Когда Гриммы только начинали собирать сказки, идеологом проекта стал Клеменс Брентано, издавший незадолго до этого сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика». На главную Сказки для детей Сказки народов мира Немецкие народные сказки.
В Германии подвергли цензуре одну из известных детских сказок
— Эта сказка о том, как один тролль решил стать добрым, и что из этого вышло, — говорит автор. Конкурс «Золотой Grand Германии» был посвящен 160-летию Джерома Клапки Джерома. Всего в Великом Новгороде показали девять спектаклей, поставленных по немецким сказкам. Кроме занимательных историй Кристэн Бойе, маленькие зрители увидели сказку Сабины. Сказки прочтут директор российско-немецкого дома Виктор Адам, зампредседателя немецкой автономии Александр Грейер и начальник департамента природных ресурсов и охраны.
Воспитанников Центра лечебной педагогики познакомили с героями немецких сказок
Однако жуткие первоисточники сохранились до сих пор: в немецких сказках отразились самые интересные культурные особенности жителей страны, самые удивительные места, которые стоит посетить, и самые популярные образы мифических героев — это великаны, карлики, русалки, духи и призраки. Сказки живут в Германии давно — еще в IX-X веках они были привезены сюда странствующими актерами — именно тогда популярность обрели сказки-шванки от нем. Schwank — шутка — короткие смешные истории с неожиданным финалом. Когда один мужчина застал у себя дома воров, он не испугался, а только произнес: «Не знаю, что вы хотите отыскать здесь ночью, когда я и при свете дня богатств не вижу». Однако не обольщайтесь: далеко не все немецкие сказки смешны! Для них куда больше характерно жестокое отображение реальности — авторы никогда не старались сделать их добрыми, и зачастую у них не бывает «хэппи энда» — только серьезная мораль о воспитании важных черт характера. Сказка «Карающий бог» начинается с простого «Однажды…».
Однажды жил да был один непослушный мальчик, который не слушался родителей: бог сделал его настолько слабым, что мальчик много болел и вскоре умер. Непослушный ребенок не угомонился и после смерти: из детской могилы вскоре показалась знакомая рука, а все попытки снова засыпать ее землей не помогали. Мертвый ребенок смог обрести покой только тогда, когда мать поколотила руку палкой, а жуткая сказка заканчивается удивительно суровой моралью — «никогда не будь упрямым и делай, что тебе говорят». Мораль для родителей: «если ребенок не слушается, не медлите с поркой». Ужас, правда? И это мы еще не говорили о ведьмах — братья Гримм написали около пятидесяти сказок о них.
Самые знаменитые — старуха из «Гензель и Гретель», волшебница в «Йоринде и Йорингеле», крестная в «Рапунцель» и стряпуха в «Найденыше». Даже мачеха из оригинальной «Белоснежки» наверняка имела ведьминские корни. В немецких сказках братьев Гримм ведьму шесть раз сжигают, пять раз вешают, еще пять — топят, трижды разрывают дикие звери и дважды обезглавливают…Однако судьба одной представительницы ведьм сложилась не так уж плохо!
Среди этих сказок были известные всем, а были и такие, которые знали только в пределах одного герцогства или даже одной деревни. Но под пером братьев Гримм все они становились настоящими произведениями литературы, а переведённые на другие языки — достоянием детей всего мира! Предлагаем нашим читателям видео-час сказки, где вас ждёт рассказ о жизни братьев Гримм, их поучительная притча «Старый дед и внучек» и любимый мультфильм «Горшочек каши», снятый по сказке знаменитых немецких писателей.
Сказки — это торжество добра, красоты и справедливости. В сказках всегда торжествует добро, а зло несёт должное наказание. В сказках люди расстаются лишь для того, чтобы снова увидеться; страдают для того, чтобы стать счастливыми; там люди никогда не стареют; там, наконец, люди узнают истину сразу, в один день. В действительности же никогда ничего подобного не бывает. Жизнь — это постоянная борьба, и истина не легко дается нам в руки.
Рассказы эпохи классической древности были впервые принесены в Германию в IX-X веках странствующими актёрами и жонглёрами. Это были сказки-загадки, небылицы, сказки о животных и шванки Шванк нем. Не меньшее влияние имели и сказки Шарля Перро. Некоторые из самых известных и популярных сказок братьев Гримм берут начало из этих источников. С середины XIX века сказка в Германии живёт преимущественно в книге, в литературных сборниках. По композиции немецкая сказка, как правило, имеет тройное или двойное членение. Противопоставление добра и зла, бедности и богатства, высокого и низкого даёт схему с двойным членением. Сказка обнаруживает склонность к формулам. Для немецкой сказки, характерны числа — 3, 7, 9 и 12. В ней популярны традиционные зачины и концовки. Иногда в прозаическое повествование вставляют стихи, которые находятся, чаще всего, в середине рассказа или в конце, как заключительная формула. Есть сказочные формулы, связанные с кульминационным пунктом рассказа и переходные формулы между отдельными его частями. Обычным приёмом являются повторы, особенно в диалогах сказочных персонажей. Что же касается песенных вставок, то они в немецкой сказке очень редки. Ещё одна характерная для немецких сказок черта — это жестокое отображение реальности, как правило, авторы не стараются сделать свою сказку доброй, в ней нет «хэппи энда», но зато в ней есть серьёзная мораль, которая воспитывает в немцах определённые черты характера. Теперь самое время затронуть таких писателей, как братья Гримм, ведь больше половины их сказок заканчиваются далеко не лучшим образом. Чаще всего под словосочетанием «Братья Гримм» подразумеваются только Якоб и Вильгельм Гримм, но на самом деле, в семье было девять детей: восемь мальчиков и одна девочка. Кто-то из них умер в младенчестве, а кто-то, к примеру, Людвиг Эмиль Гримм, добился успехов в другой области. Он стал известным гравером. Братья Гримм родились в городе Ханау, в 1785 году родился Вильгельм, а в 1786 году Якоб. Отец знаменитых сказочников умер рано, когда Якобу было всего 11 лет, но именно ему, как старшему из детей, предстояло кормить семью. Якоб и Вильгельм были не первыми, кто обратился к жанру немецкой сказки. Новаторство братьев заключалось в том, что они публиковали сказки именно в «народном», неисправленном виде. При этом творческий Вильгельм был сторонником литературной адаптации текстов, но старшему брату удалось переубедить его. Кстати говоря, Якоб сформулировал определение термина «передвижение согласных», названное «законом Гримма». После окончания учёбы в гимназии братья получили юридическое образование, а затем работали профессорами в университете.
Сказки немецких земель. К 235-летию В. Гримма.
Германисты плодили работы о «национальной идеологии» братьев Гримм и их расовых воззрениях, а затем сказки взяло на вооружение министерство пропаганды Йозефа Геббельса. После некоторой подгонки под расовую теорию и культ фюрера они использовались для воспитания детей в нацистском духе и апелляции к немецкому народному духу. В 1935 году немецкие киностудии начали экранизировать сказки. Режиссёр и кинопродюсер Хуберт Шонгер в интервью «Кинокурьеру» в 1938 г. В общем, никто и не скрывал, что сказочных героев поставили на службу национал-социализму. В сказках прославлялись власть и борьба с врагом, культивировались храбрость, милитаризм, уважение к вождю, враждебность к чужакам, послушание и дисциплина. Это видно в каждом таком фильме. В экранизации «Храброго портного» 1941 главный герой вступает в борьбу с единорогом, кабаном и великанами, чтобы спасти королевство «das Reich» ; он учит детей, что «храброму принадлежит мир».
В других сказках идеализировался король прототип фюрера — непременно мудрый, сильный и заботливый. Даже когда король в текстах братьев Гримм поступает дурно, сценаристы эти «острые углы» сглаживали. Так, в «Спящей красавице» 1936 король хотя и приказывает сжечь все веретёна в своём рейхе, при этом беспокоится о выживании прядильщиков чего нет в оригинальной сказке. В нацистской «Белоснежке» 1939 отец главной героини уходит на войну — он полководец; фильм вышел на экраны в октябре 1939 г. Откровенно пропагандистской получилась и «Красная Шапочка» 1937 , в которой сама Шапочка похожа на идеального арийского ребёнка, а добрый «дядя охотник» носит значок со свастикой; эта экранизация несла детям идею послушания и страх перед чужаком в образе волка , которого надо убить. Неприязнь к незнакомцам воспитывали также сказки «Белоснежка и семь гномов» 1939 и «Гензель и Гретель» 1940.
Каждая деталь выписана так выпукло и зримо, что в тексте тесно от описаний — не продохнуть от арбузного меда, немецких кружев и ароматных яблок. Уже и главный герой теряет дар речи, погружаясь в спасительную немоту в Год Разоренных Домов, а автор все нанизывает и нанизывает слова, обращая быль сказкой, а сказку былью. Текст зреет и раздувается, как арбузы и дыни на бахче Арбузной Эми, слова льются рекой, разливаясь как Волга по весне — и читатель тонет, отчаявшись ухватиться за спасительный остов сюжета. Даже большая История подводит, не давая опоры, потому как шульмейстер, в начале романа трижды в день отбивающий время в деревенский колокол, в конце концов перестает следить даже за временем года.
Для Баха все превращается в один холодный ноябрь, а для читателя — в угрюмый полумрак, где душно и тесно как в комнатке старухи Тильды. Кажется, что и сама Гузель утонула в мрачном и прекрасном мире немецко-поволжских сказок и, стараясь переплавить старые немецкие сказки с новыми советскими, позабыла о своем читателе.
Сначала девочку прогоняют из дома, затем ей приходится приспосабливаться к жизни в новых условиях, а потом ещё та старушка с заколдованным яблоком — сложности преследуют Белоснежку одна за другой! Понятно, что такие сказки готовят немецких детей к трудностям.
Ну а «Рапунцель»? А «Спящая красавица»? Очень сложные судьбы и у этих героинь. Главное, что мне хочется донести до вас этими рассуждениями, это то, что немецкая культура предполагает серьёзный взгляд на жизнь.
Детей учат морали, с самого начала открывая для них реальность без всяких прикрас. Многие могут сказать: на то оно и детство, чтобы всё вокруг было розовым и волшебным… А вы согласны с этим мнением? Я не совсем. Именно поэтому мне видится положительная сторона в том, что в немецких сказках преобладает такой «серый оттенок».
Сказки — это хорошо, а если они правильные — то ещё лучше. Что я понимаю под словом «правильные»? А то, что сказка должна быть поучительна и применима к жизни — как раз такой, какой является немецкая сказка. Дети любят волшебные истории и хорошо воспринимают их, так как это что-то интересное и любопытное.
Именно поэтому немцы сделали очень правильно, скрыв «во лжи», то есть в сказке, «намёк, добрым молодцам урок». Ну как ваше новогоднее настроение?
Всего в Пскове будет восемь благотворительных мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста на популярные сюжеты немецких писателей — Кирстен Бойе «Приключения водяного Никса» и Сабины Штэдинг «Петронелла — добрая ведьма с яблоневого дерева». Цель проекта - знакомство детей и их родителей с современной немецкой сказкой и героями популярных книжных серий.
Добавим, что Кирстен Бойе является обладателем литературных премий и наград, премии ЮНЕСКО, по сюжетам ее рассказов и сказок снимаются фильмы и мультсериалы.
«Фрайтаг» на русском и немецком языках
Так, ребята создали яркую пластилиновую сказку «Три бабочки», посмотрели инсценировку этой сказки на немецком языке. немецком и татарском - готовится в Казани. Во многом благодаря братьям Якобу и Вильгельму Гримм появились немецкие сказки в той форме, в какой мы их представляем. Три команды выполняли различные задания на немецком языке на четырех станциях, связанных со сказками братьев Гримм: отгадывали ребусы, пели песни, инсценировали отрывки сказок. Новости Германии на русском. Русская Германия. В немецких сказках часто нет хэппи-энда – они отличаются наличием серьезной морали и отображают реальность во всех ее проявлениях.
Обратная связь
Скажу честно, роман "Дети мои" читать не просто. Интересную идею со всей ее глубиной и гофмановским сказочным сюжетом Гузель Яхина утопила в словах, как нерожденных телят топят в романе в Волге. Каждая деталь выписана так выпукло и зримо, что в тексте тесно от описаний — не продохнуть от арбузного меда, немецких кружев и ароматных яблок. Уже и главный герой теряет дар речи, погружаясь в спасительную немоту в Год Разоренных Домов, а автор все нанизывает и нанизывает слова, обращая быль сказкой, а сказку былью. Текст зреет и раздувается, как арбузы и дыни на бахче Арбузной Эми, слова льются рекой, разливаясь как Волга по весне — и читатель тонет, отчаявшись ухватиться за спасительный остов сюжета.
Даже большая История подводит, не давая опоры, потому как шульмейстер, в начале романа трижды в день отбивающий время в деревенский колокол, в конце концов перестает следить даже за временем года.
Даже имели место детские рынки, где фермеры на любой вкус и цвет брали «в аренду» девочек и мальчиков, — для тяжелой работы, конечно же. Зачастую на сезонную работу в Верхнюю Швабию детей отправляли бедные крестьянские семьи, проживающие в Альпах, Австрии и Швейцарии. Нередки были случаи, когда на «место встречи» совсем юные труженики добирались пешком. Первые упоминания Schwabenkinder встречаются в 16-17 веках, а в 19 веке ситуация достигает своего апогея.
В 1930 году в Германию прибыли последние «швабские дети». Das Vermieten der Tiroler Schwabenkinder in Ravensburg Сдача в аренду "швабских детей" из Тироля в Равенсбурге Героям же нашей сказки повезло больше: они умудрились вернуться домой ещё после первого порыва оставить их в лесу, — всё благодаря смышлёности Гензеля. Во второй раз жена дровосека раскусила, что мальчишка-то не промах, и в ночь перед зловещим планом заперла его в комнате, чтобы тот, как в первый раз, не набил карманы галькой и не усеял ими себе путь домой. И вот голодные детишки, оставленные в лесу родителями, отчаянно бродят в поисках спасения магическое количество дней и находят птичку, которая отводит их к пряничному домику ведьмы. С голоду они набрасываются на крышу и сахарные окна.
Я на вас посмотрю, что вы будете делать, не евши ничего три дня, — тоже пряничную крышу с удовольствием погрызёте.
Вся профессиональная жизнь Гофмана была связана с Берлином. Гофман был не только литератором, но также государственным чиновником, композитором, юристом отец писателя работал адвокатом и даже художником. Из-за своей любви к музыке он сменил третью часть своего имени с Вильгельма на Амадей, поскольку восторгался творчеством уроженца Зальцбурга, одного из ярчайших представителей школы Wiener Klassiker Вольфганга Амадея Моцарта. Стоит отметить, что Гофман был современником и венской школы в лице Гайдна, Моцарта и Бетховена в целом. Кстати, о Моцарте у нас есть отдельная статья. Если обратиться к творчеству Гофмана, то наиболее яркими его произведениями следует считать романы «Эликсиры Сатаны» Die Elixiere des Teufels и «Житейские воззрения кота Мурра» Lebensansichten des Katers Murr. Многие свои произведения Гофман писал под псевдонимом Иоганнес Крайслер, имя которого фигурирует в «Коте Мурре». На литераторском поприще Гофман проявил себя в роли новеллиста, эссеиста, а еще ему сопутствовал успех в качестве сказочника. Всего у Гофмана 7 сказок, но некоторые новеллы такие как «Принцесса Брамбилла» Prinzessin Brambilla тоже содержат сказочный подтекст и могуть быть рекомендованы для детского чтения.
А теперь настало время перейти к обзору наиболее известных его сказок. О чем они и чему учат, а главное — где их найти на немецком, читайте ниже в нашем кратком обзоре. Из-за его уродливой внешности одна фея почувствовала к нему жалость и дала ему волшебные волосы. Карлик стал слишком гордиться этим даром и начал присваивать себе чужие заслуги, чтобы получить всеобщее признание. Молодой человек по имени Бальтазар раскрыл обман Цахеса. Он нашел доброго мага, через которого убедил фею забрать у карлика волосы и обнаружить его истинное лицо. Читаем на русском: "Крошка Цахес" на русском Читаем на немецком: "Крошка Цахес" на немецком А если хотите начать читать книги посложнее, погрузиться с головой в немецкую грамматику и иметь регулярную практику общения, записывайтесь на наши групповые онлайн-курсы немецкого языка. Выбирайте свой уровень, дату старта и удобное время.
Проект по созданию уникальной "Энциклопедии сказок", осуществленный в Академии наук Геттингена при поддержке государства, продолжает давнюю традицию изучения сказок в этом городе. Знаменитые собиратели сказок Якоб и Вильгельм Гримм жили здесь с 1829 по 1837 годы.
В конце 1812 годы был опубликован их сборник "Детских и домашних сказок" — одна из наиболее часто читаемых книг в мире на сегодняшний день. Сегодня интерес к сказкам снова велик, уверен филолог Ханс-Йорг Утхер, который сам написал 138 статей для энциклопедии, ставшей самой важной книгой в его жизни. Не в последнюю очередь интерес к сказкам растет благодаря популярным в последнее время экранизациям, а также благодаря тому, что, как подчеркивает ученый, многие ценности, транспортируемые сказками, не утратили своей актуальности и поныне.
А кто слушал – молодец!
В ОГУ — преподаватель из Германии Катарина Зевенинг. 26 сентября она провела семинар "Изучаем немецкий язык по сказкам" для школьников Оренбурга. Уникальный проект завершен в немецком городе Геттинген: опубликовано 14 томов "Энциклопедии сказок", над созданием которой 850 авторов трудились на протяжении 40 лет. Во многом благодаря братьям Якобу и Вильгельму Гримм появились немецкие сказки в той форме, в какой мы их представляем. Безусловно, волшебные сказки Братьев Гримм и Вильгельма Гауфа из числа тех самых, узнаваемых и любимых. Radio Rossii Mayak. Воспитанников Центра лечебной педагогики познакомили с героями немецких сказок Сказки, популярные у детей в Германии, теперь знают и псковские малыши. Есть в коллекции и мистические сказки немецкого романтика XIX века, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, в переводах российских мастеров.
Калейдоскоп немецких сказок
Приключения Водяного Никса - это сказка про мальчика Джонатана, который случайно привёз с отдыха на море водяного, который очень любит проказничать. На самом деле водяной очень весёлый и смешной, и в конце тоже всё интересно разрешается», - говорит актриса театра «Город Муз» Вера Коротаева. К постановке спектаклей привлечена молодая талантливая команда актёров из северной столицы. Режиссёр - художественный руководитель Малого театра кукол Дмитрий Петров, а художник-оформитель - Яна Елизарова, которая работает с кукольными театрами по всей России.
Напомним, в преддверии Нового года amic. Следующая история выйдет 30 декабря в 12:00 Слушайте вместе с детьми.
И пишите отзывы в комментариях: нам действительно очень важно ваше мнение.
А Сабину Штэдинг называют современной Астрид Линдгрен.
Сказки, мифы можно воспринимать совершенно серьёзно. Мы постепенно подходим к тому, чтобы читать их не только как художественные произведения, но и черпать оттуда полезную информацию. Поэтому такая энциклопедия весьма кстати. Не все умеют читать между строк, однако тем, кто обладает этим даром, поток сведений должен быть доступен. Весьма кстати эта энциклопедия была бы и 40 лет назад. Странно, что так долго и трудно выпускались тома энциклопедии сказок. Такая тематика действительно актуальна в любое время. Эх, мне бы такую энциклопедию! Широкая улыбка Энка Кузьмина 24 января 2015 Ссылка на комментарий У нас тоже множество учёных-лингвистов работает над фольклорным сравнением. До облачения результатов в форму энциклопедии, однако, не дошло. Или ошибаюсь?
Гримм, Гауф, Бехштейн: Немецкие волшебные сказки в иллюстрациях Александра Зика
«Расскажи мне, кукла, сказку»: постановка сказки. Смотрите видео на тему «читает сказку как новости» в TikTok (тикток). Однако национализм, набиравший силу в эпоху романтизма, нашёл в сказках отличное средство для своего развития; ведь сказки подчёркивали лучшие качества немецкого народа. Во многом благодаря братьям Якобу и Вильгельму Гримм появились немецкие сказки в той форме, в какой мы их представляем. Это справедливо и для немецких сказок, но в то же время, они любят чернить, изображая реальность и крича о насущных проблемах. Вот и сказка «Гензель и Гретель» (1812 г.) Братьев. Listen to Людвиг Бехштейн (Немецкие сказки) by Сказки Зайки on Apple Music.
Немецкие сказки - полный список
Слушайте выпуски подкаста «Немецкие сказки», автор Детское радио. Глупый крестьянин и умная птица — немецкая народная сказка. Сказки трейлер инстаграм 1 (2).