Человек с развитым эмоциональным интеллектом может сдерживать и контролировать свои эмоции в различных обстоятельствах.
Эмоциональный интеллект: как использовать негативные чувства во имя собственного блага
Осознанность позволяет оценить обстановку, принять решение и правильно проявить свое отношение. В любой ситуации должна присутствовать осмысленность своих мыслей, переживаний и поступков. Наиболее простым и эффективным способом самосознания является обращение «Что я сейчас чувствую? При этом лучше начать с распознавания базовых состояний: удивление, интерес, грусть, страх, стыд.
Важно научиться определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого можно вести таблицу со следующими данными: дата, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Эффективен и анализ сложившейся ситуации по следующему алгоритму: Событие — что произошло.
Что я чувствую — назвать чувство. Физическое проявление — реакция тела. Например, чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор.
Чувство гнева заставляет повышать голос. Чувство переутомления может проявляться через тревогу и снижение самоконтроля. Веселье и радость ощущаются как учащенное сердцебиение и энергичность.
Еще один вариант упражнения для самосознания. Нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Укажите на ней уровень эмоции, переживаемой в данный момент.
Например, тревога, по интенсивности допустим 7 делений. Попробуйте увеличить уровень до 9, а затем снизить до 4. Зафиксируйте свои ощущения.
Уменьшайте тревогу еще на 2 деления, осознайте проявления тревоги. После этого упражнения попробуйте начать дело, которое вызывало волнение.
В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли ценное рабочее время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, избегая коллег, с которыми не складываются отношения.
Справедливо ли оправдание «нет времени на расшаркивания», если из-за невнимания к своим и чужим переживаниям производительность так сильно падает? Дойчендорф отмечает, что «сотрудники могут давать только то, что получают сами», а здоровая корпоративная культура — прямой путь к довольным клиентам. Казалось бы, все эти вещи, которые звучат как аргументы «за всё хорошее против всего плохого», понятны на интуитивном уровне, а значит, не требуют специальных умений и теоретических исследований.
Однако, если бы всё было так просто, мы не попадались бы в однотипные ловушки и никогда не выходили бы из себя. Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу. Специалист берет на себя слишком много Проблема.
Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму.
Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга. Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря.
Совещания заканчиваются ссорами Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения.
Мы все проходили через трансформации: меняли рабочий мессенджер, меняли протоколы, меняли стандарты, меняли приоритеты, едва поспевая за директивами бизнес-заказчиков. Тенденция налицо: мой развитый эмоциональный интеллект сопровождает изменения.
Система динамических критериев моего жизненного опыта соотносит усилия и результат, и решает: мы так хорошо поработали в прошлый раз, у нас есть изученный путь, зачем нам новый? А теперь представьте команду таких: «Зачем нам ретроспектива, у нас нет вопросов, зачем нам чат в Telegram, зачем переезжать на другой фреймворк, зачем новый X, весь прошлый год Y работал нормально»… Почему новое мы воспринимаем через недовольство и отрицание? Откуда берётся это раздражение? Итак, знакомьтесь, мозг!
Наука и кибернетика 1970-1990-ых годов рассматривала мозг как централизованный компьютер, телефонную станцию, универсальный диспетчер, распознающий инпут и генерирующий аутпут. В общественном сознании, нон-фикшн литературе и медиаполе надолго закрепился этот образ — утрированный и далёкий от реальности. Мозг — сложнейшая самосозидающая и самосознающая инстанция. С одной стороны, это наше произведение, мы за него отвечаем.
С другой, мы — его субъект. Почему же концепция мозга-компьютера не состоялась? Первое — мы интуитивно понимаем, что это что-то сложнее, чем просто обработка информации. Второе, хронологически мы упёрлись в кризис центричности.
Это как Web 2. Описать архитектуру мозга нам поможет новое слово... Пластичность — свойство нервной системы изменять структуру и функции вследствие развития, полученного опыта или перенесённых травм. Пластичность мозга имеет разные функциональные уровни.
Нейронауки пристально изучают её, и именно пластичность помогает описать организацию мозга. Мы рассматриваем пластичность как способность обретать форму, придавать форму, а также уничтожать форму для приобретения и придания оной. О, мой мозг: синапсы и созидание Обратимся к нейронным связям. Мозг — это колоссальная сеть нейронов такой степени сложности, что задачи на графах кажутся детской головоломкой.
Вот перед нами нейроны с их ветвистыми отростками — дендритами, и хвостики-аксоны. Места соприкосновений дендритов и аксонов — синапсы. Синапс упрощённая схема Синапс — это ключевое место, где происходит нервная деятельность посредством передачи импульсов. Последовательность коммуникации между нейронами из электрической переходит в химическую, затем снова возвращается в электрическую.
Электрические сигналы спускаются по аксонам, преобразуются на синапсе в химическое сообщение — коктейль ионов — который дальше инициирует электрический сигнал в соседней клетке. В некотором смысле можно сравнить синапс с интерфейсом передачи данных Интерфейсы детерминированы, у них есть спека, контракт взаимодействия. У синапса же — поэзия. Крошечный зазор, пустота, через которую проходит нервная информация — поле непредсказуемости.
Если синапс входит в часто используемую цепочку, он увеличивается в объёме, становится проницаемым. Это суперспособность типа кэширования, только у синапсов она называется потенциацией. Снижение эффективности синапса тоже бывает, его называют депрессией. Она чрезвычайно важна и полезна, например, когда сеть подавляет синапсы, задействованные в решениях с ошибочным результатом.
Благодаря синаптической депрессии мы умеем делать выводы, анализировать и учиться. Мы не просто носим в голове физико-математические комплексы принятия решений. Наши решения — метапродукты более ранних решений, потому что мозг ни секунды не тормозит в трансформации. Мозг — не комплекс проложенных кабелей, которые выключаются со временем: нейронные связи распадаются и образуются на протяжении всей жизни.
Так что нет объективных причин списывать себя со счетов когда бы то ни было, друзья, ригидность мозга — несостоятельный миф. Парадокс разрушения Трансформироваться и искать новые пути — это тезис самоформирования мозга, гарант подвижности, живучести и жизнеспособности. При современном темпе изменений мы вынужденно учимся быстро запускать модификации. Но почему мне всё ещё когнитивно трудно, я раздражаюсь и отрицаю, даже когда я хорошо понимаю нюансы?
Здесь важно не запутаться в синонимах. Пластичность не равна гибкости. Потому что пластичность — это не только приспособляемость и подвижность, но и непокорность, взрывоопасность. Пластичность, как я коротко упомянула выше, вмещает в себя и обретение формы, и уничтожение формы.
Социальная компетентность Составьте пару положительных и отрицательных эмоций по этой формуле. Социальная компетентность — третий компонент — позволяет увидеть истинную причину происходящей ситуации и не вступать в выяснение отношений. Для этого нужно научиться трактовать поведение другого человека. Важно в любой реакции и поведении вашего оппонента выделить, во-первых, намерение — истинную причину. Во-вторых, действие — то, как человек реализуют причину. Действие может быть положительным и конструктивным или отрицательным и разрушительным.
Например, по отношению к вам продемонстрировали неприемлемое поведение. Ваша ответная реакция может быть оскорблением или объяснением своей позиции с предложением вести себя иначе. В- третьих, значение — то, каким смыслом вы наделяете действие. Оно также может быть комплиментарным или неблагоприятным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — игнорирование вас и, как следствие, обида.
Управление отношениями Следующий способ является эффективным в развитии социальной компетентности: вспомните несколько паллиативных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Четвертый компонент — управление отношениями. Это способность распознавать как собственные чувства, так и чувства оппонента для построения адекватного взаимодействия. Принято выделять спектр навыков, связанный с умением управлять эмоциональной сферой партнера по общению. Определите важные для вас формальные и неформальные отношения.
Для личных отношений выберите период — неделя, для деловых — один-два месяца. Зафиксируйте в левом столбце все ваши действия, которые улучшали состояние вашего партнера, например, улучшали его настроение. В правом — ухудшали его.
Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
Способность распознавать и интерпретировать эмоции называют эмоциональным интеллектом, или EQ, и эта способность может играть важную роль в жизни. Для развития эмоционального интеллекта сначала будет неплохо познакомиться со спектром чувств, которые у нас есть, считает психолог. Для развития эмоционального интеллекта сначала будет неплохо познакомиться со спектром чувств, которые у нас есть, считает психолог.
Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
В результате вы получаете оценку эмоционального интеллекта по нескольким аспектам: эмоциональная осведомлённость, управление эмоциями, умение влиять на эмоции других, эмпатия, самомотивация. Хороший эмоциональный интеллект должен позволить нам распознавать негативные эмоции в себе и сосредоточиться на их положительной стороне, потому что она всегда есть. Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать, оценивать и использовать эмоции для эффективного и конструктивного. Концепцию эмоционального интеллекта психологи разработали ещё в 80-х, пытаясь объяснить, почему умные люди (такие, как Лиза Новак) иногда делают очень, очень глупые вещи.
Эмоциональный интеллект (EQ): как измерить и можно ли прокачать? Объясняет нейропсихолог
Это понимает сделает ребёнку более объемную картинку мира. Анна Шнайдер: Правда ли, что подавляющее большинство родителей не умеют говорить с детьми об эмоциях? Александр Колмановский: К сожалению, да. Но мне не кажется, что это родительская специфика. Это общечеловеческая проблема нашего ресурса, поскольку он у всех истощен, нам трудно быть участливыми. Виктория Шиманская: Я здесь соглашусь, потому что сам по себе язык эмоций — это действительно особое мировоззрение.
И те взрослые, которые начинают в себе прорабатывать моменты: «Почему я так реагирую? Эти люди начинают выстраивать по-другому и диалог с детьми. Анна Шнайдер: Как понять, что эта за эмоция? Как научиться её развивать? Чем гнев отличается от злости?
Где этому учат? Александр Колмановский: Нигде. У нас в психике есть два этажа, это даже не на уровне метафоры, а на тканевом уровне. Есть животная психика, как у зверей, и есть высшая психика — сугубо человеческая. Она локализована в коре головного мозга.
Среди них есть множество различий, но главная состоит в том, что у животных нет представления о чужих эмоциях, а у человека это представление есть. Это называется «эмпатия», она постепенно развивается и в тысячелетиях, и в жизни каждого человека. Гости студии «О! Дети» Ирина Муромцева: Что могло бы нам помочь пристальнее к этому отнестись? Александр Колмановский: Ответ неожиданный — безопасность.
Чем сильнее стресс, тем больше отключается высшая психика, и запускается натуральная. Чем страшнее, что мой ребёнок не образован, не организован и так далее, тем больше я реагирую на это непосредственно, животным образом. Чем больше человек чувствует себя защищённым, тем легче и лучше он соображает. Родителям нужно взять в голову, что правильнее реагировать не на поступок ребёнка, а на чувства, которые его вызвали. Анна Шнайдер: Виктория, как понять эмоции?
Виктория Шиманская: Я расскажу две практики, которые, надеюсь, помогут родителям. Первая о том, как эмоции, которые к нам пришли, реагируют на наше тело. В век технологии мы часто забываем про него. А тело, в отличие от эмоций, всегда в настоящем. К примеру, в разговоре собеседники автоматически приближаются другу к другу, возникает такое притяжение или взрослый в неприятном разговоре испытывает напряжение в плечах.
Так, нужно учить деток напряжению и расслаблению. Есть замечательная игра «Камень-подушка». Мы становимся твёрдыми-твёрдыми или, как подушечки, расслабляемся. Через это умение управлять своим телом дети гораздо лучше понимают, что с ними происходит. А вторая практика — это понимание причин расстройства ребёнка.
Анна Шнайдер: Правда ли то, что процесс обучения предполагает эмоциональную вовлечённость? Александр Колмановский: Эта эмоциональная вовлечённость связана с двумя различными факторами. В начальной школе — это, прежде всего, личность педагога.
За счет мотивации как раз и формируется желание выполнять те или иные задачи. Хороший мотиватор может сподвигнуть целую группу людей к выполнению даже крайне сложных задач. А еще мотивация дает возможность лучше справляться с неудачами, оценивать ситуацию и возвращаться к работе. Эмпатия Важнейшая часть развитого эмоционального интеллекта — умение считывать чужие эмоции и планировать свои действия исходя из того, как ощущают себя другие люди. Правильная трактовка эмоций дает возможность выбирать наиболее удачное время для принятия сложных решений. Сотрудники с развитой эмпатией умеют предугадывать реакцию окружающих и избегать возможных проблем и конфликтов.
Обеспокоенность чужими мыслями и чувствами в коллективе создает в нем более здоровую и человечную атмосферу. В современном обществе, как бы банально это ни звучало, такой подход помогает повысить продуктивность, снизить общий уровень стресса и тревоги, а также сократить «текучку» за счет комфортной рабочей среды для всех и каждого. Социальная ответственность Этот навык дает человеку возможность осознать себя частью команды и научиться работать с другими людьми. Такой вид ответственности обязывает человека отвечать за принятые решения и общий результат работы. Важный навык для тех, кто планирует занять лидерскую позицию. Чувствуя ответственность за итог деятельности, каждый сотрудник будет пытаться сделать максимум, чтобы команда не «провалилась». Не будет сотрудников-якорей, думающих, что все решат за них. Умение контролировать и нивелировать конфликты Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Умение не просто сглаживать конфликты, а разрешать их, четко осознавая причины и следствия.
Коллективы, состоящие из таких работников, показывают высокую эффективность в даже самых сложных ситуациях. Повышается продуктивность, любая деструктивность трансформируется в конструктивность. Конфликты воспринимаются как способ осознать ошибки и стать лучше. Как использовать EQ? Использовать его можно в самых разных жизненных ситуациях. Учиться принимать критику, чтобы не вступать в конфликты. Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперед. Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация. В повседневности и на работе.
Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других. Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете.
Поэтому один из самых надежных способов распознать собственные эмоции — прислушаться к своему телу. Участилось ли сердцебиение?
Появилась ли сухость во рту? Сбилось дыхание? Вспотели ладони? Вы должны научиться наблюдать за этими физическими индикаторами.
Чем в большей гармонии вы находитесь со своими физическими реакциями, тем лучше сможете понять свои эмоции. Тело не лжет. Его реакции — ценный источник информации о чувствах. У эмоций много оттенков Подрезавшая вас машина может вызвать у вас либо слабую досаду, либо бешенство.
На работе вы можете испытывать не только гнев, но и, например, разочарование в выбранной профессии или тревогу за свою дальнейшую карьеру. Злитесь вы или раздражены, охвачены тоской или только приуныли, ликуете или вам всего лишь приятно? Такие оттенки важно уметь различать. Чтобы стать более проницательным, подумайте о том, что значит для вас каждое слово в списке ниже.
Представьте себя во власти каждой из этих эмоций. Видите ли вы разницу большую или незначительную в своих поступках в зависимости от того, что чувствуете? Наблюдая за собой, вы постепенно научитесь точно определять эмоции и степень их выраженности, а также события, которые их вызывают. Когда эмоции начинают управлять вашим поведением, вы должны вспомнить о своих ценностях и целях Вы можете свести к минимуму нежелательные реакции, если в процессе взаимодействия с другими людьми будете держать в уме важные для вас результаты и ценности.
Предположим, вам предстоит указать подчиненному на недостатки в работе. Вас тревожит предстоящий разговор, и вы его постоянно откладываете. Анализируя свои эмоции, вы осознаете, что ваша нерешительность вызвана глубинной ценностью — стремлением к справедливости. Это хороший сотрудник, и вы боитесь незаслуженно его обидеть.
Так проводить с ним беседу или нет? Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха, а значит, решиться на разговор справедливее по отношению к работнику, чем идти на поводу у своей тревоги. После этого небольшого анализа вы сбросите оковы сиюминутных эмоций и сделаете правильный выбор. Важно понимать, как эмоции влияют на поведение, как их истолковывать и управлять ими, чтобы не сбиваться на пути к цели, а, наоборот, руководствоваться ими как компасом.
Источник Другой пример. Допустим, для вас ценны две вещи. Во-первых, вы убеждены, что нельзя бить детей, во-вторых, что никого нельзя унижать, особенно прилюдно.
Не менее важна трезвая самооценка и уверенность в себе. Важно меньше сомневаться в правильности собственных решений. Также важно уметь поддерживать взаимоотношения с людьми — это помогает развивать эмоциональный интеллект и выстраивать эффективное общение.
Резюмируя, жизнестойкости помогает эмоциональный интеллект, развить его можно, выстраивая хорошие отношения с близкими и в команде. А также в принципе осознавая собственные эмоции. Чтобы осознать свои чувства, есть простое упражнение: записывайте каждый день наблюдения за своими эмоциями, отмечайте, как вы реагируете на окружающих и как они реагируют на ваши действия. Со временем вы сможете перестроить свои модели взаимодействия и научитесь более эффективно и дружелюбно общаться с окружающими. Что еще поможет развить свой эмоциональный интеллект и прокачать навыки жизнестойкости? Позитивный и оптимистичный взгляд на ситуацию.
Эмоциональный интеллект
Эмоции — это наша реакция на окружающую обстановку. Они изменяются вместе с переменами внешних обстоятельств. Осознанность позволяет оценить обстановку, принять решение и правильно проявить свое отношение. В любой ситуации должна присутствовать осмысленность своих мыслей, переживаний и поступков. Наиболее простым и эффективным способом самосознания является обращение «Что я сейчас чувствую? При этом лучше начать с распознавания базовых состояний: удивление, интерес, грусть, страх, стыд. Важно научиться определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого можно вести таблицу со следующими данными: дата, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Эффективен и анализ сложившейся ситуации по следующему алгоритму: Событие — что произошло.
Что я чувствую — назвать чувство. Физическое проявление — реакция тела. Например, чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос. Чувство переутомления может проявляться через тревогу и снижение самоконтроля. Веселье и радость ощущаются как учащенное сердцебиение и энергичность. Еще один вариант упражнения для самосознания. Нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге.
Укажите на ней уровень эмоции, переживаемой в данный момент. Например, тревога, по интенсивности допустим 7 делений. Попробуйте увеличить уровень до 9, а затем снизить до 4. Зафиксируйте свои ощущения.
Эмоциональный интеллект — это когда эмоции становятся нашими друзьями, когда наши чувства являются нашим помощником для нашего разума, потому что и наши эмоции, и тело дают нам сигнал о том, что что-то произошло вокруг. Этимология слова «эмоции» — это движение.
А эмоциональный интеллект — это когда мы понимаем, на что это движение мы можем отправить. То есть почему пришла эта эмоция, почему я встревожен, почему я напуган, почему я такой радостный и как я могу дальше это использовать в мышлении, в принятии решений, в приятной коммуникации. Я думаю, что Александр ещё продолжит. Ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей Виктория Шиманская Александр Колмановский: Эта замечательная трактовка очень содержательная, а кроме неё к термину можно подойти следующим образом: эмоциональный интеллект — это реальное понимание эмоциональных причин чужого поведения. Психика так устроена, что она сначала что-то воспринимает в «чуже». И только вполне в этом разобравшись, человек постепенно переносит это на себя.
Развивая у ребёнка эмоциональный интеллект, нужно объяснять ему, почему другие люди так себя ведут. И чем более безразличны для него эти люди, тем легче он понимает эти объяснения. Анна Шнайдер: А не означает ли это, что у него проблемы с эмоциональным интеллектом, если ему безразличны эти люди? Александр Колмановский: Нет-нет, просто какие-то незнакомые. Я вспоминаю крохотный эпизод многолетней давности. Я был в гостях в одной семье, и четырехлетний ребёнок пришёл домой и рассказал с каким-то изумлением, что какой-то там дядька проехался мотоциклом по песочнице.
И он сказал об этом без осуждения, просто не понимая. И я машинально говорю: «Знаешь, наверно у него было плохое настроение, его кто-то обидел, и он ехал, не разбирая дороги», а мама говорит: «Да никто его не обидел, просто злой дядька». И вот от этого объяснения расходятся две разные жизненных траектории. В одном случае ребёнок будет относиться к чужому поведению с содержательным понимаем, а в другом случае — оценочно. Эмоциональный интеллект — это понимание эмоциональных причин чужого поведения. Ведущий эксперт по эмоциональному интеллекту, преподаватель МГУ имени Ломоносова Александр Колмановский Анна Шнайдер: Александр, какие существуют этапы осознания эмоций?
Александр Колмановский: Начинается это с того, чтобы точно сформулировать причину, тогда всё встает на свои места. Например, мой ребёнок мне врёт, я ему говорю: «Не ври» или «не груби». Это реакция прямолинейная, не интеллектуальная. А промежуточное интеллектуальное звено — «Почему ребенок врёт? По какой причине дети врут? Анна Шнайдер: Боятся реакции родителей.
Александр Колмановский: Вот это исчерпывающее объяснение. Значит, чтобы мой ребёнок мне не врал, его мне нужно не призывать к честности, а приучить его к состоянию безопасности. Поэтому нужно начать этого: «Прости, что я тебя запугал». Мне близок комментарий Ирины о том, что ребёнку нужно объяснить, что он тут не при чём, это мои проблемы. Но всё-таки это нужно объяснить до конца по-настоящему честно. Если я из-за своей усталости срываюсь, значит у меня есть какие-то внутренние проблемы исторического происхождения.
Но они не сюжетные, не сегодняшние. Это понимает сделает ребёнку более объемную картинку мира. Анна Шнайдер: Правда ли, что подавляющее большинство родителей не умеют говорить с детьми об эмоциях? Александр Колмановский: К сожалению, да. Но мне не кажется, что это родительская специфика. Это общечеловеческая проблема нашего ресурса, поскольку он у всех истощен, нам трудно быть участливыми.
Виктория Шиманская: Я здесь соглашусь, потому что сам по себе язык эмоций — это действительно особое мировоззрение.
Такое отношение позволяет осознавать их и принимать сознательные решения. Самооценка — это ключевой аспект, определяющий способность понять свои достоинства и недостатки и принять себя таким, какой ты есть. Мотивация — это внутренняя сила, побуждающая вас к достижению целей и преодолению сложностей. Адаптивность позволяет эффективно реагировать на изменения и вызовы.
Развитие эмоционального интеллекта обеспечивает более гармоничные отношения с другими людьми, лучшее управление стрессом и повышение качества жизни. Как развивать эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект не является врожденным качеством. Это набор навыков, которые можно совершенствовать на протяжении всей жизни. Для этого необходимо постоянно работать над собой, обучаться, практиковаться и получать обратную связь.
Вот некоторые способы развития интеллекта в эмоциональной сфере: Обращайте внимание на свои эмоции. Старайтесь чаще останавливаться и осознавать, что вы чувствуете в данный момент, какие факторы вызывают ваши эмоции, как они влияют на ваше поведение и мышление. Можно вести дневник, медитировать или делать дыхательные упражнения. Выражайте свои эмоции конструктивно. Не подавляйте и не игнорируйте свои чувства, но и не давайте им полностью контролировать вас.
Научитесь выражать их так, чтобы они не наносили вреда вам или окружающим. Попробуйте использовать «Я-высказывания», например: «Я чувствую гнев, когда ты опаздываешь», а не «Ты всегда опаздываешь и раздражаешь меня». Также постарайтесь выбирать подходящее время и место для обсуждения своих чувств, а не высказываться под влиянием раздражения или гнева. Регулируйте свои эмоции. Не позволяйте им мешать вам достигать целей и поддерживать хорошие отношения с окружающими.
Научитесь смягчать негативные эмоции, такие как гнев, страх, грусть и обида, и усиливать позитивные: радость, удовольствие, любовь и благодарность. Постарайтесь сменить свой фокус внимания, например, думать о том, что хорошего произошло в день, а не о том, что плохого; или думать о том, что вы можете сделать для решения проблемы, а не о том, как вы страдаете от нее. Развивайте сочувствие. Старайтесь вживаться в положение других людей и понимать их чувства, мотивы и потребности. Слушайте активно и внимательно, задавайте открытые вопросы, выражайте уважение и поддержку.
Улучшайте коммуникативные навыки. Научитесь общаться с другими людьми, используя как вербальные, так и невербальные средства. Выбирайте подходящий тон и стиль речи в зависимости от ситуации и аудитории, используйте ясный и понятный язык, избегайте агрессивных или обидных выражений, поддерживайте контакт глазами. Давайте и принимайте конструктивную критику, делитесь своим мнением и учитывайте мнение других, договаривайтесь, всегда стремитесь к компромиссу. Инструменты развития Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам развить этот навык и стать более эмоционально грамотными.
Понимание и анализ своих эмоций. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений. Понимание и анализ эмоций других людей. Эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы делают любое общение эффективнее. Использование эмоций для повышения эффективности. Например, полезно умение привести себя в состояние вдохновения: люди, которые умеют это, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись Поддержание взаимоотношений.
Такие способности укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Для руководителей эмоциональный интеллект особенно важен. Если они могут влиять на эмоции своего коллектива, то могут сделать его более продуктивным и счастливым. Это форма мышления, содержащая информацию, не являющаяся случайной или хаотичной. Не игнорируйте ваши эмоции. Успешные люди всегда находятся в приподнятом настроении.
Поэтому они добиваются больших результатов. Не скрывайте ваши эмоции! Искренние эмоции легко распознать. Эффективные решения не подавляют эмоции. Принимая решения, необходимо брать во внимание эмоциональную сферу. Эмоции делают нас людьми и на самом деле являются частью нашей рациональности.
Используйте эмоции. Позитивные эмоции добавляют нам креативности, но мешают усидчивости. Негативные помогают фокусироваться, особенно когда важны детали. Принимайте во внимание возраст, пол, культурные, национальные и иные особенности каждого члена своей команды.
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
Эмоциональный интеллект (EI) определяется как способность воспринимать, использовать, понимать эмоции, управлять ими и справляться с ними. Эмоциональный интеллект — это дар, но его легко растратить. Хорошая новость: эмоциональный интеллект — то, в чем нейросети никогда не превзойдут человека. Эмоциональный человек равно эмоциональный интеллект? Когда дружат интеллект и эмоции эмоциональный интеллект. Попробовав методы эмоционального интеллекта на себе, я решила пойти учиться к основоположникам этого метода.
Статьи об эмоциональном интеллекте
Каковы были ваши эмоции? И какая потребность на самом деле стояла за вашими действиями? Самоанализ — самый первый и, пожалуй, самый важный шаг в освоении эмоционального интеллекта Христина Корляковакризисный психолог Пауза Умение брать паузу, казалось бы, слишком простое. Но сколько неприятных ситуаций и трудностей можно было избежать, если бы люди не действовали на эмоциях. Можно, конечно, потратить все деньги, сказать грубые слова. Но в ситуации возникновения бури эмоций лучше просто сосчитать до 10, усиливая эффект медленным, глубоким дыханием — иногда этого бывает достаточно. А бывает, чтобы принять верное решение, необходимо физически покинуть «триггерное» место или человека, который пробудил негативные чувства. Фото: Unsplash Анализ эмоций Важно в течение дня фиксировать свои чувства и эмоции, размышлять, что привело к их возникновению, как они отразились на теле. Лучше завести для этих целей специальный дневник, или же можно заполнять его в заметках в телефоне. Записывать эмоциональные реакции лучше сразу же, а вот анализ можно проводить уже и в конце дня.
Активное слушание Этим умением пользуются и профессиональные психологи.
Агентивность — термин, предложенный американским психологом Альбертом Бандурой, — способность к осознанному действию в окружающем мире, а также способность выступать в качестве самостоятельного агента и делать свободный выбор. Эмоциональный интеллект — способность распознавать и управлять собственными эмоциями и эмоциями партнера.
Я бы обозначил это как эмоциональную гибкость человека. Эти качества стоит развивать в себе сегодня, чтобы выстоять и пройти сложности, которые встречаются на жизненном пути. Здоровому и реализованному человеку важно не только быть профессионалом, но и обладать описанными выше эмоциональными качествами.
Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект — это способность работать с эмоциями и проявлять эмпатию. Работа с эмоциями обозначает умение распознавать и понимать, какие из них отрицательные, а какие — положительные.
Кроме того, люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют эмоционально абстрагироваться, воспринимать факты объективно, а также управлять собственными эмоциями и тем, что чувствуют другие люди. В конечном счете этот навык приводит к тому, что человек может правильно и чутко воспринимать жизненные ситуации и окружающий мир, лучше понимает людей. Это делает человека менее восприимчивым к стрессу и негативу.
Популяризация эмоционального интеллекта: 1920 г. Создание в соавторстве с Дэвидом Карузо теста на определение уровня интеллекта, оценивающего четыре способности: точность определения эмоций; использование эмоций и решение проблем с эмоциями; понимание причин эмоций; открытость эмоциям и их соединение с мышлением. Примечательно, что в этой научно-популярной книге Гоулман, будучи журналистом, а не психологом сделал обзор научных представлений об эмоциональном интеллекте и представил авторскую модель эмоционального интеллекта.
Что вы чувствуете сейчас? Первая характеристика эмоционального интеллекта — это распознавание эмоциональных состояний в себе и других людях. Протестируйте себя пока читаете этот текст.
Подумайте или оцените, почувствуйте, какую эмоцию испытываете. Эмоция — это проявление жизненной энергии, которая соответствует моменту и имеет цель. Какая личностная задача решается посредством движения этой эмоциональной энергии?
Что значит «управлять эмоциями»?
Однако данные исследования, проведенного в 2014 году профессором нейробиологии Иллинойского университета Ароном Барби, доказывают, что эмоциональный и психометрический то есть общий интеллект регулируются одной и той же нервной системой, а следовательно, подразумевают интеграцию когнитивных, социальных и эмоциональных процессов. Целью исследований Барби были поиски нейробиологической основы ЭИ, в них участвовали 152 испытуемых с очаговыми повреждениями мозга. Исследование выявило, что многие участки мозга важны как для общего интеллекта, так и для эмоционального.
Общий интеллект изучали посредством шкалы измерения интеллекта Векслера, которая включает вербальную в ней 6 тестов и невербальную части 5 тестов. Особенности личности изучали с помощью NEO-PIR — теста, который исследует пять основных черт характера человека: экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту. Всем участникам исследования сделали компьютерную томографию и составили «3D-карты» коры головного мозга. В ходе исследования Барби сделал революционные выводы: «Интеллект в большей степени действительно зависит от базовых когнитивных способностей, таких как удержание внимания, восприятие, память и язык.
Но он также зависит и от взаимодействия с другими людьми. В основе своей мы существа социальные, и наше понимание как таковое подразумевает не только базовые когнитивные способности, но и умение применять эти способности в социальных ситуациях,ориентироваться в социальном мире и понимать других». Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ.
По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы. Рассерженный учитель особым образом листает журнал и с усиленным нажимом скребёт мелом по доске — всё это замечают внимательные школьники. Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден.
Например, в начале урока учитель шутит и приветливо разговаривает с классом — можно предположить, что она или он в хорошем настроении, чувствует удовлетворение или радость. Как это проявляется?
Введение в эмоциональный интеллект
Потом нейросеть анализирует положение этих точек и сопоставляет их с шаблоном эмоции. В конечном счете нейросеть запоминает, что удивлению соответствуют округлившиеся глаза, испугу — приоткрытый рот, а усталости или грусти — опущенные уголки губ. Об умении нейросетей работать с эмоциями всерьез заговорили уже в «нулевых», когда стало ясно, что за системами распознавания лиц будущее. И хотя обучить компьютер сканировать эмоции сложнее, чем просто искать лицо, за пару десятков лет направление Facial Emotion Recognition сильно шагнуло вперед. Именно в них расположены крупнейшие розничные рынки с высоким спросом на подобные решения. Для чего это надо Первые решения, основанные на системе распознавания эмоций, зародились в индустрии развлечений. К примеру, в 2015 году Micrisoft разработал приложение, которое угадывало настроение человека: пользователь «скармливал» ему фотографии, а программа анализировала эмоцию по микроэкспрессиям лица на изображении.
Алгоритм анализировал восемь базовых состояний — презрение, злость, отвращения, страха, счастья, грусти, удивления или спокойствия, а потом распределял условные баллы между ними. Сейчас область применения таких решений куда шире, чем можно вообразить. В ритейле устройства с функцией распознавания лиц могут оценивать не только пол, возраст и этническую принадлежность покупателя, но и его эмоции в момент покупки. В 2017 году этим воспользовался мировой лидер Walmart, который установил умные камеры на кассовых линиях, чтобы наблюдать за настроением посетителей. Если система находила расстроенного покупателя, — менеджер магазина тут же узнавал об этом из уведомлений. Распознавание эмоций — сервис, который в ходу не только у гигантов отрасли вроде Walmart.
Ivideon сотрудничает более чем с 1000 ритейлеров, среди которых есть небольшие супермаркеты и несетевые магазины. Рекрутинг Еще одна область, в которой технология детекций эмоций оказалась востребованной, — рекрутинг. Крупные компании внедряют искусственный интеллект для контроля поведения и психологического состояния сотрудников.
А промежуточное интеллектуальное звено — «Почему ребенок врёт? По какой причине дети врут? Анна Шнайдер: Боятся реакции родителей.
Александр Колмановский: Вот это исчерпывающее объяснение. Значит, чтобы мой ребёнок мне не врал, его мне нужно не призывать к честности, а приучить его к состоянию безопасности. Поэтому нужно начать этого: «Прости, что я тебя запугал». Мне близок комментарий Ирины о том, что ребёнку нужно объяснить, что он тут не при чём, это мои проблемы. Но всё-таки это нужно объяснить до конца по-настоящему честно. Если я из-за своей усталости срываюсь, значит у меня есть какие-то внутренние проблемы исторического происхождения.
Но они не сюжетные, не сегодняшние. Это понимает сделает ребёнку более объемную картинку мира. Анна Шнайдер: Правда ли, что подавляющее большинство родителей не умеют говорить с детьми об эмоциях? Александр Колмановский: К сожалению, да. Но мне не кажется, что это родительская специфика. Это общечеловеческая проблема нашего ресурса, поскольку он у всех истощен, нам трудно быть участливыми.
Виктория Шиманская: Я здесь соглашусь, потому что сам по себе язык эмоций — это действительно особое мировоззрение. И те взрослые, которые начинают в себе прорабатывать моменты: «Почему я так реагирую? Эти люди начинают выстраивать по-другому и диалог с детьми. Анна Шнайдер: Как понять, что эта за эмоция? Как научиться её развивать? Чем гнев отличается от злости?
Где этому учат? Александр Колмановский: Нигде. У нас в психике есть два этажа, это даже не на уровне метафоры, а на тканевом уровне. Есть животная психика, как у зверей, и есть высшая психика — сугубо человеческая. Она локализована в коре головного мозга. Среди них есть множество различий, но главная состоит в том, что у животных нет представления о чужих эмоциях, а у человека это представление есть.
Это называется «эмпатия», она постепенно развивается и в тысячелетиях, и в жизни каждого человека. Гости студии «О! Дети» Ирина Муромцева: Что могло бы нам помочь пристальнее к этому отнестись? Александр Колмановский: Ответ неожиданный — безопасность. Чем сильнее стресс, тем больше отключается высшая психика, и запускается натуральная. Чем страшнее, что мой ребёнок не образован, не организован и так далее, тем больше я реагирую на это непосредственно, животным образом.
Чем больше человек чувствует себя защищённым, тем легче и лучше он соображает. Родителям нужно взять в голову, что правильнее реагировать не на поступок ребёнка, а на чувства, которые его вызвали. Анна Шнайдер: Виктория, как понять эмоции? Виктория Шиманская: Я расскажу две практики, которые, надеюсь, помогут родителям. Первая о том, как эмоции, которые к нам пришли, реагируют на наше тело. В век технологии мы часто забываем про него.
В этом нам помогут фотоальбомы. Можно вместе собраться и пересмотреть фотографии из прошлого отпуска. Как родители могут помочь ребёнку избавиться от эмоционального напряжения и избежать конфликтов? Причем важно начать проговаривать каждую эмоцию, которую он испытывает. Например: «Ты злишься на всё, что происходит сегодня в нашей жизни.
Я понимаю, потому что ты находишься в условиях непривычных для тебя, потому что ты привык общаться со своими одноклассниками, друзьями, гулять, ходить в спортивные секции, потому что мы целый день находимся рядом друг с другом, а мы не привыкли к этому. Я понимаю, что вся эта ситуация запускает ту злость, которая сейчас находится внутри тебя. Я готова поговорить об этом». То есть важно не спрашивать, злится он или нет, а самому назвать его эмоции, исходя из собственных наблюдений, и обязательно проявить понимание. В конце разговора нужно предложить ребёнку подумать, как вы вместе можете справиться с этой проблемой, и предложить помощь.
Но ни в коем случае не предлагать готового решения. Важно дать ребёнку возможность проявить самостоятельность и самому найти решение. Именно тогда оно будет жизнеспособным.
К четырём годам у нормально развивающегося ребёнка должно быть сформировано понимание, что эмоции — это нормально.
Ко мне приходят родители с запросом: я не хочу, чтобы ребёнок злился, печалился, хочу, чтобы всегда радовался. Но это в корне неверно: эмоции бывают разными, и ненужных нет. Необходимо научиться их принимать и понимать. Если они отрицаются, ребёнку сложно вливаться в коллектив, будут трудности с адаптацией в детском саду, со сверстниками, с обучением. Заставить, приучить его можно будет, но… Став взрослым, он за одну зарплату будет выполнять несколько функций, потому что у него работает эмоциональная память — сопротивляться нельзя, всё равно подавят.
Судья или исследователь. Причина в подавленных эмоциях или педагог не нашел подход? Часто дома эти дети спокойные, послушные, потому что в семье не принято выражать эмоции. Может быть, даже запрещается под угрозой наказаний, вплоть до физических. Ребёнок приносит это в школу.
Если учитель не такой строгий, как родители, он выплёскивает накопившееся любым доступным ему способом. А если ещё и в школе подавляют эмоции, будет искать место, где это можно сделать. Хорошо, когда он занимается спортом, поёт или посещает театральную студию. А если нет — уходит в различные группы, субкультуры, там, где он может самовыразиться, что и делают многие подростки. Поверьте, ни один ребёнок не хочет быть плохим если нет отклонений в психике, конечно, но это редкость.
Если он ведёт себя деструктивно, значит, есть в нём какая-то боль, а взрослые её не заметили. Нужно разбираться глубже. Например, в ситуации с буллингом чаще всего помогают тому, над кем издеваются. Но тиран находится в большем стрессе: он тоже является жертвой, и скорее всего, дома. В классах, школах должны работать психологи, замечать это.
Но одного специалиста на такой большой коллектив очень мало.