Специфической особенностью миграционных процессов в России является увеличение организованной преступности по этническому принципу, а также притоку совместно с криминальными элементами и сторонников радикальных течений ислама. Последователи ислама для некоторых как бельмо на глазу. Русские, которые принимают ислам, - часто люди образованные и чего-то ищущие, - говорит лидер дагестанской диаспоры Магомед Курбанов.
Сколько мусульман в России
Другие государства и регионы, где много представителей ислама, но считающие себя светскими, не видят перспектив подобной программы для себя. – То есть опасность распространения радикального ислама существует. Жителей Центральной России поражают данные сводок, в которых периодически сообщается о том, что в северных регионах опять была предотвращена деятельность террористических организаций. В Дагестане, Ингушетии, Чечне ислам основная религия.
Как преобразился Болгар?
- Новости партнеров
- Откуда всё пошло?
- «У нас центров много»: муфтии поспорили о столице российского ислама
- Россия в глобальной политике
Двадцатка самых исламизированных регионов России
Исламизация народов Северного Кавказа затянулась на многие столетия. В Волжской Булгарии ислам был принят в 922 году, хотя проникать он стал сюда гораздо раньше. Позднее ислам стал распространяться среди некоторых тюркоязычных групп населения Сибири. Усилившиеся после распада СССР миграционные потоки привели к тому, что значительные группы мусульманского населения образовались в крупных городах других районов. В РФ к народам мусульманской культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. По разным оценкам, в России проживают от 15 до 20 млн чел. Важно Падение авторитарного режима способствовало усилению процесса возрождения ислама, начавшегося в период «перестройки». Резко возросла доля населения, относящая себя к числу верующих мусульман. Во много раз увеличилось количество религиозных организаций. В доперестроечный период на законном основании в Российской Федерации функционировало менее 200 мусульманских религиозных обществ. Их деятельностью руководили два Духовных управления мусульман, располагавшихся в Уфе и Махачкале.
Духовных учебных заведений не было. По нескольку молодых людей из России обучалось в мусульманских религиозных учебных заведениях Узбекистана и ряда зарубежных стран. Своих печатных изданий мусульмане России не имели. На 1 января 1998 года в Министерстве юстиции Российской Федерации и его органах в субъектах Федерации были зарегистрированы и действовали 2734 мусульманских религиозных обществ не меньшее число их действует без регистрации, что разрешено законом и 106 духовно-образовательных учреждений, в том числе Высший исламский духовный колледж и медресе в Москве, медресе «Мухаммадийя» в Казани, исламский институт им. В них обучаются многие сотни будущих служителей религии и тысячи верующих, желающих углубить свои познания в области истории ислама и его вероучения. Кроме того, в исламских учреждениях зарубежных стран обучаются сотни россиян. Заметно активизировалась в последние годы богословская мысль. Небывалыми тиражами издаются Коран, сборники хадисов, другая религиозная литература. Многие исламские организации имеют свои печатные органы. Наибольшей популярностью у верующих пользуется газета Духовного управления мусульман Европейской части России «Ислам минбаре» «Трибуна ислама» , выходящая тиражом 6,5 тысяч экземпляров.
Тысячекратно увеличилось число верующих, направляющихся в паломничество к святым местам в Саудовской Аравии. Широкое развитие получает благотворительная деятельность мусульманских организаций. Они проводят также большую воспитательную работу с заключенными в исправительно-трудовых учреждениях, выделяют средства для поддержки подшефных детских домов, домов инвалидов и престарелых, оказывают материальную помощь беженцам, выделяют ежемесячные денежные пособия инвалидам и одиноким людям, стипендии студентам, организуют правозащитную работу, систематически устраивают благотворительные обеды, концерты и т. Религиозной жизнью приверженцев ислама в России руководят 43 Духовных управления мусульман. Три религиозных центра претендуют на статус общероссийских: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовные управления мусульман Европейской части России и Высший координационный центр духовных управлений мусульман России. В июле 1996 года в Москве создан четвертый религиозный центр, претендующий на такой же статус, — Совет муфтиев России. В советский период исламские организации, находившиеся под тотальным контролем гос-ва, имели возможность выражать лишь солидарность с позицией правительства по вопросам внешней и внутренней политики. Про-исходило это на различного рода международных форумах и в проповедях, произносимых в зарегистрированных мечетях. Теперь мусульманские организации участвуют в разработке законопроектов, свободно высказывают свои позиции по вопросам образовательной, экологической, молодежной, экономической, налоговой политики, по проблемам реформирования различных сторон жизни общества, причем эти позиции нередко существенно отличаются от линии, проводимой пр-вом. Они принимают активное участие в миротворческой деятельности, особенно связанной с урегулированием межнациональных конфликтов, возникающих на территории страны.
Одной из особенностей обществ, жизни последнего времени стало возникновение исламских общественно-политических объединений. Совет Одни из них проявили себя достаточно ясно на региональном уровне партия «Иттифак» в Татарстане, Исламская демократическая партия в Дагестане , другой — на федеральном уровне Исламская партия возрождения, общественно-политического движения «Союз мусульман России», «Hyp» «Свет» и «Мусульмане России». Лидеры некоторых из исламских общественно-политических объединений Исламской партии возрождения. Исламской демократической партии Дагестана недвусмысленно высказывались за создание исламского государства Программные документы движений «Союз мусульман России», «Hyp» и «Мусульмане России» предусматривают развитие Российской Федерации как светского правового государства, где должны быть обеспечены равные права всем народам, равенство всех религий и религиозных объединений перед законом. Они выступают за достижение пропорционального представительства народов мусульманской культуры в органах государственной власти всех уровней, в органах местного самоуправления, а также в средствах массовой информации, против любых попыток ревизии сложившегося национально-государственного устройства, закрепленного в Федеративном договоре и Конституции, против проектов «губернизации» и превращения России в православную державу. Поддерживая курс на социально ориентированную многоукладную экономику, участники движений высказываются за существенную коррекцию правительственной политики экономических реформ в пользу большинства населения. Возрождение ислама в России уже сильно сказывается на развитии культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства. Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры в некоторых регионах принято решение построить по мечети в каждом населенном пункте. Есть основания полагать, что наметившаяся тенденция в дальнейшем усилится.
Нуруллаев Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Становление ислама на территории России Ислам на территории самой большой страны мира появился более тысячелетия назад. Народы, исповедующие веру в Аллаха и следующие пророческой миссии Его Заключительного посланника Мухаммада с. Откуда всё пошло? Отчёт существования ислама на территории России следует вести с того момента, когда в современный Дербент, расположенный в Дагестане, в 642 году по Милади 20-й год по Хиджре прибыли посланники мусульманского государства, которое к тому времени не только появилось, но и институционализировалось, функционировало и стремительно распространяло зону собственного влияния. Тогда город, получивший название Баб аль-Абваб «врата ворот» или «главные ворота» в переводе на русский язык с арабского , стал северным форпостом мусульманской уммы. Ислам, будучи религией, низводящей до ничтожного уровня фактор национальной гордости «Я представитель такой-то нации, а, значит, мне позволено больше, чем другим» , способствовал тому, что Дербент стал мультикультурным центром, где проживали представители многих народов, например, арабы, тюрки, осетины, аварцы, персы, лакцы и так далее. Этот многонациональный город стал олицетворением ислама, который поощряет многообразие и уважительное отношение друг к другу. Новый северный форпост мусульман Вслед за Дербентом, спустя три столетия, ислам проник на территорию нынешнего Татарстана — эту религию в качестве государственной провозгласила Волжская Булгария на фото. Данное событие произошло в 922 году по Милади примерно 300-й год по Хиджре , тем самым границы мусульманского мира продвинулись ещё дальше на север.
Волжская Булгария, равно как и Дербент, с принятием ислама много внимания стала уделять таким важным для всех мусульманских государств направлениям, как торговля, образование и наука. Например, это ханство стало важным транзитным звеном Великого шёлкового пути. Хоть с годами что Волжская Булгария в XVI веке в статусе Казанского ханства , что Дербент в XIX веке потеряли независимость и стали официально территорией Руси Российской империи , уровень грамотности среди мусульманских народов всегда был значительно выше. Связано это с двумя взаимосвязанными моментами: Во-первых, в рамках ислама главным критерием религиозного и светского авторитета является образованность человека, его глубокое понимание не только сугубо богословских постулатов, текста Священного Корана, но и доскональное знание прикладного ремесла, которое приносит доход и позволяет не зависеть от кого бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное. Во-вторых, знание религии у мусульман неразрывно связывалось с общей образованностью. Умение читать и писать, арифметика, географические и астрономические познания, — всё это и многое другое доносилось до детей, посещавших медресе. Смута ХХ века и новая эпоха российского ислама В советский период ислам переживал непростые времена. Мечети разрушались либо подвергались передаче в распоряжение иных учреждений например, Центральная мечеть Дербента стала тюрьмой, Галеевская мечеть в Казани была отдана под различные коммунальные службы , имамы и муаллимы подвергались ссылке либо просто уничтожались. Несмотря на колоссальный урон, нанесённый атеистическим правительством, ислам в СССР не только выжил, но и стал развиваться в конце ХХ столетия.
Конечно, не без проблем, ведь была потеряна давняя культурно-историческая традиция, существовавшая в разных уголках нашей страны веками. Обратите внимание Работа по восстановлению утраченного наследия в России проводится в настоящее время многими организациями, отстаивающими интересы мусульман. Под последними подразумеваются не только духовные управления, которые действуют едва ли не в каждом регионе, но и разнообразные общественные объединения, культурно-образовательные фонды и так далее. В настоящее время на территории РФ проживает около 20 миллионов мусульман. Это не только традиционные исламские народы России и ближнего зарубежья так называемые этнические мусульмане , но и русские люди, представители иных православных и языческих народов, которые в поисках душевного покоя и истины часто обращают своё внимание на религию истинного Единобожия. Не будет преувеличением утверждение о том, что мусульман можно найти в любом уголке одной шестой части суши, именуемой Россией. Придерживаются они различных направлений. Доминирующим является суннитский ислам. Маликитов и ханбалитов также можно встретить с завидной регулярностью в российских мечетях. Ислам в РФ за более чем тысячелетнее своё присутствие постоянно развивается.
Мусульмане приносят много пользы стране и своим добросовестным трудом способствуют распространению правильного отношения к себе и окружающим. Сколько в России мусульман Даже после распада Советского Союза и отделения от России всех дружеских республик она осталась многонациональным государством. И на ее просторах живет народ разных национальностей и с разным вероисповеданием, в том числе и мусульман. А как много их в действительности, сколько приверженцев ислама в нашей стране? Ислам — как все начиналось Согласно историческим сведениям новое направление в религии возникло примерно в 610 году нашей эры, то есть учение достаточно молодое. До этого времени на Ближнем Востоке была очень непростая ситуация, процветал разврат, языческие поклонения и междоусобные войны за власть. Однажды простой житель Мухаммед, или как его еще называют Мухаммад, находясь в районе Мекки, получил послание от ангела небесного Джабраила. Было в ту пору Мухаммеду 40 лет, и на протяжении всей оставшейся жизни, которая продлилась еще 22 года, до 632, снисходили на него откровения, которыми он делился с окружающими. Передавались они из уст в уста последователями Мухаммеда, считавшими его пророком, а потом были собраны и записаны в книгу, которая получила название Коран. Важно Согласно мусульманскому вероисповеданию Мухаммад, став пророком, очистил от арабов Каабу.
Эта местность недалеко от Мекки считалась святилищем язычников, полной его идолов и мест для поклонения и жертвоприношения. С того момента, как Кааба стала храмом Аллаха, ученики Мухаммеда несли в массы постулат о едином Боге и активно боролись с многобожием политеизмом. Естественно, что новую религию народ не принял совсем без сопротивления, но достаточно быстро учение стало популярным и почитаемым. Основные направления в учении мусульман Главный символ веры шахад у каждого мусульманина впитывается с молоком матери: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Есть еще 4 постулата, которые обязан выполнять каждый последователь Ислама: Намаз — ежедневная 5-ти разовая молитва. Закят — денежные пожертвования в пользу бедных. Саум — строгий пост в священный месяц Рамадан. Хадж — обязательное паломничество в святыню ислама Мекку. Ислам как учение мирового масштаба Войны, политика, экономика — все это способствовало тому, что последователи Ислама распространились по всему земному шару, постепенно превратив мусульманство в мировую религию. Сами же верующие считают это неоспоримым доказательством истинности заповедей Корана, а священную книгу Божьим руководством.
С приходом исламского учения появились новые традиции, ритуальные обряды, но главное мусульманские постулаты кардинально поменяли мышление у его приверженцев. Какими цифрами исчисляется мировой исламизм? На этот вопрос нет однозначного ответа, но примерно пятая часть населения Земли живет по законам шариата. Это огромное количество людей, на 2015 год из почти 8 млрд мусульмане составляли 1,3-1,8 млрд человек. Разумеется, что на планете они распределены неравномерно.
Картинку в высоком разрешении можно скачать внизу страницы Наверное, самым влиятельным чиновником в России, в чьи обязанности, помимо прочих, входит курирование уммы страны, является первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, занимающий этот пост с 2016 года. В своей карьере на госслужбе он уже имел опыт работы с мусульманами, когда работал полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе 2000-2005.
Кстати, именно тогда в его команде появился Сергей Градировский, который стал разрабатывать проект «Русский ислам» подробно об этом — здесь. С уходом Кириенко с поста полпреда проект «Русский ислам» был свернут, но Сергей Владиленович вернулся к курированию российского ислама, когда стал работать в АП РФ в 2016 году. Именно ему поручено развитие исламского образования в стране, вершиной которого стала Болгарская исламская академия в Татарстане, которая должна была стать российским Аль-Азхаром. Исламская проблематика входит в сферу деятельности Управления внутренней политики АП РФ, и главным ее куратором является заместитель начальника Михаил Белоусов. В 2013 году этот департамент возглавил Евгений Еремин. Заместителем Еремина в Департаменте по взаимодействию с религиозными организациями тогда же стал Алмаз Файзуллин. Именно он является непосредственным исполнителем политической линии Кремля по работе с мусульманами.
Файзуллин сумел собрать под своим крылом хороших и компетентных специалистов по исламу: доктора исторических наук, профессора Юлию Гусеву и старшего преподавателя кафедры философии религии и религиоведения МГУ Павла Костылева. Гусева и Костылев являются примерами того, как компетентные ученые становятся значимыми чиновниками, формирующими государственную политику в отношении религии. Привет коллегам! Помимо АП с мусульманами активно работает специально созданный в 2007 году Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Существующий как внебюджетная организация, Фонд аккумулирует до полмиллиарда рублей ежегодно для того, чтобы финансировать деятельность исламских организаций России под патронажем государства.
Мы формируем списки тех, кто готов отправиться из новых территорий в этом году в составе российских делегаций в священные места Саудовской Аравии - Мекку и Медину. Мы проделываем большую работу в этом направлении", - отметил Гайнутдин. Он также рассказал, что воины-мусульмане в зоне СВО в Ураза-байрам не оставлены без духовного окормления. Мы во время Рамадана направили нескольких имамов в помощь религиозным организациям, которые работают в новых регионах РФ.
Радиостанции «Говорит Москва» он заявил, что мусульман «примерно столько и будет», так как они «рожают больше детей»: как он выразился, у чеченцев и ингушей «по восемь детей и более», в то время как у русских — один-два ребенка и при этом много абортов. Здесь будут жить другие народы совсем: чечены, ингуши, арабы», — мрачно предрек протоиерей. Правда, демографы с прогнозами священнослужителей оказались категорически не согласны. Так вот, в 2016 году суммарный коэффициент рождаемости по России в среднем составлял 1,8 — 1,9. По более поздним годам точных данных по регионам пока нет, но сейчас общероссийский показатель немного снизился, в 2017 году — до 1,7. По данным на 2016-й год в Ингушетии, например, где, по представлениям протоиерея Дмитрия Смирнова, рожают по восемь детей, суммарный коэффициент рождаемости за тот же год оказался таким же, как и во всей России — 1,8. В мусульманской Кабардино-Балкарии этот показатель вообще меньше среднероссийского показателя: 1,7, в Карачаево-Черкессии — 1,5. В Башкирии и Татарстане он в целом общероссийский: 1,8. В каких мусульманских регионах продолжается рост — так это в Чечне и Дагестане: порядка 2,6 и 2 соответственно. На Северном Кавказе, рост идет только за счет сельского населения.
Ислам в России: современное состояние и перспективы
При мечети открылось медресе, ставшее центром мусульманской науки в России в XIX веке. Последователи ислама для некоторых как бельмо на глазу. Районы в России, где ислам является самой распространенной религией. Главная» Новости» Причастность к религиям в россии на 2023 г.
Ислам в России
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Новости СНГ и мира |
- Современная география ислама в России
- Центральное Духовное Управление Мусульман России
- Подведение итогов празднования 1100-летия ислама в России
Ислам в России - Islam in Russia
Изучите, каким образом происходило становление и развитие ислама в РФ. По утверждению Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов. Русские, которые принимают ислам, - часто люди образованные и чего-то ищущие, - говорит лидер дагестанской диаспоры Магомед Курбанов. Думается, что отвечая на данный вопрос, будет лучше представить в уме карту России и мысленно совместить ее с территориями компактного проживания народностей, исповедующих ислам и буддизм.
Откуда всё пошло?
- Сколько мусульман в России. Количество приверженцев Ислама
- «У нас центров много»: муфтии поспорили о столице российского ислама
- Двадцатка самых исламизированных регионов России
- ИСЛАМ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Разворот на Восток
Кто курирует ислам в России?
В силу последнего фактора подсчеты можно вести по праздничной статистике, которая коррелируется с религиозной активностью весьма условно; для корректности подсчетов следует вводить различные коэффициенты, например, поправку на гендерную составляющую и на выезжающих для совершения праздников в другие места, и если первый коэффициент понятен, то второй в подсчете весьма условен. Третьей существенной тенденцией в развитии уммы является усложнение ее состава. Крайне высокого уровня достигло усложнение этнического состава, особенно в городских общинах. Большинство из них стали полиэтничными, причем в весьма высокой степени. По сути моноэтничные городские общины наблюдаются только в районных центрах или в практически моноэтничных регионах, вроде Ингушетии. Отчасти связано с этим, а отчасти имеет и другие причины усложнение субконфессионального состава.
В наших городских, а подчас и сельских общинах, в один ряд саф становятся суннит и шиит, ханафит, шафиит, джафарит и исмаилит, салафит и суфий в свою очередь: накшбандийа, кадирийа, шазилийа, и даже экзотичные негматуллахи и тиджания. Данный процесс ведет к усложнению системы и, как следствие, к прорыву в ее развитии, или разрыву самой системы. Кроме того, происходит усложнение и социального состава. В конце советского периода и сразу после него среди религиозно активных мусульман преобладали малообразованные люди с низким социальным статусом. Сейчас ситуация изменилась, и социальный срез состава молящихся в мечетях более или менее отражает картину российского общества в целом.
Вырос интеллектуальный уровень. Ведь, если на рубеже 80-х — 90-х годов XX в. И доля таких людей продолжает расти. Можно констатировать, что на смену отдельным мусульманским интеллигентам в количестве нескольких десятков человек на весь Советский Союз приходит социальный слой, достаточно многочисленный, со значительно выросшим уровнем образования. Изменились и стоящие перед ним задачи.
Если сохранившие для нас ислам в СССР носители мусульманской традиции видели свою задачу в ее воспроизводстве и даже консервации, то сегодня она состоит в адекватном ответе на все возрастающие вызовы, опять же опираясь как на собственные традиции, так и на опыт умм других стран. Наконец, последней тенденцией можно было бы отметить социализацию уммы. Процесс этот, несмотря на то, что фиксируется с 2000 гг. Во-первых, это груз исторического прошлого, к сожалению, не всегда позитивного. Во-вторых, не все и не всегда равнозначно положительно расценивают сам факт количественного и качественного роста мусульманских общин, преследуя свои личные или корпоративные интересы, не совпадающие при этом с интересами российского общества в целом.
Но тем не менее мы видим, что целый ряд мусульманских общин во множестве регионов все активнее включается в различные общественные процессы. Активно развивается процесс вовлечения мусульман в социальное служение, причем направленное на все слои российского общества. Мусульмане как включаются в чужие проекты, созданные представителями иных общин, так и создают свои. По своей направленности они могут быть самыми различными: патриотические, культурные, спортивные, благотворительные и т. Важнейшим процессом воссоздания инфраструктуры российской уммы стало возрождение системы религиозного образования.
Образовательные учреждения объединены в Совет по исламскому образованию СИО , учрежденный 10 марта 2010 г. В настоящее время в Европейской России действует ряд высших мусульманских учебных заведений: Московский исламский институт, Российский исламский институт в Казани и Российский исламский университет при ЦДУМ в Уфе. Аналогичные высшие учебные заведения действуют на Северном Кавказе: Ингушский исламский университет им. Хаматхана-хаджи Барзиева г. Малгобек , Российский исламский университет имени Кунта-Хаджи г.
Грозный , Карачаево-Черкесский исламский институт им. Черкесск , Северо-Кавказский исламский университет им. Нальчик , Дагестанский гуманитарный институт г. Важнейшим феноменом мусульманского просвещения стали вечерние и воскресные школы, которые ежегодно охватывают десятки тысяч учащихся, и наиболее многочисленны в Дагестане, Чечне и Татарстане. В 2017 г.
Болгар респ. Татарстан, Спасский р-н. Символическим моментом, демонстрирующим возрождение российского мусульманства, может рассматриваться такое событие, как состоявшееся 23 сентября 2015 г. Путина и приглашенных в качестве гостей глав и представителей ряда мусульманских государств, в частности Президента Турецкой Республики Р. Эрдогана и Президента Палестины М.
Аббаса, а также видных политических, общественных и религиозных деятелей. Именно это событие окончательно показало роль Московской Соборной мечети как главной мечети России, а Москвы как центра российского мусульманства. Имеющаяся и развивающаяся в столице образовательная, просветительская, благотворительная, социальная, научная, издательская инфраструктура показывает роль российской столицы не только как центра православия, но и как исламского центра мирового уровня, к чему призывали лидеры российских мусульман уже более столетия назад. Вопросы по пройденному материалу: 1. Расскажите о попытках возрождения ислама на территории России в начале 90-х годов XX в.
Что Вам известно об Исламской партии возрождения? Охарактеризуйте ее состав и подумайте, каково было значение ее существования?
С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман. В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.
Сомнительный прогноз Вид с воздуха на молитву вокруг Московской соборной мечети во время Курбан-байрама. AFP «Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей... У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, — заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы».
Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно». С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов — это естественная фаза демографического перехода. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы.
Как говорит пророк Мухаммад, вся Земля — это Божий храм, мечеть, кроме туалетов, бань и кладбищ. Поэтому везде центр — где есть правоверные, где человек признает Бога и живет по-божески. А основной центр, куда мы обращаемся во время молитв, это священная Мекка. А первой киблой направлением для намаза, — прим. Даже если Болгар и Дербент — это исторические центры, то большая активность идет в Казани.
Понятно, что когда-то духовное управление было в Уфе Оренбургское магометанское духовное собрание, — прим. Но вы смотрите на дела, и дела скажут сами на себя. Вы посмотрите, как развивается в этом направлении Казань, и можете сами дать оценку. Рушан Аббясов муфтий Московской области, первый заместитель председателя Совета муфтиев России Этот интересный вопрос следует рассматривать с нескольких сторон. Если брать исторический аспект, то захоронения сподвижников пророка Мухаммада находятся в Дербенте. Нужно понимать, что наши мусульмане жили на разных территориях — в Башкортостане, Татарстане, Москве. У нас ислам многонационален.
В каких мусульманских регионах продолжается рост — так это в Чечне и Дагестане: порядка 2,6 и 2 соответственно. На Северном Кавказе, рост идет только за счет сельского населения. В Дагестане у городского населения суммарный коэффициент рождаемости у сельских жителей — 2,5, у горожан — 1,5», — констатирует Вишневский. Иными словами, рост населения в северокавказских республиках и то не всех объясняется не столько традициями, сколько тем, что процесс урбанизации там завершается позднее, чем в остальной России. Следовательно, через 15 лет в стране будет чуть больше чеченцев и чуть меньше татар, пояснил демограф. Одна из причин этого — резкое падение рождаемости на Северном Кавказе, прежде обновлявшем демографические рекорды. Руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД оценил численность населения в регионах, где традиционно велико влияние ислама, максимум в 20 млн. Правда, есть еще и внешний фактор — каждый год в Россию приезжает на заработки порядка 3 млн. Но большинство из них уезжает потом обратно, сколько из них оседает в России и получает российский паспорт, неясно. Но в любом случае, считает эксперт, вряд ли постоянно живущих выходцев из Средней Азии у нас больше миллиона, а значит, при нынешних темпах рождаемости и миграции через 15 лет число мусульман никак не достигнет 45-50 млн.
Алексей Макаркин. Остались ли в России ваххабиты и прочие экстремисты?
Статистические данные, высказывания президента РФ и глав исламских организаций о том, сколько мусульман живет в России, регионы проживания мусульман, история появления Ислама в России, мусульманские организации и исламские течения в РФ. Главная» Новости» Причастность к религиям в россии на 2023 г. В России ислам — вторая по численности верующих религия.