Новости восстановление ленинграда после войны

А после войны им вместе с преподавателями пришлось восстанавливать стены родного вуза.

Презентация на тему "Восстановление Ленинграда"

Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Конспект урока: «Проекты восстановления пригородов Ленинграда после Великой Отечественной войны (1944-2003 годы)». Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда». Зоосад в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (1941-1945). Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны.

Вы точно человек?

Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление.

Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.

  • Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны
  • Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.: sandra_rimskaya — LiveJournal
  • Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
  • Восстановление Ленинграда после вражеской осады
  • Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

К мирной жизни

  • Восстановление Ленинграда после вражеской осады
  • Банда «Черной кошки»
  • Восстановление города
  • Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда
  • Справка, что ты ленинградец
  • Материалы рубрики

Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

Еще один аргумент в эту пользу: «В Ленинграде, за исключением 500 домов, оснащенных центральным отоплением, все остальные жилые дома имеют печное отопление и устаревшие, имеющие низкий коэффициент полезного действия, печи. Такое положение вызывает ежегодный весьма большой пережог топлива…» Что касается облика города, то было предложено в целях скорейшего его приведения в благоустроенное состояние, в первую очередь, производить капитальное восстановление зданий на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда, запретив первоочередное восстановление тяжело поврежденных домов. Кроме этого, не восстанавливать дворовые корпуса, разрушенные полностью и не восстанавливать здания, сохранившиеся более чем на 30 процентов, если они требуют капитальных восстановительных работ и, если они располагаются на трассах новых магистралей, предусмотренных генеральным планом развития города. Для просмотра полного размера — кликните по картинке Рассуждая о возможностях строительства домов с отдельными квартирами, архитекторы обращаются к иностранному опыту. Именно стремление сохранить важнейшее преимущество индивидуальных квартир — их обособленность и одновременно не повышать стоимости строительства привело американцев к строительству однокомнатных квартир с очень малыми кухнями, часто освещаемыми вторым светом или кухнями — нишами».

В Ленинграде среди жителей проводили опрос на эту тему. И люди высказались в пользу отдельного жилья с маленькими кухнями со вторым светом, нежели в пользу коммунальных квартир. Население готово поступиться рядом удобств, имеющихся в больших коммунальных квартирах. Так, например, устраивают кухню, а иногда и столовую со вторым светом, уменьшают передние до 1,5-2 кв.

Тогда же архитекторы начинают планировать кухни на площади в 3-4 кв. Также решался вопрос перепланировок в старых домах. Там, где перегородки сохранились, считали нецелесообразным тратить время и силы на изменение площадей комнат. Там, где перегородки разрушены, предлагалось более рационально распланировать жилые помещения.

О чем свидетельствует справка на имя Секретаря тов. В ней говорится о том, что за 3 квартал 1944 года в торговую сеть поступило 251 тысяча пар детской обуви. Не получено ни одной пары мальчиковой обуви 31-34 размеров. О безопасности 14 июля 1944 года было выпущено решение Ленгорсовета депутатов трудящихся «Об усилении охраны домов».

Обеспокоенность депутатов вызвало резкое увеличение краж и хищений имущества граждан. В целях усиления охраны домов было решено восстановить круглосуточное дежурство в домах. Привлекать группы самозащиты, а при недостаточности их — домовых работников дворников, сторожей. Про метро Документы 1944 года показывают и то, что ревностное отношение к Москве у Ленинграда было всегда.

Напомним, что нынешняя компания «Метрострой» существовала уже тогда, она была основана еще в 1941 году. Из этого документа видно, что пока город был в блокаде, архитекторы занимались проектированием. В 1944 году, пока строительство еще не возобновлено, архитекторы предлагают провести экспериментальные работы по изготовлению отделочных материалов станций. В частности, предлагают производить конструктивные элементы тоннеля из кембрийских глин, взамен чугунных тюбингов.

А также применять не такие материалы для отделки, как в столице: «Отделка станций ленинградского метро должна быть отличной от станций московского метро. Наши станции могут быть не менее эффектными по своему облику и более дешевыми, если мы сможем своевременно в заводских условиях разработать и освоить такие рожденные в Ленинграде материалы как декоративный фарфор и художественное стекло. Художественное стекло дает необычайно интересные возможности, так как позволит имитировать драгоценные отделочные материалы, исключит потребность применяемых в Москве — мрамора, яшмы и т. Для просмотра полного размера — кликните по картинке Об увековечении памяти на Пулковских высотах О проведении мероприятий по установке на братской могиле на Пулково монумента-памятника — свидетеля несокрушимой мощи русской гвардии и трудящихся гор.

Ленина просит 10 июля 1944 года в своем обращении к председателю Ленинградского городского совета депутатов трудящихся тов. Он сообщает, что в феврале 1944 года в результате боев до 1000 бойцов и офицеров гвардейцев, отдавших свою жизнь за Родину, были захоронены в братских могилах на вершине Пулковской высоты. При захоронении, силами корпуса на могиле был установлен временный памятник из дерева, который «в настоящее время пришел в ветхость и разрушается». Про рабочих После запуска процесса восстановления города, как водится, пошли проверки.

Одна из них касалась выполнения постановления бюро Горкома от 22 декабря 1943 года «О подготовке квалифицированной рабочей силы на промышленных предприятиях г. Выводы, отраженные в документе от 18 января 1945 года, не лестные. Предприятия предоставлены самим себе.

Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый. Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов.

При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э. При этом с весны 1944 года в Ленинграде начали продавать алкоголь в коммерческой торговле, говорит Дмитрий Асташкин. Пусть и в небольших количествах — отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или одной бутылки. Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий.

Второй — размещение людей. Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин. Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки.

Да и возникал вопрос: надо ли вообще строить метро в Ленинграде, ведь в нем после освобождения от блокады остались лишь 546 тысяч жителей? Требовалось очистить строительные площадки, разобрать завалы, заняться расконсервацией пройденных до войны стволов, откачкой воды из затопленных шахт, строительством наземных сооружений. К 1947 году шахты удалось осушить, почти все они были использованы повторно. Возобновилась работа по проходке тоннелей. В том же году началась разработка архитектурной части станций первой очереди. Довоенный проект был кардинально пересмотрен, теперь намечалось восемь станций — от «Площади Восстания» до «Автово». Строительство финансировалось лишь из городского бюджета, поэтому средств не хватало.

Власти Ленинграда призвали заводы и фабрики города оказать шефскую помощь, и те выделяли «Метрострою» из своих запасов транспорт, механизмы, материалы. В первую очередь откликнулись крупнейшие предприятия Кировского района — торговый порт, Кировский и судостроительный заводы. Председатель Ленгорисполкома Петр Лазутин, расстрелянный позднее по «Ленинградскому делу», в своем выступлении на пленуме обкома сетовал, что город долгое время пытался решить вопрос выделения средств через заместителя председателя Совета министров СССР Николая Вознесенского.

Тимков Н. Салют в Ленинграде 27 января 1943 Рубанчик Я. Без названия.

Будет отопление.

Восстановление и преображение: Ленинград после войны

Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом. И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца. Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г. Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище.

Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г. Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания.

На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку.

Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г.

К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания. Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры.

Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов.

Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным.

После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида.

Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг.

При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов.

На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг.

Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты.

Так, в городе действовала банда братьев Глаз. Это было настоящее организованное преступное сообщество. Банду возглавляли братья Исаак и Илья Глаз, она насчитывала 28 человек и имела на вооружении два автомата «Шмайсер», шесть пистолетов ТТ, восемнадцать гранат, а также легковую автомашину, на которой бандиты проводили разведку мест будущих преступлений и путей обхода, и грузовик... За короткое время, с осени 1945-го по март 1946 года, банда совершила 18 ограблений, применяя именно тактику ночных налетов. В зону действия этой преступной группировки входили Невский, Калининский, Московский и Кировский районы города. О размахе деятельности банды можно судить по тому факту, что система сбыта награбленного охватывала рынки Харькова и Ростова! Банда братьев Глаз имела целый арсенал. На вооружении у них было два автомата «Шмайсер», шесть пистолетов ТТ, восемнадцать гранат и другое оружие Фото: Commons. Сотрудники угро устроили засады в местах вероятного совершения очередных ограблений. В результате при нападении на магазин на Волковском проспекте преступников блокировали и задержали. Операция была проведена так, что ни единого выстрела не прозвучало. В 28 квартирах у родных и знакомых преступников было изъято 150 рулонов шерстяных тканей, 28 рулонов сукна, 46 рулонов шелковой ткани, 732 головных платка и 85 тысяч рублей! Отличительная черта деятельности этой банды состояла в том, что ее главарям удалось установить тесные отношения с некоторыми влиятельными работниками государственного аппарата Ленинграда и области. Для их подкупа бандиты выделили даже специальный фонд в размере 60 тысяч рублей. Несмотря на серьезные усилия, на реформирование ленинградского Уголовного розыска, преступность отступала медленно. Иначе и быть не могло, ибо ее основные причины — послевоенная разруха, тяжелое экономическое положение населения — менялись медленно. Однако, в период с 1946 по 1950 годы Ленинградским городским судом было рассмотрено 37 дел по обвинению в бандитизме, по которым осуждено 147 человек. Воспоминания Тамары Адамовна Лукк. В 1945 - 13 лет. В 1953 год смерти Сталина - 20 лет. В 1964 год смещения Хрущева - 32 года. Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о послевоенных годах, как складывалась судьба, как начали трудовую деятельность? Ответ: До четвертого класса училась в Горках. Экзамены за 4-й класс сдавала в Ославье. Закончила семь классов Тресковицкой средней школы. Зимой в Тресковицах жили неделями сперва по частным домам, потом в общежитии при школе , а с весны до раннего снега пешком по лесной дороге, 5-6 человек. В 1949 году окончила семь классов, исполнилось 16 лет. Поехала в Ленинград поступать в инструментально-музыкальный техникум математика шла хорошо , не удалось, заболела мама. Но поступать куда-то было надо В Выборге годичная школа "счетовод-бухгалтер" по двойной системе, союзного значения. В Выборге нас посылали на практику в деревни. Разгуливать в темноте мы остерегались, потому, что часто приходили финны в свои бывшие дома и уходили со словами - мы еще вернемся. К тому времени их всех выселили и население было вологодским, в основном. В 50-ом году вступила там в комсомол. Когда вернулась никому не сказала и на учет не встала. Но в дальнейшем с мужем обсуждали и вступление детей в комсомол и в партию и одобряли, считая, что это придает ответственности человеку. Ни я, ни муж в партии не были, но по работе мне предлагали вступить не раз. Партийными у нас все пастухи были. Начала работать в своем колхозе счетоводом и работала пока не вышла замуж. Колхоз был очень скромный. Оплата производилась трудоднями, потому в колхозе велся громадный учет. Например, скосить конкретное поле стоило три трудодня. Его можно было скосить за день, заработав эти три трудодня. В конце года набиралась сумма трудодней. За каждый можно было что-то получить. Например, по 5 грамм меду, по 3 грамма шерсти. У меня за первый год накопилось 800 трудодней включая учебу. По результатам работы колхоза оценивалась стоимость одного трудодня, в зависимости от того как сработал колхоз. В 50-ом году в нашем колхозе он стоил 5 копеек и в конце года я получила 160 рублей за 800 трудодней. В 54 году, уже в Тресковицах в богатом колхозе "Штурм" трудодень стоил 10 рублей. Вопрос: Доводилось ли в эти годы выезжать из деревни и зачем? Ответ: В Ленинград ездила каждую неделю на рынок продавать молоко, масло, сметану. Этим и жили. В 1946 году часто ездила в Нарву за хлебом, здесь его купить было негде. В Нарве целых домов совсем не осталось, жили в подвалах. Ленинград тоже был очень сильно разрушен. Вопрос: Платили ли налоги? Ответ: Налог платили со всего: за корову, за яблоню, за скотину, за землю... Два кило шерсти, кило масла, сколько-то яиц. Хоть есть у тебя куры, хоть нет, а яйца сдашь. Приемные пункты были в Волосово. Не скажу как в городе, а в Волосово в магазинах у нас было все. Денег не было. Вопрос: А чем кормили скотину? Ответ: Поросенка кормили травой, зерном, картошкой. Это теперь воображают, а у нас все сами выращивали. Лен сеяли. Вопрос: Было ли медобслуживание в послевоенное время? Ответ: С медициной после войны было лучше, чем сейчас. Тогда больницы открывались, теперь закрываются. Сегодня мне чтобы в больницу попасть надо направление получить в амбулатории. Амбулатория в Большой Вруде, работает по расписанию, автобусы, практически, не ходят, потом в Волосово. Очень стало плохо. Вопрос: Много ли пили алкоголя в деревне и были ли бездельники? Ответ: У нас совсем не пили - финская деревня. Ну, может где-то, кто-то, но я не знаю. Пиво варили, это да. Лентяи наверно были, как и везде, но не особо. И не из-за водки. На то, какие сейчас, ничего похожего. У женщин вообще моды не было. Раз в году, когда все убрано, на "праздник урожая" женщины варили какой-то квас, что ли, хмельной, а может какой подобный напиток. Самогонки вообще не помню. Но у нас в доме мужчин то не было... Пиво варили. Особенно у мамы хорошо получалось. Это не брага была, брага другое - калью по-фински. Бочка с квасом всегда была.

Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г. Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище. Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г. Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания. Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А.

Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях. Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других. Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее. Промышленность восстанавливалась на новом, более высоком уровне, с учетом передовой науки и техники, новой технологии. Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания и архитектурные памятники. Под лозунгом «Мы отстояли Ленинград — мы сделаем его еще краше и лучше» коммунисты города поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч жителей.

ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД

  • Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны
  • Показываю 10 объектов до и после
  • Возвращение Невского проспекта. Взлет и гибель идеи «русской России» при Сталине | 360°
  • Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда - Знаменательное событие

Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны

Я всегда ходила на каждую премьеру и всех артистов там знала. Я не была поклонником, но я любила театр». Так что символичнее случиться не могло: когда Нина Георгиевна в 1961 году переехала со Звенигородской, это как будто ознаменовалось возведением неподалеку нового театра юных зрителей. Однако с некоторых пор в этих краях Нина Георгиевна бывать перестала. Последний раз в родном районе Нина Георгиевна была больше десяти лет назад. А Пионерскую площадь и вовсе не видела с прошлого века. На месте сада ТЮЗа в то время стояли казармы, а за ними, где сейчас океанариум, был ипподром.

Нина Георгиевна была рабочим связи на телефонной станции. Ведь по образованию могла бы стать электромехаником, но учебу в институте киноинженеров сейчас кино и телевидения после двух лет прервала война. Вуз эвакуировали, а Нина Георгиевна осталась.

Но работы начались не сразу. Слишком нереальной казалась тогда даже сама мысль о продолжении дорогостоящего подземного транспортного строительства. Да и возникал вопрос: надо ли вообще строить метро в Ленинграде, ведь в нем после освобождения от блокады остались лишь 546 тысяч жителей? Требовалось очистить строительные площадки, разобрать завалы, заняться расконсервацией пройденных до войны стволов, откачкой воды из затопленных шахт, строительством наземных сооружений. К 1947 году шахты удалось осушить, почти все они были использованы повторно. Возобновилась работа по проходке тоннелей. В том же году началась разработка архитектурной части станций первой очереди.

Довоенный проект был кардинально пересмотрен, теперь намечалось восемь станций — от «Площади Восстания» до «Автово». Строительство финансировалось лишь из городского бюджета, поэтому средств не хватало. Власти Ленинграда призвали заводы и фабрики города оказать шефскую помощь, и те выделяли «Метрострою» из своих запасов транспорт, механизмы, материалы.

Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96]. Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23]. Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98]. Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23]. Агрессивно навязываемая советская идеология приводила к романтизации среди горожан деклассированных элементов — преступности, бродяжничества и проституции [23]. В городе формировалась субкультура, противоположная официальной культуре, сочетавшая старый городской романс , переплетённый с криминальным миром [23]. Выдающиеся достижения в обороне Ленинграда доказали особую роль Ленинграда в Великой отечественной войне, о обороне и блокаде Ленинграда говорили за границей [99]. Это повысило гордость и самосознание ленинградцев [99] , ещё в 1944 году многие улицы города получили старые дореволюционные названия [76]. Это повлияло и на то, что ленинградские партийные деятели начали проявлять самостоятельность [36]. Советское руководство было раздражено такой тенденцией, в восхвалении подвига ленинградцев они увидели принижение роли Москвы и Сталина в победе над немцами. В рамках Ленинградского дела произошёл разгром ленинградской верхушки. Блокада Ленинграда стала запретной темой [33] , роль Ленинграда в победе принижалась и умалчивалась [33]. Созданный музей обороны Ленинграда был разгромлен в 1949 году, его экспонаты — уничтожены, а работники музея — репрессированы [33]. Екатерининский собор после сноса. Имевшиеся в Ленинграде церкви закрывались, разорялись и осквернялись, если их не сносили, то приспосабливали под учреждения или склады [2]. Так как храмовые помещения были крайне неудобны для их приспособления под нужды тех или иных учреждений, зачастую здания переделывали до неузнаваемого состояния [8]. В Казанском соборе устроили музей истории религии и атеизма, залы собора превратили в экспозиции разных религиозных культов, в том числе ислама, буддизма и народных верований [101]. Религиозные праздники — рождество , крещение , воздвижение , пасха , благовещение были запрещены. Это не мешало многим ленинградцам тайно праздновать их [102]. Новый год праздновать и покупать новогодние ёлки не запрещали [102]. После войны впервые была затронута тема о необходимости сохранения некоторых храмов, как культурных памятников, начались выделяться деньги на восстановление некоторых важных церковных построек, например Александро-Невской Лавры [8]. После войны всё громче звучало мнение о необходимости сохранения дореволюционных зданий, в том числе и храмов прежде всего, как культурно-исторических объектов [8]. Пропагандистская культура[ править править код ] Демонстрация 1 Мая, 1934 года Главной темой в культурной повестке сталинского периода выступало прославление социалистического строя и трудовые подвиги рабочих и крестьян [100]. В Ленинграде строились дома культуры , в которых обустраивали обширные залы, где организовывались периодические лекции по марксизму-ленинизму [103] , вечера участников революционного движения , торжественные собрания трудящихся, устраивались встречи с партийными деятелями, писателями и учёными [103]. В домах культуры также устраивали театральные представления известные театральные коллективы, вечером устраивались вечера отдыха с танцами и концертами при участии самодеятельных музыкальных и творческих объединений [103]. Преобладающим и одобряемым государством художественным жанром был социалистический реализм [104]. В домах культуры также организовывались кружки спортивной гимнастики, декламации, вышивки, кройки, шитья и вязания [103]. В 1937 году был открыт Дворец пионеров в Аничковом дворце, где работали десятки клубов и кружков, где с детьми встречались выдающиеся учёные, писатели, композиторы и спортсмены [105]. Просветительским центром стал Шереметьевский дворец , где посетителей знакомили с достижениями естественных и точных наук и позволяли опробовать разные научные устройства [105]. Тем не менее на фоне роста населения, в Ленинграде ощущался недостаток досуговых центров или библиотек, в некоторых районах, например Московском они отсутствовали вовсе [55]. Главными праздниками были так называемые «красные дни» — день солидарности трудящихся 1 мая, годовщина Октябрьской революции 7 — 9 ноября, в социалистические праздники устраивались массовые мероприятия, в которые вовлекалась значительная часть населения [102].

Подростки из провинции стремились встать в ряды питерского пролетариата и заполняли многочисленные школы фабрично-заводского ученичества и ремесленные училища. Автор книги «Блокадная этика» Сергей Яров утверждает, что почти все они, оказавшись вдали от родителей, запертые в окруженном городе, умерли от голода, а кто-то и от побоев за воровство еды, от которого не имели сил удержаться. К январю 1944 года в городе оставалось всего 579 тыс. К этому моменту было эвакуировано около 1,7 млн человек, от голода и обстрелов, по официальным данным, погибли 672 тыс. Со многими проблемами, которые они увидели в блокадном Ленинграде, они сталкивались и раньше. К моменту полного снятия блокады в городе почти не было детей, людей старшего возраста, иждивенцев. Город стал молодым. По словам ученого, миграционные процессы в военном Ленинграде и его пригородах так и не стали предметом прицельного исследования и не все документы рассекречены. Я имел к ним допуск, в них нет ничего такого.

Советские памятники

Интересует тема "Восстановление Ленинграда"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! В условиях войны Ленинград не мог рассчитывать на большую помощь извне, а восстановление местных предприятий промышленности строительных материалов начиналось и велось относительно медленно. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина.

Tg: СОЛОВЬЕВ

Люди, лишившиеся жилья, часто заселялись в пустующие квартиры, а потом возвращались настоящие хозяева. Часто домоуправление самостоятельно решало, где и в какой квартире жить тем, кто возвращался домой, после снятия блокады. Писатель, которому предстояло стать известным и знаменитым — Виктор Астафьев ушел на фронт одним из первых, причем в добровольцах. Дома остались одни женщины — мама, старшая сестра и племянница. Тогда еще никто и не догадывался, что на долю этих трех женщин выпадет испытаний не меньше, чем самому Виктору. После того как стало известно, что Ленинград окружен немцами, Афанасьев потерял связь с семьей.

Только по военной сводке он узнавал, что происходит в городе, где остались его близкие женщины. Когда уже после войны он вернулся в квартиру, в которой он жил, оказалось, что там живут посторонние люди. Он еле добрался до родной двери, потому что родной город изменился до неузнаваемости. Фото военных лет Виктора Астафьева. Дверь открыла незнакомая девчонка, которая, увидев незнакомца, позвала маму, вышла чужая женщина.

Растерянный Виктор еле проговорил: «Я Астафьев, а мама дома? Женщина ответила ему, что Астафьевы здесь больше не живут. Впрочем, бывшего хозяина квартиры впустили внутрь, накормили обедом и рассказали о том, чем живет город теперь. Женщина с дочкой были переселенцами, пустую квартиру они нашли и заняли самостоятельно — просто идти было некуда — их дом оказался разрушен во время бомбардировки. Домоуправление разрешило им остаться.

Теперь лишним здесь был сам Астафьев… Писателю не оставалось ничего, как обратиться в домоуправление за содействием в поиске жилья. Уменьшение жилищного фонда Несмотря на эвакуацию в городе осталось много людей. Блокада и война нанесли городу огромный вред, была уничтожена треть жилого фонда, более 800 зданий, которые относились к промышленным предприятиям, большая часть медицинских учреждений, половина школ. Свет, тепло и вода были крайне ограниченными ресурсами. Константин Говорушкин — ветеран Кировского завода, в своих воспоминаниях говорил о том, что к концу блокады уже было ясно, что через несколько дней врага оттеснят от подступов к городу.

Потому рабочие принялись активно восстанавливать производство. Как раз перед началом войны был отстроен цех штампов, позже оборудование для сохранности вывезли за Урал, а к концу блокады стали свозить обратно. Каждый станок был дорог и их берегли как зеницу ока, из 2,5 тыс станков, которые не увозили в эвакуацию, целыми оставались только 500. Среди них был «Линдер» - единственный в своем роде, между прочим, немецкого производства. К нему относились особенно бережно, но как только его привезли к цеху, начался обстрел с воздуха.

Парни, вместо того чтобы разбежаться, бросились защищать привезенный станок, снаряд угодил прямо в цех штампов, оставив огромную воронку. Когда обстрел закончился, рабочие умозаключили, мол, ну спасибо, зато яму под фундамент копать не придется. Ленинградцы хотели быстрее вернуть город к жизни. И вернули! Эта ситуация во многом характеризует общие настроения, которые царили в разрушенном городе.

Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы! Тем временем в городе была острая нехватка жилья, и виноваты в этом были не только обстрелы. Блокадники разбирали деревянные дома на дрова, из-за чего многим, возвращающимся из эвакуации, идти уже было просто некуда.

Очень многие из деревенских мальчишек и девчонок, которые приезжали учиться, вдруг становились настоящими ленинградцами, любящими свой город, пытающимися его узнать и познать». Поскольку во время войны самым уязвленным слоем населения оказались интеллигенты, не имевшие навыков выживания в столь тяжелых условиях. В то время как люди, переселившиеся из деревни, уже проходили через голод и лишения», — рассказывает ученый. Питание в постблокадном Ленинграде В 1944 году на карточку рабочего можно было получить 700 граммов хлеба, на карточку служащего — 500 граммов, на иждивенческую и детскую — по 300 граммов. При этом бюджет средней и бедной семьи с одним или двумя работающими колебался от 2000 до 500 и даже 300 рублей, пишет в своих воспоминаниях ленинградка Кириллина Э. При этом с весны 1944 года в Ленинграде начали продавать алкоголь в коммерческой торговле, говорит Дмитрий Асташкин.

Пусть и в небольших количествах — отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или одной бутылки. Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей. Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин. Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей.

Основная задача, поставленная этим генеральным планом, определялась программными установками Партии и состояла в решении жилищной проблемы, в полном удовлетворении потребности трудящихся в жилье, на решение которой и были направлены узловые его положения. Для достижения поставленной цели, были разработаны различные нововведения в строительную и инженерную практику. Генеральный план 1987 года разрабатывался в соответствии с указанием ЦК КПСС от 25 мая 1984 года «Об обеспечении взаимосвязанного комплексного развития Ленинграда и Ленинградской области» и решения Исполнительных комитетов Ленинградкой области и городских Советов народных депутатов от 9 мая 1948 года. Важнейшей отличительной чертой этого генерального плана явилось то, что в нем впервые в практике советского градостроительства проблемы экономического, социального и градостроительного развития города рассматривались в тесной связи с проблемами развития области. Некоторые решения, принятые в этом совмещенном генплане были невыполнимы и требовали последующего пересмотра. Так, например, нереалистичным оказался директивно планируемый масштабный процесс перемещения части производств из города в область с созданием на ее территории филиалов ленинградских производств, опытно-экспериментальных баз и полигонов научно-исследовательских учреждений. Важнейшей причиной отклонений в реализации генерального плана явилось кардинальное изменение общественно-политического устройства страны, что привело к изменению приоритетов, формированию новой идеологии социально-экономического развития страны, городов и районов, в том числе и Ленинграда-Санкт-Петербурга. Таким образом, можно констатировать тот факт, что на протяжении всего советского времени основная градостроительная концепция и глубинные структуры градостроительной деятельности, как бы ни развивались строительные технологии и ни менялась направленность в формообразовании, оставались почти неизменными. В современных условиях развитие городов коренным образом изменилось. Прежде всего, это связано с разрушением базиса градостроительной деятельности - централизованной плановой экономики, которая базировалась на единой собственности — государственной. В связи с выходом законодательства и основ местного самоуправления функции градостроительного управления городами переданы на уровень местного самоуправления. Государство практически сняло с себя ответственность за решение этих вопросов. Необходимо отметить, что в последние годы происходит медленный поворот от навязывания городу предвзятых схем развития, к раскрытию его собственного потенциала, тенденций и возможностей. Важнейшим и закономерным итогом осмысления градостроительной уникальности города и формирования инструментов ее сохранения стали ведомственные строительные нормы «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга», утвержденные Решением Исполкома Ленсовета от 17. Документ был ориентирован на преемственность в развитии центра города, исключение радикальных пространственных преобразований городской среды и предотвращение ущерба ценному историко-архитектурному и градостроительному наследию. Современный Санкт-Петербург имеет более 6014 памятников истории и культуры, утвержденные границы Объединенной охранной зоны с особым регламентом градостроительной, архитектурной, строительной деятельности. Развитие города предусматривается с учетом всемирного историко-культурного значения его наследия. Новый генеральный план Санкт-Петербурга на 2005-2025 гг. Он ориентирован на достижение европейского стандарта качества городской среды, на оказание содействия активному преобразованию города в рамках общемировой тенденции постиндустриального развития, что связано с переносом фокуса внимания на науку и высшее образование, управление бизнесом, финансами, культурой, на развитие туризма. Если плановой экономике соответствовал генплан - директива, то в современных условиях генплан - прогноз, гибкий, позволяющий оперативно реагировать на изменение ситуации, предусматривающий в зависимости от этого различные варианты развития города. По новому Градостроительному Кодексу, решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации городского округа. Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, заинтересованные лица вправе представить свои предложения. Кроме этого, проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием жителей города. Участники публичных слушаний вправе В 2002 году взамен ранее действовавших ведомственных строительных норм по реконструкции и застройки исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга ВСН 289 , были разработаны новые, доработанные территориальные строительные нормы ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга». Таким образом, в процессе публичных обсуждений на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, накапливается и обрабатывается общественное мнение, которое в последствии может быть учтено при доработке генерального плана и окончательном утверждении градостроительной документации. Представляется возможным сделать вывод о том, что по сравнению с советским периодом, современная процедура разработки и утверждения генерального плана города носит более открытый, общественный характер.

Последняя фраза в этой заметке, скорее всего, метафора, но лишь отчасти». Ленинград горел. Но не так сильно, как рассчитывали фашисты. Отпор давала система ПВО. Памятники укрепляли или закапывали в землю. Золотые купола маскировали сеткой и зеленой краской. На крышах жилых домов дежурили группы самозащиты. Владимир Бараков, экскурсовод: «Эти бомбы попадали сюда, прошивая железо насквозь, у них ударной силы хватало. И они должны были в считанные секунды схватить щипцами эти бомбы и поместить их в чан с водой или песком. Но от воды потом пришлось отказаться, потому что она моментально выкипала. Бомба разогревалась до 300 градусов по Цельсию». Гораздо сложнее было уберечь здания от больших фугасных бомб. Они буквально изрешетили центр города. Согласно официальным отчетам, к сентябрю 1942 года 200 из 300 городских памятников имели повреждения. Большинству после войны вернули прежний облик. Но были и исключения. Например, набережная Фонтанки 32. Найдите 5 отличий. Литературный дом на Невском изменил не только стиль, но и предназначение. Павел Платонов, искусствовед: «Здесь была совершенно рядовая застройка. А с учетом того, что здесь находится и шедевр архитектурного зодчества — Дворец Белосельских — Белозерских — и хотелось построить что-то соответствующее. А, во-вторых, здание строилось под куйбышевский райисполком. И должно было иметь соответствующий вид — официальный. Отсюда и скульптуры на фасаде».

Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)

Об этом периоде красноречиво говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени С. Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные. Главные городские доминанты — золоченые шпили и купола Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Михайловского замка — освобождаются от маскировочных чехлов и серой краски.

Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова. Именно она с товарищами проводила маскировку архитектурных доминант города в самые тяжелые дни блокады в 1942 году. На выставке можно увидеть личные вещи куртку и спортивные туфли и портрет Ольги Фирсовой под названием «Память», выполненный Борисом Лесовым в 1985 году. Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города.

Отдельный раздел выставки рассказывает о возвращении в Ленинград эвакуированных в годы блокады заводов и фабрик, театров и музеев, научно-исследовательских институтов и ВУЗов.

К апрелю 1943 г. География ленинградской эвакуации очень велика — горожан принимали как на далеком Алтае, так и в близлежащих Ленинградской, Ярославской, Вологодской и других областях. В списке республик, областей, краев, принимавших ленинградцев, значится более 30 названий. Эвакуация из Ленинграда началась 29 июня 1941 г.

Их следовало расселить, оказать необходимую помощь и принять меры к отправке в тыл страны. Уже на пятый день войны в каждом районе города для эвакуации населения были образованы специальные эвакотройки. В июле — августе 1941 г.

Противник разрушил и повредили сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры. Постановлением намечалось восстановить город как крупнейший индустриальный центр страны с сохранением присущих ему профилей промышленного развития — малой металлургии, турбостроения, электроэнергетики, станкостроения, приборостроения, промышленности строительных материалов. В апреле состоялся пленум городского комитета партии, на котором были подведены итоги героической борьбы ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсуждены мероприятия по выполнению постановления. Вслед прошло общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях — партийные собрания. В мае VII сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся обсудила и одобрила план первоочередных работ, по восстановлению городского хозяйства.

В постановлении Совет указал: «Выполнение больших восстановительных работ в городском хозяйстве может быть обеспечено только при активном участии всех трудящихся города». Ленинград получил новую технику.

Были пересмотрены и жилищные нормы. Если раньше на одного человека должно было приходиться девять квадратных метров, то в 1944 году этот норматив был снижен до шести метров. Все излишки квадратных метров изымались. Уже до этого в Ленинграде было много коммуналок, но теперь квартир стало еще больше.

Коммунальные квартиры стали чуть ли не символом Ленинграда, ведь после блокады и после окончания войны численность населения стала намного больше. И в настоящее время в Санкт-Петербурге существует большое количество коммуналок, которые созданы в элегантных домах и огромных квартирах, которые еще до революции принадлежали дворянству. И вот в таких помещениях с изящными окнами и огромными потолками ютилось большое количество людей, которые не были связаны кровными узами. Было принято, что в одной комнате проживала одна семья, а в таких квартирах количество комнат могло доходить и до десяти.

Восстановление Ленинграда после вражеской осады

После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Дворцовые пригороды Ленинграда в канун войны и в первые послевоенные годы. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1. Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке.

Петергоф: послевоенное возрождение

После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. В течение года восстановили работу ещё 12 клубных учреждений, и в Ленинграде стало действо-вать более трёх десятков клубов и Домов культуры. YouTube фотокадры. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий