– Уровень рождаемости в США упал примерно до 56 рождений на 1000 женщин детородного возраста, что является самым низким показателем за всю историю. Как отметили в CDC, коэффициент рождаемости сохранился ниже уровня замещения — 1 615 младенцев на 1 000 женщин. При коэффициенте рождаемости 1,7 рождения на женщину в 2019 году, новом минимуме за последние 35 лет, рождаемость в США упала значительно ниже уровня воспроизводства 2,1 рождения на женщину.
Ее соперники находятся в гораздо худшем положении
Есть такое понятие, как суммарный коэффициент рождаемости — СКР (к следственному комитету России отношения не имеет!). При расчете общего уровня рождаемости считается, что все женщины доживают до конца детородного возраста и рожают в соответствии с преобладающими в стране возрастными коэффициентами рождаемости. – Уровень рождаемости в США упал примерно до 56 рождений на 1000 женщин детородного возраста, что является самым низким показателем за всю историю.
Что нас ждет – перенаселение или спад рождаемости? И чего опасается Илон Маск?
Рис. 5. Возрастные коэффициенты рождаемости по очерёдности в США в 2016 г. (расчёт и прогноз автора). В США в 2021 году родились около 3,7 миллиона детей, при этом рождаемость в Штатах снижается последние пять десятилетий. Маск оценил ситуацию с рождаемостью в США. Маск назвал катастрофой снижение рождаемости в США. Илон Маск назвал катастрофой снижение рождаемости в США.
В США впервые за последние семь лет зафиксирован рост рождаемости
В 2022 году этот показатель составил 1,42, а в 2006-м — 1,31. Эксперты объяснили снижение рождаемости последних лет тем, что в детородный возраст вступало поколение женщин 1990-х годов. Так, власти Архангельской области разрабатывают программы для мужчин , чтобы подготовить их к появлению семьи и ребенка. Unsplash В рамках проекта сотрудники проводят лекции в учебных заведениях. Мужчины готовят быть эмоционально и физически доступными для своего ребенка, а также оказывают бесплатную психологическую помощь при необходимости.
Это именно те женщины чуть старше 20ти лет, чье детство пришлось на 2006 год, как раз тогда и появились первые миллениалы. Если смотреть спектр возрастов дальше, то ощущается отголосок миллениалов. Самые взрослые миллениалы в их 40 и даже старше с большей вероятностью оказываются бездетными. Поколение, ставшее бездетным Поколения показывают мягкие, искусственные различия. За пределами бэби-бума почти невозможно увидеть яркий, поколенческий сдвиг.
Так какое тут может быть объяснение? Andrew и Herman считают, что процент заключенных супружеских браков неуклонно снижается, а неженатые люди не очень хотят иметь детей. Это же касается желания и возможности иметь свой дом. Миллениалы очень поздно покупают дом, что усложняет шансы завести семью. Но нет единственного и самого точного объяснения. Женатые и одинокие американцы просто становятся более бездетными, если они миллениалы. Уровень бездетности действительно вырос среди миллениалов, а показатель владения собственным домом упал. Миллениалы не покупают дома Причин этому много, и именно экономических. Негативное влияние Великой Рецессии, возросшие студенческие долги, нестабильная работа в гиг экономике, просто заоблачные цены на недвижимость и пандемия ковида.
Возможно, миллениалы столкнулись с самыми масштабными негативными экономическими событиями, чем любое другое поколение. Karen Benjamin Guzzo, социолог и директор Центра изучения населения Каролины при Университете Северной Каролины: миллениалы вынуждены решать слишком много задач перед тем, как рожать детей. Karen Benjamin Guzzo: «Для того, чтобы человек завел детей, должны быть выполнены некоторые предварительные шаги: необходимо закончить школу, иметь достойных доход, надежного партнера и быть финансово самостоятельным. Для всего этого требуется время. Некоторые люди считают, что они никогда не достигнут состояния, когда у них все это будет». Alison Gemmill, демограф в Школе общественного здоровья Johns Hopkins Bloomberg: в отличие от предыдущих поколений миллениалы также избегают ранней беременности благодаря продвинутым способам контроля рождаемости. Alison Gemmill: «Исторически, одна из причин, почему мы считаем, что уровень рождаемости в США выше, чем в других странах, связана с нежелательной и непланируемой беременностью, которая заканчивалась рождением ребенка». Теперь легко избежать нежелательной беременности, и все больше женщин рожают позже или не рожают вообще. Sarah Hayford, социолог в Государственном Институте исследования населения Огайо, изучала население по исследованиям семей, проводившимися Национальным центром статистики по здоровью семьи.
Она считает, что миллениалы все же обращают внимание на детей. Sarah Hayford: «Большая часть случаев бездетности связана с поздним появлением ребенка, а не с постоянной бездетностью.
Эксперты объяснили снижение рождаемости последних лет тем, что в детородный возраст вступало поколение женщин 1990-х годов. Так, власти Архангельской области разрабатывают программы для мужчин , чтобы подготовить их к появлению семьи и ребенка. Unsplash В рамках проекта сотрудники проводят лекции в учебных заведениях. Мужчины готовят быть эмоционально и физически доступными для своего ребенка, а также оказывают бесплатную психологическую помощь при необходимости. Москва, Большой Саввинский пер.
Существует также одно временное решение — взять откуда-то больше людей. Канада, США и Австралия прямо сейчас демонстрируют нам этот путь: их экономический рост во многом обусловлен эффективной миграционной политикой. Япония тем временем пытается стать успешным примером того, как справиться со старением населения за счет массовой автоматизации и оцифровки всех возможных процессов. Большого успеха им эта стратегия пока не принесла: ВВП остается ниже уровня 1995 года, когда такого уровня автоматизации и близко не было. Чтобы справиться с нехваткой рабочей силы, странам потребуется повышение производительности на уровне чуда индустриализации, которое вывело мир из массовой бедности 250 лет назад. Если меньше работающих должны поддерживать текущий уровень экономики и потребления, потребуются огромные инвестиции в инновации и прогресс. Такие, которых даже нынешняя Япония не может обеспечить. Особенно это касается сферы услуг, где работает большая часть сотрудников в развитых странах, и где уровень продуктивности стагнирует уже почти 20 лет. Возможности для улучшений есть, и они очевидны.
От низкоквалифицированного труда придется избавиться. Заменить роботами и другими машинами. А освободившуюся часть людей — отправить на более высокотехнологичное производство. Людей на минимальных зарплатах станет меньше, зато от каждого будет ожидаться высокая продуктивность. Изменения также означают отказ от устаревших процессов, бизнес-моделей и отраслей. И инвестиции в передовые компании! Среди 10 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации восемь являются технологическими компаниями. Их успех основан на продуктах и бизнес-моделях, которые легко адаптировались к быстро меняющимся рынкам и даже сами создавали рынки, о которых мы до этого не знали. Нам то есть человечеству придется создать более динамичный рынок труда, мотивирующий людей на поиск подходящей для них работы.
Рынок неизбежно будет смещаться больше и больше в сторону соискателей, так что боязнь утраты хоть какой-то работы у людей уйдет на второй план. И, наконец, нам придется реформировать систему образования. Следующая эпоха потребует навыков, отличных от зазубривания и послушания — хотя именно этому сейчас учат в школах. Для задач этого уровня найдутся машины, которые постепенно становятся дешевле. Склады Amazon уже давно не нуждаются в людях, перетаскивающих товары с места на место — для этого у них есть десятки тысяч роботов Kiva. А вот креативность и способность решать сложные проблемы будут становиться важнее. Страны начнут еще сильнее конкурировать за иммигрантов со всего мира. Готовность страны принимать и адаптировать новых жителей станет большим конкурентным преимуществом. Собственно, та же Япония могла бы уже сейчас избавиться от своих экономических проблем — если бы начала свободно принимать на работу граждан Вьетнама, Таиланда, Малайзии и других соседних стран.
Резкий прирост населения не является проблемой для экономики — как уже показал нам Китай. Бояться постепенного прироста смыслов еще меньше. Но культурные стереотипы не позволяют некоторым государствам сейчас пойти по этому пути. Даже такая простая вещь, как отсутствие поддержки в изучении языков исключает многих иммигрантов и их детей с рынка квалифицированного труда. А высокие цены на недвижимость приводят к усилению сегрегации, особенно в крупных городах. Такие страны, как Австралия и Канада, уже сейчас успешно решают эти проблемы, активно принимая мигрантов и оказывая большую поддержку новым жителям. Видимо, тут дело в том, что всё местное население — сами потомки мигрантов. Подобный подход с культурной точки зрения дается этим странам проще: никто не выступает против инвестиций в поддержку новоприбывших. Этот отказ от неравного обращения и дискриминации уже окупается, и окупится сторицей в долгосрочной перспективе, когда самый важный ресурс в мире, люди, станет дефицитным.
Но позволить себе такой путь могут далеко не все государства. К тому же это еще сильнее усугубит ситуацию в других странах. Глобальную проблему этим не решить.
Риск военного противостояния Сирии и Турции возрастает
Уровень рождаемости в богатых странах и странах со средним уровнем дохода падает ежегодно. Суммарный коэффициент рождаемости в США по данным Ansley J. Coale (англ.) (рус., Zelnik и National Center for Health Statistics) в период с 1800 по 2010 годы[17]. Илон Маск заявил, что из-за низких показателей рождаемости США ждет "большая. Уровень рождаемости испаноязычных в США остаётся самым высоким, но и он уже упал ниже планки воспроизводства населения в два ребёнка на одну женщину. Американский предприниматель и миллиардер Илон Маск назвал абсолютной катастрофой для США резкое снижение доли молодых американцев с детьми за последние 30 лет.
В США впервые за последние семь лет зафиксирован рост рождаемости
Ученые сделали вывод, что это связано не с нежеланием американцев иметь детей, а с невозможностью. По словам авторов, это исследование показывает, что нет необходимости заставлять молодых людей хотеть больше детей — важнее создать условия для их появления. В ноябре председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов рассказал, что во всем мире сейчас наблюдается процесс под названием «демографическая зима», связанный с падением рождаемости.
Но вот разрыв между мечтами и реальностью, "между желаемым женщиной числом детей и реальным размером семьи" — "существенно увеличился". Многие мужчины не в состоянии брать на себя заботу о семье, поскольку зарплаты у "синих воротничков" ниже, да и занятость сократилась. Больше женщин не находят подходящего партнера, поскольку с повышением их собственного образовательного и экономического статуса им труднее встретить мужчину, отвечающего их ожиданиям". Правда, наряду с проблемами есть и важный позитивный фактор, ведущий к снижению рождаемости в США. Ныне медианный возраст рождения первого ребенка в США — 30 лет; это на три года позже, чем в 1990 году. За исключением конкретных цифр ничего особо нового во всем этом для меня нет. Если среди мотивов бездетности меня что-то и удивило, так разве что пассаж про "аморальность" родительства как такового.
Взамен она, как ей представляется, может со временем взять на воспитание приемных детей или так и остаться бездетной". Признаюсь, мне не очень понятно, как все это сочетается с традиционными представлениями об "американской мечте" о лучшей жизни для каждого нового поколения — да и вообще о разделении рода человеческого на мужчин и женщин и семейном счастье как таковом. Но ведь эти представления меняются у нас на глазах, причем, на мой взгляд, по большей части не в лучшую сторону. Вот мой недавний текст о том, как разнятся в России и США мечты и грезы. Вот потрясающая публичная исповедь несостоявшегося американского трансгендера Хлои Коул. Читайте: там и про бездетность, и про одиночество; и про то, что коверкает людям жизнь, и про то, что делает ее по-настоящему счастливой. А по поводу снижения рождаемости за океаном добавлю, что, по данным того же Бюро переписи, в 2021 году число домовладений, принадлежащих однополым парам same-sex couple households , впервые перевалило в США за миллион и достигло 1,2 млн. Тут, как говорится, без комментариев.
Но вот разрыв между мечтами и реальностью, "между желаемым женщиной числом детей и реальным размером семьи" - "существенно увеличился". Многие мужчины не в состоянии брать на себя заботу о семье, поскольку зарплаты у "синих воротничков" ниже, да и занятость сократилась. Больше женщин не находят подходящего партнера, поскольку с повышением их собственного образовательного и экономического статуса им труднее встретить мужчину, отвечающего их ожиданиям". Правда, наряду с проблемами есть и важный позитивный фактор, ведущий к снижению рождаемости в США. Ныне медианный возраст рождения первого ребенка в США - 30 лет; это на три года позже, чем в 1990 году. За исключением конкретных цифр ничего особо нового во всем этом для меня нет. Если среди мотивов бездетности меня что-то и удивило, так разве что пассаж про "аморальность" родительства как такового. Взамен она, как ей представляется, может со временем взять на воспитание приемных детей или так и остаться бездетной". Признаюсь, мне не очень понятно, как все это сочетается с традиционными представлениями об "американской мечте" о лучшей жизни для каждого нового поколения - да и вообще о разделении рода человеческого на мужчин и женщин и семейном счастье как таковом. Но ведь эти представления меняются у нас на глазах, причем, на мой взгляд, по большей части не в лучшую сторону. Вот мой недавний текст о том, как разнятся в России и США мечты и грезы. Вот потрясающая публичная исповедь несостоявшегося американского трансгендера Хлои Коул. Читайте: там и про бездетность, и про одиночество; и про то, что коверкает людям жизнь, и про то, что делает ее по-настоящему счастливой. А по поводу снижения рождаемости за океаном добавлю, что, по данным того же Бюро переписи, в 2021 году число домовладений, принадлежащих однополым парам same-sex couple households , впервые перевалило в США за миллион и достигло 1,2 млн. Тут, как говорится, без комментариев. И еще уточню: в нынешнем разговоре о бездетности я в основном опираюсь на эссе в консервативной WSJ, но легко могу привести схожие публикации и в либеральных The New York Times или The Washington Post. Как известно, в паре с классическим "Кто виноват? Согласитесь, читать это даже приятно, поскольку у нас в России уже есть и материнский капитал, и множество других форм поддержки семей с детьми. А у американцев и близко нет ничего подобного, что им и аукается; особенно остро они это ощутили в недавние пандемийные годы. Впрочем, про наш опыт WSJ, разумеется, не пишет, а в качестве позитивных зарубежных примеров приводит Францию, "давно инвестирующую в политику стимулирования рождаемости, включая субсидирование ухода за детьми", и Венгрию, где "женщин в возрасте до 30 лет, имеющих ребенка, недавно освободили от уплаты личного подоходного налога". Но прежде всего издание подчеркивает, что во многих местах положение с рождаемостью даже хуже, чем в США.
Согласно классическим законам экономики, большая рождаемость — несомненный плюс для любой страны. Правда, здесь есть одно "но". Сможет ли отечественная экономика перестроиться и успеть за стремительно растущим предложением рабочей силы? Не так давно Центр развития трудовых ресурсов ЦРТР выпустил доклад по рынку труда — "Рабочая сила будущего: молодежь на рынке труда Казахстана". В докладе сказано: численность молодых казахстанцев к 2030 году достигнет 5,9 млн человек, что приведет к повышению спроса на образовательные услуги, рабочие места, а также на жилье и медицину. Даулет Аргандыков, президент ЦРТР Если правительство не будет учитывать прирост трудовых ресурсов, страна столкнется с безработицей, что вызовет большую миграцию прежде всего молодежи, полагает директор консалтинговой компании, экономист Марат Каирленов. Совсем скоро, уже в следующем году, повзрослеют и "выйдут в жизнь" дети, рожденные 20 лет назад, в период знаменитого бэби-бума. Ежегодно рынок труда будет пополняться 300-400 тысячами молодых специалистов. При этом 130-150 тысяч работников будет уходить на пенсию. То есть перерасход рабочей силы составит минимум 150 тысяч человек, говорит эксперт. И желательно, в промышленности. Потому что каждое место в промышленности влечет за собой создание пяти мест в обслуживающих отраслях, ведь специалиста надо лечить, стричь, кормить, развлекать и прочее, прочее. Министерство труда обещает с 2023 по 2027 год создать порядка одного миллиона рабочих мест. Но этого может не хватить, потому что мы ожидаем выхода не менее 1,5 миллиона молодых специалистов за это время".