Программу многоразовой космической транспортной системы «Буран» не будут слепо восстанавливать, заявил исполнительный директор Роскосмоса по перспективным. Челнок Буран обходился дорого в обслуживании, его работа была выполнена и необходимость в его использовании была утрачена.
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Воронежский «Буран» опубликовал план подготовки к следующему сезону | В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. |
В Роскосмосе пояснили, будут ли восстанавливать программу «Буран» | Вице-премьер России Дмитрий Рогозин объявил о возобновлении программы космических кораблей «Буран». |
«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран» | Главное отличие «Бурана» от своего американского собрата Space Shuttle состоит в том, что отечественная разработка была способна совершать полета в беспилотном режиме. |
«Буран»: триумф и трагедия
Челнок Буран обходился дорого в обслуживании, его работа была выполнена и необходимость в его использовании была утрачена. Стал известен план предсезонной подготовки команды «Буран» к сезону 2023-2024 гг. В программе «Энергия — Буран» состоялось 24 испытательных полёта в режиме самолёта на макете «Бурана» для отработки его пилотирования и тестирования основных систем. Так что расходы на программу «Бурана» нужно сравнивать не с затратами на коммерческие или научные проекты, а с тратами на строительство военных флотов.
Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект
На борьбу со стихией вышла вся в имеющаяся в районе спецтехника. На городских дорогах сегодня трудятся 13 единиц техники: 3 КДМ, 3 погрузчика, 5 тракторов, 2 самосвала и 1 грейдер. Первостепенное внимание уделяется очистке от снега дорог 1 и 2 категорий, а также улиц, по которым курсирует общественный транспорт. При этом, снегоуборочная техника работает в районе и в ночное время.
Оперативный план «Буран» в прошлом году был объявлен в прошлом году с 15 января в связи с обильными снегопадами. Такое решение было принято городской комиссией по чрезвычайным ситуациям, так как меньше чем за сутки выпала половина месячной нормы осадков. Тогда для уборки снега в городе было задействовано до 800 единиц спецтехники.
Для защиты, на первом этапе, советские ОПС оснащались модифицированной автоматической пушкой НР-23 конструкции Нудельмана — Рихтера система «Щит-1» , которую позднее должна была сменить система «Щит-2», состоящая из двух ракет класса «космос-космос». Предположение о «похищениях» основывалось исключительно на габаритах грузового отсека и возвращаемой полезной нагрузке, открыто объявленным американскими разработчиками шаттлов, близким к габаритам и массе «Алмазов».
О габаритах и весе разрабатывавшегося в то же время американского спутника оптической разведки KH-11 KENNAN советское руководство информировано не было. В результате, советская космическая отрасль получила задание создать многоразовую космическую систему многоцелевого военно-гражданского назначения с характеристиками, аналогичными системе «Спейс шаттл» [14]. Разработка многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» началась в 1974 году , её главным конструктором был Борис Иванович Губанов [1] :2,3. Первая версия советской транспортной космической системы ОС-120 , предложенная в 1975 году , по сути отличалась от системы «Спейс шаттл» только наличием 4 жидкотопливных ускорителей первой ступени вместо 2 твердотопливных у американской системы. В 1976 году была предложена существенно изменённая версия ОК-92 — двигатели второй ступени были перемещены с орбитального корабля-космоплана на бывший отделяемый топливный бак второй ступени, что позволило совместить разработку многоразового корабля с созданием универсальной сверхтяжёлой ракеты « Энергия ». В 1978 году проект «Бурана» приобрёл свой окончательный вид [12]. В 1976 году была официально утверждена строго засекреченная программа «Энергия»-«Буран». Для сравнения, полные расходы на программу «Шаттл» за всё время её существования должны превысить 160 млрд долларов США.
Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО « Молния ». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский , уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы « Спираль ». Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года ; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом на барже под тентом в город Жуковский , а оттуда с аэродрома Жуковский — воздушным транспортом на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т — на аэродром « Юбилейный » космодрома Байконур. Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса ВПП на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.
Хотя в руководстве страны уже тогда знали, что программа запуска челноков Советскому Союзу не по карману. Но во время того исторического полета об этом мало кто мог подумать. Созданный как ответ американскому Shuttle, «Буран» обошел своего конкурента. Советский корабль и обходился дешевле, и груза поднимал больше. Но свое главное преимущество «Буран» показал только во время первого космического полета, когда из-за погодных условий автоматически изменил настройки посадки.
В конце 70-х на «Буран» работала едва ли не вся страна. Для подготовки корабля в Москве даже открыли новый машиностроительный завод. Всего в программе было 14 «Буранов», на орбиту они должны были отправляться через каждые 2—3 месяца.
Рассекреченные документы от Роскосмоса по «Бурану»
Программа создания орбитального корабля "Буран" была разработана в ответ на американскую программу "Спейс шаттл". В рамках того же интервью Дмитрий Рогозин поведал о том, что корпорация приступила к работам по созданию наследника советского «Бурана». Программа «Буран» была закрыта в 1993 году из-за недостатка : Роскосмос. так решили на заседании городского штаба благоустройства Казани.
План «Буран» завершился, но только буран об этом не знает — Метшин
Согласно постановлению, работу необходимо выполнить до 1 ноября. Так, к 15 сентября миндортрансу РТ нужно разработать комплекс мероприятий по подготовке автодорог общего пользования к зимнему сезону, а минздраву РТ — обеспечить готовность медорганизаций к оказанию своевременной медпомощи гражданам, которые оказались изолированы в результате снежных заносов и автокатастроф. Также до 1 октября муниципалитеты республики должны заключить контракты на зимнее содержание дорог местного значения, а также подготовить коммунальные службы к работе в зимних условиях.
Всего за неделю с 22 по 28 января было перевезено 4 млн 407 тыс. Пассажиров», - отметил заместитель руководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров. Сложности с уборкой снега также связаны с проведением масштабных федеральных проектов, из-за которых многим горожанам приходится брать на себя большую часть работы по очистке. В Казани насчитывается 1422 остановочные площадки, и хотя с наиболее значимыми для городского трафика конечными разворотными площадками удалось разобраться, остаются районы, где уборка снега еще не достигла нормативов. Ново-Савиновский район оказался ближе к выполнению нормативов.
Фактически хулиганские действия. Было зафиксировано складирование снега прями на дороге на дублере Горьковского шоссе, где хулиганы просто сбросили 4 КАМАЗа снега и скрылись», - рассказал глава администрации Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов.
В носовом отсеке корабля располагалась цельносварная кабина для экипажа из 2-4 человек и 6 пассажиров. Здесь же была размещена большая часть бортового оборудования «Бурана». Старт 15 ноября 1988 г. Космодром Байконур В средней части корабля был сделан грузовой отсек с открывающимися створками.
В нем располагались манипуляторы, с помощью которых можно было производить погрузку-разгрузку и другие операции. В отсеке 4,7 на 18,55 метра и объемом 350 кубометров можно было выводить на орбиту до 30 тонн и спускать на землю до 20 тонн груза, что в 1,5 раза больше, чем у «Шаттла». Объединенная двигательная установка «Бурана» включала в себя два двигателя орбитального маневрирования и 46 двигателей газодинамического управления. Для управления кораблем и поддержки его работы использовалось более 50 бортовых систем. На случай аварии компьютерные системы управления были дублированы четырехкратно. Объем программного обеспечения составлял гигантские по тем временам 100 мегабайт.
Все это обеспечивало возможность пребывания «Бурана» на орбите в течение 30 суток. Основным отличием «Бурана» от «челнока» стала система автоматического управления, с помощью которой корабль мог выполнять весь полет и посадку без участия человека. Ручное управление посадкой было добавлено по просьбе космонавтов. Ан-225 «Мрия» перевозит «Буран» Такие параметры не позволяли перевозить корабль наземными средствами. Поэтому специально для транспортировки «Бурана» и элементов ракеты-носителя к месту сборки и старта по воздуху был модифицирован самолет ВМ-Т «Атлант», бывший стратегический бомбардировщик 3М. Позже для перевозки «Бурана» был создан самый большой в мире транспортник Ан-225 «Мрия».
Выводить «Буран» на орбиту должна была двухступенчатая ракета-носитель «Энергия», которая могла применяться для запуска и других космических аппаратов. Спуск корабля осуществлялся с помощью газодинамического и аэродинамического управления, в конце использовался тормозной парашют. Для посадки была доработана отдельная полоса на Байконуре и на двух запасных аэродромах в Приморье и в Крыму. Кроме того, в резерве имелись еще 14 аэродромов, в том числе в Ливии и на Кубе. Всего по программе было построено три корабля, последний из которых не был закончен. Также была заложена основа для второй серии.
Еще 17 дней ушло на поиск и исправление недочета.
Однако космическая система Энергия - Буран принципиально отличалась от американской и включала самостоятельную ракету-носитель сверхтяжелого класса и воздушно-космический корабль. Докладчик отметил, что для создания этой космической системы по сути пришлось «создать новую страну» - настолько велик был объем выполненных научных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, вновь созданных материалов, технологий, коренных преобразований в промышленности, образовании и т. Всего в реализации этой программы приняли участие более 1200 предприятий и организаций страны. Более подробно об этом уникальном проекте С.
«Энергия – Буран» — уникальная космическая программа СССР
Этот завод был настоящим гигантом аэрокосмической промышленности Советского Союза и, затем, современной России. Затем, его поместили в монтажно-испытательный корпус на 112-й площадке космодрома Байконур вместе с макетом ракеты-носителя "Энергия". Корабль и макет РН "Энергия" были уничтожены в результате обрушения этого самого корпуса 12 мая 2002 года. Источник: Яндекс-картинки Изделие 1. Источник: Яндекс-картинки 2. Этот космический корабль тоже был полностью построен всё на том же заводе в Москве. Но, к сожалению, "Буря" никогда не взлетала. По плану, "Буря" должна была совершить второй, в истории программы "Энергия-Буран", полёт в космос в автоматическом режиме. Кроме того, этот полёт подразумевал осуществление стыковки "Бури" со станцией "Мир". Конкретно не понятно, кому принадлежит Изделие 1. По одним источникам в частной собственности, по другим - в собственности Казахстана.
Вопрос о передаче изделия России - остается открытым. Предположительно, советский снимок Изделия 1. Источник: Яндекс-картинки Современный снимок отчетливо показывает настоящее состояние Изделия 1. Источник: Яндекс-картинки 3. Изделие 2. Третий лётный экземпляр корабля программы "Энергия-Буран". Сам полёт намечался в 1994 году. До 2004 году находился в цехах Тушинского завода.
Но как она была исполнена и на «Буране», и на американских шаттлах, она оказалась невыгодной из-за высокой стоимости обслуживания и ненадежности», — сказал Перминов. За запуск одного шаттла НАСА приходится платить до 500 млн долларов. Сейчас еще обеспечена полная надежность кораблей многоразового использования, и об этом свидетельствуют два случая катастроф с шаттлами, продолжает Перминов. Это направление оказалось невыгодным и опасным», — заключил ученый. Перминов также развеял иллюзии по поводу возможности полета человека на Марс в не столь отдаленной перспективе.
Уборка, подметание, пескование проводилось в городе, пригороде», - написал мэр на своей странице во «ВКонтакте». Градоначальник уточнил, что сегодня ночью будет усилена работа по расширению проезжей части вдоль промышленной зоны. В первую очередь необходимо обеспечить доступ к пожарным гидрантам», - отметил Муллин. Мэр Нижнекамска обратился к горожанам с просьбой быть внимательными и переждать непогоду в закрытом помещении, обходить слабо закреплённые конструкции, места скопления снега и наледи на крышах.
Согласно постановлению, работу необходимо выполнить до 1 ноября. Так, к 15 сентября миндортрансу РТ нужно разработать комплекс мероприятий по подготовке автодорог общего пользования к зимнему сезону, а минздраву РТ — обеспечить готовность медорганизаций к оказанию своевременной медпомощи гражданам, которые оказались изолированы в результате снежных заносов и автокатастроф. Также до 1 октября муниципалитеты республики должны заключить контракты на зимнее содержание дорог местного значения, а также подготовить коммунальные службы к работе в зимних условиях.
В России принято решение возродить проект советского «Бурана»
К уборке снега привлекут 800 единиц спецтехники. Как получилось, что космический корабль "Буран" сборки советских времен оказался собственностью казахстанской компании? Интерфакс: "Роскосмос" к 35-летию полета многоразового космического корабля "Буран" опубликовал рассекреченные документы о программе этого полета.
В Новошешминском районе утвержден план «Буран»
Роскосмос публикует рассекреченные документы к 35-летию полета многоразового космического корабля «Буран». На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. Толбоев призвал оставить «Буран» в Казахстане в качестве благодарности за содействие в космической программе. Воронежский хоккейный клуб «Буран» представил план подготовки к сезону-2023/2024. Интерфакс: "Роскосмос" к 35-летию полета многоразового космического корабля "Буран" опубликовал рассекреченные документы о программе этого полета. В 1993 году программа «Буран» была полностью свернута.
В Казани объявлен план «Буран» из-за сильной метели
И чтобы регулировать внутренний нагрев, корабль мог поворачиваться к Солнцу либо белой, либо черной стороной. Я как раз занимался математикой аэродинамических поверхностей и раскроем плиток на краях "Бурана", - отмечает Афанасьев. Андрей Афанасьев занимался математикой аэродинамических поверхностей "Бурана". Фото: Артем Локалов Директор Центрального дома авиации и космонавтики Юлия Сигорская считает, что 15 ноября 1988 года по своей значимости сопоставимо с 12 апреля 1961-го: - Программа "Энергия" - "Буран" была настолько грандиозной, что ничего подобного в истории не сделано до сих пор. Об этом надо знать и помнить. Если этого не будет, мы не двинемся дальше. У нас в музее мы каждый день встречаем много детей.
Для них слово "Буран" ничего не значит. Я уж не говорю про то, что у этого космического корабля был самый мощный двигатель, что это был единственный автоматизированный полет... Но при этом все дети знают, кто такой Илон Маск, знают про Space X, считают, что главная космическая держава - США, что американцы первыми высадились на Луну. Правда, 95 процентов детей знают, что первым человеком в космосе был Юрий Гагарин. Пока знают. Потому что пять процентов растерянно реагируют на вопрос, кто стал первым человеком в космосе.
В 1990 году работы по нему приостановили, а в 1993-м — закрыли программу. Летавший в космос аппарат повредился, его продали на металлолом. Второй образец «Бурана» находится в собственности частной компании АО «Ракетно-космическая компания «Байконур».
Так, к 15 сентября миндортрансу РТ нужно разработать комплекс мероприятий по подготовке автодорог общего пользования к зимнему сезону, а минздраву РТ — обеспечить готовность медорганизаций к оказанию своевременной медпомощи гражданам, которые оказались изолированы в результате снежных заносов и автокатастроф. Также до 1 октября муниципалитеты республики должны заключить контракты на зимнее содержание дорог местного значения, а также подготовить коммунальные службы к работе в зимних условиях. Помимо этого, им рекомендуется скорректировать планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Побывавший на орбите «Буран» был уничтожен в результате обвала крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре в 2002 году. Второй лётный образец в космосе ни разу не побывал. Планировалось, что в ходе ещё одного полёта второй экземпляр «Бурана» в беспилотном варианте осуществит стыковку к станции «Мир», а третий полёт пройдёт с экипажем. Читайте новости и статьи octagon.
Объявлен план «Буран». Вчерашний апокалипсис повторится
Едва ли не главным требованием к программе «Энергия – Буран» была максимальная многоразовость. План «Буран» решили продлить до воскресенья включительно. Об этом пишет мэрия со ссылкой на начальника управления гражданской защиты исполкома Казани Сергея Чанкина. Введенный 17 января план «Буран» продлен до 2 февраля.
В России принято решение возродить проект советского «Бурана»
Конец «Бурана». Как погиб великий советский проект | После этого вице-премьер Дмитрий Рогозин дал закрытое поручение возобновить данную космическую программу на новой технологической основе. |
Рассекреченные документы от Роскосмоса по «Бурану» | Программа «Энергия — Буран», как это ни прискорбно, стала жертвой политических и, как следствие, экономических катаклизмов. |
Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект
А ввиду того, что в США регулярно высказывались аналогичные опасения в отношении советских космических аппаратов, подобные обстоятельства отнюдь не добавляли обоюдного доверия. Так или иначе, но разработка многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» началась в Советском Союзе в 1974 году. Ко времени же строительства в США в 1976 году аналога челнока для испытательных полётов «Энтерпрайз» в СССР окончательно убедились в правильности вывода, что оставлять этот проект нельзя не только без внимания, но и без соответствующего ответа. Разработка советского аналога космического челнока была окончательно переведена в практическую плоскость. Специально для создания системы «Энергия» — «Буран» было образовано научно-производственное объединение «Молния», а его генеральным директором был назначен Г. Лозино-Лозинский, занимавшийся до этого разработкой аэрокосмической системы «Спираль», о которой тоже следует сказать несколько слов. Дело в том, что проект «Энергия» — «Буран» не носил характер экспромта. Предшественником космического корабля многоразового использования «Буран» как раз и был воздушно-орбитальный самолёт «Спираль». Ведь с появлением спутников сразу же возник вопрос, как им противодействовать, включая возможность их уничтожения. Было очевидно, что «гонка вооружений» вполне актуальна и для космоса. В связи с этим крайне интересно авторитетное мнение Владимира Григорьевича Казакова, возглавлявшего управление по контролю качества продукции в министерстве авиационной промышленности в годы реализации проекта.
Он отмечает: «Американцы начали строить космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик X-20 Dyna-Soar, мы в 1960-х годах в ответ начали разрабатывать авиационно-космическую систему «Спираль». Система состояла из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Проект был фантастичен по конструкторской смелости и дальновидности. Но, несмотря на достигнутые успехи, его вскоре сочли морально устаревшим. В 1973 году проект «Спираль» был свёрнут. В Советском Союзе начались масштабные работы по созданию более современной и казавшейся более перспективной многоразовой авиационно-космической системы «Энергия» — «Буран». По своим техническим характеристикам она должна была не только сравниться с американской системой «Спейс шаттл», но и превзойти её! Ведь к разработке изделия было подключено 70 министерств и ведомств, 1286 предприятий и около 1 миллиона человек, а тем или иным косвенным образом над проектом совокупно трудились до 3,6 миллиона человек: от инженеров-проектировщиков до представителей гражданских профессий с приставкой «спец» — лаборантов, водителей, курьеров и документоведов. Весьма иллюстративен пример участия в проекте НИИ «Графит», которому были поручены работы над принципиально новым типом теплозащитного материала. Теплозащита «Бурана» должна была сохранять свою форму и геометрические характеристики, обладая при этом минимальной теплопроводностью и максимальной прочностью.
Выполняя поставленную задачу, институт приступил к разработке углерод-углеродных композиционных материалов УУКМ для ракетно-космической техники. Их модификацию было решено использовать для частей корабля, наиболее подверженных нагреву, — носового обтекателя фюзеляжа и передних кромок крыла, формой напоминавших калоши так их неофициально и стали называть. Как следовало из техзадания, многоразовому челноку предстояло во время схода с орбиты проходить на гиперзвуковой скорости через плотные слои атмосферы. Чтобы важные элементы конструкции «Бурана» не прожгла плазма, их требовалось защитить надёжными «доспехами». Для решения этой задачи и были созданы сверхлёгкие плитки из гравимола, каковых на «Буране» было установлено порядка 38 тысяч единиц. Плитки точно повторяли контур фюзеляжа и крыла. Они приклеивались к корпусу челнока через особую фетровую подложку. Параллельно с гравимолом разрабатывалось принципиально новое оборудование, например электронная вакуумная печь ЭВП3500, создавались технологии текстильного производства. Процесс получения готовых изделий был крайне трудоёмким: впервые отрабатывались разные режимы пропитки, термообработки. Кибернетический компонент традиционно принято считать «слабым звеном» в советской промышленности.
Но при работе над проектом «Энергия» — «Буран» было создано ни много ни мало новое программное обеспечение! Оно разрабатывалось в Научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина и в Институте прикладной математики имени Келдыша. Более того — для космической программы была создана целая серия управляющих компьютеров.
В своем выступлении он отметил, что изначально программа имела сугубо военное назначение и являлась своего рода ответом на создание американской системы Спейс-Шаттл. Однако космическая система Энергия - Буран принципиально отличалась от американской и включала самостоятельную ракету-носитель сверхтяжелого класса и воздушно-космический корабль. Докладчик отметил, что для создания этой космической системы по сути пришлось «создать новую страну» - настолько велик был объем выполненных научных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, вновь созданных материалов, технологий, коренных преобразований в промышленности, образовании и т. Всего в реализации этой программы приняли участие более 1200 предприятий и организаций страны.
Кстати, материал теплозащиты предварительно уже одобрен. Четыре основных места плюс одно резервное. В оригинальном корабле экипаж формировался из восьми офицеров военно-воздушных сил, двое находились в резерве и могли взять управление на себя в случае необходимости. Атмосферный аналог корабля «Буран» для испытаний аэродинамических поверхностей.
Основной целью миссии в документе названа отработка в реальных условиях функционирования корабля на участках выведения его на орбиту и спуска с посадкой на посадочном комплексе. В программу включены схема выведения «Бурана» на орбиту и его возвращения на Землю, траектория полёта корабля и вероятные районы падения при аварии. Среди других рассекреченных документов опубликованы часть пояснительной записки к техническому проекту миссии, схема катапультирования экипажа, состав и общие характеристики многоразовой космической системы.