Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. Сегодня, 20 сентября, непризнанная республика Нагорного Карабаха капитулировала перед Азербайджаном и прекратила своё существование. Россия не проинформировала Армению о проведении Азербайджаном военных действий в Нагорном Карабахе, заявили в правительстве республики. В районе Нагорного Карабаха резко ухудшилась обстановка. Последние новости СВО, актуальные карты боевых действий в реальном времени, сводки боевых действий с фронта специальной военной операции на Украине и видео боев на день.
Азербайджан объявил о начале «антитеррористической операции» в Карабахе
- Вопрос вывода миротворцев из Карабаха на политическом уровне уже решен
- Раиси: Санкции - это война, без военных
- Нагорный Карабах: последние новости
- Нагорный Карабах: кому он принадлежит, суть конфликта, ситуация в 2024 году
- …И тогда пришёл Пашинян
- Нагорный Карабах сдался на второй день азербайджанского наступления - Ведомости
Новости Нагорного Карабаха
После последних событий в Нагорном Карабахе из региона массово уезжают жители. Новости. Пашинян: Армения не будет вести войну за Карабах. Кому выгодно обострение в Нагорном Карабахе и дойдет ли до большой войны. Новости Нагорного Карабаха: Массовый исход из Карабаха закончился, но проблемы в Армении только начались, Как Россия перехитрила Запад в Нагорном Карабахе. «Сноб» собрал последние новости о боевых действиях в непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР), конфликт в которой обострился 27 сентября.
Взаимные обвинения и вечный кризис. Что предшествовало эскалации в Нагорном Карабахе
В Нагорном Карабахе проживают преимущественно этнические армяне, которые на протяжении нескольких десятилетий контролировали этот регион при поддержке правительства в Ереване. Спустя сутки была достигнута договоренность о приостановлении военных действий, армянские вооруженные формирования согласились сложить оружие, оставить боевые позиции и воинские посты и полностью разоружиться. В результате военной операции, по всей видимости, погибли сотни людей, сотни были ранены. На фоне происходящего армянская сторона обвиняет мировое сообщество в бездействии.
RU По его мнению, азербайджанская диаспора займет сдержанную позицию: — Азербайджанцы и два года назад говорили, что если родина позовет, то мы пойдем в бой за освобождение своей территории. Сейчас Азербайджан своего добился и беспокоиться им не о чем.
Но точка в этом конфликте еще не поставлена. На Южном Кавказе переплелись интересы трех сильных соседей, которые постараются, чтобы другие мировые державы не влезали в этот клубок. Зачем отдавать свое чужим? Во-вторых, я не думаю, что будет мощная этническая чистка [когда всё армянское население выдворят из Нагорного Карабаха]. В последние семь лет в Азербайджане взяли курс на силовое решение, подчеркнуто в рамках резолюции ООН о территориальной целостности Азербайджана.
Сейчас ни у кого из соседей нет серьезных оснований вмешиваться в то, что происходит на территории Карабаха, если Азербайджан не будет напрямую трогать территорию Армении, а она не будет заниматься провокациями для столкновения России и Азербайджана, — рассказал Нестеров. Карабах теперь останется территорией Азербайджана.
В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана.
В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной.
Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «...
Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении.
Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана.
Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана». Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана. Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами. Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар. Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение. В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов.
Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился. Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр. Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии. Ответственность за провокации и эскалацию напряженности ложится на военно-политическое руководство Армении. Армяно-азербайджанский конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана и на основе резолюций Совета Безопасности ООН». Но, к сожалению, мировое сообщество не предприняло никаких практических шагов для предотвращения последовательных провокаций и новых военных планов Армении. Еще больше воодушевленная этим Армения 27 сентября 2020 года со всех направлений перешла в наступление на позиции азербайджанской армии, применив тяжелую артиллерию, подвергла шквальному обстрелу населенные пункты.
О ситуации высказался и президент Владимир Путин. Мы поговорили с уральскими учеными о том, как диаспоры отреагировали на конфликт, почему он вновь перешел в горячую фазу и означает ли победа Азербайджана точку в споре между народами. Директор Центра азербайджановедения УрФУ, доктор исторических наук Александр Нестеров считает, что публичных акций протеста либо ликования со стороны российских армян и азербайджанцев ждать не стоит. Российско-армянская диаспора, скорее, открестится от премьер-министра Армении Никола Пашиняна, потому что это он, собственно говоря, всё провалил. Армянская диаспора займет пророссийскую позицию. Конечно, для них врагом номер один будет не Азербайджан, а Пашинян, который последовательно сдает Карабах, — отметил Александр Нестеров.
RU По его мнению, азербайджанская диаспора займет сдержанную позицию: — Азербайджанцы и два года назад говорили, что если родина позовет, то мы пойдем в бой за освобождение своей территории. Сейчас Азербайджан своего добился и беспокоиться им не о чем. Но точка в этом конфликте еще не поставлена.
Оставаться больше нет смысла. Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. последние известия. Все последние новости из первоисточников, связанные с 20% территории Азербайджана, в частности Нагорным Карабахом и 7 прилегающими к нему районами. Премьер-министр Армении Никол Пашинян танцует народный танец "чименкенд" с жителями Шуши, которые отмечают 27-летие освобождения города в ходе первой Карабахской войны. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода.
Материалы с тегом
- Оставаться больше нет смысла. Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
- Главные новости
- Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
- Что еще почитать
Армяно-азербайджанский конфликт
«Недовоёванный» конфликт: что произошло в Карабахе и чем это обернётся для России | Читайте последние новости дня по теме Карабах: Баку намерен доказать причастность Еревана к политике расовой дискриминации, Российские миротворцы направляются из Карабаха в. |
Нагорный Карабах — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | Сенат Франции рассмотрит резолюцию о праве армянского населения на возвращение в Нагорный Карабах. |
5. Азербайджан решил карабахский вопрос | Инцидент произошел на мосту Хакари, расположенным на международно признанной границе Армении с самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой. |
Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом | Из чего можно сделать вывод, что вопрос вывода миротворцев из Карабаха на политическом уровне уже решен, и осталось согласовать только нюансы технического характера. |
Что происходит в Нагорном Карабахе: главное к этому часу
Информцентр и Газета армян России Еркрамас: новости Армении, Арцах, Карабах, Джавахк, Диаспора, Спюрк, Россия, политика, культура, экономика, аналитика, спорт. Минобороны Азербайджана сообщило о начале антитеррористических мероприятий в Нагорном Карабахе с целью восстановления конституционного строя. Другие новости раздела. В ходе военного конфликта 1992–1994 годов Баку утратил контроль над Карабахом. Прекратить огонь и начать переговоры призвало стороны конфликта в Нагорном Карабахе командование российских миротворцев. В 1992‑м начался военный конфликт, в результате которого Баку утратил контроль над Карабахом.
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
Руководство самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР) прогнозирует массовый исход этнических армян из Нагорного Карабаха после успешной военной операции. В ходе военного конфликта 1992–1994 годов Баку утратил контроль над Карабахом. Читайте последние новости дня по теме Карабах: Баку намерен доказать причастность Еревана к политике расовой дискриминации, Российские миротворцы направляются из Карабаха в. «Сноб» собрал последние новости о боевых действиях в непризнанной Нагорно-Карабахской республике (НКР), конфликт в которой обострился 27 сентября.
Что происходит в Нагорном Карабахе: главное к этому часу
А как же Нагорный Карабах? Когда армянский народ проснется ото сна и остановит Пашиняна? Все мы знаем, какие бедствия, помимо потери Арцаха, принес Армении премьер-министр Никол Пашинян из-за своей некомпетентности.
Летом 1989 года Армения и Азербайджан объявили взаимную экономическую и транспортную блокаду.
А в декабре ситуация обострилась еще больше. Флаги Армении и Азербайджана Фактический старт войны в Нагорном Карабахе произошел в начале 1990 года. На границе Азербайджана и Армении произошел первый взаимный обстрел.
А в сентябре 1991 года было объявлено о создании Нагорно-Карабахской республики. Что повлекло за собой обстрелы Степанакерта и прилегающих территорий в течение 4 месяцев. Переход войсковых частей и имущества армии СССР под контроль независимых республик также не способствовал установлению мира в регионе.
Армения получила гораздо меньшее их количество, чем Азербайджан, и другие государства Закавказья. Официально война в Нагорном Карабахе началась 1 января 1992 года. А 5 дней спустя непризнанная республика приняла декларацию о своей независимости.
Ожесточенные бои продолжались до конца зимы. В этот период произошло одно из самых массовых убийств мирного населения за весь период конфликта. Оно получило название «Ходжалинская резня», но стороны по-разному трактуют это событие.
По данным организации Humans Rights Watch в Ходжале погиб 161 человек. Азербайджанская сторона называет более существенные цифры. До 613 человек погибших и 487 пострадавших.
В марте бои продолжились, с коротким недельным перемирием в 21-28 числах месяца. В дальнейшем, весной 1992 года, в ходе конфликта Армения атаковала входящую в состав Азербайджана Нахичеванскую Автономную Республику. А ее территории были обстреляны противником.
В мае начались бомбежки Карабаха, преимущественно в районе его столицы, Степанакерта. Здание правительства Нагорно-Карабахской Республики, Степанакерт Одним из переломных моментов конфликта стал захват Арменией города Лачин. Но это не остановило войну.
Бомбежки продолжались. А российские ВС в это время пытались эвакуировать в РФ самолеты и вертолеты с аэродромов Азербайджана. Часть из них действительно удалось вернуть.
Остальные самолеты остались в республике. В сентябре-октябре 1992 года Азербайджан неоднократно предпринимал попытки вернуть себе контроль над Лачинским коридором, но безуспешно.
В другой декларации парламентарии также осуждают нападение Азербайджана на Нагорный Карабах, и напоминают что нападение последовало за много месячным голодом и блокадой армян Нагорного Карабаха. Документ подчеркивает, что российские миротворцы на месте не предприняли никаких действий для предотвращения или прекращения блокады, а также ничего не сделали для прекращения нападения Азербайджана на Нагорный Карабах. Согласно резолюции последствия для армянского населения равносильны этнической чистке.
Европарламентарии отмечают, что нападение Азербайджана, не может остаться без последствий, и призывает ЕС принять санкции против властей Азербайджана, ответственных за многочисленные нарушения режима прекращения огня. Кроме этого предлагается приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по энергетике, и в свете проблем с правами человека предлогается не заключать новое соглашение о партнерстве с Азербайджаном. Резолюция призывает быть готовым ввести целевые и индивидуальные санкции против лиц, совершивших агрессию, включая, помимо прочего, политическое и военное окружение президента Алиева, а также приостановить импорт нефти и газа из Азербайджана в случае любой военной агрессии против территориальной целостности Армении [23] Перевозка гуманитарных грузов[ править править код ] Частью соглашения о прекращении огня является перевозка гуманитарной помощи из Армении в Степанакерт [97]. Разоружение армии НКР[ править править код ] Вечером 22 сентября Министерство обороны России объявило, что вооруженные формирования армян Нагорного Карабаха под контролем российских миротворцев начали сдавать оружие. В оборонном ведомстве России сообщили, что по состоянию на 22 сентября карабахскими формированиями были сданы шесть единиц бронетехники, более 800 единиц стрелкового оружия и противотанковых средств и 5000 единиц боеприпасов [10].
Министерство обороны Азербайджана, в свою очередь, опубликовало список боевой техники, оружия и боеприпасов, «конфискованных после завершения локальных антитеррористических мероприятий в Карабахском регионе Азербайджана». В этом перечне четыре танка, одна боевая машина пехоты, 12 гаубиц, две пушки, 12 минометов, 468 мин, 22 гранатомета, 313 автоматов и пулеметов, один зенитно-ракетный комплекс «Тор» и 50 ракет к нему, 28 переносных зенитных систем, 3 противотанковых ракетных комплекса «Фагот», 62 гранаты, 66 262 патрона и пр. В этот же день правительство НКР сообщило, что в рамках достигнутых с Азербайджаном договоренностей проводится вывод военных Армии обороны с боевых позиций [99]. На складе с большим количеством ракет, артиллерийских снарядов и мин, также были обнаружены боеприпасы различного калибра. Оружие азербайджанские военные свозят в Шушу.
По словам начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана Анара Эйвазова, это оружие раньше принадлежало «отрядам сепаратистов и Вооружённым силам Армении», которые здесь находились, и оно было изъято у них только в последние два дня [101]. Процесс разоружения при поддержке миротворцев прошел без серьёзных инцидентов и перестрелок [102]. Основная статья: План Азербайджана по реинтеграции карабахских армян 21 сентября в ходе состоявшейся в Евлахе встречи представитель президента Азербайджана представил план реинтеграции карабахских армян. По словам депутатов парламента Азербайджана, он рассчитан на длительный период и предусматривает возможное сотрудничество с российскими миротворцами и «карабахскими муниципальными органами власти» [103]. Как утверждается в сообщении, переведённом на русский язык корреспондентом «Кавказского узла», в рамках работы этой группы в Агдамском, Физулинском и Кельбаджарском районах МЧС Азербайджана установило палаточные городки на 1000 человек для обеспечения нуждающихся армянских жителей первой медицинской помощью и питанием [103].
На встрече, по словам администрации, были обсуждены вопросы медицинской помощи, в частности совместных врачебных бригад, и налаживания контактов Баку с армянским населением Карабаха [105]. По данным Министерства труда Азербайджана, 1 октября «несколько» армян воспользовалось этой услугой [108]. По словам Human Rights Watch , заявления властей Азербайджана, что права каждого человека в Нагорном Карабахе будут защищены, тяжело принимать всерьёз с учётом месяцев блокады региона, безнаказанности за предполагаемые преступления, особенно во время военных действий, а также общего ухудшения ситуации с правами человека в Азербайджане [111]. Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе[ править править код ] Основная статья: Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе произошёл вечером 25 сентября 2023 года в селе Беркадзор , расположенном в 6 километрах от Степанакерта. Взрыв произошёл во время отпуска бензина беженцам, стремившимся уехать в Армению [112] , через несколько часов после переговоров в Ходжалы между официальными лицами Азербайджана и представителями властей непризнанной НКР [113] [114].
В результате взрыва погибли более 200 [115] и пострадали 290 человек [116]. Основная статья: Исход армян из Нагорного Карабаха Автомобили беженцев из Нагорного Карабаха, 26 сентября 2023 года Пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян сообщила, что на утро 28 сентября из Нагорного Карабаха в Армению прибыло 65 036 беженцев [117]. К 29 сентября число бежавших в Армению из Нагорного Карабаха армян превысило 97 735 человек [119] , а к 30 сентября их количество составило уже более 100 тысяч человек [28]. После массового исхода местного населения сотрудники Международного комитета Красного Креста с мегафонами разыскивали в опустевшем Степанакерте последних армян, в основном немощных стариков, которые не смогли эвакуироваться, дабы оказать им помощь [120]. По данным переписи 2015 года в НКР проживала 151 тысяча человек [121].
Прекращение существования НКР[ править править код ] 28 сентября 2023 года глава НКР Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении существования Нагорно-Карабахской Республики с 1 января 2024 года [16]. Задержания руководителей НКР[ править править код ] После того, как власти Азербайджана разрешили желающим уехать из Нагорного Карабаха в Армению, покинуть регион, начали происходить единичные случаи задержания верхушки НКР [102]. Так, 27 сентября 2023 года на пограничном пункте «Лачин» при движении из Нагорного Карабаха в направлении Армении Госпогранслужба Азербайджана задержала бывшего госминистра НКР Рубена Варданяна , который вскоре был доставлен в Баку [122]. На следующий день Служба государственной безопасности Азербайджана сообщила, что Варданян обвиняется по трём статьям Уголовного кодекса Азербайджана , включая финансирование терроризма, создание незаконных вооруженных формирований, а также незаконное пересечение границы [123]. По словам Бабаяна, он был включён в чёрный список Азербайджана и азербайджанская сторона потребовала его прибытия в Баку для соответствующего расследования.
Бабаян заявил, что его неявка или побег нанесут серьёзнейший вред армянскому народу, в связи с этим он решил направиться из Степанакерта в контролируемый Азербайджаном город Шушу [124]. Им были предъявлены обвинения в терроризме, незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия и создании не предусмотренных законодательством вооруженных формирований [127] [128] [129].
Ранее Пашинян уже говорил об ошибочности стратегического выбора Армении в пользу союза с Россией. Жена армянского премьера побывала с дружественным визитом в Киеве. Наконец, Пашинян пригласил Соединённые Штаты принять участие в совместных учениях на армянской территории, в чём ранее отказывал России и Ирану. Поэтому нетрудно догадаться, что всё это время он действует в интересах своих заокеанских покровителей, главная цель которых — снизить влияние России в мире, в том числе на Кавказе, а также отвлечь внимание российских Вооружённых сил от специальной военной операции на Украине.
К счастью, полномасштабной бойни в Нагорном Карабахе пока удаётся избежать. Уже днём 20 сентября при участии российских миротворцев было достигнуто соглашение о прекращении огня. Руководство непризнанной республики заявило, что признаёт власти Азербайджана «центральными» и намерено выстраивать конструктивный диалог с Баку. Российские миротворцы эвакуируют, размещают и кормят жителей Нагорного Карабаха. Если даже Карабах перейдёт под контроль Баку, то с ним у нас нормальный диалог. И не будет вот этого вечно воюющего анклава в подбрюшье России, который будет использоваться в интересах третьих стран.
Особенно на фоне проведения спецоперации. Главное, что в этом диалоге Россия сможет отстаивать свои интересы, избегая провокаций и ловушек. Лариса Плахина Ранее сайт Pravda-nn.
Армянская полиция задержала полковника, участника Карабахской войны за участие в беспорядках
06.10.2023 (05:15) Российским миротворческим контингентом продолжается выполнение задач на территории Нагорного Карабаха Подразделениями материально-технического обеспечения. Алиев: Они начали холодную войну против Азербайджана. Специальный выпуск информационно-аналитического бюллетеня «Карабахский курьер» 2023 г. (PDF). Нагорный Карабах – непризнанная республика на территории Закавказья, одна из горячих точек планеты, война в которой не затихает более 30 лет. В любом случае, на мой взгляд, вопрос по статусу Карабаха будет решен в пользу Азербайджана.
Что происходит сейчас?
- Армяно-азербайджанский конфликт
- Что сейчас происходит в Нагорном Карабахе
- Бесповоротно на выход. Эксперты объяснили досрочный вывод миротворцев из Карабаха
- Что сейчас происходит в Нагорном Карабахе
- Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
- Регистрация
Новости Нагорного Карабаха
Об этом сообщили в Минобороны России. При этом, по словам господина Симоняна, нынешняя система безопасности в Армении не работает. Лидеры Армении и Азербайджана Никол Пашинян и Ильхам Алиев констатируют готовность к финализации мирных переговоров и выхода на единый мирный договор, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Об этом 12 декабря сообщило Минобороны России. Стороны подтвердили намерение заключить мирный договор. В сентябре Нагорный Карабах перешел под контроль Азербайджана.
Направив все усилия на создание неформальных воинских соединений и их вооружение, Армения предпочла решить проблему путем применения силы в соответствии с собственными целями. Именно поэтому Армения никогда не относилась к переговорному процессу всерьез, пыталась воспользоваться им только для создания видимости в международном общественном мнении. Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости.
В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду.
Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана.
В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции.
К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения.
В результате 2 сентября 1991 года была провозглашена Нагорно-Карабахская республика, которую не признала ни одна страна ООН. Во время вооруженного конфликта 1992—1994 годов Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. Период между 1994 и 2020 годами можно назвать относительно спокойным, кроме четырехдневной эскалации в 2016 году. Вторая карабахская В 2020 году началась Вторая карабахская война, по итогам которой лидеры России, Азербайджана и Армении заключили соглашение о прекращении боевых действий. Страны договорились, что военные Армении и Азербайджана остаются на занятых позициях, ряд районов Нагорного Карабаха перешел под контроль Баку, а вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора разместились российские миротворцы. Политический кризис в Армении Подобный исход армянское общество признало неудачей премьера Никола Пашиняна. В 2020 году он подал в отставку. Однако в ходе внеочередных выборов летом 2021 партия «Гражданский договор» получила абсолютное большинство в парламенте, а кресло премьера вновь досталось Пашиняну. Ереван обвинил Баку в расовой дискриминации, которая, по мнению армянской стороны, продолжалась на протяжении десятилетий и вылилась в военный конфликт 2020 года. Тогда Баку подал ответный иск. В нем говорилось, что Армения продолжает дискриминировать азербайджанцев в регионе на основании их этнического происхождения. Международный суд ООН потребовал от обеих сторон предотвратить разжигание расовой ненависти, сообщал «Коммерсантъ». Что касалось исключительно Азербайджана, то суд обязал Баку защитить от насилия всех лиц, взятых в плен во время конфликта в 2020 году, а также предотвратить акты вандализма в отношении армянского наследия на территории Нагорного Карабаха.
Аналогичный разговор состоялся между главами Министерств иностранных дел Джейхуном Байрамовым и Сергеем Лавровым. И Путин, и Лавров подчеркнули необходимость скорейшего прекращения огня. В турецком министерстве сообщили , что стороны обсудят военные действия в Нагорном Карабахе. Чавушоглу заявил о готовности Анкары сотрудничать с Москвой по урегулированию карабахского конфликта.