Башмачкин Акакий Акакиевич — центральный персонаж повести о пропавшей шинели, «вечный титулярный советник», «Маленький человечек с лысинкой на лбу», чуть более пятидесяти лет. Отец Башмачкина – звали Акакий, носил вместо башмаков сапоги, три раза в год менял у них подметки – так делали и остальные представители мужского пола в этой семье. Через историю мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина Гоголь «высвечивает» тему маленького человека — одну из ключевых в русской литературе того периода. Акакий Акакиевич Башмачкин — чиновник одного из петербургских департаментов. Ему за 50 лет, у него чин невысокий — он титулярный советник.
Чин Башмачкина: краткая и полная информация
«Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник». Чин башмачкина имел свои правила и обязанности, и те, кто его занимал, пользовались определенными привилегиями и почетным статусом в обществе. на пять единиц выше последнего в иерархической лестнице чинов. Далее рассказывается о профессии Башмачкина, о его чине и работе.
Значительное лицо: образ в повести н.в. гоголя “шинель”
Должность Акакия Акакий Башмачкин – это центральное действующее лицо повести Гоголя «Шинель». Чин башмачкина имел свои правила и обязанности, и те, кто его занимал, пользовались определенными привилегиями и почетным статусом в обществе. Дух Башмачкина запугивает значительное лицо и отнимает у него мундир, наконец пропадая насовсем.
В помощь школьнику. 9 класс. Н. В. Гоголь. «Шинель» (1842)
В помощь школьнику. 9 класс. Н. В. Гоголь. «Шинель» (1842) - Год Литературы | Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем печальной повести "Шинель" Н. В. Гоголя. |
Шинель (повесть) — Википедия | Главный герой повести Гоголя Башмачкин был мелким служащим в одном из департаментов города Санкт-Петербурга, в чине титулярного советника. |
Какой чин был у башмачкина | 13. какой чин был у значительного лица? как обычно он вел себя с подчиненными? 14. как значительное лицо принял башмачкина? почему он "распекал" пришедшего к нему за человека? |
Шинель: смысл повести Гоголя, краткое содержание, анализ | Во-первых, почему мама Башмачкина-младшего выбирает ему имя по какому-то календарю? |
Какой чин был у Башмачкина | Чин башмачкина имел свои правила и обязанности, и те, кто его занимал, пользовались определенными привилегиями и почетным статусом в обществе. |
Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Роль чиновников в произведении «Шинель» (Н.В. Гоголь) | Литерагуру | «Шине́ль» — одна из петербургских повестей Николая Гоголя. Увидела свет в 3-м томе собрания сочинений Гоголя, отпечатанного на исходе 1842 года и поступившего в продажу в последней. |
👻 Шинель · Краткое содержание повести Гоголя | Далее рассказывается о профессии Башмачкина, о его чине и работе. |
Чин Башмачкина
Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение. Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться. Григорий не поддался уговорам Башмачкина починить его старую шинель и обязался сшить новую, не понимая сколько значила для Башмачкина эта шинель. Ведь она дорога не только как память, но и по цене. В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом. Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней.
И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами. Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин. После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается — увидев, что час поздний, возвращается домой.
Недолго Башмачкин носил свою шинель. Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель. Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи. Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки.
Во-первых, почему именно шинель? Почему именно такое искушение оказалось непосильным для Башмачкина?
Во-вторых, почему он вообще оказался слаб, почему его прежняя «почти святость» не защитила его? Грех нашего времени Почему шинель? Вспомним, что перед нами не психологическая проза в ее современном понимании , а притча. Повесть про Акакия Акакиевича — это не только и не столько про конкретного героя, тут надо искать иносказание. Акакий Акакиевич символизирует не просто человека как такового, но более конкретно — общество, современное Гоголю. Деньги и вещи — вот та страсть, которая была писателю особенно ненавистна. И дело не только в корыстолюбии, тут сложнее. Для человека, который предпочел внешнюю жизнь внутренней, духовной, вещь становится высшей ценностью, а значит, воспринимается уже не только «функционально», как средство решить ту или иную бытовую проблему, но как самодостаточная цель.
Такой человек стремится к бытовому комфорту, стремится окружить себя удобными вещами. Но в этом своем стремлении к комфорту он реализует — неправильным, недолжным образом! Важный момент: обретя новую шинель, Акакий Акакиевич думает, что «В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо». В этом «хорошо» вся суть. Иллюстрации Максима Корсакова Акакий Акакиевич ранее смиренно сносил то, что другого повергло бы в отчаяние: тупик карьеры, издевательства окружающих, скудная пища, бедность, одиночество, отсутствие каких-то развлечений. Но вот искушения комфортом он не выдержал, тут его духовная броня треснула. Почему именно тут? Потому что именно об этой болевой точке русского общества и хотел сказать Гоголь.
Есть страсти извечные, присущие любым временам, — зависть, гнев, похоть, стяжательство и так далее, но бывает, что какие-то страсти особенно обостряются в ту или иную эпоху в силу господствующего в ней умонастроения. Таким умонастроением в 40-е годы XIX века стал если не массовый, то очень и очень заметный отход от Бога русских образованных людей. А свято место пусто не бывает, и потому высшей ценностью для них стало внешнее: карьера, богатство, комфорт. Повторим: сами по себе и карьера, и богатство, и комфорт не греховны, это просто условия жизни. Но грехом становится их обожествление. Как раскололась сталь А теперь попробуем разобраться, что же не так было со «святостью» Акакия Акакиевича, почему он сломался. Есть в народе такое выражение: «свят, да неискусен». Это можно сказать и про Башмачкина.
Его смирение, кротость — они даны ему изначально, как дар Божий, а не достигнуты сознательной работой над собой. Они — не результат следования за Христом, борьбы со своими страстями, наблюдения за своими помыслами, искреннего покаяния и, естественно, жизни в Церкви. Если душу Акакия Акакиевича и можно сравнить со сталью, то это не закаленная сталь, она хрупкая, и достаточно даже не сильного, но точного удара в нужное место, чтобы ее расколоть. Тут, однако, можно возразить: раз уж «Шинель» — это притча, где о духовной жизни говорится иносказательно, то как же там может быть напрямую упомянуто о Боге, о вере? В правильной, классической притче ведь все это должно быть вынесено за скобки, чтобы читатель самостоятельно сделал нужные выводы. Иллюстрации Максима Корсакова На это можно ответить, что «Шинель» — произведение все-таки более сложное, более многогранное, чем просто притча, и в ней совмещаются как аллегория, так и психологически точное описание человеческой души. Нельзя сказать, что действие «Шинели» происходит in vitra, в стерильных, лабораторных условиях. События разворачиваются в конкретное время — 30-40-е годы XIX века в конкретном месте — Санкт-Петербурге.
Соответственно, неявно предполагается, что есть и Церковь, и вера. Да почему неявно? Вернемся к эпизоду, когда, задумавшись о шинели, Акакий Акакиевич едва не допустил описки в тексте. Какова его реакция? Едва не вскрикнул «ух! Крестится, кстати, и его квартирная хозяйка, когда в болезненном бреду Акакий Акакиевич нецензурно ругает обидевшего его генерала. Значит, какие-то бытовые проявления христианской веры, на уровне привычек, героям «Шинели» присущи. Следовательно, вполне допустимо ставить вопрос: а на более глубоком уровне?
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Башмачкин с большой ответственностью и профессионализмом будет выполнять свои обязанности по новой должности. Особенности и привилегии чина Башмачкина Чин Башмачкина имел свои особенности и привилегии, которые делали его достаточно привлекательным для царской службы. Во-первых, представители этого чина имели право на носить особые украшения и одежду, которые отличали их от обычных служащих. Они носили широкие штаны, башмачки с блестящими пряжками и разнообразные головные уборы. Кроме того, чин Башмачкина обладал определенным социальным статусом. Его представители были признаны достойными особыми почетами и привилегиями. Они имели право на льготное обслуживание в торговых и государственных учреждениях, а также получали предоставление жилья и другие социальные льготы. Важной особенностью чина Башмачкина было также его связь с исполнением различных функций связанных со служебными обязанностями.
Представители этого чина занимались обслуживанием дворца, участвовали в проведении протокольных мероприятий и прослеживали за порядком на придворной территории. Итак, чин Башмачкина был особенным и привлекательным для служащих, обладающих определенным социальным статусом, возможностью носить уникальную одежду и получать различные привилегии и льготы от государства. Башмачкин был носильщиком и выполнял ряд разнообразных обязанностей. Главной задачей Башмачкина было переносить тяжелые предметы, такие как книги, ящики с документами и другие грузы, с одного места на другое. Он также осуществлял уборку и поддерживал порядок в рабочих помещениях. Важным аспектом работы Башмачкина было сопровождение гостей и клиентов по зданию.
Цитата из книги Цитата из книги «Шинель» Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! Что касается до чина ибо у нас прежде всего нужно объявить чин , то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин.
Он был титулярный советник: о чем может рассказать чин героя русской литературы?
Оставайтесь верными своим принципам. Честность, дружба и любовь к искусству — главные ценности, которых придерживаются подлинные Башмачкины. Получайте приглашения на Башмачкинские мероприятия. Представление на сцене или участие в арт-проектах помогут вам проявить себя и продвинуться в иерархии Башмачкинского движения. Будьте открытыми для общения и сотрудничества. Башмачкины — это дружественное и творческое сообщество, где ценятся сотрудничество и взаимопомощь. Помните, что путь к званию Башмачкина может быть долгим и сложным, но он полон волнующих открытий и ярких встреч. Старайтесь всегда быть себе верными и не забывайте о ценности искусства. Требования и процесс повышения в ранге Для того чтобы повысить свой ранг в армии, Башмачкин должен удовлетворять определенным требованиям и пройти специальный процесс.
Все это сделано для того, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма и эффективности военной службы. Однако, стоит отметить, что процесс повышения в ранге может занимать определенное время и зависит от различных факторов, таких как вакансии, конкуренция и решение командования. Чем отличается чин Башмачкина от других? Чин Башмачкина отличается от других чинов рядом особенностей: Уникальность — чин Башмачкина является редким и эксклюзивным званием, присваиваемым только особо заслуженным лицам. Это звание носит свою историческую и символическую нагрузку и предполагает особые обязанности и привилегии. Престиж — чин Башмачкина считается одним из самых престижных в своей сфере. Обладатели этого звания пользуются уважением и авторитетом в профессиональном сообществе и за его пределами. Уровень ответственности — чин Башмачкина подразумевает высокий уровень ответственности и профессионализма.
Лица, носящие это звание, обязаны демонстрировать лидерство, принимать стратегические решения и обеспечивать эффективное функционирование своей области деятельности.
Он зовет его просто: "значительное лицо" или "генерал". Однажды бедный чиновник Акакий Акакиевич просит "значительное лицо" помочь ему найти украденную шинель. Генерал отказывается помочь, но вскоре сильно сожалеет об этом. Его внешность - богатырская и мужественная: "... Он женат, и у него трое детей: два сына, из которых один служил уже в канцелярии, и миловидная шестнадцатилетняя дочь.
Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки.
По хорошо освещённым улицам богатого района идти было весело.
Но вскоре потянулись бедные, плохо освещённые и пустынные улицы с деревянными заборами, и его весёлость сильно уменьшилась. Реклама Улица вывела Башмачкина на огромную и пустую площадь — только на другом её конце виднелась будка с одиноким будочником. Зажмурившись от страха, Башмачкин пошёл через площадь, как вдруг его остановили какие-то люди, сняли с него шинель и дали пинка. Башмачкин упал в сугроб, не в силах крикнуть от страха. Немного придя в себя, он добрался до будочника, который сделать ничего не мог, только посоветовал ему пойти к квартальному надзирателю. Дома растрёпанного Башмачкина встретила квартирная хозяйка и посоветовала идти к частному приставу. Частный начал расспрашивать, откуда Акакий Башмачкин возвращался так поздно, уж не из публичного дома ли, и совсем не обратил внимания на личности грабителей. Дадут ли делу ход, несчастный Башмачкин так и не понял. На работу он явился в «в старом капоте своём, который сделался ещё плачевнее». Некоторые посмеялись, остальные решили собрать для Башмачкина денег, но сумма вышла совсем мизерная.
Один из сослуживцев посоветовал ему обратиться к «значительному лицу», которое может ускорить поимку грабителей. Значительное лицо раньше был не таким уж и значительным, но недавно его назначили на генеральскую должность. Реклама В душе он был хорошим человеком, но генеральский чин сбил его с толку. Изо всех сил он старался усилить свою значительность и в результате стал очень груб с низшими по чину. Башмачкин отправился к значительному лицу, но тот в это время беседовал со старым знакомым, недавно приехавшим в Петербург. Увидев немолодого человека в стареньком мундире, значительное лицо решил выказать перед знакомым свою строгость. Он не стал слушать Башмачкина и так накричал на него, что несчастный чиновник практически лишился чувств. Сторожа вынесли бесчувственного Башмачкина, а значительное лицо остался очень доволен произведённым эффектом. Башмачкин умирает и становится призраком Несчастный Башмачкин шёл домой, не чувствуя ни рук, ни ног. Началась вьюга, и его сильно продуло.
Он слёг и вскоре умер. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное… В департаменте о смерти Башмачкина узнали через четыре дня после похорон.
Роль значительного лица в повести шинель кратко
Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика героя повести Н. В. Гоголя "Шинель" | Акакий Акакиевич Башмачкин — чиновник одного из петербургских департаментов. Ему за 50 лет, у него чин невысокий — он титулярный советник. |
Домен припаркован в Timeweb | В 1863 году Чин Башмачкин был принят в труппу Театра Александрийских зрелищ в Санкт-Петербурге. |
Лепажевское ружье и чиновничья шинель | Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками». коллежского ассесора. |
Н. В. Гоголь "Шинель": характеристики героев, краткое содержание
Акакия отсутствовал рассказ о рождении, родителях и юности героя. В житиях же обычно было принято указывать родину, называть родителей, имя святого, причем важен был сам смысл имени, здесь говорилось о положении родителей в обществе, о крещении ребенка, подчеркивалось, что уже при рождении ребенок был отмечен особым знаком, свидетельствующем о Божией благодати. Герой жития отличался особой премудростью, избегал светских развлечений, усердно трудился, бежал брака, общался лишь с матерью или пожилыми женщинами, жил в полном уединении, исполняя самую черную работу, не искал награды, по смерти совершал чудеса. Можно отметить также, что в житиях чудеса обставляются достоверными приметами, свидетельствами очевидцев, так и в повести Гоголя. Наконец, важно, что в житиях чудо должно способствовать исцелению или нравственному перерождению сомневающегося или заблуждающегося — тому, чтобы глухой обрел слух, слепой прозрел, а грешник раскаялся, чтобы метафорически происходит со значительным лицом в "Шинели", который гораздо реже стал говорить подчиненным: "Как вы смеете... Нельзя не сказать и о двух стилистических пластах жития — высокой ораторской проповеди и бытовой речи: в одном высказываются религиозно-нравственные принципы, в другом ведется рассказ об известном, достоверном, практическом, историческом, что тоже в известной мере может быть сближено с повестью Гоголя. Однако если предположить, что современники Гоголя хорошо знали агиографический материал — как оно, безусловно, и было — кажется странным, почему никто из них не отметил связь жития св.
Акакия с повестью Гоголя. Очевидно, это объясняется тем, что общеизвестное, как правило, не отмечается, и тем, что повесть Гоголя в значительной мере повернута к социальным и социально-нравственным сторонам человеческого существования, которые в житийной литературе отдельно не выделялись. Казалось бы, на примере "Шинели" можно говорить о том, что писатель наследует в ней традицию житийного жанра. И все же, если присмотреться внимательно, общение текста повести и текста жития сложнее, чем простое заимствование, реминисценция, параллель, повторение житийных ситуаций. Совершенно очевидно, что в каждом "шаге" сюжета видны явные отклонения, сдвиги, трансформация, сознательное ее нарушение. Например, Гоголь называет день рождения Башмачкина — 23 марта, что не было принято в житийной литературе.
Обычно в житии указывается день памяти, как правило, совпадающий с днем смерти героя, чего нет в повести Гоголя. Дав характеристику родителям героя — "матушка, чиновница и очень хорошая женщина" 2, т. Герой повести не дорожит одеждой, он даже выделен из среды чиновников своим заношенным капотом, не замечает мирских искушений, не помышляет о браке, общается лишь с пожилыми женщинами, что в известной мере может быть сближено с традицией житийной литературы. Связь Акакия Акакиевича с тезоименным святым проявляется уже в самом имени героя. Причем связь эта ни в коем случае не может быть объяснена простым совпадением. Это убедительно доказывает Ч.
Подтверждают это также и некоторые хронологические неточности в тексте повести. Текст "Шинели": "Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта... Родительнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. Моккий, Соссий, Хоздазат, а тем более Трифилий, Дула и Варахасий поминаются в разные весенние дни и, следовательно, не могли быть вместе на одном листке календаря. Никон и 200 его учеников, вместе с ним страдавших. В черновой редакции Гоголь писал, что Башмачкин родился "как раз против ночи 4 февраля в самое дурное время".
Впоследствии эту атмосферу холода, окружающую жизнь героя с рождения, он снял из повести. Мотив холода он решил как сугубо Петербургский мотив, как мотив, являющий "холодно-деспотическое" отношение к человеку. Башмачкин назван Акакием вопреки обычаю давать имена по месяцеслову. Его день рождения не соответствует ни одному дню — памяти св. Акакиев, которых насчитывается в месяцеслова девять: 15 октября, 29 ноября, 9 марта, 17 апреля, 1 мая, 7 мая, 17 мая, 7 июля, 28 июля. Имя Акакия Акакиевича всегда представляло интерес для критиков, но вызывало в большинстве случаев лишь комические ассоциации.
Интересно мнение Б. Эйхенбаума, который воспринимал имя, как "звуковой подбор" и "звуковой жест". Последующая критика склонна была, в сущности, развивать именно эту идею. Тынянов в своей книге "Архаисты и новаторы", например, говорил, что "Акакий Акакиевич" — "словесная маска", которая "потеряла уже связь с семанткой, закрепилась на звуке, стала звуковой, фонетической". Гоголь внимательно пролистывает весенний православный календарь и выискивает в нем наиболее странные и непривычные для русского слуха имена. Выбор имени Акакий мотивируется тем, что "отец был Акакий, пусть и сын будет Акакий" 2, т.
Особое отношение Гоголя к именам и фамилиям и изобретательность его в этой области уже отмечались в литературе — например, в книге профессора И. Мандельштама: "К той поре, когда Гоголь потешает еще самого себя, относятся, во-первых, составления имен придуманных, как видно без расчета на "смех сквозь слезы"... Эта манера придумывания потешных имен осталась, впрочем, у Гоголя и позже: и Яичница "Женитьба" , и Неуважайкорыто, и Белобрюшкова, и Башмачкин "Шинель" , причем последнее дает повод к игре слов. Нужно заметить, что имя Акакий и во времена написания "Шинели" было малоупотребительным и встречалось крайне редко. Некоторые из них для русского уха оказываются тяжелыми и неприятными. Здесь заглушить естественное чувство иногда оказывается делом чрезвычайно трудным и даже невозможным, какие бы не были приводимы основательные и благочестивые соображения.
Но кроме того, некоторые имена греческие, еврейские или римские при всем своем высоком значении имеют созвучие с словами русского языка, выражающими понятия не высокие, например: Пуд, Лупп, Акакий, Дула, Вилл, Каник, Пигасий, Псой, Голиндука, Уирка и т. Поэтому, как думают некоторые, не следовало бы подавать повод людям соединять иногда не совсем благоприятные представления с именами, которые полагаются на сынах Православной Церкви, как священные печати" 56, 192-193. Даже оставляя в стороне комическую звукопись имени Акакий, скажем, что выбор имени героя произведен не случайно. Об этом говорит семантика отвергнутых писателем имен: Моккий — насмешник, Варух — благословенный, Соссий — здоровый, невредимый, Павсикакий — унимающий зло, бедствие, Трифилий — трилистник, клевер. Акакий значит "кроткий", "беззлобный". Более того, налицо усиление имени посредством его повторения.
Так наш герой не просто Акакий, но Акакий Акакиевич. Акакий Акакиевич же — это вдвойне кроткий. Кроткий в квадрате. Отчество дано герою в честь его отца, о котором в повести говорится совсем немного. Известно только его имя и то, что он был чиновник. Сравнивая сюжет гоголевской повести с сюжетом жития св.
Акакия, замечаешь прямо совпадающие сюжетные звенья. Но для более подробного сопоставления целесообразно будет привести житие Преподобного Акакия из "Лествицы" 39, 52-53. Не знаю каким образом приобрел он себе ученика, юношу, именем Акакия, простого нравом, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих покажется это невероятным; ибо старец мучал его ежедневно не только укоризнами и ругательствами, но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему при встрече с ним: "что, брат Акакий, какого сегодня? Прожив у своего немиластивого старца девять лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцов. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному, пребывавшему там, великому старцу, и говорит: "отче, брат Акакий умер".
Но старец, услышав это, сказал ему: "поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом". Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженнаго оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому ибо поистине он был жив и после смерти , и говорит: "Брат Акакий, умер ли ты? Событийная канва жития Акакия и "Шинели" во многом сходны. Однако действия Башмачкина в финале лишь соотнесены с житием преподобного Акакия. Появление в Петербурге "живых мертвецов", которые "сдергивали" шинели с господ и чиновников разных рангов, — это реальная фантастика абсурдной жизни столицы. В нее вписывается Башмачкин.
Но где-то на заднем плане высвечивается и житие св. Житийная литература многие века являлась и является широко распространенным жанром. Жития писались с разными целями, но во многих, как и в житии преподобного Акакия, утверждался нравственный кодекс праведников, осуждалось насилие, зло, прославлялись добродетели. И в житии св. Акакия не только превозносилось терпение и послушание, но и утверждалась мысль, что эта добродетель будет вознаграждена, и главное, что добродетель эта активна, что она обладает высокой нравственно-всепобеждающей силой в борении со злом. Гоголя это и привлекало в житии св.
Зло мучителя старца было побеждено послушанием праведника. Жития и их сюжеты многократно перерабатывались писателями. Так и в "Шинели" Гоголя сильно влияние жития Акакия. Однако повесть ни в коем случае не подражательна. Просто финал жития был ему близок — свою веру в возможность нравственного воскрешения даже высокопоставленных чиновников, которые несли бедствия стране и отдельному человеку, писатель как бы подтверждал авторитетным старинным и хорошо известным житием. Начавшиеся в герое, но так внезапно прерванные катастрофой перемены на первый взгляд выглядят как трогательно "хорошие".
Читатель инстинктивно сочувствует этой возрастающей, хотя и жалкой "полноте жизни" бедного чиновника и осознает подавляющие размеры его потери, когда герой лишается шинели. Однако при более пристальном рассмотрении этот сочувственный первоначальный взгляд на героя кажется сомнительным. То, что выглядит как определенное высвобождение личности, может обернуться моральной потерей. В этой новой перспективе шинель являет собой символ совсем иной, нравственно-гибельной эволюции, и моральный смысл этого символа — это предостережение, по словам Виктора Эрлиха, от западни мелких страстей. Тогда, отнюдь не радуясь происшедшим в Акакии Акакиевиче переменам, читатель вправе расценить их как крайне прискорбные и посчитать прежнего Акакия Акакиевича, при всей его очевидно нелепости, идеальным. Жизнь Акакия Акакиевича — это жизнь "нищего духом" и его христианский подвиг — подвиг послушания.
Добродетель Акакия Акакиевича — это добродетель смирения и послушания, и в этом он сближается со святым, в честь которого дано было ему имя и судьбу которого, хотя и в ином, мирском, преломлении он повторяет. Ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич... Только уж если слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? Вся жизнь Акакия Акакиевича за исключением, быть может, последних его дней, связанных с приобретенем и утратой шинели и произошедших после этого с героем перемен — есть подвиг послушания. Вот что в частности пишется о послушании в "Лествице": "Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое... Послушание есть действие безыспытания, добровольная смерть, жизнь, чуждая любопытства, безпечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих.
Послушание — есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом, ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертивил душу его" 39, 34. Однако послушание Акакия Акакиевича — послушание не церковное, а скорее внутреннее, из самих свойств его души исходящее. Акакий Акакиевич, "вечный титулярный советник", "служит с любовью", преданно и бескорыстно. В какой-то степени он чиновник-подвижник, одно из тех мелких, незаметных колесиков, из которых складывается весь министерский механизм. В некотором смысле Акакий Акакиевич воплощает идею гоголевского служения: "Очнитесь!
Монастырь ваш — Россия! Акакий Акакиевич — своего рода мирской монах, мирское преломление монашеского образа существования. Однако Акакий Акаккиевич — это образ неосмысленного монашества. Нигде в повести нет упоминания о совершении Акакием Акакиевичем молитвы или посещении им церкви. Высшее стремление всякого подвижника есть "блаженное бесстрастие". Именно оно поддерживало Акакия Акакиевича в его серой, однообразной жизни.
Более того, Акакий Акакиевич был даже в какой-то мере счастлив, ибо в его монотонной работе, повторяющейся изо дня в день, черпал он для себя своеобразное удовлетворение. Бесстрастие — одно из важнейших устремлений человеческой души. Как писал Гоголь — "стать на высоту того святого бесстрастия, на которую определено взойти христианину. Он, как настоящий нищий духом, говорит "смиренными, неясными и недоумения исполненными словами": "нужно сказать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того... Однако внутренний мир героя ни сколько не ограничивается его очевидной неспособностью внятно выразить свою мысль.
Просто Акакий Акакиевич мыслит в качественно другой плоскости, переходя от мира слов в мир ощущений, представлений и звуков. В повести необыкновенно много мест, подчеркивающих "непохожесть" Акакия Акакиевича на остальных, своеобычность его мировосприятия. Даже буквы бумаг, которые он переписывает, оживают в его представлении: "Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы были у него фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его" 2, т. Однако не следует отождествлять Гоголя с его героем Акакием Акакиевичем, как это делает Чинция де Лотто. Нередко в письмах, пытаясь объяснить "блаженство души" своей, он жалуется на невозможность выразить себя — вместо "нормальных слов", "одни бессвязные звуки, похожие на бред безумия".
Однако, данные аргументы выглядят более чем притянуто. Во-первых, отождествление автора и его героя является одной из самых распространненных ошибок, ибо автор в любом случае многограннее создаваемых им образов, а, во-вторых, Акакий Акакиевич — намного более сложная и намного менее однозначная личность, чем может показаться при беглом и поверхностном рассмотрении. Образ Акакия Акакиевича меняется от первой редакции повести ко второй. Образ Акакия Акакиевича перерастает свои первоначальные рамки "доброго животного" и выходит за пределы "маленького человека", порядочного, хорошего, но вместе с тем совершенно безликого. Видно, что в "Шинели", как и в житии св. Акакия, герой показан, как безответный труженик — "блаженный трудник", над которым творятся насмешки и издевательства.
Много лет прослужив, беззащитный герой умирает. По житийному же канону, о чем уже говорилось, построен финал "Шинели": посмертное воскресение героя, творящего чудо с виновником своей смерти. Характерно, что старец в житии и значительное лицо в повести под воздействием этой встречи меняют свой образ мысли и поведение. Вместе с тем говорить о полном тождестве образов св. Акакия и Акакия Акакиевича нельзя. Наблюдается и иное — встречное, опровергающее течение.
Например, герой Гоголя, в отличие от своего житийного протопипа, не молод, он "с лысинкой на голове" 2, т. Да и "посмертные похождения" призрака чиновника мало похожи на чудеса, совершаемые усопшим святым, а скорее на метания неуспокоенной души. Мало того, вся история титулярного советника "омыта" комической стихией, "принципально невозможной в агиографической литературе, принципом стиля которой было отсутствие иронии и шутки" 61, 265. Однако в агиографической литературе выделялся и другой тип жития с иным типом героя. Он объединял мир смеха и мир благочестивой серьезности, балансировал на рубеже комического и трагического. Имеются в виду повествования о юродивых.
Их героев А. Панченко относит к типу гротескного персонажа. Как считает ученый, юродивый — как бы "посредник между культурой народной и культурой традиционной" 46, 109 , в нем отразились черты скомороха, шута и святого мученика. Юродивого узнавали по одежде, неизменной в жар и холод, обычно "обветшалой", "многошвейной", "лоскутной". Гоголь останавливает внимание на одежде своего титулярного советника. У Башмачкина капот таков, что некуда ставить "заплаточку", капот этот "имел странное устройство": "воротник его уменьшался с каждым годом все более и более, ибо служил на подтачивание других частей...
Неэстетичность — один из важных признаков юродства: над одеждой юродивых, их поведением обычно смеется толпа, а подвижники безмолвно сносят поношения и побои. Подобные мотивы есть и в "Шинели": "Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто никого и не было перед ним" 2, т. Еще юродивые отличались косноязычием, "детским языком", но если они говорили, то их высказывания были кратки, как "афористические фразы". Основные черты юродства приведены в книге Г. Федотова "Святые Древней Руси": "1.
Аскетическое попрание тщеславия, всегда опасного для монашеской аскезы. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей. Выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру... Служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством" 84, 193. Безобразное поношение юродивых, отмечает А. Панченко, однако "претендовало на роль зрелища самого душеполезного" 46, 112, 122-123, 143.
В "Шинели", в сцене глумления, Башмачкин впервые произносит свою единственную некосноязычную афористическую фразу: "оставьте меня, зачем вы меня обижаете? Они позволяли себе возводить хулу на предержащих власть. Элементы обличения, брани в адрес значительных лиц со стороны кроткого и смиренного есть и в гоголевской "Шинели", а в финале повести грозный герой является как бы обличающим символом совести генерала. Однако при всем перечисленном сходстве повесть Гоголя отличается от агиографической литературы прежде всего точкой зрения автора на мир и на героя. Рассказывая о мученической жизни святого, агиограф не позволял себе улыбнуться над странными поступками юродивого, житийная литературы была серьезна и благочестива, она не терпела ни малейшей иронии, даже в отношении к персонажу трагикомического плана, чего нельзя сказать об отношении к герою автора-повествователя в "Шинели". Вместе с тем, учитывая сходное и несходное, можно утверждать, что видимые черты житийного канона в разных его вариантах: обычного жития, проложного жития, а особенно — жития юродивого, проясняют в образе Башмачкина дополнительные смыслы, вскрывают еще один слой характера героя, еще одну красу в изображении титулярного советника.
Одна из основных тем "Шинели", как и в какой-то мере всех "Петербургских повестей" — это тема страстей человеческих. В "Шинели" предстает полная картина страсти с первой минуты ее зарождения, когда Акакий Акакиевич, сперва нерешительно и неуверенно, помыслил о новой шинели. Потом мысль окрепла и Акакий Акакиевич стал подумывать "не положить ли, точно, куницы на воротник. По вечерам он приучился голодать, но "но он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели" 2, т. Страсть постепенно порабощает Акакия Акакиевича. Даже служба, прежде такая важная для Акакия Акакиевича отступает словно бы на второй план.
С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты" 2, т. И вот шинель приобретена. И вместе с тем начинается отсчет последних дней жизни Акакия Акакиевича. Шинель, ставшая сосредоточием его ценностей, теперь становится причиной его гибели. Приобретение шинели резко меняет привычный уклад жизни героя. Мерное, ритмичное повествование повести приобретает вдруг поспешность и динамику, не свойственную ей ранее.
События начинают вдруг развиваться стремительно, совершенно выходя из-под контроля Акакия Акакиевича. Прежде незаметный, герой оказывается вдруг в центре всеобщего внимания: "Начали поздравлять его, приветствовать, так что тот сначала только улыбался, а потом сделалось ему даже стыдно. Когда же все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер, Акакий Акакиевич потерялся совершенно, не зная, как ему быть, что такое отвечать и как отговориться... Наконец один из чиновников, какой-то даже помощник столоначальника, вероятно для того, чтобы показать, что он ничуть не гордец и знается даже с низшими себя, сказал: "Так и быть, я вместо Акакия Акакиевича даю вечер и прошу ко мне сегодня на чай: я же, как нарочно, сегодня именинник. Впрочем, ему потом сделалось приятно, когда он вспомнил, что будет иметь через то случай пройтись даже и ввечеру в новой шинели. Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник...
И вот жизнь Акакия Акакиевича, прежде такая малособытийная и монотонная, принимает совсем другой оборот. Словно бы из тихой заводи, он вдруг попадает на быстрое для него, разумеется течение. Акакий Акакиевич теряет свое прежнее, почти монашеское смирение: "Он уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу. Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу, очень недурную, а за спиной ее, из дверей другой комнаты, выставил голову какой-то мужчина с бакенбардами и красивой эспаньолкой под губой. Акакий Акакиевич покачал головой и усмехнулся и потом пошёл своею дорогою" 2, т. Потеряв шинель, Акакий Акакиевич уже не может вернуться к смирению, к своему прежнему состоянию, что и является причиной его гибели.
Григорьев в своей статье "Гоголь и его последняя книга" писал: "... В образе Акакия Акакикевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспередельной радости и уничтожающего горя, до того, что "Шинель" делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного... Реальная и бытовая сцена ограбления Акакия Акакиевича подана автором как нечто фантастическое, ирреальное, противоречащее всем законам логики. Этой сцене противостоит финал повести, в котором нереальный сюжет похождения мертвеца подкреплен реальными, подчеркивающими конкретную городскую географию деталями: "Кирюшкин переулок", "Калинкин мост", район Коломны, Обухов мост. Содержание "Шинели" отнюдь не ограничивается только историей приобретения и утраты шинели, и последовавшей отсюда смерти чиновника. Еще одним доказательством несомненного влияния житийной литературы на "Шинель" является финал повести.
Объяснение финала именно с этой точки зрения представляется достаточно аргументированной и возможной. Как известно, одним из доказательств святости служит явление святого после смерти и творимые им посмертные чудеса. Однако в случае с Акакием Акакиевичем о святости говорить нельзя. Беспокойный призрак Акакия Акакиевича, стаскивающий с чиновников шинели — это неуспокоенность души бедного чиновника, неспособность ее обрести долгожданный покой после смерти. Впрочем схоство образов Акакия Акакиевича и святого Акакия не является непосредственным, а скорее опосредованным по отношению к мирской и суетной жизни. А на самом деле противоречие не снимается: недостаток ума лишает Акакия Акакиевича возможности распознать и победить искушение, что приводит его к гибели.
Этим и отличается герой "Шинели" от святого Акакия, которого преподобный Иоанн Синайский описывает, как "простого нравом, но мудрого смыслом". Поэтому и итоги их жизненного пути различны" 22, 131. Акакий Акакииевич — добрый, "положительно прекрасный" человек. Его основной и, кажется, единственный талант заключался в способности довольствоваться тем, что у него есть. Это помогает ему преодолевать все противоречия жизни и в какой-то степени является проявлением "бесстрастия". С утратой этого свойства Акакий Акакиевич утрачивает и саму жизнь.
В первый приход Башмачкина к портному герой, на миг ослепший при упоминании о новой шинели, смог различить только безликого генерала на табакерке Петровича. Эта мимоходом брошенная деталь в дальнейшем развитии сюжета предвещает встречу героя с безымянным генералом. Конфликтное столкновение человека с вещным миром устойчивая черта поэтики Гоголя в "Петербургских повестях" предрекает и неотвратимо влечет столкновение человека с чином. Первый визит к Петровичу и визит к генералу, фиксирующие перекличку в мотивах поведения пары персонажей в конфликтной и кульминационной ситуациях непреклонного и важного благодетеля и неудовлетворенного просителя , как бы заключает сюжет о шинели в своеобразное кольцо.
В его окружении полно жестоких и бессердечных людей, которые часто оскорбляют его, отчего кажутся ничтожными и духовно нищими.
По описанию Гоголя, Башмачников — человек бедный, неприметный и заурядный. Никто не помнит даже, как он на работу поступил. Внешне это низенький мужчина, немного рыжеватый и подслеповатый, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Ему отведена роль переписчика документов, что он делает с большим удовольствием. По сути, он беспрекословно выполняет указания начальства и особо задумываться над чем-либо не приходиться.
Его работа не требует даже элементарной сообразительности. А когда ему предлагают какое-нибудь задание со смыслом, он начинает сильно волноваться. Однажды ему было предложено небольшое повышение, но он от него отказался от робости и неуверенности в своих силах. Духовная жизнь этого героя также ограничена. Заказываю новую шинель, он не ищет роскоши, а всего лишь хочет защитить себя от холода и являться на работу в соответствующей форме.
С того момента, как он обратился к портному Петровичу, мысли о новой шинели стали смыслом его существования. Теперь он меньше ел, меньше употреблял чая, не жег свечи по вечерам, не носил белье прачке, а потому дома ходил в одном и том же халате. И все это ради того, чтобы скопить денег на шинель. Даже лицо его начало светиться от этих мыслей, появился блеск в глазах. С появлением шинели с теплой подкладкой и меховым воротником, Башмачников совсем преобразился.
Его коллеги в честь этого даже устроили праздник. К сожалению, это был единственный день, когда герой ходил в своей обновке. В тот же вечер на него напали грабители и сняли шинель. Когда Акакий Акакиевич обратился к будочнику за помощью, тот только отмахнулся от него. Также поступил и частный пристав, к которому он пошел на следующий день.
Но, пожалуй, хуже всего поступил тот, кого за глаза называли «значительное лицо». Если раньше он был в приятельских отношениях с этим лицом, то теперь тот занимал высокий пост и старался казаться как можно более «значительным». Со всей строгостью в лице и голосе он отчитал Акакия Акакиевича и нагрубил ему. В тот же день Башмачников перемерз на улице в своей старой, захудалой шинели и простудился. Через несколько дней он умер, но стал призраком являться у моста и отбирать у прохожих шинели.
В один из вечеров он напал на своего знакомого высокопоставленного чиновника и с него тоже стянул шинель. С тех пор «значительное лицо» никому не грубит. Да и мертвец перестал появляться у моста. Происходящие в повести события показывают, что герой не желал никому зла и был достойным человеком, однако в силу своей слабохарактерности влачил «маленькую» и никчемную жизнь. Петрович Портной, бывший крепостной по имени Григорий.
Имел кривой глаз и рябизну по всему лицу, но значился хорошим мастером своего дела.
Еще переворотили страницу — вышли: Павсикахий и Вахтисий. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич. Гоголь «Шинель». Показать текст целиком Основная идея приведённого фрагмента повести Н. В Гоголя "Шинель" заключается в следующем : автор хочет показать читателю каким же был образ "маленького человека".
С людьми , которые ниже его чином, обращается грубо. Нарочно заставляет людей ждать у себя под дверью, даже если он ничем не занят. С людьми, равными ему по чину, ведет себя как следует. У генерала есть тайная приятельница - Каролина Ивановна, к которой он иногда ездит хотя он женат. После случая, связанного с Башмачкиным "значительное лицо" лучше обращается с подчиненными: "...
Характеристики героев повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель»
Титулярный советник, чин 9 класса, на год написания «Шинели» соответствует капитану пехоты, ротмистру кавалерии, капитан-лейтенанту флота. Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина дана в первом абзаце повести. Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Таким образом, чин Башмачкина и его статус дворянина отражают его заслуги и признание со стороны государства. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем печальной повести "Шинель" Н. В. Гоголя.
Шинель - краткое содержание
Источник: «Шинель» «…скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Он взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница! Источник: «Шинель» Черты характера и поступки Башмачкин не пользуется уважением в департаменте. Даже сторожа относились к нему как к пустому месту, а молодые чиновники часто подшучивали над ним. Источник: «Шинель» «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха».
Источник: «Шинель» «Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Источник: «Шинель» «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом». Источник: «Шинель» Несмотря на откровенные насмешки в свой адрес и неуважение, Башмачкин никогда не злится на обидчиков. Он продолжает делать свою работу и старается не обращать внимание на пренебрежение начальства или остроты коллег.
И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее». Источник: «Шинель» Башмачкин искренне любит свою работу. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью».
Источник: «Шинель» Акакий Акакиевич наслаждается переписыванием бумаг, это нехитрое занятие доставляет ему массу удовольствия. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его». Источник: «Шинель» В своей работе Башмачкин отличается большой старательностью и аккуратностью. Если бы за тщательное переписывание повышали по службе, он бы мог добиться больших высот.
Источник: «Шинель» У Акакия Акакиевича очень аккуратный и красивый почерк. Новое поручение директора вводит Башмачкина в ступор, и он не в состоянии справиться с поставленной задачей. Всё, что он может, — аккуратно переписывать деловые бумаги. С тех пор оставили его навсегда переписывать».
Источник: «Шинель» Любимая работа является смыслом жизни Акакия Акакиевича, который более ни на что не обращает внимание. Источник: «Шинель» «Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». Источник: «Шинель» Башмачкин часто берёт любимую работу на дом и весь вечер посвящает ей. Если же деловых бумаг для переписывания нет, он просто переписывает любой документ просто так, для души.
Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу». Источник: «Шинель» Акакий Акакиевич с большой ответственностью относится к своей службе и пропускает рабочий день лишь один раз за всю жизнь, когда крадут его шинель. Источник: «Шинель» Башмачкина не интересует окружающий мир. Даже когда он идёт по улице на работу, он не обращает внимание на то, что происходит у него под носом.
Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола…» Источник: «Шинель» У Башмачкина, помимо переписывания, нет никаких других интересов и увлечений. Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра? Источник: «Шинель» Главным врагом Башмачкина, как и всех небогатых людей, стал сильный питерский мороз.
Его старая шинель настолько износилась, что встала необходимость приобрести обновку.
В 1842 году «Шинель» была закончена, а фамилия героя была изменена на Башмачкина. Жанр произведения история с привидениями, драма. Кто написал «Шинель» Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь 1809-1852 великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу. Своё детство Н. Гоголь провёл в Сорочинцах Полтавская губерния.
Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету. Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения. Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания. После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться. В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.
Акакий Акакиевич Башмачкин главный герой повести Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение. Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной накопить на новую шинель. Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг. Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание.
Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников. Другие персонажи «Шинели» Кратко о других персонажах. Помимо Башмачкина, в повести есть ещё два персонажа Григорий или кратко Петрович, и «значительное лицо» или «генерал».
Все хорошее и доброе исчезло в нем под действием бюрократической системы. Осталась лишь оболочка, чин. Именно равнодушие и грубость значительного лица погубили Башмачкина, лишив его последней надежды на справедливость. Автор даже не дает имени этому герою. Он просто лицо. Что-то неопределенное, среднего рода, похожее на какое-то большое и безобразное чудовище, сметающее на своем пути все, что мешает двигаться к цели.
Гоголь показал нам мир петербургских чиновников, находящихся во власти бюрократии. Их жизненные ценности — карьеризм и поклонение чинам. Мы увидели равнодушных к чужому горю государственных служащих, не думающих о проблемах «маленького человека». Власть и деньги способны вершить судьбы людей, будь ты нищий работник канцелярии или занимающий высокий пост чиновник. Каждый из них вынужден жертвовать чем-то во благо этой системы: кто-то шинелью, а кто-то душой. Поделиться с друзьями Любовь Фриму Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Опыт преподавания - 7 лет. Оцените автора.
Описание Акакия Акакиевича в повести. Образ Акакия Акакиевича. Интересы Акакия Акакиевича. Акакий Акакиевич портрет героя. Башмачкин Гоголь. Кукрыниксы Акакий Акакиевич. Кукрыниксы шинель. Шинель таблица период капота период новой шинели. Шинель отношение к переписыванию бумаг период капота и новой шинели. Период капота и период новой шинели. Шинель Гоголь значительное лицо. Акакий Акакиевич шинель образ. Образ маленького человека в шинели Гоголя. Образ маленького человека в повести Гоголя шинель. Повесть о маленьком человеке. Маленький человек рассказ. Акакий Акакиевич Башмачкин произведение. Башмачкин из повести Гоголя. Акакий Акакиевич Башмачкин маленький человек. Отношение к Акакию Акакиевичу. Отношение Башмачкина к службе. Акакий Акакиевич отношение к жизни. Отношение Акакия Акакиевича к службе. Характеристика Башмачкина шинель. Портрет Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь шинель таблица по Акакию Акакиевичу. Шинель Гоголь Акакий Акакиевич. Борис Кустодиев шинель. Шинель Акакия Акакиевича в шинели. Акакий Акакиевич произведение. Внешность Акакия Акакиевича. Акакий Акакиевич Башмачкин. Акактй акаивеси Бошмачкин. Башмачкин несчастный или посмешище. Акакий Акакиевич несчастный или посмешище. Башмачкин Богаев. Башмачкин титулярный советник. Гоголь шинель низенького роста несколько рябоват несколько рыжеват. Шинель образ маленького человека. Шинель Гоголь. Маленький человек шинель. Таблица про Акакия Акакиевича. Характеристика Акакия Акакиевича в повести шинель таблица. Характеристика значительного лица в повести шинель.
Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика героя повести Н. В. Гоголя "Шинель"
Все поздравляют его с приобретением и убеждают, что это обязательно нужно отметить, на что Башмачкин смущается и теряется. Но ему на помощь приходит помощник столоначальника, пригласивший всех своих товарищей-шутников на именины. Коллеги, недавно смеявшиеся над Башмачкиным, теперь делают ему комплименты и заводят беседы. Он даже пробует шампанское, а на обратном пути следует за незнакомой дамой. Когда Акакий проходит через пустырь, группа незнакомцев нападает на него и отбирают шинель. Обращение чиновника к частному приставу остается без результата. Акакий Акакиевич снова в старой шинели, он направляется к Значительному лицу, но оно делает строгое замечание и отказывает в помощи. Башмачкин чувствует себя несчастным.
У Акакия начинается горячка, за ним ухаживает только семидесятилетняя одинокая старушка — хозяйка квартиры, в которой бедный чиновник снимает комнату. Лекарства не помогают, врач рекомендует старушке заказать для больного гроб. Башмачкин находится в бреду, жар не спадает. Вскоре он умирает. После его похорон по Петербургу разносится слух о призраке титулярного советника, который блуждает по улицам и срывает шинели с прохожих. Тем временем Значительное лицо в душе сожалеет о Башмачкине. Как-то вечером приведение срывает шинель со Значительного лица, которое после этого события становится обходительнее с окружающими.
Внешность Акакия Акакиевича Башмачкина описывается как маленького человека с низким ростом, все время ходящего в штанниках, с проплешинами на голове и низким лбом. Он был квасником шестого разряда. Имя и фамилия героя повести объясняются тем, что они были распределены ему по именам и фамилиям двух полуграмотных сослуживцев. Башмачкин служил в генеральном секретариате и занимался переписью документов. Он был заинтересован в точности и порядке, поэтому относился к своей службе ответственно. Сослуживцы относились к Башмачкину безразлично и даже издевались над ним, особенно потому, что он был необычайно скромным и не умел защититься. Неприятным событием, заставившим Башмачкина обратиться к портному, была кража его шинели.
В заключение, чин носителя башмачек определял общественный статус и профессиональный статус башмачника в древней Руси. Сегодня он не имеет официального значения, но по-прежнему является важным элементом культурного наследия. Изучение этого чина помогает лучше понять историю и культуру нашей страны. Что такое чин и как он определяется носителем башмачек? Чин в армии бывает различным — от рядового башмачкина до высшего генштаба императора башмачек. Определение чина зависит от уровня служебных должностей, достижений и опыта носителя башмачек. При смене чина предусмотрено изменение формы башмачек, в основном через добавление или изменение значков и эмблем, а также цветовой гаммы. Именно носитель башмачек решает, какой чин ему присвоить, основываясь на своих достижениях и служебных заслугах.
Каждый чин имеет свое значение и имеет соответствующую иерархию.
Далее история вдруг приняла «фантастическое окончание». По Петербургу прошёл слух, что на том месте, где ограбили Акакия Акакиевича, мёртвый чиновник срывает с людей шинели, не глядя на чины и звания. Один из чиновников департамента увидел мертвеца и узнал в нём Башмачкина. Полиция мертвеца поймать не могла. Реклама Значительное лицо, не лишённого сострадания, тревожила мысль о бедном Башмачкине. Через неделю ему донесли, что Башмачкин умер. Желая развлечься и заглушить упрёки совести, значительное лицо отправился на вечеринку, а затем — к любовнице. По дороге мёртвый Башмачкин сорвал с него шинель и заявил, что это компенсация за ущерб, нанесённый ему значительным лицом.
Это происшествие так напугало значительное лицо, что он начал меньше грубить подчинённым и внимательнее выслушивать просителей. А генеральская шинель, видимо, пришлась мертвецу впору, потому что с тех пор больше его на улицах Петербурга не встречали. Только коломенский будочник однажды ночью увидел привидение, но оно было выше ростом, с преогромными усами и кулаками, каких «и у живых не найдёшь». Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание повести из собрания сочинений Гоголя в 30 томах М. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли. Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте?
Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными. Реклама «Шинель» 1926. Режиссёр: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Источник: YouTube. Аудиокниги Аудиокнига.
Шинель краткое содержание повести по главам
Акакий Акакиевич Башмачкин — чиновник одного из петербургских департаментов. Ему за 50 лет, у него чин невысокий — он титулярный советник. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь. загадочная фигура русской истории, чин которого долгое время вызывал споры и разногласия среди историков.
Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
Содержание: [скрыть]. Чин Башмачкина был удостоен этого звания благодаря своему выдающемуся таланту и долголетнему опыту в сфере обувного ремесла. Содержание: [скрыть]. 13. какой чин был у значительного лица? как обычно он вел себя с подчиненными? 14. как значительное лицо принял башмачкина? почему он "распекал" пришедшего к нему за человека? Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин переписывает бумаги в департаменте, с кротостью сносит насмешки коллег, довольствуется малым. Далее рассказывается о профессии Башмачкина, о его чине и работе.