– Если давать определение этому термину не языком поисковых систем Интернета, то нацизм – это идея превосходства одной расы над другими, которые существуют на земле. Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при. Этот термин был выдуман в 1920-м Конрадом Хайденом, еврейским журналистом.
Нацизм в новой форме. Что скрывается за идеологией исключительности и превосходства США
В России подготовили законопроект, который нормативно закрепит понятия «нацизм», «фашизм» и «геноцид народов Советского Союза», рассказал генпрокурор Игорь Краснов. Нацизм – это идеология, основной принцип которой заключается в утверждении национальной превосходности и дискриминации других народов. это отмена базовых гражданских прав в отношениях гражданина с государством. идеология первенства одной нации над иными, включая национальный геноцид и этнические чистки внутри страны ради "чистоты единой нации". По его словам, у нацизма и фашизма не может быть никаких более мягких, компромиссных названий, никаких двойных интерпретаций или оправданий.
Реабилитация нацизма
Статья автора «Лекторий Dостоевский» в Дзене: К сожалению, многие наши читатели до сих пор понятия не имеют, что такое нацизм. На сегодня лучшим определением фашизма является определение Вики, дополненное рядом доп. признаков для исключения смешения режимов типа сталинский СССР и фашистская. Также затруднительно отличить национализм от нацизма, и патриотизм от фашизма.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- ООН рекомендовала странам преследовать в уголовном порядке за героизацию нацизма
- Материалы с тегом
- Фашизм и франкизм
- Пропаганда нацизма: статья и наказание по УК РФ и КоАП РФ
Содержание статьи
- Основная информация
- Отличие фашизма от нацизма (Александр Щербаков 5) / Проза.ру
- Фашизм: история одной идеологии — все самое интересное на ПостНауке
- История фашизма
14 признаков фашизма
Иными словами, фашизм, родиной которого была Италия, обозначал в переводе с латинского «фасция» всего лишь пучок прутьев, — символ власти в Древнем Риме, символизирующий общество, сплоченное под единым, жестким руководством вождя царя, императора, султана и т. При беспристрастном подходе жесткое единоначалие легко можно заметить и в политической системе сталинского хрущевского, брежневского СССР, и в коммунистическом Китае, и в современной России. Разумеется, Сталин, как и его «заклятые друзья» по антигитлеровской коалиции, не только оборонялся, но и наступал. Стремясь показать близость западных демократий и Третьего рейха, поставить Берлин рядом с Вашингтоном и Лондоном, советская пропаганда утверждала а в годы союзничества с Западом подразумевала , что различий между Америкой-Британией и фашистской Германией — всего ничего: у англосаксов — «замаскированная диктатура крупного капитала», а у Гитлера эта диктатура уже открытая. Но какое там «рядом», если вместо слова «фашизм» произносить «нацизм» — значит, «национал-социалистический», да еще и «рабочий»?! Для западного общества, для большинства обывателей Америки, Британии или Франции, например, Нюрнбергский процесс — это суд именно над нацизмом, именно национал-социализм — это «коричневая чума» и угроза человечеству, именно с нацизмом воевала, в ее собственной интерпретации, антигитлеровская коалиция за вычетом СССР. Причина предпочтения термина «нацизм» применительно к гитлеровской Германии и неиспользование слова «фашизм» тоже находятся, прежде всего, в идеологической плоскости. Если для советского руководства нацизм как термин был крайне неудобен, то для Черчилля и Рузвельта — в самый раз.
Слуховое восприятие слова «национал-социализм» ненавязчиво, исподволь, не «в лоб» сближало Гитлера со Сталиным, ставило их как бы на одну доску, тем самым распределяя между ними ответственность за развязывание Второй мировой войны. Напротив, западные демократии на этом фоне как бы противопоставлялись нацистам и коммунистам, и тем самым «белизна» и «пушистость» Вашингтона и Лондона становились еще более наглядными и очевидными. Тонкую игру не остановило даже сотрудничество Сталина, Рузвельта и Черчилля после июня 1941-го. На Западе были влиятельные круги, воспринимавшие коалицию с большевиками как сугубо вынужденный и во многом противоестественный шаг, как союз с меньшим в сравнении с Гитлером , но тоже немалым злом. Так считала и значительная часть англо-американских избирателей. Использование именно термина «нацизм» при безусловно негативном его восприятии лидерами западных держав было призвано учесть эти настроения, подтверждало, что вынужденное военное сотрудничество не отменяет коренных расхождений в идеологии, экономике, политической системе, общественных ценностях. После разгрома общего врага эти расхождения опять вышли на первый план, а кратковременные союзники вернулись к восприятию друг друга как прежде всего соперников и даже врагов.
Что касается Гитлера и его присных, то они считали себя не фашистами, а именно национал-социалистами, причем, разумеется, считали эту принадлежность и этот термин исключительно позитивными. Но никогда не использовали сокращение «нацизм», так как у него был явно негативный оттенок. От Муссолини до Пиночета Теперь о точности терминов: как правильно — фашизм или нацизм? Кто ближе к исторической истине — западная или советская стилистика, а во многом и отражение, интерпретация многих событий Второй мировой войны термин «Великая Отечественная» тоже не очень прижился за океаном и в Западной Европе? Однозначного ответа дать невозможно, потому что его — при объективном, а не пропагандистском рассмотрении — просто не существует. Между фашизмом и национал-социализмом нацизмом как идеологиями, политическими, общественными практиками есть как существенное сходство, так и заметные различия. Для фашистских по существу, крайне правых партий и государств свойственны культ национального лидера вождя ; неприятие ценностей демократии реальной конкуренции и многопартийности в политике, разделения властей, относительно независимой прессы и т.
В большинстве фашистских государств существует одна-единственная партия, которая в значительной но все же меньшей, чем в СССР степени срослась с госаппаратом. При этом опора однопартийности — вовсе не крупная буржуазия если бы это было так, то это было бы слишком просто! Именно пролетариат и трудовое крестьянство выражаясь в терминах марксизма-ленинизма стали массовой опорой фашизма и особенно нацизма. Не случайно Первомай был в гитлеровской Германии одним из главных праздников, на государственном флаге белый круг с черной свастикой размещался на красном фоне, а внутри НСДАП привычным обращением было «партайгеноссе» — «товарищ по партии». Собственно, фашистских режимов в строго научном, а не эмоциональном понимании история знает немало: например, Италия времен Муссолини, франкистская Испания, Румыния при Антонеску, хортистская Венгрия, Португалия эпохи Салазара и Каэтану, целая обойма диктаторов в Латинской Америке, включая Пиночета.
Также затруднительно отличить национализм от нацизма, и патриотизм от фашизма. Если в каком-то движении, объединении, государстве продвигается расчеловечивание некоторой группы лиц внутренней или внешней , по любому признаку - позволяя совершать против них любые преступления и считать это нормальным, мол они не люди и не достойны человеческого отношения к ним, то это движение и объединение становится нацизмом, фашизмом и т. Под это определение также можно подвести и крайние проявления русофобии и антисемитизма, и другие подобные явления.
Резюмируя, можно сделать вывод, что фашизм и нацизм, которые многие склонны путать, являются совершенно разными идеологиями. Фашизм ставит своей главной целью тотальный контроль всего общества в социальной, политической, духовной и культурной сферах жизни. Нацизм делает то же самое, но ставит в центре доктрины превосходство одной нации над другими путём обращения их в рабов или полного уничтожения. Нацизм в большей степени направлен за пределы нацистского государства, поскольку там есть другие народы, которые не вписываются в концепцию мира нацистов. Тогда как фашизм направлен внутрь страны и стремится достичь государственного контроля за каждым гражданином. Фотография взята из открытых источников.
И только потом — внешняя атрибутика, нацистская геральдика, мифология национализма. Сегодня это просто ОПГ, но завтра такие структуры смогут выступить в качестве параллельной власти и явно или неявно замещать посты в государстве, влиять на внутреннюю и внешнюю политику. Разница в том, что режимы типа пиночетовского по крайне мере формально старались отрицать связь с методами и идеологией нацизма. На тот момент это означало противопоставить себя международному антифашистскому движению, соцстранам, ОВД, оказаться в международной изоляции. Но сегодня им вполне достаточно опоры на США, которые обеспечат некоторую стабилизацию под видом внешнего управления. Разумеется, за такую стабилизацию, международную поддержку и кредиты надо платить. Поэтому в информационном пространстве постоянно звучат обвинения и угрозы в отношении России, а последний год — и в отношении Беларуси. К слову, Киев открыто заявил, что не признает действующую белорусскую власть и ни разу не принял нашего посла на официальном уровне с августа. Характерно, что украинский посол недавно лил слезы в СМИ по аналогичному поводу, умалчивая, что это Украина последовательно уничтожает торговые связи и отношения между нашими народами. Это именно то, что от них требуют американские хозяева. Особый цинизм А теперь посмотрим и на западных соседей. Возможно, читатель не знает, но в современной Польше ведется борьба между правыми и крайне правыми политическими силами за американские симпатии. При этом правящая партия «Право и справедливость» в этой борьбе далеко не самая радикальная, хотя, казалось бы, польско-белорусские отношения еще никогда не были на таком низком уровне, как сейчас. Между тем современная Польша сегодня — страна бытовой ксенофобии. Там ненавидят украинских мигрантов, к которым относят всех русскоязычных лиц, независимо от их национальности. Многие наши беглые оппозиционеры с удивлением столкнулись с таким отношением к себе. Но разгадка достаточно проста. Причина в том, что украинские мигранты не могут встроиться в польское общество, работают нелегально за низкую заработную плату, не гнушаются проституции и участия в наркотрафике.
Эксперт: Россия сегодня продолжает великое дело борьбы с нацизмом
Фашизм: идеология и практика современного нацизма | читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: МИД: ФРГ игнорирует ноту РФ относительно преступлений нацистов в СССР ФСБ рассекретила архив об уничтожении группы. |
Определение фашизма. Первое научное. / Николай Черник | Генпрокуратура даст определение "нацизму" и составит список "нацистских преступников". |
Значение слова «нацизм» | При этом современный нацизм отличается тем, что мерять черепа и доказывать расовое происхождение больше не нужно. |
Основная информация
- Свежие статьи
- Кратко и понятно о том, что такое нацизм, его определение простыми словами
- Что такое нацизм?
- Нацизм — Википедия
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (НАЦИЗМ)
Фашизм — Неолурк, народный Lurkmore | это нацизм в новой форме, который направлен на нивелирование стремлений международного сообщества по достижению многополярного мира. |
Обзываемся правильно | Уведомления от РБК. Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере. |
Фашизм: история одной идеологии — все самое интересное на ПостНауке | На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга. |
Пропаганда нацизма или фашизма: статья по УК РФ и КоАП РФ, наказание, законы о запрете национализма | По его словам, у нацизма и фашизма не может быть никаких более мягких, компромиссных названий, никаких двойных интерпретаций или оправданий. |
Фашизм и нацизм - определение, разница и идеология
Нацизм является наиболее радикальной разновидностью фашизма. Вместе с тем тесно переплетены между собой нацизм и либерализм. Смотреть что такое "НАЦИЗМ" в других словарях: нацизм — национал социализм, фашизм Словарь русских синонимов. нацизм сущ., кол во синонимов: 2 • национал социализм (1) •. Определение "нацизм" используется для обобществления сходных по сути внутренних и внешних политических движений, существовавших в разных странах и имевших разные. Пейн в фундаментальной работе «Фашизм: сравнение и определение» дал такие характеристики фашизма: авторитар-ный характер государственной власти. Законопроект, который нормативно закрепит понятия "нацизм", "фашизм" и "геноцид народов Советского Союза", подготовлен в России, об этом сообщил генпрокурор РФ Игорь Краснов.
В РФ введена уголовная ответственность за публичное демонстрирование нацистской символики
Обзываемся правильно | Потому что, повторяю, фашизм не конкретен, как нацизм, который предполагает агрессию только по национальному признаку, а совершенно универсален. |
Генпрокуратура России даст определения нацизму и нацистскому герою | членам ООН предпринять шаги, чтобы "все действия, связанные с героизацией нацизма, надлежащим образом преследовались в уголовном порядке. |
Лидер «Коррозии металла» оштрафован за пропаганду нацистской символики | Наци́зм, сокращённо от национа́л-социали́зм — немецкая тоталитарная, экстремистская, ультраправая, расистская и антисемитская идеология и движение в 1919—1945 годах. |
Фашизм: история одной идеологии | Определение ограничивалось только итальянским фашизмом, потому что фашизм в начале XX века имел мало значения за пределами итальянской политики. |
Кратко и понятно о том, что такое нацизм, его определение простыми словами
Культуре, тесно связанной с народом, также приписывалась расовая мистическая основа, а национальному характеру — неизменность [66] [67]. Эти идеи обосновывали концепцию тоталитарного режима, сознательно ограничивавшего себя одним идеалом, одной политической партией и одним фюрером [62]. Антиинтеллектуализм Розенберга наиболее явно выражался в призыве отринуть современную цивилизацию, построенную на излишнем интеллектуализме, разрывающим связи человека с природой и расой. Миф, по его мысли, содержал более глубокую истину, чем наука или здравый смысл. Розенберг сознательно строил «миф крови», или «религию расы» с целью создания нового человека и новой цивилизации [62] [66] [24]. Для построения нового мифа Розенберг использовал исландскую « Эдду », германскую « Песнь о Нибелунгах », индийскую Ригведу греческую « Илиаду ».
Однако вопреки этим источникам, не знавшим понятия расы, историософия Розенберга рассматривала историю как борьбу рас [65]. Розенберг разделял популярную в начале XX века гипотезу австрийского инженера Ханса Хёрбигера о смене земных полюсов, и считал, что в далёком прошлом климат северных широт был значительно мягче. Там существовал обширный континент, связываемый им с легендарной Атлантидой , где возникла одарённая раса голубоглазых и белокурых культуртрегеров-«арийцев». После того, как древний континент ушёл под воду, эта раса распространила свою высокую культуру, включая первую письменность, по всему миру, создавая известные древние цивилизации. Богами «арийцев» были златокудрый Аполлон и воинственная Афина Паллада [65].
Примордиальный культурный центр на далёком Севере был центральной идеей мистического Общества Туле , с которым Розенберг был связан в 1919—1920 годах [24]. Главным мифом Розенберг считал солнечный миф, который, по его мнению, происходил с далёкого Севера, где сезоны года были ярко выражены и значение солнечного тепла и света осознавалось особенно явственно [66]. Затем, по Розенбергу, азиатские расы перешли в наступление из своих центров в Малой Азии, и последовал упадок «нордической расы», причиной которого было межрасовое смешение, согласно одной из основных идей расизма, порождающее неполноценное выродившееся потомство. Это смешение произошло, потому что «арийцы» ввели демократические порядки — послабления в отношении рабов, эмансипацию женщин, помощь бедноте. Упадок «нордической расы» также определяла смена прежних светлых патриархальных богов на привнесённые из Азии образы богинь со змеями [65].
Розенберг относил к «нордической расе» амореев в действительности семитоязычный народ , что позволило ему объявить «нордическим» первоначальный Иерусалим, позднее, по его утверждениям, захваченный евреями. Эта идея позволила Розенбергу вслед за Хьюстоном Чемберленом считать Иисуса Христа «арийцем» [66] [68]. Розенберг объявлял непримиримую войну христианству, которое не соответствовало «германскому духу» [24] [69]. Он писал, что у основ Католической церкви стояли «этрусско-сирийские жрецы» и евреи. Они организовали средневековую охоту на еретиков ведьм, погубив последние остатки исконной «арийской веры» и исконного германского духа.
Одним из наиболее пагубных действий Церкви, по Розенбергу, было навязывание всем расам единой религии и единого языка, навязывание «нордической расе» идеи греховности мира, которой у неё изначально не было. Розенберг утверждал, что люди и сама природа восстанут против этого неестественного порядка вещей [65]. С самого начала критиками отмечались многочисленные искажения Розенбергом исторических фактов. В ответ он называл учёных «коллекционерами фактов», лишёнными творческой фантазии. Как и его вдохновитель Хьюстон Чемберлен, Розенберг не имел исторического или антропологического образования [62] [24].
Истина для Розенберга состояла в том, что соответствовало интересам «органического расово-народного мировоззрения». Розенберг приходил к выводу, что миф сам будет создавать факты. Среди нацистских лидеров Розенберг был одним из главных противников Советской России, и под его влиянием Гитлер пришёл к идеи колонизации славянских земель, в частности, аннексии Украины [65]. В «Майн кампф» 1925 Гитлер писал о роли германской крови: «Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счёт именно германского ядра в её высших слоях населения» [61].
Одним из ведущих теоретиков расовых исследований в нацистской Германии был Эгон Фрайхерр фон Эйкштедт , автор книги «Расовые основы немецкого народа» 1934.
Очевидно, что опрпделение не верное, в фашистской Италии и нацистской Германии была террористическая диктатура, но явно не в интересах капитала. Остается террористическая диктатура, но это определение слишком общее. Лет триста-двести назад под это определение подходило практически любое государство, да и в 20-м веке многие официально провозглашали и диктатуру и террор. Может фашизм это террористическая диктатура плюс тоталитаризм?
Однопартийная система, отсутствие политических и гражданских свобод, цензура и полицейское государство? Опять же, под это определение попадут далеко не только общепринятые фашистские Италия с Германией, а ещё и многие другие страны.
Внутриполитический вектор в части американской исключительности таким образом стал монолитным - обе ведущие партии страны оказались солидарны в этом вопросе. Любопытно, что если сравнить конкретные формулировки в документах системообразующих политических партий США, в речах американских политических лидеров с воззрениями лидеров нацистской Германии, то нетрудно обнаружить схожесть многих смысловых посылов. Адольф Гитлер: "Качество германского народа уникальное, и я никогда не позволю себя убедить, что любая другая нация может стать лучшего качества! Я придерживаюсь убеждения, что наш народ, особенно сегодня, с его постоянным расовым совершенствованием, представляет собой величайшую возможную ценность, которая существует где-либо на земле в настоящее время" из закрытого выступления перед представителями германской печати в 1938 году. Потому что американцы - самая выдающаяся нация на Земле!
Мы верим, что Соединенные Штаты Америки не похожи ни на одно другое государство на планете. Мы верим, что Америка является исключительной страной вследствие той роли, которую она играла в истории, - вначале как страна-убежище, затем как страна-защитница и, наконец, как образец свободы для всего остального мира" Из положения Платформы партии 2016 года. Полагаю, комментарии излишни. Все лучшее - превосходным При таких обстоятельствах закономерен вопрос о цели убеждения своих граждан в том, что США - государство-лидер. Ответ представляется очевидным. Последовательное распространение идеологии исключительности среди населения обусловлено необходимостью создания фундамента для реализации своей внешней политики, задача которой - непосредственное воздействие на другие суверенные страны для удовлетворения потребностей "исключительной" нации. А создав условия для одобрения своих действий населением, власти США, по сути, развязали себе руки для проведения неонацистской внешней политики.
Под лозунгами продвижения свободы и либеральной демократии США осуществляют откровенную эксплуатацию других государств для достижения своих целей, что, очевидно, является наглым лицемерием. Между тем неонацизм на деле выступает основой неоколониальной политики США, о чем прежде всего свидетельствует сам факт использования ими стран Латинской Америки в качестве источников сырья или поставщиков продовольственных товаров наравне с вмешательством в их внутриполитические дела под предлогом благих намерений как было, например, в ходе реализации плана "Колумбия", когда США под прикрытием борьбы с наркотиками активно корректировали внутренние дела Колумбии. Реализация этого плана демонстрирует полное отсутствие уважения США к суверенитету других государств, а следовательно, и ряду международных актов, в частности Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г. Как ни странно это смотрится на первый взгляд, но идею справедливости систематического обезличивания значения суверенитета зарубежных государств поддерживают и в научном сообществе США. Так, в статье "Спасение несостоявшихся государств" американские исследователи Г. Хельман и С. Ратнер развивают мысль о том, что ценность государственного суверенитета сильно преувеличена; они называют его "талисманом", характеризующимся неопределенностью и аморфностью Helman G.
Saving failed states. Тем самым подобные исследования создают базу аргументов, которая используется при обосновании правильности нарушения положений международных актов и в конечном итоге реализации США неонацистской политики, подпитываемой идеей исключительности. Свои законы - для всех прочих Ключевым элементом государственно-правового механизма США, который обеспечивает легальность проведения такой внешней политики, выступает законодательство США, а также национальные программные документы, которые направлены на сдерживание развития других стран и регионов, представляющих угрозу безопасности и интересам США как это в них обозначено. Незаменимым фундаментом для реализации политики сдерживания развития других стран и регионов является принцип экстерриториальности, закрепленный в целом ряде нормативных правовых актов США. Этот принцип позволяет им распространять свою юрисдикцию за пределы собственной территории якобы в целях обеспечения своей безопасности. К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся: так называемый Патриотический акт USA Patriot Act , существенно расширивший полномочия правоохранительных органов в части сбора информации о любых лицах, потенциально угрожающих национальной безопасности США; Акт о свободе USA Freedom Act , детализировавший реализацию положений Патриотического акта; Акт, разъясняющий законное использование данных за рубежом Clarifying Lawful Overseas Use of Data Act , который позволяет правоохранительным органам США запрашивать у частных американских IT-компаний данные пользователей даже в случае, если они хранятся за пределами территории США. Более того, этот план содержит положения, направленные на усиление дружественных связей со странами, готовыми поддержать США в противодействии России, Китаю и прочим "недружественным" юрисдикциям, а также на продвижение ценностей США в этих регионах.
Логике такого регулирования следует и законодательство США, направленное на сдерживание влияния России в Восточной Европе, в частности на Украине.
Но, к сожалению, нередко национализм перетекает в шовинизм , может становиться агрессивным и порождать конфликты. Что такое нацизм Само слово «нацизм» — сокращение понятия «национал-социализм». Это ультраправая идеология, известная в связи с нацистским режимом в Германии начала ХХ века и, в частности, ее лидером — Адольфом Гитлером. Центральная идея нацизма — существование особой «арийской расы» и ее полное превосходство над другими, в особенности над «семитской расой» евреями.
Надо отметить, что Гитлер и его последователи выбрали евреев главным врагом, но не единственным. Идея «расовой гигиены» распространялась на всех, кто не подходил под образ «идеального арийца» — от евреев и цыган до ментально и физически нездоровых немцев, «недостойных жизни». Социализм — древняя арийская, германская традиция. Мы не интернационалисты. Наш социализм национален.
Мы требуем исполнения государством справедливых требований трудящихся классов на основе расовой солидарности.
Определение фашизма. Первое научное.
Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при. «Поскольку именно возрождение нацизма в современной Украине в виде культа Бандеры и геноцида русского народа по этническому, языковому и религиозному признакам стало. идеология первенства одной нации над иными, включая национальный геноцид и этнические чистки внутри страны ради "чистоты единой нации". Пейн в фундаментальной работе «Фашизм: сравнение и определение» дал такие характеристики фашизма: авторитар-ный характер государственной власти.
Генпрокуратура России даст определения нацизму и нацистскому герою
Основной идеей книги было то, что праславяне принадлежали к нордической расе, однако к настоящему времени славяне утеряли нордический компонент, почти целиком подавленный в результате смешения с восточноевропеоидной, альпийской, динарской и средиземноморской расами. Этому посвящён раздел «К вопросу размытия черт нордической расы, или денордизации, славянских народов» [61]. Нацистская концепция расы не была строгой и неоднократно менялась в политических целях. Расовые признаки Гитлера и многих других нацистских лидеров не соответствовали «арийским» стандартам [62] [66] [70]. Придя к власти, нацисты оказали поддержку большому числу видов паранауки , включая астрологию , гиммлеровскую « теория мирового льда », « учение о расовой чистоте », которые стали официально признанными и финансируемыми государством «профессиональными» сферами. В эту деятельность оказалось вовлечено большое число врачей, юристов, учёных и других академических специалистов, что объясняется осознанной лишь «постфактум» моральной неустойчивостью интеллектуалов, проявленной ими в условиях общекультурной катастрофы, тогда как политики и деятели паранауки, напротив, легко установили связи и объединились [57]. Немецкий нацизм использовал древнегерманскую мифологию и одновременно сам создавал различные мифы — расовый и др. В нацистской Германии ценность научной методологии и объективного знания отрицалась, единственной методологической основой для историков объявлялся «германский патриотизм» [69]. В Германии 1930-х годов получили развитие псевдонаучные школы, которые, имея поддержку нацистских властей, осуществляли погромы своих оппонентов [72]. К числу таких течений принадлежала школа австрийского инженера Ханса Хёрбигера , создавшая мистическую схему мировой истории, опиравшуюся на доверие к древним мифам в фантастической трактовке.
Эта школа создала доктрину вечного льда , включающую теорию катастроф, идеи о «допотопных цивилизациях» в том числе об Атлантиде , людях-богах, цикличности мировой истории, обусловленной вечной борьбой между «космическим льдом» и огнём. Доктрина включала учение, что Луна была захвачена Землёй, что привело к изменению положения полюсов, затем к оледенению, вызвавшему смену рас и упадок цивилизаций. Создатели прежних цивилизаций обладали высшими знаниями и сохранили эти тайные знания для будущих поколений. Другая нацистская школа развивала идею полой Земли [49] [70] [73]. Одним из идеологов нацизма был Герман Вирт , голландско-немецкий этнолог и мистик, автор псевдонаучной теории о высокоразвитой арктической « гиперборейской » «арийской» цивилизации. При поддержке рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера в 1935 году Вирт стал первым руководителем Аненербе , псевдонаучной организации, созданной для изучения в рамках эзотерики истории и наследия «нордической расы» [74]. Основная статья: Нацистская символика Главный символ нацизма, свастика , был основным наследием ариософии. Молодой Гитлер вдохновлялся лекциями поэта Альфреда Шулера , который принёс ариософскую идею свастики в Германию [9]. В представлении Гитлера свастика символизировала « борьбу за торжество арийской расы».
В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе ввиду её распространённости в Индии , и утвердившееся уже использование свастики в немецкой крайне правой традиции: её использовали некоторые австрийские антисемитские партии [75]. НСДАП использовала не лево-, а правосторонний её вариант. Это произошло вопреки мнению эрудированного члена Общества Туле , зубного врача Фридриха Крона, который ссылался на буддизм , где левосторонняя свастика означает удачу и здоровье, а правосторонняя — упадок и смерть. Однако большинство членов Общества Листа и Общества Туле не придавали этому большого значения и отдавали предпочтение правосторонней свастике. Это мнение разделял и Гитлер. Символом нацизма стала правосторонняя свастика, вписанная в белый круг на красном фоне. Этот дизайн был предложен Кроном, богатую домашнюю библиотеку которого посещал Гитлер. Практическая реализация[ править править код ] Запрос, в котором доктор Йозеф Менгеле требует предоставить ему для «исследования» голову 12-летнего ребёнка. Программа сочетала пангерманизм , требования отмены Версальского договора , антисемитизм , требования «социалистических преобразований» и сильной центральной власти [77].
При этом повсеместно сторонники Гитлера получали больше голосов, чем любая другая партия. Максимальный процент голосов, поданных за коммунистов, был подан в Берлине, где голоса за них и за сторонников Гитлера поделились поровну. С этой целью 13 марта 1933 года было создано Имперское министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом [82]. Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались процессом сожжения.
Статья 7 Устава МВТ гласит: «Должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания». Принципы, заложенные в Уставе МВТ и его Приговоре, были подтверждены решениями Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 года и 27 ноября 1947 года как общепризнанные нормы международного права. Они легли в основу Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 года, Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 года, определения понятия «агрессия», принятого ООН в 1974 году, Римского статута 1998 года, Международного уголовного суда в Гааге. Борьба с проявлениями фашизма и нацизма в ХХI веке ведется в разных странах. В Германии, например, неонацистские организации являются неконституционными, а нацистские символы запрещены. В 2014 году в Уголовный кодекс Российской Федерации была введена, а в 2021 году дополнена статья 354.
Фашизм многогранен и многолик. Он и его национальные проявления существуют в виде индивидуального и группового сознания и поведения, идеологии, общественно-политического движения, политического режима вождистского типа, террористической диктатуры. Толковый словарь русского языка дает такое определение: «Фашизм — это идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны». На обстоятельство, что «фашизм — не только кровавая и террористическая диктатура наиболее реакционных кругов монополистической буржуазии, не только террор и безудержная социальная демагогия, но и состояние массового и даже индивидуального сознания, уникальная по характеру система создания противоречащих интересам народа ложных «национальных единств», особый механизм формирования социально-психологических настроений, основывающихся на негативной, деструктивной базе», в 80-е годы ХХ века обратил внимание советский историк Александр Бланк. Система ложных «национальных единств» составляла фундамент государственной идеологии Третьего рейха. Эта идеология основывалась не на объективной реальности, а на политических мифах — о «высшей» «арийской» расе, «корпоративном государстве», «германском народном сообществе», «национальном социализме». На базе нацистских мифов формировалось архетипическое мышление немцев, необходимое для создания национальной идентичности. Зачастую научные понятия «фашизм» и «нацизм» превращаются в пропагандистское клише, используемое в политических целях. Как отмечал немецкий историк Вольфганг Випперман, «понятие «фашизм» как и «антифашизм» заняло некое промежуточное место между теорией и полемикой. Такое положение не изменилось и до сих пор.
Многие из наших современников используют понятие «фашизм» как простой боевой клич или как ругательство, которым они обмениваются друг с другом». Випперман выделяет три варианта фашизма: итальянский «нормальный» фашизм, немецкий «радикальный» фашизм и фашизм «сверху» в некоторых европейских странах. Автор «Доктрины фашизма», итальянский дуче Бенито Муссолини так отвечал на вопрос, что такое фашизм: «Как всякая цельная политическая концепция, фашизм есть одновременно действие и мысль: действие, которому присуща доктрина, и доктрина, которая, возникнув на основе данной системы исторических сил, включается в последнюю и затем действует в качестве внутренней силы. Из обломков либеральных, социалистических и демократических доктрин фашизм извлекает еще ценные и жизненные элементы. Он сохраняет так называемые завоевания истории и отвергает все остальное… Фашизм, будучи системой правительства, также и прежде всего есть система мысли... Фашизм — это социализм, взявший все лучшее от социализма, но социализм национальный, не ориентированный на мировую революцию, и государственно-корпоративный, а не стремящийся к отмиранию государства». По мнению современного немецкого историка Андреаса Умланда, постсоветское российское толкование фашизма подверглось фрагментации, а использование термина «фашизм» в публичном дискурсе страдает от «гиперинфляции». Умланд выделяет как минимум четыре различные тенденции в трактовке понятия «фашизм» в современной России. Во-первых, это более или менее видоизмененные версии классического марксистского определения фашизма, данного в резолюции XIII пленума Исполкома Коминтерна и повторенного на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым: «Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала.
Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов». Это определение наряду с теорией «социал-фашизма» оказало крайне негативное действие, так как привело к недооценке фашизма и дезориентировало левое антифашистское движение Европы в предвоенный период. По язвительному определению Льва Троцкого, самого острого коммунистического критика гитлеризма и сталинизма, «теория социал-фашизма, в которой невежество Сталина сочетается с легкомыслием Мануильского секретаря Исполкома Коминтерна. Во-вторых, это авторы, представлявшие фашизм как западную, по своей сути, форму экстремизма, которая по определению не является российской. В-третьих, российские публицисты, чрезмерно свободно толкующие термин «фашизм» и называющие «фашистскими» широкий спектр авторитарных и националистических направлений. В-четвертых, это российские ученые, близкие к западным в своем понимании термина «фашизм», такие как Валерий Михайленко, Валентин Буханов и старейший советский и российский исследователь фашизма, ветеран Великой Отечественной войны Александр Галкин в 2022 году ему исполнится 100 лет. Галкин объединил свои предыдущие определения фашизма общей дефиницией «правоконсервативный революционаризм, стремящийся снять общественные противоречия, разрушая все, что воспринимается им как препятствие сохранению и возрождению фундаменталистски трактуемых извечных основ бытия». На взгляд Галкина, фашизм представляет собой «иррациональную, неадекватную реакцию современного общества на острейшие кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и духовные структуры». Историк полагает, что Россия обладает устойчивым иммунитетом к фашизму.
Однако иммунитет не бывает абсолютным. При определенных условиях возможно обеспечение успеха фашизму. Эти условия реализуются при «длительных экономических неурядицах, кризисе политической системы, очевидной потере веры в демократию как принцип управления общественными делами, укоренении в массовом сознании чувства ущемленности национального достоинства». Прогнозируя возможные пути развития постсоветской России, Александр Галкин отмечает, что в разных слоях российского общества велики симпатии к сильной власти. Глубинные причины этих настроений он находит в системном кризисе, социальной напряженности, идейной дезорганизации, разочаровании населения в эффективности существующей системы власти.
Но суть одна — декларировалось социальное государство, а такие государства не могут быть врагами.
Когда же армия Третьего Рейха вероломно перешла границы СССР, советскому агитпропу необходимо было решить задачу по дискредитации политического строя Германии. Так и возникло сокращение — «нацизм» , к которому потом добавился термин «фашизм» в его неправильном понимании. И, таким образом, воевавшие бойцы Красной Армии уже бились с нацистами и фашистами, но никак не с социалистами.
Таким образом, в основе современного нацизма лежат деньги, нажива. И только потом — внешняя атрибутика, нацистская геральдика, мифология национализма. Сегодня это просто ОПГ, но завтра такие структуры смогут выступить в качестве параллельной власти и явно или неявно замещать посты в государстве, влиять на внутреннюю и внешнюю политику. Разница в том, что режимы типа пиночетовского по крайне мере формально старались отрицать связь с методами и идеологией нацизма. На тот момент это означало противопоставить себя международному антифашистскому движению, соцстранам, ОВД, оказаться в международной изоляции.
Но сегодня им вполне достаточно опоры на США, которые обеспечат некоторую стабилизацию под видом внешнего управления. Разумеется, за такую стабилизацию, международную поддержку и кредиты надо платить. Поэтому в информационном пространстве постоянно звучат обвинения и угрозы в отношении России, а последний год — и в отношении Беларуси. К слову, Киев открыто заявил, что не признает действующую белорусскую власть и ни разу не принял нашего посла на официальном уровне с августа. Характерно, что украинский посол недавно лил слезы в СМИ по аналогичному поводу, умалчивая, что это Украина последовательно уничтожает торговые связи и отношения между нашими народами. Это именно то, что от них требуют американские хозяева. Особый цинизм А теперь посмотрим и на западных соседей. Возможно, читатель не знает, но в современной Польше ведется борьба между правыми и крайне правыми политическими силами за американские симпатии.
При этом правящая партия «Право и справедливость» в этой борьбе далеко не самая радикальная, хотя, казалось бы, польско-белорусские отношения еще никогда не были на таком низком уровне, как сейчас. Между тем современная Польша сегодня — страна бытовой ксенофобии. Там ненавидят украинских мигрантов, к которым относят всех русскоязычных лиц, независимо от их национальности. Многие наши беглые оппозиционеры с удивлением столкнулись с таким отношением к себе. Но разгадка достаточно проста.