Например, ясный день 1 февраля предвещает раннюю весну, теплый макарий день указывает на дождливую первую половину лета. новости прихода.
Почему Спас называют Медовым?
- Лента новостей
- День прп. Макария Жабынского - Храм вмч. Димитрия Солунского и блж. Матроны Московской
- Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день - Новости
- Макарьев день 1 февраля: как отмечать, что можно и нельзя делать | Царьград. Кузбасс | Дзен
- Макарьев день
- В Макарьевском монастыре прошла литургия памяти преподобного Макария Желтоводского
Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день
Рядом с храмом строились монашеские кельи и хозяйственные постройки; так на Письме возникла иноческая обитель, в 2000 году от Рождества Христова торжественно отметившая свое 600-летие. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна — скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV столетия. Место погребения святого — в Преображенском храме монастыря — на протяжении веков привлекало к себе многочисленных богомольцев. В 1994 году Макариево-Писемский монастырь был возрожден как женская обитель. Ныне сестры монастыря трудятся, возрождая древнюю святыню Костромского края в ее подлинном духовном значении и красоте.
Наши предки верили, что с этого дня начинается весна.
Погода на Макара предсказывала погоду на весь февраль. Помимо этого, люди верили, что от деяний женщин в этот день зависела судьба всех ее близких. Старшая женщина в роду «отгоняла» хвори от членов семьи особым способом. После того, как он остался без жены и родителей, он принял решение стать отшельником. Несколько лет Макарий провел в полном одиночестве в Фаранской пустыне.
При жизни его учителем был Антоний Великий, который посоветовал ему отправиться в Скитскую пустыню. Согласно преданиям, именно там Макарий смог отыскать просветление, и получил дар от Всевышнего.
Что можно и обязательно нужно сделать 1 февраля обязательно надо, переступив порог своего дома, сказать такие слова: «Из дома выхожу барином, а вернусь сюда боярином». На Руси верили, что таким образом можно заговорить себя от слабоумия и других болезней, а также привлечь в дом богатство. Обряды, ритуалы, традиции Макарий — целитель недугов, поэтому 1 февраля обычно женщины ходили к травникам, чтобы те дали целебные травки. Их заваривали и пили всей семьей. Основные составляющие такого чая — шиповник, душица, зверобой и кипрей.
Для приготовления полезного напитка набирали родниковую воду, гасили в ней тлеющую лучину из осины, — таким образом «бодрили водичку». Пили чай с малиновым вареньем или медом. Существовало поверье, что это снадобье придаст сил и избавит от болезней, если таковые есть, а также защитит от всех недугов. Самовар ставили рано утром и раздували его валенком. Считалось, что целебный дым поднимается и все недуги уносит. Валенок надевали, чтобы потом полезным паром ножки побаловать.
Существует поверье, что 1 марта, в Ярилин день, каждая беременная женщина должна застать встающее солнце, чтобы малыш родился здоровым. Каждому человеку следует проверить свои инструменты и семена, если он готовится к работе на огороде или в саду. Это поможет избежать проблем. В течение Дня памяти святого Макария каждый православный христианин должен совершить хотя бы одно доброе дело. Помочь можно как близкому, так и незнакомому человеку. Считается, что в этот день можно дать детям здоровья, если дать им размести снег во дворе. Также верующие люди могут почтить память святого, посетив церковь и поставив свечу за его покой. Строгие запреты на сегодня В эту светлую дату следует отказаться от тяжелой физической работы. Лучше всего выполнить немного работы, но качественно. Иначе весь год будет тяжелым.
День памяти святителя Макария, митрополита Московского
С именем Макара связано много поговорок на разные темы. Например: «Валенком Макар раздувает самовар»; «Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал»; «На бедного Макара везде беда напала». Именины в этот день.
Также в праздничный день люди бросали домашние дела, навещали друг друга и пили чай на самоваре. Чай заваривали из шиповника, ромашки и зверобоя. Считалось, что эта традиция согревала чашкой травяного чая на морозе и защищала от различных болезней, что было особенно важно в конце зимы. Метод заваривания чая также был уникальным.
На самовар надевали валенки. И полученный дым и пар коптили через одежду и обувь, а затем надевали на больного. Славяне верили, что после этого обряда болезнь утихнет и больной быстро встанет на ноги.
В эту ночь снятся вещие сны, которые сбываются уже на следующий день. Эта примета появилась потому, что святой Макар был вестником приближающейся весны, которую нужно встретить весело и радостно. Если же ослушаться запрета, то и тепло не скоро придет, а значит, год будет неурожайным и голодным.
Однако, если нет возможности устроить в этот день выходной, то перед тем, как приступать к работе, надо выпить три глотка святой воды и утереть рот изнаночной стороной нательной рубахи. Рукодельница только время и нитки переведет, да неприятности притянет к себе и своим близким. Кроме того, на Макара хозяйка дома должна приготовить особенный чай, состоящий из таких трав, как душица, зверобой, иван-чай и шиповник, и приправить его медом. Тогда в доме воцарятся любовь и гармония. Воду надо заменить травяным чаем, тогда ни один недуг не пристанет, а те, что есть, тут же уйдут. Примета гласит, что стрижка негативно скажется на судьбе, так как вместе с волосами сегодня отрежутся все радости, счастье и удача.
Что можно и обязательно нужно сделать 1 февраля обязательно надо, переступив порог своего дома, сказать такие слова: «Из дома выхожу барином, а вернусь сюда боярином». На Руси верили, что таким образом можно заговорить себя от слабоумия и других болезней, а также привлечь в дом богатство.
После сугубой ектении отец архимандрит прочитал молитву о восстановлении и укреплении мира. На заупокойной ектении особо молились за приснопамятного архиепископа Феофана Галинского , в связи с годовщиной архиерейской хиротонии. На запричастном концерте приходской хор исполнил тропарь, кондак и величание Рождеству Христову. Перед причастием прихожан отцом настоятелем была проведена общая исповедь.
Большинство из прихожан подошло к причастию.
ДЕНЬ АНГЕЛА. СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ МОСКОВСКИЙ
День памяти святителя Макария, митрополита Московского | В первый день февраля празднуют народный праздник Макарьев день или Макарий Весноуказчик. |
Что можно и нельзя делать в день Макария 1 марта, который называют Ярилин день | Краткое житие святителя Макария, митрополита Московского и всея РусиРусская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников. |
«Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего» | Преподобный Макарий с честью похоронил убиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. |
День Макария: что нельзя делать 1 марта, чтобы беды обошли стороной дом | В 14-м веке преподобного Макария заметили с миссией вблизи Каргополя. |
День Макария Невского: что нельзя делать 1 марта :: Общество :: Дни.ру | По церковному календарю 1 февраля 2023 года верующие отмечают день святого Макария Великого, которого в народе прозвали весноуказчиком. |
12 января — день памяти Святителя Макария, митрополита Московского
1 февраля православные верующие чтят день памяти Преподобного Макария Великого. В народе этот день еще часто называют Макарьев день или день Макария Весноуказчика, поскольку по погоде в этот период судили о приходе весны. Народно-христианский праздник Макарьев день отмечается 1 февраля (19 января по старому стилю) каждого года. По церковному календарю 1 февраля 2023 года верующие отмечают день святого Макария Великого, которого в народе прозвали весноуказчиком. В последний день Макарий собрал всю монашескую общину, простился со всеми и ушел к Господу.
Макарьев день, Макар – весноуказчик
И мне уже не надобно более быть поручителем за тебя, ибо ты оказался бесстрастным, праведным и преславным невинным страдальцем. Сегодня суд Божий постиг ту, которая несправедливо обвинила тебя и оклеветала тебя невиновного. Она не может разрешиться от бремени, и призналась, что не ты виновник ее падения, но один юноша. Теперь все жители селения, от мала до велика, хотят придти к тебе с покаянием, дабы прославить Бога за твое целомудрие и терпение и испросить у тебя прощения, чтобы не постигло их какое-либо наказание от Господа за то, что они несправедливо тебя оскорбили. С прискорбием выслушал слова этого человека смиренный Макарий: он не желал почести и славы от людей, ибо ему гораздо приятнее было принимать от людей бесчестие, нежели честь; посему, с наступлением ночи, он встал и удалился из тех мест, пойдя, прежде всего, на Нитрийскую гору, где он некогда имел во сне видение. Прожив там три года в одной пещере, он пошел к Антонию Великому, постнически подвизавшемуся в пустыне Фаранской[4], ибо Макарий уже давно слышал о нем, еще тогда, когда он жил в мире, и сильно желал его видеть. Принятый с любовью преподобным Антонием, Макарий соделался искреннейшим учеником его и прожил у него в течение долгого времени, получая наставления для совершенной добродетельной жизни и стараясь во всем подражать отцу своему. Потом, по совету преподобного Антония, Макарий удалился для уединенной жизни в скитскую пустыню[5], где он так просиял подвигами и столь преуспел в иноческой жизни, что превосходил многих братий и получил от них название «юноша-старец», так как, несмотря на молодость свою, обнаружил вполне старческую жизнь. Здесь Макарию приходилось бороться с бесами и день и ночь.
Иногда бесы явно, обратившись в различные страшилища, с яростью устремлялись на преподобного, иногда в виде вооруженных воинов, сидящих на конях и скачущих на сражение; с великим криком, ужасным воплем и шумом устремлялись они на святого, как бы собираясь его умертвить. Иногда же бесы воздвигали против святого невидимую брань, внушая ему различные страстные и нечистые помыслы, разными хитрыми способами стараясь поколебать эту твердую стену, устроенную Христом, и разорить ее. Однако они нисколько не могли преодолеть сего мужественного борца истины, который имел своим помощников Бога и, как Давид, восклицал: — «Иные колесницами с оружием , иные конями, а я именем Господа Бога нашего хвалюсь: они поколебались и пали, с Богом я окажу силу» Пс. Однажды ночью спящего Макария окружило множество бесов, которые будили его и говорили: — Встань, Макарий, и пой с нами, а не спи. Преподобный же, уразумев, что это бесовское искушение, не вставал, но, лежа, говорил бесам: — «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный отцу вашему диаволу» Мф. Но они говорили: — Зачем ты оскорбляешь нас, Макарий, понося нас такими словами? Но бесы продолжали призывать его на молитву, и в течение долгого времени не могли сего сделать. Тогда, исполнившись ярости и не вынося пренебрежения от Макария, они во множестве устремились на него и стали наносить ему побои.
Святой же возопил к Господу: — Помоги мне, Христе Боже мой, и «окружаешь меня радостями избавления, ибо псы окружили меня, раскрыли на меня пасть свою» Пс. И внезапно все множество бесов исчезло с великим шумом. В другой раз случилось, что Макарий набрал в пустыне много пальмовых ветвей для плетения корзин и нес их в свою келью. На пути его встретил диавол с серпом и хотел ударить святого, но не мог. Тогда он сказал Макарию: — Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я все, что делаешь ты, делаю. Ты постишься, ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, и я никогда не сплю.
Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня. Когда преподобному Макарию исполнилось сорок лет, он получил от Бога дар чудотворения, пророчества и власть над нечистыми духами. В то же время он был посвящен в сан священника и сделан настоятелем аввой иноков, проживающих в скиту. О его пище и питье, т. Хотя это происходило отчасти и по недостатку в тех местах какой-либо изысканной пищи, но главным образом — ради соревнования пребывающих там иноков, которые старались не только подражать в постничестве один другому, но и превзойти друг друга. О других же подвигах Макария, этого небесного человека, среди отцов ходят различные сказания. Рассказывают, что преподобный непрестанно возносился умом в горняя и большую часть своего времени устремлял свой ум к Богу, нежели к предметам мира сего. Часто Макарий посещал и учителя своего Антония Великого и получал от него много наставлений, ведя с ним духовные беседы.
Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония и Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его и, как некое богатейшее наследство, получил посох Антония, которым тот поддерживал в дороге свое немощное тело, удрученное старостью и постническими подвигами. Вместе с сим посохом Антония преподобный Макарий принял сугубо и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой пророк Елисей после Илии пророка 4 Цар. Один нечестивый египтянин распалился нечистою любовью к замужней красивой женщине, но никак не мог склонить ее к измене мужу, ибо она была целомудренна, добродетельна и любила своего мужа. Сильно желая овладеть ею, египтянин этот отправился к одному чародею с просьбою, чтобы он посредством своих волшебных чар устроил так, чтобы женщина эта полюбила его, или же, чтобы муж ее возненавидел ее и прогнал от себя. Чародей, получив от того египтянина богатые подарки, употребил свои обычные волшебства, пытаясь силою волшебных чар соблазнить целомудренную женщину на дурной поступок. Не будучи в состоянии склонить непоколебимую душу женщины к греху, чародей очаровал глаза всех, смотревших на женщину, устроив так, что она казалась всем не женщиною, имеющею человеческий вид, но животным, имевшим вид лошади. Муж той женщины, придя домой, с ужасом увидал вместо своей жены лошадь и сильно удивлялся, что на постели его лежит животное. Он обратился к ней со словами, но не получил никакого ответа, только заметил, что она приходит в ярость.
Зная же, что это должна была быть его жена, он понял, что это сделано по чьей-либо злобе; посему он весьма огорчился и проливал слезы. Потом он призвал в свой дом пресвитеров и показал им свою жену. Но они не могли понять, что пред ними человек, а не животное, так как и их глаза были очарованы, и они видели животное. Прошло уже три дня с того времени, как женщина эта стала всем казаться лошадью. В течение этого времени она не принимала пищи, потому что не могла есть ни сена, как животное, ни хлеба, как человек. Тогда муж ее вспомнил о преподобном Макарии, и решился отвести ее в пустыню к святому. Надев на нее узду, как бы на животное, он пошел к жилищу Макария, ведя за собою жену, имеющую вид лошади. Когда он приближался к кельи преподобного, иноки, стоявшие около кельи, негодовали на него, зачем он желает с лошадью войти в монастырь.
Но он сказал им: — Я пришел сюда для того, чтобы животное это, по молитвам святого Макария, получило милость от Господа. Как же она обратилась в лошадь, я не знаю. Но вот уже три дня прошло с того времени, когда это случилось, и она все это время не вкушает никакой пищи. Выслушав его рассказ, братия тотчас поспешили к преподобному Макарию, чтобы рассказать ему о сем, но ему уже было откровение от Бога, и он молился за женщину. Когда иноки рассказали святому происшедшее и указывали ему на приведенное животное, то преподобный сказал им: — Вы сами подобны животным, так как глаза ваши видят скотский образ. Она же, как создана женщиною, так и остается ею, а не изменила своей человеческой природы, но лишь кажется животным вашим глазам, обольщенным волшебными чарами. Затем преподобный освятил воду и с молитвою вылил ее на приведенную женщину, и тотчас она приняла свой обычный человеческий вид, так что все, смотря на нее, видели женщину, имеющую лицо человека. Повелев дать ей пищи, святой сделал ее совершенно здоровою.
Тогда и муж, и жена, и все, видевшие это предивное чудо, возблагодарили Бога. Макарий дал наставление исцеленной женщине, чтобы она как можно чаще ходила в храм Божий и причащалась Святых Христовых Таин. Сделав наставление мужу и жене, святой отпустил их с миром. Подобным образом исцелил Макарий и одну девицу, которую один волшебник превратил в ослицу, и которую в таком виде привели к святому родители ее. Другую же девицу, всю гнившую от ран и струпьев и кишевшую червями, о сделал совершенно здоровою, помазав ее святым елеем. К преподобному Макарию приходило весьма много разных людей — одни просили его молитв, благословения и отеческого наставления, другие, чтобы исцелиться от своих недугов. По причине такого множества приходившего к нему народа, Макарий имел мало времени, чтобы в уединении предаваться Богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своею кельей глубокую пещеру, длиною около полстадии[7], куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его Богомыслие и молитву.
Преподобный Макарий получил от Бога такую благодатную силу, что мог воскрешать даже мертвых. И вот, один еретик, по имени Иеракит, который учил, что воскресения мертвых не будет, пришел из Египта в пустыню и смущал умы братий, проживавших там. Потом пришел к преподобному Макарию и, в присутствии многочисленных братий, состязался с ним о вере. Будучи сам искусен в слове, он насмехался над простотою речей преподобного. Преподобный Макарий, заметив, что братия начинает колебаться в вере от речей сего еретика, сказал ему: — Какая польза препираться нам словами, более для колебания слушающих наш спор, чем для утверждения в вере? Пойдем на могилы скончавшихся о Господе братий наших, и кому из нас дарует Господь воскресить мертвого, то тогда все убедятся, что вера того правая и свидетельствуется Самим Богом. Братия одобрили эти слова преподобного, и все отправились на кладбище. Там преподобный Макарий сказал Иеракиту, чтобы он вызвал из гроба какого-нибудь усопшего из братии.
Но Иеракит сказал Макарию: — Сначала ты это сделай, потому что ты сам назначил такое испытание. Тогда преподобный Макарий простерся на молитву к Господу и, после продолжительной молитвы, возвел свои глаза горе и воззвал к Господу: — Господи! Ты Сам яви ныне, кто из нас двоих правильнее верует в Тебя , яви же сие, устроив так, чтобы восстал из гроба один из лежащих здесь мертвецов. Помолившись так, преподобный назвал по имени одного недавно погребенного инока, и мертвый тотчас ответил на его голос из гроба. Тогда иноки поспешно раскопал могилу и нашли в ней своего собрата воскресшим. Развязав бывшие на нем повязки, они вывели его живым из могилы. При виде столь дивного чуда, Иеракит пришел в такой ужас, что обратился в бегство. Все иноки гнали его, как прогоняют врагов, и отогнали далеко за пределы той земли.
В другой раз преподобный Макарий также воскресил еще другого умершего, о чем повествует авва Сисой[8]. Наступила в это время пора жатвы хлеба. Семеро из братий нанялись для жатвы. Во время ее одна вдова подбирала за нами колосья и при этом все время плакала. Преподобный Макарий, призвав хозяина нивы, спросил его: — Что это такое произошло с сей женщиной, и почему она непрестанно плачет? Хозяин нивы рассказал преподобному, что муж той женщины, взяв на сохранение у одного человека деньги, внезапно умер, не успев открыть своей жене, куда он положил взятое им. Посему и желает заимодавец тот взять эту женщину с ее детьми в рабство. Тогда Макарий сказал ему: — Скажи женщине, чтобы она пришла к нам на то место, где мы отдыхаем в полдень.
Когда она исполнила слова преподобного и пришла к нему, преподобный Макарий спросил ее: — Отчего ты постоянно плачешь, женщина? Взяв с собою братию, преподобный пошел на указанное место. Подойдя к могиле мужа той вдовы, преподобный сказал ей: — Ступай к себе домой, женщина! Затем, помолившись, Макарий воззвал к мертвецу, спрашивая его, где положил он взятое им золото. Тогда мертвый отвечал из могилы: — Я спрятал его в своем доме в ногах под моею постелью. Братия, увидав такое чудо, от сильного страха упали к ногам преподобного. Старец в назидание братии сказал: — Все это произошло не ради меня, ибо я — ничто, но ради вдовицы сей и детей ее сотворил Бог чудо сие. Знайте же, что Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает.
Затем, преподобный пошел к вдовице и указал ей, где скрыто взятое ее мужем золото. Та взяла спрятанное сокровище и отдала владельцу его, и, таким образом, избавила от рабства как себя, так и детей своих. Услыхав о таком дивном чуде, все прославили Бога. Руфин пресвитер[9] повествует еще и о воскрешении преподобным Макарием третьего мертвеца. Однажды, — рассказывает он, — невинный человек был обвинен в убийстве, случившемся в тех местах, где была келья преподобного. Обвиняемый прибежал к жилищу Макария, куда за ним пришли и те, которые хотели схватить его как убийцу и предать законному суду. Он же божился и клялся, что невиновен в крови убитого, но обвинители старались представить его виновным. Когда и обвинители и обвиняемый в течение продолжительного времени спорили между собою, преподобный Макарий спросил: — Где погребен убитый?
Узнав место погребения, преподобный встал и отправился туда вместе с пришедшими к нему. Помолившись долгое время над могилой коленопреклоненно, преподобный сказал предстоящим обвинителям: — Сам Господь ныне явит, действительно ли этот человек, обвиняемый вами в убийстве, виновен в нем. Воззвав, затем, громким голосом, Макарий назвал убитого по имени. И тот отвечал из могилы на его зов, и преподобный спросил его: — Верою Иисуса Христа, Сына Божиего, повелеваю тебе ответить нам, тем ли человеком убит ты, который приведен сюда. Тотчас мертвец ясным голосом ответил из могилы, что он убит не этим человеком, и его обвиняют в убийстве напрасно. Все пришедшие на могилу, пораженные сим дивным чудом, пали на землю. Припав, затем, к ногам преподобного, они стали усиленно просить его, чтобы он вторично вопросил мертвеца о том, кем он убит. Но преподобный Макарий ответил им: — Не буду спрашивать о сем, ибо достаточно для меня того, что я избавил от гибели невинного человека, виновного же предавать суду не буду.
Палладий в Лавсаике[10] повествует еще о преподобном Макарии следующее. Один раз к преподобному был приведен матерью одержимый бесом юноша. Он был связан и его держали двое сильных мужей. В него вселился бес обжорства: так, он съедал три огромных хлеба и выпивал большой сосуд воды и все это извергал вон, обращая все съеденное и выпитое как бы в какой пар или дым. А пища и питие истреблялись в нем, как бы огнем. Если же мать того юноши не позволяла ему столь много есть и пить, то он употреблял в пищу даже свои испражнения. Она с плачем умоляла преподобного Макария, чтобы он помиловал сына ее и исцелил его от такого ужасного беснования. Преподобный начал усердно молиться за юношу к Господу и, спустя два дня, юноше уже сделалось легче, и он меньше стал просить есть и пить.
Тогда преподобный спросил мать юноши: — Сколько ты желаешь, чтобы съедал твой сын? Но преподобный с укоризною сказал ей: — Зачем ты желаешь столь много, женщина? После семидневного поста и усердной молитвы к Богу, преподобный изгнал из юноши беса — и, по молитвам преподобного, юноша стал насыщаться в день тремя литрами хлеба. Сделав наставление юноше проводить жизнь свою не в праздности, но жить трудом рук своих, преподобный, по благодати Божией, совершенно исцелив его, передал его матери и отпустил обоих с миром. В прологе о преподобном Макарии рассказывается еще следующее.
Архиепископ Макарий был возведен на митрополичий престол 19 марта 1542 года. О его высоком статусе говорит тот факт, что он лично венчал на царство первого русского царя — Иоанна Грозного. В 1547 и 1549 годах митрополит Макарий созвал в Москве два Собора, справедливо называемые историками «Макарьевскими». На Соборе 1547 года решался вопрос о принципе прославления на будущее время, но главным стало торжественное прославление новых русских святых.
В связи с этим была продолжена работа по составлению их житий, начатая владыкой еще в Новгороде. Были написаны новые жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым. Зачастую духовные писатели трудились по благословению самого митрополита Макария. Множество писцов переписывали рукописи. На Соборе 1549 года была продолжена канонизация святых. Эти Соборы — новая страница в истории канонизации русских святых, они вызвали большой духовный подъем в русском обществе и, несомненно, способствовали и развитию русской культуры, книжности, литературы и иконописи. В 1551 году по инициативе митрополита Макария был созван знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви, названный так по разделенным на сто глав его определениям. Собор принял «Судебник», отверг секуляризационные планы правительства, его постановления затрагивали церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление, жизнь высшего и низшего духовенства, монашества, христианскую жизнь мирян. Немало усилий было приложено митрополитом Макарием по организации на Руси книгопечатного дела.
При нем была основана первая типография Печатный двор в Москве.
Он скончался 95-летним старцем, основав три обители, оставив после себя множество учеников. Преподобному Макарию выпало жить в нелёгкое, судьбоносное время. На Руси ещё сохраняется тяжкое монголо-татарское владычество, продолжается литься христианская кровь в междоусобных бранях. Старец был миротворцем в самом высоком, христианском смысле этого слова. В своём сердце он носил благодатный мир, дар Святого Духа. Святость преподобного Макария была очевидна для всех окружающих.
Митрополит Ферапонт поздравил настоятеля, насельников монастыря и всех пришедших в этот день в храм разделить радость престольного торжества. В ответном слове епископ Алексий поблагодарил собратьев-архипастырей за совместное богослужение и также поздравил собравшихся с праздником.
«Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего»
До наших дней из 12 томов сохранилось 9 книг, утрачены тома за декабрь, январь и апрель. 7 августа – день преставления преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, жившего в конце XIV первой половине XV веков, монаха-пустынника. В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. Краткое житие святителя Макария, митрополита Московского и всея РусиРусская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников. 1 февраля православные верующие чтят день памяти Преподобного Макария Великого.
Памяти Святителя Макария
1 февраля православные отмечают День преподобного Макария (Макария Великого). Рассказываем, за что почитают святого и кто может ему молиться. Именно в этот промежуток времени духовным наставником отца Макария становится старец Леонид, который сразу увидел в молодом монахе своего преемника. Особое внимание уделял святитель Макарий составлению житий и установлению памяти местночтимых святых. 7 августа 2023 года, в праздник преставления преподобного Макария, Унженского и Желтоводского чудотворца, в Свято-Троицком Макариево-Унженском монастыре города Мака. новости прихода.
22 июня - день памяти преподобного Макария Писемского
Вскоре против Владыки начались преследования за монархические взгляды и деятельность. Ордер на арест епископа Макария 22 августа 1918 года Владыка все-таки был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои. Святителя в составе группы из 14 человек вывезли в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последний, он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда дошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё и Твори волю пославшего тебя». Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его.
Однако его супруга рано покинула этот мир, а следом не стало и его родителей. Тогда юноша удалился в Фаранскую пустыню, и вскоре о нем пошла слава как о чудотворце. Позже Макарий был учеником в монастыре Антония Великого, потом — удалился в Скитскую пустыню. Ему едва исполнилось 30 лет, а его уже называли «юношей-старцем» за мудрость. Чтобы приходящие за советом не мешали ему молиться, Макарий выкопал глубокую пещеру под своей кельей и там возносил молитвы. После себя он оставил 50 бесед и семь подвижнических слов. Примерно в 360 году он основал монастырь, известный сейчас как монастырь Макария Великого. Сейчас там находятся его мощи.
Иначе произойдет серьезный конфликт. Запрещается обижать и обижать. Если нарушить этот запрет, год будет полон слез. Нельзя вспоминать прошлое. Иначе человек перестанет думать о будущем и делать что-то в настоящем. Считается, что этот день нельзя проводить целиком и полностью дома. Лучше всего выйти на улице или на балкон. Запрещается заниматься стиркой. В противном случае может ухудшиться состояние здоровья. Народные приметы на 1 марта 2023 года Гром в начале марта — к похолоданию.
Икона была помещена в храме подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. И вот, вся редакция решила почтить память Святителя, положившего начало книгопечатанию на Руси, покровительствующего православному книжному делу и просвещению. В день памяти Святителя, 12 января 1998 года, на Троицкое подворье собрались не только сотрудники редакции, но и постоянные авторы журнала, добровольные помощники и просто читатели, в числе которых было и несколько иереев, принявших участие в Богослужении. Нужно отметить, что за несколько дней до службы одной из сотрудниц редакции позвонила ее православная знакомая, которая была также приглашена на службу. Услышав, что святитель Макарий является покровителем книжного дела в России, она поинтересовалась, помогает ли Святитель при компьютерном наборе? И как в воду глядела! По окончании службы все разъехались по домам. А через некоторое время сотрудник, ремонтировавший компьютер, начал обзванивать по телефону всех своих коллег с невероятной новостью. Решив в последний раз запустить стертый жесткий диск из перегоревшего компьютера, он обнаружил, что диск вдруг заработал, с которого он быстро скопировал всю информацию. После этого диск отказал окончательно, и осмотр показал, что он нуждается в очень серьезном ремонте.
Макарьев день 1 февраля. Забываем о работе и пьем травяной чай
В 1523 году, как игумен, он служил в можайском Лужецком Богородицком монастыре, а через три года Макария выбрали архиепископом Новгородским и Псковским. При его участии активно реставрировались старинные храмы и иконы. Митрополитом его избрали в 1542 году. Иван Грозный при нем стал царем и прислушивался к советам Макария, который был инициатором проведения двух Московских Соборов, где канонизированы русские святые. Также он принимал участие в знаменитом Стоглавом соборе РПЦ, где не дал секуляризировать монастырские земли, как того хотел протопоп Сильвестр. Митрополит Макарий был инициатором открытия первой московской типографии, на которой стали печатать священные и богослужебные книги. В конце 1563 года состоялась встреча Ивана Грозного и Макария, от которого царь узнал намерение об уходе с митрополичьей кафедры и поселении в Пафнутиевом монастыре.
И только благодаря личному обращению святителя Макария к епископу Тобольскому Агафангелу Преображенскому , который два года был инспектором Томской духовной семинарии, а в 1893 году стал временным заседающим Синода, началось строительство здания для семинаристов. С большой любовью глава Томской митрополии говорил о служении святителя Макария Невского на Томской земле: — Святитель Макарий с этого самого амвона, с этой кафедры проповеди произносил, служил в других старинных храмах города Томска, он ходил по этим улицам, он здесь благословлял народ Божий, он болезновал сердцем и душою за свою томскую паству и отдал он Томской земле пятьдесят с лишним лет своей жизни — это большая часть жизни. В продолжение проповеди иерарх напомнил богомольцам основные вехи жития святителя Макария, подчеркнув, что он не порывал своих духовных связей с Томском даже тогда, когда был назначен на Московскую кафедру в 1912 году.
Также архипастырь напомнил собравшимся о последнем богослужении, которое святитель Макарий совершил в Томске, заметив, что эта Божественная литургия очень значима для всех томичей, поскольку в ее завершении святитель заключил с местными жителями духовный договор: — Он заручился от томичей гарантией, что они не забудут его в молитвах, обещая взамен не забывать в молитвах ни града Томска, ни своей томской паствы. И тогда томичи это обещали владыке Макарию. Продолжая тему, Его Высокопреосвященство отметил, что святитель Макарий и при своей земной жизни оставался верен своему обещанию и всегда из Москвы проявлял заботу о Томске, об Алтайской духовной миссии, «всячески поддерживая те благочестивые начинания, которые здесь имели место быть».
И после своей блаженной кончины святитель Макарий в молитвах своих никогда Томска не оставлял, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса, которые совершались и совершаются на Томской земле по молитвам святителя Макария. Но святитель Макарий своими сильными и мощными ходатайствами за нас возносит их к Престолу Вседержителя, и его святыми молитвами мы обретаем благословение, помощь и поддержку, — отметил иерарх. В своей проповеди митрополит Ростислав назвал святителя Макария дорогим и любимым святым архипастырем: — В день памяти святителя и чудотворца Макария желаю всем нам молитвенного его предстательства пред Престолом Божиим, чтобы всегда укреплял он нас духовно.
А чтобы мы, верующие православные христиане Томской земли, всегда радовали нашего дорогого, любимого святого архипастыря, умножая его и без того великую радость пребывания пред Престолом Господним в Царствии Небесном, — напутствовал богомольцев архиерей. В завершение проповеди митрополит Ростислав поздравил с 60-летним юбилеем протоиерея Николая Абрамова, руководителя Отдела по Церковной благотворительности и социальному служению Томской епархии, настоятеля храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба села Корнилово и храма святителя Луки Войно-Ясенецкого при «Доме сестринского ухода».
Завершающим этапом праздника стала конференция в монастыре, посвящённая преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, а также 200-летию Макарьевского храма в селе Унже.
С приветственным словом о преподобном Макарии к участникам конференции обратился епископ Галичский и Макарьевский Алексий. Первый доклад А. Зудова был посвящён истории Макарьевского храма села Унжи, уходящей в далекие времена.
Прошлое храма неразрывно связанно с людьми и событиями, жившими и происходившими в Унже, гораздо более 200 лет с момента строительства последнего здания. Особенно нужно отметить, что это место имеет прямую связь с последними годами жизни и преставлением преподобного Макария. Мало какой храм, посвящённый тому или иному святому, имеет такие факты в своей истории.
Подробнее об этом читайте здесь. Это две описи монастыря 1702 и 1762 года, где проводится описание имущества, строений, храмов, иконостасов, а также вотчин, вплоть до переписи крепостных крестьян. О новых открытиях в иконографии преподобного Макария Желтоводского и Унженского рассказала Людмила Петровна Тарасенко.
После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней. Он ушел к Господу спокойно после ежечасных молитв, которые он возносил про себя Богу. Перед выносом тела из покоев, монахи открыли лицо старца. Оно было настолько умиротворенным, что все окружающие почувствовали какую-то благостную гармонию. Возникало ощущение, что владыка уснул и видит хороший сон.