Кто такой купец Сейгель, и что мы о нём знаем. Случайно узнала, что объявился один из праправнуков ачинского купца Афроима Зороховича Сейгеля.
Купечество
«Купец» продали за миллиард и еще за миллиард | Купцы, как торговые специалисты, обладали особым статусом в обществе, и их образ жизни отражал эту привилегированность. |
Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни | Также узнаем про классификацию купцов в разные промежутки времени и особенности разных классов. |
Кто такой купец - 81 фото | КУПЕЦ это, что такое КУПЕЦ, значение слова КУПЕЦ, синонимы к КУПЕЦ, происхождение (этимология) КУПЕЦ, КУПЕЦ ударение, формы слова в других словарях. |
Что означает купец. Кто такие купцы | Из православного миропонимания и образовался особый тип предпринимателя – русский купец. |
Купец — Википедия | Новости генеалогии. |
Меценаты – купцы и промышленники
Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. До 1775 года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально. Из православного миропонимания и образовался особый тип предпринимателя – русский купец. Иван Никифорович Дёмин являлся известным и уважаемым в Москве и столичной губернии человеком, купцом первой гильдии, крупным и успешным фабрикантом, а также попечителем уездных учреждений. Заработав денег, купил вольную, стал купцом и приобрел каменоломню в Котельниках, начал делать жернова, точила, ступени.
Владимир Микитюк - о купцах на «костотрясах» и бизнесменах нашего времени
Организация бизнеса купца также требует умения планировать и прогнозировать. Купец должен уметь анализировать текущую ситуацию, строить планы развития и прогнозировать будущие тенденции на рынке. Наконец, важной составляющей ведения бизнеса купца является установление и поддержание взаимоотношений с поставщиками и клиентами. Купец должен найти надежных поставщиков качественных товаров и установить долгосрочное сотрудничество. Кроме того, важно установить доверительные отношения с клиентами и обеспечить высокий уровень обслуживания. Таким образом, организация и ведение бизнеса купца требует широкого спектра навыков и знаний. Успешный купец должен быть аналитическим мыслителем, уметь планировать и прогнозировать, обеспечивать эффективное управление персоналом и поддерживать взаимодействие с поставщиками и клиентами. История развития купеческого сословия Купец — это представитель торговой гильдии или общины, занимающийся куплей-продажей товаров. В истории присутствуют упоминания о купцах ещё в древние времена, но как самостоятельное сословие они стали формироваться в Средневековой Европе.
Первые купцы появились во времена образования городов, где развивались торговля и ремесла. Общиной купцов называли все граждане города, участвующие в торговле, независимо от своего состояния. В этих общинах купцы объединялись, чтобы защитить свои интересы и выступать в судах. В средние века купцы получили возможность проводить свои операции за границей. Развивались морские пути торговли, по которым происходили обмены товарами между разными странами. Это дало развитие купеческому сословию и обусловило создание различных гильдий и ассоциаций купцов. Купцы-путешественники активно исследовали новые земли и моря в поисках новых мест для торговли. В результате открытия новых торговых путей возникли купеческие династии, которые обогащались за счет развития международной торговли.
В период Ренессанса произошёл расцвет купеческого сословия. Благодаря промышленному развитию и кооперации купцов, создались мощные торговые компании. Купцы не только торговали товарами, но и финансировали исследования, искусство, а также производства.
Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Купцы могли быть награждены почетным гражданством и чинами коммерц- и мануфактур-советника. Чины коммерц- и мануфактур-советника были введены в 1800 г. Они соответствовали к XIII классу табеля о рангах. Получить их могли только купцы, пробывшие "беспорочно" не менее 12 лет подряд в первой гильдии.
Получение такого статского чина давало купцам привилегии, близкие к дворянским. Иллюстрация: Кустодиев Б. Купчиха за чаем. Это было раннефеодальное государство, отличавшееся большим количеством городов иностранцы называли Русь страной «Гордарики» , выгодным геополитическим положением. Деловая жизнь на Руси, как и в других государствах эпохи раннего средневековья, развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку - стальной меч, в руках - копье.
Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи гривны , шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги. Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом». Лишь в Х в. Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы?
Это были, в первую очередь, воины-дружинники представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов , ремесленники, княжеские и боярские слуги, то есть те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью. В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами. Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия - Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения. Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу. По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134-1135 гг.
Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Старостат ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, то есть в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра 10 кг , а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии. Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили от слова «пошло» , то есть потомственным купцом пошлое купечество передавалось от отца к сыну. Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина. Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки.
Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами. Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации. Подобные организации купечества были и в других русских городах - Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси. Но сам факт их создания и деятельности говорит о том, что в стране появился слой профессиональных деловых людей, в которых пробуждалось корпоративное сознание, которые стремились к консолидации и объединению, чтобы совместно преодолевать трудности, отстаивать и защищать свои интересы. О том, что купечество утвердилось в древнерусском обществе, выделилось в одно из его сословий и получило признание со стороны государства, свидетельствует «Русская Правда» - первый в истории нашего государства кодекс законов XI-XII вв.
В нём «цена жизни» купца определялась где-то посередине между «ценой жизни» бояр, с одной стороны, и смердов - с другой.
Кстати, Филькинское училище находилось в церкви, занимало там комнату. Помещение для него выхлопотал Александр Шадрин, - отмечает Игорь Алексеевич. Надо же, чтобы просьбу местного населения поддержал еще училищный совет. Бывало, некоторые учебные заведения открывались, когда помещения или здания для них появлялись на средства местного предприятия или общественности - купечества и местных жителей. Тогда земство шло навстречу.
Земство могло дать учителя, которому тоже нужно где-то жить. Поэтому неудивительно, что первое время некоторые жили в помещении училища. Помимо учебных классов, там были служебные помещения, занятые под квартиры учителей. Земская больница строилась для людей, которые не работали на заводе. Одно время там находилась инфекционная больница. Потому что добираться до здания в осеннюю и весеннюю распутицу было достаточно сложно.
С 1905 по 1908 годы Александр Шадрин исполнял обязанности председателя Общественного собрания. С другой стороны, он должен был быть независимым. Общественное собрание многое сделало. Кстати, у нас Главный проспект ныне улица Агломератчиков — прим. И не потому что Шадрин подвел светильники к своему магазину — ничего подобного. Проспект освещался на всем протяжении, включая Всехсвятскую церковь.
Это тоже сделало Общественное собрание, которое убеждало заводоуправление, что надо тратить средства, — говорит краевед. В годы Первой мировой войны в Надеждинском поселке действовал Попечительский совет о солдатских детях. Совет оказывал материальную помощь семьям воинов, погибших на фронте. Руководил деятельностью совета священник Африкан Богомолов. В состав входили полицейский-надзиратель Н. Соловьев и купцы А.
Шадрин, Ф. Шведов, Н. Соловьев, Ф. Коробейников, П. Горшенин, А. Мельников, С.
Савинцев, Я. Велись переговоры. Африкан Богомолов, как настоятель собора, обращался именно к Александру Ивановичу Шадрину. Шла речь о сумме, о том, кто это будет делать... Когда человек дает деньги, он должен знать всю подноготную. Но, пока суть да дело, политическая система в стране изменилась.
Поэтому храм остался нерасписанным, — рассказывает Игорь Фомичев. Частная и заводская торговля В 1910 году в Надеждинске работали 130 торговых лавок, два винных погреба и семь пивных. Пивной склад был у Гребеньковой Марии Ивановны. Были ювелирный и часовой магазины, которыми владел Иосиф Исаакович Вейхман. В 1915 году работали несколько булочных — Беспалова, Салтыкова, Сонова. В лавке Волукаса продавались детские игрушки и посуда.
Иван Сафронов содержал кондитерскую, там же продавал фруктовые и минеральные воды. Кондитерская Сафронова располагалась между Дворцом культуры металлургов и зданием цирка — возле сквера ДКМ, со стороны улицы Зеленой. Помимо частной торговли были свои провиантские магазины.
Также купцы освобождались от телесных наказаний.
Кроме того, купцы имели право владеть промышленными и торговыми предприятиями. Купцам первой гильдии разрешалось вести с другими странами владеть морскими судами. Купцы второй гильдии получили право владеть речными судами и так же, как и их «коллеги» из первой гильдии могут быть владельцами фабрик и заводов. Купцам третьей гильдии разрешалось вести мелкую торговлю, заниматься ремеслом, иметь тракторы и постоялые дворы.
Император Павел I реорганизовал Коммерц-коллегию и включил в нее 13 выборных купцов. Его сын, император Александр I, запретил выборность купцов в Коммерц-коллегию. В 1807 году он издал манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этот документ разрешал купцам создавать товарищества для ведения внешней торговли.
Купец на Руси
Кто такие купцы, когда они появились в России? Те, кто начал заниматься бизнесом в конце первой половины XIX века, были людьми старого закала, которые получали только домашнее образование. Купцами становились те, кто получал гильдейские свидетельства. Кодекс, составленный Зегимелем, также содержал записи о том, какими качествами должен обладать успешный купец, и рекомендации, как правильно вести дела.
Кто такой купец?
Первые купцы Кузнецка, четвёртый Универмаг и история торговли с древних времён (ФОТО, ВИДЕО) | [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. |
Значение слова КУПЕЦ | Кто такие купцы определение. |
Выпуск 58. Российское купечество | Также узнаем про классификацию купцов в разные промежутки времени и особенности разных классов. |
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело | Того, кто занимался торговлей с другими городами и странами, называли гостем. Первое упоминание о купцах относится к Х в., в ХII в. в Древней Руси уже появились купеческие корпорации. |
Лингвострановедческий словарь «Россия». Купец
Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота, купчая, крепость. Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену. На брань слово купится.
Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое.
Закупить все. Я закупился, совсем. Искупить кое-что. Накупить лишнего. Расход окупился.
Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды. Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают.
Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке. Товар раскуплен. Он скупил весь хлеб. Купованье, купленье ср.
Купля, торговля вообще: покупка; новокупка. Куплею да продажею торг стоит. Покажи куплю свою, покупку. Ни дар, ни купля, ни то, ни се. Не купля, а даровое, дешево.
Не купля учит, продажа. Купчий, купленный, покупной, недоморощенный. Купило, купильце, куплево ср. Купил бы село, да в кармане голо; завел бы вотчину, да купило покорчило. Купильце, что шильце: как раз носок отломишь.
Купила б я, накупила, да купило-то притупило! Купилки, что вилки т.
Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь.
Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь.
Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет.
Они купят покупают хлеб , своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку.
Купленая грамота , купчая , крепость. Куповаться или купляться; купиться ; купываться, быть куплену. На брань слово купится.
Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель.
Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все.
Я закупился, совсем. Искупить кое-что. Накупить лишнего.
Расход окупился. Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды.
Что покупаете? Следователь подкуплен.
Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота, купчая, крепость. Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену.
На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель. Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все. Я закупился, совсем.
Искупить кое-что. Накупить лишнего. Расход окупился. Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды. Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают.
Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке. Товар раскуплен. Он скупил весь хлеб. Купованье, купленье ср. Купля, торговля вообще: покупка; новокупка. Куплею да продажею торг стоит. Место купли, стар.
Хорошего настроения прибавляли и вчерашние сделки - цена выше обычной. Видать, москвичи расщедрились на обновки. Савва пощупал на груди мешочек с денежками, завернутыми в чистую тряпицу, - весомый мешочек! Правда, предстояло еще потратиться на покупки: жена Ульяна два дня повторяла ему, что купить следует - писать-то они не обучены. И главное не забыть - особый наказ жены выполнить: "Пойдешь на базар и купишь самую маленькую иголку! Оберни бумажкой да не потеряй! Я за этот секрет старухе Талдычихе целый гривенник отвалила". Талдычиха слыла местной ворожеей и, стоит признать, дело свое знала. Так что Савва иголку купил и домой в Зуево принес. Да вот воротился не столь быстро, как обещал.
Но ведь тоже из-за дела! Праздновал со скупщиками, встречался с ткацкими мастерами. Словом, домой вернулся только под вечер в среду. Жена уж на крылечке сидит - глаз гневный. Не мужа встречает - иголку заветную дожидается. Оказывается, в ночь на четверг надо ту иглу обязательно под подушку вколоть да и спать на ней. А утром чуть свет вдеть короткую красную нитку и вшить в отворот рубахи, в которой другой раз муж товар на продажу понесет. Иголку же потом в тайное место спрятать надо. Это все Ульяне Талдычиха насоветовала. Савва, конечно, только усмехался.
Но спорить с женой не стал. И с той поры дела у него пошли в гору. Через пять лет, в 1820 году, откупился Савва Васильевич от помещика Рюмина за громадную по тем временам сумму в 17 тысяч ассигнациями, открыл фабричку в Зуеве, потом побольше -- в Богородске, а после- и в самой Москве. А уж внук его, Савва Тимофеевич Морозов, всем известным миллионщиком стал. История о промышленниках Рябушинских. Случилось это в конце 80-х годов XVII века. Предок Рябушинских - Яков сын Денисов - был тогда крепостным Пафнутьевского монастыря Ребушинской волости, что за три версты от города Боровска. Жили бедно. Яков резал на продажу поделки из дерева, а жена его Авдотья промышляла "отхожим промыслом" - скупала по деревням вязаные чулки-носки и перепродавала в Боровске. В тот вечер Авдотья припозднилась, возвращаясь.
Хорошо, на просеке встретила старичка странника. С ним и вышла через лес на дорогу. Старичок словоохотливый оказался, старинный секрет Авдотье открыл. Вот она и понеслась домой. Влетела в покосившуюся избушку, свалила пустое ведро в сенцах На грохот выскочил муж Яков, весь усыпанный древесной пылью: "Ты что - с порога в дом, не перекрестившись, мужа не обняв?! Авдотья молча шубейку скинула - и к столу. Выхватила из-за пазухи всю выторгованную наличность и над столом подкинула.
Купеческие гильдии: как это было в России
Местные купцы в Кузнецке начали появляться тоже с XVIII века. КУПЕЦ это, что такое КУПЕЦ, значение слова КУПЕЦ, синонимы к КУПЕЦ, происхождение (этимология) КУПЕЦ, КУПЕЦ ударение, формы слова в других словарях. Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». купец, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю.
Статьи по предмету Коммерческое право
В XV — XVII веках купцом называли любого человека, совершавшего торговую сделку. Во времена Древней Руси (см. Русь*) купцом называли человека, занимающегося торговлей в городе. Также словом «купец» назывались торговые корабли, в отличие от военных судов.
Купеческие семьи: как это было в Российской империи?
В домах также часто были склады, где хранились товары для продажи. Купцы часто имели прислугу, которая помогала им в быту и при обслуживании клиентов. Украшением домов купцов могла служить богатая резьба на деревянных особняках или толстые каменные стены при каменных домах. Такие дома были не только местом жительства, но и символом достатка и успеха в торговле.
Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе.
При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Аргумент для России: в период правления Алексея Михайловича происходило укрепление царской власти и становление абсолютизма, поэтому вл...
Из их среды вышли щедрые благотворители, подлинные ценители талантов. Среди многочисленных династий выделяются громкие фамилии, до сих пор знакомые потомкам.
О щедрых пожертвованиях основателя рода Мамонтовых можно только догадываться. На его могиле в городе Звенигороде, по инициативе жителей, поставлен памятник. Его потомки, унаследовавшие состояние отца, продолжили традиции. Наиболее известен общественности Савва Мамонтов, открывший миру Шаляпина, Мусоргского. Не менее известны Рябушинские, отличавшиеся дисциплиной в банковских и семейных делах. Семья известна коллекционерами, собиравшими картины, иконы, мебель, фарфор.
Первый из Демидовых был кузнецом, выдвинувшимся в период правления Петра I.
В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в т. Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов от слова «гостьба». Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь весы, меры , складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину. Первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом купечества.
Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. Ключевский, — строго отличает отдачу имущества на хранение — «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный — от долгосрочного и, наконец, заем — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша». Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Законодательство русское дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека 12 гривен и 5—6 гривен. Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята Климент , живший в к. XII — н.
XIII в. Климята был членом «купеческого ста» союз новгородских предпринимателей , занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю — типичный для того времени случай. Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды.
Типичный пример — новгородская былина о купце Садко. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, напр. Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» большая палата , своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина.
Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты. Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий. Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов. Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети участие было наследственным сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии. Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом.
Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши. Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками. Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов. Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь в подвалах ее хранились товары , нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное. Самыми богатыми были «гости-сурожане» — купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда —«суконники», торговавшие привозным с Запада сукном. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста.
Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным. Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым. Уже в XV в. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России.
«Купец» продали за миллиард и еще за миллиард
Заработав денег, купил вольную, стал купцом и приобрел каменоломню в Котельниках, начал делать жернова, точила, ступени. Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Купцы выполняли функции посредников между производителями и потребителями или между производителями различных видов товаров и тем самым являлись связующими звеньями экономики. — Кроме статей о предприятиях в энциклопедии имеютсяданные о купцах и купеческих династиях, директорах предприятий, изобретателях, конструкторах, инженерах. Иноземных купцов называли «гостями», впрочем, таким термином обозначали и русских купцов, которые торговали с другими государствами. Купец сколачивал свой капитал на разнице между закупочной и розничной ценой того или иного товара.
Купечество в Древнем мире
- Под знаком Купца
- Как называется купец в наше время?
- Купечество в средние века
- «Кодекс чести купца»: из прошлого – в будущее - Газета "Костромские ведомости"
Купеческие семьи: как это было в Российской империи?
О нерушимом купеческом слове ходили легенды. Сделки на огромные суммы заключались устно, что удивительно для современности. Это сегодня целая армия финансистов, юристов, тщательно составляют договора, чтобы исключить двусмысленность толкования. Фундамент честности, предприимчивости, трудолюбия, закладывался в детстве. Практически, все купечество вышло из зажиточных крестьян, отличавшихся простым жизненным укладом, богобоязненностью, скромностью. Капитал, передаваемый детям, создавался тяжелым трудом. Младшее поколение воспитывали в строгости, старались дать отличное образование, с детства привлекали к работе. Из православного миропонимания и образовался особый тип предпринимателя — русский купец. В купеческой среде бытовало мнение, что стремиться нужно к удовлетворению жизненных потребностей.
Излишки дани сбывались при помощи дружины князя, отправлявшихся в дальние военно-торговые экспедиции в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию, Германию и другие страны Востока и Запада. Надо признать абсолютно справедливыми слова историка А. Гуревича о том, что в эпоху викингов «торговля и грабеж шли рука об руку». Действительно, торговые экспедиции средневековых воинов-купцов нередко превращались в военные набеги, и наоборот. Это подтверждают материалы археологических раскопок: меч, кинжал, наконечники копий и стрел, боевой топор, кольчуга или панцирь встречаются в сочетании с гирями, весами в инвентаре богатых дружинных погребений X в. К концу X в. Лишь к середине XI в. Состав бывших воинов-купцов пополняется за счет выходцев из других слоев — городских и сельских ремесленников, оторвавшихся от общины свободных крестьян и даже холопов, выполнявших торговые поручения князей и боярства. Слово «купец» «купчина» применялось в двояком значении. Во-первых, в отношении всех лиц, занимавшихся профессионально товарообменом. Во-вторых, в более узком смысле так называли коммерсантов, специализировавшихся в сфере внутренней торговли. Ремесло и торговля в период становления Руси XI — XIII века Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала более многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные глиняную посуду, деревянные бочки, полотно, кожаную обувь, железные ножи, топоры, дверные замки, изделия из стекла. В ней использовались как натуральный обмен «товар на товар» , так и товарно-денежные отношения «товар-деньги-товар» , в том числе кредитные сделки и предоплата за товар. Но ведущими статьями экспорта по-прежнему оставались пушнина, кожи, воск, полотно. Для оплаты крупных покупок в безмонетный период в русских землях использовались серебряные слитки-гривны, их фрагменты полтины и др. Кроме того, в обращении находились своеобразные меховые и кожаные деньги. Общие экономические интересы, трудности дальней торговли заставляли купечество объединяться. В Южной Руси выделилась группа «гостей», ездивших регулярно в Византию и посему называвшихся «гречниками». Для того, чтобы обезопасить от нападений половцев купцов организовывались военные экспедиции. Центром купеческих объединений как правило являлся патрональный храм например, церковь Параскевы Пятницы — покровительницы торговли в Великом Новгороде. Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали относительно дешевые массовые изделия — нательные крестики, кресты-реликвалии, небольшие каменные и металлические иконки. Но деятельность монастырей в домонгольскую эпоху носила ограниченный характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось лишь на самообеспечение братии, а не на рынок. Постепенно на Руси сформировались местные рынки город и близлежащая сельская округа , областные в границах княжеств и межобластные рынки. Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: оно колебалось от поддержки князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта избытков доходов и закупок предметов роскоши до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торговых людей до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты. Опустошительное монгольское нашествие нарушило устоявшийся и постепенно ускорявшийся ход экономической жизни. Самый тяжелый урон от Батыева погрома понесли города Северо-Восточной и Южной Руси: на время приостановились традиционные торговые связи, погибли или попали в плен сотни ремесленников, оказались забытыми технологии ряда ремесел стеклоделия, некоторые приемы ювелирного дела и пр. Но полностью сохранилась преемственность торгово-ремесленной жизни в ведущих центрах Северо-Западной Руси Новгороде, Пскове, Смоленске , избежавших монгольских погромов. Уже в XIV в. Москва, Нижний Новгород, Тверь, бывшие когда-то незначительными периферийными пунктами Владимиро-Суздальского княжества, превратились в крупные центры ремесла и торговли. Например, изменение технологии сварки лезвия ножа в Новгороде в XIV в. В эпоху ордынского ига на Руси появляются более сложные по технологии отрасли ремесла — массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы, глубокое бурение соляных скважин, связанные с укрупнением производства, использованием наемной рабочей силы и применением простой кооперации труда. Часть из производств литье колоколов, оружия, монет работало на заказ, обслуживая потребности государства и церкви, а не рынка. На основании косвенных данных можно утверждать о существовании в русских городах объединений ремесленников по улицам, слободам, сотням, рядам, имеющих собственную казну, патрональный храмы и собиравших своих членов на пиры — «братчины». Гораздо быстрее, чем ремесло и промыслы, стали возрождаться после 1240 г. Наряду с Новгородом Великим, Псковом и смоленском в оживленные центры внутренней и внешней торговли стали превращаться Москва, нижний Новгород, Тверь. Больше всего отложилось сведений о торговле зерном, солью, пушниной, льном, рыбой. Купеческая среда постоянно пополнялась за счет не только потомственных торговцев, но и представителей других социальных групп. Разбогатев на торговых операциях, многие ремесленники бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода своей деятельности, хотя и торговали уже другими товарами. Так, имеются упоминания о Мите ножевнике, Андрюше броннике, Борисе укладнике уклад — стальные изделия и др. Но часто и свободные купцы везли помимо собственного имущества товары, принадлежавшие князьям и боярам. Еще одним источником пополнения средневекового русского купечества были свободные и зависимые церковные люди. Наиболее широкий размах приобрела торговля подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. Но к концу XV века княжеские власти стали ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений. Однако изворотливые церковные торговцы ухитрялись обойти пошлинную торговлю. Жалованная грамота городам 1785 г.
Значительную часть первой гильдии, начиная с конца 1850-х, составляли состоятельные евреи, поскольку на них, после 10-летнего стажа, не распространялся запрет на пребывание вне черты оседлости, в то время как купцам христианского вероисповедания, не занятым в заграничной торговле, пребывание в высшей гильдии не сулило особых преимуществ. К началу XX века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства. Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года. До гильдейской реформы 1775 года в официальных документах посадских зачастую считали купечеством. Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т. Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 году Правительствующий Сенат издал указ о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами». С 1775 года по 1785 год гильдейские сборы оставались на низком уровне, и в купечество записывалось большое количество мещан, крестьян, и цеховых. До гильдейской реформы Е. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размеры объявляемых капиталов постоянно повышались, что приводило к снижению численности купечества. В большом количестве купцы выбывали из третьей гильдии. Указом от 29 декабря 1812 года сословно-податная группа «торгующих крестьян» была восстановлена. Торгующие крестьяне получили сравнимые с купечеством торговые права. При этом им не обязательно было записываться в купечество. Это также не способствовало росту количества купцов. После гильдейской реформы Е. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размер объявленных капиталов был снижен до уровня 1812 года. Вновь начался приток мещан в третью купеческую гильдию. Этому способствовало также выделение особой группы «торгующих мещан». Торгующие мещане для торговой деятельности должны были получать промысловые свидетельства, стоимость которых была сопоставима с гильдейским сбором III купеческой гильдии. Кроме этого вступление в купечество повышало социальный статус.
Это аморфное, безформенное и безобразное слово обозначает управленца, этакого лакея или служащего. Не более, на мой взгляд. Этимология этого слова мне не понятна, а пустые официальные версии приводить не желаю. Идём дальше. Примерно так. Торговец — это тот, кто торгует на торжище. Попросту продавец. Так что же значит слово купец? Думаю, моя идея вам ясна. Купец, это тот, кто накапливает и объединяет материальные богатства. Но нажива как таковая не является конечной самоцелью. Цель купца — это материальное и духовное совершенствование себя, своей семьи в узком смысле и своего рода и народа в широком смысле через взаимодействие с материальными ресурсами. А это уже очень тяжёлый путь полный соблазнов. Это и ответственность, как за себя, так и за своих ближних и за свою державу. Ведь путешествовали русские купцы и в дальние заморские страны, где по ним судили обо всём нашем народе. Каждый поступок купца, каждое данное им слово, каждая заключенная сделка были наполнены глубоким осознанием ответственности за себя, своих работников, свою семью и свою державу. Ошибка при заключении сделки могла иметь фатальные последствия: разорение, обречение семьи на голод и бедное существование, позор перед коллегами и товарищами. Купец строил благосостояние державы, каждый в отдельности и все в совокупности. Сегодня иметь собственное дело, свой бизнес — это тяжелейший путь, вставая на который никто не защищён от рисков, непорядочных конкурентов, потерь и кидков. Нет никаких гарантий, что всё получится именно так, как задумано. Но желание иметь собственное дело, работать на себя рождается в человеке не просто так.