Оригинал взят у wingedlynx в Детские травмы.
Как выбирали исполнительницу главной роли
- Фильм «Чучело» (1983) - сюжет, актеры и роли, кадры из фильма
- Зачем нужно смотреть фильм "Чучело"
- «Чучело» всепрощающее
- Почему фильм «Чучело» требовали уничтожить — Пенсионер России
- Также рекомендуем
- Рецензия на фильм «Чучело» (1983)
Чучело (1983)
Она приехала к деду, которого здесь недолюбливают за чудачества и замкнутый образ жизни. Дедушка собирает коллекцию картин, мечтает сделать свой дом галереей. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками "чучелом", на многое позволяет взглянуть другими глазами.
Мрази всякой полным-полно.
Колёса нам тоже неоднократно пробивали. Гвозди подставляли. Я всегда мысленно так матерюсь про себя.
Чтобы у этих гадов руки поотсыхали.
Сочувствую Вам. Мрази всякой полным-полно. Колёса нам тоже неоднократно пробивали. Гвозди подставляли. Я всегда мысленно так матерюсь про себя.
Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов. В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились.
Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают. Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Источник: Википедия катрин маслениковаУченик 211 9 лет назад А она уезжает потом с дедом или нет 1 2 Мыслитель 7577 Уезжает.
Рецензия на фильм «Чучело» (1983)
Она тоже стала знаковой. Как вы сами сказали, семьдесят процентов прочитавших её утверждали потом, что написанное — про них. Почему две? Больше таких книг и быть не может. В аннотации к первому изданию моей повести было написано, что такие книги рождаются, и это очень точно.
Подобные истории нельзя придумать и написать, они именно что сами рождаются в нужное время, у них особенная судьба. Кстати сказать, «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1995 году, а фактически стала известной в 2007-м — одиннадцать лет пребывала почти в полной безвестности. Может быть, и сейчас что-то подобное лежит у кого-то в столе, никто не издаёт, а через десять лет книга выстрелит. Кадр из фильма "Чучело".
И писатели публикуются, всё нормально. Зачем обязательно ждать, когда звёзды сойдутся и родится шедевр? Может, вести силами литературы постоянный разговор о том, что помимо человеческого, увы, звериное по-прежнему внутри нас? Мне кажется, вы вообще слишком многого хотите от искусства.
Сегодня оно почти целиком превратилось в индустрию развлечений. Вам не обидно? Не вижу, что здесь может быть обидного. Подобное кино может вызывать добрые чувства, делать людей чище, но это индустрия развлечений в чистом виде.
А к высокому искусству относятся произведения о приключениях духа — «Чучело», «Остров» и тому подобные. Их мало. Ни зритель, ни читатель физиологически не способны всё время испытывать сильное воздействие на душу. Представьте, что вы будете смотреть только такие фильмы, как «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», и читать лишь книги, подобные «Чучелу» или «Плинтусу».
Я думаю, вы с ума сойдёте. И с ума сойдёт автор, который попытается создавать исключительно вещи такого плана. А в советские годы нас старались «наполнить» хорошей литературой, музыкой, живописью, разве не помните? Это называется рвение не по уму.
В Советском Союзе придавали преувеличенное значение искусству. Потому что насаждалась идея формирования «человека будущего», высокодуховного, нестяжателя, которому чужды «буржуазные пережитки». У меня есть несколько книг 80-х годов, критикующих «буржуазную культуру». Сегодня их невозможно читать без смеха.
Парадокс в том, что критикуемая «буржуазная культура» показывала человеческую природу как она есть и учила людей быть лучше в реально существующих обстоятельствах. Чтобы не ходить далеко за примером, назову фильмы «Серпико» и «Правосудие для всех». В обоих фильмах герой Аль Пачино противостоит коррупции и окружающему негодяйству, где-то проигрывает, где-то побеждает, и движется к тому, чтобы грязи вокруг стало меньше, а мир стал лучше. Ни один учебник по драматургии «буржуазной культуры» не учит тому, как «растлевать общество».
Все учат, что герой должен вырасти над собой в направлении, которое принято называть «высшими ценностями». А в Советском Союзе делали вид, что если есть в человеке что-то низменное, то это «от прежнего мира». В итоге, когда идеологический пресс разрушился, человеческая природа взяла своё и сделала это в отвратительной форме. Причём некрасивые поступки совершают в том числе и те люди, которые в школьные годы читали книжки про «маленького человека», про то, что не надо никого обижать.
Я вообще не стал бы преувеличивать степень влияния художника на формирование человеческого сознания. Вообразите, что я пришёл бы в году этак 82-м в какое-нибудь издательство с рукописью «Похороните меня за плинтусом». Её не только не стали бы печатать, но сказали бы, что больше не подпустят меня к литературе никогда и ни за что. А если бы книгу вдруг выпустили, огромное количество людей кричало бы, что это «пасквиль на наш советский строй».
И никого бы она тогда не заставила задуматься. А сейчас на встрече с читателями одна женщина подарила мне пластмассовую корону и сказала: «Это для вашей дочки. Я благодарна вам за книжку, потому что после неё стала совсем другой бабушкой». Очень много факторов должно сойтись, чтобы книга и читатель встретились.
Но кто-то же должен эту книгу написать! Написать, потому что иначе нельзя. Да хоть для того, чтобы самому осмыслить свою жизнь. Это же мощная психотерапия.
Жена Елена сыграла учительницу Маргариту Ивановну, старший пасынок Олег исполнил роль старшего брата Вальки - Петьки, младший пасынок Павел - Васильева. А сам Быков снялся в роли дирижёра оркестра. Интересно, что все дети, сыгравшие в этом фильме, вспоминают время работы над ним как чрезвычайно веселое, хотя съемки сопровождались множеством проблем и происшествий. Проблемы начались еще с подбора актеров. Творческая группа отсматривала тысячи мальчиков и девочек на главные и второстепенные роли, привлекались как самые обычные школьники, так и дети из актерской среды - Филипп Янковский, Мария Миронова, Таня Проценко, Яна Поплавская и многие другие. Актрису на главную роль режиссер выбирал почти из 17 тысяч девочек Советского Союза. И Кристина Орбакайте первоначально пробы не прошла. Но в результате именно эти глаза, этот рот и создали неповторимый образ Леночки Бессольцевой. Ведь она не просто играла, она жила своей ролью, отдаваясь ей всем своим существом.
На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице.
По другой же версии, Алла Борисовна ничего об этом не знала, и Кристина использовала данный аргумент, понимая, что её маму никто не осмелится ослушаться. Как бы то ни было, Быкова это поставило в тяжёлое положение, потому что, когда он обратился на «Мосфильм» с вопросом, могут ли там сделать парик, имитирующий стрижку наголо, ему сначала ответили отказом, потому что в советском кинематографе подобных париков на детей тогда вообще не делали. В результате Быков и Кристина пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы это для сцены, где Лена отстригает косы , а затем на неё надевали специальный парик, который на Кристину перед каждым съёмочным днём натягивали в течение трёх часов. Поэтому никакая информация о съёмках не должна была попасть в газетные издания. Тем не менее, в декабре 1982 года в одном из выпусков «Кинопанорамы» появилось интервью Быкова прямо со съемочной площадки фильма. Однажды прямо во время съёмки к Быкову пробрался корреспондент журнала «Экран». Стоявший рядом оператор Анатолий Мукасей приготовился к тому, что может начаться самая настоящая драка.
Но этого не случилось, потому что корреспондент вместо привычных вопросов даже без простого приветствия сказал: «У нас в классе была точно такая же девочка. Её все колотили за то, что она не боялась говорить правду». Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена вначале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , точно так же, как и развалины старой церкви в парке, в сенях которой сжигали чучело. Особенности В этом фильме Быков умудрился снять почти всю свою семью. Быков также хотел «протащить» в фильм своего тестя Всеволода Санаева , чтобы немного наладить с ним отношения по его замыслу, тот должен был сыграть Николая Николаевича , но Всеволод Васильевич сразу после проб заболел по другой версии, у них снова разладились отношения. Сам Быков снялся в роли дирижёра оркестра, который показывают во время вступительных титров, а затем ещё несколько раз на протяжении фильма.
Крупно самого Быкова можно увидеть только в финале, когда его герой, стоя на причале, с тоской смотрит вслед пароходу, на котором уплывают Лена с дедушкой. Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую «дерзость» и утверждали, что именно до этого и докатились пионерские организации за 60 лет существования. Музыка Словно наперекор Госкино, почти вся музыкальная дорожка фильма состоит из мелодий, которые меньше всего поощрялись тогда в советском кино. Достаточно сказать, что композитор фильма София Губайдулина на тот момент входила в Хренниковскую семёрку. Помимо этого, в фильме три раза звучат композиции английских рок-групп , причём звучат они в сценах, в которых задействована Кнопка со своей компанией, словно подчёркивая их пионерскую антигеройственность.
Читайте книгу, она не шедевр, но в сто раз лучше этого. Понравилась рецензия? Как оказалось, подобное сообщество, не имеет никакой ценности в глазах вселенной, когда в нем, такие вещи происходят.
«Чучело» — советский фильм, который надо смотреть во всех российских школах
Все уехали в Москву. Кроме 6-го класса. Одноклассники начали травить девочку. Сомов попытался заступиться за Лену, и ему тоже объявили бойкот.
Теперь ему и Лене Бессольцевой осталось только убегать от мстительных одноклассников. Сомов спросил Лену, когда же она рассказала всю правду Маргарите Ивановне. И тогда Лена сказала Димке, что она соврала одноклассникам, чтобы спасти его.
Димка решил всё рассказать, но долго не признавался. А Шмакова и Попов всё знали, но молчали. Всё это время Лена терпела издевательства и молчала.
Девочка рассказала всё только деду, тот выслушал её и понял. История продолжалась, Димка ничего не сказал одноклассникам. Он струсил, но боялся признаться в этом.
Лена пошла в парикмахерскую, чтобы сменить причёску. Димка пообещал её подождать, но ушёл. В это время Шмакова разговаривала с Мироновой.
Но правды ей не сказала. Одноклассники обижали и Васильева, за то, что он заступался за Лену Бессольцеву. Вообще 6-й класс вёл себя нагло и цинично.
Во время очередной ссоры они увидели Лену, выходящую из парикмахерской с новой прической. И снова одноклассники гоняли Лену по городу с криками «чучело — предатель». Васильев попросил Димку помочь Лене.
Димка не сознался, но попросил Васильева уговорить Лену уехать. Дедушка Лены как мог, успокаивал внучку, которая никак не могла понять, за что с ней так жестоко поступают. А одноклассники продолжали издеваться над девочкой.
Однажды вечером кто-то напугал Лену, а ещё в окно дома её дедушки кидали камни. В этот же вечер дедушка Лены принёс домой картину. На ней была изображена девочка, необычайно похожая на Лену.
Путин: Вы хотите его передвинуть? Руденя: Чуть-чуть. Он сделан на части того места, где была церковь. Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа. Путин: Это только одна из версий. Дело в том, что до сего момента единственным и никем не оспариваемым источником информации относительно гибели митрополита Филиппа были "Жития святых", в которых сообщалось следующее Цит по: "... На другой день, когда святый митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе, царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святаго, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями.
Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь, причем святый много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святый находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келлию святаго. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем: «Вот, приблизился конец моего подвига», — и причастился Честны;х и Животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келлию святаго Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святаго и сказал: — Владыко святый, дай благословение царю идти в Великий Новгород. Но святый отвечал Малюте: — Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою. В этом фильме блистательно сыграли самобытный музыкант и актёр Петр Мамонов Царь и великий русский актёр Олег Янковский Филипп.
Для Янковского это была последняя роль в кино. Своего рода, завещание потомкам. Фильм "Царь" был встречен, с одной стороны, восторженными откликами, с другой стороны, гневной критикой. Критика в основном касалась исторических неточностей и недостоверностей в фильме. Были опубликованы целые "простыни" с перечнями этих недостоверностей, начиная с того, что Иван Грозный вовсе не был жестоким, так как по его личному повелению были преданы смерти всего! Вот настолько скрупулёзным и "принципиальным" был анализ российских историков. При этом ни один из них не подверг сомнению факт убийства Малютой Скуратовым митрополита Филиппа в стенах Отроч монастыря.
В школах буллинг не практиковался, да и слова этого противного, заморского в лексиконе граждан СССР не было. Но фильм снят в начале 1980-х, талантливым актером и режиссером Роланом Быковым, не ради хайпа его-то как раз в СССР и не было , а вопреки цензуре и попыткам чиновников Госкино остановить съёмки. Одной из главных проблем в СССР был запрет на освещение проблемы. По принципу: если об этом не говорить, то этого как бы и нет. Быков проигнорировал этот запрет, снял картину, которая, как отметил психолог Владимир Собкин, рассказала о проблеме буллинга в советских школах больше, чем все вместе взятые исследования на эту тему. Фильм стал классикой. Его по сей день обсуждают. Но что странно: принято давать характеристики мерзким детям, затравившим Лену Бессольцеву, но совсем мало уделяется внимания главной виновнице этой травли — глупой Маргарите Ивановне в исполнении прекрасной актрисы Елены Санаевой. Этот персонаж раздражает с первых кадров. Маргарита Ивановна отвечает, глупо улыбаясь. Они ее интересуют исключительно как рабочий материал. Что у них в голове, какие у них там взаимоотношения, ее совершенно не интересует.
Этот фильм также о взрослении взрослых, о будущем наших детей и внуков, государства российского. Осознание этих противоречий и конфликтов и поиск путей достойного выхода из него, ДОЛЖНО объединить разные сословия и социальные группы. Тема фильма вне времени и пространства, вне языка и национальностей, вне государственных границ. Фильм «Чучело» -очень тяжелый и жестокий фильм , после него долго приходишь в себя.
Все мы немного чучело
А совсем скоро началась новая жизнь «Чучела», потому что Ролан Быков приступил к съёмкам одноимённого фильма. Захватывающий Фильм Чучело доступен в хорошем качестве на всех платформах. Драма, фильм. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. В обычную школу в провинциальном городке поступает новенькая. Она приехала к деду, которого здесь недолюбливают за чудачества и замкнутый образ жизни. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. В 1983 году на советские экраны вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый по одноименной повести Владимира Железникова.
Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой?
Лохматый — главный силач в классе, сын лесника. Рыжий — мальчик, выполняющий роль шута в классе. Васильев — принципиальный и порядочный, но при этом слабохарактерный одноклассник Лены. Краткое содержание Лена стремительно неслась по узким улочкам старого городка, «ничего не замечая на своем пути». Девочка была в глубоком отчаянии от того, что с нею сделали одноклассники.
После многолетних странствий он вернулся в родной город и поселился в бревенчатом, почерневшем от времени доме, который более ста лет принадлежал роду Бессольцевых. Местные жители относились «к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием» : он все искал какие-то редкие картины, и, если находил, тратил на них большие деньги. Дети дразнили его Заплаточником из-за больших заплаток на рукавах старого пальто. Однажды старика Бессольцева заметили «в сопровождении девочки лет двенадцати» , его внучки — угловатого длинноногого подростка с дружелюбной улыбкой на лице.
Глава 3 Лена пошла в школу, и поначалу она чувствовала себя прекрасно, но в ноябре все изменилось. Она попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Услышав отказ, она пригрозила тайком продать одну из его картин, за что получила пощечину. Она бросилась бежать, и Николай Николаевич отправился вслед за ней.
Глава 4 Тем временем шестиклассник Валька встретился со своими товарищами — Лохматым и Рыжим, чтобы вместе отправиться на день рождения к Диме Сомову. Вскоре к ним присоединилась главная красавица класса Шмакова в сопровождении Попова. Осталось подождать Миронову — Железную Кнопку. Когда худенький очкарик Васильев признался одноклассникам, что не намерен идти на торжество к Сомову, который ему надоел, Железная Кнопка приказала Лохматому избить его «за измену идеалам».
Заметив издали Лену, они принялись дразнить ее чучелом. Эту сцену застал старик Бессольцев, и девочке пришлось рассказать ему «всю правду, без хитрости». Глава 5 Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить» , и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище — Чучело огородное.
За нее заступился только один человек — Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя. Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы.
Этот эпизод, фиксирующий зарождение конфликта между главной героиней и ее классом, описывается критиками так: «Случилась банальная история: класс сбежал с урока в кино, за что и был лишен страстно ожидаемой поездки в Москву. Разочарование детей сменилось ожесточением: «кто накапал? В этом «кто?
Предателем был ее «герой» — Димка. И в тот момент, когда Железная кнопка твердой рукой идеолога и борца за чистоту рядов коллектива повела дознание, Димка сник, полинял, струсил. А Лена сделала шаг вперед и сказала: «Это я! Мы видим, что «свидетели» школьной травли фиксируют свое внимание на «завязке», определяющей развитие сюжета фильма. В своих объяснениях выбора данного эпизода эти зрители пользуются следующими мотивировками: «вокруг этого события все происходит»; «эпизод является стержнем сюжета»; «вокруг него развивается картина, не было бы этого эпизода сюжета, не было бы и фильма».
Напомним, что именно этот эпизод, с точки зрения большинства зрителей вне зависимости от опыта переживания ими ситуаций школьной травли , был назван как наиболее эмоциональный, вызывающий самые сильные чувства. По описанию критиков, в этой сцене обострение конфликта принимает «театрально-аффектированный характер». И эта сцена, отражающая всю неприглядность феномена детской жестокости, которую оператор фильма А. Мукасей снял с подчеркнутой экспрессией, становится для зрителей- «жертв» воплощением основной идеи фильма, смысловым центром художественного повествования. Объясняя свой выбор, они утверждают, что в этой кульминационной точке художественного повествования «открываются настоящие характеры персонажей» и проявляются «истинные отношения героев».
В рецензиях на фильм этот эпизод определяется следующим образом: «За свое первородство, достоинство Лена вступила в бой. Да, вот я перед вами — чучело чучелом, а вы такие красивые, не дети — настоящие картинки, но что-то мне с вами скучно. Бедные вы, бедные вы люди. Тут даже не вызов, не перчатка, брошенная в лицо, — выстраданное сознание своего морального превосходства, восстановление себя в человеческих правах» [3, с. Эпизод отражает нетипичное поведение героини.
В нем девочка как бы преображается, ее поведение активно и вызывающе по отношению к сверстникам. Зрители-«обидчики» считают, что он показывает «силу героини», «проявление характера», умение «сделать то, чего от нее не ожидали», и «выйти победителем». Их оценка именно этого эпизода как отражающего основную мысль кинопроизведения обусловлена особым влиянием собственного жизненного опыта. Ведь, меняя свое поведение, героиня как бы заставляет сверстников себя уважать, она становится ближе зрителям-«обидчи- кам». В этой сцена Лена говорит с ними на одном языке — языке силы, вызова и превосходства.
Напомним, что и в самом фильме этот эпизод становится решаюшим моментом, после которого отношение одноклассников к Лене меняется — она уже не «жертва». Выбор «обидчиками» этого эпизода указывает на их своеобразную идентификацию с главным персонажем художественного фильма. Среди зрителей, которым в своей реальной жизни не приходилось переживать ситуации школьной травли, ответы распределились менее выражено. Это заключительные сцены, относящиеся к «развязке» киноповествования. Они объединены общей темой — осознание ошибки и раскаяние ребят, травивших ни в чем не повинную девочку.
Осознание приходит к героям не сразу. Если в эпизоде, где «Лена отказывается объявлять бойкот Диме», дети пребывают в растерянности, пытаются понять ее логику отказа от мщения, то в эпизоде, в котором «дети узнают имя настоящего предателя», происходит взрыв негативных эмоций. Класс потрясен, «охвачен сознанием вины — не той, обычной, которая не отягощена тяжким грузом, за которую и расплачиваться- то легко, а совсем иной, что давит на сердце, сжимает горло так, что подступают слезы» [3, с. Высокое напряжение сменяется оцепенением, драматический конфликт находит свое разрешение. Эпизод дарения классу картины «Машенька», имеющей портретное сходство с Леной Бессольцевой, сводит воедино несколько линий киноповествования.
Таким образом, ответы зрителей на вопрос о наиболее важном моменте фильма часто зависят от опыта переживания сходных с эпизодами фильма жизненных ситуаций. Анализ этих эпизодов позволяет нам приблизиться к пониманию механизмов актуализации личностных смыслов испытуемых: проследить за фактом значимости того или иного эпизода, выявить «жизненную подоплеку этой значимости» [7, с. Здесь выяснился следующий важный факт: при выделении зрителем эмоционального центра фильма наличие опыта переживания сходных ситуаций оказывается не значимым важна сама композиция художественного произведения , в то время как для определения главной идеи картины опыт переживания школьной травли с различных ролевых позиций имеет принципиальное значение. Представление зрителей о мотивационной структуре поведения главных персонажей Анализ особенностей понимания мотивационной структуры поведения главных персонажей фильма «Чучело» зрителями с различным опытом переживания ситуаций школьной травли представляет значительный интерес. Экспериментальная процедура, позволяющая выявить особенности понимания зрителями внутреннего мира персонажа художественного фильма через приписывание ему тех или иных мотивов поведения, представляет собой адаптированную для задач данного исследования психосемантическую методику «атрибуции мотивов» поведения киноперсонажа [13].
Для выявления понимания зрителями мотивов поведения киноперсонажей был выделен набор действий, совершаемых двумя главными персонажами фильма «Чучело» — Леной Бессольцевой и Димой Сомовым. Этот набор действий предлагался испытуемым в качестве объектов оценивания. Кроме того, испытуемым давался список мотивов, вероятность атрибуции которых для каждого поступка нужно было оценить по шестибалльной шкале от 0 до 5. Для оценивания были предложены такие мотивы, как: «желание быть лидером командовать », «желание сохранить верность», «желание оказать помощь», «потребность во внимании к себе», «боязнь наказания», «чувство долга», «стремление быть свободным в своих суждениях и поступках» и другие — всего 32 мотива. В исследовании приняли участие 149 человек учащиеся 8-х и 10-х классов.
Испытуемые были разделены на пять подвыборок: 1.
Иными словами, очереди на "Чучело" были подлиннее очередей на комедию Меньшова. Но и спустя десятилетия оценки фильма рядовыми кинозрителями не уменьшились. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма "Чучело" см. Предисловие составил 7,898, что позволило ему занять 847-е место в Золотой Тысяче. Значительная часть фильмаснята не просто в городе Калинине, а в окрестностях и на фоне Калининского Речного вокзала, сооружения с весьма примечательной историей. На том месте, где во время съемок фильма "Чучело" стоял Речной вокзал, многие века находился мужской Отроч монастырь, возведённый ещё в XIII-м веке.
Известно, что в XVI-м веке в заточении в монастыре провёл 20 лет Максим Грек, прославившийся своими иконами. В 30-е годы ХХ-века, в годы большевистских гонений на церковь, значительная часть построек монастыря была снесена. Но до конца уничтожить церковное сооружение большевики не смогли. И вот на этом фундаменте и прочих остатках монастыря был построен Калининский Речной вокзал. Но большевистский новодел не продержался даже одного века. В 2017 году крыша вокзала рухнула. Кажется, никто не пострадал, поскольку ветхость здания стала заметна задолго до обрушения, и оно было обнесено забором.
И вот уже шестой год практически в центре города красуется эта руина. Денег-то нет на реставрацию. Так вот. В ходе встречи обсуждались разные вопросы. Среди прочего тверской губернатор поднял тему о Речном вокзале и Отроч монастыре. Отроч монастырь был основан, первое упоминание, в 1265 году, это Ярослав Ярославич. Дальше — огромная история.
В 1930-е годы он был снесён, остался только центральный собор от него, и построили, Владимир Владимирович, речной вокзал. Речной вокзал — это региональный памятник. Есть письмо-обращение, я попросил бы, если можно, распоряжение — сделать рабочую группу и Мединского туда включить, потому что он очень хорошо знает нашу историю. Мы много чего делали с ним по региону, в том числе и наш мемориал. Если такое распоряжение выйдет, то мы с Министерством культуры и речной вокзал передвинем и, соответственно, восстановим Отроч монастырь.
В результате Быков и Кристина пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы это для сцены, где Лена отстригает косы , а затем на неё надевали специальный парик, который на Кристину перед каждым съёмочным днём натягивали в течение трёх часов. Поэтому никакая информация о съёмках не должна была попасть в газетные издания. Тем не менее, в декабре 1982 года в одном из выпусков «Кинопанорамы» появилось интервью Быкова прямо со съемочной площадки фильма. Однажды прямо во время съёмки к Быкову пробрался корреспондент журнала «Экран».
Стоявший рядом оператор Анатолий Мукасей приготовился к тому, что может начаться самая настоящая драка. Но этого не случилось, потому что корреспондент вместо привычных вопросов даже без простого приветствия сказал: «У нас в классе была точно такая же девочка. Её все колотили за то, что она не боялась говорить правду». Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена вначале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , точно так же, как и развалины старой церкви в парке, в сенях которой сжигали чучело. Особенности В этом фильме Быков умудрился снять почти всю свою семью. Быков также хотел «протащить» в фильм своего тестя Всеволода Санаева , чтобы немного наладить с ним отношения по его замыслу, тот должен был сыграть Николая Николаевича , но Всеволод Васильевич сразу после проб заболел по другой версии, у них снова разладились отношения. Сам Быков снялся в роли дирижёра оркестра, который показывают во время вступительных титров, а затем ещё несколько раз на протяжении фильма.
Крупно самого Быкова можно увидеть только в финале, когда его герой, стоя на причале, с тоской смотрит вслед пароходу, на котором уплывают Лена с дедушкой. Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую «дерзость» и утверждали, что именно до этого и докатились пионерские организации за 60 лет существования. Музыка Словно наперекор Госкино, почти вся музыкальная дорожка фильма состоит из мелодий, которые меньше всего поощрялись тогда в советском кино. Достаточно сказать, что композитор фильма София Губайдулина на тот момент входила в Хренниковскую семёрку. Помимо этого, в фильме три раза звучат композиции английских рок-групп , причём звучат они в сценах, в которых задействована Кнопка со своей компанией, словно подчёркивая их пионерскую антигеройственность. В частности, сцена «очной ставки» разворачивается под песню «Anna» группы « The Beatles » из альбома « Please Please Me », а когда Кнопка и ребята идут за Леной в самом начале фильма, фоном является песня «Venus» группы «Bananarama» кавер на известную одноименную песню группы « Shocking Blue ». Также в фильме прозвучали песня Аллы Пугачёвой «Старинные часы» и композиция «Пасифик» группы « Зодиак » сцена, где ребята собирают хворост для костра, чтобы сжечь чучело Лены.
Фильм "Чучело" часть 1
5 февраля 2023 года дети посмотрели фильм «Чучело» режиссера Ролана Быкова (1983 г.), который гениально обнажает всю уродливость травли, её разрушительное влияние на всех действующих лиц. Оригинал взят у wingedlynx в Детские травмы. Фильм снят по одноименной повести Владимира Железникова. Вот почему запуск Роланом Быковым пусть и на другой киностудии – «Мосфильме» – остропроблемного фильма «Чучело» можно считать явлением исключительным для тогдашнего советского кинематографа. Фильм Ролана Быкова, снятый по мотивам одноименной повести Владимира Железникова "Чучело"(0+) – о детской жестокости, поражающей до глубины души.
Краткое содержание фильма Чучело 1984
Фильм «Чучело» стал первым советским фильмом, где детей выставили злодеями, а для Кристины Орбакайте лента стала знаковой и дебютной. Одну из центральных сцен, где одноклассники Лены сжигают ее чучело, снимали в Старице, на территории заброшенного Вознесенского храма. Фильм снят в 1983 году по одноимённой повести Владимира Железникова, написанной в 19. Самый громкий и противоречивый фильм эпохи застоя, дебют Кристины Орбакайте, главная картина Ролана Быкова – всё это "Чучело". Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года.
Елена Санаева рассказала, почему в фильме "Чучело" снималась именно Орбакайте
Все, что даже немного отклонялось от генеральной линии, будь то положительный образ еврея Ефим Магазанник в «Комиссаре» , малоубедительного героя или, того хуже, предателя Иван Локотков и Александр Лазарев в «Проверке на дорогах» , могло послужить приговором. Основная тема «Чучела» — предательство, именно за него «наказывают» главную героиню. Но тон рассказа смущал чиновников: «Тут обычный случай, а он поднят на недосягаемую высоту. Они обыкновенные дети, шалуны, а тут какие-то предатели и т. Ролан Быков, «Я побит — начну сначала! Дневники» «Чучело» не поднимало шум, но во все горло, голосами своих измученных героев, кричало о потере нравственности, которую продолжала воспевать официальная культура, но сложно было заметить в жизни. В одном руководители Госкино не ошибались: случай действительно «обычный». Известная фабула с приходом в класс новенькой работает на ожидаемом мотиве вражды и дополнена незатейливой историей прогулянного урока и первой влюбленности. Но в «Чучеле» узнаваемые темы школьной жизни обобщены и доведены до статуса вечных — отсюда и притчевый характер. Логические рамки опущены: без вступления и послесловия действие выстроено показательным событием.
Шестиклассница Лена Бессольцева приехала жить в неназванный провинциальный городок, в старый фамильный дом к своему дедушке, Николаю Николаевичу. Как и почему Лена переехала к дедушке, куда они отправились в конце — остается за рамками пережитой ими драмы, чей частный характер и «обыкновенность» подчеркиваются необыкновенностью персонажей. Образы обоих Бессольцевых воплощают мотив притеснения. Центральный конфликт со школьной травлей Лены — зеркало такого же неприятия обществом Николая Николаевича. Приговор Бессольцевых — в их инакости, дерзости судить и жить не так, как принято. Николай Николаевич, бывший офицер, ветеран войны, вернувшийся на старости лет в дом детства, питается скромно, ходит в старом латаном пальто и тратит огромные суммы на картины своего прапрадеда — крепостного художника. Весь город считает «миллионы» этого Заплаточника. Лена ему под стать — истинное Чучело для своего школьного окружения, не считывает язвительный умысел прозвищ и гордо заявляет, что они «с дедушкой два сапога пара». Оппозиция к нормальности определяет обращение с Бессольцевыми.
Они — чужаки и чудаки, представляющие опасность и объект насмешек. Все их естество — нескончаемое оскорбление «нормы». И у Быкова, и у Железникова образы обоих героев прочно связаны с мотивом погони, неслучайно вынесенной во внешнее пространство. Орава детей дразня носится за Николаем Николаевичем; словно преследуя беспомощную жертву, одноклассники гонят Лену по городу. Но городу все равно. Родина семьи Бессольцевых, земля многовековой связи с предками — важнейшая композиционная скрепа персонажа Николая Николаевича — представлена пространством равнодушным, причем не только к главным героям. Во второстепенном эпизоде, добавленном Быковым, экскурсовод скучающим, отшлифованным тоном сообщает группе: «В этом городе мы ознакомимся с шедеврами русского зодчества. Это центральная площадь города. Здесь мы задержимся на несколько минут».
Человеческие взаимоотношения и внимание друг к другу сводятся к чистой формальности. Это становится негласной причиной главного конфликта и драматично выводится в геометрии сцены публичной «расправы» над Леной. Догнав, одноклассники принимаются бить девочку ногами на той самой центральной площади, перед экскурсантами. Но уже в следующем кадре возмущенные возгласы «как вам не стыдно!? Мимоходом оброненные воспитательные фразы, по привычке проведенные дежурные диалоги характеризуют взрослых персонажей в «Чучеле». Они изолированы от жизни детей по своей воле и интересуются ей на ходу, в постоянной спешке, из-за чего их роль в повествовании почти всегда трагикомична. Мама Лениной одноклассницы Моти, парикмахер тетя Клава, видя очередную погоню за Леной исступленно кричит: «Что вы делаете?! Вы прическу ей испортите! Я сейчас милицию позову.
Ух, паразиты! Куда только ваша школа смотрит?! Где ваша комсомольская организация?! На что один из отставших, Васильев, на миг обернувшись, беззастенчиво отвечает: «А у нас каникулы».
Кристину Орбакайте он убрал еще на этапе фото, заявив, что «ей только ротой солдат командовать». Известно, что главная роль была отдана юной актрисе Наталье Ковалевой. Но что-то смутило Быкова. Режиссер понял, что современная чистота должна быть волевой и способной себя защитить. После этого он вновь решил рассмотреть кандидатуру Орбакайте и вызвал ее на пробы. Быкову хватило всего нескольких минут, чтобы увидеть то самое Чучело в юной девочке. До съемок девочка никогда не выезжала из Москвы, поэтому съемки в Твери стали для нее огромным стрессом. Быков потратил много времени на поиск подхода к девочке, что в результате привело к крепкой многолетней дружбе с Филипповой: она окончила экономический факультет МГИМО и какое-то время работала в Фонде Ролана Быкова. Однако и это еще не все. Дело в том, что Быков в прямом смысле нашел для Железной Кнопки мужа: после съемок юным актерам на киностудию мешками приходили письма, но детям их не отдавали, так как в большинстве случаев там были предложения о знакомстве. Однако одно письмо режиссеру приглянулось: автор был студентом, поэтому сообщение для Филипповой было серьезным и вдумчивым.
Сегодня она играет на сцене «Современника». Дмитрий Егоров сыгравший Диму Сомова, трагически погиб в 32-летнем возрасте. Елена Санаева исполнительница роли учительницы русского вышла замуж за режиссера фильма Ролана Быкова. Вместе они прожили 25 лет. Павел Санаев, пасынок режиссера, сыгравший одного из учеников школы, как и родители, связал свою жизнь с кино. По окончании ВГИКа он стал сценаристом, режиссером и писателем.
Дочь парикмахерши У девочки, которая ожидала от несостоявшейся поездки в Москву встречи с папой и, возможно, переезда к нему, именно это обстоятельство блокировало проявление ее чувства сострадания. Узнав же, что они травили невиновного, она ощущает острое чувство раскаяния и стыда, заявляя, что «нас надо показывать в зверинце, в клетках». Железная Кнопка Эта девочка, узнав об истинном предателе, тут же предлагает объявить новый бойкот, и мы не видим у нее проявления чувства стыда и раскаяния. Эти чувства у нее не проявляются и после выяснения ситуации, так как она осталась верна идее наказания, причем она уверена, что может делать это сама. Когда ее не поддержали, она разрыдалась, прокричав, что «Вы такие же, как моя мама, которая все сглаживает! Она не хочет быть такой, как мама. Мы можем сказать, что чувства сострадания и сожаления у этой девочки как были, так и остались заблокированы этой идеей. Это и есть проявление подросткового протеста: «Я не хочу быть такой, как вы. Я другая». Это элемент становления личности — осознания себя отдельной, самостоятельной и цельной. Подростки самостоятельно должны получить подтверждение правоты взрослых. Обычно после такого этапа в жизни они могут усвоить общественные нормативы. Такое поведение у вышеописанных подростков вполне можно назвать неосознаваемой жестокостью. Они обижали девочку, руководствуясь некими идеями. Когда они осознали, что это было несправедливо и жестоко, то, ощутив себя «плохими, несправедливыми», изменились, пересмотрев взгляды на себя и свое поведение. Сострадательная, но трусливая девочка Оказались вовлеченными в этот бойкот и те, кто мог противопоставить себя коллективу, и те, кто не мог это сделать, но чувствовал жалость к Лене. Мы видим, как плачет девочка, участвующая в сожжении платья героини, когда ее никто не видит. Она сдерживает проявление своих чувств в коллективе. Ей жалко Лену, но она боится стать на ее защиту и продолжает следовать коллективному решению наказать. Изгой Среди этого класса оказался и мальчик, который не участвует в общей травле, а по мере своих сил и возможностей защищает героиню, хотя не может противостоять коллективу в открытую. Это тот самый мальчик, который был назначен объектом для издевательств, т. В чем выражалось это преследование для него: его дразнили, его били, ему подставляли подножку, т. Чтобы остаться членом коллектива, он терпел все эти насмешки и издевательства. Он слабый физически, а оказывается, он был наиболее сострадательным. Он точно не знает, кто выдал класс учительнице, и постоянно говорит ребятам, что это не может быть Лена. К ее защите он пытается привлечь ее бывшего друга Пашу, который старается изобразить бурную деятельность. Мы видим, что по мере того, как этот слабый мальчик защищает Лену, он становится все более уверенным в себе и на общем собрании класса он смог противостоять коллективу. Он заявляет самому сильному мальчику, обычному инициатору его травли, что не позволит называть Лену Чучелом, говоря: «Можете бить меня сколько хотите». То, что он помогал другому человеку в беде, дало ему моральные силы защищать ее и в условиях противостояния коллективу. Можно сказать, что он находит в себе силы начать перемещаться с той самой позиции жертвы, которую он занимал до этого. Живодер Что касается другого мальчика, разрешившего себе продавать собак на живодерню, то он заблокировал свое чувство жалости и сострадания намного раньше. Это случилось, когда он решил, что деньги для него — главное, что ради денег можно убить живое существо. Собственно, это прямой путь и для разрешения себе причинять вред людям. Видимо, он не испытал чувство стыда и сожаления, когда ситуация разъяснилась, поскольку не изменился его денежный приоритет — он осуждающе говорит о том, что Бессольцев подарил, а не продал картины. Сильные чувства у него проявились только по поводу чужого альтруизма — подарка картин городу. Как он не жалел сдаваемых на живодерню собак, так мы не видим его сожаления по поводу прошедших с Леной событий. Он разрешил себе быть жестоким всегда, как и пресловутый Билл из фильма «Убить Билла». Двое, знавших истинного предателя Рассмотрим причины, помешавшие рассказать классу об истинном предателе тем двоим подросткам, сидевшим под партой и все, соответственно, знавшим. Эти двое, девочка с мальчиком, не хотели идти с классом и потихоньку остались, а когда учительница зашла в класс, то спрятались. Так что же это за причины? Девочка хотела получить в друзья мальчика Пашу, а мальчик — эту самую девочку, и ради этого они оба молчали. Они хотели получить желаемое любой ценой, не обращая внимания на страдания другого человека. Эта травля не вызывает у них сострадания и не может заставить их рассказать правду. Видимо, их чувства настолько редуцированы уменьшились или не развиты, что для их проявления необходимо такое же драматическое событие, как у Билла в фильме «Убить Билла». Это вполне можно назвать осознаваемой жестокостью. Предатель Что касается Павла, его поведение тоже является осознаваемой жестокостью. У него чувство сострадания было заблокировано страхом, что он станет объектом бойкота, что не сможет вновь в этом коллективе стать объектом восхищения и занять лидерские позиции. Может быть, у него, как и у тех двух других ребят, также практически не развито чувство сострадания.
Откройте свой Мир!
Драма, экранизация, социальная драма. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством. Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность". Драма, семейный. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. Шестиклассники жестко встречают новенькую, а после инцидента начинают откровенно издеваться.