Иван Дмитриевич Шадр появился на свет в 1887 году. Если Вы не читали книгу «Иван Дмитриевич Шадр», Вы можете купить её в магазинах. В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра – выдающегося скульптора-монументалиста.
«Освобожденная воля»
В этом же месяце всеобщая забастовка в городе охватила железнодорожников, рабочих механических заводов и кондитерских фабрик, почтово-телеграфных служащих, извозчиков, портных и др. Но реакция начинала свое победное шествие. В начале 1906 года произошли повальные аресты и обыски; в числе арестованных неоднократно упоминались ученики Художественно-промышленной школы. Вскоре телеграфным распоряжением Министерства торговли и промышленности М.
Каменский был снят с должности и переведен в Уральск. Занятия в школе были прекращены до прибытия нового директора — Б. Рупини, ранее работавшего в Саратовской художественно-промышленной школе.
Шадр не оставался сторонним наблюдателем бурных революционных событий, активно участвовал в политических демонстрациях, состоял членом боевой дружины школы и, что особенно примечательно, вмешивался в политическую борьбу как художник-демократ. Характерно, что эта сторона деятельности Шадра относится к тому времени, когда политические репрессии в Екатеринбурге и суровый режим, установленный в школе новым начальством, сделали невозможными иные формы политических выступлений. Упоминавшийся ранее барельеф «Евреи», созданный, судя по некоторым данным, в 1906 году, явился горячим протестом молодого художника против черносотенных погромов.
Драматическая композиция, изображающая группу людей, сметаемых вихрем в пропасть, легко ассоциировалась со сценами еврейских погромов и поэтому тотчас была снята цензурой с школьной выставки. Еще большей политической заостренности достиг Шадр в серии сатирических рисунков для местного художественно-литературного и сатирического журнала «Гном». Журнал «Гном», издателем которого был В.
Мутных, с первого же номера обнаружил свое политическое, антиправительственное направление. Шадр сотрудничал в журнале с апреля 1906 года до окончательного закрытиия журнала, подписываясь именем героя романа Гюго — Жана Валь-жана. Первые три рисунка Шадра появились в десятом номере за 1906 год.
Все они посвящены начавшимся репрессиям. Расположенные рядом и снабженные пояснительными надписями, они вскрывают различное отношение царских жандармов к капиталистам, заигрывавшим с революционерами, и к пролетариям-революционерам. Несмотря на явные улики, обнаруженные у богача, — разбросанные после обыска бумаги с лозунгами: «Отречемся от старого мира», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Опрокидывающий в горло огромную бутыль «блюститель порядка» — жандармский офицер и чокающийся с его начальником хозяин квартиры демонстрируют полное единомыслие. Надпись «Все благополучно» подчеркивает исход учиненного у богача обыска. Иначе обстоит дело у пролетария.
В отличие от изобилия предметов в первом рисунке, характеризующего богатую жизнь, обстановка пролетария обрисована скупо и немногословно. Грозный окрик жандарма, бесцеремонное обращение его помощника, обыскивающего постель рабочего, разбитая посуда, упавшая с опрокинутого стола, — все это говорит об обреченности хозяина бедной комнаты. Отсутствие улик не может служить препятствием для незаконного ареста.
В третьем рисунке, имеющем надпись «Безвыходное положение», Шадр раскрывает истинную суть «пресловутого манифеста либеральных свобод» 17 октября с его посулами «незыблемых основ гражданской свободы». Олицетворяющий Россию крестьянин, освобождаемый революцией от кандалов, в ответ на призыв идти вперед, горестно вопрошает: «Куда же мне? Свою сатирическую мысль Шадр раскрывает и брошенным на землю, рядом с черепом, листом с перечеркнутой надписью «Свободы 17 октября» «Зачеркнутому не верить» — помечено под рисунком.
Положенный поверх листа меч, придавленный большим камнем с цифрой «XX» двадцатый век , и уснувшая на нем сова птица мудрости — еще одна деталь, заостряющая сатирическое содержание композиции. Весьма возможно, что Шадр был знаком с известным рисунком Е. Лансере Лансере Евгений Евгеньевич [1875—1946] Русский художник.
Академик живописи 1912. Действительный член 1916 ИАХ. Сын скульптора Е.
Лансере и Е. Лансере Бенуа , племянник архитектора Л. Бенуа, художников Альберта Николаевича и Александра Николаевича…, посвященным той же теме.
При всем различии стилистических особенностей понимание истинной сущности манифеста было схоже. В одиннадцатом номере журнала Шадр дает рисунок с острой сатирой на избирательный закон от 11 декабря 1905 года, который, по существу, не внес никаких изменений в избирательный закон для булыгинской думы, сметенной октябрьской всероссийской политической стачкой. Оставалась та же система распределения выборщиков, сохранялась многостепенность выборов, особенно для рабочих и крестьян.
В результате большая часть населения была лишена избирательных прав. На обложке журнала под крупной надписью «Гном» вьется узкая дорога, по которой движутся «просеянные» избиратели в виде комариков. Она начинается с входа «Просевочного отделения», охраняемого гномом, преграждается в глубине большими воротами, затянутыми паутиной, сетями, шлагбаумом и проч.
За выборщиками-комариками наблюдает скрытый кустами мужчина. Этой деталью Шадр подчеркнул строжайший надзор полиции, при котором проходили выборы в Первую государственную думу. В двенадцатом номере журнала помещены три рисунка Шадра.
На обложке изображена сидящая на диване женщина, горестно склонившая голову. На нее смотрит мужчина с туловищем зверя и с медалью городского головы на шее. В героях этой сцены Шадр показал екатеринбургского городского голову И.
Акфиногенава и его племянницу, над которой он совершил насилие. Чтобы скрыть свой проступок, Анфиногенов обвинил жертву в политических связях и добился ее ареста. Только через несколько месяцев, благодаря вмешательству общественности и издателя журнала «Гном», девушка была освобождена из заключения.
Второй рисунок, менее яркий по сюжету, посвящен поискам тайной полицией убитого попа Гапона. Большой интерес представляет третий рисунок с надписью: «Кто победит? В нем Шадр вновь возвратился к волнующей теме дня — наступлению реакционных сил на революционный народ.
Огромный медведь, разорвавший сковывавшие его цепи «Миша проснулся!! За медведем видна фигура уже поваленного человека, здесь же валяется сорванный эполет, царская корона в виде черепа с крестом и скипетр, к концу которого привязана плеть. Смертельная схватдоа приходит к концу: «правительство», извернувшись, вонзает в шею медведя кинжал.
За исходом схватки наблюдают орлы с орденскими знаками на хищно вытянутых шеях, некоторые из них уже летят на кровавый пир. Невдалеке виднеются тюремная решетка и дуло пушки. Еще большей сатирической остроты достигает Шадр в рисунке «Придворная сценка Два доктора », помещенном в четырнадцатом номере за 1906 год.
У приставленных к спинке царского трона ширм сидит Николай II в короне и порфире. Против него, уродливо изогнувшись, полулежит в кресле мужчина в черной одежде, с большой лысой головой и огромными ушами. В его облике легко угадывается истязатель русского народа — Победоносцев.
Столь же выразителен образ Николая II. Деловито подобрав мантию, зажав в руке скипетр, напоминающий нож, и сдвинув на затылок корону, он обратился к Победоносцеву. Отвратительное лицо с уродливым шишковатым носом, щелями вместо глаз, и похожее на сгустки крови месиво у ног дорисовывают образ палача революционной России.
Разговор протекает при взаимном понимании и согласованности, что подчеркивают ноты с подписью «Дуэт». Содержание и мотив дуэта легко определяются по характеристике исполнителей и некоторым деталям: на ширме изображена виселица, свертки бумаг засунуты в ночной горшок. На одном из свертков надпись: «Устав».
Так показал Шадр «врачей», излечивавших Россию от революции. Мутных привлекается, главным образом, по статье 103 и 107 за оскорбление Величества. С него взята подписка о невыезде и денежное поручительство».
Упоминаемый четырнадцатый номер журнала был конфискован.
В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Иван Дмитриевич вернулся в Москву. С 1922 года Шадр работал по заказу Гознака над созданием скульптур «Красноармеец», «Рабочий», «Крестьянин», «Сеятель», изображение которых печаталось на банкнотах, облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. Первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и маркированный конверт вышли с «шадровскими» марками. Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Шадринского района. В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели успех. В 1924 году Иван Шадр создал натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей», скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата».
Умер Иван Дмитриевич Шадр 3 апреля 1941 года в Москве.
Существует легенда, что сбежал он с целью… самоубийства. Измученный тяготами работы и бессмысленностью существования, он намеревался покончить со всем в ледяных водах Исети, однако повстречал на набережной очаровательную девушку, разговорился с ней и топиться передумал. Девушка была дочерью Михаила Каменского, основателя художественно-промышленной школы в Екатеринбурге. Вскоре Иван безо всякой подготовки сдал экзамен в ту самую художественно-промышленную школу и… поступил! Пять лет он успешно постигал тайны рисунка и живописи, перспективы и колористики под началом художника-монументалиста Теодора Залькалнса. Памятник мировому страданию.
В те годы молодой художник прославился своим непримиримым отношением к несправедливости. Ходил на митинги и шествия, протестовал против черносотенных погромов, , создавал политическую карикатуру для журналов… Школу он покинул со справкой о неоконченном образовании, но, похоже, не слишком огорченным этим фактом. Вместе с бывшим однокурсником он предпринял потрясающее путешествие по всей стране — по «горьковским местам». И, в конце концов, уже в одиночку Иван дошел пешком до Санкт-Петербурга с твердым намерением поступить в местную Академию художеств. И тут удача на миг отвернулась от него. Экзамены Иван провалил. Пытаясь «закрепиться» в Петербурге, начал работать уличным певцом — работы физической он нахлебался в юные годы.
Его голос произвел впечатление на режиссёра Александринского театра Михаила Дарского. И вместо Академии художеств Шадр тогда еще Иванов попадает на Высшие драматические курсы. Правда, мечты об изящных искусствах не оставляет и продолжает совершенствовать свои навыки. Его рисунки высоко оценил сам Репин, а Шадринская городская управа по ходатайству множества петербургских друзей Ивана Иванова выдала ему стипендию на дальнейшее обучение.
Обладая выразительным голосом, незаурядными актерскими данными, он обучался декламации, пению, был принят на Высшие драматические курсы Петербургского театрального училища, занимался в школе Общества поощрениях художеств.
Только в начале 1920-х годов скульптура стала окончательно преобладать над другими интересами художника. В произведениях Шадра отразились воодушевлённость, страстный темперамент, присущий натуре художника романтический пафос.
Красноармеец. Скульптура
Третьего апреля 1941 года скончался скульптор-монументалист Иван Дмитриевич Шадр. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия – Иванов) родился 30 января 1887 г. в г. Шадринске, ныне Курганской области. Иван Дмитриевич Шадр (Иванов, 1887 – 1941) родился в селе Такташинском Оренбургской губернии, где в этот момент работал его отец – плотник Дмитрий Евграфович Иванов. В августе 1918 года Иван Дмитриевич Шадр выставил в здании клуба приказчиков драмтеатра макет памятника шадринцам, расстрелянным большевиками. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) родился 30 января 1887 года в городе Шадринске (ныне Курганской области) в многодетной семье столяра.
Иван Шадр — последние новости
свежие новости дня в Москве, России и мире. В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра – выдающегося скульптора-монументалиста. Мартос Иван Петрович (1752 – 1835), архитектор Мельников Абрам Иванович (1784-1854). Памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Псевдоним «Шадр» Иван Дмитриевич начал использовать с 1908 года. порождение декаданса: обучение у Родена и Бурделя (некоторые ранние работы напрямую выказывают текучее наставничество великих французов) не прошли даром, правда, там.
ШАДР ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
Настоящая фамилия скульптора Иванов, в 1908 году он берет псевдоним Шадр, желая прославить свою малую родину — город Шадринск, сообщает Всероссийский музей А. Будучи одарён многими талантами, Шадр не сразу осознал, что его главное жизненное призвание — скульптура. Обладая выразительным голосом, незаурядными актерскими данными, он обучался декламации, пению, был принят на Высшие драматические курсы Петербургского театрального училища, занимался в школе Общества поощрениях художеств.
Шадр являлся одним из известных скульпторов советского времени и состоял в Союзе советских скульпторов. Он искал себя в создании монументальных произведений реалистической направленности. Тематику для них он выбирал исходя из наиболее актуальных событий в стране.
Огромное значение для Шадра имело и появление в школе нового педагога, ученика Родена, скульптора Ф. Грюнберга Залькальна. Он принес в школу новый метод преподавания, при котором ученикам предоставлялась полная свобода творческих исканий.
Каменский и Грюнберг сразу выделили Шадра из числа учеников и создали ему условия, в которых он мог заниматься главным образом скульптурой. Первую свою работу Иван лепил с добровольного натурщика — фабричного сторожа. В связи с революционными событиями 1905 года М. Каменского отстранили от руководства школой и отправили в ссылку. Новое руководство школы под предлогом того, что Шадр учился вне школьной программы, отказалось выдать ему диплом, дающий право на звание художника-профессионала — вместо диплома он должен был получить лишь свидетельство о том, что он тут учился. С таким свидетельством работать по специальности было невозможно. Не сдавая выпускных экзаменов, Иван отправился со своим другом П. Дербышевым в пешее путешествие по России в Петербург, где он планировал поступить в Академию художеств.
Свое путешествие он с юмором называл «пешком за славой». По дороге, чтобы прокормиться, друзья брались за любое дело: работали то чернорабочими, то художниками. В Киеве друзья потеряли друг друга, но потом встретились в Москве. Дербышев в Петербург ехать отказался, и до столицы Шадр добрался один, голодный и измученный. Однако надежды его не оправдались: в Академию он не поступил. Начались дни голода и бродяжничества. Было даже время, когда Иван с шарманщиком и его обезьянкой ходили по улицам и пел «Когда б имел златые горы». Но пел он так хорошо, что прямо с улицы был приведен на экзамен в императорское театральное училище и стал его студентом.
Однако голодать пришлось и в училище — стипендий в нем не полагалось. Выступления певцом и драматическим актером заработок давали мизерный. Жил он в трущобах Петербурга, снимая угол за печкой на кухне. Увлекаясь сценой, Иван не оставлял надежды стать скульптором и посещал занятия в училище Общества поощрения художеств Н. Новый этап в жизни и творчестве Шадра начался после встречи с И. Поначалу знаменитый художник принял его у себя в Куоккале довольно холодно, однако позже дал высокую оценку его работам и пообещал свою поддержку. Друзья Шадра обратились с письмом в Городскую управу города Шадринска с просьбой выделить ему стипендию для поездки за границу для продолжения художественного образования. И в 1910 году он уезжает в Париж на деньги, выделенные ему родным городом.
Без преувеличения можно сказать, что если бы Шадру жизненном пути не попались такие преподаватели и друзья, вряд ли он состоялся бы как художник — скорее, он просто спился бы, так и пребывая в нищете и бродяжничая по дорогам России с песней «Когда б имел златые горы». В Париже он обучается под руководством Родена и Бурдена, затем едет на стажировку в Рим. Возвратившись в Москву в 1912 году, учится в Московском археологическом институте, затем некоторое время живёт в Омске. В 1922 году он снова появляется в Москве и начинает работать над заказом Гознака. Разработке новых советских банкнот и почтовых марок придавали огромное значение — как политическое, так и художественно-воспитательное. Для выполнения заказа можно было выбрать два направления. Первый путь — создание декоративно стилизованных, идеализированных образов в духе приспособления нового сюжета к старым геральдическим традициям. От этого Иван Дмитриевич сразу же отказался, выбрав другой путь — реалистическое изображение типичных образов людей из народа, что вполне соответствовало потребности нового строя в реалистическом искусстве.
Шадр предложил Гознаку создать серию моделей крупного размера, выполненных в скульптуре. Его предложение приняли. Теперь нужно было найти типически обобщенные образы. Шадр стал ездить с одного завода на другой, из одной казармы в другую. Достаточно быстро удалось создать обобщенный образ рабочего, который представал в скульптуре кузнецом-молотобойцем: он стоял, опираясь руками о тяжелый молот, задумавшись и одновременно напряженно всматриваясь куда-то вдаль.
Кандидатуры для возводимых монументов проходили строжайший отбор и утверждение вождя.
Достаточно сказать, что есть указ об увековечении памяти нашего земляка Валерия Павловича Чкалова, много раз речь заходила о сооружении ему памятника, но он так в Москве и не появился. У Сталина был свой взгляд на роль личности в истории, и он расставлял эти личности по своей иерархической лестнице. И если бы Сталин не хватился, трудно сказать, появился ли бы памятник Горькому в Москве в те годы. К провинции Сталин претензий не имел — ставьте, эти люди ваши! Вера Игнатьевна, собравшись с силами, взялась за переработку памятника. Сын писал: «…Мы решили переработку эту делать прямо по гипсовой большой модели, к счастью, сохранившейся после бронзовой отливки.
Прежде всего мы переработали голову. Изменения произошли очень большие. Более «спокойная» голова потребовала от нас изменений всей фигуры в сторону смягчения силуэта. Гипсовая фигура была установлена на высоте пьедестала, чтобы можно было сразу учесть не только все нужные ракурсные точки зрения, но и общий силуэт с далеких расстояний. Смягчение силуэта потребовало от нас полной переработки спины и всего правого бока статуи. Передвижение каждой складки потребовало срубания вручную многокилограммовых слоев гипса и наращивания их снова в других местах.
Эта колоссальная работа заняла у нас все лето и всю осень, когда мы работали на открытом воздухе на лесах зачастую по 12-15 часов в сутки в ветер и дождь». Приходилось по нескольку раз в день спускаться с лесов и проверять, как смотрится скульптура снизу. За время работы обострилась гипертония, мучила одышка и как результат — декомпенсация сердца и инфаркт легкого. На открытие памятника, которое состоялось в июне 1951 года, она не пришла, была прикована к постели. Инфарктное решение А в это время в Горьком полным ходом шла реконструкция площади, которую в разные годы называли по-разному: Новая, Новобазарная, Сенная, Арестантская, 1 Мая. У Алексея Максимовича Горького есть ее описание: «Широко развертывается Сенная площадь, замкнутая желтым корпусом арестантских рот и пожарной каланчой свинцового цвета.
Вокруг глазастой вышки каланчи вертится пожарный сторож, как собака на цепи. Вся площадь изрезана оврагами, в одном на дне его стоит зеленоватая жижа». Эту самую площадь решено было благоустроить и назвать в честь писателя. И памятник, который должен был стоять на откосе, должен был переместиться на эту площадь. Вера Игнатьевна Мухина к своим работам относилась довольно своеобразно. А потом хоть бы их не было…» Быть может, это своеобразное отношение и спасло ее от сердечного приступа, когда она получила известие о переносе памятника.
Столько лет жила в ней идея этого монумента, которая начала воплощаться, и… Официальная причина отказа от воплощения ее замысла выражалась в заключении геологов, они не давали полной гарантии, что откос выдержит 13-тонного бронзового Горького и не сползет вниз, унося за собой пролетарского писателя. Но в связи с этим есть еще одна версия, которую описал сын Веры Игнатьевны Всеволод: «На каком-то обсуждении в горисполкоме какое-то ответственное лицо заявило: «Это же не дело, товарищи, куда у вас смотрит Горький? Он смотрит на место ярмарки и Канавино, куда он к потаскухам ходил». Городские власти охватила такая паника, что они категорически потребовали переноса памятника». Действительно, сдвинув Горького к краю откоса, Мухина «оторвала» взгляд писателя от Волги и переместила на Оку, на Нижегородскую ярмарку, которая вполне могла восприниматься как рассадник чего-то нехорошего, к чему мог быть причастен и Алексей Максимович. О бронзовой чести писателя побеспокоились, заключив памятник в окружение площади.
В последний раз Вера Игнатьевна Мухина видела свое творение в январе 1952 года, когда она вместе с архитектором П. Штеллером выбирала лучшее положение памятника. Больше он ее не интересовал. Попутно ей пришлось прийти в ужас, когда она увидела черного Максимыча, словно покрытого ваксой. Она попросила об одном: смыть краску, сделать скульптуру светлее и зеленоватее. Собственно, сейчас мы ее такой и видим.
Получили отставку Ниловна, Данко, буревестник. Памятник стал похож на свои стандартные подобия, стоящие на цветочных клумбах. Сроки его открытия несколько раз переносились, наконец 2 ноября 1952 года это произошло. Как водится, недобрым словом помянули врагов народа, убивших писателя. Веры Игнатьевны Мухиной на открытии памятника не было. Объявили, что она приболела, но ходил и такой слух, что обиделась.
Она имела на это право. Через год ее не стало. Она умерла от стенокардии, которую называли болезнью каменотесов. На этом закончились приключения памятника, которые продолжались 16 долгих лет. К этим приключениям можно добавить и те, что были связаны с прокладкой метро. Над площадью нависла опасность уничтожения.
И хоть было обещано сохранить памятник именно здесь, в это было трудно поверить. Многотонной бронзовой фигуре писателя трудно было устоять над станцией совсем неглубокого заложения. Последние пикетчики, дежурившие и ночами, ушли с площади, когда стало точно ясно, что от предполагаемого проекта отказались. Мы тоже вас любим!
Девушка-гребец с эрегированными сосками... К 80-летию произведения Ивана Шадра
Новости. Выставки. Главная» Новости» Шадр инфо новости сегодня. К 135-летию со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра (1887-1941) Третьяковская галерея готовит выставку выдающегося советского скульптора, творческое наследие которого по значению. Скульптор Иван Дмитриевич Шадр. 1941) и установленная как украшение центрального фонтана. Шадр Иван Дмитриевич (Иванов, 1887—1941). Художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн».
Иван Шадр — последние новости
Родина Ивана Дмитриевича Шадра – город Шадринск на Урале. Еще сейчас на углу Советской и Уральской улиц стоит небольшой деревянный дом, в котором свыше ста лет жили Ивановы, мастера плотницкого дела. Иван Дмитриевич Шадр (настоящая фамилия Иванов) родился 30 января 1887 года в городе Шадринске (ныне Курганской области) в многодетной семье столяра. Но на самом деле Иван Дмитриевич Шадр, это и невероятно известная "Девушка с веслом", и "Сеятель", и надгробие Н.С. Аллилуевой, и огромное количество графического наследия, множество нереализованных проектов, сохранившихся лишь на бумаге или отлитых в гипсе. Выдающийся скульптор-монументалист, представитель академического модерна, создатель героических образов советской эпохи — личности и творчеству Ивана Дмитриевича Шадра посвящен лекционный проект библиотеки «Иван Шадр — уралец, шагнувший в вечность». Главная» Новости» Новости шадринска и шадринского района на сегодня. Иван Дмитриевич Шадр обладал многими талантами: хорошо пел, рисовал, был артистичен, интересовался историей.