Новости венчание на царство грозного

Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного.

Сообщить об опечатке

  • Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
  • Комментариев к записи: 4 “29.01.1547 — Венчание на царство Иоанна IV Грозного”
  • Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного
  • 466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

Новый титул принял шестнадцатилетний Иван IV. Первые «цари» — кто они? Детство правителя, получившего впоследствии прозвище «Грозный», трудно назвать беззаботным. Мать — Елена Глинская — внезапно ушла из жизни еще через пять лет. Иван Грозный был уверен, что ее отравили. С 1538 года монарх-сирота вынужден пребывать в постоянном противоборстве с боярами и по мере сил защищаться от их нападок и притязаний.

Пытаясь найти внутреннюю опору в трудные времена, Иван Васильевич начинает живо интересоваться всем, что связано с происхождением царской власти. Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала — исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом.

По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел.

И стоящие у памятника сегодня стоят у истоков будущего национального праздника, потому что он позволит воскресить огромный шлейф великой истории русского государства, величие которого было поднято именно Иваном Грозным. Михаил Михайлович также напомнил собравшимся о том, что царь на протяжении 17 лет управлял страной из второй столицы — Александровой слободы, где находился после выезда из Москвы с конца декабря 1564 года. Член Общественной палаты, историк Вячеслав Манягин: 16 января можно назвать днем рождения великорусского государства. До того как Иван Васильевич венчался на русское царство, наше государство считалось княжеством.

В электронном фонде Президентской библиотеки собрано большое количество исторических исследований периода XIX—XX веков, посвященных этому знаменательному событию и его значению в становлении и развитии Российского государства. Великий князь Иван IV Васильевич рано остался сиротой и был отдан под опеку совета бояр. Как отмечает историк В. Ключевский в своем курсе «Русская история», «от природы получил он ум бойкий, гибкий и немного насмешливый, настоящий московский, великорусский ум. Но обстоятельства, среди которых прошло его детство, испортили его, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рос среди явлений боярского самоуправства. Придворные интриги, сцены произвола, какими ознаменовалась борьба боярских партий, были первыми впечатлениями Ивана». Из электронной копии раритетного издания 1914 года «Царь Иван Васильевич Грозный и его время», хранящегося в фонде Президентской библиотеки, узнаем, что «Иван еще в очень юные годы прочитал чуть ли не всё, что тогда можно было прочитать: книги священного писания, церковную и римскую историю, русские летописи, творения св. Во всем, что он читал, Иван выискивал такие места, где говорилось о величии царской власти, о беззаконных слугах, о неверных рабах, — все это молодой государь применял к своему положению и глубоко затаивал в сердце недовольство против тех, кто заставлял его испытывать унижение».

Михаила Черниговского и боярина его Феодора, а также канон Ангелу Грозному воеводе не нотированы, но при каноне выставлены указания на ирмосы, по образцу к-рых сочинены тропари канона. Среди прибавлений к службе Сретения Владимирской иконы, созданных во 2-й пол. Петру см. Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Стихир «творения» И. В списке РНБ. Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон. О1-512; 1-й пол. Стихирарь» , РНБ. Певческий сборник, писанный Логгином Шишеловым в Троице-Сергиевом мон-ре в сер. Первый цикл составлен на память митр. Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» «Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л. Николаю Мирликийскому 6 дек. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т. Второй цикл стихир с именем И. До недавнего времени об атрибутивных пометах И. Леонидом Кавелиным Сведения о слав. Спириной, и сведения архим. Леонида были подтверждены. Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире «Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л. Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными... Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ. Петру «Отче преблаженне... О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Славник «Денесе собори рустии... По тексту, опубликованному Д. Лихачёвым , В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» Владимирской иконе и «Кыми похвальными... В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе ГИМ. Руди, пер. Алексеева, коммент. Алексеева, Т. Описание слав. Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского: По ркп. ПДПИ; Т. Платонову: ученики, друзья и почитатели. Очерки по истории музыки в России. Образцы древнерус. История рус. Тропарь и кондак на пренесение честным мощем кн. Михаилу Черниговскому, «творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российскаго»: К пробл. Эпоха Ивана Грозного…: [Аннот. Воронова: Альбом из 2 грампластинок. Песнопения рус. Свердловск, 1991. О значении идеи наследования «истинно православного христианского самодержавства» для развития духовного творчества рус. Выдающиеся рус. Челябинск, 2005. Малоизвестная певч. Челябинск, 2006. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Однако портрет первого рус. В 60-х гг. В композиции на юж. Насыщенная яркими конкретными деталями сцена не могла не восприниматься современниками как иллюстрация эпизода из «Повести о болезни и смерти вел. Василия III», описывающей трогательное прощание вел. Однако композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьей, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности. Из материалов Стоглавого Собора 1551 известно, что И. Этот образ представлен в левом нижнем клейме на «Четырехчастной» иконе 1547-1551 из Благовещенского собора Московского Кремля: в нижнем регистре написаны святые в молении, перед ними - коленопреклоненные люди «живы суще», среди к-рых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой. Исследователи предполагают, что т. При этом представленная фигура - обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации. Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г. Имеется больше оснований связывать с И. Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч с т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление И. Сорокатый В. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер. Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел. Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр. Изображение паломничеств на р. Тихвинку вел. Василия III и И. Чуванова кон. XVI - нач. Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг. По сведениям Д. Ровинского, миниатюрный портрет И. Черткова: «... В росписи 1561 г. Владимира Мономаха были изображены вел. Василий III и И. Иконописный портрет. XIX - нач. Национальный музей Дании, Копенгаген По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима. Войско возглавляет арх. Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом. В центре посреди войска представлена фигура в имп. Некоторые исследователи 20-80-х гг. В лит-ре 90-х гг. Квливидзе, В. Сорокатый возобладала иная т. Константина Великого библиографию вопроса см. Фрагмент композиции «Древо государей российских». Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря фреска снята со стены в 40-х гг. ГИМ Среди изображений И. Оплечный образ И. По мнению Е. Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг. Белецкий датировал портрет И. В последнее время ученые М. Красилин, А. Горматюк и др. На портрете у И. Особый тип средневек. Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве 1689 , созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля 60-е гг. В росписи Новоспасского мон-ря свод галереи полностью отдан изображению древа государей. Княжеские и царские персоны заключены в овальные обрамления, образованные вьющимся побегом; И. На нем царское платье с золотой каймой и поясом, украшенными драгоценными камнями, шуба на меховом подбое распахнута, круглая княжеская шапка с меховой оторочкой расписана крупными цветами. Несмотря на то что внимание мастеров сосредоточено на одежде и регалиях, они попытались индивидуализировать облик царя: у него сухощавое вытянутое лицо с подчеркнутыми скулами, маленькими глазами, тонким носом, густыми волосами и длинной бородой с проседью. Первый рус. По колористическому решению, типу и орнаменту одежд образ И. Портрет из «Царского Титулярника». Матвеева как историко-генеалогический и дипломатический документ был составлен Царский Титулярник, или Большая государственная книга. Титулярник открывает традицию офиц. Иллюстрации к нему - поясные портреты рус. Изображение И. В отличие от т. Портреты И. На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг. Родословное дерево рус. Композиция повторялась позднее, напр. УИХМ К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. Один из них сер. Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных вымышленных портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях. В портрете И. На плечах И. Некоторые детали одежды горностаевый мех, зубчатый венец указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп. Оба портрета датируются 2-й пол. Даен М. Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Серия рельефных инталий на зеленой сибир. Брюса нюрнбергским мастером И. Доршем ГЭ. Еще один цикл портретных медалей рус. Иванова создан в 1768-1772 гг. Екатериной II. В 1774-1775 гг. Шубин по заказу императрицы выполнил для Чесменского дворца под С. Еготова, с 1851 в залах нового музейного здания К. Тона; повторения в Петровском путевом дворце и в здании Сената в Кремле. В сравнении с портретами первых Рюриковичей, представленных в рыцарских доспехах и шлемах с перьями, портрет И. Такое изображение свидетельствует о том, что личность И. Две серии бюстов рус. Шопена в С. Ростовой образ И. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Палехские мастера. В 1882 г. Филимонова было решено возобновить роспись Грановитой палаты Московского Кремля украшена стенописью в кон. Следуя схемам и описаниям Ушакова, мастера создали портреты российских государей в стилистике живописи эпохи историзма. Монументальная фигура И. Димитрия Донского, вел. Лицо И. На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И. Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И. Фрагмент гравюры. Никитина из собрания Ф. Юсупова, ГРМ; см. По указанию президента АХ А. Оленина акад. Уткин в 1832 г. Сказания кн. Условные портреты И. Краткое ист. Российская история с 63 портретами вел. Петра I» П. Пикара 1717, РНБ , «Вел. Голышева во Мстёре ГЛМ , и др. Образцом для мн. Штенглином с оригинала И. Бельского в 1742 г. Ровинский указал 80 гравированных портретов И. Антокольского , с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т. Гравюра из кн. Iohannis Basilidis... Так, Энтони Дженкинсон, представитель англ. Oртелия «Зрелище земного мира» Лондон, 1562; экз. В верхнем левом углу карты помещено изображение И. Две гравюры из коллекции Ровинского дают представление о том, как оценивали личность рус. На заглавном листе редкой кн. С правой стороны от государя стоят 3 боярина, слева - клирики с книгами и четками, рядом с ними изображены иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святителя в зап. На гравюре из кн. Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти. Скульптор М. Еще один упоминаемый Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной б-ке в Вене: И. Ни один из прижизненных портретов И. Однако зап. Василия III с подписями, в которых изображенный именуется как И. Ровинский признает оригинальными 2 портрета. Первый профильный поясной портрет гравирован на дереве Гансом Вейгелем в 1563 г. Экземпляр портрета, раскрашенный в манере старинных нем. Ioannis Basilidis magni Moscouae ducis vita Witebergae, 1585; экз. Изменения внесены в костюм: поверх кафтана надето расшитое цветами оплечье, нет золотой цепи; черты лица острее и соответствуют человеку более зрелого возраста. Фотография Швейна. Ключевского и Н. Костомарова, создавших противоречивый и мрачный образ грозного самодержца. Эта историческая тема нашла отклик в литературе и творчестве ведущих мастеров живописи и скульптуры. Одним из первых появилась картина В. Мосоловым выполнена серия гравюр. В 1871 г. Антокольский создал статую «Царь Иоанн Васильевич Грозный» бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон , за к-рую был удостоен звания академика: царь без регалий власти сидит на троне в мрачных раздумьях. Автор создал драматический образ «мучителя и мученика», державшего в страхе гос-во. В 1875 г. В 1885 г. Известны произведения В. ГМИР: Альбом. В 1897 г. Нестеров - автор композиции «Папские послы у Ивана Грозного» эскиз 1884 г. Маковский - «Смерть Ивана Грозного» ок. Над образом И. Шустов, К. Лебедев, К. Вениг, П. Плешанов, Н. Неврев, Г. Седов, И. Пелевин, К.

О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России

Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному. В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли.

За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела. Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III. Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии».

По поводу Франции Н. Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6]. Историк Кобрин о своих русских правителях писал следующим образом: «Ведь все они были лишь Великими князьями, только иногда, не столь в официальных документах, сколь в публицистике, их для пущей торжественности именовали царями» [7]. Эта колкость касается в большей степени деда Грозного. Подчеркивается, что царем дед Грозного именовал себя только с ливонцами и некоторыми немецкими князьями. Очередные двойные стандарты.

На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать. У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело. Как пишут историки, первое упоминание обращения с использованием царского титула в дипломатической переписке между польской и русской сторонами появилось в 1489 году. Согласно действовавшей практике, если ты принимаешь титул от правителя, стоящего рангом выше, то тот, кто принимает, становится вассалом дающего титул. В Росархиве сохранилась грамота 1514 года Максимилиана I [8] к отцу Грозного Великому князю Василию III, в котором князь назывался титулом «kayser» — цезарь, император. Эту грамоту в 1718 году царь Петр распорядился напечатать на европейских языках для обоснования своего императорского титула.

Ближайшее окружение царя оказалось не радо возвышению царя.

Венчание на царство российских правителей с начала XVIII века — коронация темой отдельной выставки стало в первый раз. Чтобы раскрыть ее, отобрано около 400 предметов: одежда, документы, гравюры, фотографии. Они расскажут о том, где проходили празднования, как на протяжении столетий менялся ритуал, из кого состояла коронационная процессия, во что были одеты ее участники, из чего ели и пили гости в Грановитой палате и многое другое. Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись. Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник скатерть. Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры.

Публикации 29. Первый Помазанник Божий на русском престоле Будучи неполных семнадцати лет от роду, Великий Князь Иоанн IV Васильевич решил по примеру наших прародителей и сродника нашего князя Владимира Всеволодовича Мономаха венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария. Венчание произошло утром 16 января 1547 года. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал именоваться Царем. В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иоасаф соборной грамотой 1561 года, подписанной 36 греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной Царицы Анны, сестры Императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владимира на Царство». Церковное Таинство Миропомазания открыло юному Монарху глубину мистической связи Царя с народом и неразрывную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это сознание руководило с того момента и до самой кончины всеми его личными поступками и государственными начинаниями. Чтобы понять впечатление, произведенное на Царя помазанием его на Царство, надо несколько слов сказать о происхождении и смысле чина коронации.

Однако и вторая супруга Василия III долго не могла родить ему сына. Совершая паломничества в святые обители, раздавая богатую милостыню, князь молил о чуде. По прошествии некоторого времени, согласно легенде, некий юродивый объявил великой княгине, что вскоре она станет матерью — родит сына широкого ума. И вот в августе 1530-го, в ночь, когда бушевала гроза и Кремль содрогался от ударов грома, на свет появился долгожданный наследник. Крестили младенца, названного в честь деда Иваном, в самой почитаемой русской обители — Троице-Сергиевом монастыре. Василий III , исполненный благодарности богу за дарованное дитя, заложил в своей подмосковной вотчине, селе Коломенском, храм во имя Вознесения Господня. Судьба рано начала испытывать княжича. В 3 года он остался без отца, и его, маленького мальчика, объявили великим князем московским Иваном IV. Правила страной его мать, вдовая великая княгиня Елена Глинская , но через 5 лет умерла и она. В Кремле при юном государе начали хозяйничать бояре. Расхищая казну, ведя откровенную борьбу за власть, они не осознавали, что сеют в душе юного монарха зёрна ненависти. Иван рано понял цену придворного низкопоклонства и вскоре стал круто расправляться с недругами, за что и получил прозвище Грозный. Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Провёл обряд митрополит Макарий, поддерживавший молодого государя. Этой же зимой, в январе 1547 года, в столице началась подготовка к царской свадьбе. Из многочисленных невест в жёны Ивану Васильевичу была выбрана дочь боярина Романа Захарьина Анастасия. Юная царица отличалась не только красотой, но и умом, смирением, целомудрием, набожностью. Брак оказался счастливым. Молодой государь преобразился. В прошлое ушли его грозные выходки, проявились лучшие качества, которыми Иван IV был наделён от природы. Так начиналась лучшая пора его жизни. Политика Ивана Грозного Полный благих побуждений царь Иван Васильевич приступил к проведению важных реформ. Он собрал первый в истории России Земский собор , утвердил новый судебник, упорядочил сбор налогов, ввёл земские учреждения. Тогда же в России были сформированы первые части постоянного войска — стрелецкие приказы. Именно со стрельцами, на которых возлагалось и несение сторожевой службы, и участие в военных операциях, Иван Грозный отправился покорять Казанское ханство , наносившее Руси вред частыми грабительскими набегами.

Литература

  • Главное меню
  • Статьи, связанные с этой статьёй
  • Кто был первым русским царем
  • 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного
  • Первый русский царь. Удивительная биография первого царя и первая денежная реформа в России

Венчание на царство

ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство. Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. 25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»).

Боярское правление (1538-1547)

  • ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
  • Внутренняя политика
  • Новости и события Российского исторического общества
  • Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! /
  • Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)
  • Добродетельная: Анастасия Захарьина-Юрьева

Как Иван Грозный на царство венчался

Венчание на царство. Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях

А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного).

Как короновали русских царей?

Летопись не упоминает ни о колокольном звоне, ни о пушечной пальбе, ни об игре на трубах и вообще ни о какой особенной торжественности и пышности, а также о роскошных пирах, какими стали отличаться последующие коронации русских государей. Моменты, ставшие позднее важной принадлежностью венчания на царства в описании коронации Ивана IV не упоминаются вовсе. Не упоминается ни о вручении державы, ни о миропомазании, ни о причащении. Не упоминается также о том, чтобы митрополит говорил государю какое-либо поучение или приветственную речь, не говорится о государевых милостях и пожалованиях. Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством.

В Успенском соборе Московского Кремля после молебна Богородице св. Петру митрополиту Московскому, митрополит с молитвой возлагал на государя украшенные царские оплечья бармы , наперстный крест и шапку Мономаха. Затем следовали пение многолетия и поздравления от духовенства и вельмож. Завершалась церемония литургией обедней , «отслушав» которую, как говорит летопись, царь возвращался во дворец, осыпаемый золотыми и серебряными монетами.

Обращает на себя внимание любопытная деталь: вместе с бармами и шапкой Мономаха на царя возлагался наперстный т. Для современного человека это может выглядеть странно. Мирянин, хотя и непростой, носил наперстный крест поверх одежды. Более того, крест был неотъемлемой частью царского парадного облачения.

При этом, что совсем уж покажется удивительным, в ту эпоху священнослужители в массе своей наперстных крестов не носили.

А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще. Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю.

Только честно. Для себя и для духовника. Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология. Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе?

Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно.

Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия.

А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины!

А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже.

Понаблюдайте, посмотрите. А потом, если захотите, с духовником обсудите... Как оно бывает?

Какие филигранные передачи, какое мастерство, ну что вы! Ну а там всё скроется под этим мощным «Христос Воскресе! Ну и всё.

И потом жди его, этого поста, чтобы вообще эту тему можно было поднять. Просто скучно! Давайте мы тут послушаем, поразмышляем: какая была замечательная проповедь!

Они расскажут о том, где проходили празднования, как на протяжении столетий менялся ритуал, из кого состояла коронационная процессия, во что были одеты ее участники, из чего ели и пили гости в Грановитой палате и многое другое. Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись. Речь идет прежде всего о тканевом убранстве коронационных торжеств — ценнейшей коллекции, отреставрированной в последние 20 лет: к примеру, фрагменты гигантского бархатного балдахина и подлинный коронационный настольник скатерть.

Другая коллекция исключительной важности — коронационное облачение 11 российских императоров, из которой прежде показывали лишь отдельные экземпляры. Эти костюмы и ткани действительно уникальны, такого собрания, по словам куратора, «нет ни в одном другом российском музее, да и редко в каких зарубежных музеях сохранились подобные предметы». На выставке также представят облачение высших церковных иерархов и парадные костюмы придворных, серебряную посуду, знаменитый фарфоровый сервиз, созданный по эскизам Федора Солнцева к коронации Николая I — впервые в огромном многообразии форм и дополнений.

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси

Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий