Научная фантастика – прикольные фото, видео и новости. Все самое интересное и лучшее по теме научная фантастика на развлекательном портале Очередной выпуск «Фантастических новостей» — большого обзора главных событий из мира книг, кино и видеоигр от журнала «Мир фантастики».
Городское фэнтези
- Лаборатория Фантастики
- Похожие на «Фантастические новости. Выпуск от...»
- 70 лучших телеграм каналов про фантастика
- Онлайн-курсы
Новости по тегу фантастика в Москве
Сегодня мы хотим вспомнить классику фантастических произведений – книгу Станислава Лема «Солярис», а также посмотреть на то, как экранизации книги создавали альтернативные концовки, кардинально отличающиеся от финала книги. Лента новостей / Территория фантастики. Самые горячие новости фантастики: лучшие фантастические сериалы, фильмы и романы — фантастика ждет вас! Смотрите фильмы, сериалы, и мультфильмы из списка "Фантастика – фильмы и сериалы" в нашем онлайн-кинотеатре. научная фантастика — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты.
фантастика
У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах. Отзыв — место для ваших впечатлений Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие — задавайте их нам в социальных сетях или по почте support ast. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов. В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Просто нужно вникнуть в суть, и углубиться в услышанное... Вам будет интересно! Я постоянно о ней думаю. Вернее обо всём, что происходит… Вспоминаю каждую прожитую минуту, как проводили вместе, но со временем всё будто стирается, и жду новых встреч… Это начало происходить лет семь назад.
Но если герои классического рассказа о конце света делают все, чтобы выжить, то здесь протагонист или, скорее, антигерой — чудом уцелевший при рассеивании смертельного газа, уничтожившего почти все население земли во время Второй мировой войны через четыре года она действительно начнется! Он отстраненно, равнодушно, цинично наблюдает за вырождением горстки уцелевших вместе с ним детей. Отмечает, как коверкается и обедняется их язык, стирается воспитание, теряются воспоминания о прошлой жизни, а помимо этого — как формируется новый жаргон, создается новая религия и устанавливается закон: выживает сильнейший.
Просто нужно вникнуть в суть, и углубиться в услышанное... Вам будет интересно!
Я постоянно о ней думаю. Вернее обо всём, что происходит… Вспоминаю каждую прожитую минуту, как проводили вместе, но со временем всё будто стирается, и жду новых встреч… Это начало происходить лет семь назад.
Фантастика 2023 года: вспоминаем главные книжные новинки
Основной каталог. все о компьютерном железе, гаджетах, ноутбуках и других цифровых устройствах. Научно-популярноеФинансы в ITНаучная фантастика. В немецком фантастическом триллере «Рай земной» главный герой работает в компании, которое передает годы от одних людей другим, и он мирится с этом бизнесом, пока его жена в одночасье не превращается в старуху. Главное по теме «Фантастика» – читайте на сайте
Последние новости:
- Лаборатория Фантастики
- Новые фильмы в жанре «Фантастика»
- Фантастические новости | Интересная фантастика | Дзен
- Подкаст Фантастические новости. Слушать все выпуски онлайн бесплатно на Яндекс Музыке
Новые фантастические фильмы (Анонсы)
Этническая фантастика ведущий: Роман Файницкий. Затевался исключительно ради того, чтобы побеседовать с нашим слушателем и по совместительству одним из лучших современных русскоязычных писателей-фантастов, который отметился в том числе и в этнической фантастику. Угадаете, о ком идёт речь? Видеоигры по Warhammer 40,000 ведущий: Егор Ермоченок. Во славу Императора!
Когда в девяностых стало можно писать о рыжих ведьмах и светящихся вампирах, жесткая научная фантастика не выдержала конкуренции, чего и следовало ожидать. С другой стороны, в России резко упал интерес к науке, особенно к науке фундаментальной, которая обычно питала идеями твердую научную фантастику. Нет интереса к науке не только у читателей, но в первую очередь у государства! Вряд ли научную фантастику перестали любить те читатели, которые любили ее раньше. Наверное, и новые любители появились, но на фоне огромного спроса на фэнтези, боевую фантастику и попаданцев спрос на жесткую научную фантастику уже не мог заинтересовать издателей. Ведь продать тираж серьезного научно-фантастического романа много сложнее, чем такой же тираж книги о современном спецназовце, помогающем Ивану Грозному побеждать врагов. Издатели не хотят связываться с жесткой научной фантастикой: они не знают, как ее рекламировать, ссылаются на отсутствие покупателей, не рассчитывают получить быстрые прибыли. Результат: жесткой научной фантастики в России сейчас нет. Просто нечего печатать — нет стоящих текстов. Неужели все так плохо с нашими авторами?
И если тексты, которые нам присылают, окажутся ниже планки, то мы лучше закроем журнал, чем эту планку понизим. Так мы и стараемся делать. Несколько лет это удавалось без особых проблем, но в последние два-три года начались трудности: тексты действительно становятся все хуже. Девять текстов из десяти идут в корзину после прочтения первых двух-трех абзацев. Авторы в большинстве случаев просто не знают, что писать и зачем! Сильно упала и грамотность. О пресловутых «тся» и «ться», «одел — надел» и многих других грамматических правилах молодые авторы, похоже, не слышали, хотя у всех за спиной минимум средняя школа. Для издателей главное — пресловутый «формат». Стандартный текст, стандартные приключения. Попробуйте опубликовать что-то «неформатное» — не получится.
Каждый год выходят сотни новых фантастических романов, но действительно интересных среди них вряд ли наберется десяток, а то и меньше. Этот десяток и попадает в номинационные списки фантастических литературных премий. На деле же так не получается. Как-то один из писателей-фантастов опубликовал в фейсбуке список из десяти критериев, по которым нынче присуждают премии и не только по фантастике. Качество текста в этом списке занимало седьмое место! На первом — умение тусоваться в нужной компании с нужными людьми. Каковы ее возможности в фантастике? Речь не о пресловутых «параллельных мирах», которые чаще всего не имеют с научной фантастикой ничего общего. Речь о физическом многомирии, которое еще полвека назад было в физике маргинальной идеей, граничившей с лженаукой, а сейчас становится научным мейнстримом. О том, что кроме нашей существует огромное количество возможно, бесконечное других вселенных, свидетельствуют исследования в области космологии теория бесконечной и хаотической инфляции и квантовой физики теория Эверетта и теория струн.
О различных аспектах многомирия пишут в ведущих физических журналах, проводят международные конференции. Даже Терри Пратчетт, писавший книги о «Плоском мире», три своих последних романа написанных в соавторстве с Бакстером посвятил идеям многомирия. Идея физического многомирия столь же богата и открывает для фантастики не меньше перспектив и направлений, чем идея машины времени. Эвереттическая литература, литература многомирия — это фантастика будущего. Или — будущее фантастики. В науке происходит так много нового и интересного, что научная фантастика, по идее, должна бурно развиваться — есть о чем писать! Но именно сейчас российская научная фантастика пришла в упадок. Авторы ссылаются на то, что «наука стала такой сложной, что ничего не понять», издатели ссылаются на то, что читатели перестали покупать научную фантастику, а читатели обвиняют авторов и издателей. В общем, заколдованный круг — и все признаки кризиса, которого на самом деле быть не должно. На Западе нет кризиса научной фантастики, новые авторы и новые идеи появляются регулярно, завоевывая рынок и литературные премии по фантастике.
Однако могли ли разные, в принципе, цивилизации действовать сообща, создавая гармонию всех законов Вселенной? Фантастическая наука дает ответ и на этот вопрос Амнуэль, «Космические пиастры», 1982 : «Изучая природу, люди веками отвергали многие вопросы как ненаучные. Считалось бессмысленным спрашивать: почему ускорение пропорционально силе? Почему сохраняется энергия?.. Но вот люди начали изменять законы природы. А вывод был такой.
В законах природы нет единства, потому что они искусственны. Давно, задолго до возникновения рода людского, законы мироздания были иными, более стройными. Все законы природы объединяла система, возникшая в момент Большого взрыва Вселенной двадцать миллиардов лет назад. Но когда-то во Вселенной впервые возникла жизнь... Потом еще... И, как мы сейчас, древние цивилизации начали изменять законы природы...
Причем каждый разум действовал в собственных интересах. Одному для межзвездных полетов понадобилось ускорить свет. Другой пожелал изменить закон тяготения. Третий занялся переустройством квантовых законов... И мир менялся. Как мы когда-то оправдывали уничтожение лесов, так и те, могущественные, оправдывали нуждами развития этот хаос, приходящий на смену порядку.
Какая логика в хаосе? Из гармонии законов природы возникла их свалка. Вот так... Мы с вами живем в пору экологического кризиса, захватившего всю Вселенную... Это всё равно, что апеллировать к высшим силам или к самому Богу. Не менее тривиально — для «реальной» науки — объяснять всё сущее только естественными причинами.
Тривиально, но правильно. У реальной физики именно таков путь познания — путь, кстати говоря, полный противоречий. Эти противоречия привели к тому, что в середине ХХ века в физике начала господствовать парадигма инструменталистов, о которой пишет Дойч: правильное предсказание важнее объяснения. Могут ли ученые объяснить, почему электрон ведет себя одновременно как волна и как частица? Энтони Хьюиш. Фантастическая наука пытается объяснить те же процессы, непротиворечиво описать то же самое мироздание.
Фантасты практически всегда используют новые научные идеи для построения или проверки своих гипотез. А часто ли ученые используют гипотезы фантастов? Любимый фантастами принцип презумпции искусственности не оправдался, когда Энтони Хьюиш после открытия первого пульсара пытался объяснить его излучение деятельностью иной цивилизации. Следует ли из этого, что презумпцию искусственности нужно использовать только на страницах фантастических романов? Понятно, почему «реальная» наука пользуется презумпцией естественности и почему в науке фантастической часто применяется презумпция искусственности. В науку сейчас проникают идеи, которые еще недавно были достоянием научной фантастики.
Принцип презумпции естественности, похоже, начинает подводить там, где физики ожидали меньше всего. Принципы объяснения у них разные, что естественно, поскольку фантастическая наука наполовину все-таки литература. Но идеями и гипотезами две науки друг друга обогащают. Реальность-то у нас одна, пусть и бесконечно сложная.
Часто — до примитива. Даже в таком фильме, как «Космическая одиссея», идеи конфликта человека с компьютером и контакта с неизвестной цивилизацией предельно упрощены. С гораздо большим удовольствием я перечитаю роман Артура Кларка, чем еще раз посмотрю фильм Кубрика. И это относится к любому фантастическому фильму-экранизации. Исключений не знаю.
Правда, Кларк написал сначала сценарий, а уже потом, после успеха фильма и на основе сценария — роман, но сути дела это не меняет: в литературном научно-фантастическом тексте удается сказать гораздо больше, чем в фильме. Ее мало пишут, да и читают не слишком охотно, массовая аудитория предпочитает истории про магические академии, рыжих ведьм и светящихся вампиров. С чем, по-вашему, это связано? Это естественно. Твердая научная фантастика занимала свою нишу — это была литература, как писали братья Стругацкие, «для научных работников младшего возраста». В СССР можно было писать только научную фантастику — другие поджанры не приветствовались. Когда в девяностых стало можно писать о рыжих ведьмах и светящихся вампирах, жесткая научная фантастика не выдержала конкуренции, чего и следовало ожидать. С другой стороны, в России резко упал интерес к науке, особенно к науке фундаментальной, которая обычно питала идеями твердую научную фантастику. Нет интереса к науке не только у читателей, но в первую очередь у государства!
Вряд ли научную фантастику перестали любить те читатели, которые любили ее раньше. Наверное, и новые любители появились, но на фоне огромного спроса на фэнтези, боевую фантастику и попаданцев спрос на жесткую научную фантастику уже не мог заинтересовать издателей. Ведь продать тираж серьезного научно-фантастического романа много сложнее, чем такой же тираж книги о современном спецназовце, помогающем Ивану Грозному побеждать врагов. Издатели не хотят связываться с жесткой научной фантастикой: они не знают, как ее рекламировать, ссылаются на отсутствие покупателей, не рассчитывают получить быстрые прибыли. Результат: жесткой научной фантастики в России сейчас нет. Просто нечего печатать — нет стоящих текстов. Неужели все так плохо с нашими авторами? И если тексты, которые нам присылают, окажутся ниже планки, то мы лучше закроем журнал, чем эту планку понизим. Так мы и стараемся делать.
Несколько лет это удавалось без особых проблем, но в последние два-три года начались трудности: тексты действительно становятся все хуже. Девять текстов из десяти идут в корзину после прочтения первых двух-трех абзацев. Авторы в большинстве случаев просто не знают, что писать и зачем! Сильно упала и грамотность. О пресловутых «тся» и «ться», «одел — надел» и многих других грамматических правилах молодые авторы, похоже, не слышали, хотя у всех за спиной минимум средняя школа. Для издателей главное — пресловутый «формат». Стандартный текст, стандартные приключения. Попробуйте опубликовать что-то «неформатное» — не получится. Каждый год выходят сотни новых фантастических романов, но действительно интересных среди них вряд ли наберется десяток, а то и меньше.
Этот десяток и попадает в номинационные списки фантастических литературных премий. На деле же так не получается. Как-то один из писателей-фантастов опубликовал в фейсбуке список из десяти критериев, по которым нынче присуждают премии и не только по фантастике. Качество текста в этом списке занимало седьмое место! На первом — умение тусоваться в нужной компании с нужными людьми. Каковы ее возможности в фантастике? Речь не о пресловутых «параллельных мирах», которые чаще всего не имеют с научной фантастикой ничего общего. Речь о физическом многомирии, которое еще полвека назад было в физике маргинальной идеей, граничившей с лженаукой, а сейчас становится научным мейнстримом.
фантастика – последние новости
Последние новости с тэгом фантастика. Новости кино, анимации и литературы, релизы игр и новые сведения об ожидаемых фантастических фильмах — все это вы найдете здесь. Самые актуальные новости зарубежного и российского кинематографа, которые позволяют посетителям сайта следить за главными и значимыми событиями в мире кино. Фантастические новости. Выпуск от 17 апреля. Фанаты (почти) прошли новую The Legend of Zelda ещё до релиза, «Чебурашка» опять наводит суету, а Джордж Мартин подписывается на новый сериал, лишь бы не писать «Ветра Зимы». Текст: фантастические новости от 22 апреля 202. Полный сценарий свежего выпуска новостей. Мы собрали для вас подборку фантастических новинок от российских авторов.
7 лучших фантастических книг 2023 года
Новости из «Мира фантастики»: что интересного произошло в индустрии кино, сериалах, книгах и видеоиграх за неделю. Свежие выпуски по понедельникам в 8 утра. Новости всех областей научных исследований. Сенсационные открытия в медицине и генной инженерии. Обзор мировых научных достижений и исследований. Новейшие научно-технические разработки отечественных и зарубежных ученых. Обратите внимание на кинокомиксы, новых Черепашек-ниндзя, картину Зака Снайдера и другие фантастические фильмы 2023 года. Сегодня мы хотим вспомнить классику фантастических произведений – книгу Станислава Лема «Солярис», а также посмотреть на то, как экранизации книги создавали альтернативные концовки, кардинально отличающиеся от финала книги.
фантастика
В своем последнем произведении «Кретинодолье» Мессак обращается к теме далеких экзотических путешествий и научных открытий, но и здесь раскрывает ее по-своему. Экспедиция обнаруживает на затерянном в Тихом океане острове популяцию кретинов — дегенеративных человекообразных существ, чье развитие остановилось на уровне каменного века. После нескольких месяцев, потраченных на изучение и очеловечивание аборигенов, члены экспедиции сходят с ума, дичают и почти все погибают.
Оказавшись на свободе, герои собирают команду воров, чтобы проникнуть в сокровищницу бывшего партнёра. Они хотят выкрасть оттуда древний артефакт, способный воскрешать мёртвых. Так Эджин планирует вернуть к жизни супругу.
А те, кто с «Подземельями и драконами» прежде не сталкивался, запомнят картину благодаря юмору и ярким боевым сценам. Бескрайний бассейн Канада, Хорватия, Венгрия, 2023 год. Фантастика, триллер, драма, криминал. Продолжительность: 1 час 57 минут. IMDb: 6,0.
Писатель Джеймс Фостер с женой Эм проводят отпуск на элитном курорте — здесь он хочет найти вдохновение для новой книги. Герои знакомятся с богатой парой и покидают территорию отеля. А на обратном пути пьяный Джеймс насмерть сбивает человека. За это ему грозит смертная казнь. Но оказывается, что за взятку можно вырастить двойника, которого казнят вместо Джеймса.
А ещё обещают, что это будет переосмысление и интерпретация. Вроде бы это должно обнадёживать, но, вспоминая опыт последних нескольких лет, скорее пугает. Так, по словам Тодда Комарницкого, цель проекта — «создать эпическую историю о человечестве, о том, как мы жили, почему мы исчезли и что значит быть последним человеком на Земле». Сериал создавался в сотрудничестве с Lighthouse Productions, известной своей работой над фильмами «Гладиатор» и «По соображениям совести». А кроме того, в сериале будут представлены впечатляющие визуальные эффекты и декорации, созданные студией MPC, создавшей визуальные эффекты для таких фильмов, как «Интерстеллар» и «Дюна». Один из участников проекта, Тодд Комарницкий известен своей работой над такими сериалами, как «Леденящие душу приключения Сабрины» и «Очень странные дела».
Пока мы дожидаемся выхода нового релиза, можно посмотреть предыдущую экранизацию книги «Earth Abides». Спустя 56 лет интерес к этой картине не угасает, и сейчас, в 2023 году, появилась информация о планах по производству перезагрузки фильма. Главной звездой фильма станет Сидни Суини Sidnee Sweeney , которая в своём недавнем интервью почти подтвердила, что работа над ремейком фильма «Барбарелла» идёт, и она надеется на скорый выход фильма. Сидни говорит о Барбарелле, которую она воплотит на экране, как о персонаже, который исследует женственность и раскрывает свою сексуальность.
В продолжении блокбастера 2021 года юный Пол Атрейдес объединяется с местными племенами фременов, чтобы отомстить заговорщикам, погубившим его семью.
Герою предстоит сделать сложный выбор между любовью всей своей жизни и будущим Вселенной. К и без того внушительному актёрскому ансамблю в сиквеле присоединятся ещё несколько звёзд. В августе 2023 года стало известно, что релиз фильма перенесли на март 2024 года из-за забастовки актёров и сценаристов.
Голливудские фильмы
В данном разделе вы найдете много статей и новостей по теме «научная фантастика». Все статьи перед публикацией проверяются, а новости публикуются только на основе статей из рецензируемых журналов. Новости из «Мира фантастики»: что интересного произошло в индустрии кино, сериалах, книгах и видеоиграх за неделю. Фантастические новости. Фантастика на осень: ex oriente lux. Среди современных тенденций в фантастике: интерес к корейско-китайской истории и мифологии. Новая фантастика, список фильмов по дате выхода в кинотеатрах РФ из числа основных жанровых новинок. Скачать бесплатно книги жанра Фантастика в форматах fb2, txt, epub, pdf, mobi, rtf или читать онлайн без регистрации в электронной библиотеке фантастики
голливудские фильмы >>
- Фантастика - новости будующего
- Фантастика Сегодня – Telegram
- Фантастика – новости, статьи, фото, события. последние публикации
- 1. Стражи Галактики. Часть 3
- Комментарии
Фантастика. Hовости книжного мира
Это очень символичное завершение эпохи, так как первый фильм про морского супергероя стал самым кассовым во всей франшизе. Однако вряд ли вторая часть сможет повторить успех, картину хоронят еще до ее выхода. Проблема в том, что она повторяет судьбу «Лиги справедливости», поскольку ее неоднократно переснимали, на ходу меняя сюжет и злодеев, вырезая сцены с Бэтменом Аффлека и Эмбер Хёрд. Как бы там ни было, впереди нас ждет полное обновление киновселенной под руководством Джеймса Ганна.
А у Джейсона Момоа , вероятно, будет шанс вернуться к трико Аквамена или сыграть другого персонажа комиксов.
Пока дверь между мирами не закрылась, герой должен справиться с бедой и понять, что он за человек. В российском кино всерьез взялись за наследие советского фантаста Кира Булычева. Над сценарием обоих проектов работал Дмитрий Белосохов. Фильм снят по мотивам сразу нескольких рассказов Булычева, которые авторы обещают адаптировать к сегодняшним реалиям. Но что-то пошло не по плану, и между мутантами «крысами» и людьми вспыхнула война.
После нее на «крыс» объявили охоту: этим промышляют специальные охотники — «крысоловы». В центре сюжета — 20-летняя девушка, которая в чем-то винит отца в собственной мутации? Талантливый режиссер Алексей Мизгирев возвращается из небытия: его последний фильм «Дуэлянт» вышел 7 лет назад. Действие фантастического экшена «Крысолов» развернется в затопленной постапокалиптической Москве. Для Мизгирева это дебют в фантастическом жанре, но со сценарием ему помогает опытный Андрей Золотарев «Спутник», «Притяжение». В подполье живут эмеры: внешне неотличимые от людей, они способны управлять человеческими эмоциями, но сами ничего не чувствуют.
Остальной мир населен людьми, которые вовсю эксплуатируют эмеров. Для этого существует специальное приложение, позволяющее человеку испытать любую эмоцию. Когда мир эмеров оказывается под угрозой, их лидер отправляет парня Дениса на поиски юной Кати, которая может предотвратить катастрофу. Историю первой любви в жанре подросткового фэнтези снял Алексей Попогребский «Как я провел этим летом» , сериал «Оптимисты». Попогребский начал работать над фильмом еще в 2012 году: тогда он назывался «Пропавшие комнаты» и был совсем о другом.
Новые фильмы в жанре «Фантастика» В этом разделе вы найдете лучшие фантастические фильмы по мнению зрителей и кинокритиков. Фантастические фильмы и сериалы позволяют нам совершить путешествие на другие планеты или даже галактики. Увидеть пришельцев и выйти в открытый космос.
Правомерность такого объяснения далеко не очевидна, но ясно стремление фантастов создать своего рода «единую теорию мироздания», связывающую все структурные уровни материального мира. Такие модели описаны, например, в рассказах Уолтера Тивиса-мл. Есть аналогичные идеи и в науке. Советский физик Моисей Александрович Марков писал, что может существовать мир, находящийся на грани исчезновения для внешнего наблюдателя. Воспринимается он как элементарная частица с массой в миллионную долю грамма. Такой объект фридмон может заключать в себе целую метагалактику... Ничто не может двигаться быстрее света в вакууме — этот постулат подтвержден всеми физическими экспериментами. Наука фантастическая допустила, что в структуре реальности должны существовать законы, позволяющие преодолевать пространство между звездами со скоростями, значительно превышающими 300 тысяч километров в секунду. Если скорость света — предел скоростей, то человек никогда не полетит к звездам, поскольку полет продолжится сотни и тысячи лет и потеряет всякий смысл. Реальность — для начала фантастическая реальность — не может быть так сурова! Первой идеей, разрешающей противоречие и объясняющей, как все-таки можно обойти постулат Эйнштейна, стала гипотеза Джона Кэмпбелла о существовании гиперпространства, в котором перемещения от одной точки к другой происходят вне времени. В 1960 году Генрих Альтов опубликовал рассказ «Полигон «Звездная река»», и в фантастической науке был сделан новый рывок: «обнаружено» физическое явление, заключающееся в том, что при определенном например, импульсном характере излучения скорость света может быть больше, чем 300 тыс. Гипотезы Альтова и Кэмпбелла по-разному объясняли, как обойти постулат Эйнштейна. Иллюстрация Л. Бирюкова к рассказу Г. Детгиз, 1961 fantlab. Казалось бы, фантастическая наука вступает здесь в конфликт с основами физики, и открытию Альтова суждено навсегда остаться в арсенале фантастики: ведь речь идет об изменении одной из фундаментальных мировых постоянных! Возможно ли, чтобы скорость света действительно зависела от условий эксперимента наблюдения , возможно ли, чтобы скорость света имела иное значение в отдаленных областях нашей Вселенной в иных мирах Мультиверса скорость света наверняка принимает все возможные значения? Наблюдения показывают, что в нашей Вселенной скорость света, по-видимому, одна и та же в разных ее областях. Предполагается, что и другие мировые постоянные не меняются в зависимости от того, насколько далекую область Вселенной мы наблюдаем. Лишь будущие исследования покажут, станет ли открытие фантаста элементом реального научного знания. Тем не менее именно открытие Альтова привело к резкому рывку фантастической науки — в том направлении, в каком «обычная» физика еще не начинала двигаться. Предположение о том, что скорость света можно увеличить, — частный случай изменения закона природы. И потому естественным было появление новой гипотезы: поскольку существуют законы природы, то могут существовать и законы изменения этих законов, пока еще не известные науке Павел Амнуэль, «Все законы Вселенной», 1968; «Крутизна», 1975. В науке еще нет признания того, что стало уже пройденным этапом в науке фантастической: существуют не познанные нами пока физические принципы, определяющие, как именно могут меняться известные нам природные законы — закон всемирного тяготения, например, или законы сохранения. В фантастической науке нет подобного ограничения. Можно даже сказать, что для объяснения непонятных природных явлений фантастическая наука использует противоположный принцип — презумпцию искусственности: всякое природное явление считается созданным искусственно, пока «реальная» наука не докажет обратное. Пока ученые в начале 1960-х исследовали странные свойства только что открытых квазаров и искали и, конечно, нашли естественное объяснение их огромной светимости и большому красному смещению, в фантастической науке была выдвинута гипотеза о том, что квазары являются искусственными объектами — это звездолеты, удаляющиеся от Земли. Разумеется, такое объяснение просуществовало лишь до того момента, когда «реальная» наука объяснила феномен квазаров излучением вещества, падающего на сверхмассивную черную дыру. Из чего не следует, в частности, делать вывод о неприемлемости фантастической науки для объяснения структуры реальности. Ведь в то же время были рассмотрены и отброшены в рамках науки десятки гипотез, о которых сегодня никто не вспоминает! Фантастическая гипотеза оказалась не лучше и не хуже любой другой, не прошедшей испытание реальностью. К тому же и отвергнутой гипотезу квазаров-звездолетов считать преждевременно — разве такой физический феномен невозможен в принципе? И, следовательно, нельзя исключить его обнаружения в будущем. Для развития фантастической науки принцип презумпции искусственности играет одну из основополагающих ролей. Если вернуться к идее о законах природы, объясняющих изменение других законов природы, то следующим очевидным шагом должно было стать предположение, объясняющее существование таких законов деятельностью высокоразвитых цивилизаций. В 1971 году Станислав Лем опубликовал фантастическое эссе «Новая космогония», в котором постулировал, что известные законы природы являются результатом совместной деятельности цивилизаций. Реальных доказательств искусственного происхождения законов природы не обнаружено, но открытие Лема не противоречит и логике науки, нарушая, впрочем, известный принцип «бритвы Оккама» — не умножать сущностей сверх необходимого. Гипотеза Лема, кстати, объясняет и то, почему мы не видим во Вселенной следов астроинженерной деятельности. На самом деле — как это объясняет фантастическая наука — мы уже сейчас наблюдаем множество следов деятельности внеземных цивилизаций, но нам они предстают как естественные физические астрофизические явления!