§ убегающая (спасающаяся) толпа. это большое число людей, поведение которых определяется гневом, их стремления направлены на уничтожение и разрушение.
Психология толпы, ее виды и содержание.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Стяжательская толпа. |
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Действующая толпа подразделяется на. |
2. Классификация толпы | Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. |
Психология толпы | Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу. |
Психология толпы, ее виды и содержание.
12. Действующая толпа подразделяется на: Стяжательскую это мародеры. Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа. Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Действующая толпа подразделяется на типы: 3.
Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение
Влияние толпы. Организованная толпа примеры. Толпа это в психологии определение. Психология толпы. Толпа в социальной психологии. Общность людей. Массовое скопление людей. Психология толпы и массовых беспорядков. Огромное скопление людей. Участники толпы.
Действующая толпа. Групповое поведение это в психологии. Поведение человека в толпе. В общем. Общество для презентации. Тема общество. Психология толпы презентация. Поведение в толпе. Примеры толпы.
Агрессивная толпа примеры. Характеристика толпы. Герой и толпа. Стихийная толпа примеры. Доклад толпа. Этапы формирования толпы. Механизмы формирования толпы. Структура толпы. Презентация на тему психология толпы.
Индивид в толпе. Психология толпы это в психологии. Личность в толпе. Типы толпы по характеру поведения. Виды толпы по характеру поведения людей. Виды толпы в социальной психологии. Стяжательская толпа. Стяжательская толпа пример. Стяжательная толпа характеристика.
Действующая стяжательная толпа неорганизованный конфликт за. Основные виды толпы. Пример действующей толпы. Феномен толпы. Эффект толпы. Толпа поведение в толпе. Массовое поведение. Особенности психического состояния людей в толпе. Психологическая характеристика агрессивной толпы.
Действующая агрессивная толпа. Экспрессивная толпа. Экспрессивная толпа это толпа. Экспрессивная толпа примеры. Классификация толпы. Экстатическая толпа. Спасающая толпа паническая Главная эмоция — страх ;.
Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей.
Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя.
Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание - это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу.
Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в. Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения.
Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными актёрами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия. В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.
Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения - естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.
Ритуальное поведение «церемонное» - индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм - от этикета до церемонии - настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь , что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы , и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.
Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания. На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens человека разумного направлены такие формы социального поведения, как: кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения - помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта; родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству. Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных - начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.
Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии - в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру.
К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам. Народные массы — это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. Толпа — контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма то есть приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Это понятие количественное и видимое.
Толпа и социальный психоз
это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, К разновидностям социального поведения относятся социальные движения. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды: Агрессивная. 1. Дать определения понятиям: социальный конфликт, народные массы, социальное поведение, социальные движения, масса, толпа, поведение, социальное поведение личности, публика, коллективное поведение, девиантное поведение. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. -убегающая (спасающаяся) толпа.
Основные признаки толпы как большой социальной группы. Характеристика основных видов толпы.
Способна вымещать свой гнев на случайных объектах Спасающийся тип толпы имеет панический характер тогда, когда люди не способны получить доступ к средствам спасения. Стяжательский тип мотивирован стремлением грабить, воровать те материальные ценности, что по определенным обстоятельствам стали доступны. Пассивная толпа. Скопление людей, которые не имеют стимулов. Такой тип толпы способен так же быстро распасться, как и быстро собраться.
Слабо выражена эмоциональная возбудимость. Максимум, в чем она проявляется, так это в любопытстве к происходящему. Психология толпы и личная безопасность Прежде чем описывать то, что рекомендуется специалистами выполнять в случае возникновения непредвиденных ситуаций в толпе, угрожающих вашей безопасности, стоит отметить, что характерно для поведения человека в конфликтных ситуациях и в толпе. Итак, замечено, что у того, кто находится в толпе, снижается чувство самоконтроля и он становится зависим от действий толпы.
Неосознанно он способен подчиниться этому влиянию. Снижается чувство способности контролировать собственное поведение. Человек поэтапно теряет свою индивидуальность в поведении. В итоге люди, не смотря на разный социальный статус и пр.
Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контроль характерен для небольших групп.
Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения.
Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности.
Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии - предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта , то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.
На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения. Способы разрешения конфликта могут быть различны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов.
Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека.
Межличностные конфликты - это столкновение двух и более людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Внутри страны - это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др.
Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта.
Способы разрешения конфликта могут быть различны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется.
В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты - это столкновение двух и более людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Внутри страны - это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта.
Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Вопросы и задания 1. Чем различаются понятия «повеление» и «социальное поведение»? Кто является субъектом социального повеления? Какие разновидности социального поведения существуют?
Какое поведение получило название девиантное? Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их. В чем состоят причины девиантного поведения? Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе?
Какую роль в этом играет социальный контроль? Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии? Приведите классификацию конфликтов. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов на массу и толпу.
Поведение людей в толпе в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция; резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий своих действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению. Поведение лиц в условиях толпы следует учитывать как при организации воздействия на нее, так и при оценке отдельных актов поведения людей в этих условиях. Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля.
Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди с определенными социокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Решение вкладчиков о доверии или недоверии банкам неизбежно отразится на состоянии финансовой системы государства. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии. Однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции. Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 5009; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия.
Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии.
Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения. Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.
В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе. Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства. Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам а именно по характеру возбуждений , великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.
В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы. Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности тем более сильная, чем многочисленнее толпа и сознание значительного хотя и временного могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний. В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов.
В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства.
Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может выступать событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т. Тард называл публикой читателей одной и той же газеты. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Субъектами массового социального поведения являются и индивиды. Это объясняется тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Например, решение отдельных семей по поводу того, иметь или не иметь детей, может привести к демографическому взрыву или катастрофе. Решение вкладчиков о доверии или недоверии банкам неизбежно отразится на состоянии финансовой системы государства. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии.
Мятеж- выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытки заменить их на новые, установить новый социальный порядок. Слайд 28 Причины девиантного поведения объясняются с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов Слайд 29 Биологическая теория учёного Ч. Ломброзо Итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал ,что отклоняющееся поведение связано с вырождением личности, которая с рождения наделена преступными наклонностями. Прирождённый преступник имеет специфические анатомо-физиологические признаки. Ломброзо Слайд 30 Теория психоанализа З.
6.2. Социальное поведение
Действующая, которая подразделяется на: агрессивную, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушениям и убийствам; спасающуюся; паническую (стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности); стяжательскую (мародерскую). Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. Действующая толпа подразделяется на типы: 3.
Виды толпы и их характеристики
Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе). Стяжательская толпа. Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности. Действующая толпа может быть спасающейся, стяжательской и так называемой агрессивной. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе).
Социальное поведение
Группы больных, держась за руки, образовывали круг, который двигался по улицам, вращаясь и сопровождая своё движение дикими танцами и прыжками. Больные находились в беспамятстве, бреде и галлюцинировали. В 1374 году в Кёльне явилась толпа больных из Германии и перенесла эпидемию на левый берег Рейна , в Страсбург. Музыка, пение и церковная служба содействовали распространению этой эпидемии. Святой Вит считался покровителем этих больных. В начале XV столетия сходная с пляской святого Вита эпидемия охватила Испанию и известна в истории под именем «тарантизма». Больные также обнаруживали большую чувствительность к музыке и к некоторым краскам. Так, красный цвет приводил их в неистовство ; вода притягивала их к себе, вследствие чего многие больные бросались в воду и тонули. В Швеции в 1841—1842 годах возникла эпидемия религиозного экстаза. Болезнь выражалась в слуховых и зрительных галлюцинациях, в неудержимом стремлении проповедовать. Болезнь развилась на почве злоупотребления алкоголем и под влиянием плохого питания народа вследствие голода.
В 1962 году на территории современной Танзании началась эпидемия смеха , которая прекратилась лишь через полтора года. Кликушество Кликуша — человек, часто женского пола , подверженный истерическим припадкам и корчам, во время которых издаёт неистовые крики. Распространённым объяснением подобных припадков было вселение в больную злого духа. В деревне Ащенково Гжатского уезда Смоленской губернии психиатр Н. Краинский описал эпидемию кликушества в труде «Порча, кликуши и бесноватые» 1900. Краинский счёл, что причиной являлся большой истерический невроз, внушение, самовнушение и наклонность к сомнамбулизму. В 1970-х годах Пинежский район Архангельской области страдал от « икотной заразы ». В деревне Шуйге Сурского сельского совета наблюдался случай массовых криков женщин. Материал психологос Психология масс психология толпы - особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие: Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда или коммуникация имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. В целях управления массами партией, классом, нацией и т. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.
На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению. Поведение лиц в условиях толпы следует учитывать как при организации воздействия на нее, так и при оценке отдельных актов поведения людей в этих условиях. Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди с определенными социокультурными особенностями, импульсивные и эмоционально лабильные.
Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть и поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа.
Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.
У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. Физическая активность.
Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида или подвида в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях либо в целях сознательного предотвращения ее особо опасных действий. В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.
Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству. Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму. Психологические особенности индивида в толпе В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности.
Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе. Состояние единения ассоциации. В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать или, напротив, не сделать то, чего они никогда бы не сделали или, напротив, что непременно сделали бы при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности.
Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе. Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности. Ощущение неодолимой силы.
Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией.
В данном случае, предлагается указать два вида социального контроля, которые включают формальный осуществляемый официальными институтами и органами власти и неформальный осуществляемый самими членами общества. Обоснование: Методы формального социального контроля применяются официальными институтами и органами власти для наказания и регулирования поведения людей в обществе. В данном случае, предлагается указать методы формального социального контроля, которые включают наказание в виде штрафов, уголовных санкций и т. Обоснование: Неформальный контроль осуществляется самими членами общества и основан на межличностных отношениях и социальных ожиданиях.
В данном случае, предлагается указать типы неформального контроля, которые включают социальные вознаграждения поддержка, поощрение , социальное поощрение подтверждение и поддержка социально приемлемого поведения , социальное наказание критика, отказ от общения и переоценку норм изменение и пересмотр общепринятых правил и ценностей.
Сущность и субъекты массового социального поведения
Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. 10. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную, например, представляет толпа щуюся объединяет людей, находящихся в состоянии паники.
Виды толпы — Типы толпы и модели поведения
Схема социального поведения | Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. |
Сущность и субъекты массового социального поведения | Действующая толпа. |
Психология толпы | — Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей. |
Психология толпы (часть 1) | 10. Действующая толпа подразделяется на: Агрессивную, например, представляет толпа щуюся объединяет людей, находящихся в состоянии паники. |
Толпа это в обществознании
Их поведение становится разрушительным — уровень осознания совершаемых действий падает, пропадает критичное отношение к обстановке, переживание страха становится острее. И панические толпы опаснее спасающихся. В панической толпе напрочь теряется организация, а её участники начинают вести себя неосознанно, механически, неадекватно. Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее. Экспрессивный тип Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия — это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно — возмущение, радость, гнев, энтузиазм.
Яркий пример — люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду. В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза. По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью. Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели. Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно. Можно выразить и простым языком. Экспрессивная толпа не действует — она просто поддаётся возбуждённым движениям.
В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью. Духовное единство Многие исследователи, предметом изучения которых стала психология масс, сходятся на том, что толпа — общество неорганизованное. Основной ее характеристикой всегда было духовное единство. В этом случае его можно сравнивать с чем-то наподобие крайне заразного инфекционного заболевания. Главным «симптомом» заболевания является состояние аффекта, которое в момент сильного эмоционального всплеска распространяется с высокой скоростью. В качестве исключения, подтверждающего вышеописанное правило, можно рассматривать толпу, которая сформировалась в результате объединения людей, имеющих похожий образ мышления. Интегрироваться смогут только единомышленники, а не все те, кто был заражен общим эмоциональным состоянием. Особенностью любой, особенно агрессивной группы, является категоричность убеждений и консерватизм. Их так же можно расценивать, как фундамент для духовного единства. На основании того, что толпа абсолютно уверена в правильности проведенной границы между истиной и заблуждениями, ей присуща нетерпимость.
Конвенциональная толпа Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью. Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков. Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной. Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике. Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо — просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий выступлений и т. Психологические свойства толпы Психология массы толпы построена большей частью на неосознаваемых процессах, возникающих вследствие возбуждения тех или иных мозговых центров под влиянием изменений важных ценностных категорий. Масштабные бунты начинаются, когда для многих людей были задеты моменты возможности заработка, организация для реконструкции чего-то появляется после разрушения важных памятников или строений — всегда социум объединялся для того, чтобы совместными усилиями справиться с тем, что одному человеку преодолеть будет не под силу. Особым свойством обладает коммуникация в толпе, через которую осуществляется подготовительное влияние.
Никто не поддаётся внешнему воздействию тех, кто не транслирует близкие ему идеи, не идёт за противоположным мнением. Чтобы включиться в картинку мира другого человека сознательно или случайно используются совершенно иные коммуникационные механизмы, чем непосредственный разговор, что характерно для диалога. Большую роль играют массовые коммуникации, охватывающие большую аудиторию — газеты, интернет, телевидение и прочие СМИ. Это официально признанные каналы взаимодействия больших масс людей, к неофициальным относят сплетни и слухи, а также любые источники, где большую роль играет субъективное мнение человека, а не фактическое событие. Основное свойство толпы в том, что в сознание попадает информация и мнение, схожее с винегретом — там и слухи, и последние новости и теории художественных фильмов. Толпа бессознательна, а люди в ней действуют на уровне базовых инстинктов. Тут большую роль играет импульсивность, захваченность эмоциями, вместо разумного анализа ситуации, а тот кто, находясь в толпе, попытается подвергнуть критике происходящее, включить рациональный подход либо сам покинет общую структуру, либо будет ею растоптан. Стадный инстинкт, служащий для того, чтобы весь вид выжил, является ключевым — он необходим в экстремальных ситуациях войны, голода, обороны, но также включается и при других общих целях. Из-за инстинктивности поведения сужается вариативность реакций человека, и он экономит время на всём, действуя более интуитивно.
Обычно ее образуют лица, испытывающие потребность в острых ощущениях, впечатлениях любящих, иначе говоря, поглазеть. Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для скопления ее служит какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспортное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. Экспрессивная толпа — это группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева и т. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении. Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих восторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков. Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Особое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной толпе при похоронах людей, погибших в результате аварий, катастроф и т. Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидной вещью. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательную и так называемую агрессивную. Спасающаяся толпа — это толпа, находящаяся в состоянии паники реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террористических актах в местах массового скопления людей.
Она характеризуется состоянием общего экстаза, в основе которого лежит эффект заражения или влияние наркотиков например, дискотека, массовые религиозные шествия и т. Конвенциональная толпа создается на основе интереса к определенному зрелищу массовому мероприятию , которое объявлено заранее. В состав конвенциональной толпы обычно включены болельщики на стадионе. Они могут быть не просто любителями спорта, а такими людьми, которые испытывают чувство привязанности к определенной команде. Такие толпы могут только временно следовать принятым нормам поведения. Действующая толпа и ее разновидности Действующая толпа может предпринимать действия в отношении конкретных объектов. Она включает несколько разновидностей: стяжательская толпа, спасающаяся толпа, агрессивная толпа. Стяжательская толпа представляет собой процесс развязывания неупорядоченного непосредственного конфликта, причиной которого является обладание какими-либо ценностями. Подобные толпы формировались во времена тотального дефицита в организациях торговли при реализации продуктов или товаров, которые пользовались большим спросом.
Статистика свидетельствует, что в местах, где собирается очень много людей, например, в школе, кинотеатре, на стадионе и т. Чтобы не погибнуть в толпе, лучшее правило — не попадать в неё или обойти. Если это невозможно — ни в коем случае не идти против толпы. Помните, что самое опасное — быть зажатым и затоптанным в толпе! Люди в панике не замечают тех, кто находится рядом. Каждый думает о личном спасении. Люди рвутся вперед, к выходу. Наибольшая давка бывает в дверях, перед сценой, возле арены и т. Поэтому, при входе в любое помещение необходимо обращать внимание на запасные и аварийные выходы, представлять, как к ним добраться. Читайте также: Нарколог-Психиатр Не приближайся к витринам, стенам, стеклянным дверям, к которым тебя могут прижать и раздавить. Если толпа подхватила тебя — не сопротивляйся. Глубоко вдохни, согни руки в локтях, подними их, чтобы защитить грудную клетку. Не держи руки в карманах, не цепляйся ни за что руками — их могут сломать. Если есть возможность, застегни одежду. Высокие каблуки могут стоить тебе жизни, так же как и развязанный шнурок. Выбрось сумку, зонтик и т. Если у тебя что-то упало, ни в коем случае не пытайся поднять — жизнь более дорога. Главная задача в толпе — не упасть. Если тебя сбили с ног и ты упал на землю, попробуй свернуться клубком и защитить голову руками, прикрывая затылок. При любой возможности надо пробовать встать. Основное их задание — своевременное и оперативное реагирование на внезапно возникающие запросы собравшихся и недопущения панических настроений. Как не пострадать в толпе 1. Избегайте толпы и столпотворения того, кто упал, затопчут насмерть. При движении в сплошной толпе не напирайте на тех, кто идет впереди. Желание ускорить движение закончится полной пробкой. Старайтесь избегать затора, а главное тех мест, где продвижение ограничивают острые углы, перила, стеклянные витрины. Лучших условий для того чтобы быть прижатым, раздавленным или серьезно травмированным тяжело придумать. Если на рок-концерте или футбольном матче вы увидели много пьяных или сильно возбужденных зрителей — выйдите раньше окончания зрелища или значительно позже попасть в первые ряды такой публики — самоубийство. В агрессивной толпе постоянно нарастает уровень эмоционального возбуждения, а также внешней и внутренней активности. Постепенно проявляется психическое напряжение, которое основывается на чувствах гнева, отчаяния, фрустрации, непонимания. Из активного состояния толпа переходит в агрессивное в связи с появлением так называемого возбуждающего стимула. Именно он провоцирует возникновение общего негодования и возмущения. Но главным образом отличает агрессивную толпу её деструктивное поведение. Скопления людей, которые объединены чувством страха, что вызывается обычно опасностью для жизни, делятся на панические и спасающиеся. Их поведение становится разрушительным — уровень осознания совершаемых действий падает, пропадает критичное отношение к обстановке, переживание страха становится острее. И панические толпы опаснее спасающихся. В панической толпе напрочь теряется организация, а её участники начинают вести себя неосознанно, механически, неадекватно. Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее. Экспрессивный тип Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия — это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно — возмущение, радость, гнев, энтузиазм. Яркий пример — люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду. В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза. По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью. Но есть принципиальное различие.