Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). Святки были молодёжным праздником, поскольку вскоре после Рождества крестьяне возвращались к работе, а вот юноши и девушки в полной мере наслаждались беззаботной юностью. Образ жизни - 9 января 2010 - Новости Санкт-Петербурга -
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи т. Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
Кроме того, в эти 11 дней нельзя вступать в брак, поскольку это мешает духовной радости.
Также нельзя пить много алкоголя, переедать и браниться — то есть лучше воздержаться от обильных празднований в это время. Также, поскольку это время радости, нельзя на Святки грустить и жаловаться на судьбу. Женщинам стоит воздержаться от рукоделия, иначе в течение года придётся столкнуться с большим количеством забот. По той же причине лучше отказаться от тяжёлой работы в эти дни. Нельзя, по христианской традиции, и отказывать в помощи нуждающимся. Есть и другие, народные традиции, с православными обычаями не связанные.
Так, например, в дни Святок запрещается пересчитывать деньги, особенно мелочь, иначе это привлечёт в жизнь нищету. Вообще в Святки лучше финансами или новыми делами не заниматься, поскольку разгул нечистой силы сведёт на нет все усилия. Приметы на Святки В народной памяти сохранилось большое количество связанных со Святками примет, благодаря которым, как считается, можно узнать или изменить будущее. Так, по примете, если на Святки потерять вещь, это сулит убытки в будущем году. А вот найти вещь, особенно какое-то ювелирное изделие, — к денежному изобилию. На Святки следует воздержаться от охоты — наши предки верили, что в это время леший может завести незадачливого охотника в непроходимую глушь.
Считалось, что кто охотится на Святки, домой не вернётся. Чтобы год прошёл хорошо и в достатке, на Святки нужно надевать только лучшие вещи, а чтобы в семье царили мир и любовь, нужно говорить друг другу только ласковые слова. Также не рекомендовалось выметать сор из избы — сделать это можно только в самом конце праздников, и то его нужно собрать, вынести во двор и сжечь. Так, по поверью, можно избавиться от горестей и тревог. Фото: unsplash. Причина — всё в том же разгуле нечистой силы.
Есть и много примет, связанных с погодой. Так, если на небе видно много звёзд, или в дни Святок часто идёт снег, или на деревьях выпадает много инея — это говорит о том, что год будет богатым и сытным. Гадания на Святки Хотя церковь не одобряет гадания — не только в святочные дни, но и в принципе, — изжить эту традицию ей не удалось.
Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам. К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост. В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова , который отмечают 7 января. В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.
Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте здесь. Как отмечают Святки православные Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество , а также в канун и первый день старого Нового года ночь с 13 на 14 января ; канун Крещения. Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями. Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».
Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды.
По вечерам девушки гадали. Особенно правдивыми считались гадания в ночь на Рождество и в крещенский Сочельник. Чаще всего, конечно же, гадали на будущего жениха: пытались узнать имя суженого, богат он или беден, молод или стар. Ворожили в полночь в одиночестве или в веселой компании подружек. На время Сочельника люди забывали застарелую вражду, мирились, находили новых друзей. Царила атмосфера гостеприимства и всеобщего веселья, объединявшего все сословия и поколения. Семен Кожин.
Рассказываем, что такое Святки
Святки на Руси: история и традиции Поделиться Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением. Фото: canva. По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. История Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в память о дарах, принесенных волхвами. Также в эти дни принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы и тюрьмы.
У славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины — «играть козу». С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды не потеряли своей силы. Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам, исполняя церковные песнопения —тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих.
Это наблюдения крестьянина с. Верхний Белоомут В. Материал он собрал в 1880—90-х в бывших дворцовых с. Дединово, Любичи, Ловцы, Белоомут и др. Во время Святок девушки наряжались здесь старухами, стариками, солдатами, но маски не надевали, так как это считалось грехом. Таким образом, для части крестьянской молодежи с ряженьем была связана определенная религиозно-нравственная проблема: ношение масок нечисти в первую очередь, а также масок вообще и, наконец, любое переодевание — принятие несоответствующего своей сути образа — воспринималось как грех, требующий очищения в освященной воде. Молодежь из семей со строгим религиозным воспитанием совсем не принимала участия в карнавальной части развлечений. Ряженые обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам. Праздничные песнопения и колядки ряжеными, как правило, не исполнялись. Зато ими давалось театральное представление, развернутое в большей или меньшей степени. Обойти стремились дома побогаче; «за потеху» выпрашивали угощенье. Тогда допускались но тоже в определенных рамках озорство, напористость, даже развязность. Человек под маской, да и просто в карнавальном костюме, на время праздничных обходов дворов как бы выводился за рамки обычных норм поведения не только в силу исполняемой им роли, но и на основе традиционного отношения к ряженым, как лицам, исполнявшим некогда особую функцию. Ритуальный характер этой функции исчез, но обособленность, право на исключительные этические мерки сохраняется за ряжеными и при выполнении чисто развлекательной задачи. Вдруг святочные посиделки в какой-нибудь избе прерывались внезапным появлением ряженых. В этих случаях ряженье могло носить особенно озорной и «отчаянный» характер: вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Или вот в Тюменском у. Усть-Ницынского нарядчики ряженые часто причиняли «много хлопот и девицам, и хозяйке вечерки. Например, толпа нарядчиков, почему-либо не благоволящая к известной вечерке, вздумает погалиться поиздеваться над нею: наберет в мешки снегу и придет на вечерку «мукой торговать» , среди комнаты высыплет мешков пять снегу и уйдет, а вслед за этой толпой прибежит другая «с рыбой», то есть со всякой дрянью в мешках, и, подобно первой, оставит ее на полу». В Пошехонском у. Ярославской губ. Хождение с «конем» означало в этой местности представление по избам сцен с многочисленными действующими лицами. Спектакль имел постоянный традиционный сюжет, но разнообразился импровизацией. В условленный момент в избу входили «полицейские чины», «десятский». Эта новая партия ряженых обвиняла первых в том, что конь уведен цыганами. Теперь наступало время для исполнителя роли цыгана показать свои актерские возможности. В Шуйском у. Владимирская губ. В таком варианте тоже подбирались постоянные персонажи, что позволяло разыгрывать сцены. Например, «барыня», «горничная» и «цыганка». Участницы обхода пели и плясали. Хождение молодежи на Святки по избам ряжеными отмечено также в Калужской Тарусский у. Широко бытовало на Святки представление молодежью «Царя Максимильяна». Местами ставились в деревнях и другие народные драмы, развитие которых шло через творческое усвоение сходных элементов из литературы. Репетиции пьес начинались за несколько недель до рождественских праздников. Участники представления, «прячась от постороннего глаза по овинам, ригам и баням, под руководством опытного товарища, обыкновенно фабричного или отставного солдата, разучивают свои роли. В то же время несколько искусников из разноцветной, золотой и серебряной бумаги приготовляют принадлежности костюма, мечи, ордена и пр. В Царевококшайском у. Казанская губ. Веселились «с вечера до утра». Бытовал постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «столб», «цепочка», «товар забирать», «выскочка», «в короли», «мост мостить». Игра «в женихи» включала элементы кукольного театра и комедийной импровизации. Делали куклу — жениха. Двое водили «жениха» за руки — подводили сватать к разным девушкам. Девушки отвечали отказом, перечисляя отрицательные качества жениха. Острота игры состояла в том, чтобы сатирически «раскарить» жениха: «не пойду за него: он сопливый, старый, табак нюхает» или «у него матка злая — ведьма» и пр. При этом не боялись называть недостатки и реальных женихов, и их родни. Бойким девушкам игра давала богатые возможности проявить острословие или выразить затаенные обиды и претензии. В игровой импровизации, как и в некоторых других формах фольклора в причетах, например, или масленичных сценах , крестьянская этика допускала открытое выражение критических суждений, которое было бы сочтено оскорбительным при других обстоятельствах. Отдельные игры на святочных посиделках давали возможность ведущему или ведущей блеснуть остроумием и выдумкой, а часто и настоящим комедийным талантом. Эту функцию обычно выполняли определенные лица, имевшие уже соответствующую репутацию. Так, в игре «в пряхи» в центр избы выходила молодая женщина, которая «хоть кого рассмешит» и старалась своей импровизацией добиться смеха или улыбки каждого из присутствующих поочередно, собирая за это от участников игры фанты — шапки, опояски и пр. Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию. Во всех играх, включавших поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также обращение молодежи друг к другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры. Это правило игры созвучно величальным песням, которые исполнялись на святочных посиделках. Житель Калужского у. Однако гораздо чаще встречается указание на подблюдные песни, связанные с гаданьем. Их сменяли другие виды гаданий.
Катание на санях Это весёлое развлечение описано в романе Льва Толстого «Война и мир». Катались на санях с ледяных гор, при этом парни старались подрезать и повалить сани с девушками, чтобы успеть в получившейся неразберихе украсть у девушек поцелуй. На святки часто создавались пары, ведь завершало святочные вечеринки Крещение, после которого начинался период свадеб. Так молодёжь проводила святки. Будем и мы помнить главную цель святочных праздников — веселиться и угощать гостей, что означает «святить», славить тем самым родившегося Спасителя. Святочные гадания Святочные гадания начинаются с вечера 6 января — в рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания. Предметом ворожбы было замужество. Именно этот вопрос задавали все молодые девушки: кто будет суженым, как он будет выглядеть, будет ли богатым или бедным? Некоторые девушки умудрялись узнавать даже имя суженого. Но самым опасным и страшным обрядом на суженого был зеркальный коридор. Девушка ставила два зеркала напротив друг друга и ждала в появившемся зеркальном коридоре образ суженого. Некоторые девушки сходили с ума после этого обряда, так как неизвестно, кого они видели в зеркальной глубине.
Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать? | Несмотря на то что святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. |
Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки | Образ жизни - 9 января 2010 - Новости Санкт-Петербурга - |
Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает? | Вестник Кавказа | Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января). |
Святки 2024
В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе. Фактически период святок нам дан для следующих дел… Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее особенно в период святок передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия — посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее. В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»: «Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия?
В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?.. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру. Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, — любовь к Богу и к ближнему своему.
Ну и, разумеется, грех не воспользоваться присутствием потусторонних сил на земле: в Святки активно гадали. Теперь колядующие ходили по домам, воссоздавая приход волхвов к младенцу Христу. Славильщики пели рождественские песни, желали благополучия хозяевам, а главным атрибутом их шествия была самодельная Вифлеемская звезда. В качестве благодарности мешки колядующих щедро наполняли снедью: крупой, выпечкой, сладостями, пирогами. Обойдя все дома в селении, славильщики усаживались в одной избе и устраивали пир горой с шутками и песнями.
Святки были молодёжным праздником, поскольку вскоре после Рождества крестьяне возвращались к работе, а вот юноши и девушки в полной мере наслаждались беззаботной юностью. В это время давали ещё и кукольные представления с околорождественской тематикой. В переносных ящиках разыгрывалась целая драма: как Иосиф и Мария смогли найти ночлег лишь в пещере, как волхвы отправились к новорождённому Иисусу с дарами, а царь Ирод в гневе приказал убить чудо-младенца. Помимо кукольников в представлениях участвовали музыканты, иногда даже хор, поэтому зрелище действительно было занятным. Главной целью молодёжных посиделок было общение, так знакомились и приглядывались друг к другу. Святочный стол Центральным моментом Святок была трапеза. По традиции готовилось нечётное количество блюд.
Гадать можно в любой вечер Святок, но эти дни особо подходят для осуществления ваших мечтаний.
Обряд на 13 января Васильев вечер или Щедровку В целом, колядование связывали с будущим урожаем. Как всевозможные святочные обряды на урожай. И чем больше денег и сладостей наколядовать, тем больше собрать зерна и плодов. Дети и подростки начинали колядки со своих домов, потом шли к родственникам, а далее обходили все село, за исключением домов, где недавно кого-либо похоронили. В Святках есть особый день — праздник Щедровка. И делали это 13 января и 14 января после рассвета. В чем отличие колядок от щедрования? Главное отличие в том, что ряженые во время щедрования приходили и желали хозяевам дома всяческих благ, достатка здоровья, чтобы их скот всегда был здоров и давал приплод.
И начинали это с обряда посевания. Суть его, что зерном посыпали пол избы, куда пришла веселая гурьба. Зерно это строго запрещалось выметать до заката, чтобы не вымести удачу и счастье. Посевают исключительно мальчики или молодые люди, считалось что первый посевающий приносит в дом счастье. Девочки, как считалось на Руси, не приносят счастье. Святки заканчивались вечером 18 января, когда в храмах освящали крещенскую воду, с этого момента уже нельзя то колядовать, посевать, наряжаться и гадать. Как погадать на Святки? Простые и общепринятые святочные гадания Свет мой, зеркальце, скажи Самые разные гадания использовали желающие погадать, но самым популярным стало - с зеркалом, когда девушка зажигала свечу и садилась напротив него.
Христиане даже выделяли отдельный Щедрый вечер, 13 января, к нему готовили праздничные блюда, приглашали гостей. Также до 18 января следует помогать нуждающимся, делать добрые дела, проводить больше времени с семьей, навещать друзей. Существует поверье, что в святочные дни обязательно нужно дарить подарки близким, чтобы в текущем году жить в достатке. С издавна в Рождественские святки также было принято колядовать — люди наряжались и ходили по домам, пели песни, иначе говоря «славили», и получали за это угощение.
Считалось, что колядки обеспечивали богатый урожай и благополучие в домах. В некоторых регионах, особенно в деревнях и селах, эта традиция еще жива. RU Что нельзя делать до 18 января В Рождественские святки не полагается венчаться брак будет неудачным и поститься. Нужно избегать любого негатива, ни с кем не ругаться и не говорить про кого-то плохо.
Также сохранилось поверье, что в святки нельзя убираться в доме, так счастье вас не покинет. Принято считать, что одиноким женщинам нужно избегать азартных игр, иначе в будущем им не удастся найти суженого. Брать или давать в долг, согласно поверьям, тоже нельзя — нужда будет преследовать весь год. Также не занимайтесь рукоделием, если не хотите проблем со зрением.
Традиции, обычаи, запреты и приметы Святок, которые празднуют с 6 по 18 января 2023 года
На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате.
Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами.
Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя».
Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны.
На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у.
Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат.
В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея.
Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки.
Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами?
Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка.
Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение.
Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском у.
Тулуновская вол. Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие. Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются... Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в.
Местами оно распространялось и на ряженье как таковое. Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился. Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы.
Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала употребление масок при сохранении традиции ряженья. Об этом свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у. Рязанской губ.
Страшные вечера — время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни. Святки — являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами — приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты. Святочный календарь Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак: 6-е января — Сочельник он же Кутейник. Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу. Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник. Бабьи Каши.
На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце. И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие. Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк. В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью. Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах… К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр — святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду — сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч.
Теперь об их календарном объединении напоминают Святки. В 2024 году это, как и всегда, десять дней с 8 по 17 января. Сорок дней верующие готовились к встрече Младенца Христа, соблюдая пост. А в святочный период в честь праздника пост отменяется вовсе. Это один из пяти сплошных периодов в году, когда даже в среду и пятницу дни строго воздержания в течение всего года разрешается мясная и молочная пища. Но отсутствие ограничений не обозначает, что дозволено все. И застолья, и увеселения не должны быть неумеренными, а развлечения не должны быть вредными и опасными для души.
Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления. Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать. Интересные факты о Святках * Принято считать, что Святки в древности были посвящены языческому богу Святитоту. Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае.
Рождественские Святки – 2024: история, особенности и традиции.
Рождественские Святки-2024: в каких числах, история, традиции и гадания: Общество: Россия: | Святки тесно связаны с традицией заключения браков, жениться было принято после завершения праздничного периода, поскольку сватовство входило в программу праздничных гуляний. |
Святки: инструкция по проведению / | Несмотря на то что Святки проникнуты глубоким христианским смыслом, в сознании современных россиян они ассоциируются прежде всего с народными традициями. |
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования
Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции. с 6 до 14 января, эти дни считались святыми, и второй - с 15 по 19 января, когда на земле просыпается нечистая сила. Что такое Святки, и как это время появилось в нашем календаре?
Святки. Записки этнографа
С 7 по 17 января проходит празднование зимних Святок. Что это за праздник, история и традиции празднования рождественских Святок. Обряды на Святки, народные приметы, что можно и нель... РЕН ТВ.
И завершаются в праздник Крещения Господня. Потому задача всех православных — праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне — появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет — можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста? Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время!
Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический — то есть с 0. Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного VI век : «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях». Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись например, нарубить дров, чтобы истопить печь.
Не поднимали с пола упавшую ложку.
Считалось, что вещи с земли могут налечь порчу. Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы. Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет. Запрещалось играть свадьбы, так как счастья в семье не будет. Старики говорили, что на святки только волки женятся. Не охотились в это время на зверей и птиц. Считалось, что с охотником несчастье случится. Не давали на святки деньги в долг и сами не брали, чтобы не быть должником весь год.
Не стоит в праздничные дни надевать старые и грязные вещи — к нищете. А еще в святки следили за погодой: Пошел дождь или снег — к неурожайному году. Солнце светит и ясно — осенью будут полные амбары. Мороз ударил — к благополучию в семье.
Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами. Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка — его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу. Надежда Полуян-Внукова.
Рождественский вечер Как украшают дома В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи — их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня. В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток. Константин Маковский. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой В пору Святок было принято гадать о будущем.
То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении — приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего — в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье. Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду — для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках — как вольных, так и невольных.
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать?
Святки тесно связаны с традицией заключения браков, жениться было принято после завершения праздничного периода, поскольку сватовство входило в программу праздничных гуляний. На Русском Севере первая неделя Святок называлась «святые вечера», а вторая — «страшные вечера», когда гуляет темная сила. Что такое «Зеленые святки». Зелёными Святками у славян называли период от праздника Вознесения Господня до начала Петрова Поста. Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы). Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь.
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования | двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. |
«От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси | myDecor | Святками принято считать двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды» – с 6-го по 19-е января, то есть с Рождества и до Крещенья, от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды. |
Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно - Российская газета | 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет. |