Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Значение слова и примеры употребления Вы знаете, что такое ямщик? Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах.
Добавить комментарий
- ЯМЩИК - Большой современный толковый словарь русского языка - Русский язык -
- Ямщик, чумак и крючник: 5 архаичных профессий, которые ушли в историю
- Разбираемся, что такое ямщик
- Ямщик – это… определение и история
Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30—70 копеек. Грузовое такси — ломовики — работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики — «голубчики», или «резвые».
Он активно участвовал в битве и был хорошо известен своей отвагой и лидерскими качествами. Генрик Сенкевич — польский писатель и ямщик, который в своих произведениях описывал жизнь и приключения ямщиков. Он был известен своими детективными и историческими романами, в которых кареты и ямщики играли важную роль в сюжете. Георгий Жуков — ямщик советской армии во время Второй мировой войны. Он управлял каретой и показывал выдающиеся навыки стратегии и тактики. Бо Женшен — китайский ямщик, который путешествовал по всей стране, доставляя почту и новости. Он стал героем множества китайских легенд, в которых он и его карета помогали решать различные проблемы и ситуации. Александр Пушкин — русский поэт, который также играл роль ямщика в своем произведении «Евгений Онегин». Хотя эта роль была маленькой, она оказала большое влияние на сюжет и настроение произведения. Ямщик в литературе Ямщики часто выступают в роли проводников поэтического героя через просторы России. Они бывают надежными спутниками на жизненном пути, лишенным всемирной мудрости, но обладающими непомерной силой и энергией. Они представляются в произведениях как настоящие богатыри, сумевшие преодолеть все преграды своего тяжелого и ответственного труда. Одним из самых известных произведений, где ямщик занимает важное место, является роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». В этом произведении ямщик Печорин выполняет роль проводника и наблюдателя мироздания, показывая герою пустоту его корыстных устремлений.
Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии.
Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции.
«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной
В своей книге он вспоминал, что русские «…редко подковывают лошадей, если только не используют их как почтовых по зимним дорогам. Тогда, чтоб они не скользили, они подковывают их тонкими подковами с шипами и едут. Лошади в этой стране хорошо проходят 80 вёрст в день». За службу ямщики получали жалованье по 20-25 р. Правительство жаловало им свободную от налогов землю и освобождало от разных повинностей. Сравнивая Русь с птицей-тройкою, Гоголь связывал этот образ с ямщиком: «…не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню, — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». В XVI в. При ямских почтовых станциях были устроены ямские избы для отдыха ямщиков.
Дубовый умёт Волжского района Самарской области Семьи ямщиков и они сами во время болезни, отдыха или на пенсии жили в специальных поселениях, называемых Умёты. Жён ямщиков называли ямщичками. Впрочем, по другой версии умёты — поселения слободы вокруг крупных ямов. Вот как писали про историю Дубового умёта в 1854 г. Эти подворья на дороге в Уральск носили название умётов. Земляные избы были построены при овраге, а подле оврага был дубовый лесок. Отсюда нынешнее село получило своё название». Нередким у проезжавших, указывал Н.
Гоголь в «Мёртвых душах», было желание «…произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков». Путник XIX в. Транспортные средства Наиболее распространённым транспортным средством у ямщиков был возок, который зимой ставили на полозья, летом — на колёса. Возки для переездов на дальние расстояния, устраивали так, что путник мог и сидеть, и лежать: «Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадало холодного воздуха. С обеих сторон в нём находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпровождения книги и всё необходимое для жизни в пути. Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами… Внизу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днём и ночью. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком». Были также многоместные дилижансы, но их распространение в России оказалось небольшое.
Даля слово ямщик расположено в колонке ,,Ям",с татарского -селение. ЯмщИк -крестьянин на яму,для почтовой гоньбы на своих лошадях,за что он освобождался от подушного в старину :рассчитываемый по душам,отдельным людям налога. Вообще,вожатый,возница,погонщик на почтовых. Так что с профессией таксиста вполне можно сравнить,но более бесправной и... Читать далее.
А со временем правительство ряда европейских стран и вовсе запретили этот род деятельности на официальном уровне. Крючник Не существующий ныне вариант портового грузчика. Но куда более интересными были другие люди, называвшиеся тем же понятием, а промышляли они деятельностью грузчиков, работавших на перевалке корабельных грузов. Причём локализация у них была довольно узкой - это Поволжский регион. Но был и своеобразный центр их работы в виде города Рыбинска - по информации редакции novate. Рыбинск - центр работы крючников. Кроме того, среди них была своего рода внутренняя дифференциация по специализации. Так, одна часть профсоюза работала на поднятием грузов из трюма на палубу, другая - именно та, что работала с крючком - занимались забросом мешки себе на спину и транспортировкой их на другой корабль, а третьим был человек, именуемый «батырем», занимаясь руководством процесса погрузки мешков. Отличие работы крючников от других грузчиков состояло в том, что они переносили грузы с корабля на корабль, не перенося их на берег.
Любой поволжский порт имел собственные артели профессиональных крючников. А работала она следующим образом: как только оканчивалась погрузка, им платил не сам хозяин груза, а подрядчик, фактически монополизировавший найм этих людей. Но суммы за столь нехитрый, но довольно тяжкий труд, были немаленькие: крючник мог заработать до 5 рублей в день. Вот поэтому они считались своеобразной элитой среди наёмных трудяг. Но, конечно, минусы это профессии были эквивалентны заработку: их деятельность слишком сильно сказывалась на здоровье крючников, поэтому они имели множество хронических заболеваний, а в средних годах почти все имели инвалидность. Крючник, конец 19 века. А вытеснила их, как можно предположить, техника: как только появились автоматические погрузчики, деятельность крючников в оригинальном понимании оказалась не нужна. Впрочем, окончательно данный род деятельности не исчез совсем, а сумел трансформироваться исходя из новых условий. Сегодня можно также встретить своего рода наследников крючников, которыми оказались докеры.
Чумак Одно из популярнейших занятий в Российской империи. Ключевой деятельностью этих людей была перевозка различных грузов по челночным маршрутам с севера на юг и в обратном направлении. Но чаще всего их знают по своему самому известному грузу, как доставщиков соли, но также они нередко перевозили зерно и древесину. Работали они группами, объединяясь в полноценные караваны из повозок с навьюченными волами. Последних, кстати, выбирали неслучайно: они были достаточно выносливыми и сильными, чтобы переживать столь долгий путь.
Ямщики были также ответственны за обслуживание повозок, их ремонт и поддержку в хорошем состоянии. Вам также может понравиться.
Большой современный толковый словарь русского языка
- Приморская Мариинка впервые представляет Дальневосточный Пасхальный фестиваль
- Русский ямщик – а вы знали, что… — Я так хочу! (Галина Пешехонова) — NewsLand
- 2. Тряпичник
- Немного о ямщиках – исторические факты без сплетен и набросов
«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной
Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий.
Ямщик — значение и сущность этой профессии
От «ямы» до «ямы», то есть от одной почтовой станции до другой, местное население должно было заботиться о состоянии дороги и ремонтировать ее, обеспечивая проезжее состояние. С «техническим регламентом» для ремонта дорог того времени можно ознакомиться в Судебнике от 1589 года, созданном при сыне Ивана IV, царе Федоре Иоанновиче 1557—1598. Ширина дороги определялась в 3,2 м: «а по лесам дорогу частить поперег полторы сажени, и выскиди бурелом и поперечный лес высекати. А на ручьях мосты мостити поперег полторы сажени. А где на проезжей дороге заворы косогоры , и тут бы были отворы удобные спуски и подъемы ». Государственная повинность предполагала также и ремонт мостов: «Куда были преж сего дороги, и ныне бы те дороги были чисты, и через реки перевозы, а через ручьи мосты вново добрые».
По усовершенствованной таким образом дороге верховой гонец или сани в зимнее время действительно могли передвигаться очень быстро. Вспомните: «В той степи глухой умирал ямщик», «Ямщик, не гони лошадей», «Дремля, смолкнул мой ямщик» — перечислять упоминания об этих почтовых тружениках прошлого придется долго. Все потому, что сама ямщичья служба овеяна, как сказали бы сейчас, ореолом романтики: была опасна и уважаема. Русские дороги с непредсказуемым климатом изначально были небезопасны даже для самых опытных гонцов. В дороге все могло случиться — от нападения диких зверей, которыми славились наши леса, до снежных буранов.
А если напали разбойники или конь захромал либо, того хуже, пал? Так что в ямщики добровольно никого силой не принуждали шли люди крепкого физического сложения, умеющие за себя постоять, и часто с авантюрной жилкой. Кстати, чтобы быть принятым на государеву службу, нужно было еще доказать, что пользуешься доверием общества и известен как человек честный, не запойный, надежный. Работа ямщиков и оплачивалась соответственно — им полагалось немалое жалованье и многие льготы, например, они не исполняли земских повинностей. Ямщиков нельзя было записать в крепостные, они могли заниматься торговлей, ремеслами, собственным извозом и жили отдельными слободами, которых в Москве уже к концу XVI века было шесть.
В названиях московских улиц еще сохранилась память об этих служивых людях — это Тверские-Ямские улицы и переулки. По документам 1628 года известно, как одевались ямщики: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Итого 6,4 руб. На почтовую службу в Московском государстве собирали специальный налог — ямские деньги. Они шли как на оплату труда ямщиков, так и на содержание почтовых станций.
Как писал немецкий дипломат и путешественник Адам Олеарий, побывавший в Москве в 1633 и в 1635—1639 годах, многие крестьяне старались попасть на ямщичью службу. Самым обустроенным трактом был тракт Москва — Казань, а самым загруженным — от Москвы к Пскову и Новгороду. А вот мемуары жившего в Москве в 1670—1673 годах курляндца Якоба Рейтенфельса: «Что касается до сообщений сухопутных зимою русские ездят дорогами кратчайшими , то в Московии везде по большим дорогам расставлены лошади, которых можно брать за небольшую плату, и езда производится так быстро, что гонцы царские от самых отдаленных рубежей государства переносятся в столицу в самое короткое время». Ямы, или места, по которым расставлены лошади, находятся один от другого в семи и десяти немецких милях, писал Якоб Рейтенфельс. По его описанию, почтовая гоньба отправлялась классом людей, известных под именем ямщиков, которые были изъяты от всех прочих повинностей.
Уничтожить потребность в ямщиках смог только технический прогресс — со строительством железных дорог надобность в почтовых станциях постепенно отпадала, и с середины XIX века на просторах России песни ямщиков звучали все реже, пока вовсе не смолкли. Почты «немецкая» и «русская» Особенностью «русской» почты, столь восхищавшей иностранцев своей быстротой и храбростью ямщиков, было то, что почтовые экспедиции предпринимались по мере государственной необходимости, и собственно почтовые услуги населению не предлагались. Конечно, всегда можно было найти того, кто доставил бы попутно письмо в нужный город прямо адресату, или даже нанять собственного гонца, который мог отвезти и послание и посылки, но стоило это слишком дорого.
Тверские ямщики попытались стать посадскими жителями. И без особого сопротивления со стороны властей перешли с яма на посад. Вдовы ямщиков повыходили замуж за стрельцов, казаков и ремесленников. Шли годы, и никто не вспоминал про этот случай.
И вдруг 24 ноября 1673 г. Ну, а что делать с вдовами? Тут законодатели решили все очень просто: «которые ямщичьи жены вышли с домами своими замуж, в разные слободы и в дворцовые села, тех сыскивать, за кого вышли замуж. А сыскав, тех людей допрашивать: в ямские слободы вместо себя в замен, кому ямскую гоньбу гонять, в ямщики дадут ли? И буде скажут: в замен в ямщики дадут, тем за них быть в ямщиках. А которые замену за себя не дадут, и тех брать в ямские слободы» [51]. Один из столбцов Разрядного приказа содержит документы по этому поводу — акты пропитаны слезами.
Царь любил показать себя добрым помещиком. Особенно в тех случаях, когда доброта ему ничего не стоила. Алексей Михайлович, государь всея Руси, досуг свой посвящал многим вещам. Он сочинил «Устав сокольничьего пути», любил редкостных животных, разводил необычайные растения. В сады подмосковного села Измайлова деревья и кустарники везли со всех концов света. С нетерпением ждал царь, когда из далекого Хорезма в Москву доставят саженцы тутовых деревьев. Но в пути получилась задержка.
Сокольник Елисей Батогов привез деревья из Мурома во Владимир 6 апреля 1666 г. По симбирской подорожной ему нужно было дать с владимирского яма до Москвы 104 подводы. Да в тот же день приехал из Астрахани грузинский царевич Николай Давидович, Таймуразов внук. Его пристав Андрей Елагин потребовал лошадей для царевича, для его чиновных людей и «под обиход». Всего 94 подводы. Грузинскому царевичу поезд составили, и он отбыл в Москву. Когда же Елисей Батогов стал спрашивать подводы под тутовые деревья, то ямской приказчик Степан Назарьев да староста Андрей Мешков сказали, что подвод на стане нет.
Батогов немедленно отправился с жалобой к воеводе Андрею Воронцову-Вельяминову. Тот, как он сообщает в своей челобитной к царю, дал сокольнику «память о тех подводах на ям» и стрельцов. И велел «те подводы доправить тот час же». Но лошадей действительно не было — все ушли в разгоны. Елисей взял на яме только четыре подводы для себя и под свой скарб и, не простившись с воеводой, отправился в Москву. Тутовые деревья он бросил во Владимире на произвол судьбы. В Москве Батогов, не мешкая, явился в Разрядный приказ и объявил, что «воевода Андрей Воронцов-Вельяминов с товарищи под то тутовое деревье подвод не дали.
И то деревье застояло в Володимире не моею, холопа твоего, оплошкою и нерадением, а ево андреевым умыслом». Дальше он сказал, что владимирские ямщики все находятся в разъезде. Доложили царю. Государь осерчал и велел послать во Владимир грамоту с выражением своего гнева. И пока грамоту писали… Принятие присяги по рисунку А. Олеария 9 апреля распорядился воевода отправить саженцы в Москву. Ямщики попросили отсрочки на один день.
На другое утро Воронцов-Вельяминов приехал на стан со стрельцами и с пушкарями, чтобы с ямщиков «подводы править жестоким правежом». Был в старину такой способ взыскивать долги, штрафы, налоги. Ответчика били до тех пор, пока он не согласится погасить свою задолженность. Но оказалось, что брать подводы не с кого: все ямщики за ночь разбежались. Остались только приказчик, староста, два десятника и два гонщика. Воевода рассвирепел. Велел разыскать беглых ямщиков и вместе с женами и детьми посадить в тюрьму.
Царю же он отправил пространную грамоту, сваливая всю вину за случившееся на Елисея Батогова: «Для своей бездельной корысти взял он, Елисей, с ямщиков посул взятку и им велел разбежаться». Была на Руси такая должность — губной староста. Занимался он расследованием различных уголовных дел[16]: «воровства против государя», разбоев, грабежей и прочих преступлений. Задержка доставки тутового дерева была расценена как «воровство». Поэтому 13 апреля из Москвы к владимирским губным старостам Федору Беречинскому и Михаилу Трескину примчался гонец. Из Разряда писали, чтобы они разобрались в этом деле, с воеводы взяли 100 руб. И губные старосты «подводы правили смертным правежом».
Многие посадские вынуждены были за бесценок продать свое имущество, чтобы заплатить по 5 руб. Кроме того, «большою ценою» купили они 104 телеги и столько же дуг. Чем же кончилась эта история? Саженцы тутовых деревьев привезли в Измайловский сад. С воеводы Воронцова-Вельяминова взяли 100 руб. Деньги эти были достаточно большими — весь владимирский посад платил налог на ямскую гоньбу 104 руб. Ямщики, как выяснилось, никуда не разбегались, так что наказывать их было не за что.
Деньги, взятые у посадских людей на перевозку деревьев, зачли в ямские деньги на несколько лет вперед. А телеги и дуги им вернули [52]. Правда, у многих владимирцев после этого происшествия остались рубцы на коже после усердного правежа, но это уже не в счет. Доставалось ямщикам и от царских гонцов.
Служилые люди В допетровское время ямщики считались «служилыми людьми», точно так же, как и пушкари, стрельцы и городовые казаки. К середине XVI в.
Так ямщики стали особой частью русского общества. Изба ямщика След в культуре Конная почтовая связь давно канула в Лету, однако образ ямщика сохранился во многих произведениях русской литературы, искусства и народного творчества. В русском народном песенном творчестве существует особый жанр ямщицкой песни, обычно грустной и протяжно-ритмической, выражавшей мечты и надежды ямщика в долгой дороге. Об этих песнях упоминал А. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога». Некоторые из них, такие как «Однозвучно звенит колокольчик», «Вот мчится тройка удалая», «Степь да степь кругом» и др.
Поделиться ссылкой.
В первой половине XIX века, кроме однодворцев, ямщицкая внутрисословная категория была второй и последней ярко выраженной группой в среде казённого крестьянства. Ямщики продолжали оставаться с теми же правами и обязанностями, каковые были у них ранее. По своему ведомству они, а равно и их конкуренты, могущие по Указам 1810 и 1812 гг. Так, владелец или содержатель яма занимал должность станционного смотрителя вспоминайте А. Пушкина с его рассказом , каковая должность числилась в IX классе "Табели о рангах". Однако Указом 1822 г. В 1824 г. Указом 7 июня 1826 г. С 1830-х годов в стране началось развитие железных дорог, и ямщицкая внутрисословная категория оказалась не нужна.
Именно после 1826 года термин «ямщик» окончательно огрубляется и начинает применяться к обыкновенным извозчикам, не имеющим с настоящими ямщиками ничего общего. Впрочем, с другой стороны, многие мелкие представители ямщицкой категории переходили в городской извоз.
Что такое ямщик
В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Смотреть что такое «ЯМЩИК» в других словарях: ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка.
Кто такой ямщик
Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который правил повозкой с запряженными в нее лошадьми. Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов.
Почтовые станции и станционные смотрители
Поэтому войсковая администрация вынуждена была взять на своё попечение 179 почтовых станций с 1830 почтовыми лошадьми. За эту непростую службу казаки получали солдатский провиант и жалование, полагавшееся нижним чинам. Само же войско из земского и ясачного сбора получало за ямскую гоньбу ежегодно по 64 240 рублей. В 1865 году Александр II освободил сибирское казачество от казенной ямщины. Вскоре после начала Русско-Шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С.
Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: «Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях.
Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством.
Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Неподалеку, у стен Спасского монастыря, находился въезд в город со стороны Москвы и Углича. Неудивительно, что вся площадь перед монастырем ныне Богоявленская была наводнена харчевнями и постоялыми дворами. Возле древней Угличской башни, служившей городскими воротами, располагался «обжорный ряд», или, попросту говоря, «обжорка», где путники могли недорого перекусить и отведать дешевой водки, именовавшейся в Ярославле «сивухой». В ярославском трактире При Петре I вдоль почтовых трактов появились многочисленные трактиры, выполнявшие функции придорожных гостиниц и помещений «общепита». Здесь путешественники могли откушать, а то и остановиться на ночлег, а ямщики согревались после долгих перегонов. В Ярославле, стоявшем на пересечении важнейших торговых путей, подобные заведения были очень популярны. В XIX веке здесь на 51 тысячу жителей приходилось 57 трактиров. В трактирах нередко гуляли подвыпившие купчики, однако в целом обстановка была довольно чинной, чему немало содействовал авторитет трактирщика. В этом ремесле нашим ловким, смекалистым землякам не было равных.
Ушинский, — где бы изза прилавка не выглядывала веселая физиономия ярославца». Попадались среди ярославских «рестораторов» и вовсе незаурядные личности. К примеру, потомственный трактирщик Егор Трехлетов коллекционировал старинные рукописи, имел лучшую в городе частную библиотеку и являлся членомкорреспондентом Русского археологического общества. Провинциальный трактир не предлагал гостю кулинарных изысков, зато порции здесь отличались щедростью, цены — доступностью, а ассортимент — постоянством. Чехов, — в какой трактир ни зайди, непременно найдешь соленую белугу с хреном». Обязательным в трактире считалось наличие водки и стандартной закуски — «казенки»: кусок ветчины да соленый огурец. Начинали обед, как ни парадоксально, с чая. На стол выносили два чайника: маленький — с крепкой заваркой и большой — с кипятком.
Кони мчат-несут, степь всё вдаль бежит, Вьюга снежная во степи гудит. Снег да снег кругом, сердце грусть берет; Про Моздокскую степь ямщик поет… Как простор степной широко-велик, Как в степи глухой умирал ямщик. Как в последний свой передсмертный час Он товарищу отдавал наказ: «Вижу, смерть меня здесь, в степи, сразит, — Не попомни, друг, злых моих обид. Злых моих обид, да и глупостей, Неразумных слов, прежней грубости. Схорони меня здесь, в степи глухой, Вороных коней отведи домой. Отведи домой, сдай их батюшке, Отнеси поклон старой матушке. Молодой жене ты скажи, друг мой, Чтоб меня она не ждала домой… Кстати, ей еще не забудь сказать: Тяжело вдовой мне ее кидать! Передай словцо ей прощальное Пусть о мне она не печалится — С тем, кто по сердцу, обвенчается! Голосит она, в степи стон стоит, Та же песня в ней ямщика звучит. В глухой степи замерзает ямщик. Лютый мороз, но он просит товарища похоронить его здесь. Допустим лето, жара, тушка разлагается, можно было еще понять. А тут зима, замерзшему трупу ничего не будет.
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?
Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф.
Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. Дибича, В.
Гарпе, М. Воронцова и И. Галатте де Жепола на территории Пруссии , герцогства Варшавского, Саксонии , Мекленбурга , в 1814 году — на территории Франции.
Их профессия была одной из древнейших в русском государстве — фактически, система ямских станций и помогла когда-то это государство создать. Ямы Империи Фельдъегерь. Картина неизвестного художника с рис. Public domain «Когда я на почте служил ямщиком» — эти слова из старой русской песни знакомы всем. Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте?
Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории. Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи а затем ее преемника — государства Золотая Орда с окраинами. Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами. Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую повинность», введенную еще монголо-татарами в начале XVIII века заменена налогами. Население было обязано содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки подводы , лошадей и корм для них, а также выделять из своей среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков — тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов. Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение — Ямской приказ. Стать ямщиком было много желающих — ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование.
Однако работа была не из легких — ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем.
Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства.
Он обозначает ямскую повинность, денежный сбор на ямскую гоньбу.
Как считает Б. Кисин , слово «ямщик» восходит к слову «ям», возникшему от тат. Последнее также является исходным словом при образовании понятия «ямская повинность», которым обозначали тягловую повинность населения России XVI века. При этом ямщиком называли лицо, исполнявшего эту повинность [4]. Согласно М. История Н. Тройка зимой Ямщики были кучерами , на государственной службе , выполнявшие ямскую повинность , установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд [6].
Его восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, и впечатляло само учреждение почтово-пассажирской связи. В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и надежность и быстрота доставки были не на должном уровне [7]. В «допетровское» время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы , городовые казаки и пушкари. Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование.