Научно-технологическое развитие России является безусловным приоритетом с точки зрения суверенитета государства, безопасности и благополучия наших граждан.
Приоритеты научно-технологического развития России: соотношение неопределенностей
Научно-техническое некоммерческое партнерство "Технологическая платформа БиоТех2030". Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям. Сергей Кабышев: научно-технологический суверенитет начинается с безусловного приоритета научного подхода во всех сферах развития государства и общества.
«Недели науки–2024» на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»
Поиск проектов | Сергей Кабышев: научно-технологический суверенитет начинается с безусловного приоритета научного подхода во всех сферах развития государства и общества. |
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России | В Российской Федерации был предпринят ряд системных действий по реформированию научной и инновационной сфер и ускорению технологического развития, нацеленных на интеграцию в мировое научное и технологическое пространство. |
На «ТЕХНОПРОМ-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития: Регионы: Россия: | Опубликована обновлённая версия госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ». |
Принята новая стратегия научно-технологического развития РФ
В документе закрепляются цели, задачи, а также приоритеты научно-технологического развития государства. В Стратегии в том числе говорится о принципах, главных направлениях государственной политики в данной сфере и мерах по ее реализации. Из указа лидера РФ следует, что правительству страны необходимо обеспечить финансирование Стратегии с помощью бюджетных средств, предусмотренных на реализацию госпрограммы «Научно-технологические развитие Российской Федерации».
Возможные пути нивелирования угроз: Ключевым ответом на происходящие системные изменения является применение новых, прежде всего сквозных, технологий, в том числе искусственного интеллекта. Развитие и внедрение новых технологий может стать ключевым фактором роста экономики и повышения уровня жизни населения. Использование новых технологий направлено как на повышение эффективности существующих процессов и бизнес-моделей, так и на создание новых рынков.
Локализация производств в высокотехнологичных отраслях в условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний, а также привлечение к масштабным задачам технологического развития профессиональных инженерно-технических кадров.
При этом если опираться на концепцию, то там также прописано: «Комплексный подход к организации полного инновационного цикла будет осуществляться путем развертывания и поддержки приоритетных проектов технологического суверенитета в ключевых отраслях экономики». Николаев указал на гипотетический риск: «Увеличивается вероятность, что проекты технологического суверенитета будут реализовываться, но сам технологический суверенитет будет утрачиваться». Ведь без понимания самого главного — того, как мы измеряем технологический суверенитет, — намного проще будет отчитаться списком потенциально «прорывных проектов». Замдиректора по научной работе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игорь Фролов в своем выступлении сосредоточился на таком важном моменте, как целеполагание. Допустим, еще один простейший, казалось бы, вопрос а в этой теме действительно куда больше вопросов, чем ответов : будет ли достижение суверенитета, что бы мы под ним ни понимали, повышать темпы экономического роста РФ и его качество?
Проблема ведь в том, что наладить в рамках одного государства всю цепочку производства некоторых видов высокотехнологичной продукции, крайне необходимой для цифровой экономики, не может на самом деле ни одна страна, на что тоже указали докладчики. Российской же экономике необходимо не только расти, но и повышать свою конкурентоспособность по сравнению в том числе с технологически развитыми странами. Это значит, что технологии надо активно внедрять уже сейчас. И тогда все равно не избежать использования каких-то зарубежных технологических решений, что несет в себе угрозу задаче достижения технологического суверенитета, сообщается в презентации Фролова. Другими словами, интрига в том: не входят ли в противоречие друг с другом такие стратегические цели, как суверенитет и более высокие темпы экономического роста? И кто должен расставлять и обосновывать приоритеты на каждой такой развилке — только ли ученые?
С учетом изменений, происходящих в мировой экономике и глобальной политической организации, можно утверждать, что мир после 2040 года станет принципиально другим — времени действительно мало. А с учетом происходящего в российской экономике этого времени уже почти нет: по оценкам Фролова, в лучшем случае можно говорить об окне возможностей, открывшемся на один-два года.
Указом Президента Российской Федерации от 28. Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период.
Утвержден план проведения в России Десятилетия науки и технологий
Научно-техническое некоммерческое партнерство "Технологическая платформа БиоТех2030". С учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации в рамках Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы. На форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023» прошло пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы». 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине. Ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 год.
Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России
Согласно документу, стратегия определяет «цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития РФ». Кроме того, «устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации», а также ожидаемые результаты, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие страны. Также в документе отмечается, что научно-технологическое развитие является одним из стратегических национальных приоритетов страны и определяется комплексом внешних и внутренних факторов, формирующих систему больших вызовов.
Если раньше, например, говорилось об исчерпании возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов на фоне формирования цифровой экономики и появления стран-лидеров, обладающих новыми технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов, то теперь этот «фон» описывается несколько иначе. В нём присутствует формирование уже не цифровой экономики, а экономики данных, наряду с ускоренным развитием технологий искусственного интеллекта во всех экономических отраслях и социальной сфере. В чём различие обозначенных экономик? Напомню, что во время своего недавнего обращения с посланием к Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин объявил о запуске нового национального проекта «Экономика данных», главной задачей которого является создание цифровых платформ с использованием квантовых и фотонных технологий во всех ключевых отраслях экономики и социальной сфере. По сути, речь идёт о цифровой экосистеме в масштабе всей страны, в которой информация будет передаваться между всеми её субъектами в режиме реального времени, что принципиально важно для дальнейшего совершенствования отечественных систем связи, беспилотного транспорта, робототехники, здравоохранения и так далее. Но кроме семи уточненных больших вызовов, стратегией обозначен и поставлен на первое место ещё один вызов, который несколько лет назад не ощущался так явно, как в настоящее время. Это трансформация миропорядка, сопровождающаяся перестройкой глобальных финансовых, логистических и производственных систем, а также ростом геополитической и экономической нестабильности, международной конкуренции, конфликтности и системного неравенства.
И всё это происходит на фоне ослабления национальных государственных институтов, сложности участия в международной кооперации в рамках научной, научно-технической и инновационной деятельности. Раньше такого акцента не было. Упоминания о фундаментальной науке были, но всегда следовали как бы вторым эшелоном. Кроме того, большое значение для нас, университетских людей, имеет такой основополагающий принцип государственной политики в области научно-технологического развития, как неразрывная связь между научно-образовательным, научно-технологическим и промышленным потенциалом страны и взаимозависимость их развития. В предыдущей стратегии его тоже не было. Может быть в ней чего-то не хватает, несмотря на то, что её разработчики очень старались? Поскольку эта угроза не только не исчезла, но резко возросла за последние два года. Через социальные сети и мессенджеры западные инфотехнологи пытаются круглосуточно воздействовать на массовое сознание и подсознание российских граждан посредством «чужих» культурных кодов. В результате такой культурной экспансии даже у взрослых людей, не говоря уже о молодёжи, начинают формироваться соответствующие мыслительные и поведенческие установки, меняется картина мира в целом.
К сожалению, в новой стратегии слова с корнем «культура» встречаются не часто. Представляется, что в условиях отмены на Западе русской культуры и беспрецедентного информационно-коммуникативного противостояния между Россией и её идеологическими противниками социогуманитарное направление научно-технологического развития страны также должно быть в числе приоритетных. Ведь направления развития ТГУ были намечены и утверждены задолго до появления этого документа. Нет ли ощущения, что теперь эти направления уже не столь актуальны, какими они представлялись вначале? Как исследовательский университет, мы всегда держали в фокусе своего внимания фундаментальные исследования. Однако не скрою: в последнее время у нас возникали мысли, что в связи с мобилизационным характером развития отечественной научно-технологической сферы и жёсткой необходимостью как можно скорее обеспечить её полный суверенитет, «генетическая» привязанность классического университета к фундаментальным исследованиям может показаться несколько несвоевременной. Тем не менее, мы рискнули определить фундаментальные исследования одним их трёх китов новой научно-инновационной политики ТГУ и в 2024 году. Остальные два кита — это укрепление сотрудничества с промышленными партнёрами и подготовка молодых научных кадров. Надо заметить, что осуществить этот выбор приоритетов было нелегко.
Как большому классическому университету нам необходимо удерживать многообразие.
Необходимость обновления предыдущего документа Стратегия 2016 г. Санкционное давление со стороны «недружественных стран» привело к ограничению или запрету доступа к зарубежным научным и образовательным ресурсам, обмена опытом в сфере высоких технологий, участия в международных проектах, резкому снижению международной академической мобильности на фоне морального и физического старения материально-технической базы научно-исследовательских и образовательных организаций, сокращения доли затрат на исследования и разработки в ВВП страны, отсутствия централизованной системы научных данных и организации доступа к ним.
В последние годы большее внимание уделялось развитию прикладных научных исследований и быстрой коммерциализации полученных результатов. Обновленная стратегия фиксирует особый статус фундаментальной науки, подчеркивая ключевую роль именно фундаментальных исследований в подготовке национального научно-технологического сектора к новым большим вызовам. Успешная реализация стратегии даст новый импульс в обеспечении устойчивого развития России как важнейшего национального приоритета.
Ключевую роль в подготовке научно-технологического сектора страны к новым большим вызовам должна сыграть российская фундаментальная наука, обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на внутреннюю логику своего развития. Приоритеты и перспективы научно-технологического развития 20. Реализация мер, предусмотренных государственной политикой в области научно-технологического развития на первых двух этапах ее осуществления, позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для реализации приоритетов научно-технологического развития, отвечающих на большие вызовы.
Особую актуальность для реализации приоритетов научно-технологического развития приобретает создание широкого спектра технологических решений общего назначения научно-технологических платформ в физической, цифровой и биологической сферах. Цель и основные задачи научно-технологического развития 23. Целью научно-технологического развития является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Государственная политика в области научно-технологического развития Принципы государственной политики в области научно-технологического развития 25. В современных внешних условиях научно-технологическое развитие предполагает формирование и реализацию собственной повестки, опирающейся на национальную технологическую базу и направленной на первостепенное обеспечение технологического суверенитета страны. В основе такой повестки должны быть требования, предусматривающие сбалансированное развитие как собственных базовых наукоемких технологий, необходимых для снижения критической зависимости от зарубежных институтов, так и уникальных российских технологий, конкурентоспособных на мировом уровне.
Реализация повестки, предусмотренной пунктом 25 настоящей Стратегии, потребует осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на проведение научных исследований и разработок, усиление горизонтальных связей и межведомственного взаимодействия в части, касающейся обеспечения научно-технологического развития отраслей экономики и социальной сферы, а также на создание эффективных партнерств с государственными и частными компаниями, способными стать лидерами на национальном и мировых рынках. Основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации 28. Порядок взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и организаций при реализации государственной политики в области научно-технологического развития 33.
Общее руководство государственной политикой в области научно-технологического развития осуществляет Президент Российской Федерации. Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию определяет с учетом долгосрочного прогноза приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий, а также принимает решения, связанные с обеспечением стратегического развития научно-технологической сферы. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации государственной политики в области научно-технологического развития, направленные на обеспечение достижения цели и выполнения задач, предусмотренных настоящей Стратегией.
По вопросам, касающимся научно-технологического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссиями Государственного Совета Российской Федерации по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации. Правительство Российской Федерации через Комиссию осуществляет планирование и проведение мероприятий правового и организационного характера в области научно-технологического развития, определяет порядок применения мер и инструментов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 36 настоящей Стратегии. Для научного и экспертного обеспечения деятельности Комиссии создается научно-технический совет Комиссии, руководство которым осуществляет президент Российской академии наук.
Порядок функционирования этого научно-технического совета определяется Правительством Российской Федерации. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляется действующим на постоянной основе аппаратом Комиссии, создаваемым в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации. Функции и полномочия по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Комиссии возлагаются на центр научно-технологического развития, подведомственный Правительству Российской Федерации.
Путин определил приоритеты России в науке и технологиях на 10 лет
План научно-технологического развития России до 2030 года необходимо сформировать на совершенно новой основе. (согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №642 от 1 декабря 2016 г.). 14 апреля 2023 года на площадке ФИЦ Биотехнологии РАН состоялось очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро. эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Утвержден план проведения в России Десятилетия науки и технологий
Какой сигнал науке дает новая стратегия технологического развития | Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям. |
В Минэнерго России обсудили проект Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года | «Постановляю: утвердить прилагаемую стратегию научно-технологического развития Российской Федерации. |
Президент России утвердил новую стратегию научно-технологического развития | Приоритеты России обозначены в Стратегии научно-технологического развития: цифровые технологии и новые материалы, персонализированная медицина, национальная безопасность, продовольственная безопасность, освоение пространства, взаимодействие человека, природы. |
Научно-технические приоритеты Российской Федерации | (согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №642 от 1 декабря 2016 г.). |
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации. Также Путин утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Российский президент Владимир Путин одобрил новую Стратегию развития науки и технологий в стране. Вы можете отправить ссылку на эту статью – "Президент России Владимир Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации" – на любой email. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года. Научно-технический совет Фонда перспективных исследований (ФПИ) принял решение о начале разработки летного демонстратора первой российской многоразовой ракеты-носителя "Крыло-СВ".
Университетская наука и новая СНТР РФ: главные вызовы и приоритеты
В Президентской академии проходит стратегическая сессия, посвященная разработке региональных госпрограмм научно-технологического развития России. Дмитрий Чернышенко провёл пленарное заседание «Приоритеты научно-технологического развития: отраслевые и региональные задачи, ответы на новые вызовы» в рамках форума «Технопром-2023». Также Путин утвердил стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Научно-технологическое развитие страны, технологический суверенитет – это сегодня «задача задач», о чем говорится много и долго, «но, к сожалению, прорывных решений пока не получается». К приоритетам научно-технологического развития отнесены отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие объективную оценку выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат. Губернатор определил вектор научно-технического развития Новосибирской области.