Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу. С начала войны и до октября 1941 года было перебазировано в тыл не менее 65% предприятий военно-промышленного комплекса. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство.
Урок 6: Советский тыл в годы ВОВ
- 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны – смотреть видео онлайн в Моем Мире | duda dan
- Неудобная проблема
- Свежие записи
- Всё для Победы
- Главные новости
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл
На ней представлена литература общего характера, раскрывающая роль тыла в Великой Отечественной войне, книги и журнальные статьи о детях и подростках, которым довелось работать в военные годы, о тяжести труда, упавшей на женские плечи. Наш читатель найдет на выставке литературу о перестройке экономики, эвакуации заводов, о роли науки в разработке нового оружия в годы великой войны 1941 — 1945 годов. Раздел «Наш край прифронтовой» раскрывает тему вклада наших земляков в победу над фашистской Германией. В «Книгах Памяти», представленных на выставке, можно найти списки ветеранов труда Великой Отечественной войны, в том числе и жителей Балашовского района. Праздник Победы — повод ещё раз вспомнить о тех людях, кто сражался на поле боя, кто трудился в тылу, не жалея своей жизни и своих сил.
Академия наук СССР располагала к началу войны мощной научно- производственной базой. Перестройка научной работы на нужды фронта и тыла проводилась в сложных условиях эвакуации. Уже с первых дней войны существенные изменения произошли в организации научных исследований и управлении ими. Был создан ряд региональных и специализированных научных комиссий, которые сосредоточивали усилия ученых на решении отдельных военных и хозяйственных проблем. К началу июля 1941 г.
Комарова в составе более 600 специалистов провела громадную работу, обеспечившую использование на нужды военной экономики ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. Ученые-геологи выявили новые месторождения железной руды в Кузбассе и на Урале, источники нефти в Башкирии, большие залежи бокситов на востоке Уральских гор, месторождение молибденовых руд в Казахстане77. Важное значение имела помощь ученых в улучшении и освоении промышленностью военного производства. Широко применялась прогрессивная технология - поточные методы, применение штамповки деталей, термическая обработка деталей токами высокой частоты, скоростная автоматическая сварка бронекорпусов танков и многое другое. В некоторых областях производства ученые и инженеры в содружестве с мастерами и рабочими не только обеспечили коренное усовершенствование, но и осуществили полный переворот в технологии и организации промышленного производства. Так, группа инженеров Магнитогорского комбината применила новый способ изготовления высоколегированных сталей, а коллектив инженеров - строителей и металлургов - разработал метод скоростного строительства и монтажа доменных печей78. Советские физики открыли экономичные пути получения жидкого кислорода, сконструировали ряд приборов для управления кораблями, самолетами и артиллерийским огнем. Были найдены способы борьбы с магнитными морскими минами, изобретены радиолокационные установки и приборы. Химики проделали большую работу по облагораживанию бензинов.
Многие ученые занимались изысканием заменителей дефицитного сырья и материалов, создавали новые приборы для самолетов, артиллерии и кораблей, а также средства защиты боевой техники, разрабатывали и внедряли новые способы производства минометных труб79. Блестящая плеяда советских авиаконструкторов, конструкторов авиамоторов, бронетанковой техники, артиллерийских систем и стрелкового оружия вошла в летопись страны созданием лучших в мире образцов боевой техники - оружия Победы. Благодаря усилиям ученых-медиков и врачей было сделано все для того, чтобы значительно снизить смертность среди раненых. На фронте и в тылу были исключены массовые эпидемии и инфекционные заболевания. Несмотря на огромные усилия, затрачиваемые учеными на решение конкретных оперативных проблем в годы войны, АН СССР разрабатывала перспективные планы развития науки, продолжала исследования фундаментального характера. Тем самым был обеспечен серьезный задел для плодотворных исследований в послевоенный период. Рабочий класс, колхозное крестьянство и советская интеллигенция создали в период войны прочное военное хозяйство и обеспечили армию, авиацию и флот первоклассной техникой, всем необходимым для победы над врагом. Ярким проявлением патриотизма советских людей в годы войны явилась добровольная финансовая помощь трудящихся государству, по- 76 История социалистической экономики СССР. Краткая история, с.
Поступления денежных средств от населения в фонд обороны, на производство военной техники, по займам и лотереям составили свыше 118 млрд. Рабочие и служащие стремились помочь фронту путем отчисления части заработка, а колхозники - продуктов питания в фонд обороны, проведением воскресников, сбором денежных средств и драгоценностей, подарков и теплых вещей для воинов и т. Важный вклад в победу внесли доноры. Их движение в годы войны охватило 5,5 млн. Они сдали более 1700 тыс. Война принесла много горя советскому народу, причинила огромный ущерб народному хозяйству. Ни одна страна за всю историю человечества не имела таких потерь и разрушений, какие понес Советский Союз за годы второй мировой войны. Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тыс. Расходы Советского государства на войну с Германией, а также с Японией и потери доходов, понесенные государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением в результате оккупации, составили не менее 1890 млрд.
Эту сумму надо добавить к тому ущербу - 679 млрд. Поистине великим подвигом стала работа по восстановлению хозяйства освобожденных районов, проделанная советским народом уже в ходе войны. В мировой истории нет примера, когда какая-либо страна осуществляла бы в столь сжатые сроки восстановительные работы такого размаха. Они проводились параллельно с крупными наступательными операциями на фронтах, требовавшими наращивания военного производства. Тем не менее на восстановление народного хозяйства направлялись значительные средства. Объем капитальных вложений, направленных в 1944 г. Энциклопедия, с. Освобожденные районы, получая помощь от восточных районов страны, быстро восстанавливали разрушенное хозяйство и становились органической частью советского тыла. Восстанавливалась энергетическая база, вступали в строй машиностроительные заводы, предприятия по производству строительных материалов, химической, легкой и пищевой промышленности.
В 1944 - 1945 гг. Всего за 1943 - 1945 гг. Вступило в строй более 30 восстановленных крупных электростанций87. Хотя в ходе войны пришлось практически дважды заново отстраивать шахты Донбасса, добыча угля здесь с мая 1943 по май 1944 г. На протяжении 1942 г. За 1943 - 1944 гг. Исключительно большие работы осуществлялись по возрождению железорудной базы88. Огромное значение для военной экономики имело восстановление сельского хозяйства в районах, освобожденных от фашистской оккупации. Советское государство, весь народ оказали большую помощь колхозам, МТС и совхозам в возрождении разрушенного сельскохозяйственного производства.
В 1945 г. Свидетельством неустанной заботы партии и государства о восстановлении хозяйства в пострадавших от войны районах было принятое 21 августа 1943 г. Оно было реализовано в кратчайший срок. Этому содействовало всенародное участие в решении поставленной задачи. В западные районы страны нескончаемым потоком шли эшелоны с оборудованием, материалами, инструментом, промышленными и продовольственными товарами. В 12 союзных и автономных республиках действовали специальные шефские комитеты, которые провели большую организационную работу по оказанию конкретной помощи наиболее пострадавшим республикам и районам страны. Так, трудящиеся Казахской ССР шефствовали над 10 городами и 35 районами Орловской, 12 районами Ленинградской, 3 районами Сталинградской и освобожденными районами Калининской областей90. Эта братская помощь обеспечила высокие темпы восстановления народного хозяйства в освобожденных районах. Восстановление хозяйства освобожденных районов не сводилось к достижению уровня 1940 года.
Это был процесс реконструкции, позволявший сгладить те недостатки в размещении производительных сил, которые имелись до войны. Крупные предприятия приближались к источникам сырья, по возможности эти последние дублировались. При восстановлении городов и поселков пересматривалась их старая планировка с учетом перспективы развития, географических и климатических особенностей. Высокие темпы роста экономики и быстрое возрождение хозяйства в районах, освобожденных от оккупантов, стали важным вкладом в дальнейшее развитие военной экономики, полное обеспечение нужд фронта и военного хозяйства. Благодаря широкому использованию преимуществ планового социалистического производства, мобилизации всех внутренних ресурсов, совершенствованию технологии и организации труда, повышению его производительности, огромной работе по подготовке и обучению кадров советская экономика в годы военных испытаний показала высокую эффективность и жизнеспособность, обеспечив потребности военного хозяйства практически полностью за счет собственных внутренних ресурсов. Поставки военной техники осуществлялись союзниками не всегда в то время, когда они были особенно необходимы Красной Армии, да и боевые характеристики предоставляемой союзниками техники часто уступали советским образцам. Вот что написано по этому поводу английским историком: "В появившихся после войны многочисленных статьях и книгах, посвященных войне на советско-германском фронте, утверждается, что союзнические поставки самолетов помогли русским в 1942 году переломить ход войны в воздухе. Но это чистейшая ложь. Дело в том, что многие из самолетов, поставлявшихся Советскому Союзу, значительно уступали военной авиационной технике, которая в массовом количестве выпускалась советскими заводами"94.
Советский народ создал мощный тыл, делал лучшие в мире танки, самолеты, "катюши" - все, что нужно было фронту для разгрома врага. Мы победили агрессора экономически в результате огромной политической и организаторской деятельности партии по созданию в кратчайшие сроки мощного военного хозяйства. Партия обеспечила предельную мобилизацию всех ресурсов - от материальных до моральных, единение фронта и тыла, подняла на трудовой подвиг миллионы.
В 1941-1942 гг. Народ в боях оружьем и трудом громит врага, все силы напрягая… Художник Ляхин Г.
Плакат-карикатура на неумех и «станколомов», несознательных рабочих, безответственно относившихся к важной работе на оборону страны. Автор плаката — известный уральский художник Геннадий Васильевич Ляхин, один из инициаторов выпуска агитвитрины «Окна сатиры», продолживший эту работу во все военные годы. Имя ленинградского поэта и журналиста Ильи Ивановича Садофьева, жившего в эвакуации в Свердловске, также часто встречалось среди авторов местной наглядной агитации. Плакаты были только одним из методов перевоспитания нерадивых работников. По указу от 26 декабря 1941 г.
Велась подобная работа и на фронте. Эта должно было заставить относиться более ответственно к технике, вооружению и боеприпасам, и не бросать их при отступлении. Всё для победы! Художник Кокорекин А. Подписан к печати 24.
Типо-литография «Труд и творчество». Автор плаката советский график Алексей Алексеевич Кокорекин 1906-1959 , мастер наглядной агитации и пропаганды, в первые два года войны - художник Воениздата при Политуправлении РККА. В преддверие Международного женского дня 8 марта, его произведение направлено на показ неразрывного единства фронта и советского тыла через образ сильной духом женщины. На плакате, выполненном в стилистике художественного соцреализма, женщина-работница рядом с «колонной» из авиационных бомб. В отсутствии мужчин за выполнение сложных и физически, и морально задач взялись женщины.
С самого начала войны, в разгар мобилизации военнообязанных в армию миллионами женщин был подхвачен клич: «Заменим у станков наших отцов, братьев, мужей и сыновей, ушедших на фронт!
Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей.
Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы.
Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец.
Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10.
Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «...
В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться.
С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту.
Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г. Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны.
Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е.
Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными...
За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах.
В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И. Раковский, А.
Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода.
Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно! На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз. По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства.
Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы. Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля.
Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения! В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11. Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В.
Мельников, механик Г. Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины. Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск.
А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18. За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза. Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению.
Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры.
Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли. Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г. В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным! В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование.
Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест. И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они. В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30. ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве.
Их представители практически не покидали области, где была наибольшая концентрация белорусского населения. Они приезжали с проверками, различными поручениями, контролируя жизнь и условия своего населения.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Ежемесячно рабочие отчисляли в него однодневный заработок, колхозники вносили сельхозпродукты, пионеры собирали металлолом. Трудящиеся по своей инициативе собирали средства на покупку боевой техники. Так, саратовская пасечница А. Селиванова на деньги, вырученные от реализации своей доли продуктов, смогла купить стране три боевых самолёта. Всесоюзную известность приобрела М.
Октябрьская, после гибели мужа потратившая все личные средства на покупку танка, на котором сама успешно воевала, была ранена и скончалась от ран. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. За годы войны в Фонд обороны поступило более 118 млрд рублей. Общим вкладом в Победу становились не только заработанные деньги — более 5,5 млн граждан Советского Союза стали донорами крови.
Селивановой И. Сталину «Дорогой Иосиф Виссарионович! У меня, рядовой колхозницы, как и у всего советского народа, самое горячее желание помочь нашей Красной Армии быстрее уничтожить фашистского зверя. И я, по примеру других, в конце 1942 года внесла из личных сбережений на строительство боевого самолёта 100 000 рублей.
Ваше приветствие и благодарность вызвали во мне желание оказать ещё большую помощь фронту. Мы вместе с мужем-фронтовиком приобрели второй самолёт и лично вручили его лётчику Василию Кузьмичу Чибичкову, который на нашем самолёте беспощадно громит фашистов. Недавно я получила с фронта письмо от мужа. Сообщая о том, что Ферапонт Головатый купил второй самолёт, муж советует мне последовать примеру славного саратовского колхозника.
Я вношу из личных средств ещё 100 000 рублей на строительство третьей боевой машины и прошу Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, разрешить мне вместе с мужем вручить его лётчикам части, где служит тов. Пусть звено самолётов, построенных на наши трудовые сбережения, сеет смерть среди немецко-фашистских бандитов, пусть мой вклад поможет нашим доблестным Сталинским соколам добить врага. От всего сердца желаю Вам, родной Иосиф Виссарионович, здоровья и многих лет жизни на счастье нашей великой Родины». Октябрьской председателю Государственного Комитета Обороны от 3 марта 1943 г.
За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком…» Повседневная жизнь на войне Война — это не только атаки и оборона, но и тяжёлый неустроенный быт. Всё имущество пехотинца умещалось в небольшой вещевой мешок: запасное бельё и портянки, котелок и ложка, средства гигиены, иголка и нитка. Считалось, что в обороне бойцу жилось лучше.
В блиндаже или землянке с печкой-буржуйкой солдат был в тепле и сухости. Сложнее было с освещением. Для этого использовали различные самодельные лампы, изготовленные из снарядной гильзы, или просто подожжённый телефонный провод. Через какое-то время сажа въедалась в кожу.
В наступлении же, когда линия фронта постоянно смещалась, ночевали где придётся. Обязательным элементом снаряжения каждого бойца был смертный медальон. Это небольшая, состоявшая из двух бакелитовых частей капсула, куда вкладывался специальный бланк. На нём указывали анкетные данные — личные и ближайших родственников.
Часто из суеверий солдаты не заполняли этот документ: считалось, что записи приманивают смерть. Поэтому далеко не всегда можно было опознать погибшего человека, найденного на месте боёв. Однако это суеверие не распространялось на фляги, кружки, ложки, портсигары: среди миллионов таких же необходимо было обозначить личное имущество, поэтому их старательно подписывали. Важной частью фронтовой жизни были письма.
В них приходили добрые и грустные вести, разные бытовые и семейные новости — это была связь с далёким домом. Всю почту проверяла военная цензура. В письмах запрещалось сообщать о конкретной боевой обстановке, имена командиров и политработников, месторасположение воинской части. Очень быстро почта отказалась от марок и конвертов, которые были обязательными до войны.
Письма отправляли домой специально сложенным треугольником. Они стали одним из символов той войны. Раз в десять дней фронтовики в обороне ходили в баню, в наступлении — как повезёт. После бани воин получал чистую форму и белье.
Одежду не только стирали, но и обрабатывали на специальной водяной бане, чтобы избавиться от вшей. За этим строго следили, поэтому советские солдаты страдали от паразитов гораздо меньше немецких. Вместе с мужчинами на фронт в боевые части отправлялись и женщины. Первая мобилизация женщин произошла в 1942 г.
Обладая большим опытом военной, административно-хозяйственной деятельности, умением глубоко и всесторонне анализировать крупные проблемы, он представил в первые дни войны руководству страны самые веские и серьезные доводы о необходимости создания единого централизованного тыла. Это дало возможность общевойсковым штабам и командирам возможность уделить большое внимание вопросам непосредственного управления войсками. Ценой всей ответственности в тот период и в тех обстоятельствах была сама жизнь. В кратчайшие сроки, в тяжелейших экономических условиях Хрулевым была создана такая система тылового обеспечения войск, которая в дальнейшем себя полностью оправдала". В объективности генерала армии Владимира Исакова не стоит сомневаться. Он в боевых условиях в Афганистане работал заместителем начальника тыла знаменитой 40-й армии. Был тяжело ранен.
Так что работу военного тыла знает с самых низов и может компетентно утверждать: тыловые принципы, заложенные Хрулевым во время Великой Отечественной, не утратили актуальности и для нынешней Российской армии. И не стоит от них отступать, а наоборот, надо только совершенствовать. За один день ныне известные военачальники-победители сдавали по десятку городов. Воинские штабы потеряли управление войсками. Начальник Главного политического управления Красной Армии Лев Мехлис, назначенный для укрепления Западного фронта членом его Военного совета, так укреплял, что без суда и следствия перед строем командиров штаба 34-й армии за потерю материальной части артиллерии и якобы трусость и двухдневное пьянство расстрелял генерал-майора артиллерии Гончарова. А потом по указанию Мехлиса был по приговору трибунала расстрелян командарм генерал Качанов. Впоследствии их реабилитировали.
И вот в этой обстановке всеобщей нервозности и подозрительности начальник Главного интендантского управления РККА генерал-лейтенант Андрей Хрулев предлагает Сталину и Государственному комитету обороны полностью реорганизовать тыловое обеспечение Красной Армии. Назначить 7 начальников тыла семи фронтов, образовывать соответствующие тыловые обеспечивающие структуры, организовать Главное управление Тыла Красной Армии со штабом, управлением военных сообщений, автодорожным управлением, инспекцией. Предложение было принято ГКО. Ему подчиняются главное интендантское управление, управления снабжения горючим, санитарное, ветеринарное. Таким образом, в августе в Красной Армии впервые, как предложил Хрулев лично Сталину, создается стройная система тылового обеспечения войск. Строевые командиры освободились от хозяйственных тягот и всецело переключились на руководство и управление войсками. Ошибка в этой новации могла стоить Хрулеву жизни.
Но он все правильно, на опыте еще обеспечения войск в царской армии, просчитал и выверил. И не ошибся. Новая тыловая структура весьма эффективно себя проявила уже в период начала сражения под Москвой, а потом в октябре при эвакуации столицы. Еще в 1935 г. Но тогда за Хрулева заступился маршал Климент Ворошилов, который знал его еще по совместной работе в Петрограде в 1917 г. Ожидания Мехлиса не оправдались. Тыловики Хрулева и он лично обеспечили войска под Москвой всем необходимым.
В период октябрьской паники в столице Хрулев непосредственно организует эвакуацию в Куйбышев Генштаба, Академии наук, государственных резервов продуктов и еще много другого. В обстановке всеобщей нервозности возникали крайне щекотливые ситуации. Так, по распоряжению секретаря Московского комитета партии Щербакова стали раздаваться со складов теплые армейские шапки, рукавицы, телогрейки. Против этого выступил Хрулев. Естественно, Щербаков пожаловался Сталину. Потом на Хрулева опять же Сталину пожаловался член военного совета фронта Булганин, что нет теплой одежды и войска не могут нормально воевать. В ярости Сталин стал угрожать Хрулеву арестом и расстрелом.
Угроз на ветер Верховный главнокомандующий не бросал. Однако Хрулев с полным самообладанием доложил, что войска Булганина уже получили 200 тысяч полных комплектов теплого обмундирования и генерал просто не знает, что у него имеется на фронте. После этого Сталин в резкой форме отчитал Булганина. Естественно, такие споры множили число недоброжелателей и завистников самого Хрулева. Их стало еще больше, когда в феврале-марте 1942 г. Все железные дороги оказались забитыми товарными составами, поездами, вагонами.
Видите ли, некоторое время тому назад было очень модно рассуждать, что Советский Союз победил, завалив неприятеля трупами. Так вот, я хотел бы подчеркнуть, что Советский Союз победил, завалив неприятеля сталью, свинцом и взрывчаткой. Советский Союз произвел больше самолетов, чем Рейх.
Советский Союз произвел больше танков, чем Рейх. И так далее, и так далее, и так далее. И вот за счет этого победили. Дмитрий Лысков: В современных войнах не воюет население, а воюет оружие. Это справедливо. Михаил Мухин: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на один очень важный момент. Это была победа, с точки зрения классической геоэкономики, практически невозможная, потому что на 1940 год Рейх с учетом присоединенных и поставленных под его контроль государств производил приблизительно в 2,5 раза больше стали, выплавлял приблизительно в 3,5, а может, даже в 4 раза больше алюминия, производил приблизительно в 2,5 раза больше электроэнергии. То есть, с точки зрения классической геоэкономики, Советский Союз войну уже проиграл. Тем не менее он ее выиграл, и именно экономически.
Дмитрий Лысков: Господа, я прошу прощения. Давайте сейчас посмотрим небольшую справку, чем же все-таки была эвакуация промышленности, и продолжим нашу дискуссию. На рубеже 30-х и 40-х годов из аграрной страны СССР превращается в мощную индустриальную державу. Только в период с 1938 по 1941 годы было пущено в строй около 3 тысяч новых крупных заводов и фабрик. При этом в местах предприятий-гигантов в разных районах страны строятся средние по величине предприятия-дублеры. Но основной промышленный потенциал все же располагался в западных областях страны. И уже в первые дни войны были потеряны два крупных промышленных центра — Рига и Минск. Под угрозой захвата и уничтожения оказались другие важнейшие промышленные районы. Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации.
В первые три месяца войны на восток перемещено 1360 военных производств. Всего же в 1941-м полностью или частично в восточные регионы страны было эвакуировано более 2500 промышленных предприятий. Кроме того, в тыловые районы страны железнодорожным и водным транспортом было вывезено более 12 миллионов специалистов и простых советских граждан. Дмитрий Лысков: В западных областях страны была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Советского Союза. Евгений Юрьевич, а почему такое распределение? Советская республика всегда была в кольце врагов. Понятно было, что нападение будет с запада. Индустриализация, первые пятилетки — и мы строим промышленность на западе. Объясните логику.
Ну да, Российская империя. Евгений Спицын: В данном случае я называю исторической Россией, и туда входит все, что мы называем Украиной, Белоруссией, Прибалтикой и так далее. Так вот, на территории исторической России просто сложилось таким образом, что эти регионы наиболее рано, так сказать, осваивались и так далее, и так далее. И потом не забывайте, что на территории Украинской ССР еще до революции, в конце XIX века… вернее, даже не в конце, а в последней, наверное, трети XIX века создается этот знаменитый Донецко-Криворожский угольно-металлургический район. Он, кстати, становится в конце XIX века фактически центром всей металлургической промышленности Российской империи, потому что Урал уступает ему место. То же самое касается Москвы, того же Петербурга и так далее. Это крупнейшие центры полотняной промышленности, текстильной промышленности. Ничего удивительного в этом не было. То, что мы бы выводили заводы на восток?
Я не совсем согласен, что обязательно бы началась война на западе. Япония могла начать войну первой, причем широкомасштабную войну. Просто, естественно, речь шла о том, что еще в 27-м году после разрыва дипотношений с Великобританией Иосиф Виссарионович Сталин, выступая на XV съезде ВКП б , дал понять, что в мире запахло очередной мировой войной. И вот именно тогда, я думаю, окончательно созрел план ускоренной индустриализации страны, то есть свертывания НЭПа. Потому что он прекрасно понимал, что на путях НЭПа провести ускоренную модернизацию страны и ее индустриализацию просто невозможно — ну, условно говоря, просто элементарно не хватает лет. Поэтому было совершенно очевидно, что надо возводить предприятия прежде всего тяжелой индустрии, то есть отраслей, которые производят средства производства. И не просто возводить, а создавать так называемые заводы-дублеры, которые производили бы одновременно… Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо большое. Мы продолжаем дискуссию. Михаил Юрьевич.
Михаил Мухин: Дело в том, что когда говорится про сосредоточение промышленности в западных регионах страны, упускается из виду, что все, построенное на востоке, было намного дороже. На восток приходилось везти все стройматериалы, на восток приходилось везти сырье, на восток приходилось везти все полуфабрикаты. Булат Нигматулин: И на восток приходилось везти людей, потому что там населения было мало. Михаил Мухин: Это само собой. И строить там жилье для этих людей. Поэтому в довоенный период любой самолет, любая единица техники, построенная за Уралом, имела большую себестоимость, чем точно такой же самолет, построенный в европейской части страны. Дмитрий Лысков: То есть развитие логистической сети. Алексей Ханютин: И ничего еще построить-то не успели, заводы-дублеры не успели запустить. Михаил Мухин: Нет, заводы-дублеры были.
Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет. Здесь правильно коллега сказал — 10 лет. И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа. Разные оценки.
И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно. И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу. Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите! Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были. Конечно, были. Дмитрий Лысков: Они существовали?
Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия. И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой. Уже в сентябре началась блокада Ленинграда. Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года.
Ей — 27, отцу — 33. Вот правильно вы сказали — полгода. Вот удержались, потому что были на грани. Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было. Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал. Евгений Спицын: Никакого мирного договора там, конечно, не было бы. Булат Нигматулин: Весь промышленный потенциал, да.
Дмитрий Лысков: 70 миллионов населения оказалось на оккупированных территориях. Булат Нигматулин: 70 миллионов населения. А если бы дальше шли поражения, то потеряли бы и все свои столицы. И конечно, потеря российской цивилизации, своей цивилизации. Дмитрий Лысков: Задача была — выстоять эти полгода. Алексей Ханютин: Никаких планов разработанных и всеобъемлющих по эвакуации, конечно, не было. В архивах есть… Ну, например, конкретно я могу привести коротенький очень документ. Вскоре после первомайского парада 41-го года московские власти решили создать комиссию по эвакуации на случай войны и вывезти примерно миллион москвичей за пределы Москвы. Немедленно последовала верховная очень жесткая реакция, цитирую: "Предложение о частичной эвакуации населения Москвы в военное время считаю несвоевременным.
Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить". Михаил Мухин: Товарищ Сталин. Алексей Ханютин: Да. Обращаю внимание, дата — 3 июня 1941 года, 19 дней до начала войны. Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, я слышал о эвакуаплане 37-го года, 39-го года. По-моему, больше таких эвакуапланов действительно не составлялось. Михаил Мухин: Этот вопрос достаточно хорошо был рассмотрен, если не изменяет память, еще в 90-е годы. Мобилизационное планирование в СССР как таковое прекратилось в 1933 году. Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года".
При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения. В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит? Булат Нигматулин: Первое.
То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение. Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали. И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение. И всего пять человек, и огромная власть у этих людей.
И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела. Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано. Это, кстати, пример сегодняшнему управлению. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью.
Издание основано на систематизированном документальном материале.
Книга спецкора газеты «Красная Звезда» А. Кочеткова «Трудный хлеб» — это рассказ о колхозниках заволжского села Дмитриевка, о том, как они в годы войны выращивали урожай на своей земле, как выстояли в трудный час в битве за хлеб, как выполняли план военных лет, как сдали сверх плана в фонд Красной Армии 400 тысяч пудов зерна, тысячи пудов мяса и овощей, приобрели для фронта на личные сбережения 16 танков и 2 самолета. Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от маневренности армии, от своевременного снабжения вооружением и продовольствием ударных сил, от связи фронта и тыла, которая была возможна только при хорошо отлаженной транспортной системе. Перед советской транспортной системой в годы войны стояли три главные задачи — перевозки и развертывание воинских подразделений, эвакуация и перебазирование производственных предприятий и рабочих из западных районов страны в восточные, перевозки по обеспечению нужд военной экономики. Срыв любой из названных категорий перевозок безусловно мог повлечь за собой тяжелые последствия в войне. От слаженной работы разных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного — зависела победа. О героическом подвиге сотрудников всех видов транспорта написано немало художественных книг и серьезных научных монографий. В издании Г. Куманева «Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945» обстоятельно освещается работа железнодорожного транспорта и героический труд железнодорожников в годы войны.
Это обобщение опыта работы и испытаний, выпавших на долю специалистов-транспортников. Книга Я. Пономарева «Но баранку не бросал шофер» повествует о самоотверженном труде работников автотранспорта, которые по ледовой трассе вывозили из осажденного Ленинграда женщин и детей, проводили машины с хлебом и боеприпасами. В книге Героя Советского Союза П. Михайлова «После заката — взлет» рассказывается о боевых действиях летчиков транспортной авиации. Легендарный летчик, совершивший 520 боевых вылетов, повествует об увиденном и пережитом, о товарищах и боевом подвиге, о беззаветном служении Родине. Решающее значение для укрепления оборонной мощи страны в годы войны сыграли достижения науки, изобретательская и рационализаторская инициатива. Открытия и достижения, совершенные учеными по потребностям военного времени, требовали немедленного внедрения на производстве. Большое внимание изобретатели и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, разработке и применению новых технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда и сократить брак в производстве.
В книге А. Колесникова «Вклад ученых и изобретателей в победу над фашизмом» , изданной Роспатент и ФИПС к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, раскрываются общие вопросы организации изобретательства и патентного дела накануне и в период Великой Отечественной войны.
«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну
История советского тыла | Давай посадим немецкий самолет, на котором нас будут перебрасывать в тыл Красной Армии. Тогда мы сможем доказать нашу преданность советской власти. |
Как труженики советского тыла приближали победу (фото) | Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина. |
Главный снабженец всех фронтов / История / Независимая газета | В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. |
Подвиг советского тыла
7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в. Чтобы включить программу чтения с экрана, нажмите Ctrl+Alt+Z. Для просмотра списка быстрых клавиш нажмите Ctrl+косая черта. Российская армия нанесла мощный удар по украинским военным тылам. Мало кому сейчас известны обстоятельства, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны После подписания пакта Молотова – Риббентропа, до января 1941. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. Видеосюжет новости.
Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну | В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. |
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл | Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу. |
СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ | В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. |
О компании | Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина. |
Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную
Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу. Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы. "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза. Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу.
О компании
В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Научная статья на тему 'Тыл советских вооруженных сил в сражениях. Тегисоветский тыл в годы войны, что отошло ссср после второй мировой войны, болезни во время второй мировой войны.
Шесть тысяч героических историй тружеников тыла
«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну | Российская армия нанесла мощный удар по украинским военным тылам. |
Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986 | Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". |
11.3. Советский тыл в годы войны
Ребята ознакомились с работой советского тыла в годы войны, узнали об огромном патриотическом подъеме, который позволил выдвинуть лозунг «В труде – как в бою. Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны». Крайне важным представляется формирование группы управления тыла Советской Армии в составе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1].