона Богородицы была возвращена в монастырь лишь 6 мая 2012-го.
Затем святыню перенесли в Успенский собор, где он пребывает по сей день. В 1656-м с Афона доставили второй список Иверской иконы — для Валдайского Иверского монастыря. Третий список Иверской иконы Божией Матери сделали уже в Москве с первого афонского образа. Его поместили в Иверской часовне в 1669-м в Москве у Воскресенских ворот Китай-города.
Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы. Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.
Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан. По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование: «Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую Вратарную и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая». Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими.
Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.
Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. Из дверцы глядит голова монаха.
Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин память 12 июля , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею. Иверская икона Божией Матери…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты...
Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй! Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню. В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей». Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу.
Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону. С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре. На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое. И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону.
Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!
Из двадцати монастырей Афона один принадлежит Грузии Иверии и называется Иверским.
Насельники его и увидели это чудо. Монахи, с радостью приняв икону, воздвигли часовню, а потом поместили ее в соборной церкви, поставив в алтаре. На другой день она оказалась не в алтаре, а над вратами монастыря. Отсюда ее опять определили в алтарь, но она вновь оказалась над вратами.
И так три раза. Потом одному монаху было явление Богоматери, Которая сказала, что не желает быть охраняемой монахами, а хочет Сама быть охранительницей людей. С большим благоговением иноки создали вратарную церковь, в которой поставили икону, находящуюся там по сей день. И она действительно оказалась Хранительницей.
Когда персидское войско приплыло к берегу Афона на 15-ти военных кораблях и окружило Иверскую обитель, то внезапно разразилась буря, и корабли персов погибли в волнах моря. Вождь Амир остался жив, раскаялся, пожертвовал много золота на монастырь.
День Иверской иконы Божией Матери-2022: Как правильно встретить праздник?
день памяти Иверской иконы Божией Матери. В Вятской Епархии старинный чтимый список Иверской иконы Божией Матери пребывает в Свято-Серафимовском храме, в нем находятся частицы мощей апостола Фомы, святителя Иоанна Златоуста, Григория Богослова, мученика Меркурия. 7 ФЕВРАЛЯ ПРАЗДНИК в ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "УТОЛИ МОЯ П.