Сокращение Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в 2024 году может привести к ухудшению условий труда и снижению эффективности работы в данной сфере. Подполковник ФСИН уклонился от службы на СВО и получил срок. Федеральная служба исполнения наказаний — федеральный орган исполнительной власти, который занимается исполнением уголовных наказаний, содержанием осужденных. последние новости сегодня. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2024 № 26 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом.
Девять пунктов
- Реформа ФСИН
- Скандал с пытками
- Курсы валюты:
- В России заговорили о реформе и слиянии МВД, ФСИН и ФССП
Леггинсы и пижама: ФСИН показала новую форму для заключенных
То есть получается — во всем мире заключенные, осужденные поддаются воспитательному воздействию, 10 лет назад они поддавались воспитательному воздействию, а сейчас не поддаются. Дмитрий Лысков: Ольга Михайловна, спасибо. Мы еще вернемся к этому вопросу. Владимир Михайлович, то есть у нас получается сейчас, что пенитенциарная система, если посмотреть данные по рецидивам, — фактически "фабрика преступности", что ли?
Владимир Новицкий: Ну, так оно и получается. Потому что на самом деле, действительно, как само уголовное законодательство у нас ориентировано на все более карательную функцию… Мы смотрим, что все более ужесточаются наказания по различным составам преступлений, все более длительные сроки лишения свободы даются людям. И соответствующим образом происходит десоциализация тех, кто находится в местах лишения свободы.
Очень многие осужденные имеют достаточно длительные сроки лишения свободы, в ходе которых они действительно вместо того, чтобы… В том числе и впервые осужденные, особенно если говорить о таких статьях, как 2. А по этим статьям у нас достаточно много людей находятся в местах лишения свободы. Владимир Новицкий: Это уже фактически перегнало традиционную стать, 158-ю, или сравнялось с ней.
Дмитрий Лысков: Напоминайте сразу, что кроется под цифрой 158. Не все телезрители знают Уголовный кодекс. Владимир Новицкий: Это кража.
То есть обычные криминальные преступники — они скоро будут в меньшинстве по отношению к осужденным по данным статьям. А там сроки: 5 лет — это хорошо, нормально; 10—15, а иногда и 20 лет лишения свободы. И часто это люди вообще осуждены впервые.
И говоря о том, что "наркотики — это такая страшная вещь, такое зло, что лицо должно быть обязательно изолировано на длительный срок", мы фактически превращаем человека, который, может быть, впервые оступился… Ольга Киюцина: Наркопотребители еще попадают, наркоманы. Владимир Новицкий: Да. И превращаем его в потенциального, а может быть, и реального преступника.
Владимир Новицкий: И здесь еще один момент, я как раз хотел бы… Валентин Гефтер: Как-то раз ведь о том и говорят сейчас мои два коллеги. Они говорят о том, что ФСИН — это конечная остановка вот этого "конвейера", который, так сказать, производит и все время продуцирует… Это то, о чем говорила Ольга Михайловна только что в цифрах. Потому что нет нормального понимания, что такое "человек оступился" и что такое "человек преступник".
Это первое. Дмитрий Лысков: Ну, мы сейчас просто вернемся более подробно к этому вопросу. Валентин Гефтер: Да, давайте.
Дмитрий Лысков: Михаил Георгиевич, вы стояли, если я правильно понимаю, у истоков такой дисциплины, как пенитенциарная психология, по крайней мере в нашей стране. Михаил Дебольский: Психологическая служба. Дмитрий Лысков: Психологическая служба, да.
Владимир Новицкий: И один из. Дмитрий Лысков: Ну, один из, да. И вы специалист как раз по пенитенциарной психологии.
Что мешает исправляться людям в современной пенитенциарной системе России? Михаил Дебольский: Здесь возникал вопрос: "А что в других странах по этим вопросам? Какое состояние и позиция?
Начиная свою… Дмитрий Лысков: Михаил Георгиевич, давайте просто для телезрителей расшифруем, о каком эксперименте идет речь. Это когда студентов разделили на охранников и заключенных, и они начали вести себя… Михаил Дебольский: Молодых людей, а не только… Первоначально было написано, что это студенты, но это были не только студенты. Молодые люди были разделены на две группы: одни выполняли функции надзирателей, а другие выполняли роль осужденных.
И было показано в ходе этого эксперимента, что с течением времени все время идет напряжение во взаимоотношениях между осужденными… То есть первоначально были они абсолютно одинаковые по своим личностным качествам, их изучили, но в ходе этого эксперимента начинаются обостряться взаимоотношения. И если я ничего не путаю, эксперимент пришлось прервать в силу того, что началось повальное насилие тех, кого назвали "надзирателями", над теми, кого назвали "заключенными". Ольга Киюцина: Вот именно.
Валентин Гефтер: Агрессия. Дмитрий Лысков: Агрессия, да. Михаил Дебольский: А почему она возникла?
Потому что Филип Зимбардо не просто моделировал тюрьму обычную, а он моделировал первоначально плохую тюрьму. Он не давал команду: "Руководствуйтесь минимальными стандартными правилами обращения с заключенными", — которые существовали. Он позвал к себе, наоборот, консультантом бывшего осужденного, рецидивиста, который отбывал 25 лет назад, чтобы узнать все возможности давления на осужденных.
И поощрялось давление на осужденных. Физически нельзя применять меры воздействия, но есть и другие способы, чтобы оказать влияние, чтобы выполняли команды, чтобы были послушными заключенными. Дмитрий Лысков: А тогда возникает логичный вопрос: а если бы он моделировал ситуацию хорошей тюрьмы вы сказали, что он моделировал ситуацию плохой , то была бы ситуация противоположной?
Валентин Гефтер: Нет. Михаил Дебольский: Ситуация, вероятно, была бы другая. Поэтому именно за это… Это один из недостатков данного эксперимента.
И сам Филип Зимбардо это, в общем-то, признает. И в своей первой статье, где были результаты… Дмитрий Лысков: Михаил Георгиевич, я прошу прощения, вот буквально на секундочку прервемся. Валентин Михайлович, вы сказали, что готовы поспорить, что ситуация не была бы другой.
Поясните вашу логику. Валентин Гефтер: Нет-нет, я не это имел в виду. Я хочу просто сказать, что тюрьма хорошей не бывает.
Бывает тюрьма плохая, очень плохая и сносная. Я к тому и веду, понимаете, что это типичная ситуация. Даже в приличной тюрьме — по условиям, о которых мы говорили, или еще по каким-то другим параметрам… Ну, не пытают, предположим, в Норвегии… Владимир Новицкий: Есть объективные предпосылки… Валентин Гефтер: …но от этого все равно хорошей тюрьмы быть не может.
Михаил Дебольский: Есть объективные предпосылки для обострения отношений. Валентин Гефтер: Михаил Георгиевич, я согласен с вами. Дмитрий Лысков: Нет, хорошо-хорошо.
Тогда логичный вопрос следующий: как избежать этих объективных предпосылок? И тем более вы говорите, что они объективные. Это значит, что они действительно всегда есть?
Валентин Гефтер: Давайте я вам скажу очень простой рецепт. Он, конечно, будет такой примитивный. Первое — это, конечно, абсолютная минимизация людей, которые, по крайней мере, лишены свободы.
То есть все другие способы должны использоваться обществом в первую очередь, но только не лишение свободы. Второе — конечно, сроки, все эти кошмарные сроки, в наше время тем более, когда все очень быстро, и люди отрываются. Третье — это должно быть так, что… Люди там не исправляются, а они уже наказаны лишением свободы, изоляцией от общества.
Им должны создаваться условия, чтобы они не потеряли это время, ресоциализировались, адаптировались к будущей жизни. Если бы система была настроена на это, то тогда бы те недостатки, о которых говорили агрессия, насилие и которые, естественно, возникают всегда в таких условиях, были бы минимизированы. Михаил Дебольский: Система на это настроена.
Дмитрий Лысков: Валентин Михайлович, спасибо за это уточнение. Валентин Гефтер: А система заточена под то, чтобы… Дмитрий Лысков: Мы Михаила Георгиевича давайте дослушаем все-таки, мы вынуждены были его перебить, чтобы уточнить. Я потом обязательно предоставлю слово.
Михаил Дебольский: Во-первых, мне показалось, что сам сюжет первоначальный только позицию правозащитных организаций высветил, он предвзятый. И здесь вы сказали сами, что есть и другое мнение… Дмитрий Лысков: Михаил Георгиевич, не вполне так. Именно я сказал, что существует другое мнение.
Михаил Дебольский: Нет, вы сказали, что есть и другое мнение, но другое мнение не показали, а только показали одно. Мы говорим о том, что "ох, как плохо", "надо применять меньше мер наказания, связанных с лишением свободы"… Дмитрий Лысков: А надо больше? Михаил Дебольский: Я в 2000 году начинал работать в центральном аппарате.
У нас тогда было более миллиона осужденных. А сегодня сколько? Ольга Киюцина: Преступность в 2,5 раза снизилась.
У нас преступность упала очень сильно. Дмитрий Лысков: Есть данные, у нас есть данные. Я попрошу вывести их на экран.
Давайте взглянем вот сейчас на данные статистики. Численность заключенных в России. И мы видим, что с 2008 года по 2016-й очень серьезное снижение.
И действительно, на начало 2000-го было более миллиона заключенных. Ольга Михайловна, вы говорите, что снизилась преступность. Ольга Киюцина: У нас преступность снизилась в 1,5 раза в среднем.
Михаил Дебольский: Не только преступность снизилась. Ольга Киюцина: Насильственная преступность — насилия, изнасилования и так далее. Валентин Гефтер: Не преступность, а статистика.
Это не одно и то же. Ольга Киюцина: Человека если убили — значит его убили. Вы извините, это не статистика.
Валентин Гефтер: Нет, по убийствам понятно. Ольга Киюцина: Количество убийств у нас сократилось в 2,5 раза за 10 лет. У нас количество изнасилований сократилось, по-моему, в 3 раза.
Количество грабежей в 2 раза сократилось. То есть у нас получается диспропорция полнейшая. У нас с цифрами надо быть очень аккуратным.
Дмитрий Лысков: Асмик Эдуардовна, как раз я поэтому и хочу разобрать вот этот момент. Мы же много раз слышали, в том числе и в посланиях президента, что нужно сокращать количество заключенных. Асмик Новикова: Это, во-первых, заслуга не системы исполнения наказаний.
Дмитрий Лысков: Мы декриминализовали за это время значительное количество статей. Это же правда тоже, объективная реальность. Асмик Новикова: Во-первых, да, многие статьи декриминализовали.
Основная причина все-таки связана с тем, что за некоторые преступления просто фактически и де-юре запретили брать под стражу. Потому что когда считают численность заключенных, то считают не тех, кто по приговору, а считают всех тех, кто находится в колониях и СИЗО, если говорить про Россию. В следственных изоляторах меньше стало.
Сколько там изоляторов? Следственные изоляторы закрываются в некоторых регионах, потому что они пустуют. Ольга Киюцина: Это неправда.
Валентин Гефтер: Это потому, что они разваливаются. Дмитрий Лысков: Я, кстати говоря, напомню решение ЕСПЧ о том, что содержание в следственных изоляторах было приравнено к пыточному. И это тоже поспособствовало реформе.
Асмик Новикова: Это одно из первых дел, которое было выиграно в интересах Калашникова, одно из первых дел из России. Я хочу сказать следующее. Суды все-таки немножко изменили свои подходы.
Ну, это не только работа судов, а это, конечно, работа предварительного следствия, органов следствия. Все-таки сейчас чаще дают не содержание под стражу, то есть человека не отправляют под стражу, а применяют и другие меры пресечения, то есть до колонии, до осуждения: человек находится под домашним арестом либо подписка о невыезде и так далее. Я не говорю, что все стало хорошо, но это основная причина, почему снизилось число заключенных.
Асмик Новикова: Если почитать официальные отчеты Российской Федерации, Европейский суд в Комитет министров, они честно и прямо пишут, что вот у нас вот такие прошли реформы и у нас содержание под стражей уже не применяется вот по таким-то и по таким-то статьям. Это, как правило, экономика и ненасильственные преступления. И они сами же говорят… Дмитрий Лысков: Да даже по коррупционным не применяются.
Ну, это экономика. Дмитрий Лысков: Да, все вместе, понятно. Асмик Новикова: Может быть, я грубо это обобщаю, но ненасильственные преступления.
Они сами об этом говорят совершенно открыто, что снижение достигнуто за счет этого. Это первый момент, который касается цифр. Второй момент.
Когда вы говорите про две трети рецидивов… Я не оспариваю эту цифру, я это тоже знаю по своей работе. Но надо понимать, что если мы с этим соглашаемся как с фактом, то мы тогда говорим, что это все те люди, которые действительно совершили еще раз преступление. Мы тогда отметаем проблемы управления и оценки в полиции.
В общем-то, работая на раскрытие, они в первую очередь отрабатывают тех, кто под административным надзором либо недавно освободился. И масса других вещей, связанных с проблемами фальсификации и фабрикации уголовных дел. Это тоже есть и признается, в том числе нашими властями.
Поэтому я, в общем, ставлю цифру — две трети рецидивов — под сомнение, потому что я считаю, что работу пенитенциарной системы нельзя рассматривать в отрыве от работы полиции, Следственного комитета и прокуратуры. Дмитрий Лысков: Асмик Эдуардовна, спасибо большое. Ольга Михайловна, а может быть… Секундочку.
Мы видели эти данные статистики. Если брать с 2000 года более миллиона заключенных до текущего момента — в 2 раза почти снижение. Я и говорю — почти.
Ну, грубо округляю. Может быть, с этим и связаны данные, которые вы приводите — две трети рецидивов? Потому что они рецидивисты и остались по серьезным преступлениям, а других все-таки не заключают под стражу теперь?
Ольга Киюцина: У нас система исправительная, и там человек должен исправиться. Неважно, в какой раз он туда попал. Даже если десятый раз он попал, он должен там исправиться.
У нас система… У нас государство выделяет на это колоссальные деньги, чтобы оттуда вышел здоровый человек, который готов жить в обществе.
Ева Меркачёва говорит, что от заключенных были пожелания перейти на другие материалы, но для этого не нашли финансовых возможностей. В Минюсте же заявили, что изменения в одежде не только улучшат вид осужденных, но «будут способствовать дальнейшей гуманизации условий их содержаний». Картина дня.
А начать готовить их к жизни в обычном мире.
После тюрьмы. Но нет. Законодатели решили заняться вопросом реабилитации заключённых. Теперь, перед выходом на волю, каждый зек будет получать индивидуальную программу ресоциализации. То есть, возвращения в общество. Эта программа будет включать в себя помощь психологов.
Решение вопросов с обеспечением пенсионным и медицинским. Помощь с восстановлением связей социальных. Зеки, которые уже покинули место лишения свободы. Теперь будут получать не только оплату за проезд до места фактического проживания. Но и питание. Если появится такая необходимость, то будет предоставлена одежда.
И нужное количество денежных средств. Все это вступает в силу, уже начиная с января следующего года. Билет домой и одежда, это далеко не все. В министерстве юстиции, решили подготовить регламент. Который будет регулировать вопросы адаптации зека после возвращения на волю. Опять-таки, на фоне всего происходящего.
Звучит это, слишком многообещающе. Но, введение новой программы ресоциализации уже подтвердили лица при СФ РФ. На уровне приказов Министерства юстиции, было принять решение разработать схемы и специальный алгоритм. Который позволит провести соответствующую пробацию для лиц, которые освободились из мест заключения. По мнению сенатора, адаптация на свободе, это важный этап. Для того, чтобы снизить вероятность рецидива.
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Как нам реорганизовать ФСИН — реформа или ликвидация
Систему надо гуманизировать и делать более прозрачной для общественного контроля. Основам режима это не угрожает, а вот политических очков на этом можно было бы заработать немало. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что массового избирателя тревожит нынешний курс на постоянное завинчивание гаек. Людям нужно послать сигнал, что государство у нас не только ужесточается», — считает политолог Аббас Галлямов. Помимо инициативы о недопустимости пыток, правозащитники совместно с ФСИН с конца 2021 года ведут работу над законопроектом о пробации бывших заключенных после освобождения. Официально о нем заявил глава Минюста на встрече с президентом Владимиром Путиным в феврале 2022 года.
Он сказал, что надеется на расследование уголовных дел по факту пыток в Саратовской области, и заявил, что уголовно-исполнительной системе требуются финансы, чтобы изменить условия содержания заключенных, которые должны становиться другими.
Следующий момент касается производств. Это будет сделано за счет того, что будут открываться новые производства и заработают в полной мере исправительные центры». Концепция реформы предусматривает «оптимизацию» системы — то есть сокращение числа исправительных учреждений уже к 2024 году на 88. При этом предполагается увеличить число учреждений, предназначенных для исправительных работ а такая форма наказания существует совсем недавно на целых 111. В принципе эти намерения, как и многие другие, перечисленные в документе, весьма благие.
Главное — куда они приведут, считает основатель и директор благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» Ольга Романова. Ольга Романова основатель благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая» «Часто [используется] пошлое сравнение современного ФСИН с ГУЛАГом, но если раньше осужденные [были задействованы] на больших стройках народного хозяйства типа Беломорканала, то сейчас заключенные работают на частный карман, непосредственно аффилированный с региональными сотрудниками ФСИН.
Однако они не соответствуют трендам последних лет, когда Россия двигались в сторону разделения функций силовиков. Поэтому вопросы, каким образом будет осуществляться управление новым органом и удастся ли сохранить качество работы, пока остаются открытыми. Если предложения Минфина по сокращению численности сотрудников и созданию объединенной правоохранительной структуры будут приняты, это станет правильным решением, так как оптимизация силовым органам действительно нужна, заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи.
Сегодня зачастую происходит так, что на одного работающего приходится по три надзирателя, а многие обязанности выполняются формально: например, в ответ на свои обращения в правоохранительные органы граждане и предприниматели нередко получают так называемые «отписки».
Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате Звездный адвокат обвинил уголовно-исправительную систему в тотальном провале. В России существует острая необходимость внесения корректировок в систему исполнения наказаний. На это указал в беседе с 5-tv. В связи с этим глава ведомства предложил создать в системе ФСИН службу, призванную помогать адаптироваться бывшим заключенным на воле.
Девять пунктов
- реформа ФСИН
- ФСИН реформируют и разделят - новости Право.ру
- Реформу ФСИН сведут к ремонту туалетов / Политика / Независимая газета
- Адвокат: новая реформа ФСИН вернет ГУЛАГ в России
- Как нам реорганизовать ФСИН — реформа или ликвидация
Как нам реорганизовать ФСИН — реформа или ликвидация
ФСИН: последние новости и реформа 2024. Вместе с тем Счетная палата отмечает ряд проблем в этой сфере, в том числе в части сдачи объектов капитального строительства ФСИН России в 2023 году. Главное, чтобы здесь ФСИН действовали согласованно с региональными властями и это не приводило к социальной напряженности, — резюмировал Сергеев.
Как нам реорганизовать ФСИН — реформа или ликвидация
«Кузница криминальных кадров»: Сергей Жорин предложил свою реформу системы ФСИН | Компенсация семьям погибших сотрудников ФСИН России, ФТС России, уголовно-исполнительной системы и противопожарной службы положена с 1 июля 2021 года. |
Реформа ФСИН | Программы | Общественное Телевидение России | С 1 октября 2023 года Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России ожидают значительные изменения в своей структуре. |
ФСИН - главные новости и последние события | В четверг, 11 апреля, депутаты Госдумы единогласно приняли в первом чтении сразу три законопроекта, регулирующие вопросы исполнения наказаний. |
Новости. Уголовно-исполнительная система | ГАРАНТ.РУ | Федеральная служба исполнения наказания. |
Как нам реорганизовать ФСИН — реформа или ликвидация
Реформа ФСИН 2023 предусматривает ряд изменений и улучшений в системе исполнения наказаний. Реформы ФСИН должны в первую очередь обеспечить для заключенных безопасное отбывание наказания», — говорит правозащитница. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 16.03.2024 № 178 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в ФСИН России и. Предложение директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александра Калашникова может стать первым шагом возвращения в России исправительно-трудовых.
Подслушано ФСИН России
Федеральная служба исполнения наказаний: последние новости и реформы В последние годы ФСИН активно работает над модернизацией и совершенствованием своей деятельности. Власть - 10 апреля 2024 - Новости. Согласно последним новостям, в рамках реформы ФСИН будет активно сотрудничать с международными организациями и экспертами по вопросам исполнения наказаний. Реформа ФСИН-2022. Заключенные смогут тратить больше деньги.
реформа ФСИН
Как нам реорганизовать ФСИН — реформа или ликвидация | Главное, чтобы здесь ФСИН действовали согласованно с региональными властями и это не приводило к социальной напряженности, — резюмировал Сергеев. |
Реформу ФСИН сведут к ремонту туалетов / Политика / Независимая газета | В Минфине заговорили о создании на базе МВД единого правоохранительного органа, который включит в себя полномочия и функции ФСИН, ГФС и ФССП. |
Новости. Уголовно-исполнительная система | ГАРАНТ.РУ | Последние новости о реформе Реформа Федеральной службы исполнения наказаний ФСИН стала одним из самых актуальных вопросов в сфере правоохранительной деятельности. |
Реформу ФСИН сведут к ремонту туалетов / Политика / Независимая газета | Должностные оклады в Москве после реформы Согласно последним новостям о реформе зарплат ФСИН, сотрудники военных частей получат прибавку от 2 до 7 тысяч рублей к окладу. |
Подслушано ФСИН России
Следом в Госдуме стали обсуждать законопроект, расширяющий понятие пыток и ужесточающий наказание за их применение. Систему надо гуманизировать и делать более прозрачной для общественного контроля. Основам режима это не угрожает, а вот политических очков на этом можно было бы заработать немало. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что массового избирателя тревожит нынешний курс на постоянное завинчивание гаек. Людям нужно послать сигнал, что государство у нас не только ужесточается», — считает политолог Аббас Галлямов. Помимо инициативы о недопустимости пыток, правозащитники совместно с ФСИН с конца 2021 года ведут работу над законопроектом о пробации бывших заключенных после освобождения. Официально о нем заявил глава Минюста на встрече с президентом Владимиром Путиным в феврале 2022 года.
Остальные сотрудники ведомства перейдут в МВД. Рабочая группа по вопросам реформы была создана в 2017 году и она готовит два варианта реформирования ФСИН: в группе работают представители МВД, ФСБ, Минюста и государственно-правового управления президента.
ФСИН при этом в обсуждении не участвует. В двух сценариях подразумевается усиление контроля ФСБ.
В 1987-м окончил Московскую высшую школу милиции МВД СССР по специальности «Правоведение», прошёл путь от следователя до начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в одном из столичных УВД. В июне 2012 года указом президента назначен заместителем министра внутренних дел. Скандал с пытками Причина кадровых перестановок в указах президента не обозначена, однако в последние месяцы вокруг ФСИН не утихает скандал в связи с публикацией видеозаписей пыток заключённых в учреждениях ведомства. Также по теме «Когда громко играет музыка, человека «обрабатывают»: что известно о пытках в саратовской больнице для заключённых Следственный комитет возбудил семь уголовных дел по фактам пыток заключённых в Саратовской области.
Поводом стала публикация видео... Как ранее сообщал RT, после публикации кадров жестоких побоев и изнасилований осуждённых в тюремной туберкулёзной больнице ОТБ-1 в Саратовской области Следственный комитет возбудил семь уголовных дел. Архив с подобными материалами, предположительно, насчитывает сотни записей со служебных видеорегистраторов. По данным СМИ, всего из ведомства уволили около 20 сотрудников. Говоря о причинах смены руководства ФСИН, опрошенные RT эксперты полагают, что она во многом обусловлена как этой историей, так и аналогичными проблемами в других субъектах РФ. Это важно, ведь пытки вскрыли не в одном регионе, а в нескольких.
Проблема в системе, в том, что подобные вещи в колониях покрывают на уровне региональных ФСИН. Вместо того, чтобы выражать ярое неприятие пыток над заключёнными, местные начальники покрывают эти случаи», — заявил вице-президент российского отделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. Если посмотреть на громкую историю с пытками, то звучали обвинения, что сотрудники ФСБ были в курсе того, что происходит в колониях, и помогали это скрывать.
Количество грабежей в 2 раза сократилось. То есть у нас получается диспропорция полнейшая. У нас с цифрами надо быть очень аккуратным. Дмитрий Лысков: Асмик Эдуардовна, как раз я поэтому и хочу разобрать вот этот момент. Мы же много раз слышали, в том числе и в посланиях президента, что нужно сокращать количество заключенных. Асмик Новикова: Это, во-первых, заслуга не системы исполнения наказаний. Дмитрий Лысков: Мы декриминализовали за это время значительное количество статей. Это же правда тоже, объективная реальность. Асмик Новикова: Во-первых, да, многие статьи декриминализовали. Основная причина все-таки связана с тем, что за некоторые преступления просто фактически и де-юре запретили брать под стражу. Потому что когда считают численность заключенных, то считают не тех, кто по приговору, а считают всех тех, кто находится в колониях и СИЗО, если говорить про Россию. В следственных изоляторах меньше стало. Сколько там изоляторов? Следственные изоляторы закрываются в некоторых регионах, потому что они пустуют. Ольга Киюцина: Это неправда. Валентин Гефтер: Это потому, что они разваливаются. Дмитрий Лысков: Я, кстати говоря, напомню решение ЕСПЧ о том, что содержание в следственных изоляторах было приравнено к пыточному. И это тоже поспособствовало реформе. Асмик Новикова: Это одно из первых дел, которое было выиграно в интересах Калашникова, одно из первых дел из России. Я хочу сказать следующее. Суды все-таки немножко изменили свои подходы. Ну, это не только работа судов, а это, конечно, работа предварительного следствия, органов следствия. Все-таки сейчас чаще дают не содержание под стражу, то есть человека не отправляют под стражу, а применяют и другие меры пресечения, то есть до колонии, до осуждения: человек находится под домашним арестом либо подписка о невыезде и так далее. Я не говорю, что все стало хорошо, но это основная причина, почему снизилось число заключенных. Асмик Новикова: Если почитать официальные отчеты Российской Федерации, Европейский суд в Комитет министров, они честно и прямо пишут, что вот у нас вот такие прошли реформы и у нас содержание под стражей уже не применяется вот по таким-то и по таким-то статьям. Это, как правило, экономика и ненасильственные преступления. И они сами же говорят… Дмитрий Лысков: Да даже по коррупционным не применяются. Ну, это экономика. Дмитрий Лысков: Да, все вместе, понятно. Асмик Новикова: Может быть, я грубо это обобщаю, но ненасильственные преступления. Они сами об этом говорят совершенно открыто, что снижение достигнуто за счет этого. Это первый момент, который касается цифр. Второй момент. Когда вы говорите про две трети рецидивов… Я не оспариваю эту цифру, я это тоже знаю по своей работе. Но надо понимать, что если мы с этим соглашаемся как с фактом, то мы тогда говорим, что это все те люди, которые действительно совершили еще раз преступление. Мы тогда отметаем проблемы управления и оценки в полиции. В общем-то, работая на раскрытие, они в первую очередь отрабатывают тех, кто под административным надзором либо недавно освободился. И масса других вещей, связанных с проблемами фальсификации и фабрикации уголовных дел. Это тоже есть и признается, в том числе нашими властями. Поэтому я, в общем, ставлю цифру — две трети рецидивов — под сомнение, потому что я считаю, что работу пенитенциарной системы нельзя рассматривать в отрыве от работы полиции, Следственного комитета и прокуратуры. Дмитрий Лысков: Асмик Эдуардовна, спасибо большое. Ольга Михайловна, а может быть… Секундочку. Мы видели эти данные статистики. Если брать с 2000 года более миллиона заключенных до текущего момента — в 2 раза почти снижение. Я и говорю — почти. Ну, грубо округляю. Может быть, с этим и связаны данные, которые вы приводите — две трети рецидивов? Потому что они рецидивисты и остались по серьезным преступлениям, а других все-таки не заключают под стражу теперь? Ольга Киюцина: У нас система исправительная, и там человек должен исправиться. Неважно, в какой раз он туда попал. Даже если десятый раз он попал, он должен там исправиться. У нас система… У нас государство выделяет на это колоссальные деньги, чтобы оттуда вышел здоровый человек, который готов жить в обществе. Михаил Дебольский: Не должен, а создаются условия для того, чтобы он мог исправиться, мог измениться. Ольга Киюцина: Государство создает все условия для… Дмитрий Лысков: Ольга Михайловна, вы допускаете существование неисправимых? Ольга Киюцина: Я? Нет, не допускаю. Если с человеком работать, то… И все люди, в принципе… в них есть что-то хорошее. И люди готовы начинать жизнь с нового листа, но им это не дают. Дмитрий Лысков: Владимир Михайлович, вы ведь работали в том числе и в органах прокуратуры? Владимир Новицкий: Да, было такое. Дмитрий Лысков: А вы неисправимых допускаете существование? И если верить генетикам, есть некоторые особенности личности у отдельных людей, совершающих насильственные преступления в первую очередь, которые, наверное, очень трудно поддаются корректировке. Это преступления сексуального характера, это преступления, связанные с насилием над личностью. И здесь возможны такие обстоятельства, когда есть пограничная зона между признанием лица невменяемым или ограниченно вменяемым и вменяемым в полной степени. И вопрос исправления или неисправления этого лица… Дмитрий Лысков: Хорошо. Чтобы завершить некую картину того, что происходит у нас в местах лишения свободы, пока статистическую именно, я попрошу вывести еще один блок статистики, а именно — количество заключенных на 100 тысяч населения в разных странах. Вот сейчас мы посмотрим эти данные. Прошу их вывести на экран. Давайте взглянем. Асмик Эдуардовна, как социолог поясните нам, что мы сейчас… Асмик Новикова: Социолог, а не статистик, я замечу. Дмитрий Лысков: Ну, по крайней мере, вы работаете с цифрами и математическим аппаратом владеете. Что мы сейчас видим? Асмик Новикова: Ну, тут все владеют. Дмитрий Лысков: Почему в Белоруссии, на Украине, в Китае меньше, чем у нас, заключенных на 100 тысяч населения? Валентин Гефтер: Насчет Китая вы уверены? Дмитрий Лысков: Это как-то объяснимо? Ну, Валентин Михайлович, или вы, если готовы. Асмик Новикова: Всегда есть ассортимент причин, понимаете. Они уже все были названы. Это вообще, в принципе, показатель скорее работы системы уголовного правосудия, о чем говорил в том числе Валентин Михайлович. Я с этим согласна. Я могу комментировать цифру в Америке, почему там столько. Дмитрий Лысков: Ну, поясните хотя бы это. Асмик Новикова: Это проблема уголовного правосудия. Там есть серьезные проблемы с доступом к правовой помощи в случае, если у тебя просто низкий доход. Тогда тебе дают, предоставляют адвоката. Говоря нашим языком, адвокат, который… Дмитрий Лысков: Ну, бесплатный. Асмик Новикова: Да, его услуги оплачивает государство. Нет, он не бесплатный, государство за него платит адвокату. Вот там примерно та же система. Но эти адвокаты, которых назначают, они завалены работой, у них одновременно огромное количество дел, и они толком не занимаются ведением этого дела. И человек как бы оказывается без правовой помощи. И далее что делает система уголовного правосудия США? Она пытается экономить. И вообще уголовное правосудие — это очень дорого в любой стране. Дмитрий Лысков: Асмик Эдуардовна, то есть… Асмик Новикова: А экономит очень просто: львиная доля дел не рассматривается судом, а происходит сделка. И возвращаясь к проблеме рецидива. Вот эти огромные цифры и рост рецидивов связаны с тем, что у нас сейчас тоже две трети преступлений фактически идут ну, я не хочу сейчас вспоминать все те важные термины по упрощенному порядку, то есть та же самая сделка. То есть автоматом сажают. Дмитрий Лысков: То есть вы говорите, что в США существует дискриминация по признаку благосостояния, если угодно? Асмик Новикова: Это не дискриминация. Дмитрий Лысков: Нет? Асмик Новикова: Если у тебя есть деньги, то ты нанимаешь хорошего адвоката — и он, соответственно, работает. Дмитрий Лысков: А те, у кого нет денег, те вынуждены тем или иным способом… Асмик Новикова: А те, у кого нет денег, они либо… Ольга Киюцина: А еще там платные тюрьмы, то есть там тюрьмы, которые коммерческие. Асмик Новикова: Они, соответственно, оказываются фактически без помощи и соглашаются на сделку, потому что им это выгоднее получается в такой ситуации. Дмитрий Лысков: Сейчас, секундочку. Вот это число показывает, что значительное число бедных людей, не способных нанять себе хорошего адвоката, идут в места заключения. Я правильно понял вашу логику? Асмик Новикова: Это очень такое большое обобщение. Но если не вдаваться в подробности, учитывая формат передачи, то — да, это одна из причин. Валентин Михайлович, а у нас социальный состав колоний какой? Валентин Гефтер: Опять мы захватили только краешек этой проблемы. Асмик Новикова: Ну, естественно. Валентин Гефтер: Проблема, Асмик, состоит гораздо сложнее. И в США, и в России, и во многих, может быть, других странах, которые находятся в этой верхней части таблички, ситуация такая, что социум порождает большие группы социально простите меня за термин опущенного населения, то есть населения, которое ниже, так сказать, какого-то минимального уровня. И система заточена под то, чтобы этих людей… грубо говоря, за все их проступки, за все их мелкие и крупные правонарушения наказывают. Уровень уголовного… Ольга Киюцина: У нас это миф о маргинальной преступности. Дмитрий Лысков: Ольга Михайловна, сейчас я вам предоставлю слово. Ольга Киюцина: Валентин Михайлович, вы когда последний раз заключенного видели живого, осужденного? А я видела очень много, поэтому не могу сказать, что… Дмитрий Лысков: Господа! Социальный состав наших колоний и тюрем давайте все-таки проговорим. Это важно, я считаю. Ольга Киюцина: Это важная тема. Просто когда об этом говорит человек, который не был, не видел заключенного очень давно, и говорит о том, что это какие-то маргинальные люди, опущенные… Валентин Гефтер: Я видел. Дмитрий Лысков: Ольга Михайловна, Валентин Михайлович тоже имеет право на высказывание в рамках нашей программы. Валентин Гефтер: Я видел недавно вашего мужа, который вышел три месяца назад из заключения, поэтому вы не можете мне сказать, что я давно не видел ни одного заключенного. Одного я видел. Ольга Киюцина: Вот одного вы видели. А сколько еще вы видели? То есть вы ушли в другую сторону. Валентин Гефтер: Поэтому если вы привыкли… Дмитрий Лысков: Ольга Михайловна, мы собрались здесь не для того, чтобы обсуждать Валентина Михайловича, согласитесь. Как только мы сталкиваемся с ситуацией дикого разнообразия в обществе, то здесь нужны гибкие инструменты поддерживать порядок. Ольга Киюцина: Простите, вы систему пришли обсуждать или общество? Дмитрий Лысков: Одну секундочку. Давайте мы все-таки выслушаем всех. Асмик Новикова: Это важный момент. И когда действительно слишком много разных девиаций и они как бы еще и множатся, то у власти большой соблазн иметь только один ответ на все это — репрессию. Это в России мы делим на административные правонарушения, на преступления. Во многих странах, в том числе в той же Америке, там этого нет. Там все является как бы… ну, charge, как они говорят. То есть это некое нарушение закона — всё, ты несешь ответственность. И там много сидят. Валентин Гефтер: Совершенно правильно вы только что сказали, Асмик. Вот посмотрите, статистика наших питерских социологов: у нас порядка 10 миллионов, по нижним оценкам, латентной преступности, а доходит до следствия и суда порядка только 2 миллионов. Вот эта статистика, о которой я говорю, она показывает, что это правда. Вот этот миллион человек в среднем — это в основном все-таки, ну, если не социальное дно общества, но по крайней мере социально низкие слои: мигранты, бомжи… Дмитрий Лысков: То есть та же самая дифференциация по экономическому признаку? Валентин Гефтер: Понимаете, в чем дело? И получается, что когда они попадают в систему вы правы, Ольга Михайловна, мы сейчас перейдем к анализу, что с ними происходит в системе , эта система их крутит по кругу. Но не только потому, что система плохая о ней мы еще будем говорить , но еще и потому, что люди не приспособлены, система не готовит их. Она их не спасает от того, что привело к преступлению или к правонарушению, и не готовит, не может, объективно не может, не создана для этого и не нацелена то, чтобы их выпустить оттуда немножечко лучше, чем они туда вошли. Дмитрий Лысков: Это очень важный момент. Михаил Георгиевич, смотрите, в советское время нам рассказывали о бедняках в странах капитализма, которые стремятся попасть в тюрьму, чтобы там хотя бы покушать, и там условия им казались лучше. В нашей системе это работает, этот принцип? Или они попадают в еще худшую ситуацию? Владимир Новицкий: Работает. Дмитрий Лысков: Содержание, условия содержания? Михаил Дебольский: Работает и этот принцип. У меня сохранилось письмо матери, которая писала сыну несовершеннолетнему: "Сынок, твоему другу Васе за убийство дали 15 лет, посадили.