Роберт Гараев слушать аудиокнигу онлайн в исполнении Радциг Кирилл. Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана.
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
Бывший член банды «Хади Такташ» Денис Чернеев в беседе с Daily Storm признался, что смотрит нашумевший сериал «Слово пацана». Полицейские в Татарстане установили подростков, устроивших "бой" в подражание сериалу "Слово пацана", провели беседы с ними и родителями, проверка продолжается, сообщил РИА Новости представитель МВД республики. Фильм «Слово пацана» взорвал инфопространство. Криминальный сериал о «лихих» даже не 1990-х, а 1980-х бурно обсуждают в СМИ и соцсетях.
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице
Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автор которой — Роберт Гараев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев, по мотивам которой был снят нашумевший сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа»[4]. "Слово пацана” или как Криминальный Татарстан завоевал мое сердце!
История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана»
Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице - Новости | О книге Роберта Гараева «Слово пацана. |
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х | ТРК Татарстан-Новый век. |
Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани
Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть.
Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу.
Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования.
Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался.
Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом.
У каждого героя есть небольшая характеристика.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х» А в искусстве нужно добиваться того, чтобы образы условных «бандитов» были выпуклыми, глубокими и убедительными, чтобы они не были просто злыми и беспредельными персонажами. Ведь бандиты — это часть жизни, это тоже люди, и чем достовернее отображаются их образы в литературе и кино, тем честнее разговор о преступности. Без честности такой разговор был бы бессмысленным. Кто-нибудь из персонажей симпатичен вам? После нашумевшей пятой серии началась серьезная общественная дискуссия, люди стали вспоминать свое прошлое, размышлять над тем, хорошей была их жизнь или плохой. Это очень важный разговор.
Я думаю, он обязательно приведет наше общество к необходимым выводам. Все они выпуклые, объемные, среди них нет однозначно хороших или плохих» Роберт Гараев, писатель Пожалуй, больше всех мне понравился Марат — это такой чертик из табакерки, харизматик, которому хочется подражать. Благодаря ему главный герой сериала и попадает в группировку. Я «пришивался» к своей группировке по тому же сценарию — у меня был такой друг, я хотел быть на него похожим. Марат — самый сложный персонаж сериала, и все события, которые происходят с этим парнем, предельно драматичны. Еще мне кажется ярким образ комсомольца Каневича — он противостоит группировкам. Конечно, мне нравятся обаятельные образы Вовы-Адидаса и Кощея.
Кстати, мои подписчики в соцсетях, бывшие участники группировок, пишут мне: «Как похожи персонажи сериала на тех людей, которые нас окружали в то время! Помню, что в моем детстве тоже был почти такой же милиционер, он так же разговаривал, так же одевался. Как вам кажется, искусство должно быть свободным от социальной ответственности? Главный герой Алекс — эстет и меломан, потрясающе разбирающийся в классической музыке, обожатель Бетховена, но при этом он абсолютный подонок и занимается разбоем. Этот пример хорошо показывает, что искусство не способно сделать человека лучше. Поэтому создавать исключительно «положительно прекрасные» произведения, избегая каких-то страшных тем, кажется мне напрасной затеей. А еще искусство должно говорить об актуальных проблемах, о сложных вещах.
Неслучайно в середине ХХ века много говорили о том, что после Холокоста нельзя заниматься искусством так, как делали это раньше.
Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань. Роберт Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе. Спустя 30 лет он решил выяснить, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, что сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных, — и как вспоминают те суровые дни сами пацаны, бывшие сотрудники милиции, адвокаты и простые жители города, обезображенного страхом и жестокостью. Это единственная книга, целиком составленная из голосов выживших — и желающих рассказать правду.
Кровь на асфальте », вышедшего на экраны в конце 2023 года. В России этот сериал обрёл большую популярность [2] , в рейтинге «Индекс Кинопоиск Pro» по уровню интереса зрителей обогнал « Игру в кальмара » [3] , благодаря чему книга стала одной из самых продаваемых в жанре нон-фикшн. Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа» [4].
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автор которой — Роберт Гараев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android. Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн бесплатно и без регистрации. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» российского журналиста Роберта Гараева, который в деталях описал собственный опыт участия в жизни уличной группировки.
«Слово пацана»: обзор и пересказ всех эпизодов шоу
Читайте такжеСериал «Слово пацана. Читать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автора Роберт Гараев. ТРК Татарстан-Новый век. Интервью с автором книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». "Слово пацана” или как Криминальный Татарстан завоевал мое сердце!
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
Мир «пацанов», напротив, как бы опрокинут во внешний: они заводят семьи, любят свой город и в целом ориентированы на успех — например, в бизнесе или политике. Участие в подростковой группировке не только не препятствует интеграции в этот внешний мир, но как бы подготавливает к его более адекватному восприятию. Ведь подлинными, а не декларативными законами внешнего мира являются готовность к насилию в любых формах и прочность неформальных дружеских связей. В своей уже упомянутой книге Светлана Стивенсон очень точно говорит о «прагматическом индивидуалистическом мировоззрении», которое у «пацанов» органически сочетается с верностью районному коллективу. Эту установку ярко подтверждают и свидетельства, собранные Гараевым: «пацаны» с презрением и непониманием относятся к любым носителям «больших идей» — будь то комсомол или татарские националисты, на митинги которых в начале 1990-х они совершали организованные набеги. Нарушая формальный закон как неподлинный, т. В то же время «неформалы» вызывают у «пацанов» ненависть и агрессию, так как противопоставляют себя господствующим отношениям насилия. В таком авторитарно-циничном мировоззрении, однако, явно присутствовал социальный ресентимент, особенно на рубеже 80—90-х, когда казанские, а также челнинские, чебоксарские и др. На такой набег необходимо было ехать в самой плохой одежде, чтобы вернуться обратно полностью экипированным в снятые с богатых столичных «лохов» трофеи.
Ужас, который наводили эти толпы поволжских пролетариев в телогрейках и кирзовых сапогах, очевидно имел и важное символическое значение: если «пацаны» демонстрировали вторжение суровой реальности в оторванные от жизни столицы, то либеральная интеллигенция получала убедительный образ озверевшего от бедности «хомо советикус», разрушительные инстинкты которого должна сдерживать просвещенная авторитарная власть. Можно предположить, что оба эти авторитарных начала, цинично-пацанское и либерально-антидемократическое, оказались исключительно важны для утвердившегося «духа» современного российского капитализма. История «казанского феномена», как следует из книги, распадается на три больших периода.
За ними следовали «молодые», «средние» и «старшие». На вершине цепочки находились «старики» — так называли группировщиков, которые уже успели отслужить в армии. Бывали и исключения. В книге «Слово пацана» приводятся воспоминания бывшего участника одной из группировок — он рассказал, как однажды в их «первый возраст» определили 30-летнего экс-спецназовца, которому пришлось ждать шанса проявить себя и получить повышение.
Основной повинностью всех пацанов было участие в сборах, которые в 90-х стали называть «сходняками». Такие мероприятия проводились несколько раз в неделю. А иногда каждый день. Пропускать их было крайне нежелательно. Обычно у разных возрастов были отдельные сборы. На них участники банды обсуждали насущные дела, организовывали спарринги, играли в футбол и просто общались. Главной опасностью были милицейские облавы — парней часто ловили во время сборов, отвозили в отделы и переписывали личные данные, после чего отпускали иногда предварительно избив.
Помимо сборов, группировщики должны были платить в общак установленную сумму. Собранные деньги в основном шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, находящихся в заключении, или на другие нужды банды. Кроме того, все должны были соблюдать определённый свод правил и ограничений. Почти во всех командах действовал уже упомянутый запрет на алкоголь и курение, который был особенно жёстким для «шелухи». Тем, кого ловили за распитием или с сигаретой, грозило избиение. Иногда били весь возраст, к которому относился проштрафившийся подросток. Нельзя было бить участника вражеской банды, если тот шёл по улице с девушкой.
В некоторых группировках участникам запрещалось работать в сфере обслуживания, например официантами, уборщиками или таксистами. Строжайше запрещено было убегать во время потасовок: боец должен был продолжать драться с врагами даже в том случае, если соотношение сил складывалось не в его пользу. Если пацан «сломился» то есть отступил , его ждали серьёзные последствия вплоть до «отшивания» — исключения из группировки. Те, кто желал уйти, либо говорили об этом напрямую, либо просто переставали посещать сборы. Обычно после этого ставился вопрос об их исключении. Чтобы «отшиться», сохранив лицо и возможность перейти в другую группировку, нужно было выдержать испытание. Уходящего жестоко избивали бывшие соратники, но после этого он получал свободу.
Существовал и другой вариант: исключённого из рядов группировки могли просто «загасить», то есть оплевать. Человека при этом не били, но его репутация на улице полностью уничтожалась. О возвращении или присоединении к другой банде больше не могло быть и речи. Тот, кто отслужил в армии, мог не проходить через эти процедуры. После дембеля молодой человек становился почётным членом группировки и имел право принимать участие в её делах в том объёме, в каком захочет сам, или не принимать вовсе. Асфальтные войны Почти с самого зарождения уличных группировок они непрерывно воевали между собой. У этого явления было несколько названий — асфальтные банды «делили асфальт», то есть территорию или монтажные основным оружием в этих сражениях были монтажки войны.
Кроме монтажек, в уличных битвах в ход шли кирпичи, монтировки, цепи, ножи и любые подручные предметы, которыми можно нанести урон противнику. В качестве метательного оружия использовали шарики от подшипников и заполненные серой газовые баллоны от сифона. В 90-е старшие участники группировок массово перешли на огнестрельное оружие. Упомянутые выше набеги «с добрым утром» и «с добрым вечером» были частью асфальтных войн. Масштаб противостояний был самым разным. Подростки могли избить первого встречного прохожего на вражеской территории и разойтись. А иной раз могли организовать масштабную акцию, приехать к врагам на арендованном автобусе и нанести неожиданный и мощный удар.
Для участников всё чаще всего заканчивалось травмами различной тяжести, но периодически доходило до убийств — как случайных, так и намеренных. Одним из самых популярных мест для драк была танцплощадка в парке Горького. Пацаны со всего города приходили туда вовсе не потанцевать, а скорее почесать кулаки.
Кто-то обидел, ты защищаешь честь, достоинство, и вот улица на улицу, и этот ком пошел».
Дискотеки были местом перемирия между группировками. Танцевали тогда исключительно кругом, и, если кто-то чужой пересекал его, перемирие отменялось. Ратмир Загитов: «Если кто-то не наш проходит через круг, он сразу получал физические увечья. Дискотека останавливалась, и начинался весь этот раздрай».
В середине 90-х эти неформальные молодежные движения выросли до серьезных ОПГ, участники которых до сих пор преследуются законом. Позже историки это явление назовут «казанским феноменом». Светлана Стивенсон, профессор школы социальных наук Лондонского университета: «В представлении людей, особенно бедных, маргинальные преступные группировки — это не то, что в нашем представлении, это не способ только получать криминальные доходы, но и сообщество, в котором люди могли обрести, по их мнению, поддержку и какую-то уверенность в завтрашнем дне».
Так начинается их дружба и знакомство Андрея с пацанской культурой Казани, поделенной на зоны влияния бандитских группировок. Уроки уличной жизни оказываются куда интереснее, а пример Марата — заразителен: ведь он носит модный пуховик и краденую кепку с надписью USA, знает историю формирования местных ОПГ так, будто сдавал по ней экзамен, и никто в школе не смеет на него наехать.
К группировке парень «пришился» потому, что надоело быть чушпаном и, видимо, захотелось стать взрослее, подтянуться к брату Вове Иван Янковски й , который служит в Афганистане. Читать Казанский излом: образы перестроечного кино в «Слове пацана» Борьбу с такими, как Марат, ведут инициативные группы и робкая полиция в лице Анастасии Красовской , которая перед одним из сеансов в кинотеатре пытается вразумить тех, кто встал на скользкую дорожку, показом документального фильма Марины Разбежкиной «А у вас во дворе? Андрею нравится молодая представительница правоохранительных органов, неравнодушная к его судьбе, но дальше нести бремя чушпана не представляется возможным.