астраханское восстание 1705-1706 гг. Основные причины восстания 1) коррупция на местах (повышение налога на соль, введение новых налогов: на бани, погреба, печи); 2) нововведения Петра I (Астрахань была одним из.
Астраханское восстание
- 1705 год. 10 августа (30 июля ст.ст.) в Астрахани начинается восстание стрельцов
- Астраханское восстание | Русская История Вики | Fandom
- Белогвардейский мятеж в Астрахани
- Причины восстания
Астраханское восстание
Причины Восстания Астраханского Восстания 1705-1706 таблица. Народных выступлений астраханское восстание восстание К. Булавина башкирское восстание восстания старообрядцев выступления работных людей «Дело Царевича Алексея» итоги народых выступлений ¼ XVIII века. Было выявлено 47 наиболее активных участников волнений и установлено, что восстание не имело единого руководства и заранее не планировалось.
Астраханское восстание.
Богатые купцы, духовенство и стрелецкая верхушка отправили к Петру I посланцев с повинной. Несмотря на раскол, восстание продолжалось до весны 1706. Основными причинами поражения восстания являлись разобщенность действий восставших, недостаточная организованность и стихийный характер движения». Цитируется по: Военный Энциклопедический Словарь.
История в лицах Стрелецкие грамоты: Стали мы в Астрахани за веру христианскую, и за брадобритие, и за немецкое платье, и за табак, и что к церквам нас и наших жен и детей в русском старом платье не пущали, а которые в церковь божию ходили, и у тех платье обрезывали и от церквей божиих отлучали и выбивали вон и всякое ругательство нам и женам нашим и детям чинили воеводы и начальные люди, и болванам, кумирским богам, они, воеводы и начальные люди, поклонялись и нас кланяться заставливали. И мы за веру христианскую стали и чинить того, что болванам кланяться, не хотели. И они, воеводы и начальные люди, по караулам хотели у караульных служилых людей ружья отобрать, а у иных отобрали и хотели нас побить до смерти, а мы у начальных людей в домах вынули кумирских богов.
Да в прошлом 1704 году на нас брали банных денег по рублю, да с нас же велено брать с погребов со всякой сажени по гривне, да у нас же хлебное жалованье без указу отняли. И мы о том многое время терпели, и, посоветовав между собою, мы, чтоб нам веры христианской не отбыть и болванам кумирским богам не поклоняться и напрасно смертию душою с женами и детьми вечно не умереть, и за то, что стала нам быть тягость великая, и мы, того не могучи терпеть и веры христианской отбыть, против их противились и воеводу Тимофея Ржевского и из начальных людей иных убили до смерти, а иных посадили за караул. Да нам же ведомо чинится от купецких и от иных всяких чинов людей, что в Казани и в иных городах поставлены немцы по два и по три человека на дворы и тамошним жителям и женам их и детям чинили утеснения и ругательства.
Цитируется по: Соловьев С.
Их отправили из Черкасска 30 августа и привезли в Москву 16 сентября. Из Посольского приказа их перевели в Преображенский приказ, где началось предварительное следствие по «Астраханскому делу». В начале августа из Астрахани выехали делегации к хану Аюке и к яицким казакам.
Удар восставшим неожиданно нанесли их собственные представители. Дмитриев и С. Татаринов через полковников Кореитовых заявили хану, что на Яик ехать не хотят, а поедут в Москву с доносом и попросили проводников. В челобитной о предоставлении подвод, чтобы «к Москве ехать с поспешением», они написали: «Державнейший царь, государь милостивейший!
В нынешнем государь 705 году в июле месяце, в последних числех, в Астрахани учинилось от воровских людей бунтовое время и мы, нижайшие твои рабы, из Астрахани, о том бунтовом времени ушли для извету к тебе, великому государю…». В Москве предатели явились в приказ Казанского Дворца и отдали письмо, адресованное яицким казакам, Б. В августе-декабре 1705 г. Принимая деятельное участие в заседаниях круга, широкие слои городского населения, добивались проведения самых разнообразных мер организационного и социального плана, в которых ярко отразилась общая направленность восстания.
Документы астраханской старшинской канцелярии позволяют установить, что на территории, охваченной восстанием, сложился своеобразный союз городов. Условия, на которых он возник, ясно сформулировали посланцы Терок на круге, собранном по случаю их приезда в Астрахань 3 октября 1705 г. В нем, передавая слова терчан, подьячий А. Олферов записал, что они согласны присоединиться к восстанию и быть с астраханцами «во всякой думе вопче», а «буде вам какая нужда починитца и нам людей вам на помочь давать, а буде нам на Терке понадобитца также какая нужда, и вам пожаловать, людей на помочь нам из Астрахани присылать на выручку, будет нашей мочи не будет».
Как видно из текста, обязательства были равными и взаимными. Равенство городов проявилось и в том, что их жители составили самостоятельные «Астраханское», «Красноярское», «Черноярское» и «Терское» войска, каждое со своим кругом и выборными старшинами, то есть организовали самоуправляющиеся общины. Верховным и полновластным органом каждой общины стал круг, обсуждавший и решавший важнейшие вопросы внешнего и внутреннего порядка. Отменить принятое решение мог только сам круг.
Он был также высшей судебной инстанцией. Старшина являлся исполнительным органом и должен был обеспечивать выполнение решений круга, осуществлять административно-финансовые функции и организовывать оборону города и его округи. Один из старшин считался главным и носил звание атамана. Полномочия старшин были весьма широкими.
Но о всех своих действиях они обязаны были информировать круг, который утверждал или отклонял их решения. В случае недовольства деятельностью старшин круг мог отставить любого из них и выбрать на его место нового. Городские старшины считались между собой равными. При рассмотрении местных дел городские общины пользовались полной свободой.
Астраханская старшина, дорожа их поддержкой, вела себя весьма корректно и осторожно, без просьбы во внутренние дела общин не вмешивалась, а приказы городам формулировала как просьбы. В то же время городские общины признавали главенствующую роль Астрахани и ее старшин. Это объяснялось и тем, что Астрахань начала и возглавила восстание против ненавистного режима гнета и насилия, и ее положением столицы края. Немалое значение имело также и то, что Астрахань всегда снабжала города своей округи всем необходимым для жизни и военной помощью.
Поэтому за астраханской старшиной признавалось право распоряжения делами, касавшимися края в целом. Она командовала соединенными войсками восставших, ведала снабжением городов деньгами, хлебом и боеприпасами. К ней обращались по поводу отмены царских указов, поскольку местные старшины не всегда на это решались. Принцип выборности последовательно распространялся во время восстания и вглубь.
Вследствие этого во главе всех сохраненных восставшими сословно-корпоративных групп также оказались выборные лица. Там, где выборная администрация существовала и раньше, она была сохранена. Наиболее значительные организационные перемены восставшие произвели в войске: сохранив в неприкосновенности его старую структуру и число полков, но, введя выборность офицеров, они коренным образом изменили сам принцип управления полками. Все командные должности в полках стали замещать теперь не путем назначения сверху, а по выбору самих служилых людей, объединенных в полковые круги.
Вся инициатива выдвижения и утверждения кандидатов была, таким образом, предоставлена рядовым стрельцам и солдатам. Избранные вместо полковников командиры получили название полковых старшин. В их функции входили не только организационно-хозяйственные дела и военное командование, но и разбор возникавших между служилыми людьми конфликтов. В помощь полковым старшинам избирались есаулы, пятисотники и сотники.
Пятидесятники и десятники, если их не передвинули на более высокие посты, остались в основном прежние. Новая полковая администрация подчинялась общегородской старшине, но одновременно была подотчетна и избиравшим ее полковым кругам, которые периодически собирались для обсуждения полковых дел и оказывали на жизнь полка активное воздействие. Перестройка системы управления полками имела огромный социальный смысл: в результате выборов все дворяне лишились командных должностей. Тем из них, кто хотел продолжать службу, предложили стать рядовыми.
Таким образом, их прежние привилегии полностью ликвидировали. Интересно, что отдельные дворяне на это предложение соглашались. Принцип выборности управления не распространился только на национальные общины коренного нерусского населения Астрахани и Терок. Это было связано с позицией местной национальной знати, которая высказалась за поддержку восстания.
Причины ее поведения отчасти определялись недовольством местных феодалов хозяйничанием городских воевод и их окружения. Но главным образом ее действиями, несомненно, руководило сознание собственной слабости и страх за свою судьбу, вызванный размахом восстания. Совещание квалифицировало астраханские события как «опасный бунт» и приняло решение о формировании и отправке в «низовые города» войска. Воеводой был избран князь П.
Хованский, занимавший ранее должность астраханского воеводы и хорошо знавший местные особенности и людей. Петр I узнал о восстании 9 или 10 сентября и послал распоряжение фельдмаршалу Б. Шереметеву взять полки из действующей армии и двинуться на подавление восстания. Назначение Б.
Шереметева — одного из лучших полководцев русской армии, показывает, что восстание вызвало у Петра серьезную тревогу. Царицынский воевода А. Турчанинов, который должен был первым принять удар восставших, не надеялся, что сможет быстро получить помощь из Москвы. Это заставило его принять ряд оборонительных мер.
Стремясь обеспечить спокойствие в городе, он, как приостановил действие указа о немецком платье и брадобритии, привел население к присяге, перестал пропускать вниз по Волге торговые суда и начал готовиться к осаде. Он попытался произвести разведку, послав сотника Р. Обманщикова с 20 стрельцами в Черный Яр. Когда отряд не вернулся, воевода понял, что Черный Яр в руках восставших.
После этого Турчанинов отправил гонцов в донскую станицу Паншин, в Черкасск и Саратов. Обратился Турчанинов и к хану Аюке. Хан Аюка сразу принял сторону правительства, с которым сравнительно недавно подписал выгодное соглашение и успешно сотрудничал. Считая необходимым удовлетворить просьбу Турчанинова о помощи, Аюка и его тайши не сомневались, что тем самым оказывают большую услугу правительству и могут надеяться на получение наград, льгот и пушек.
Под Царицын решено было отправить несколько крупных отрядов. Прибытие первых отрядов калмыков сразу улучшило положение Турчанинова. Он расположил их по обеим берегам Волги и снабдил пушками, а 600 калмыков ввел в город. Сочувствующие восстанию оказались в меньшинстве.
В Черкасске войсковой атаман Л. Максимов, проведя после получения писем от Турчанинова присягу и арестовав астраханских посланцев, тоже начал готовить помощь Царицыну. В отписке от 30 августа в Москву и в сказке казака С. Кочета сообщалось, что в Черкасске решили сформировать 2 отряда.
Всего «по смете» в походе должны были участвовать более 10000 человек. В Саратове отписки Турчанинова вызвали большую тревогу. Город был совершенно не готов к сопротивлению и его воевода Ф. Змеев немедленно разослал «посыльщиков» в Петровск, Нижний Ломов и Пензу.
Распространилась новость и по городам Среднего Поволжья. В последующие дни тревога продолжала нарастать. Страх воевод перед выступлением народа подстегивал их лучше, чем любые указы центра. Наиболее четко выразил их отношение к восстанию воевода Нижнего Ломова: «А что они воры положили такую прелесть, будто им рубить немцев, и то они положили для знаку, а мысли их воровские не к тому, но такого же продчего их злу начальника и богоотступника Стеньки Разина».
Решение о походе вверх по Волге астраханский круг принял в первый день восстания. Часть восставших, главным образом экспансивная молодежь, о союзниках не заботилась, думая, что они найдутся всюду. Она требовала немедленного взятия Царицына и выступления к Москве, предлагая «всех призывать к себе, а кто б не пристал, и тех было всех побивать до смерти». В Москве они хотели «немцев всех, кто б где попался, мужеска и женска полу, побить до смерти и сыскать государя, и бить челом, чтоб старой вере быть по-прежнему, а немецкого платья бы не носить и бороды и усов не брить».
А если он не согласится, то «и его, государя, за то убить до смерти, чая… что он государь подлинно подменной». Основная масса стрельцов, солдат, посадских и работных людей, которую возглавляли заговорщики, считала, что надо, овладев Царицыном, двигаться к Казани. Далее, «есть ли б к ним пристали, итти до Москвы и спрашивать про государя бояр, и будя бояря на разговор с ними не пошли б, и их побить». Третья группировка восставших считала возможным осуществить поход только при условии совместных операций с донскими казаками, в которых они видели главную силу, гарантирующую успех.
В случае отказа казаков они полагали, что следует уйти из России на «вольную» реку Аграхань. Эта группа объединяла людей, работавших за низкую плату или за хлеб и одежду, кабальных должников, холопов и другие категории дворовых людей, а также разного типа беглых, мечтавших слиться с «вольным казачеством» Дона или основать новые казачьи сообщества на свободных землях. Четвертая группа состояла из наиболее нерешительно и осторожно настроенных; их больше привлекала мысль о компромиссе с правительством, чем идея похода против столицы. В эту группировку входили посадская и стрелецкая верхушка, богатое приезжее купечество и частично шедшие за ними средние слои посада.
В то же время они не решались идти в разрез с большинством круга. Мнение этой группировки разделяли умеренное крыло старшины, а также атаман «походного войска» Дериглаз и его ближайшие помощники. Общим для всех группировок положением была уверенность в поддержке донских казаков. Первые дни пути прошли без волнений и помех, но, немного не доехав до города, «против верхнеизголовья Сарпинского острова», отряд внезапно подвергся нападению калмыков.
Появившись на Луговой стороне Волги, они хотели «взять людей для языка». Силы калмыков были невелики и, несмотря на неожиданность нападения, астраханцы с ними «управились», часть «побили, а иных ранели». Подойдя к Царицыну, отряд Дериглаза начал высадку на Нагорной стороне в непосредственной близости к городу. Дериглаз остановился, решив ждать донских казаков.
Этим немедленно воспользовался Турчанинов и «был бой, и от калмык били по них ис пушек, и из города Царицына по них стрельба была». Дождавшись ночи, Дериглаз приказал отступить и стать лагерем на расположенном против Царицына Сарпинском острове. Главной задачей в этот момент он считал переговоры с царицынцами и тем фактически обрек свое войско на бездействие. Сначала Дериглаз отправил в Царицын заготовленное еще в Астрахани письмо, содержание которого было идентично другим посланиям астраханцев.
Ответа не последовало. Та же участь постигла и два следующих письма, а время шло и удобный момент для приступа к городу был упущен. К Царицыну продолжали подходить калмыки и число их быстро увеличивалось, подоспел и первый казачий отряд во главе с С. После прибытия казаков Турчанинов решил ответить на послания Дериглаза и на Сарпииский остров от него поехали 2 пятидесятника, 3 казака и священник.
Атаман рассказал посланцам о причинах восстания, а затем призвал их поддержать борьбу. Посланцы Царицына ответили, что «у нас де вера по-прежнему, не отнета, и царицынской де воевода их и все жители к ним не пристанут, и мимо Царицына вверх их не пропустят, и чтоб они шли в Астрахань по-прежнему». Донские же казаки «астраханцев бранили… и говорили, вы де в прошлых годех наших отцов и братьев побрали на Аграхане и в Астрахани перевешали…, как вы затеяли, так и ведайтесь». Сообщение об упреках казаков весьма любопытно.
Оно показывает, что донская старшина, стремясь настроить рядовое казачество против восстания, старалась разжечь в них вражду к низовым стрельцам и солдатам, вынужденным по долгу службы выступать против отрядов «воровских казаков» с Дона. Стояние на Сарпинском острове и фактическое бездействие отряда вызвали резкую критику поведения Дериглаза. Чтобы исправить положение, круг решил отправить к Дериглазу пополнение в 500 человек с приказом овладеть Царицыном. В период подготовки отряда Дериглазу послали письмо, где сообщалось, что к нему скоро придет подкрепление, а затем гонец привез атаману приказ «брать Царицын боем».
Между тем, Дериглаз, стоя на месте, ограничивался тем, что отбивал ежедневные атаки калмыков. Упорство царицынского воеводы, нападения калмыков, приход в Царицын первой казачьей станицы, неудача переговоров и бездействие атамана не могли не вызвать в «походном войске» сильного брожения. Оно увеличивалось благодаря слухам, что скоро придут на помощь воеводе казаки из Черкасска, а сверху движутся «государевы ратные люди». В письме подчеркивалось, что больше ответов астраханцам не будет ни от горожан, ни от казаков, которые «к вашему приобщению приставать не хотят», а Дериглазу грубо напоминали «наперед сего к вам присылали выборных людей, чтоб вы поехали прочь, а вы стоите по всякой час…» и угрожали, что если он с войском не уйдет, то станут «над ним воинской промысел чинить».
Письмо показалось Дериглазу достаточно веским оправданием для астраханского круга. Получив его, он не стал ждать подкреплений и решил отступить. По возвращению в Астрахань отряд был распущен, а Дериглаза предали суду круга. Круг назвал поведение Дериглаза близким к измене, его лишили всех полномочий и звания.
Была избрана новая власть. Роль старейшины была отведена Я. Были отменены все налоги и пошлины. На подавление восстания была направлена царская армия во главе с Б. Петр 1 был слишком занят ведением Северной войны, чтобы своевременно отреагировать на выступление в Астрахани.
Воевода использовал стрельцов для личных услуг и варварскими способами принуждал население к исполнению указов о бритье бороды и ношении западноевропейского платья. Инициаторами восстания выступили стрельцы и солдаты, к ним присоединилось и городское население.
Восстание началось в ночь на 30 июля 1705 г. Были перебиты «начальные люди» и офицеры-иностранцы. Вместо убитого воеводы Ржевского восставшие избрали на кругу свою администрацию во главе с ярославским купцом Яковом Носовым и астраханцем Гаврилой Ганчиковым. Круг распорядился отменить вновь введенные многочисленные налоги. Из конфискованной денежной казны стрельцам и солдатам было роздано жалованье.
9 августа 1705 начало восстания против "политики Петра I"
Дата и участники астраханского восстания | причины, участники и ход событий, итоги и последствия. |
Дата и участники астраханского восстания | Поднять на восстание другие города Поволжья и Дона не удалось, попытка взять Царицын в августе 1705 года провалилась. |
Каралатский мятеж...: astrahanfoto — LiveJournal | В Астраханском восстании в какой-то степени прослеживается отзвук «стрелецких бунтов» 1682-1698 гг. Ибо именно стрельцы были основной движущей силой восстания в Астрахани. |
Павших было шестеро, расстрелянных гораздо больше. 90 лет назад в селе Началово начался мятеж | Астрахань, взятая Разиным ещё летом 1670 года, будучи своего рода столицей восставших, держалась до последнего. |
Астраханское восстание при Петре I.
Вскоре восстание охватило военные городки Красный Яр и Гурьев, куда астраханский круг направил отряды стрельцов. Несмотря на раскол, восстание продолжалось до 13 марта 1706, когда Шереметеву удалось сломить упорное сопротивление повстанцев в Астрахани. АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–06, массовое выступление посадских и работных людей, солдат, стрельцов, гулящих и беглых.
Астраханское восстание события
1705-1706. стрелецкое восстание в астрахани | События Астраханского восстания Астраханское восстание на карте Поводом для начала восстания 1705 — 1706 годов стало накопившееся недовольство Ржевским. |
День в истории края. "Свадебный бунт": astkraeved — LiveJournal | Главная» Новости» Участники выступления против реформ. |
Каралатский мятеж...
Астраханское восстание Летом 1705 года жители Астрахани подняли бунт против городского воеводы Тимофея Ржевского, который самовольно повысил налог на соль, а также обложил пошлинами бани, печи и погреба. крупное народное восстание (в 1705-1706 гг. в Астрахани) против введенных Петром 1 новых налогов и поборов. Астраханское восстание 1705-1706 гг: причины, участники, события, итоги (таблица). После взятия Астрахани 365 участников восстания были казнены, многие сосланы в Сибирь. • Под влиянием восстания Петр приказал остановить взимание недоимок в ряде уездов, отменил некоторые сборы, действие указа Фельдмаршал Б.П. Астраханское восстание Летом 1705 года жители Астрахани подняли бунт против городского воеводы Тимофея Ржевского, который самовольно повысил налог на соль, а также обложил пошлинами бани, печи и погреба. В целом менталитет старообрядцев, участников Улунгинского восстания, почти ничем не отличался от мировосприятия остального русского крестьянства.
Астраханское восстание при Петре I.
На первом этапе Астраханское восстание объединило русских и татар, местных жителей и приезжих, крупное купечество и мелких ремесленников, промышленников и работных людей. крупное народное восстание (в 1705-1706 гг. в Астрахани) против введенных Петром 1 новых налогов и поборов. Принципиально последствия Астраханского восстания не отличались от остальных бунтов времен правления Петра I. Повстанцы хотели добиться справедливости, но не нашли понимания и поэтому оказались разгромленными.
Основные события астраханского восстания
Напряжение в городе росло. И причин его — несколько. Одна из них — коррупция на местах. Так, местный воевода Тимофей Ржевский обложил астраханцев налогами на погреба, бани, мосты и бороды, лишил стрельцов хлебного жалованья. Также местное население а Астрахань была одним из центров старообрядчества отчасти негативно воспринимало все нововведения Петра Первого — в частности о брадобритии, ношении европейской одежды. Как писали горожане в челобитной царю, «у мужска и женска полу платье обрезали не по подобью и обнажали перед народом... Степан популярно разъяснил астраханцам, почему им так плохо живётся, - пишет Олег Логинов в журнале «Загадки истории». Астраханцы тут же развили и дополнили эти слухи, передавая из уст в уста, что пока в Москве неразбериха, воевода Ржевский и другие астраханские высокопоставленные чиновники веру христианскую покинули, начали бороды брить и в немецком платье ходить».
Слух этот был далеко не первым такого рода, отмечает Day. Az со ссылкой на журнал «Эхо планеты». Поговаривали, что Петр решил разделить страну на части и отдать их в управление инородцам. Что он мало того, что перенес празднование Нового года с сентября на январь, как в Европе, задумал совсем перекроить календарь, разделив год на 24 месяца. И даже больше. Что царь - и не царь вовсе, а подменен коварными боярами каким-то иноземцем, который веру православную хочет уничтожить и русский народ «полатынить». Поэтому от нового слуха, что всех девушек велено выдавать замуж за иностранцев, которых пришлют из Казани, астраханцы пришли в ужас.
В один день 9 августа 1705 года в городе население которого на тот момент не превышало 20 тысяч было сыграли более ста свадеб. Гуляла вся Астрахань — хмельное лилось рекой, и разгоряченный люд от праздничных столов отправился «наводить порядок». В ночь на 10 августа разогретая выпивкой молодежь учинила резню иноземцев, а затем бунтовщики ворвались через Пречистенские ворота в Астраханский кремль, перебили «начальных людей» и захватили город. Были казнены воевода Тимофей Ржевский и его приближенные, а власть перешла в руки выборных старшин. Были отменены драконовские налоги, что способствовало популяризации новой власти. Однако поднять на восстание другие города Поволжья и Дона не удалось.
Все же помнят, как Пётр внедрял в стране европейские обычаи? В том числе это касалось и внешнего вида граждан. Громадное недовольство вызвал в городе указ, обязывавший всех жителей Астрахани, кроме иноземцев, «носить платье верхнее и исподнее немецкое, зимой саксонское, а штаны французские... Воевода посылал по городу своих служилых людей «к церквам и по большим улицам и у мужска и у женска полу русское платье обрезывали не по подобию». Сосланные из Москвы стрельцы, пользуясь недовольством астраханцев, организовали заговор. Восстание началось в ночь на 30 июля 1705 года.
Солдаты и стрельцы захватили Астраханский кремль, убили местного воеводу, а вместе с ним офицеров-иностранцев и откупщиков. Напавших поддержали почти все астраханцы. Занявшие Кремль бунтовщики сразу начали наводить в городе свои порядки. Был выбран орган власти — совет старшин, отменены новые налоги, конфисковано имущество воеводы, полковников и откупщиков, введены выборность офицеров, гласность суда, освобождены от кабальной зависимости холопы, выплачено увеличенное жалованье служилым людям и ремесленникам. Восстание постепенно перекинулось на соседние городки-крепости. Повстанцы пытались даже организовать поход на Москву, но дважды под Царицыном потерпели поражение от правительственных войск.
В челобитной о предоставлении подвод, чтобы «к Москве ехать с поспешением», они написали: «Державнейший царь, государь милостивейший! В нынешнем государь 705 году в июле месяце, в последних числех, в Астрахани учинилось от воровских людей бунтовое время и мы, нижайшие твои рабы, из Астрахани, о том бунтовом времени ушли для извету к тебе, великому государю…». В Москве предатели явились в приказ Казанского Дворца и отдали письмо, адресованное яицким казакам, Б.
В августе-декабре 1705 г. Принимая деятельное участие в заседаниях круга, широкие слои городского населения, добивались проведения самых разнообразных мер организационного и социального плана, в которых ярко отразилась общая направленность восстания. Документы астраханской старшинской канцелярии позволяют установить, что на территории, охваченной восстанием, сложился своеобразный союз городов.
Условия, на которых он возник, ясно сформулировали посланцы Терок на круге, собранном по случаю их приезда в Астрахань 3 октября 1705 г. В нем, передавая слова терчан, подьячий А. Олферов записал, что они согласны присоединиться к восстанию и быть с астраханцами «во всякой думе вопче», а «буде вам какая нужда починитца и нам людей вам на помочь давать, а буде нам на Терке понадобитца также какая нужда, и вам пожаловать, людей на помочь нам из Астрахани присылать на выручку, будет нашей мочи не будет».
Как видно из текста, обязательства были равными и взаимными. Равенство городов проявилось и в том, что их жители составили самостоятельные «Астраханское», «Красноярское», «Черноярское» и «Терское» войска, каждое со своим кругом и выборными старшинами, то есть организовали самоуправляющиеся общины. Верховным и полновластным органом каждой общины стал круг, обсуждавший и решавший важнейшие вопросы внешнего и внутреннего порядка.
Отменить принятое решение мог только сам круг. Он был также высшей судебной инстанцией. Старшина являлся исполнительным органом и должен был обеспечивать выполнение решений круга, осуществлять административно-финансовые функции и организовывать оборону города и его округи.
Один из старшин считался главным и носил звание атамана. Полномочия старшин были весьма широкими. Но о всех своих действиях они обязаны были информировать круг, который утверждал или отклонял их решения.
В случае недовольства деятельностью старшин круг мог отставить любого из них и выбрать на его место нового. Городские старшины считались между собой равными. При рассмотрении местных дел городские общины пользовались полной свободой.
Астраханская старшина, дорожа их поддержкой, вела себя весьма корректно и осторожно, без просьбы во внутренние дела общин не вмешивалась, а приказы городам формулировала как просьбы. В то же время городские общины признавали главенствующую роль Астрахани и ее старшин. Это объяснялось и тем, что Астрахань начала и возглавила восстание против ненавистного режима гнета и насилия, и ее положением столицы края.
Немалое значение имело также и то, что Астрахань всегда снабжала города своей округи всем необходимым для жизни и военной помощью. Поэтому за астраханской старшиной признавалось право распоряжения делами, касавшимися края в целом. Она командовала соединенными войсками восставших, ведала снабжением городов деньгами, хлебом и боеприпасами.
К ней обращались по поводу отмены царских указов, поскольку местные старшины не всегда на это решались. Принцип выборности последовательно распространялся во время восстания и вглубь. Вследствие этого во главе всех сохраненных восставшими сословно-корпоративных групп также оказались выборные лица.
Там, где выборная администрация существовала и раньше, она была сохранена. Наиболее значительные организационные перемены восставшие произвели в войске: сохранив в неприкосновенности его старую структуру и число полков, но, введя выборность офицеров, они коренным образом изменили сам принцип управления полками. Все командные должности в полках стали замещать теперь не путем назначения сверху, а по выбору самих служилых людей, объединенных в полковые круги.
Вся инициатива выдвижения и утверждения кандидатов была, таким образом, предоставлена рядовым стрельцам и солдатам. Избранные вместо полковников командиры получили название полковых старшин. В их функции входили не только организационно-хозяйственные дела и военное командование, но и разбор возникавших между служилыми людьми конфликтов.
В помощь полковым старшинам избирались есаулы, пятисотники и сотники. Пятидесятники и десятники, если их не передвинули на более высокие посты, остались в основном прежние. Новая полковая администрация подчинялась общегородской старшине, но одновременно была подотчетна и избиравшим ее полковым кругам, которые периодически собирались для обсуждения полковых дел и оказывали на жизнь полка активное воздействие.
Перестройка системы управления полками имела огромный социальный смысл: в результате выборов все дворяне лишились командных должностей. Тем из них, кто хотел продолжать службу, предложили стать рядовыми. Таким образом, их прежние привилегии полностью ликвидировали.
Интересно, что отдельные дворяне на это предложение соглашались. Принцип выборности управления не распространился только на национальные общины коренного нерусского населения Астрахани и Терок. Это было связано с позицией местной национальной знати, которая высказалась за поддержку восстания.
Причины ее поведения отчасти определялись недовольством местных феодалов хозяйничанием городских воевод и их окружения. Но главным образом ее действиями, несомненно, руководило сознание собственной слабости и страх за свою судьбу, вызванный размахом восстания. Совещание квалифицировало астраханские события как «опасный бунт» и приняло решение о формировании и отправке в «низовые города» войска.
Воеводой был избран князь П. Хованский, занимавший ранее должность астраханского воеводы и хорошо знавший местные особенности и людей. Петр I узнал о восстании 9 или 10 сентября и послал распоряжение фельдмаршалу Б.
Шереметеву взять полки из действующей армии и двинуться на подавление восстания. Назначение Б. Шереметева — одного из лучших полководцев русской армии, показывает, что восстание вызвало у Петра серьезную тревогу.
Царицынский воевода А. Турчанинов, который должен был первым принять удар восставших, не надеялся, что сможет быстро получить помощь из Москвы. Это заставило его принять ряд оборонительных мер.
Стремясь обеспечить спокойствие в городе, он, как приостановил действие указа о немецком платье и брадобритии, привел население к присяге, перестал пропускать вниз по Волге торговые суда и начал готовиться к осаде. Он попытался произвести разведку, послав сотника Р. Обманщикова с 20 стрельцами в Черный Яр.
Когда отряд не вернулся, воевода понял, что Черный Яр в руках восставших. После этого Турчанинов отправил гонцов в донскую станицу Паншин, в Черкасск и Саратов. Обратился Турчанинов и к хану Аюке.
Хан Аюка сразу принял сторону правительства, с которым сравнительно недавно подписал выгодное соглашение и успешно сотрудничал. Считая необходимым удовлетворить просьбу Турчанинова о помощи, Аюка и его тайши не сомневались, что тем самым оказывают большую услугу правительству и могут надеяться на получение наград, льгот и пушек. Под Царицын решено было отправить несколько крупных отрядов.
Прибытие первых отрядов калмыков сразу улучшило положение Турчанинова. Он расположил их по обеим берегам Волги и снабдил пушками, а 600 калмыков ввел в город. Сочувствующие восстанию оказались в меньшинстве.
В Черкасске войсковой атаман Л. Максимов, проведя после получения писем от Турчанинова присягу и арестовав астраханских посланцев, тоже начал готовить помощь Царицыну. В отписке от 30 августа в Москву и в сказке казака С.
Кочета сообщалось, что в Черкасске решили сформировать 2 отряда. Всего «по смете» в походе должны были участвовать более 10000 человек. В Саратове отписки Турчанинова вызвали большую тревогу.
Город был совершенно не готов к сопротивлению и его воевода Ф. Змеев немедленно разослал «посыльщиков» в Петровск, Нижний Ломов и Пензу. Распространилась новость и по городам Среднего Поволжья.
В последующие дни тревога продолжала нарастать. Страх воевод перед выступлением народа подстегивал их лучше, чем любые указы центра. Наиболее четко выразил их отношение к восстанию воевода Нижнего Ломова: «А что они воры положили такую прелесть, будто им рубить немцев, и то они положили для знаку, а мысли их воровские не к тому, но такого же продчего их злу начальника и богоотступника Стеньки Разина».
Решение о походе вверх по Волге астраханский круг принял в первый день восстания. Часть восставших, главным образом экспансивная молодежь, о союзниках не заботилась, думая, что они найдутся всюду. Она требовала немедленного взятия Царицына и выступления к Москве, предлагая «всех призывать к себе, а кто б не пристал, и тех было всех побивать до смерти».
В Москве они хотели «немцев всех, кто б где попался, мужеска и женска полу, побить до смерти и сыскать государя, и бить челом, чтоб старой вере быть по-прежнему, а немецкого платья бы не носить и бороды и усов не брить». А если он не согласится, то «и его, государя, за то убить до смерти, чая… что он государь подлинно подменной». Основная масса стрельцов, солдат, посадских и работных людей, которую возглавляли заговорщики, считала, что надо, овладев Царицыном, двигаться к Казани.
Далее, «есть ли б к ним пристали, итти до Москвы и спрашивать про государя бояр, и будя бояря на разговор с ними не пошли б, и их побить». Третья группировка восставших считала возможным осуществить поход только при условии совместных операций с донскими казаками, в которых они видели главную силу, гарантирующую успех. В случае отказа казаков они полагали, что следует уйти из России на «вольную» реку Аграхань.
Эта группа объединяла людей, работавших за низкую плату или за хлеб и одежду, кабальных должников, холопов и другие категории дворовых людей, а также разного типа беглых, мечтавших слиться с «вольным казачеством» Дона или основать новые казачьи сообщества на свободных землях. Четвертая группа состояла из наиболее нерешительно и осторожно настроенных; их больше привлекала мысль о компромиссе с правительством, чем идея похода против столицы. В эту группировку входили посадская и стрелецкая верхушка, богатое приезжее купечество и частично шедшие за ними средние слои посада.
В то же время они не решались идти в разрез с большинством круга. Мнение этой группировки разделяли умеренное крыло старшины, а также атаман «походного войска» Дериглаз и его ближайшие помощники. Общим для всех группировок положением была уверенность в поддержке донских казаков.
Первые дни пути прошли без волнений и помех, но, немного не доехав до города, «против верхнеизголовья Сарпинского острова», отряд внезапно подвергся нападению калмыков. Появившись на Луговой стороне Волги, они хотели «взять людей для языка». Силы калмыков были невелики и, несмотря на неожиданность нападения, астраханцы с ними «управились», часть «побили, а иных ранели».
Подойдя к Царицыну, отряд Дериглаза начал высадку на Нагорной стороне в непосредственной близости к городу. Дериглаз остановился, решив ждать донских казаков. Этим немедленно воспользовался Турчанинов и «был бой, и от калмык били по них ис пушек, и из города Царицына по них стрельба была».
Дождавшись ночи, Дериглаз приказал отступить и стать лагерем на расположенном против Царицына Сарпинском острове. Главной задачей в этот момент он считал переговоры с царицынцами и тем фактически обрек свое войско на бездействие. Сначала Дериглаз отправил в Царицын заготовленное еще в Астрахани письмо, содержание которого было идентично другим посланиям астраханцев.
Ответа не последовало. Та же участь постигла и два следующих письма, а время шло и удобный момент для приступа к городу был упущен. К Царицыну продолжали подходить калмыки и число их быстро увеличивалось, подоспел и первый казачий отряд во главе с С.
После прибытия казаков Турчанинов решил ответить на послания Дериглаза и на Сарпииский остров от него поехали 2 пятидесятника, 3 казака и священник. Атаман рассказал посланцам о причинах восстания, а затем призвал их поддержать борьбу. Посланцы Царицына ответили, что «у нас де вера по-прежнему, не отнета, и царицынской де воевода их и все жители к ним не пристанут, и мимо Царицына вверх их не пропустят, и чтоб они шли в Астрахань по-прежнему».
Донские же казаки «астраханцев бранили… и говорили, вы де в прошлых годех наших отцов и братьев побрали на Аграхане и в Астрахани перевешали…, как вы затеяли, так и ведайтесь». Сообщение об упреках казаков весьма любопытно. Оно показывает, что донская старшина, стремясь настроить рядовое казачество против восстания, старалась разжечь в них вражду к низовым стрельцам и солдатам, вынужденным по долгу службы выступать против отрядов «воровских казаков» с Дона.
Стояние на Сарпинском острове и фактическое бездействие отряда вызвали резкую критику поведения Дериглаза. Чтобы исправить положение, круг решил отправить к Дериглазу пополнение в 500 человек с приказом овладеть Царицыном. В период подготовки отряда Дериглазу послали письмо, где сообщалось, что к нему скоро придет подкрепление, а затем гонец привез атаману приказ «брать Царицын боем».
Между тем, Дериглаз, стоя на месте, ограничивался тем, что отбивал ежедневные атаки калмыков. Упорство царицынского воеводы, нападения калмыков, приход в Царицын первой казачьей станицы, неудача переговоров и бездействие атамана не могли не вызвать в «походном войске» сильного брожения. Оно увеличивалось благодаря слухам, что скоро придут на помощь воеводе казаки из Черкасска, а сверху движутся «государевы ратные люди».
В письме подчеркивалось, что больше ответов астраханцам не будет ни от горожан, ни от казаков, которые «к вашему приобщению приставать не хотят», а Дериглазу грубо напоминали «наперед сего к вам присылали выборных людей, чтоб вы поехали прочь, а вы стоите по всякой час…» и угрожали, что если он с войском не уйдет, то станут «над ним воинской промысел чинить». Письмо показалось Дериглазу достаточно веским оправданием для астраханского круга. Получив его, он не стал ждать подкреплений и решил отступить.
По возвращению в Астрахань отряд был распущен, а Дериглаза предали суду круга. Круг назвал поведение Дериглаза близким к измене, его лишили всех полномочий и звания. С середины августа торговые суда и хлебные насады перестали приходить в Астрахань.
Запасы зерна, муки и круп можно было только двумя способами: захватить Царицын, где выгружались задержанные Турчаниновым суда, или пойти на компромисс и добиться от воеводы снятия блокады, не прибегая к вооруженной силе. Обсуждая это положение, круг решил послать к Царицыну новый отряд. Походным атаманом утвердили А.
Хохлача, его отряд составлял 1000 человек. Наказ предписывал отряду Хохлача идти в Черный Яр «для обережи того города» и только, когда он будет избавлен от опасности, двигаться дальше, «до Царицына и до Саратова».
Астраханское восстание при Петре I.
Непосредственным поводом к началу Астраханского восстания стал слух о том, что готовится указ о принудительной выдаче незамужних девушек замуж за иностранцев. Причины Восстания Астраханского Восстания 1705-1706 таблица. Так было и в эпоху Петра 1. Историки до сих пор делают выводы, исследуют предпосылки, а студенты изучают основные события астраханского восстания. Начался всенародный бунт, вошедший в историю как Астраханское восстание 1705−1706 годов. Астрахань, взятая Разиным ещё летом 1670 года, будучи своего рода столицей восставших, держалась до последнего. Так было и в эпоху Петра 1. Историки до сих пор делают выводы, исследуют предпосылки, а студенты изучают основные события астраханского восстания.