В детское кино он попал случайно. После ВГИКа молодому режиссеру давали только проходные фильмы для телевидения. Рейтинг лучших фильмов для детей: топ-20 по версии КП. Режиссер Иван Перестиани снял приключенческий фильм «Красные дьяволята» по одноименной повести Павла Бляхина.
Пользователи реддита вспоминают любимые фильмы детства, от которых они кринжуют сейчас
Александр Невский 42342. С возрастом начинаешь понимать, что этот фильм на самом деле страшнее всех хорроров в мире, но в детстве оторваться от экрана просто невозможно. Бонусом — Михаил Боярский в роли дикого кота. Внимание, черепаха!
Остальные дети пытаются черепаху спасти. Милая, добрая и трогательная история о дружбе и о том, куда может порой завести любопытство.
Да, при этом обеспечен кровавый фонтан метров десять в высоту... Сцена тренировок малолетнего главгероя и массаракш на пляжу. Вообще, я не хотел включать его в топ, но многочисленные походы на него в кино обязывают. Ну и Майкл Парэ топчик. А ещё его подруга - напарница Робокопа. И вообще чёткий фильм.
Правда, таких мы насмотрелись потом предостаточно, но этот был первым. Вообще, смотрел я его совсем малолеткой, поэтому слабо помню. Но вкратце, в результате эксперимента на военном корабле главгерой попадает в будущее, а вот чё он там делает я хз. Вроде бы родителей спасает. Не спрашивайте. Я чёрт знает, зачем я его сюда включил. Не жизненного урока не извлёк, ни топ моментов не помню. Даже скрин не приложу.
Но помню, классно было. Венгрия-Канада-Германия, 1986. Наверное, это личное, но и топ, естесно, субъективный. Я посвятил "Ловушке... Во-первых, он вышел в советский прокат в 1989-ом, так что для меня он стал завершением эпохи. Дальше был видак и совсем другая история. Во-вторых, он сломал множество шаблонов в головах зрителей. Комедийный боевик-пародия на фильмы о Бонде, с множеством отсылок к мировому кинематографу, с шутками для всех возрастов...
До этого единственными полнометражными мультфильмами были "Тайна третьей планеты" и "Остров Сокровищ", охренительные, но, как не крути, детские, к тому же последний плохо воспринимался как мультфильм из-за кино-вставок и клипов... Аналогов не имеет. Коты шлют нахрен вековые договорённости и начинают геноцид мышей. Единственная надежда последних - чертежи тайного оружия против кошек и секретный суперагент в отставке. Я сильно сомневаюсь, что кто-то будет смотреть это в 2018-ом, но расписывать дальше не буду. Это так, для примера. Вообще, весь мульт. Спасибо за внимание, мальчики и девочки.
Если получу отклик, запилю такой же топ телевизионных фильмов. Не получу - хрен с ним Раньше не было лучше - раньше было детство.
Ведь избалованная принцесса пообещала за цветы корзину золота. Оказавшись в заснеженном лесу, девушка встречает у костра братьев-месяцев. Фото: kino-teatr. Но Снежная королева, которая замораживает сердце мальчика. Герда отправляется на поиски Кая и, несмотря на встречающиеся ей на пути опасности, находит и спасает его. В начале восьмидесятых годов фильм был несомненным рекордсменом по популярности у телезрителей, он подарил нам множество детских песен — от «Крылатых качелей» до «Мы маленькие дети, нам хочется гулять! Сегодня роботами уже никого не удивишь, в телефонах и квартирах орудуют голосовые помощники, но «Приключения Электроника» мы по-прежнему смотрим всё с тем же интересом!
Там она знакомится со своим отражением — озорной девочкой Яло. Вдвоём они отправляются разрушать злые чары кривых зеркал и вызволять из тюрьмы мальчика Гурда.
А сегодня мы решили рассказать о фильме про него. Побывали на съёмочной площадке и хроникёры киножурнала «Сибирь на Экране». Редкие кадры покажем в нашей рубрике «Алтай. Хроники ХХ века».
Это актёрский дебют детдомовца Серёжи Амосова. В 1985 выйдет «Говорит Москва» с его участием, а в 2009 - «Верую». Долгое время он жил в Тюменцевском районе, а после переехал в Сахалинскую область.
Гостья из будущего
- Дикая собака динго
- Милости просим: детское и семейное кино, поддержанное государством - 2 декабря 2023 - Кино-Театр.Ру
- Меняй мир вместе с нами!
- Дети в кино - актеры и зрители
- Сезоны и серии
- Где найти лекцию?
22 советских фильма для детей, которые любят даже взрослые
Инструкция для групп — фильм «Сила добра». Сила детства. Кинопроизводство со смыслом! Год выпуска: 2020. И составится фильмотека нашего детства. Дополняйте список) Вот несколько фото из разных фильмов для "напоминалки"). отличный повод получить эти эмоции еще раз, ведь любимые фильмы нашего детства никогда не устареют. Главная Коллекции фильмов и сериалов Фильмы детства миллениалов – от Анны Павловой.
Фильмы детства миллениалов – от Анны Павловой
Сезон 1 Серия 12 Сюжет Чудеса вокруг нас: «Недетское кино» — сериал о героях из мира сказки. Подростки Даня и Таисия случайно открывают проход между вселенными — реальной и волшебной. Так в современный мир попадают богатырь Даньслав, Кикимора, Кощей Бессмертный и еще парочка не самых дружелюбных персонажей.
Татьяна Прохорова — Митрофанова Известно, что судьба у девочки была непростой. После съёмок в фильме ей не очень хотелось учиться, так как она решила, что уже стала известной артисткой. Хотя была лишь одна роль в картине Игоря Шатрова «Мужской разговор». Татьяна с трудом получила аттестат и в 18 лет вышла замуж. Потом был развод, алкоголизм и даже судимость. Жизнь пошла по наклонной, и в 41 год её не стало. Людмила Смеян — Неля Несмотря на то, что Элем Климов считал, что у этой девочки большое актёрское будущее, с кинематографом у неё так и не сложилось. Баталов пробовал Люду на роль Суок в своём фильме «Три толстяка», но в итоге выбрал другую девочку.
После неудачи у Баталова, она решила больше в кино не сниматься, поэтому роль пионерки Нели с хула-хупом, так и осталась в её жизни единственной. Людмила окончила пединститут и всю жизнь проработала учителем-дефектологом. Сегодня 69-летняя Людмила Николаевна на пенсии и всё свободное время посвящает трём своим внукам. Вячеслав Царёв — мальчик с сачком Несмотря на то, что герой Славы Царёва появлялся лишь в коротких сценах и в сюжетной линии не участвовал, он, пожалуй, самый запоминающийся персонаж этого фильма.
Это доказывает легендарная «Золушка» Сказку о трудолюбивой Золушке, злой мачехе и ленивых сестрах знают все. Сколько поколений выросло на этом фильме, в котором добрая фея дает бедной девушке возможность побывать на королевском балу, где тыква превращается в карету, мыши — в кучеров, а лохмотья Золушки — в роскошное платье… Золушку сыграла 37-летняя актриса Янина Жеймо, а Принца — 34-летний Алексей Консовский. В ночь перед побегом его куклы решили разыграть перед ним последнее представление о храбром солдате, капризной принцессе и короле-самодуре. Однако в сказке все заканчивается совсем иначе, чем в жизни. Театрализованный фильм камера снимает только в пределах декораций с замечательным актерским составом: Олег Даль, Марина Неелова, Владимир Этуш и Георгий Вицин. Вскрыв его, мальчик выпускает на волю джинна из восточных сказок — Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба, который становится верным слугой своего спасителя… В 1957 г. Витя, можно сказать, материалист, он полагается только на технику и науку. А Маша, напротив, верит в чудеса. Вместе со своими друзьями они готовятся к Новому году, но Дед Мороз поведал им, что Снегурочку похитил Кощей, чтобы устроить праздник для своего окружения.
В списке лучших фильмов про детей советские собраны чудесные, сказочные и занимательные истории о веселых, смекалистых и непоседливых ребят. Режиссеры создали действительно шедевры кинематографа, где экранизированные сказки, истории и повести о детях, не могут не восхищать. Превосходная игра маленьких и взрослых актеров, реалистичные злодеи и волшебные феи, находчивые ребятки, школа, любовь, зло и добро и много смешных историй — это все можно увидеть в детских советских фильмах.
Простите нас, взрослых! В Москве представили фильм «Защитники детства»
Фильмы о детях войны. | Развлечения - 16 октября 2021 - Новости Волгограда. |
Фильмы из детства – смотреть онлайн в хорошем качестве на | Смотрите видео на тему «фильмы из детства» в TikTok (тикток). |
Недетское кино сериал смотреть онлайн | Развлечения - 16 октября 2021 - Новости Омска - |
Сила детства
Что стало с детьми-актерами из старых советских фильмов - 16 октября 2021 - V1.ру | Детское кино ставило задачей воспитание в детях уважение отношение к труду, непримиримость к тунеядству, высокое сознание чувства долга, преданности стране и людям. |
Фильмы из детства – смотреть онлайн в хорошем качестве на | Но вернуться в беззаботное детство всё же можно. Для этого понадобится несколько часов свободного времени, попкорн и наша подборка лучших советских детских фильмов. |
Чем шокирует любимое кино детства / Стиль жизни / Независимая газета | Новости и обзоры событий культурного Белгорода. Кино детей не только для детей. |
Куда уходит детство: как выглядят сейчас дети-актеры из культовых советских фильмов | больше интересного в проекте Кино |
10 фильмов нашего детства, которые незаслуженно забыты | Снова в детство новостей: 82. |
Фильмы детства.
На XV Всесоюзном кинофестивале в Таллинне (1982 г.) фильм награжден Первым призом и дипломом за лучший фильм для детей. Судя по развеселой и разудалой музыке, которой сопровождается это действо, разделяют и одобряют эту легкость и создатели фильма, ненавязчиво внушая ее массовому зрителю. «Фильм произвел такой эффект, что интернат закрыли, всех детей из него забрали приемные родители, а в России после фильма началась реформа законов о сиротах».
Фильм «Победившее детство»
Режиссер Иван Перестиани снял приключенческий фильм «Красные дьяволята» по одноименной повести Павла Бляхина. В рамках года российского кино 27 сентября в библиотеке-филиале № 11 для учащихся 3а класса МБОУ СОШ № 29 прошла тематическая программа «Читаю книгу. 29 мая в детском саду № 46 прошел выпускной утренник «Фильм детства». Наши дети попрощались с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу -жизненному. Развлечения - 16 октября 2021 - Новости Ростова-на-Дону.
Доброе кино — детям. В российских школах показали лучшие фильмы кинофестиваля «ЛАМПА»
НТВ готовит премьеру документального фильма «Защитники детства» | Главными героями фильма были дети, которых сыграли обычные московские школьники. Сегодня я расскажу о дальнейшей судьбе некоторых из них. |
10 фильмов нашего детства, которые незаслуженно забыты | Кино оказалось совершенно не подконтрольно властям и привлекало огромное количество детей и молодежи разного достатка. |
Куда уходит детство: как выглядят сейчас дети-актеры из культовых советских фильмов :: :: NEWSEUM | Каково быть ребенком во время Великой Отечественной войны? Журналист «Кубань 24» Игорь Зорин поговорил с людьми, детство которых пришлось на годы страшных испытаний. |
Фильмы о детях войны. | Ребенок с детства учится гуманно смотреть на иные этнические ценности. |
Сила детства — Кинокомпания "Катарсис" | В списке лучших фильмов про детей советские собраны чудесные, сказочные и занимательные истории о веселых, смекалистых и непоседливых ребят. Режиссеры создали действительно. |
Фильмы для детей
А все почему? Ответ прост. Детство — время, когда ребенок верит в чудеса, а значит, и произведение, где происходит то или иное волшебное явление, захватывает внимание маленького зрителя. Смотрю фильм» по книге Л. Лагина «Старик Хоттабыч».
Детство в советском кино 21. В 20-е годы фильмы пропагандировали идею, что быть пионером здорово, после 45-го осмысляли участие детей в войне. Оттепель подарила советскому кино новый образ детства — куда более искренний и непосредственный как в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Эпоха застоя завершилась созданием настоящей пионерской утопии — фильма «Гостья из будущего».
Продолжительность: 1 час 35 минут Рейтинг кинопоиска: 7,6 18 место. Ёлки Действие фильма происходит накануне Нового года, когда снег покрывает все вокруг, и многие в нетерпении ожидают праздника, украшая ёлки.
Герои картины представители различных возрастов и профессий из разных уголков России, оказываются в сложной ситуации, из которой их может спасти только чудо...
Дети Legion-Media В детстве просмотр любимого фильма становился порталом в волшебный мир на 1,5-2 часа. Ох, какие это были мгновения! Маленькие негодяи 1994 Мальчики организовали свой клуб мужчин-женоненавистников. Поэтому любой, кто встречается с девочкой, в их глазах — преступник, предатель и негодяй. Они очень сурово обошлись с одним из членов своего клуба только потому, что тот ходил к девочке на свидания. Девочки, в свою очередь, ничего хорошего в мальчиках тоже найти не могут и предают их суровому осуждению. Когда чудо техники, наконец, заработало, этими предметами оказались... Они и так не отличались гигантским ростом, а теперь еще и сократились в размере настолько, что их вообще не стало видно.
Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Ведь избалованная принцесса пообещала за цветы корзину золота. Оказавшись в заснеженном лесу, девушка встречает у костра братьев-месяцев. Фото: kino-teatr. Но Снежная королева, которая замораживает сердце мальчика. Герда отправляется на поиски Кая и, несмотря на встречающиеся ей на пути опасности, находит и спасает его. В начале восьмидесятых годов фильм был несомненным рекордсменом по популярности у телезрителей, он подарил нам множество детских песен — от «Крылатых качелей» до «Мы маленькие дети, нам хочется гулять!
Сегодня роботами уже никого не удивишь, в телефонах и квартирах орудуют голосовые помощники, но «Приключения Электроника» мы по-прежнему смотрим всё с тем же интересом! Там она знакомится со своим отражением — озорной девочкой Яло. Вдвоём они отправляются разрушать злые чары кривых зеркал и вызволять из тюрьмы мальчика Гурда.
Светозарова «Танька-трактирщица» второе название — «Против отца», 1929 героиня, дочка трактирщика, мечтающая стать пионеркой, подслушивает и выдает злодейский замысел отца об убийстве школьного учителя. Заговор предотвращен, отца арестовывают, девочку принимают в пионеры, трактир переоборудуют в советскую чайную. Характерна последняя реплика фильма: «Теперь ты наша», что на самом-то деле значит: «Ты предала родного отца и именно так вошла в нашу — коллективную — семью». Тема отречения детей от родителей — врагов народа «Дочь партизана» 1934, режиссер А. Маслюков , так же как родителей от детей-диверсантов «В город входить нельзя», 1929, режиссер Ю. Желябужский , оказывается весьма популярной в 30-е годы. Кульминацией этой темы в кино становится фильм Эйзенштейна «Бежин луг» 1937 , снятый на основе реального факта — убийства мальчика родственниками за то, что он рассказал в сельсовете о действиях своего отца, продававшего подложные документы беглым кулакам.
Не свидетельcтвует ли это о том, что массовое сознание было готово для восприятия мифа о Павлике Морозове? Интересен также и другой аспект: с одной стороны, фильм Эйзенштейна полон богоборческих мотивов сцена разгрома церкви , а вместе с тем, в нем множество библейских ассоциаций, выраженных физиогномически — в типажах героев Бог Саваоф — старец крестьянин, Богородица — молодая колхозница и т. Отец оправдывает убийство сына апокрифической цитатой: «Когда Господь Бог наш Всевышний сотворил небо, воду и землю и вот таких людей, как мы с тобой, дорогой сынок, он сказал: «Плодитесь и размножайтесь, но если когда родной сын предаст отца своего — убей его, как собаку». Характерен последний титр фильма: «Ребята привели к умирающему Степку врача и начполита». Начполит выступает в роли священника. В этой трактовке получался не фильм о пионере-герое, а притча о покарании Богом Отцом сына, совершившего смертный грех. В постановлении дирекции «Мосфильма» от «Бежин луг», режиссер Сергей Эйзенштейн 19 июля 1936 года по поводу «Бежина луга» Эйзенштейну были предъявлены в том числе и следующие требования: «ввести в начале одну-две сцены, дающие конкретную мотивировку перехода отца и других к прямому и открытому вредительству», «ввиду возможной опасности, что финал может выйти недостаточно оптимистическим, разработать второй вариант, где оставить Степка в живых…»12 Эйзенштейн привлек Исаака Бабеля к написанию второго варианта сценария и из всех требований категорически отверг лишь последнее, вложив в уста отца — вредителя и сыноубийцы — характерную реплику: «Забрали тебя у папани, да я не отдал. Не отдал свово кровного»13. Неудивительно, что такая трактовка еще меньше устроила цензоров, — теперь сыноубийство выглядело уже даже не как покарание, а почти как акт милосердия, во всяком случае — как борьба за душу сына, которую отец, забирая ее грех на себя, не отдавал нечистому новой веры. Можно высказать предположение, что «Бежин луг» был закрыт и потому, что он шел вразрез с генеральной политикой советского кино — политикой разрушения традиционной семьи в пользу торжества коллективного начала.
Убив сына в «Бежином луге», отец не отдал его в советскую семью, так что ему уже не могли сказать, как когда-то Таньке-трактирщице: «Ты теперь наш». Как отмечают Петр Вайль и Александр Генис: «Хрущевские разоблачения, потрясшие всю страну, не коснулись детей. Им просто о них не сказали. Сталин не мог быть плохой, потому что Сталин был взрослым… В либеральную эпоху дети жили в заповеднике консерватизма. По молчаливому сговору взрослые решили оградить юное поколение от разочарований. Ребята ранних 60-х читали те же книги, что и их ровесники сталинской эпохи. Их учили по тем же учебникам, на тех же примерах. Для миллионов пионеров героем оставался все тот же Павлик Морозов»14. И действительно, продукция Киностудии Горького бывшего «Союздетфильма» типа «Васек Трубачев и его товарищи» 1955, режиссер Илья Фрэз казалась безнадежно вечной. Однако наряду с этими неистребимыми пионерами и отличниками на этой же студии в 1962 году Андрей Тарковский сделал «Иваново детство», фильм, где лишившийся детства и матери, ставший сыном полка и принесший себя в жертву стране ребенок представлен как трагическая и глубоко христианская фигура — антипод модели тоталитарного кино.
Для левой советской интеллигенции эпохи оттепели стало важным сделать фильм о детях, который пародировал бы штампы детского кино сталинской эпохи.
Потом открыли магазин «Близнецы и компания», куда набирали только близнецов. Дело пошло, они завели еще несколько торговых точек, а также клуб и автосалон. Однако большие деньги — большие проблемы.
Юрию пришлось на год укрыться от них за рубежом, а по возвращению в Москву он взялся за автотюнинг. Затем переехал в Новосибирск. Занимался предпринимательской деятельностью. Не сказать, что о кино братья совсем забыли.
Время от времени они снимались в эпизодических ролях в фильмах разной степени известности. А в 2022 году на экраны выйдет фильм «Брат 3» несмотря на название, он не связан с культовыми картинами Алексея Балабанова , где близнецы, которым сейчас 110 лет на двоих, исполнили главные роли. А еще братья Торсуевы сколотили музыкальную группу «Гараж Сыроежкина». Мало того, что он был старше остальных юных артистов из «Приключений Электроника» остальным ребятам едва исполнилось 12 , так он оказался еще и единственным из детского состава фильма, кто окончил театральный вуз — театральную школу при Одесской киностудии.
После «Приключений Электроника» Скромный снялся еще в нескольких фильмах, у него были большие перспективы в кинематографе, но в итоге он решил стать моряком. А в фильме «Приключения Электроника» я не играл, а просто жил, как безбашенный конопатый мальчишка. Василию Скромному сейчас 57 лет. Он профессиональный боцман дальнего плавания, в свободное время увлекается подводным плаванием.
Алексей Литвинов — Волька Костыльков, «Старик Хоттабыч» Кинокарьера Алексея Литвинова продлилась 57 лет, но за это время он снялся только в «Старике Хоттабыче», в одном фильме, который так и не вышел на экраны, и в одном эпизоде Источник: кадр из фильма «Старик Хоттабыч», реж. Они отобрали несколько мальчиков и пригласили на кинопробы приключенческого детского фильма «Старик Хоттабыч». Но сначала Литвинов их не прошел — вместо него взяли другого мальчишку. Через месяц выяснилось, что он не справляется с ролью, и киношники вызвали Алексея.
Так он попал на главную роль в фильм «Старик Хоттабыч», где сыграл пионера-школьника Володю Костылькова. Однажды Алексей Литвинов вспоминал, что он «очень старался, что-то изображал перед режиссером, читал стихи, но на главную роль взяли другого мальчика» Источник: фрагмент фильма «Старик Хоттабыч», реж. Но начались новые времена, сценарий фильма не вписывался во времена развенчания культа личности Сталина, и картину закрыли. От остальных предложений Алексей отказывался, и в итоге желание сниматься в кино у него пропало вовсе.
Только в 2013 году он снялся в эпизодической роли в фильме «Чужой среди своих». Окончив школу, Алексей поступил в Ленинградский электромеханический техникум по специальности электромеханик. По распределению работал в Ленинградском метрополитене. Потом уехал на заработки в Мурманск, где задержался на 15 лет.
Три года ходил в море на судне, потом вернулся в Ленинград, работал на железной дороге электромехаником пассажирских поездов. После распада СССР положение железнодорожной отрасли ухудшилось, и в 1995 году Алексей ушел работать на стройку, где трудился шесть лет.
На роль деда уже согласился актер Владимир Ильин. Летом 2023-го в Севастополе семиклассники помогают другу Женьке отыскать информацию о его деде, который защищал город во время Великой Отечественной войны. Этот поиск приводит их к загадочному батискафу, где они оказываются во временном портале, отправляющем их в 1941 год. Заглавную героиню сыграет 14-летняя девочка, причем она, как и другие задействованные в фильме дети, будет петь самостоятельно. Роль царя Берендея исполнит Николай Бурляев. Натуру уже выбрали, готовы приступать к съемкам фильма.
Какие фильмы смотрели дети Перестройки?
«Фильм произвел такой эффект, что интернат закрыли, всех детей из него забрали приемные родители, а в России после фильма началась реформа законов о сиротах». Официальный сайт канала Дом кино – расписание фильмов, трейлеры и кадры из российских и советских фильмов. На детей до семи лет кино производит слишком резкое действие в смысле быстрой смены впечатлений, сложных, волнующих трюков, быстрого мелькания. Фильм посвящён молодому поколению, потерявшему детство под обстрелами и руинами городов Донбасса, а также врачам, педагогам, психологам и приёмным родителям, строителям. Лучшие фильмы нашего детства. Телевидение за последние лет 10 неуловимо изменилось: старые детские фильмы почти не увидишь. отличный повод получить эти эмоции еще раз, ведь любимые фильмы нашего детства никогда не устареют.
Дмитрий Барков — Вася Петров, «Приключения Петрова и Васечкина»
- Егор Дружинин — Петя Васечкин, «Приключения Петрова и Васечкина»
- Ребенок перед экраном: детская киномания в 1920-е |
- Какие фильмы смотрели дети Перестройки?
- Любимое кино детства: что пересмотреть
Виктор Васильев - о проблемах детского кино и героях нашего времени
Организаторы фестиваля — Самарское отделение Союза кинематографистов РФ — устроили настоящий праздник, собравший именитых гостей — кинематографистов со всей России, представителей администрации области, партнеров фестиваля, культурную общественность Самары, детей, родителей. Музыка, дуэт ведущих церемонии, демонстрация обширной программы фестиваля, представление гостей, — все было динамично, ярко, эмоционально, как само кино.
С детства всё и начинается... Одним из таких начал являются первые и яркие впечатления от кинофильмов мультфильмов , как отечественного советского , так и зарубежного американского, европейского, индийского и др. А какие фильмы сериалы, мультфильмы у вас вызывают ассоциации с прошлым детством?
Повесть "Старик Хоттабыч" является сказкой, уже давно полюбившейся многим детям как нынешнего времени, так и 50-х годов, когда она впервые появилась в печатном издании. Ребята познакомились с биографией писателя, с историей создания книги и фильма. Чтение интересных отрывков из книги и просмотр эпизодов фильма позволило учащимся познакомиться с героями сказки и окунуться во все события этой захватывающей истории. Отвечали на вопросы викторины и делали выводы о том, чему нас учит это произведение. Посмотрев отрывки из фильма, детям интересно было узнать, что в фильме много отличий от книги.
И до сих пор на ряде детских экранов можно иногда встретить эту фильму»1. За пять лет, отделяющих процитированную статью 1929 от создания первой в СССР детской картины 1924 , производство фильмов для детей и юношества не просто широко распространилось, но и действительно утвердилось в советском кино на правах особого жанра.
В Москве 15-21 марта 1928 года состоялось I Всесоюзное партийное совещание по кино, 8-9 декабря 1929 года — совещание кинематографистов в правлении Совкино, в резолюции которого было записано пункт 25 требование о расширении производства детских фильмов «путем выделения специальных кадров режиссеров и сценаристов, специализирующихся в этой области. Необходимо обеспечение производства детских фильм постоянной педагогической консультацией на фабриках. Должна быть поставлена работа по учету запросов детского зрителя, для чего фабрикам надлежит связаться с исследовательскими институтами» 2. Наблюдения педагогов, непосредственно проводивших эти просмотры, за реакцией детей-зрителей были опубликованы в кинопечати: «Определенно не нравятся исторические «боевики». Напрасно ходят по экрану, выпячивая мундиры, бравые гусары и плачут несчастные монашенки. Смотреть их очень скучно. Другое дело -»Броненосец «Потемкин» и вообще картины периода первой революции.
Каждый кадр здесь вносит ясность в понимание давно слышанных от взрослых рассказов о никак не представляемых себе, не виденных в натуре событиях. То же — с картинами про гражданскую войну. Но и тут бывают срывы в восприятии, которые еще раз говорят о необходимости специальных детских фильмотек. В «Броненосце» среди захватывающих детей сцен расстрела на лестнице появляется колясочка с ребенком. Этот кадр, который так ужасал слабонервную западную цензуру, встречается ребятами хохотом, из сеанса в сеанс. Ребенок в коляске выглядит для ребят слишком беспомощным. Не подвергая сомнению объективность информации, переданной педагогами, сравним этот отзыв с результатами опросов, проведенных не в ответ на задание кинопартсовещания, а в преддверии его.
Так, в 1926 году в небольшом примерно на полторы сотни детей школьного возраста анкетировании на детских киноутренниках, устроенном секцией АРК Ассоциации революционной кинематографии , ответом на вопрос: «Какую бы ты хотел видеть картину? При гораздо более массовом анкетировании детей, проведенном во время подготовки педологического съезда в 1928 году, оказалось, что «почти все дети лучше относятся к заграничным фильмам, чем к советским »там показана другая жизнь«, «там веселятся богатые люди», «у нас показывают скучное и бедное», «свое мы знаем и так» 5. Иными словами, ни малейшего намека на отмеченный школьными учителями восторг перед советскими революционными фильмами, но, что самое худшее, — кино сильнейшим образом воздействует на детскую психику:»Многие дети заявляют, что кино «учит» их и даже «учит», как надо жить! Эта наука некоторыми даже «детализируется». Так, 6,6 процентов детей о «Багдадском воре» просто заявили, что эта картина «учит как надо… воровать! Россолимо, директор клиники нервных болезней: «Мы, медики, ведем борьбу не только с неподходящими и опасными для детей картинами, но с кино, считая его чрезвычайно вредным для неустановившейся детской эмоциональности. На детей до семи лет кино производит слишком резкое действие в смысле быстрой смены впечатлений, сложных, волнующих трюков, быстрого мелькания… Ко мне массами приводят детей, страдающих теми или иными формами нервных болезней — от кинематографа… Детям с двенадцати лет кино вредно с точки зрения сексуальности; оно рано пробуждает в них инстинкт пола, приводит к различным половым извращениям.
Для детей, склонных к преступлению, кино — настоящая академия наук. Там они видят ложнейшие и изощреннейшие виды преступлений, вдобавок поощряемых и увлекательных… Я рекомендовал бы до семнадцатилетнего возраста оберегать молодое поколение от вредного влияния кино»7. Разговорное клише советской эпохи «дети — наше будущее» превращало мир детского фильма тоталитарной эпохи в футурологию оруэлловского типа, где дети представали как взрослые маленького роста, своего рода пришельцы из прекрасного мира коммунизма в пока еще несовершенный взрослый мир строящегося социализма. Советский ребенок наделялся силой юного Геракла, жизненным опытом горного аксакала и политической бдительностью, достойной секретаря райкома партии. В статье «Тропинка к фильме для советских детей» режиссер Борис Юрцев, основоположник детского кино и активист пионерского движения в СССР, объяснял своим собратьям, каким является новое советское дитя: «Революция, гражданская война и затем развернувшиеся фронты строительства и индустриализации, пропитавшие энтузиазмом все толщи советского населения, конечно, не прошли мимо советского ребенка, и из пассивного, подчас просто озорного, советский ребенок превратился в активно действующего, приобретая массу опыта и знаний, недоступных прежнему, тепличному ребенку.