Новости достоевский кто такой

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве в семье выходцев из Белоруссии. Двойственной оценке творчества Достоевского способствовало суждение Н. Н. Страхова о «чистоте» Толстого и «нечистоте» Достоевского [271]. Сам Федор Достоевский своих корней не знал – род к его рождению уже многие годы был в упадке и разорении, а история и генеалогия была забыта.

Ранние годы

  • Федор Достоевский: «Наступит нечто такое, чего никто и не мыслит»
  • Не читал, но осуждаю: как Достоевского вновь отправляют на каторгу
  • 200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"
  • Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
  • «Если хочешь победить весь мир, победи себя»: 200 лет назад родился Фёдор Достоевский
  • От тюрьмы до сумы. У Фёдора Достоевского одна из самых интересных биографий | АиФ Омск

Достоевский – противоречивый и гениальный

Происхождение и ранние годы Ф. Достоевский появился на свет 11 ноября по старому стилю 30 октября 1821 года в Российской империи Москва. Ранние годы будущего писателя прошли в большой семье дворянского происхождения. Многие исследователи утверждают, что среди предков Достоевского были такие личности, как татарин Аслан—Челеби-мурзы и его сын по прозвищу Широкий Рот, от которого пошел род Ртищевых. Особого внимания заслуживает боярин Данила Ртищев, который получил за службу государю имение «Достоев».

Федор родился вторым из семи детей. Отец — Михаил Андреевич Достоевский, лекарь в больнице для малоимущих людей. Мать — Мария Федоровна Достоевская в девичестве Нечаева , дочь купца Нечаева, который обанкротился после нашествия Наполеона. Ее не стало, когда Федору было 16 лет.

О своей семье потом писатель вспоминал так, что происходил он «из семейства русского и благочестивого». С детства дети были приучены к молитве. В доме соблюдались патриархальные обычаи: весь распорядок дня соотносился с работой отца в больнице. С особой теплотой маленький Достоевский относился к своей няне Алене Фроловне, которая выходила всех детей семейства, привила им любовь к народному творчеству.

Образование Родители Федора стремились дать хорошее образование своим детям. Учили их читать с раннего возраста. В их доме часто декламировали стихи известных поэтов, что позитивно влияло на развитие детей. В 1834 году Федор и его брат Михаил идут учиться в пансион Л.

Чермака, полный курс обучения в котором составлял три года. Во время учебы в пансионе Достоевский запомнился многим одноклассникам серьезным белокурым мальчиком. Он любил читать книги и общаться со старшими людьми. Особенно юный Федор выделял учителя Билевича, которого, впрочем, любили почти все учащиеся.

Это был образованный человек, умеющий интересно преподнести материал ученикам. Кроме того, он занимался собственной литературной деятельностью и его пример смог вдохновить Достоевского так, что тот тоже решил стать писателем. В 16 лет Достоевский вынужден, по велению отца, поступить в Главное инженерное училище, хотя мечтал только о литературе. Учеба здесь не приносила ему радости.

И только чтение любимых книг подымало настроение. Творчество Первые литературные попытки Достоевский делал еще во время учебы в училище. Его первые драмы: «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Однако юношеские произведения писателя не сохранились.

В 1844 году Достоевский завершил работу над первым переводом на русский язык романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Его опубликовали в журнале «Репертуар и пантеон». В 1845 году молодой писатель завершает свой первый роман «Бедные люди». После распространения этого произведения Достоевского признают как писателя и принимают в кружок Белинского.

Но уже следующее его произведение «Двойник» жестоко раскритиковали. Федор Достоевский был не всегда понят и властями, что однажды закончилось для него ссылкой. В творчестве уже зрелого писателя доминирует критическое отношение к буржуазно-либеральным ценностям. Главные произведения Над романом «Преступление и наказание» писатель работал с 1865 по 1866 год.

Расширенный вариант произведения был опубликован в журнале «Русский вестник». Главная тема романа — теория героя о необыкновенных и обыкновенных людях. Дом в Петербурге, где жил и умер Достоевский. Это довольно сложный роман о превосходном человеке.

Однако его благие цели никого не могут осчастливить в закостенелом буржуазном обществе. Более того, он для всех становится объектом для насмешек. Автор планировал написать продолжение «Истории Великого грешника», но судьба решила иначе. Последние годы Роман «Братья Карамазовы» окончательно убедил критиков и читателей в необыкновенном таланте Достоевского.

Его стали рассматривать как учителя. Даже император Александр II пригласил писателя, чтобы тот внес свой вклад в воспитание его сыновей. Но в последние годы Достоевского стали одолевать болезни.

Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Во время поисков информации я наткнулся на различные ресурсы, которые полны лжи! Некоторые пишут: «Достоевский был лудоманом всю жизнь». Не верьте! Достоевский пользовался услугами проституток. Федор Михайлович действительно пользовался услугами легкомысленных девушек, но в молодости. Вот что Фёдор пишет в письме своему брату: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь. Эти господа уж и не сознают, как любить меня, влюблены в меня все до одного. Мои долги на прежней точке. Если хотите статью о Маркизе де Саде, то обязательно пишите в комментарии. Я бы над этим поработал. Фёдор Михайлович был приговорен к смертной казни. Достоевского приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Молодого Фёдора обвиняли в том, что он распространял копии письма Белинского к Гоголю, где критик, как указано в материалах уголовного дела, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законах и властях».

В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49]. Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50]. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53]. Чтению обучала детей Мария Фёдоровна [54]. Начинали с дешёвых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича , сказаний о Куликовской битве , повестей про Шута Балакирева и Ермака [54]. Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство [51] ; 28 июня 1828 года Достоевские стали дворянским родом, записанным в часть III родословной книги дворянства Московской губернии [51] [56] , что позволяло приобрести собственное имение, где большая семья могла бы проводить летние месяцы [57]. Летом 1831 года Михаил Андреевич, заплатив около 30 тысяч рублей ассигнациями из скопленных и взятых взаймы средств, приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии в 150 км от Москвы. Земли в этой местности были худородные, одиннадцать его крестьянских дворов — бедные, а господский дом представлял собой маленький, плетнёвый, связанный глиною флигелёк из трёх комнат. Из-за оставшихся в селе шести дворов, принадлежащих соседу, практически сразу начались распри , перешедшие в судебную тяжбу [58] [59]. Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей. Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения. Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64]. Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66]. Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66]. Там же сыновья Драшусова, Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68]. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева», и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив» [69]. Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70]. Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71]. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта. Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений».

Хочется вспомнить знаменитый «сон Родиона Раскольникова», эпизод романа «Преступление и наказание»: «Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки». Снова о Европе. Но нельзя не сказать, что и мы служили Европе, Вам ли не знать... Достоевский: Я только хотел отметить факт служения, и факт этот истинен. Но факт служения и то, как мы служили, — два дела совсем разные. Мы могли наделать очень много политических ошибок, да и европейцы их делают во множестве поминутно, но не промахи наши я хвалил, я только факт нашего служения почти всегда бескорыстного обозначил. Неужели вы не понимаете, что это две вещи разные? Но и нам гордиться нечем. Достоевский: Да вовсе и не гордясь я это сказал, я только обозначал черту нашего народного духа, черту многознаменующую. Почему так? Достоевский: Кто враг органическому и самостоятельному развитию России на собственных ее народных началах? Кто насмешливо не признает даже существование этих начал и не хочет их замечать? Кто хотел переделать народ наш, фантастически «возвышая его до себя», — попросту наделать всё таких же, как сами, либеральных европейских человеков, отрывая, от времени до времени, от народной массы по человечку и развращая его в европейца даже хоть фалдочками мундира? Этим я не говорю, что европеец развратен; я говорю только, что переделывать русского в европейца так, как либералы его переделывают, — есть сущий разврат зачастую. Достоевский: Если уж в самом деле так необходимо надо, для того чтоб иметь право любить человечество и носить в себе всеединящую душу, для того чтоб заключать в себе способность не ненавидеть чужие народы за то, что они непохожи на нас; для того чтоб иметь желание не укрепляться от всех в своей национальности, чтоб ей только одной все досталось, а другие национальности считать только за лимон, который можно выжать а народы такого духа ведь есть в Европе! Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно обезличенно, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Не одно ли мучительство, о котором мы с Вами говорили выше? Мучительство и нигилизм. Что-то же есть хорошее? Достоевский: Возрождение русской женщины в последние двадцать лет оказалось несомненным. Подъем в запросах ее был высокий, откровенный и безбоязненный. Он с первого раза внушил уважение, по крайней мере заставил задуматься, невзирая на несколько паразитных неправильностей, обнаружившихся в этом движении. Теперь, однако, уже можно свести счеты и сделать безбоязненный вывод. Русская женщина целомудренно пренебрегла препятствиями, насмешками. Она твердо объявила свое желание участвовать в общем деле и приступила к нему не только бескорыстно, но и самоотверженно. Русский человек, в эти последние десятилетия, страшно поддался разврату стяжания, цинизма, материализма; женщина же осталась гораздо более верна чистому поклонению идее, служению идее. В жажде высшего образования она проявила серьезность, терпение и представила пример величайшего мужества. Не выдаете ли Вы желаемое за действительное? Достоевский: Вижу, впрочем, и некоторые недостатки современной женщины и главный из них — чрезвычайную зависимость ее от некоторых собственно мужских идей, способность принимать их на слово и верить в них без контроля. Говорю далеко не обо всех женщинах, но недостаток этот свидетельствует и о прекрасных чертах сердца: ценят они более всего свежее чувство, живое слово, но главное, и выше всего, искренность, а поверив искренности, иногда даже фальшивой, увлекаются и мнениями, и вот это иногда слишком. Высшее образование впереди могло бы этому очень помочь. Вам ли не знать. И свобода, о которой часто в последнее время говорится — лишняя она, мол. Достоевский: А как бороться с нигилизмом без свободы слова?

Достоевский, Фёдор Михайлович

По мнению теолога Роуэна Уильямса, Достоевский-романист мыслил созидая, как и Шекспир[334]. Главные новости о персоне Федор Достоевский на Будьте в курсе последних новостей: Сознание людей в России и на Западе выстроено немного по-разному. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Окончив училище, Достоевский все-таки попробовал исполнить указ отца и в 1843 году начал трудиться полевым инженером-подпоручиком в Петербургской инженерной команде, но уже 19 октября 1844 года уволился в чине поручика.

Достоевский – противоречивый и гениальный

Роман восторженно принял критик Виссарион Белинский , а Некрасов назвал Достоевского "новым Гоголем". Однако следующее произведение молодого писателя, повесть "Двойник", разочаровало Белинского и его коллег. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Они стали друзьями на долгие годы. На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России". Весной 1849 года писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

После восьми месяцев заключения он был признан виновным "в умысле на ниспровержение... Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах. В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861.

В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса.

В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть. Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет.

Погребальная процессия растянулась на целый километр. Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни.

Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске.

Русская женщина целомудренно пренебрегла препятствиями, насмешками. Она твердо объявила свое желание участвовать в общем деле и приступила к нему не только бескорыстно, но и самоотверженно. Русский человек, в эти последние десятилетия, страшно поддался разврату стяжания, цинизма, материализма; женщина же осталась гораздо более верна чистому поклонению идее, служению идее. В жажде высшего образования она проявила серьезность, терпение и представила пример величайшего мужества. Не выдаете ли Вы желаемое за действительное? Достоевский: Вижу, впрочем, и некоторые недостатки современной женщины и главный из них — чрезвычайную зависимость ее от некоторых собственно мужских идей, способность принимать их на слово и верить в них без контроля. Говорю далеко не обо всех женщинах, но недостаток этот свидетельствует и о прекрасных чертах сердца: ценят они более всего свежее чувство, живое слово, но главное, и выше всего, искренность, а поверив искренности, иногда даже фальшивой, увлекаются и мнениями, и вот это иногда слишком.

Высшее образование впереди могло бы этому очень помочь. Вам ли не знать. И свобода, о которой часто в последнее время говорится — лишняя она, мол. Достоевский: А как бороться с нигилизмом без свободы слова? Если б дать даже им, нигилистам, свободу слова, то даже и тогда могло быть выгоднее: они бы насмешили тогда всю Россию положительными разъяснениями своего учения. А теперь придают им вид сфинксов, загадок, мудрости, таинственности, а это прельщает неопытных. Достоевский: Почему бы не сделать, говорят иные, даже следствия гласным? Ведь у них, в канцелярии, может быть, даже человека нет, который бы сумел говорить с нигилистами.

А тут бы, при гласности, всё общество помогло, и энтузиазм народный не поглощался бы, как теперь, канцелярским секретом. Видят и в этом неловкость, робость правительственных мер, приверженность к старым формам. Ну и не доверяют, и начинают бояться реакции. Достоевский: Возьмите, наконец, ту среду, то общество, в котором она возрастает, и спросите себя: может ли быть в наше время что-нибудь менее защищено от известных влияний? Прежде всего, поставьте вопрос: если сами отцы этих юношей не лучше, не крепче и не здоровее их убеждениями; если с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово «отечество» произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывавшие их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях «общечеловеческих»; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали «Богородицу», — то скажите: что можно требовать от этих детей и — гуманно ли при защите их, если таковая потребуется, отделываться одним лишь отрицанием факта? Вы же — не таковы! Достоевский: Я был, может быть, одним из тех я опять про себя одного говорю , которым наиболее облегчен был возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного. Я происходил из семейства русского и благочестивого.

С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным. У других, может быть, не было такого рода воспоминаний, как у меня. Ждет ли нас хорошее? Достоевский: Многое впереди загадка и до того, что даже страшно и ждать. Предсказывают, например, что цивилизация испортит народ: это будто бы такой ход дела, при котором, рядом с спасением и светом, вторгается столько ложного и фальшивого, столько тревоги и сквернейших привычек, что разве лишь в поколениях впереди, опять-таки, пожалуй, через двести лет, взрастут добрые семена, а детей наших и нас, может быть, ожидает что-нибудь ужасное.

Назначено ли нашему народу непременно пройти еще новый фазис разврата и лжи, как прошли и мы его с прививкой цивилизации? Я думаю, никто ведь не заспорит, что мы начали нашу цивилизацию прямо с разврата? Я бы желал услышать на этот счет что-нибудь утешительнее. Мы-то, напротив, ждем утешительного от Вас.

Достоевский, 1879 Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли отражение в публицистике писателя.

Например, обсуждая дальнейшую участь освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос» [17]. Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …». Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату: «Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских» [18].

Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Николай Наседкин : «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских! Послание, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами: «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», — а в посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера. По мнению критика Майи Туровской , взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях и в Ковнере, в частности искательства персонажей Достоевского [21]. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень чётко различал понятия «еврей» и «жид».

Кроме того, Наседкин отмечает, что слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени [19]. По утверждению Б. Соколова , цитаты Достоевского использовались нацистами во время Великой Отечественной войны для пропаганды на оккупированых территориях СССР — например, такая цитата из статьи «Еврейский вопрос»: Что если бы не евреев было в России три миллиона, а русских, и евреев было бы 160 миллионов в оригинале у Достоевского — 80 миллионов, но численность населения страны увеличили вдвое — для придания цитате большей актуальности. Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно?

Не обратили бы их прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем, не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали с чужими народами в старину? Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на родине, так и за рубежом. В русской критике наиболее положительную оценку Достоевскому дали религиозные философы.

Одни за другими начинают выходить из под его пера замечательные романы и повести, каждое из которых становится событием в литературной России: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот»… Достоевский с братом Михаилом начинают издавать собственные журналы «Время» и «Эпоха». Аполлинария Суслова: болезненные отношения Аполлинария Суслова 1867. Фото: wikipedia В 1860-е Федор Михайлович часто выезжает за границу: в Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, где проходит лечение от эпилепсии, обнаружившейся еще во время учебы в пансионе. И… увлекается рулеткой в казино, проигрывая баснословные суммы, постоянно нуждаясь в деньгах. Тогда же знакомится с «инфернальной» эмансипированной девушкой Аполлинарией Сусловой, с которых их свяжут сложные, болезненные отношения. Об этом периоде своей жизни Достоевский расскажет в романе «Игрок».

Только в 1871 году, после крупного проигрыша, писатель навсегда завяжет с азартными играми. Фото: wikipedia В 1864 году после долгой болезни скончалась Мария Дмитриевна Достоевская, вскоре умер старший брат писателя Михаил. После смерти двух близких людей сознании Достоевского произошло переосмысление мировоззрения, что в дальнейшем отразилось в его лучших романах, названных «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Лучшие книги Шарлотты Бронте о сильных женщинах «Литература не может быть женским уделом, и так быть не должно. Чем больше женщина занята своими надлежащими обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени на неё, даже несмотря на образованность и должный отдых», — так ответил английский поэт-романтик Роберт Саути на письмо юной Шарлотты Бронте, которая рискнула выслать ему свои стихи. А она написала мировой бестселлер. Узнать подробности В 1867 году Федор Михайлович женился во второй раз — на своей стенографистке Анне Сниткиной, ставшей его верной помощницей и соратницей и родившей ему четверых детей. Благодаря Анне Григорьевне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Фото: Евгения Гусева Зимой 1881 года здоровье писателя сильно ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких.

Лечение не принесло результатов, и 28 января 1881-го писатель скончался в возрасте 59 лет. Почтить память Достоевского собрались тысячи петербуржцев — ценители его творчества. Уже в первые часы после его смерти люди стали приходить на квартиру, где стоял гроб с телом писателя — попрощаться. Знаменитый русский художник Иван Крамской написал посмертный портрет писателя «Ф. Достоевский на смертном одре». Посмертный портрет И. Крамского «Ф. Фото: wikipedia Похороны великого литератора и философа состоялись 1 февраля 1881 года. Среди тех, кто пришел проводить его в последний путь, были знаменитые писатели, журналисты, общественные деятели, студенты-словесники. Погребальная процессия растянулась на расстояние более одного километра.

Гроб несли на руках. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы»: «Аминь, аминь глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ».

«Если хочешь победить весь мир, победи себя»: 200 лет назад родился Фёдор Достоевский

В Некрополе Александро-Невской Лавры к этому событию приурочили открытие обновленного памятника на месте погребения Достоевского. Достоевский против Толстого. Кто кого больше критиковал? Достоевский вообще способен перепрошить мозги в лучшую сторону любому, кто с совестью не раздружилдся. Дмитрий Андреевич Достоевский родился в 1945 году и до пенсии работал водителем трамвая №34 в Санкт-Петербурге. 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского.

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Именно там Достоевский поверил в Бога, а от социалистических мечтаний о справедливом переустройстве мира не осталось и следа. образовательный портал c видео и аудио материалами. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма. Фёдор Достоевский сегодня — «Мой Раскольников убивает не из-за фрустрации. а из-за любви». В Петербурге представили трамвай «Достоевский».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий