Новости советский тыл

Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на. Начальником Тыла приказом народного комиссара обороны СССР назначается генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1].

«Трудом ковавшие Победу» (Тыл во время Великой Отечественной войны)

В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес. Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью.

Всё для Победы

  • Читайте также
  • Советский тыл в годы войны — Студопедия
  • Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
  • СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • Свежие записи
  • Урок 6: Советский тыл в годы ВОВ

«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»

Сегодня исполняется 80 лет со дня выхода постановления Государственного комитета обороны СССР об эвакуации промышленных предприятий. Этот документ подтверждал план вывоза ключевых предприятий в глубокий тыл из районов, которые могли быть захвачены гитлеровскими войсками. Перевезти вглубь Советского Союза сотни тысяч тонн станков, громадное количество другого различного оборудования, вагонов - это была поистине титаническая работа», - цитирует Буранова РИА Новости.

В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося нарратива, задались вопросами, не звучавшими в советской и российской историографии, предложили взгляд и извне на заявленную тему на основе в том числе новых или заново прочитанных источников. Издание будет интересно не только историкам, политологам и культурологам, но и широкой аудитории, сохраняющей память о войне 1941—1945 гг.

Художественный фонд СССР. Бумага; печать типографская. Политический плакат ярко, образно и лаконично показывает, во что превращаются трудовые свершения в тылу для фронта. Выливающаяся из литейного ковша капля стали уже в виде бомбы падает на вражеский танк. Плакат сделал знаменитым его автора - художника-графика, плакатиста Петра Яковлевича Караченцова, находившегося в Свердловске в эвакуации. Оборонная промышленность постоянно требовала увеличения объема выпуска стали, разработки новых её марок и профилей проката для машиностроительных предприятий, где создавали инновационные виды боевой техники. Коллективу Верх-Исетского завода нужно было постоянно показывать образцы трудового героизма, чтобы успешно выполнять заказы оборонки. Сталевары завода за годы войны сумели сократить продолжительность плавок с 7 часов 30 минут до 5 часов 15 минут, и, в то же время, увеличить получение стали с одного квадратного метра пода мартеновской печи от 6—7 тонн до 14—17 тонн! За 1941—1945 гг. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны по производству специальных сталей для нужд обороны страны 18 мая 1942 г.

Значительное количество его рабочих и инженерно-технических работников были удостоены орденов и медалей. Пропускайте без задержки на фронт воинские поезда! Государственное издательство «Искусство». Типография «Красный пролетарий». Плакат обращён к работникам железной дороги. С началом войны на них легла особая ответственность обеспечивать огромные встречные потоки перевозок: эвакуируемых мощностей — в тыл; живую силу и технику — к фронту. Без самоотверженного труда железнодорожников Победа была бы невозможна: перевозки по железным дорогам обеспечивали наступательные возможности армии на фронте и организацию её снабжения в тылу! Грузы по свердловскому участку железной дороги имени Л.

Чтобы все мы гордились вкладом, который внес в ее достижение каждый российский регион, в том числе Самарская область, ставшая кузницей оружия Победы. Чтобы каждый россиянин понимал, что сплоченность, народное единство, боевой и трудовой подвиг сотен тысяч соотечественников и тогда, и сейчас являются залогом и основой Победы — одной на всех", — добавил Дмитрий Азаров. В основе проекта "Освобождение. Путь к Победе" — уникальный фотоархив Совинформбюро 1944-1945 годов, правообладателем которого является медиагруппа "Россия сегодня". Все фотографии на выставках снабжены QR-кодами для перехода на страницу с уникальным подкастом-аудиогидом "Освобождение", что позволяет посетителям не просто посмотреть экспозицию, но и послушать информацию о событиях. Как отметил ректор Самарского университета им. Королёва, председатель регионального отделения общества "Знание" Владимир Богатырев, вуз с гордостью принял участие в проекте. Куйбышевский авиационный институт сегодня — Самарский университет им. Королева был создан в 1942 году. Перед ним стояла сложнейшая задача — подготовить в краткие сроки кадры — инженеров для предприятий авиационной промышленности.

Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл

Это хорошо понимали в советском тылу. Смекалке и многим инициативам не было счета в те дни. Люди умудрялись находить выход из самых невероятных условий. Помню, на одном участке даже висела цепь из батарейных лампочек и при таком освещении женщины шили гимнастерки! Нет ножниц — сами напаивали пластинки, затачивали их и снова работали. Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19. Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции. Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т. Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т.

Предприятия легкой промышленности выпускали шинельное сукно, брючные, гимнастерочные и парашютные ткани, мужское белье, телогрейки, патронные сумки, сапоги, утепленные ботинки и др. Режимы на станках надо было выдерживать очень высокие. Иначе не могло быть и речи о такой производительности, какую требовал фронт. И люди работали, выжимая из себя просто немыслимое — не только силы и волю, но свой ум, сноровку, знания, смекалку — токари Трапезников, Дивень, Жаровня; мастера Коссовой, Шиндлович и др. Голодные, плохо одетые, а ведь творили чудеса, честное слово! В 1943 году наш коллектив уже обрабатывал корпуса «катюш» примерно в 3 раза быстрее фирменного…». К началу 1942 года витебские станкостроители, эвакуированные в Саратов, где они слились с местным заводом, внесли более 20 организационно-технических новаторских предложений на самых решающих участках производства, благодаря которым выпуск 45-миллиметровых осколочных артиллерийских снарядов вырос в 7 раз! Железнодорожники 4-й паровозной колонны особого резерва НКПС 5-я группа водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой.

Чертежи были только приблизительные, нужно было самим доводить каждую деталь. Но слов «не могу», «не умею» в те годы для нас просто не существовало. Надо — значит, будет! К станкам стали все — начальники участков, цехов, весь состав мастеров, все технологи и т. Почти месяц никто из нас не выходил из цеха. Но задание мы освоили в срок…» Оперативные задачи резко повышали требования к оборонной и машиностроительной промышленности. В рекордно короткий срок на востоке страны выросли 3500 больших промышленных объектов металлургии, энергетики, машиностроения, десятки оборонных заводов. Посильный вклад в это гигантское промышленное строительство внесли белорусские строители.

На Урале, в Каменск-Уральском трудилась большая около 100 человек группа инженеров, техников и рабочих «Белпромстроя», руководимая одним из крупнейших строителей Беларуси инженером Александром Васильевичем Маркиным. Ему было поручено строительство металлургического завода. Белорусским строителям впервые пришлось разрабатывать технологию земляных работ в условиях уральской зимы, когда морозы доходили до минус 40 градусов, а грунт промерзал на 1,5 — 2 метра. Чтобы заложить фундамент прокатного цеха, требовалось вынуть 5000 куб. По предложению механика Русаковского с помощью специального электробура, подогревавшего грунт, строители приступили к бурению скважин. В результате фундамент был заложен в течение 500 рабочих часов и без большого количества рабочих рук. К лету 1943-го каркасы основных цехов огромного завода были возведены. Теперь требовался битум.

Но его поставщики — Майкоп и Грозный — были захвачены врагом. По предложению Маркина была построена окислительная установка, на которой из обыкновенного мазута и нефти можно было получить битумы необходимых марок. Темп строительства был спасен. В результате самоотверженного труда первая очередь завода была сдана госкомиссии досрочно. Большая группа рабочих, инженеров и служащих, основной костяк которой составляли белорусы, была награждена орденами, медалями и почетными грамотами Верховного Совета БССР. Героизм белорусских железнодорожников Война невероятно осложнила работу всего железнодорожного транспорта. Оккупация Донбасса, который поставлял на железные дороги Союза более 51 процента всего потребляемого угля, гигантские перегрузки магистралей, нехватка паровозов и запасных частей к ним. По этим причинам в первую военную зиму 1941 — 1942 годов катастрофически сократился объем перевозок.

В частности, Северная железная дорога была близка к параличу. Движение от Вологды до Архангельска практически остановилось. Это наносило ущерб не только снабжению фронта, но связывало по рукам и ногам работу всего советского тыла, его промышленность. К началу весны 1942 года при Государственном комитете обороны был создан специальный Транспортный комитет, который срочно принял экстренные меры — изменилась система погрузочно-разгрузочных работ, повсеместно внедрялась техника вождения составов на дровяном отоплении, была резко повышена зарплата машинистам, кочегарам, кондукторам, вагонным мастерам, составителям эшелонов и поездов. В период великой битвы на Волге были созданы специальные паровозные колонны особого резерва Наркомата путей сообщения как военизированные соединения. В каждую колонну включали 30 паровозов и 3 — 5 вагонов к каждому из них. Это были быстрые, сверхоперативные «боелетучки». Их личный состав формировался главным образом из числа эвакуированных железнодорожников.

Вся колонна делилась на 5 рот, командирами которых были И. Бредихин, А. Дубоделов, И. Лыков, В. Рыбкин, С. Они водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Вот как вспоминал о той работе белорусский машинист Герой Социалистического Труда Василий Иванович Мурзич: «Представьте себе поезд без единого огонька. Паровоз с плотной сеткой на трубе, не пропускающей искр, с закрытым поддувалом — во избежание огненного следа… Машиниста, работающего без свистка; движение состава, маневрирующего в полной темноте, когда запрещено громко разговаривать, когда сложные маневры проходят безошибочно и быстро, только в силу необычайно слаженной работы и трудового порыва каждого из нас…» Сутками не сходили с паровозов, совершая фронтовые рейсы, машинисты У.

Прокопчик, Г. Андриевский, П. Шац, В. Громов, Е. Елкин, С. Будников и др. Фашистские самолеты на бреющем полете охотились за каждым эшелоном, который прорывался к передовой. В августе 1942 года, по неполным данным, фашисты произвели более 2000 налетов на 22 объекта Сталинградского отделения железной дороги и сбросили на них более 10.

В отдельные дни фашистская авиация по 17 раз за день бомбила железнодорожные участки этого узла. Я говорю «почти», потому что мы прорывались. С каким-то нечеловеческим упорством водили мы составы через эту степь. Водили мимо станций, полностью стертых с лица земли, мимо изуродованных горящих составов и паровозов, сваленных под откос. А сколько раз во время этих поездок нам приходилось отцеплять на ходу горящие вагоны, сбивать пламя пожарными приспособлениями, хотя взрыв грозил быть буквально каждую секунду! Часто пробоины в котле паровоза заделывали металлическими пробками тут же, среди бушующего огня…» Не дрогнула эта мужественная женщина и тогда, когда на станции Петров Вал, расположенной недалеко от Сталинграда, был разбит прямым попаданием бомбы тендер ее паровоза и, умело маневрируя, они втроем — помощник Татьяна Латышева и кочегар Василий Галего — сумели освободить состав от горящих вагонов. Чухнюк получила задание привести тяжелый состав с танками на участок, куда глубоко вклинились немецкие механизированные части. На весь рейс ей отводился всего час!

В пути ее состав семь раз! И все же она привела состав в целости к месту назначения. Зимой 1943 года бригада Е. Чухнюк получила приказ прибыть на Северо-Печорскую железную дорогу. Стояли лютые морозы — до 55 — 60 градусов. Рельсы цепко схватывали сталь колес, замерзала смазка в буксах. Мощные локомотивы нередко были бессильны сдвинуть с места тяжелые составы с печорским углем, который ждали промышленность и транспорт советского тыла. Бригада основательно подготовилась к пробегам — утеплили все части паровоза, прощупали каждую деталь — от войлока на маслопроводных трубках до брезента в будке.

Чухнюк провела свой тяжеловесный состав с углем за 11 часов, поставив рекорд по времени доставки почти в 3 раза! За мужество и находчивость при исполнении своего воинского и трудового долга ей было сразу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Макаров, В. Мурзич, А. Янковский, вагонный мастер А. Глебова и др. За высочайший профессионализм, отчаянную смелость и скорость вождения им также было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. В 1942 году по решению Госкомитета обороны были созданы специальные воинские железнодорожные формирования, на которые возлагались функции восстановления.

Одно из таких формирований, а именно 26-я гвардейская восстановительная бригада, прошло свой фронтовой путь с частями Западного и 3-го Белорусского фронтов. В составе этой бригады работало много белорусских железнодорожников — М. Рысин, А. Поздняк, В. Арбузов и др. Погрузка танков на платформы для отправки на фронт. Постоянно таскали на себе огромные тяжести: оружие, инструменты, лом, пилы, продовольствие... Все делали своими руками, даже дрова для паровоза рубили тут же, в лесу… Фашисты, отступая, уничтожали абсолютно все — подвижной состав, мосты, мостики, стрелки, склады, рельсы и т.

А мы восстанавливали. Доставалось нам в те годы крепко: каким только огнем нас не поливали — и минометы, и артиллерия, и бомбежки, и автоматы. Едва линия фронта отодвигалась, мы сдавали восстановленный участок гражданским машинистам, а сами двигались дальше, вслед за наступавшей Красной Армией. И все начиналось заново. Изувеченные рельсы распиливали, вырезали из них целые куски, соединяли и укладывали, поскольку ждать, пока подвезут целые, просто не было времени. Его так не хватало, что иной раз некогда было паровоз перегнать в голову состава и просто толкали его в хвост…» В 1943 году в районе Дорогобужа и Ярцево шли очень тяжелые бои. Земля была буквально перепахана снарядами и бомбами. Проваливались по пояс, таская на себе рельсы.

Пригнешься, бывало, к самой земле, а поднять голову нельзя — кругом рвутся снаряды и бомбы...

Оно до сих пор лежит у меня дома как память. Только танцевать я так и не научилась — было некогда. Но зато я научилась понимать цену дружбы, рабочих рук и настоящего, не напускного патриотизма. И еще самое главное — цену человеческой жизни". Погибли и были ранены более 100 сотрудников, работавших в ночную смену. Но еще более страшной для людей тогда была мысль о том, что завод, бомбы на который сбрасывали порядка 80 вражеских самолетов, не подлежит восстановлению", — рассказывает Ирина Сотскова. Однако его восстановили в течение трех месяцев. И они не считали, что совершают подвиг, хотя как по-другому назвать то, что они сделали, я не знаю", — говорит директор музея.

Сохранились воспоминания актеров о споре — что важнее: искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою. Мнения тогда разделились. В архиве отдела кадров нашего театра хранится книга приказов по личному составу за 1941 год", — рассказывает заведующий литературной частью Волковского театра Андрей Григорьев. Мы гордимся всеми фронтовиками и особенно нашей звездой Софьей Аверичевой, которая служила фронтовой разведчицей, потом вернулась в театр и продолжала играть, — рассказывает Григорьев. С фронта не вернулся ушедший добровольцем режиссер Семен Оршанский, погибший в 1942 году в боях за Сталинград. Попал в плен в июле 1941 года и в феврале 1942 года умер в лагере Маутхаузен артист Константин Копеин. Несколько человек пропали без вести. Многие после окончания войны вернулись в театр. В 1942 году была сформирована первая актерская бригада, которую правильнее было бы назвать передвижным театром, так как в отличие от других концертных бригад в ее репертуаре были не только концертные номера, но и несколько спектаклей.

Как писал позднее в воспоминаниях политрук бригады В.

Отдельные главы монографии посвящены научно-техническим достижениям в различных отраслях военной техники — артиллерии, авиации, стрелковом вооружении, бронетехники. Интересны краткие творческие биографии создателей этой техники, а также основные тактико-технические характеристики вооружения, успешно конкурирующего с техникой противника. В главе, посвященной медикам, показана роль организаторов здравоохранения в военные годы, выдающаяся работа хирургов и терапевтов. Особенно подчеркнуты достижения изобретателей-медиков. Книга Л. Маркеловой «Оружием творчества» рассказывает о малоизвестных страницах деятельности Научно-технического совета при Государственном Комитете Обороны, работе ученых в условиях эвакуации над выполнением заказов по совершенствованию военной техники. Владимирский край в годы войны — прифронтовая территория, где принимались, размещались, обучались и снаряжались воинские соединения. Здесь были сформированы 34 воинские части.

Из городов и районов в армию призвали почти 300 тысяч наших земляков. По железной дороге на фронт ушли бронепоезда «Илья Муромец», «Ковровский большевик», «Феликс Дзержинский». Владимирская область поставила в Красную Армию почти 19 тысяч лошадей, 3 тысячи автомобилей, 252 трактора. Самоотверженный труд наших земляков — неоценимый вклад в Великую Победу. Книга О. Русакова «Ковровские оружейники» — это повествование о работе ковровских конструкторов по созданию автоматического оружия перед Великой Отечественной войной, во время ее, а также в первые послевоенные годы. Книга интересна тем, что в ней представлены материалы, ранее закрытые для широкой публикации. В издании Е. Петровичевой и И.

Тряхова «Тыловой город в Великой Отечественной войне: жизнь и труд владимирцев в годы суровых испытаний» рассказывается об особенностях повседневной жизни и быта жителей городов владимирского края. Книга написана на основании архивных документов дневников, писем и мемуаров и позволяет понять, как простые люди смогли выстоять в тяжелейших условиях военного времени и внести свой неоценимый вклад в великую победу. В сборнике архивных документов к 75-летию Великой Победы «Владимирский край в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война стала жесточайшим испытанием для нашей Родины.

Что означает "увеличение личной ответственности" в более мелких рамках. У рабочего-токаря наблюдается перерасход инструмента. Либо он неправильно обучен, либо неисправен станок, либо плохой инструмент. В нормальной ситуации, рабочий докладывает бригадиру, тот начальнику смены, участка, цеха. На очередной заводской планерке ставится вопрос, решение идет по нисходящей и через условный месяц появляется наладчик станка, который проверяет. Потом докладывает начальству, что со станком все нормально, а инструмент паршивый, вся цепочка заново.

Во время войны, каждый рабочий или бригадир принимал ответственность на себя. Минуя все инстанции, сразу вызывал наладчика. Если был недоучен рабочий-его сразу доучивали на месте. Если был неисправен инструмент-докладывали "куда надо". Все это экономило просто прорву времени, самого ценного "аргумента" на войне. Опять же, не следует рисовать картину всеобщего благоденствия. Находилось немало сторонников "ничегонеделанья". Нет команды-нечего дергаться. Но если сегодня это норма, то тогда это было равносильно натуральному предательству. Вся страна стремится сделать нашу жизнь лучше, а ты, "гад", "приспособленчествуешь".

Не закон, а окружающие люди оценивали это преступлением, особенно во время войны! Еще один важный момент личного отношения, рубль тогда был "контурным". Заводы были на хозрасчете, то есть должны приносить прибыль. Однако, в виде массы рублей получить ничего не могли. На условную сумму своей прибыли, завод мог получить станки, стройматериалы для библиотеки, жилых домов или Дома Культуры, телевизоры на премии для рабочих в артели заказать, наконец. Директора или чиновники из Наркомата распределяли огромные средства, но они физически не могли положить их себе в карман. Все тратилось на производство и на людей. Чем лучше работает завод, тем лучше живут заводчане. Попасть слесарем на завод-передовик, это может, как сегодня в "Газпром" или "Сбербанк" на нормальную должность устроиться. И квартира, и премии, и бесплатно в Крым с женой.

Повторюсь, это отличалось от "царского времени" больше, чем дальний космос от Земли, было за что драться... Уяснив, на что были готовы советские граждане, можно переходить к конкретике промышленности. Итак, эвакуируется завод в город N. Нет там никакой площадки и никаких условий. По сути, это разрешало возводить заводские корпуса из дерева и шлака. Фактически же, сильно экономило время, огромные силы и ресурсы в самый "авральный момент". То есть цеха возводили буквально за недели, а уже в процессе работы завода, по мере сил достраивали капитально. Лично видел такую конструкцию: вертикальные деревянные столбы через 3 метра просто вбиты вкопаны в землю, обшиты тесом, простенок завален каким-то мусором, вперемешку с землей и золой что именно понять невозможно уже. Впоследствии залит фундамент, выстроена новая кирпичная стена, а промежуток с досками залит бетоном. Выяснилось при сносе корпуса.

Строился цех в 1942 году, тогда же завод заработал, на некоторых кирпичах клеймо "1944", то есть достраивали минимум 2 года... Но у каждого завода был свой "автор". Какой-нибудь секретарь обкома или представитель Наркомата решал и принимал всю ответственность на себя. В чем это выражалось. В предыдущих частях акцентировалось внимание, что уровень ИТР в СССР кардинально вырос к войне, но так же вырос уровень подготовки административного аппарата. То есть местный руководитель, получив приказ разместить завод, не с оторопью и испугом смотрел на телефон, а немедленно собирал представителей всех нужных ведомств. И каждый такой представитель обязан был четко знать свои возможности. Настоящий профессионализм, это не "я все могу", а четкое понятие того, что конкретно сделать ты не сможешь. А если "очень надо", то "мне необходимо предоставить по списку:.. Две недели, но мне нужно 10 тракторов и 20 грузовиков.

Дадим вам 5 тракторов, 5 грузовиков, 20 телег и бригаду комсомольцев. Вот и все, "полемика чиновников военного времени" закончена. Все дальнейшие действия привязываются к тому, что через 2 недели дорога будет. И дело даже не в том, что Иван Иваныч, если что, поедет на Колыму в реальности случалось крайне редко. Будут сорваны все сроки. Поэтому, уже через неделю, ИИ будет докладывать каждый день-укладывается он в график или не успевает. Если нет, где-то "оторвут" от других работ людей или технику и отправят в помощь. Потом "оторвут" голову и ИИ, но потом, когда дорога будет. Любое планирование базируется на профессионалах и реализовать военное производство без грамотных управленцев было бы невозможно. Мы подходим к такому важному моменту, как "трудовые резервы".

Это касается и людей, и техники. Из "ничего" нельзя вытащить трактор или паровоз. На что-то, подобное строительству "Беломорканала" где действительно использовались ЗК не было никаких средств. Это только в теории их труд бесплатен, в реальности крайне убыточен, ведь абсолютно все расходы по их содержанию плюс конвоиры, плюс постройка охранного периметра и прочие "плюсы" несет государство. Основным поставщиком служила деревня... К сожалению, это повлекло ожидаемый кризис сельского хозяйства, но откровенно говоря, надеется больше было просто не на что. Если бы не поднялась промышленность, растить хлеб пришлось бы уже не для себя, а для немцев! В селах постоянно набирали трудовые команды из молодежи предпризывного возраста. Молодые селяне составляли основную массу мобилизованных для работы в тылу. Изымались все телеги и лошади, не говоря о грузовиках и тракторах.

Именно это стало причиной того, что женщины часто вынужденно пахали на себе, как это ни горько. Сегодня люди слишком слабо представляют себе, что значит отправить 16-летнего сына в город, когда труд большей частью ручной, а мужики на войне. Его работа никуда не денется и это же почти взрослый мужчина!

Шесть тысяч героических историй тружеников тыла

Есть витрина на тему сельского хозяйства, которое было развито в регионе и сыграло свою важную роль, обеспечив в тяжелые годы страну зерном». Известно, что в первый же день после объявления войны, более 500 тюменцев записались добровольцами в ряды Красной Армии. Причем, в военкоматы обращались и женщины с просьбой взять их на фронт, но тюменок начали мобилизовать, как и во всей стране, только с марта 1942 года. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в город в течение 1941 года. Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Экспозиция «Тюмень.

Великая Победа» Эвакуированные производства имели самую различную направленность. Но их объединяло одно — продукция была направлена на нужды фронта. С первых дней войны предприятие стало выпускать минометы и мины калибра 82 и 120 мм, корпусы гаубичных снарядов калибра 122 мм. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес. Льва Карпова. С первых дней пребывания в нашем городе предприятие приступило к выпуску медикаментов.

Предприятие расположилось в Заречной части города. Завод производил лекарства. У нас представлена его продукция», - рассказал Павел Малиновский. В феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. Если говорить о пищевой промышленности, то особую роль в снабжении фронта молочной продукцией сыграл Ялуторовский комбинат.

Он поставлял в блокадный Ленинград сухое молоко, а в госпитали — солодовое масло.

Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. На ней представлена литература общего характера, раскрывающая роль тыла в Великой Отечественной войне, книги и журнальные статьи о детях и подростках, которым довелось работать в военные годы, о тяжести труда, упавшей на женские плечи. Наш читатель найдет на выставке литературу о перестройке экономики, эвакуации заводов, о роли науки в разработке нового оружия в годы великой войны 1941 — 1945 годов. Раздел «Наш край прифронтовой» раскрывает тему вклада наших земляков в победу над фашистской Германией. В «Книгах Памяти», представленных на выставке, можно найти списки ветеранов труда Великой Отечественной войны, в том числе и жителей Балашовского района.

Военная экономика страны работала с высокой эффективностью и производительностью. Выплавляя примерно в 3 раза меньше стали и добывая почти в 5 раз меньше угля, чем фашистская Германия с учетом ввоза из оккупированных стран, присоединенных территорий, а также импорта , СССР в годы войны создал почти в 2 раза больше вооружения и боевой техники. В результате непрерывного совершенствования производства с мая 1942-го по май 1945 г. Рост производительности труда обеспечивался как путем увеличения выработки в единицу рабочего времени - за счет рационализации производства, так и путем увеличения рабочего времени - за счет сокращения его потерь и увеличения сверхурочных работ. Только в 1944 г. Наряду с ростом производительности труда существенно снизились затраты при выпуске важнейших видов вооружения. Экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941 - 1944 гг. Только за счет экономии материалов и денежных средств танковая промышленность дала фронту за последние три года войны свыше 25 тыс. Характерно и то, что в расчете на 1 млн. Таким образом, советская экономическая система в годы военных испытаний продемонстрировала явное преимущество, практически доказав свою высокую эффективность, способность рационального использования всех видов ресурсов, полной мобилизации всех элементов социалистического расширенного воспроизводства на достижение конкретной задачи в экстремальных условиях. Горбачев на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война потребовала героических усилий от работников сельского хозяйства, призванных обеспечить фронт и тыл достаточным количеством продовольствия, а промышленность - сырьем. Это была задача важнейшего экономического и политического значения. Решалась она в сложнейших условиях. С началом войны численность трудоспособного населения в деревне резко сократилась. Сотни тысяч колхозников были мобилизованы в Действующую армию. Сельские труженики стали работать на заводах, фабриках и шахтах. В Красную Армию были взяты лошади, большая часть автомобилей, мощные дизельные тракторы. Все острее ощущался недостаток горючего. Но и в этих условиях социалистическая система сельского хозяйства выстояла37. Необходимость снабжения армии и населения продовольствием со всей остротой поставила задачу развития сельскохозяйственного производства в тыловых районах - в Центре, Поволжье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Посевные площади в этих районах увеличились в 1942 г. Общая площадь посева в колхозах выросла с 62,6 млн. Расширены были посевы сахарной свеклы и масличных культур в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Прирост посевов технических культур в 1942 г. В колхозах восточных районов площади под картофелем и овощами в 1942 г. Важную роль сыграло увеличение доли посевов озимых в общей площади зерновых культур: в 1942 г. Рост площадей под озимыми позволил в значительной мере возместить недостаток рабочей силы, тягла и техники39. Им принадлежала большая роль в увеличении продовольственных ресурсов страны, снабжении рабочих и служащих сельскохозяйственными продуктами, прежде всего картофелем и овощами. В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн. С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта. Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР. Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс.

Одним из уникальных достижений стала передислокация сотен промышленных предприятий с запада на восток страны, и быстрое включение их на новом месте для работы на нужды фронта. Статья по теме: Взять Берлин в феврале? Хотя относилась она, в первую очередь, к действиям в прифронтовой полосе, но определяла задачи и для всего населения. Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение», - говорилось в документе. И советский народ проявил небывалый энтузиазм и патриотизм. Люди работали по 12-20 часов в сутки, иногда неделями не выходили с заводов. Страна превратилась в один боевой и трудовой лагерь, подчиненный единственной цели — победе.

«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну

«Советский тыл в годы войны». Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны.

первые лица

  • Тыл – это половина победы, и даже больше
  • "Тыл - фронту: вчера и сегодня"
  • «Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи
  • «Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну
  • "Тыл - фронту: вчера и сегодня"

11.3. Советский тыл в годы войны

В сентябре 1941 года сделали 2329 боевых машин - более 70 в день. Правда, позднее в связи с эвакуацией заводов в глубокий тыл количество выпускаемых самолётов стало снижаться, поэтому перед рабочими и инженерно-техническими работниками авиационной промышленности сразу же после переброски заводов на новые места была поставлена задача в кратчайшие сроки смонтировать оборудование и начать выпуск самолётов. На первый план выдвигались требования повышения производительности труда, сокращения трудоёмкости производства. В мае 1942 года коллективы двух заводов - самолётостроительного и моторостроительного - выступили с призывом начать Всесоюзное социалистическое соревнование работников авиационной промышленности.

Одной из форм соревнования стали фронтовые бригады. Право называться фронтовой бригадой присваивались лучшим из лучших. Используя инициативу авиастроителей, их патриотизм, было многое сделано в налаживании поточного производства.

Широкое распространение получили электросварка, холодная штамповка, новые способы склейки деревянных деталей. Всё это, вместе взятое, позволило, например, снизить за годы войны трудоёмкость при изготовлении штурмовиков вдвое, а время его производства в цехе главной сборки сократилось в пять раз. В два с лишним раза меньше стало затрачиваться труда на изготовление самолетов конструкции Лавочкина и Яковлева.

С установкой поточных линий на заводах, производивших бомбардировщик "ТУ-2", трудоёмкость изготовления этого самолета уменьшилась в три раза. В результате к концу 1943 года производство всех видов боевых самолетов было доведено до 3000 в месяц, а всего за 1943 год Военно-Воздушные силы получили почти 35 тысяч самолетов. Только на Челябинском тракторном заводе было изготовлено 18,5 тысяч танков разных марок, преимущественно "Т-34", 48,5 тысяч танковых двигателей, 170 миллионов заготовок мин и снарядов.

Тысячи людей самоотверженно трудились на заводе, но даже среди них были люди-легенды, о которых знали не только на заводе, но и в области и всей стране. К таковым можно отнести членов молодежной бригады Василия Гусева, делавших коробки передач для грозных боевых машин - танков "Т-34". Бригада Гусева не раз завоёвывала первенство в областном соревновании фронтовых комсомольско-молодёжных бригад, она стала лидером соревнования среди 9600 молодёжных бригад Наркомата танковой промышленности.

За годы войны бригада Василия Гусева внесла 52 рационализаторских предложения, направленных на увеличение выпуска деталей и повышение их качества, в результате чего производительность труда в бригаде увеличилась в восемь раз. На заводе по производству артиллерийский орудий, где главным конструктором был Василий Гаврилович Грабин - генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, Герой Социалистического труда, - с первого дня войны велась борьба за высокую производительность труда и увеличение производственных мощностей. Эта инициатива вылилась в замечательное движение двухсотенников - стахановцев военной поры.

Движение двухсотенников было ценно тем, что повышало не только личную выработку рабочего, но и всего завода и в результате выпуск орудий постепенно увеличивался. Заменяя ушедших на фронт, по-ударному работали труженики воронежского тыла. Воронежские промышленные предприятия стали быстро перестраиваться на производство военной продукции.

С июля 1941 года её начал выпускать старейший воронежский завод имени Ф. Он же по заданию Государственного Комитета Обороны отремонтировал шесть бронепоездов. Взамен ушедших на фронт рабочих на завод возвратилось более 200 пенсионеров, поступили вновь 500 подростков, более 300 женщин, и завод продолжал работать с полной нагрузкой.

На машиностроительном заводе имени В. Ленина цеха также переоборудовались для выпуска продукции для фронта. Со сборочных участков 1-го механического цеха на "Завод имени Коминтерна" потоком пошла важная составная часть реактивных установок - "стреляющий механизм".

Катастрофически не хватало квалифицированных рабочих", — директор музея Ирина Сотскова показывает на стенд с фотографиями, сделанными в цехах завода во время войны. Работали круглосуточно, смены длились по 12 часов. Даже сейчас, с учетом автоматизации производства и с развитием технологий, в цехах шинных заводов стоит сильная жара.

А в те годы, о которых мы говорим, условия труда были намного хуже. Но люди не думали о себе, они хотели быть максимально полезными фронту", — директор музея показывает фотографии. На них — девушки со строгими, сосредоточенными лицами.

Работниц старались поощрять на тяжелейший ударный труд — часами, отрезами на платья, костюмами. В газете "Заводская правда" в статье от 9 мая 1967 года своими воспоминаниями поделилась бывшая работница ЯШЗ А. Овсова: "Помню, как мне в красном уголке на общем собрании вручили нарядное вишневое платье из шелкового маркизета с расклешенной юбкой.

Оно до сих пор лежит у меня дома как память. Только танцевать я так и не научилась — было некогда. Но зато я научилась понимать цену дружбы, рабочих рук и настоящего, не напускного патриотизма.

И еще самое главное — цену человеческой жизни". Погибли и были ранены более 100 сотрудников, работавших в ночную смену. Но еще более страшной для людей тогда была мысль о том, что завод, бомбы на который сбрасывали порядка 80 вражеских самолетов, не подлежит восстановлению", — рассказывает Ирина Сотскова.

Однако его восстановили в течение трех месяцев. И они не считали, что совершают подвиг, хотя как по-другому назвать то, что они сделали, я не знаю", — говорит директор музея. Сохранились воспоминания актеров о споре — что важнее: искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою.

Эта выставка, которую сейчас реанимировал предатель Резун-Суворов, была открыта в Берлине в 1942 году — вот, мол, как живут дикие и жестокие варвары на востоке, которым мы несем свободу. Потом эту выставку возили по оккупированным городам Советского Союза. Представляете, стоят виселицы с повешенными партизанами и тут же разукрашенный автобус с наглядной агитацией. И вот этот «автобус» снова появляется на наших улицах. Чтобы все понимали — все эти статьи и статейки, брошюрки и «Майн Кампф» сегодня — это все оттуда, от доктора Геббельса. Отличного оратора и мастера теории и практики пропаганды. Вот несколько из его высказываний: «Мы добиваемся не правды, а эффекта». Он осквернил наш народ». Желтая звезда, которую нашивали фашисты на одежду евреев — как в Средневековье — тоже идея Геббельса. Выставки — это только одна сфера деятельности министерства пропаганды Геббельса.

Сюда также входила наглядная агитация — плакаты, печать — листовки, брошюры, газеты — кино и радио. И как прообраз будущего самого массового СМИ — телевидение. Самые популярные плакаты и лозунги: «Конец колхозному рабству! Простите, последнее уже из сегодняшнего дня. Больше всего надежд у Геббельса было на радио — самый современный на то время источник информации. Вот цитаты из его дневника: «Мы работаем на Россию при помощи трех тайных передатчиков. Тенденция первого — троцкистская, второго — сепаратистская, третья — националистически русская. Все три — резко против сталинского режима». Радио есть первейший и влиятельнейший посредник между движением и нацией, между идеей и человеком». Только в одном оккупированном Смоленске было 845 радиоточек, и слушать их пропаганду сгоняли все население.

Нынешним пропагандистам есть чему поучиться у доктора Геббельса. Они и учатся. А кое в чем даже переплюнули — в откровенности лжи и цинизме. Например, войну киевской власти против собственного народа объявляют антитеррористической операцией. А людей, защищающих свои города и дома — сепаратистами и террористами. В 1941 году в оккупированных немцами городах появились плакаты: «Немецкие войска освободили Москву». Внизу мелким шрифтом уточнение — это деревня с таким названием. Нынешние «геббельсы» никакими уточнениями себя не утруждают.

Особенностью битвы явилась высокая плотность войск, насыщение их вооружением и военной техникой, в силу чего в ряде случаев на одной линии с армейскими тыловыми частями размещались фронтовые. Напряженной работы органов тыла требовали и решающие операции третьего периода Великой Отечественной войны. Как показал опыт, в наступательных операциях Красной Армии весной 1943 года возросли случаи отставания запасов материальных средств от обеспечиваемых войск. Это было обусловлено тем, что в существовавшей на тот момент системе снабжения войск нижестоящие соединения и части сами подвозили себе со складов вышестоящего звена выделенные им материальные средства. В связи с этим Государственный Комитет Обороны 24 мая 1943 года принял решение об ответственности старшего начальника за организацию подвоза всех материальных средств в подчиненные соединения и части, которое является одним из основных принципов снабжения войск и по сей день. Другая особенность освобождения захваченных территорий заключалась в том, что не было возможности рассчитывать на местные ресурсы, разоренные противником, в первую очередь продовольствия. Это приводило к необходимости увеличивать объемы подвоза материальных средств войскам. Так, для подготовки и проведения Белорусской стратегической операции, по расчетам, войскам необходимо было подать 400 тыс. И только снабжение фронта материальными средствами из резерва Центра позволило начать операцию 23 июля 1944 года. Органы тыла выполняли важные задачи по восстановлению народного хозяйства на освобожденной территории страны. Вместе с войсками двигались оперативные группы, немедленно приступающие к возрождению хозяйственной и культурной жизни оккупированных территорий. Подготовка 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов к проведению Висло-Одерской операции также началась заблаговременно. Концентрация сил и средств на плацдармах сражения была необычайно высокой. К началу операции тыловые части и учреждения были максимально приближены к войскам, что было обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для войск при прорыве тактической обороны. Советскими войсками вместе с обеспечивающими их структурами был использован весь накопленный боевой опыт в заключительной операции Великой Отечественной войны — Берлинской. Вследствие небольшой глубины Берлинской операции, плотности ведения огня и больших потерь личного состава фронтовые тыловые части практически не перемещались. Во время штурма Берлина в непосредственной близости развернулись резервные армейские госпитали, для розыска и эвакуации раненых создавались специальные команды. В среднем за день боя в Берлине расходовалось свыше 300 вагонов различных боеприпасов и других материальных средств, однако органы тыла своевременно снабжали войска, обеспечив Великую Победу советского народа. Во-первых, как гласит азбучная истина военной науки, победа в любой войне, а тем более такой затяжной и кровопролитной, какой явилась Великая Отечественная война, протяженностью 1418 дней и ночей, зависит не только от военного искусства полководцев, но и от уровня организации материально-технического обеспечения войск, то есть от крепкого тыла. Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны доказал, что бесперебойность снабжения войск является одним из главнейших условий победы в любой войне. В-третьих, было показано, что, с учетом континентального характера театров военных действий, важное значение имело эффективное руководство органами управления тылом в организации подвоза вооружения, военной техники и других материальных средств. Сталин сказал заместителю наркома обороны СССР — начальнику Тыла Вооруженных Сил в момент назначения его на должность Народного комиссара путей сообщения: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла. Но снабжение фронта — это прежде всего подвоз! Всего за годы Великой Отечественной войны Тыл Вооруженных Сил принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 65 млн т горючего, боеприпасов, продовольствия и фуража. Общий пробег только автомобильного транспорта составил свыше 2,5 млрд км, что эквивалентно свыше 60 тыс. В-четвертых, первый и второй периоды Великой Отечественной войны показали, что в самых тяжелых условиях ведения боевых действий, прежде всего в обороне, из всей номенклатуры материальных средств войска выше всего ставили продовольствие, боеприпасы и горючее. В начале 1942 года 33-я армия под командованием авторитетного командующего Н. Ефремова не смогла выполнить поставленные задачи, поскольку войска не были обеспечены продовольствием и боеприпасами. А в октябре-ноябре 1942 года командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград, генерал В. Чуйков телеграфировал заместителю начальника Тыла Вооруженных Сил генералу В. Виноградову: «Не шлите мне фуфайки и телогрейки, мы и без них в окопах обойдемся. Шлите, в первую очередь, боеприпасы». В-пятых, Тыл решал не только задачи по обеспечению действующей армии всем необходимым для успешного ведения боя, но и народно-хозяйственные задачи, которые выполнялись неразрывно как в интересах всей страны, так и ее Вооруженных Сил. Это Тыл Вооруженных Сил построил нефтепровод по дну Ладоги и обеспечил продовольствием население в числе прочих мероприятий, позволивших жителям блокадного города выстоять в нечеловеческих условиях существования. Тогда норма обеспечения хлебом была снижена до минимума, необходимого для поддержания жизни человека. Она составляла: для рабочих и инженерно-технических работников — 250 г в сутки, для служащих, иждивенцев и детей — по 125 г. Всего за годы войны было построено свыше 120 тыс. В-шестых, Тыл Вооруженных Сил принимал активное участие в оказании помощи населению освобожденных стран Восточной Европы продовольствием и другими необходимыми материальными средствами. По решению советского правительства, народам Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Германии, освобожденных от фашизма, из запасов Красной Армии было выделено свыше 900 тыс. Красноармейцы раздают еду жителям Берлина И, наконец, важную роль в организации деятельности Тыла в течение всей войны играл тот факт, что во главе вновь созданного централизованного и маневренного Тыла Вооруженных Сил бессменно, как и Верховный Главнокомандующий, находился талантливый организатор, военачальник со стратегическим мышлением — генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв. Характеризуя отношение И. Сталина к отдельным военачальникам, Г.

«Советский тыл в годы войны»

В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Чтобы включить программу чтения с экрана, нажмите Ctrl+Alt+Z. Для просмотра списка быстрых клавиш нажмите Ctrl+косая черта. Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу. 7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий