период, в течение помещик может подать на крестьянина в суд, требуя его возврата. В 1607 году Василий Шуйский по Соборному уложению официально ввел урочные лета. Все началось с Юрьева дня в первом Судебнике, затем заповедные лета, урочные годы. Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. Проблема «урочных лет» в Русском государстве в конце XVI-начале XVII века.
Почему устанавливался сначала именно 5-летний сыск беглых крестьян
Иски помещиков Деревской пятины и записи монахов Иосифо-Волоколамского монастыря очень невнятно рассказали о «заповедных летах». Значительно больше сведений о новых нормах можно почерпнуть из жалованной грамоты городу Торопцу, составленной Поместным приказом дьяка Андрея Щелкалова в 1590 году. Городские власти получили в то время разрешение вернуть на посад своих тяглецов людей, плативших государеву подать — тягло , которые ушли на земли помещиков и монастырей «в заповедные лета». Торопецкая грамота вносит новую поправку в теорию «заповедных лет».
Основной «заповедной» нормой считали формальное упразднение Юрьева дня. Однако торо-пецкий документ говорит не о крестьянах, а о посадских людях, никакого отношения к Юрьеву дню не имевших. Казна издавна получала львиную долю денежных доходов с городских налогоплательщиков.
В период «великого разорения» горожане искали спасения в деревне. Города опустели. В рамках «заповедных лет» власти добивались возвращения посадских людей в их старые городские дворы в целях возрождения платежеспособной посадской общины.
Введение «заповедных лет» в Торопце означало временное прикрепление разбежавшихся из города налогоплательщиков к тяглой посадской общине. Меры по возрождению городского тягла получили наименование «посадского строения». О них подробнее мы будем говорить ниже.
Правительство ратовало за возвращение налогоплательщиков как в городах, так и в деревне. Чтобы вернуть себе тяглых крестьян, деревские помещики в своих исковых заявлениях старались доказать, что «спорные» крестьяне ушли от них «с тяглые пашни», чем нанесли ущерб казенным податям. Другой пример: администрация «черных» государственных волостей на Двине пожаловалась на разброд волостных крестьян, и Андрей Щелкалов в 1585 году велел сыскать этих крестьян в вотчинах соседнего монастыря и вернуть их в волость «на государеву землю на тяглое место».
Последняя грамота, упоминавшая о «заповедных летах», была адресована Никольскому монастырю на Двине и имела дату— 1592 год. В то время Никольские монахи обратились в Москву с просьбой помочь им вернуть на старые тяглые наделы двух крестьян. Один крестьянин покинул монастырскую вотчину, другой остался в ее пределах, но забросил свой надел и ушел в зятья к соседу.
Чтобы подкрепить просьбу, монахи тщательно подсчитали, какой убыток казне причинили вышедшие крестьяне. Дьяк Щелкалов не только удовлетворил иск Никольских монахов, но и включил в текст судного решения особую статью, адресованную «черным» волостям, со всех сторон окружавшим владения Никольского монастыря. Волостям воспрещалось вывозить крестьян из Никольской вотчины «в заповедные лета впредь до нашего государева указу».
Двинская грамота 1592 года отразила новый этап в становлении «заповедного» режима. Судя по торопецкой грамоте, правительство считало «заповедными» годы, предшествовавшие 1590 году. На основании двинской грамоты 1592 года можно заключить, что творцы нового режима намеревались распространить действие «заповеди» на все обозримое будущее, хотя при этом они и не отказались от взгляда на нее как на меру временную, которую рано или поздно упразднит особый государев указ.
Достоверные источники приказного происхождения 1590—1592 годов позволяют обнаружить наиболее характерные черты «заповедного» режима, находившегося в то время в процессе формирования: «заповедь» имела в виду налогоплательщиков города и деревни; механизм «заповедного» режима приводила в движение инициатива отдельных землевладельцев и феодальных городов; «заповедные лета» функционировали как система временных мер. Можно отметить и еще одну характерную особенность. В большинстве правительственных распоряжений о возвращении тяглых горожан и крестьян на старое место жительства нет термина «заповедные лета».
Неизвестно, добились ли удовлетворения своих исков Непей-цын и двое других деревских помещиков. А вот их сосед по поместью Д. Языков выиграл аналогичную тяжбу из-за крестьян год спустя.
Оригинал судного дела Языкова сохранился полностью, включая помещичий иск и решение приказного судьи о возвращении крестьян. Однако ни один из этих документов не содержит указания на «заповедные лета». Источники рисуют картину достаточно неожиданную.
В правление Годунова крепостной режим стал впервые приобретать четкие контуры. Но и тогда приказные дельцы неохотно пользовались понятием «заповедные лета» и при решении дел часто обходились без всякой ссылки на «заповедь». Не свидетельствует ли это о том, что «заповедь» не превратилась еще в формулу закона?
Если так, то отсюда следует, что механизм «заповедных лет» возник не из законодательного акта, а из практических распоряжений властей. Финансы стали одной из главных пружин этого механизма. К концу царствования Грозного податные поступления в казну резко сократились, финансовая система пришла в полный упадок.
При Федоре власти проводили в отношении податных сословий такую политику, которая определялась в первую очередь необходимостью укрепления финансовой системы. Таким образом, возврат крестьян и посадских людей на тяглые участки был связан поначалу не с законодательной отменой Юрьева дня, а с упорядочением налоговой системы и временным прикреплением налогоплательщиков к государеву тяглу. Временные меры, преследовавшие узкофинансовые цели, очевидно, не нуждались в развернутом законодательстве.
Поначалу едва ли кто-нибудь предвидел, к каким последствиям приведет новая налоговая политика. Система мер по упорядочению налоговой системы не привела к полному прекращению крестьянских выходов. Правительство использовало это, когда того требовали интересы государственной службы.
В 1592 году Андрей Щелкалов направил в южные уезды указ о наборе жителей на казачью службу во вновь построенные пограничные крепости. Набору подлежали крестьянские дети и захребетники, не платившие государеву подать. В казаки шли и отдельные тяглые крестьяне, сумевшие приискать и посадить на свой тяглый участок замену.
Самый факт их выхода подтверждал сугубо финансовый характер наметившегося прикрепления. Документы относительно казачьего набора проясняют обстоятельства, при которых произошло рождение нового режима. Крестьянские челобитные рисуют картину подлинного разбоя феодальных землевладельцев.
Чтобы помешать крестьянам выйти на государеву службу, помещики били и мучили их, сажали на цепь и в «железа на смерть», ппятали в своих усадьбах крестьянских жен и детей, забирали с крестьянских дворов «животину и рухлядь». Ушедших крестьян феодалы пытались вернуть по суду. Правда, в своих челобитных они не могли сослаться на закон, воспрещавший выход.
Но они настойчиво подчеркивали угрозу опустошения государева тягла. Записавшиеся на службу крестьяне со своей стороны доказывали, что они оставили замену на покинутых наделах, и, таким образом, их выход не причинил ущерба казне. Южные помещики буквально завалили Поместный приказ исками о возвращении их крестьян из казаков.
В итоге Щелкалов послал воеводам новую инструкцию, строжайше воспрещавшую брать в казаки каких бы то ни было крестьян «с пашни» даже при условии замены. Как видно, дворяне быстро усвоили все выгоды, вытекавшие из новой финансовой политики правительства, и постарались дать им свое истолкование. Помещики южных уездов фактически обращались со своими крестьянами, как с крепостными.
Система закрепощения крестьян в рамках «заповедных лет» оказалась недостаточно гибкой. Из года в год число «заповедных лет» неуклонно росло.
В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных солдат. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году. Отказные книги — документы юридические акты об «отказе» пожаловании; передаче в пользование земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века. Памятник феодального права России XV века. Инвентарные правила определяли характер работы мужчин и женщин, причём во внимание принимался и возраст крестьянина.
Работа на барина в православные праздники строго запрещалась, как и отменялись различные натуральные поборы в его пользу. Ограничивался помещичий произвол по отношению к крестьянским бракам, баре лишались права ссылать крестьян в Сибирь или сдавать их в рекруты. Повинности крестьян были распределены по месяцам целого года, было запрещено переносить их отбывание из зимних месяцев на... Составлялись московскими писцами и подьячими. Подробнее: Писцовая книга Земские доски чеш. Кроме того, земские доски выполняли функции регистров вещных и обязательственных прав дворянских сословий. Первоначально составлялись пробстом Вышеградского капитула, выполнявшим... Ряд др.
Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением вечем и местной знатью и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование. Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России. Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования.
Новосельского и Г. Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся. Однако, В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна.
О проекте Редакция Политика конфиденциальности Реклама Контакты Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии активной ссылки на наш сайт. При копировании материалов для интернет-изданий — обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов.
Введение урочных лет
Урочные лета, в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Концепция «урочных лет», якобы применявшихся для сыска беглых крестьян в России конца XVI в., не обладает всеми признаками доказательности. * ГИПОТЕЗА Урочные лета это срок, на который вольная крестьянская община, впавшая в долги, прикреплялась к заимодавцу. Урочные лета Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
История России в контексте всемирной истории
- Введение урочных лет
- а что было до 1497 года, ув. википедия?
- Почему ввели урочные лета?
- Урочные лета определение егэ
Заповедные и Урочные лета | ЕГЭ История | Эля Смит | 2020
Корецкий впервые обнаружил не косвенные как в документах о «заповедных летах» , а прямые указания на тот самый закон, который тщетно разыскивался в течение 200 лет. В правление царя Федора Ивановича монахи одного из новгородских монастырей обратились к нему с такими словами: «Ныне по твоему царскому указу крестьянам и бобылем выходу нет». Итак, если искомый крепостной закон исходил от Федора, за которого фактически правил Годунов, как быть с гипотезой о «заповедном» указе Ивана IV? Пересмотр теории «заповедных лет» казался неизбежным. Но он не был осуществлен из-за новых архивных открытий. Найденная В. Корецким летописная заметка XVII века не упоминала о «заповедных летах», однако из нее следовало, что Юрьев день был уничтожен не царем Федором, а его отцом, «благочестивым государем» Иваном Васильевичем. Пока подлинный текст царского указа не разыскан, любые суждения о нем останутся не более чем гипотезами.
Научное же значение каждой гипотезы будет зависеть от того, насколько она согласуется со всеми имеющимися фактами и источниками. Случается так, что источники находятся в очевидном противоречии между собой. Тогда историк ищет пути к наилучшему их истолкованию и объяснению. Его труд начинает напоминать кропотливый труд следователя. И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям. Легко сбиться с пути при излишней доверчивости. И тот и другой не должны быть излишне скептичными.
Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права. Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет. Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников. Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последних лет царствования Ивана совсем необъяснимо. Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова.
Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода, в так называемой Деревской пятине. Через пять лет после смерти Грозного трое помещиков обратились в суд с требованием вернуть беглых крестьян. Большая часть крестьян ушла от них при царе Федоре, несколько человек — еще в последние три года правления Ивана IV. Эти годы как и последующие названы в помещичьих исках «заповедными». Что скрывалось за помещичьими претензиями, помимо алчности? На какие законы они ориентировались?
В источнике нет материала для решения этих вопросов. Время пощадило лишь отдельные, наименее важные фрагменты из деревских судных дел о крестьянах. Пропали и дворянские челобитные, и решения приказных судей. Остались одни «обыски» — письменные показания населения, затребованные судом для проверки исков. Добились ли деревские помещики возврата крестьян? Какими нормами руководствовался суд в решении их дел? Об этом можно лишь догадываться.
Прежде чем принимать претензии трех помещиков за доказательство чего бы то ни было, их следовало подвергнуть всесторонней проверке. Поиски необходимого для проверки материала оказались длительными, но в конце концов, они увенчались успехом. Архивы сохранили описания деревских поместий, составленные в те самые годы, которые позже были названы «заповедными». Авторитетность этих описаний не подлежит сомнению. Писцовые книги XVI века принадлежали к разряду основной юридической документации, подтверждавшей права помещиков на землю и крестьян. Владельцем одного из трех поместий Деревской пятины был сын боярский Иван Непейцын. В 1588 году он хлопотал о возвращении ему двух крестьян, братьев Гав-риловых, сбежавших от него, по его словам, в «заповедные» — 1581 — 1582 годы, когда сам он находился «на государеве службе в Лялицах».
Бой со шведами у деревни Лялицы произошел в феврале 1582 года. Очевидно, именно в это время Гавриловы и покинули помещичью деревню Крутцы. Через несколько месяцев в поместье прибыли государевы «большие» писцы. Они описали барскую усадьбу и пустые крестьянские дворы, но ни словом не обмолвились о беглых Гавриловых. Кажется, они сами не подозревали о том, что проводят описание в «заповедном» году. Предположительно царь Иван издал закон против выходов незадолго до того, как писцы приступили к делу. Явившись в поместье Непейцына, писцы обязаны были записать имена по крайней мере тех крестьян, которые покинули помещика буквально у них под носом, грубо нарушив только что изданный государев указ.
Если писцы не сделали этого, значит, у них не было инструкций насчет «заповедных лет» в деревских поместьях. Из двух противоречивых показаний предпочтение следует отдать более раннему и более авторитетному показанию — писцовым книгам. Запоздалые «речи» Непейцына, очевидно, отразили реальность более позднего времени. Использовать их для характеристики времени Ивана IV было бы опрометчиво. Определяя географию «заповедных лет» при Грозном, С. Веселовский указывал на Деревскую пятину и вотчины Иосифо-Волоколамского монастыря как сферу действия ранней «заповеди». Свидетельства об иоснфо-волоколамских крестьянах бесспорно заслуживают внимания.
Историки извлекли их из подлинных приходо-расходных книг монастыря за 70—80-е годы XVI века. Самые ранние книги пестрят записями о выходах монастырских крестьян. На период с 7 апреля 1579 года по 29 марта 1580 года расходные книги зафиксировали 96 крестьянских переходов, на период с 1 мая 1581 года по 18 мая 1582 года — всего один. Итак, к весне 1580 года число «выходных» записей достигло максимума, а с весны 1581 года такие записи за единичным исключением навсегда исчезли со страниц монастырских расходных книг. На основании этого факта можно заключить, что нормы выхода крестьян в Юрьев день перестали действовать в пределах волоколамских вотчин по крайней мере с мая 1580 года, то есть с того времени, когда гипотетический указ о «заповедных» годах не был и не мог быть издан. Можно ли приобщить эту новую улику к делу о «заповедных летах»?
Владимирский-Буданов впервые использовал термин «урочные лета» для обозначения сыскных ограничений, введённых в 1597 году. Окончательно установил такое использование термина Б. Греков в книге «Крестьяне на Руси». Несмотря на возражения А.
Соборное уложение не установило бессрочный сыск и возвращение беглых. Это позволяет сказать, что в конце XVI в. По указу 24 нояб. По Уложению 1607 был введен 15-летний срок сыска. При пр-ве царя Михаила Федоровича снова действовал сравнительно короткий 5-летний срок, выгодный не только крупным землевладельцами но и рядовым служилым людям юж. Согласно нормам законодательства об У. Старый владелец не терял права на возврат своего крепостного и по истечении У. Для беглого крестьянина проживание за новым владельцем в течение У. Указами пр-ва это правило иногда нарушалось напр. В 1-й пол. По Соборному уложению 1649 У. Во 2-й пол.
В 1607 году Василий Шуйский продлил срок сыска до 15 лет, но фактически остались прежние 5-5,5. Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович вернул 5-летний срок сыска крепостных. В 1639 году он поднял его до девяти лет, а в 1642 году до 10 и в отдельных случаях до 15. Все сроки давности отменил новый свод законов — Соборное Уложение 1649 года. В царстве Русском окончательно утвердилось крепостное право и срок сыска крепостных стал неограниченным, но они все равно продолжали убегать, особенно, во время восстания Степана Разина 1670 года. Крепостной крестьянин. Что мы узнали?
Кто отменил Юрьев день
16 октября 2019 Эля Смит ответила: В 1597 г. Были введены урочные лета сроком в 5 лет. Урочные лета, на Руси — в исторической литературе, срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян. Лжедмитрий 1 издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5,5 годам. Юрьев день заповедные лета урочные лета. Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет.
Почему устанавливался сначала именно 5-летний сыск беглых крестьян
В 1630-х годах «урочные лета» снова увеличивают до девятилетнего срока, а в 1640-х годах срок сыска для беглых крестьян составлял десять лет для беглых крестьян, а также пятнадцатилетний срок сыска для крестьян, которых увезли насильно другие землевладельцы. УРОЧНЫЕ ЛЕТА, в России 16-17 веков - срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян (см. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО). Термин закрепился к 1642 году, когда указ об установлении десятилетней давности сыска уже исключительно пользуется словосочетанием «урочные лета». Урочные лета на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных. урочные лета это срок розыска беглых крестьян. - урочные лета заповедные годы когда появляются эти понятия и что означают. Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена урочных лет, давности для исков о беглых крестьянах.
Урочные лета дата - фото сборник
Отмена урочных лет. Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) | Принятие указа «урочные лета» узаконивало развитие отношений между крестьянами и помещиками. |
Ответы : объясните значение терминов:заповедные лета,урочные лета | В 1630-х годах «урочные лета» снова увеличивают до девятилетнего срока, а в 1640-х годах срок сыска для беглых крестьян составлял десять лет для беглых крестьян, а также пятнадцатилетний срок сыска для крестьян, которых увезли насильно другие землевладельцы. |
Значение УРОЧНЫЕ ЛЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ | Проблема «урочных лет» в Русском государстве в конце XVI-начале XVII века. |
Указ об Урочных летах 1597 года
Указ об урочных летах 1597 года установил. Введение заповедных лет Дата. Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. Урочные лета были введены в 1590-х годах после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. Урочные лета: причины введения, годы существования, какой срок сыска закреплялся, влияние на окончательно закрепощение крестьян.
Значение УРОЧНЫЕ ЛЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ
На страну опустилась мгла крепостничества. Как и при каких обстоятельствах сформировался крепостнический режим в конце XVI века? Для русской истории этот вопрос имеет первостепенное значение. Феодальные архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой. Ученые ищут решения проблемы закрепощения уже более 200 лет. В ходе дискуссии были выдвинуты две основные- концепции. Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая — в теории «безуказного» закрепощения.
Известный русский историк В. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 года. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был затерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать. Слабость «указной» теории заключалась в том, что она опиралась не на строго проверенные факты, а на догадки. Отметив это обстоятельство, В. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни, задолженность крестьян положили конец крестьянским переходам.
Талант Ключевского доставил его концепции общее признание. Но это признание было поколеблено, когда в архивах обнаружились документы о «заповедных летах». Известный французский источниковед Ш. Ланглуа заметил, что историкам по необходимости приходится пользоваться такими материалами, от которых с презрением отвернулся бы любой исследователь в области точных наук. Скудные источники, повествующие о «заповедных летах», служат, пожалуй, лучшей иллюстрацией этого замечания. Под «заповедью» в Древней Руси подразумевали всякого рода запреты. Власти воспрещали торговать заповедным товаром, охотиться в заповедном лесу.
Несколько найденных в архиве помещичьих грамот свидетельствовали о том, что в «заповедные лета» власти возвращали помещикам ушедших от них крестьян. Проанализировав эти грамоты, историки высказали предположение, что, возможно, именно указ о «заповеди» аннулировал Юрьев день. Такая догадка неизбежно привела к пересмотру всех возникших ранее концепций. Новая теория закрепощения обрела стройность и законченность формы в исследованиях академика Б. Грекова, обобщившего историю крестьянства в книге «Крестьяне на Руси». Вместе с академиком С. Веселовским Б.
Греков всесторонне аргументировал мнение о том, что Иван IV воспретил крестьянские переходы в 1581 году за три года до своей смерти. Веселовский считал, что при жизни Грозного его указ действовал лишь в отдельных небольших районах. По мнению Б. Грекова, вся страна разом оказалась под пятой крепостного режима. Его взгляд стал преобладающим в науке. Последующие годы принесли новые архивные находки. Советский ученый В.
Корецкий впервые обнаружил не косвенные как в документах о «заповедных летах» , а прямые указания на тот самый закон, который тщетно разыскивался в течение 200 лет. В правление царя Федора Ивановича монахи одного из новгородских монастырей обратились к нему с такими словами: «Ныне по твоему царскому указу крестьянам и бобылем выходу нет». Итак, если искомый крепостной закон исходил от Федора, за которого фактически правил Годунов, как быть с гипотезой о «заповедном» указе Ивана IV? Пересмотр теории «заповедных лет» казался неизбежным. Но он не был осуществлен из-за новых архивных открытий. Найденная В. Корецким летописная заметка XVII века не упоминала о «заповедных летах», однако из нее следовало, что Юрьев день был уничтожен не царем Федором, а его отцом, «благочестивым государем» Иваном Васильевичем.
Пока подлинный текст царского указа не разыскан, любые суждения о нем останутся не более чем гипотезами. Научное же значение каждой гипотезы будет зависеть от того, насколько она согласуется со всеми имеющимися фактами и источниками. Случается так, что источники находятся в очевидном противоречии между собой. Тогда историк ищет пути к наилучшему их истолкованию и объяснению. Его труд начинает напоминать кропотливый труд следователя. И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям. Легко сбиться с пути при излишней доверчивости.
И тот и другой не должны быть излишне скептичными. Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права. Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет. Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников. Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последних лет царствования Ивана совсем необъяснимо.
Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова. Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода, в так называемой Деревской пятине. Через пять лет после смерти Грозного трое помещиков обратились в суд с требованием вернуть беглых крестьян. Большая часть крестьян ушла от них при царе Федоре, несколько человек — еще в последние три года правления Ивана IV. Эти годы как и последующие названы в помещичьих исках «заповедными».
Третья причина. Страна была опустошена войнами, которые вел Иван Грозный, а огромная масса работоспособных крестьян двинулась в южные волости, где процветало казачество. Они селились среди казаков, обзаводились своим хозяйством, частенько меняли имена, и вернуть обратно законному хозяину их было довольно сложно. Многие российские историки считали, что автором этого документа, который был уже готов в 1592 году, является Борис Годунов.
Суть этого Указа сводилась к тому, что отныне запрещался крестьянский выход. Писцовые книги, которые образовывались в результате переписи, считались юридически оформленным актом принадлежности крестьян землевладельцу. И с этого момента в течение пяти лет беглых крестьян можно было по закону вернуть к хозяину. Особенно это было распространено в южных регионах.
Новосельского и Г. Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся.
Однако В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года. По его мнению, в начале XVII века крепостная система в России ещё не устоялась; периоды запрещения выхода крестьян перемежались годами, в которые разрешались переходы крестьян.
Фото: public domain В 1590 году царь Федор Иоаннович издал указ, который запрещал переходы крестьян от одного хозяина к другому. Отмечавшийся 26 ноября по старому стилю Юрьев день в память святого Георгия завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом, за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет. С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, который ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года.
Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него.
1597 год: Введение "урочных лет" и Пятилетний Срок Сыска Беглых Крестьян
Согласно Указу крестьяне, бежавшие от своих хозяев «до нынешнего... На бежавших шесть лет назад и ранее Указ не распространялся. Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошёл несколько этапов. Судебник 1497 г. Фиксация законом определённого краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить права крестьян, а с другой, о неспособности пока закрепить крестьян за личностью определённого феодала. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г.
Эта сумма была весьма солидна — один рубль серебром. Середина этого отпускного срока приходилась на церковный праздник Св. Поэтому исходный день крестьян называли Юрьев день.
Не смотря на большую сумму, явление откупа приняло массовый характер, что никак не устраивало бояр. Им никак не нравилось, что количество работных крестьян стало стремительно уменьшаться. Вторая причина появления этого Указа, что многие вотчины буквально обезлюдили. Те крепостные крестьяне, кто был не в состоянии собрать и выплатить нужную сумму, просто-напросто отправлялись в бега. Образовался какой-то массовый исход крепостного крестьянства, значительно увеличилось количество беглых и срочно требовалось принять серьезные меры.
Русская деревня в 16 веке Указ об урочных летах Указ об урочных летах 1597 года — единственный полностью сохранившийся законодательный документ по крестьянскому вопросу 1580-1590-х годов. Указ датируется 24 ноября 7106 годом. Допетровская Русь вела летоисчисление от сотворения мира. В пересчете на христианское летоисчисление — это 1597 год. Документ подписан во время царствования Федора Иоанновича, но безраздельным правителем при нем был его шурин Борис Годунов. Поэтому многие историки сходятся во мнении, что инициатива принятия данного указа принадлежит именно Годунову, который выражал интересы правящей боярской верхушки. Суть указа и основные положения Документ достаточно лаконичен и не содержит подробных разъяснений. Он написан от имени «царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси» и включает 3 основных положения. Необходимо разыскивать крестьян, которые совершили побег в течение последних 5 лет и возвращать их на место. Тех крестьян, которые убежали 6, 7 и более лет назад — оставить на месте теперешнего проживания.
Урочные лета — срок, в течение которого владельцы крепостных крестьян могли обратиться с иском о возвращении им их имущества, то есть этих самых крестьян. Введение урочных лет давало владельцам крепостных право, узнав о местонахождении беглого крестьянина, подать исковую челобитную о возврате беглеца. Крестьянин подлежал возвращению и по истечении установленного срока — главное было подать в данный срок челобитную. Впервые урочные лета урочные года были введены царским указом в 1597 году, во времена царствования Фёдора I Иоанновича Блаженного , сына Ивана Грозного. Фактически страной на тот момент управлял его шурин Борис Годунов. Тогда срок давности, до истечении которого владельцы крепостных могли обратиться за их сыском, был определён в пять лет.
УРОЧНЫЕ ЛЕТА
5 введение урочных лет | Разные сроки урочных лет В течение пяти лет в 1607 году этот срок был увеличен до 15 помещики могли потребовать у других хозяев перешедших к ним крестьян или вернуть обратно сбежавших на свободу работников. |
«Ю́рьев день» — происхождение и значение понятия | Урочные лета, в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. |
История24: Урочные лета | Урочные лета были введены в 1590-х годах после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. |
Урочные лета. Что это?
Важнейшие даты. * ГИПОТЕЗА Урочные лета это срок, на который вольная крестьянская община, впавшая в долги, прикреплялась к заимодавцу. Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. * ГИПОТЕЗА Урочные лета это срок, на который вольная крестьянская община, впавшая в долги, прикреплялась к заимодавцу.
2 июня 1648 - Соляной бунт произошел в Москве
Распоряжение о возвращении распространялось только на тех, кто бежал не позднее пятилетнего срока. Указ приводился в исполнение в течение нескольких этапов. Составители ориентировались на прошлые подобные указы 1497 и 1581 годов. Были определены так называемые «урочные лета» По истечении 5-ти летнего срока бежавшие работники закреплялись за новым владельцем.
Публикации: ААЭ. Челобитные дворян и детей боярских всех городов в первой половине XVII века. Указ находится в составе наказа переписчикам города Тотьмы от февраля 1646 г. Сохранился также в наказах писцам Московского и Каргопольского уездов. Указ подтверждает предписание статейного списка 23 июля 1641 г.
Первым заповедным годом стал 1581, это было вызвано разорением страны во время Ливонской войны. Федор Иоаннович. Урочные лета в первой половине XVII века Самозванец Лжедмитрий I в свое короткое правление 1605-1606 годов продлил урочные лета на полгода, следовательно, срок достиг 5,5 лет. В 1607 году Василий Шуйский продлил срок сыска до 15 лет, но фактически остались прежние 5-5,5. Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович вернул 5-летний срок сыска крепостных.
Введение урочных лет 1597 г. Введение урочных лет История введения урочных лет этапы закрепощения крестьянства Двадцать четвёртого ноября четвёртое декабря по нынешнему календарю 1597 года выходит Указ царя русского Фёдора Иоанновича под названием «Об урочных летах», согласно которому устанавливается пятилетний срок сыска, а также возвращения беглых крестьян владельцам. Данный Указ гласил, что сбежавшие от своих хозяев крестьяне «до нынешнего... При этом, на сбежавших шесть лет тому и ранее этот Указ не распространялся. Процесс крестьянского закрепощения в России являлся довольно длительным и проходил в несколько отдельных этапов.
Заповедные и Урочные лета | ЕГЭ История | Эля Смит | 2020
В каком году урочные лета стали бессрочными | Концепция «урочных лет», якобы применявшихся для сыска беглых крестьян в России конца XVI в., не обладает всеми признаками доказательности. |
Вышел указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах» | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Были определены так называемые «урочные лета» По истечении 5-ти летнего срока бежавшие работники закреплялись за новым владельцем. |
Урочные лета определение егэ | Лжедмитрий 1 издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5,5 годам. |
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Урочные лета — Энциклопедия
- 1597 год — Указ об «урочных летах». Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Урочные лета: как закрепощали крестьян
- Опричнина: причины, сущность, этапы, последствия
- Чем «урочные лета» отличаются от «заповедных лет»?