Новости где майя жили

На дне крупного озера в Гватемале под названием Атитлан группа ученых обнаружила затерянный город цивилизации майя. Тикаль, город майя, был небольшим густонаселённым городом, в то время как многоэтнический Теотиуакан обладал всеми признаками настоящей империи.

Потомки майя

В течение двух следующих столетий не прекращалось выравнивание этого холма. И всё это стало возможным благодаря технологии LiDAR, которая позволила отказаться от большого финансирования и действовать в частном порядке. Что за LiDAR? Лидар произошло от Light Detection and Ranging — «обнаружение, идентификация и определение дальности с помощью света» — устройство, измеряющее дальность до объекта. Делается это с помощью пучков ИК-излучения, посылаемого специальным проектором. Дополнительный сенсор «ловит» отражение посылаемого излучения. На основе полученных временных задержек можно выяснить, на каком расстоянии от сканера находятся те или иные объекты. Именно так и создаются 3D-карты местности.

В качестве анестезии применяли наркотические средства. Религия древней народности Практически все постройки племени майя имеют религиозный характер. Религия играла для индейцев огромную роль.

Во главе племени в основном стояли правители, которые были для своего народа и духовными лидерами. В ходе многочисленных раскопок удалось выяснить, что во всех ритуалах принимали участие и высокопоставленные члены общества. Все церемонии были связаны с природными циклами. Практически у всех народов Центральной Америки важной ролью наделяется человеческая кровь. Даже специфические ритуалы проводились, суть которых заключалась в кровопускании. Об этом говорят найденные в результате раскопок сосуды и ритуальные инструменты. Индейцы считали, что именно в крови находится душа с жизненной энергией. Жертвоприношения Индейцы считали своих богов смертными созданиями. И чтобы как-то продлить их жизнь, они прибегали к помощи человеческих жертвоприношений. Этот ритуал был достаточно распространен у племен.

Жертву приносили обычно через отравление, избиение или повешение. Также могли заживо похоронить человека. Наиболее жестокими жертвоприношениями занимались ацтеки. Они вспарывали животы и вырывали еще бьющееся сердце. В качестве жертвы в основном использовали пленников, которые были захвачены в ходе военных действий. Однако могли принести в жертву и представителя собственного племени. И при этом положение человека в обществе не играло никакой роли. Почему племена исчезли Появился древний народ во втором тысячелетии до нашей эры. Пик расцвета пришелся на окончание первого тысячелетия. Угасать племена начали после 10 века.

Причины исчезновения древнего народа до сих пор неясны. Есть несколько популярных версий. Следует рассмотреть самую вероятную. Под племенем следует понимать не слишком большую группу разрозненных городов, которые достаточно часто враждовали друг с другом. Причиной военных действий ученые называют истощение почв и упадок сельского хозяйства. Чтобы сохранить власть, правители придерживались политики уничтожения и принесения в жертву. И с каждым годом число междоусобных столкновений повышалось. Со временем это привело к экономическому кризису. Разорения были настолько большими, что целая цивилизация постепенно исчезла. Места проживания Где жили майя?

Древнее племя населяло значительную часть Центральной Америки. Располагалась цивилизация на том месте, где на современном этапе находится Мексика. Огромная часть территории, на которой проживали индейцы, отличалась обилием флоры, фауны. Были самые разные природные зоны горы, пустыни, прибрежные участки. Это сыграло важную роль в развитии индейцев майя.

Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе.

Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья куб , которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо как, например, на Юкатане представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Судя по сохранившимся изображениям, платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; в последнем случае грудь оставалась открытой вероятно, тот или иной способ ношения определялся социальным статусом женщины или местными обычаями. Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами. Основная статья: Торговля майя Майя вели оживленную торговлю, они торговали как между собой, между разными государствами майя, так и с другими государствами, с ацтеками на севере, жителями современных Коста-Рики и Панамы на юге [10]. Письменность и исчисление времени[ править править код ] Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами.

Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний.

Центральная Америка Пика своего урбанизма и масштабного строительства большинство городов-государств майя достигли в классический период с 250 до 900 годов нашей эры.

Наиболее заметными памятниками этого периода являются древние храмы, которые были построены почти в каждом крупном городе. По неизвестным до сих пор причинам большинство центров майя пришло в запустение в течение нескольких последующих столетий. А к моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя была уже в глубочайшем упадке.

Есть несколько версий возможной причины гибели цивилизации, среди которых истощение почвы, потеря водных источников и эрозия, землетрясения, болезни, а также вероятные военные вторжения других высокоразвитых культур. Особый туристический интерес сегодня представляет древняя архитектура, каменные скульптуры, барельефы и стилизованные религиозные росписи на стенах домов. А так же сохранившиеся массивные дворцы, древние храмы и пирамиды.

Мы уже рассказывали Вам о впечатляющих руинах Империи Инков , сегодня Вы сможете познакомиться с самыми интересными древними городами цивилизации майя. И это, пожалуй, один из крупнейших археологических объектов цивилизации майя в Центральной Америке. Именно это место стало вдохновителем, а потом нашло отражение в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис».

Поездка в Тикаль в финансовом плане довольно дорогое удовольствие, по сравнению с другими направлениями к руинам цивилизации Майя. Но сохранившиеся пирамиды, каменные королевские дворцы, картины и фрески стоят того, чтобы их увидеть. Кстати, будьте на чеку, в густых лесах, окружающих парк, водятся хищные ягуары.

Этот крупный разрушенный город, судя по всему, был одним из Толланов — место почитания мифологического божества Кетцалькоатля пернатый змей. Об этом свидетельствуют изображения, найденные на стадионе для игры в мяч. Чичен-Ица известна большим разнообразием архитектурных стилей.

Этот город был привлекателен для жителей, поскольку здесь имелось два глубоких сенота, обеспечивавших население водой круглый год. Один из таких природных колодцев — Священный сенот — место жертвоприношений и паломничества древних Майя. Чичен-Ица очень популярна среди туристов, ежегодно ее посещают более 1,2 миллиона человек.

Паленке, Мексика Этот майянский город процветал на юге Мексики в 7 веке до нашей эры. После падения город был надолго поглощен джунглями, прежде чем вновь открыт и превращен в знаменитое место археологических раскопок. Паленке расположен на реке Усумасинта в 130 км к югу от Сьюдад-дель-Кармен.

Он значительно меньше Тикаля, но зато может похвастаться своей архитектурой, сохранившимися скульптурами и барельефами древних майя. Многочисленные иероглифические надписи на памятниках позволили экспертам восстановить большую часть истории Паленке. Остальная часть находится поблизости, но скрыта под землей, в зарослях густых джунглей.

Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя

В разделе археологии забытой страны публично открыта новая серия экспонатов майя, обнаруженных Национальным институтом антропологии и истории в Мексике. Многие артефакт все еще находятся под защитой мексиканского правительства в течение 80 лет. Однако, некоторые изображения отдельных артефактов были всё-таки показаны. Недавно выпущенные документы древней цивилизации майя, датируемые как минимум 1300 годами, свидетельствуют о том, что человеческая раса не одинока, и высокоразвитые технологии, включая космические путешествия, вероятно, существовали уже давно. На снимках ниже, ранее известные изображения космолетов — руки на панели управления, ноги на педалях, эргономичные кресла, система подачи кислорода: Испытывала ли древняя цивилизация майя контакт с инопланетянами? Согласно теории Древнего Астронавта, разумные внеземные существа посетили Землю в древности и вступили в контакт с человеком. Сторонники этой теории предполагают, что этот контакт повлиял на развитие человеческих культур, технологий и религий.

Общий вариант этой идеи заключается в том, что божества большинства, если не всех религий, на самом деле являются инопланетянами. Их передовые технологии были ошибочно поняты первобытными людьми как доказательство их божественного статуса.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом — нагрудным зеркалом. Правящий класс майя Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек. Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек. Экономическое развитие племен майя Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием — вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву.

Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново. Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота — на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды. Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары. Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева.

В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами.

Но откуда взялись эти американские общества?

Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми».

Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением.

Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико.

Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру.

Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики.

В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны.

Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору.

Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни.

Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным.

Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями.

Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией.

Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа.

Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании.

По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом.

Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо.

На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи.

Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени.

Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии.

А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе.

Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня.

В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты».

Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда.

Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую.

Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось. К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались.

В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев.

Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре. В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя. Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания.

Основная статья: Костюм майя Основным одеянием мужчин была набедренная повязка эш ; она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям. Правители и военачальники иногда носили вместо накидки шкуру ягуара или закрепляли её на поясе. Одежда женщин состояла из двух основных предметов: длинного платья куб , которое либо начиналось над грудью, оставляя плечи открытыми, либо как, например, на Юкатане представляло собой прямоугольный кусок материи с прорезями для рук и головы, и нижней юбки. Судя по сохранившимся изображениям, платье и юбка могли носиться как вместе, так и отдельно; в последнем случае грудь оставалась открытой вероятно, тот или иной способ ношения определялся социальным статусом женщины или местными обычаями. Верхней одеждой, как и у мужчин, служила накидка, но более длинная. Все предметы одежды украшались многоцветными узорами.

Основная статья: Торговля майя Майя вели оживленную торговлю, они торговали как между собой, между разными государствами майя, так и с другими государствами, с ацтеками на севере, жителями современных Коста-Рики и Панамы на юге [10]. Письменность и исчисление времени[ править править код ] Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и исчисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма.

20+ интригующих фактов о народе майя, о которых интеллигентно умолчали школьные учителя

Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества. Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке. Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан.

С помощью лидара нашли древний церемониальный комплекс Майя

Однако, благодаря использованию лазерных приборов LiDAR, установленных на самолет, исследователи смогли просканировать территорию. С помощью этой технологии ученые составили карту местности и определили места, где могут быть расположены археологические памятники. Среди обнаруженных объектов — возвышенность, используемая для праздников, и площадка для игры в мяч тлачтли, что было характерно для культуры майя.

Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа.

Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света.

Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя.

Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты.

Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом.

В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году.

Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя.

Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада».

Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем.

В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь.

Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты.

И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид.

Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось.

К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств.

Если не было дождей то люди оказывались в серьезной опасности. Таким образом, единственным источником воды для Тикаля в период засухи служили эти резервуары. Археологи по-прежнему нуждаются в подтверждении того, что в этих местах происходили сильные засухи.

В архиве метеорологических отчетов прошлых лет в Мехико содержалась интересная информация. Оказывается, в прошлом веке здесь была сильная засуха, можно даже сказать страшная засуха. С 1902 по 1904 гг. Просто повезло, что метеосводки тех лет сохранились до наших дней. Теория засухи Данные, найденные в архиве, служат доказательством того, что в этих местах происходили сильные засухи, значит, можно предположить, что аналогичные бедствия могли произойти и в то время, когда исчезли Майя. Но одна губительная засуха за 100 лет еще не подтверждала теорию.

Чтобы больше узнать об истории Мексики, приходится обращаться в национальный архив, где собрана уникальная коллекция рукописных книг, часть из которых датирована XVI веком. Через несколько месяцев кропотливых поисков были обнаружены отчеты о страшных засухах, случившихся в провинции Юкатан в районе, который когда-то был плотно заселен народом Майя. Отчеты, которые хранятся в архивах, были составлены испанскими колонизаторами для начальства в Мехико и Мадриде. Например, в одном из них содержится просьба от властей Юкатана помочь продовольствием. В 1795 году почти весь урожай погиб. У крестьян не было зерна и люди боялись умереть голодной смертью, как уже неоднократно происходило в прошлом.

Теперь можно было не сомневаться, что это был правильный путь. Документальные свидетельства засухи прошлых лет найдены, и вряд ли можно отыскать сведения о климате в IX веке. Теперь можно продолжить исследования, но в совершенно другой области в метеорологии. Поэтому я начал собирать данные об изменении климата на нашей планете и пытался узнать, что происходило в мире в то время, когда погиб народ Майя. Первые результаты появились во время изучения климата Европы. В руки попали документы с заголовком "Дендрохронология и флуктуация ледяного фронта на севере Швеции".

Документ содержал важную информацию. Изучая кольца на деревьях, ученые выяснили, что 1200 лет назад как раз в то время, когда исчезли Майя, в Швеции наступил чрезвычайно холодный период. Но можете ли похолодание в Европе вызвать засуху в Центральной Америке, специалисты сомневались. Какая может быть связь между похолоданием и засухой? Оказалось, что этот вопрос недостаточно изучен. Кажется, я был первым из жителей Техаса, кто всерьез задумался об этом.

Мне даже сказали, что большинство метеорологов сочтут эту проблему в изрядной степени надуманной. Понимаете, я дошел до этого интуитивно, я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу и уверен, что между засухой и похолоданием имеется связь" - Дик Гилл. Он решил, что климат Европы и Центральной Америки связаны определенной областью высокого давления, которое находится где-то в Северной Атлантике. Задача оказалась не из легких. Изучив метеосводки только за XX век, на что ушло порядка двух лет, Дик Гилл сделал настоящее открытие. Области высокого давления обычно ассоциируется со спокойной устойчивой погодой, в Северной Атлантике имеются такие области, одна из них уже длительное время находится возле Европы.

А в Арктике зафиксирована необычно низкая температура". Исследователь установил, что между изменениями климата в разных частях существует взаимосвязь. Подтвердит ли это версию о засухе? В этом ему поспособствовали специалисты по компьютерному моделированию. Для этого не нужно мерзнуть на полюсе или потеть в тропиках, имеется уникальная возможность моделировать климат на земле". Специалисты определяют как можно сместить область дождей из Центральной Америки и вызвать засуху.

Модулируя похолодание на Севере, компьютер выдает поразительные результаты. Зона дождей смещается к Югу и не достигает Центральной Америки, в результате происходит засуха. Таким образом, было получено очередное доказательство того, что именно засуха уничтожила индейцев Майя. Эта теория нашла подтверждение в неожиданном месте на Северном Полюсе.

Большая часть из них, помимо родного, говорит на испанском языке. Кроме того, распространены английский язык и так называемый креольский возникший на основе испанского и индейских.

По данным на начало 21 века индейцев майя насчитывалось около 6 млн человек. В основном, исповедуют католицизм и традиционные религии чаще всего, дикую смесь того и другого. Кроме того, есть значительное количество протестантов. Больше всех майя живут, конечно, в Мексике — на полуострове Юкатан. При этом надо понимать, что огромная часть местного населения, НЕ называющая себя майя, по сути таковым является.

Кто такие индейцы майя и почему их цивилизация исчезла с лица Земли?

Геологи обнаружили на севере Гватемалы поселения майя, которые простираются на территории около 1700 квадратных километров, сообщает LiveScience. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя. Как жили майя? Какие дворцы сооружали? Как их украшали? На все эти вопросы нашла ответы в садах музея антропологии в Мехико. В одном из патио установлены сегменты оригинальных дворцов майя.

10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят

Ancient Mesoamerica: в Гватемале обнаружили более тысячи поселений майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. Кроме того, есть значительное количество всех майя живут, конечно, в Мексике — на полуострове Юкатан. Кроме того, есть значительное количество всех майя живут, конечно, в Мексике — на полуострове Юкатан. Геологи в северной Гватемале обнаружили крупное поселение майя – Самые лучшие и интересные новости по теме: Археология, геологи, древний город на развлекательном портале

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий