Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны.
«Трудом ковавшие Победу» (Тыл во время Великой Отечественной войны)
«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» | N + 1 | Дзен | Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы? |
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу | Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. |
Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную
Об этом «Известиям» рассказали историки по итогам заседания оргкомитета «Победа», на котором Владимир Путин поддержал идею оценить вклад 20 городов в общую победу. Между тем президент РФ во время мероприятия также затронул тему завершившегося голосования по поправкам в Конституцию, поблагодарив россиян за поддержку. В Госдуме уверены, что сейчас граждане должны увидеть результаты своего выбора, а именно изменения законодательства в конкретных сферах. По инициативе индийской стороны состоялась и беседа главы РФ с премьер-министром республики Нарендрой Моди.
Затем Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в заседании оргкомитета «Победа». Это мероприятие также началось с обсуждения результатов прошедшего голосования. Президент поблагодарил россиян за поддержку и доверие, а также отметил важность поправок в Основной закон, которые совершенствуют политическую систему, закрепляют социальные гарантии и укрепляют территориальную целостность страны.
При этом глава государства напомнил, что с момента развала СССР прошло по историческим меркам совсем немного времени, и современная Россия находится в стадии формирования. Нам нужны внутренняя стабильность и время для укрепления страны, всех ее институтов, — считает Владимир Путин. По его словам, в стране еще много нерешенных проблем, а люди зачастую сталкиваются с несправедливостью, черствостью и безразличием.
А нам, руководству страны, при этом часто кажется, что мы делаем всё возможное, — продолжил президент.
Советским людям более всего из ассортимента поставок запомнились мясные консервы. Их было поставлено в страну более 664 т. Ключевым поставщиком консервированного колбасного фарша и тушенки была фирма SPAM. Выпускавшиеся консервы упаковывались в полукруглые или квадратные жестяные банки с ключом-открывалкой. Консервы, не пользующиеся особым спросом в Соединенных Штатах, прекрасно реализовывались в ходе войны, получив мировую известность. Их отправляли в виде продовольственных поставок «от союзников», включали в состав пайков бойцов армии США. Для англичан консервы из Америки стали основным мясным блюдом в годы войны. В СССР до войны существовало налаженное производство тушенки, производившейся по особой рецептуре. Но в 1931-1933 гг.
Это привело к тому, что накопленного запаса, не начнись война, хватило бы надолго. К 1943 г. Поэтому американские поставки оказались весьма своевременными.
Обязуюсь к 20 мая выработать на каждый 15-сильный трактор 350 га». Во время этого боя был ранен, но продолжал сражаться до окончания боя. Полный кавалер ордена Славы. Трактористка Альтышева на колесном тракторе вырабатывает по 2 с лишним нормы, вспахивая по 4-6 гектаров за смену вместо 2,5 га. Колобутина, в котором он благодарит трудящихся Алтая за подарки. Половина этого пути пройдена нами в упорных, кровопролитных боях. В этих боях ваши земляки умножили славу своего гвардейского знамени, гордо неся его вперед на запад… От вас, наши дорогие мы ждем вестей о новых успехах в трудовом наступлении, которым вы подкрепляете победы доблестной Красной Армии на фронтах Великой Отечественной воны… Близок час нашей встречи. Так сделаем, товарищи, все, чтобы в этот желанный час мы могли сказать, что алтаец на фронте и в тылу был достоин друг друга, что родной наш Алтай с честью выполнил долг перед Родиной, что в одержанной победе — имеется вклад каждого из нас». Анатолий Иванович Колобутин командовал 56-ой стрелковой дивизии с 26 мая 1943 года по 27 октября 1944 года. Подпись на плакате: «Когда то хвастался подлец Владеть советскою столицей, И очутился, наконец, За государственной границей».
В период военного времени проявились лучшие качества сибиряков: стойкость, сила духа, любовь к Родине и к ближнему, самопожертвование. В годы войны в Советском Союзе развернулось мощное патриотическое движение по оказанию всемерной помощи фронту. Опираясь на эти традиции, в наши дни страна помогает участникам СВО, организуя масштабные акции, такие как «100 миллионов для Победы». В этом материале вспомним о самых ярких фактах из жизни города во время войны. Фото пресс-службы губернатора Тюменской области Митинг на Базарной площади Война началась 22 июня 1941 года. В полдень жители Тюмени из сообщений по радио уже знали, что немцы напали на Советский Союз. Городской комитет партии объявил, что на Базарной площади ныне Центральная площадь в 18 часов состоится митинг. Люди вышли на улицы. Их было более двадцати тысяч. Всего в Тюмени в то время проживало около 80 тыс. Каждый четвертый тюменец был на митинге. На экспозиции «Тюмень. Великая Победа» в музее «Городская Дума» можно увидеть копию картины известного художника-фронтовика Степана Лопатина, изображающий тот самый митинг на Базарной площади, с которого в городе началась новая жизнь — жизнь в условиях военного времени. Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени «Начинается выставка с зала, посвященного довоенной Тюмени, где мы видим характерные картины повседневного быта тюменцев, их занятий, образа жизни до 1941 года, - прокомментировал методист по музейно-образовательной деятельности музея «Городская Дума» Павел Малиновский. Есть витрина на тему сельского хозяйства, которое было развито в регионе и сыграло свою важную роль, обеспечив в тяжелые годы страну зерном». Известно, что в первый же день после объявления войны, более 500 тюменцев записались добровольцами в ряды Красной Армии. Причем, в военкоматы обращались и женщины с просьбой взять их на фронт, но тюменок начали мобилизовать, как и во всей стране, только с марта 1942 года. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в город в течение 1941 года. Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. Экспозиция «Тюмень.
Свежие записи
- Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре - Самарский университет
- Новосибирцы работали для фронта без выходных и праздников - Российская газета
- Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
- Легендарные штурмовики
11.3. Советский тыл в годы войны
К тому же поначалу те, кто уезжал вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со станками и другим оборудованием, отдав места в крытых вагонах тем, кто больше всего нуждался в этом — старикам, женщинам и детям. Эвакуация яслей и детских садов из Сталинграда, 1942 год Источник: waralbum. В первые дни войны, несмотря на катастрофически быстрое продвижение немцев, из Белоруссии и Прибалтики эвакуировали более 2 млн человек, а из Молдавии — 300 тысяч. Там же, где врага удалось хотя бы ненадолго задержать или вообще остановить, в первые месяцы войны эвакуировали людей миллионами: так, с Украины удалось эвакуировать 3,5 миллиона человек в том числе 350 тысяч из Киева , 1,7 млн человек эвакуировали из Ленинграда в том числе 300 тысяч детей и 2 миллиона, среди которых было около 500 тысяч детей, — из Москвы. Существенную часть работников на эвакуированных предприятиях составляли подростки, в том числе и вывезенные из западных областей учащиеся школ фабрично-заводского ученичества и ремесленных училищ.
Снимок 1942 года Источник: waralbum. Решать эту проблему должны были эвакопункты, создание которых предусматривалось «Положением об эвакопунктах», утвержденным 5 июля 1941 года. Всего за полтора месяца на всех важнейших транспортных узлах были созданы 128 эвакопунктов, а к концу осени 1941 года они появились на всем протяжении путей эвакуации. Насколько напряженной была их работа, можно судить по таким цифрам.
Например, через Пензенский эвакопункт с момента его создания 18 июля 1941 года и по 12 августа прошло 399 эшелонов с 437 800 эвакуированными. То есть это было около 15-18 эшелонов в сутки, и для едущих в них людей станционная столовая готовила и выдавала ежедневно до 20 тысяч порций. Эвакуация в цифрах В общей сложности за два этапа эвакуации — с июня 1941 года по февраль 1942 года и весной-летом 1942 года — из западных и южных областей страны на восток перевезли 2743 предприятия, в том числе 1523 крупных. Больше всего заводов 550 увезли с Украины, почти столько же 498 — из столичного региона, 109 предприятий эвакуировали из Белоруссии и 92 — из Ленинграда.
Большая часть этих предприятий — 667 — попали на Урал, 322 — в Сибирь, 308 — в Среднюю Азию и Казахстан и 226 — в Поволжье. За то же время с запада на восток СССР были эвакуированы в общей сложности свыше 20 млн человек —12,4 млн на первом этапе и 8 млн на втором. Эвакуированный Симфонический оркестр Ленинградской филармонии на сцене в день исполнения Седьмой «Ленинградской» симфонии в Новосибирске.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Более 10 млн голов скота было перегнано с Украины. Из Белоруссии отправлено 395 тыс. На восток отправлялось также имущество НИИ, музеев, библиотек.
Экономика северо-кавказских республик также была переведена на военные рельсы. Уже к середине ноября 1941 года более половины предприятий промышленности и транспорта Дагестана выполняли военные заказы. Ежемесячно промышленность Дагестана выпускала 1200 миномётов, 100 тыс. Было построено 6 бронепоездов.
Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны широкий размах. Соцсоревнование развернулось за претворение в жизнь лозунга — призыва «Всё для фронта, всё для победы над врагом! Высшим мерилом деятельности каждого предприятия были темпы и качество выполнения боевых заказов фронта. Этой задаче подчинялись все помыслы, энергия и усилия миллионов советских тружеников.
В июле 1941 года молодые рабочие — комсомольцы города Горького и Уральского машиностроительного завода выдвинули лозунг: «Работать не только за себя, но и за товарища ушедшего на фронт! Вскоре на него откликнулись тысячи и миллионы рабочих. Развернулось движение двухсотников, ежедневно выполняющих по две нормы, движение трёхсотников, четырёхсотников, пятисотников, а затем и тысячников. На предприятиях создавались комсомольско-молодежные фронтовые бригады.
В 1943 году таких бригад насчитывалось 36 тыс. Каждый коллектив стремился завоевать эти знамёна. Развернулось соревнование за максимальную экономию времени, соревнование по профессиям, движение многостаночников, шефство старых кадровых рабочих над молодёжью, внедрение поточного метода производства, общественные смотры организации труда. Всесоюзное соцсоревнование породило невиданный подъём творческой активности, изобретательности и инициативы работников фабрик и заводов, полей и ферм, строительных и транспортных организаций.
В результате росла производительность труда, за счет чего обеспечивалась одна треть прироста выпускаемой военной продукции, количественное увеличение производимого для фронта оружия, материалов, продовольствия и повышение их качественных характеристик. В этом в значительной степени и выражался вклад тыла в достижение славной Победы. Война требовала всё больших финансовых вливаний для приближения победы над врагом. Одни бюджетные ассигнования были уже недостаточны для этого.
Нашёлся другой источник средств. Речь идёт о добровольных взносах населения в созданные «Фонд Красной Армии» и «Фонд восстановления хозяйства в освобождённых от оккупантов районах».
По его мнению, для правильного понимания исторических событий и сохранения памяти о них мы должны быть способны видеть их через призму того времени, времени, в которое они происходили, стараться взглянуть на них через умы и сердца участников тех событий. Будущие родители моей жены познакомились на строительстве Ржевского укреплённого района, входившего вместе с Вяземским, Спас-Деменским и Брянским укрепрайонами в так называемый «третий рубеж обороны». Решение о необходимости такого рубежа было принято, как известно, ещё весной 1941 года, схема его строительства была утверждена в мае [1] , а указание приступить к строительству дано на совещании в Кремле 26 июня.
Принятие весной 1941 года решения о строительстве оборонительного рубежа на удалении всего 200—250 километров на запад от Москвы работы планировалось осуществить в 1941—1942 годах , так же, как и принятое осенью 1941 года решение о строительстве Сурского и других рубежей обороны на восток от Москвы, говорит о многом. В случае с третьим рубежом — об оценке руководством страны силы предполагавшегося удара германской армии и, одновременно, реальных возможностей Красной армии. Даёт оно и ещё один аргумент к ответу на вопрос о том, планировало ли руководство СССР «упреждающий удар» и ведение войны на территории Европы или рассуждало в совершенно других категориях. О мотивах, стоявших за решением о строительстве рубежей обороны за Москвой, уже сказали другие участники конференции. Так вот, если говорить о судьбах и воспоминаниях строителей третьего после линии Молотова и линии Сталина оборонительного рубежа, то это, конечно, тоже изнурительный, героический труд, хотя и в летне-осеннее время, но это ещё и бомбёжки, и постоянная вероятность прорыва гитлеровцев, и, порой, выходы из окружения.
Мать моей жены, учительствовавшая на западе Калининской области и призванная как член ВКП б на строительство оборонительных рубежей, на всю жизнь запомнила, как её и подруг преследовал по полю немецкий летчик, пикируя и забавляясь тем, как они реагируют на проходящие рядом с ними пулемётные очереди. А её отец — как по проселочным дорогам выводил из полуокружения десять батальонов строителей, в общей сложности около 10 тысяч человек, и пришёл с ними в Москву 15 октября 1941 года… Третий рубеж обороны свою военную роль — крепости на пути вермахта, — как известно, не сыграл. Не пришлось, к счастью, проверять на прочность и рубеж четвёртый. Но все эти оборонительные рубежи в Чувашии, Горьковской, Ярославской и других областях внесли вклад в победу над Германией. Подвиг их строителей — это героическая и трагическая часть общего подвига советского тыла.
Строительство оборонительного рубежа. Скажем так: пилотку или телогрейку современный молодой человек надеть может, а вот то, что осенью 1941 года было в головах его сверстников под этими пилотками и в их сердцах под лёгкими пальтишками, понимают сегодня немногие. Более того, это понимание всячески намеренно затрудняется. На днях, например, Московский патриархат рекомендовал открыть во всех епархиях и митрополиях отделения молодежной организации «Братство православных следопытов». Как будто не знают, что это «следопытство», этот «скаутизм» создавались и развивались теми, кто в эмиграции приветствовал нацизм в 1930-е и пошёл на службу Гитлеру в его походе на нашу Родину!
Именно поэтому я буду говорить не о политике, не о том, что составляло военные, внутриполитические и международные обстоятельства, в которых шло строительство, в частности, Сурского и Казанского оборонительных рубежей, не о самих этих рубежах, а о людях, которые самоотверженно их строили, об их мировоззрении и нашей памяти о них.
Советский тыл в годы войны
Бумага; печать типографская. Политический плакат ярко, образно и лаконично показывает, во что превращаются трудовые свершения в тылу для фронта. Выливающаяся из литейного ковша капля стали уже в виде бомбы падает на вражеский танк. Плакат сделал знаменитым его автора - художника-графика, плакатиста Петра Яковлевича Караченцова, находившегося в Свердловске в эвакуации. Оборонная промышленность постоянно требовала увеличения объема выпуска стали, разработки новых её марок и профилей проката для машиностроительных предприятий, где создавали инновационные виды боевой техники. Коллективу Верх-Исетского завода нужно было постоянно показывать образцы трудового героизма, чтобы успешно выполнять заказы оборонки. Сталевары завода за годы войны сумели сократить продолжительность плавок с 7 часов 30 минут до 5 часов 15 минут, и, в то же время, увеличить получение стали с одного квадратного метра пода мартеновской печи от 6—7 тонн до 14—17 тонн! За 1941—1945 гг. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны по производству специальных сталей для нужд обороны страны 18 мая 1942 г. Значительное количество его рабочих и инженерно-технических работников были удостоены орденов и медалей. Пропускайте без задержки на фронт воинские поезда!
Государственное издательство «Искусство». Типография «Красный пролетарий». Плакат обращён к работникам железной дороги. С началом войны на них легла особая ответственность обеспечивать огромные встречные потоки перевозок: эвакуируемых мощностей — в тыл; живую силу и технику — к фронту. Без самоотверженного труда железнодорожников Победа была бы невозможна: перевозки по железным дорогам обеспечивали наступательные возможности армии на фронте и организацию её снабжения в тылу! Грузы по свердловскому участку железной дороги имени Л. Кагановича шли круглосуточно.
Около станков разжигали костры, чтобы как-то обогревать и себя, и обрабатываемые детали. Начальники цехов, отделов, мастера в своих кабинетах поставили раскладушки и по сути перешли на казарменное положение.
Лишь к концу 1942 года по цехам были выданы теплая одежда, валенки и кожаная обувь, утеплены бараки и расквартированы рабочие. Тогда уже действовали несколько корпусов и испытательная станция, работало все оборудование. На предприятии трудились свыше 31 тысячи человек. Когда немецкие дивизии рвались к Сталинграду, заводчане работали, перевыполняя новые, уже повышенные обязательства. На завод поступил приказ командировать в соединения штурмовой авиации бригады механиков и работников эксплуатационно-ремонтного отдела. Они трудились рядом с линией фронта. Основной задачей 1943-44 годов был переход на выпуск только форсированных моторов. Сергей Ильюшин, создавая модернизированный штурмовик Ил-10, рассчитывал на новый микулинский АМ-42. Его создание шло сверхвысокими темпами.
Все понимали, что война движется к концу, и новый самолет должен успеть попасть на фронт, чтобы поддержать наступление наших войск. И вот мотор передали для испытаний в воздухе. За 1944 год таких выпустили более 500, плюс 10 330 моторов АМ-38Ф. Война закончилась, и многие эвакуированные фрунзенцы остались в Куйбышеве. Они создали на волжской земле мощное предприятие, которое сейчас работает и на авиацию, и на космос. Эти люди задали нам, потомкам, высокую планку трудовых достижений. Тыл — фронту 22 июля 1941 года было принято решение об эвакуации из Москвы в Куйбышев 1-го Государственного подшипникового завода. Оборудование начали привозить в наш город 8 сентября. Доставляли его по железной дороге и по Волге на баржах.
На новом месте производство развернули на территории Линдовского городка. Срок изготовления первой партии подшипников был назначен на 20 ноября. Она составила почти 10 000 штук. Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод Челябинска из Куйбышева были отправлены первые 3000 подшипников для танков Т-34. В декабре 1941-го собрали уже 62 000 изделий, а к концу 1942-го полностью обеспечивали оборонные предприятия страны не только танковыми, но и авиационными подшипниками. Всего за военные годы на заводе, который стал называться 4 ГПЗ, было выпущено около 50 млн единиц продукции. В марте 1942 года был собран первый танковый подшипник на куйбышевском заводе 9 ГПЗ. А всего за годы войны здесь изготовили 2 млн подшипников для Т-34. Это обеспечило комплектование 30 тысяч танков ежегодно.
Завод также выпустил 630 тысяч авиационных и 260 тысяч автомобильных подшипников. Плюс к этому 70 тысяч минометов, 5 млн артиллерийских снарядов, 500 тысяч гильз для снарядов, 2,5 млн гранат, 45 тысяч тонн литья для мин. На параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве вслед за военными расчетами и техникой в колоннах шли и посланцы завода имени Масленникова — предприятия, которое было построено в Самаре в 1911 году как трубочный завод для выпуска взрывателей к артиллерийским снарядам. В июне 1941-го его перевели на казарменное положение. После выпуска в 1920-е и 1930-е годы гражданской продукции в цехах вновь вернулись к военной номенклатуре. На станках, где еще недавно обрабатывали детали для доильных аппаратов и часов, начали точить мины, изготавливать взрыватели для снарядов и авиабомб и освоили выпуск снарядов для знаменитых «катюш». В нашей области тогда создавался мощнейший куст боеприпасных промплощадок. И немалую их часть — на заводе имени Масленникова. Что касается снарядов для «катюш», их выпуск наш завод освоил первым.
Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец.
Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10.
Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «...
В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться.
С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту.
Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г. Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны.
Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е.
Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными...
За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах.
В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И. Раковский, А.
Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода.
Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно! На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз. По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства.
Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы. Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля.
Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения! В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11. Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В.
Мельников, механик Г. Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины. Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск.
А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18. За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза. Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению.
Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры.
Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли. Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г. В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным! В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование.
Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест. И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они. В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30. ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве.
Их представители практически не покидали области, где была наибольшая концентрация белорусского населения. Они приезжали с проверками, различными поручениями, контролируя жизнь и условия своего населения. За годы эвакуации в Куйбышевской области побывало с такой инспекцией 17 уполномоченных, в Татарстане — 15, в Саратовской области — 13… Бывший бригадир тракторной бригады совхоза «Путь к социализму» Гомельского района, впоследствии депутат Верховного Совета БССР М. Мормукова, работавшая в годы войны в Пензенской области, вспоминала: «…Паек выделили скудный — 8 кг хлеба на месяц, 2 куска мыла, соль, спички — и живи как знаешь, ни топлива, ни одежды, ни жилья. Мы, белорусские девчата, трактористки, выехали, в чем стояли — много ли возьмешь с собой в эвакуацию?
Работали круглые сутки, часто спали прямо за рулем… И вдруг узнаем, что приехал уполномоченный от нашего белорусского правительства, товарищ Приставка. Созвал он нас, выслушал, все записал, а потом такой нагоняй дал — председателю и сельсовета, и колхоза. И в районе шум поднял. Сразу к нам отношение изменилось... Многие женщины не имели никакой специальности.
А время не ждало, их надо было срочно обучать рабочим профессиям и ставить к станкам.
В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося нарратива, задались вопросами, не звучавшими в советской и российской историографии, предложили взгляд и извне на заявленную тему на основе в том числе новых или заново прочитанных источников. Издание будет интересно не только историкам, политологам и культурологам, но и широкой аудитории, сохраняющей память о войне 1941—1945 гг.
Шесть тысяч героических историй тружеников тыла
Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина. И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы? Главная/Десятилетие науки и технологий в России/Биология/«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны».
первые лица
- Тыл – это половина победы, и даже больше | Литература
- Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника
- Мотор — сердце авиации
- Как труженики советского тыла приближали победу (фото)
- Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника. Новости. Первый канал
- Советский тыл в Великой Отечественной войне
Как труженики советского тыла приближали победу (фото)
25 июня 1941 г., уже на третий день начавшейся Великой Отечественной войны, Советом Народных Комиссаров в целях «охраны войсковых тылов и наведении там строжайшего. Видеосюжет новости. «Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке.
Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
Катастрофически не хватало квалифицированных рабочих", — директор музея Ирина Сотскова показывает на стенд с фотографиями, сделанными в цехах завода во время войны. Работали круглосуточно, смены длились по 12 часов. Даже сейчас, с учетом автоматизации производства и с развитием технологий, в цехах шинных заводов стоит сильная жара. А в те годы, о которых мы говорим, условия труда были намного хуже.
Но люди не думали о себе, они хотели быть максимально полезными фронту", — директор музея показывает фотографии. На них — девушки со строгими, сосредоточенными лицами. Работниц старались поощрять на тяжелейший ударный труд — часами, отрезами на платья, костюмами.
В газете "Заводская правда" в статье от 9 мая 1967 года своими воспоминаниями поделилась бывшая работница ЯШЗ А. Овсова: "Помню, как мне в красном уголке на общем собрании вручили нарядное вишневое платье из шелкового маркизета с расклешенной юбкой. Оно до сих пор лежит у меня дома как память.
Только танцевать я так и не научилась — было некогда. Но зато я научилась понимать цену дружбы, рабочих рук и настоящего, не напускного патриотизма. И еще самое главное — цену человеческой жизни".
Погибли и были ранены более 100 сотрудников, работавших в ночную смену. Но еще более страшной для людей тогда была мысль о том, что завод, бомбы на который сбрасывали порядка 80 вражеских самолетов, не подлежит восстановлению", — рассказывает Ирина Сотскова. Однако его восстановили в течение трех месяцев.
И они не считали, что совершают подвиг, хотя как по-другому назвать то, что они сделали, я не знаю", — говорит директор музея. Сохранились воспоминания актеров о споре — что важнее: искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою.
По ходу занятия ребята активно отвечали на вопросы и обсуждали полученную информацию. В конце мероприятия были подведены итоги. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне.
То же самое произошло с другими службами снабжения и обслуживания.
Кроме того, все они были подчинены непосредственно наркому обороны. Термин «тыл» как система всестороннего обеспечения войск сил был исключён из обихода. В 1935 году вместо Военно-хозяйственного управления создаются управления продовольственного, вещевого и обозно-хозяйственного снабжения, также подчинённые наркому обороны. Управление материально-техническим, медицинским и другими видами обеспечения сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Начальники штабов фронта , армии и дивизии имели штатных заместителей по тылу, в полку — помощника по тылу. В 1939 году учреждается Управление начальника снабжения Красной армии. В 1940 году оно преобразуется в Главное интендантское управление в составе управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия.
Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны. Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось.
Экспозиция будет работать до конца июня.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направлен на формирование и развитие единой исторической общности всех российских регионов, а также Белоруссии. События 1944-1945 годов отображены через образы простых людей на фронте, в тылу, в ходе освобождения территорий СССР, а также Восточной Европы. Особое внимание уделено подвигу советской молодежи в тылу. Он подчеркнул, что сохранению исторической памяти способствует и проект "Освобождение. Путь к Победе", направленный на воспитание патриотизма, формирование и развитие единой исторической общности регионов России, включая освобожденные территории.
Чтобы все мы гордились вкладом, который внес в ее достижение каждый российский регион, в том числе Самарская область, ставшая кузницей оружия Победы. Чтобы каждый россиянин понимал, что сплоченность, народное единство, боевой и трудовой подвиг сотен тысяч соотечественников и тогда, и сейчас являются залогом и основой Победы — одной на всех", — добавил Дмитрий Азаров. В основе проекта "Освобождение. Путь к Победе" — уникальный фотоархив Совинформбюро 1944-1945 годов, правообладателем которого является медиагруппа "Россия сегодня".
33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство.
Поделиться
- Тыл Вооружённых сил СССР — Википедия
- Тыл – это половина победы, и даже больше | Литература
- Советский тыл в годы войны. 10 часть. | Пикабу
- Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи