Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 гг.
1725 открытие академии наук
Пётр Первый - создатель Российской академии наук | Ко Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, Президентская библиотека представляет широкому кругу читателей раритетные и малоизвестные издания об истории и деятельности Российской академии наук. |
1725 открытие академии наук | Изначально Академия наук располагалась в здании Кунсткамеры. |
Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I | Дело своего венценосного супруга продолжила императрица Екатерина I. 20 ноября (1 декабря) 1725 г. императрица подписала указ «о заведении» Академии наук и назначении ее президентом лейб-медика Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста (1692–1755). |
300-летие РАН: К истории российской науки | Следующий важный шаг в процессе создания академии — указ императрицы Екатерины I от 20 ноября 1725 года «О заведении Академии наук». |
Новости и события Российского исторического общества | Академия основана ещё в 1724, официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725 (опять же проверить). |
Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания
Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. В 1725 году публичную библиотеку передали в ведение Императорской академии наук. Книги о науке давно утратили скучную монотонность и навязчивую дидактичность, они представляют разные жанры: научный триллер, арт-детектив, биографии не только людей, но и уравнений.
Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)
В послевоенный период Академию возглавляли физик-оптик Сергей Иванович Вавилов 1945—1951 , химик-органик Александр Николаевич Несмеянов 1951—1961 , математик и механик Мстислав Всеволодович Келдыш 1961—1975 , атомщик Анатолий Петрович Александров 1975—1986 , специалист в области вычислительной математики, физики атмосферы, геофизики Гурий Иванович Марчук 1986—1991. Юрий Сергеевич Осипов. Автор С. Ельцина от 21 ноября была воссоздана Российская академия наук. Геннадий Яковлевич Красников. Эта и предыдущие фотографии — из книги «Президенты Академии наук» Мы поздравляем наших коллег и всех сопричастных со столь значимым юбилеем! На протяжении всех этих трехсот лет русская наука была гордостью нашей страны, и хочется верить, что российских ученых ждут новые грандиозные успехи!
Идея создания в Санкт-Петербурге Российской Академии наук увлекла Петра I еще во время его первых европейских путешествий. Известно, что стремясь больше узнать о европейской науке Петр познакомился с ведущим ученым того времени Готфридом Вильгельмом Лейбницем. На протяжении ряда лет они неоднократно встречались и состояли в переписке. Лейбницу удалось заинтересовать Петра I своими идеями, касавшимися законодательной реформы, преобразования государственного управления и суда, реформы образования. По просьбе царя философ набросал план изучения наук и проект учреждения Петербургской академии наук. Царь дал высокую оценку предложениям Лейбница.
Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Пётр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография, а позже — гравировальная палата и другие отделения. Имелась собственная библиотека.
Памятник остался на месте. Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан. Для справки: вес « Медного всадника » — 8 тонн, высота — более 5 метров.
1725 открытие академии наук
7 (18) декабря 1725 г. последовал императорский указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста», который возглавлял Академию с 1725 по 1733 гг. Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.). Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. Академии наук с 1725 по 1803 года: Т. 1-4 1744-1770. Академия наук (Петербург). Конф. Скачать marc21 -запись Поделиться Добавить в мою библиотеку.
Новости и события Российского исторического общества
Петербургская академия наук и Северо-Восток.1725-1917 гг, Д. А. Ширина | В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР. |
Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I | Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. |
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
290 лет со дня открытия Российской академии наук (1725) | Читать бесплатно книгу Петербургская Академия наук и Северо-Восток, 1725-1917 гг. Научное издание (Ширина Д. А.) и другие произведения в разделе Каталог. |
"Пасмурно и студено": как в России появились первые синоптики — 11.04.2022 — Статьи на РЕН ТВ | Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования. |
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал | Академия приступила к работе уже после смерти Петра, первое научное собрание состоялось 17 сентября 1725 года в количестве 17 академиков. |
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ | Наука и жизнь | Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры. |
История в лицах | Протоколы заседаний конференции Академии наук с 1725 по 1803 год. |
Новости и события Российского исторического общества
Гольдбахом уже в 1726 г. В 1764 г. К 50—летнему юбилею Академии её историю описал Г. В середине XIXв. Куника, П. Пекарского, М.
В 1930-х гг. В 1945 г. В 1950 г Комиссия по истории Академии наук опубликовала «Материалы к истории Академии наук» — летопись основных дат и событий в развитии учреждения в 1917—1947 гг.
Он дал новому точному знанию и науке новые орудия, которые явились более могущественными, чем созданная новыми потребностями Академия. Между 1725 г. Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого.
Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов.
Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться.
Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г.
Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г.
Много ли мы знаем о РАН? Как, когда и кем создавалась Российская академия наук? Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошел он к этому вопросу со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам. В то время «академиями» назывались многие научные общества в Европе. Надо сказать, что тогда уже существовали: итальянская Академия дей Линчеи Accademia dei Lincei ; академии в Турине и Болонье; Французская академия, которая занималась проблемами языка и литературы; германское Общество испытателей природы, положившее начало современной Национальной академии наук «Леопольдине»; в Лондоне и Оксфорде крупнейшие ученые Англии основали «невидимую коллегию», ставшую в 1660 г. План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий.
Во время своей поездки во Францию в мае—июне 1717 г. Через полгода после этой поездки за участие в составлении подробнейшей карты Каспийского моря и его побережья члены французской Королевской академии наук единогласно избирают Петра I иностранным членом своей академии, и ее постоянный секретарь Бернар Бойер де Фонтенель пишет царю письмо, в котором спрашивает его согласия принять это членство. В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Карта Каспийского моря и его прибрежья, за составление которой Петр I получил статус иностранного члена Королевской академии наук Франции в 1717 году. А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами. Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя.
Петр Алексеевич Романов, 30. Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г. Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии.
Костиной на основе изучения архивных документов, в первые восемь лет 1725-1732 можно «считать студентами Академии наук 50 человек, предполагая, что их, вероятнее всего, было больше» Костина, 2016, с. В первые годы деятельности Университета обучение юношества было возложено на иностранных академиков, которые часто брали с собой в Петербург уже подготовленных студентов, называвшихся адъюнктами. Адъюнкт являлся помощником академика, имел право вести самостоятельную научную работу и присутствовать на заседаниях Академического собрания. К 1729 г. Эйлер также проявил себя в ряде других наук, таких как физика, астрономия, небесная механика, кораблестроение. Знаменательно, что «первым в России учебником для кораблестроителей и мореплавателей стал перевод сокращенного варианта "Морской науки" Л. Эйлера, выполненный адъюнктом М. Головиным» Смагина, 2000, с. В книге «Леонард Эйлер и метрология» мне довелось рассказать о его уникальном вкладе в развитие этой отрасли Окрепилов, 2007. Кроме того, в 2016 г. Эйлера, М. Ломоносова и Д. Менделеева Окрепилов и Доценко, 2016. Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку. В сентябре 1734 г. По свидетельствам современников, это был широко образованный человек, страстный книголюб. Именно он настаивал на отборе наиболее способных к наукам юношей к обучению в Академическом университете, а также направлении самых талантливых из них на учебу за границей. Идеи И. Корфа сыграли решающую роль в судьбе М. Обучаясь в то время в Славяно-греко-латинской академии в Москве, Ломоносов стал одним из нескольких юношей, проявивших наибольшую склонность к наукам, и был вместе с ними направлен на обучение в Академию наук и художеств. С этой даты жизнь Ломоносова стала связана с Петербургским университетом. Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу. Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом. Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов. В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г. У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы. Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М. Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М. Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых. Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий.
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Это было не только научно-исследовательское, но и учебное заведение. При Академии были созданы университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Пётр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики.
Никитин «Портрет Петра I» К моменту создания Академии наук в мире шло интенсивное накопление достоверных данных о природе, основанных на экспериментах и математических методах. Развитие промышленности, транспорта, горнорудного дела, торговли, культуры — требовали развития науки для использования её результатов в разных областях деятельности. Образование Академии наук стало важной составляющей обновления страны, проводимого Петром I. Он стремился преодолеть отставание России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр I основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Пётр I утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте. Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А.
С сентября 2022 года РАН возглавляет академик, профессор, доктор технических наук Геннадий Красников. Как отмечают юбилей российской науки К юбилейному дню рождения РАН в стране проходят научные, образовательные, культурно-просветительские, информационные и другие тематические события. Вечером 8 февраля в Кремлевском дворце состоится торжественное мероприятие, посвященное 300-летию учреждения. Одним из ключевых событий, приуроченных к юбилею, станет Всемирный научно-образовательный форум «Наука — обществу и миру». Его планируют провести в июле в Санкт-Петербурге. К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук». На ее лицевой стороне на фоне здания Кунсткамеры изображен Петр I и указано название медали, на обороте — цифры 1724, 2024 и две скрещенные лавровые ветви по окружности. Кроме того, Банк России сообщил, что 15 января 2024 года выпустил памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «300-летие Российской академии наук». Памятная серебряная монета. Фото: пресс-служба Банка России Наука — главный двигатель прогресса. За три столетия работы РАН открытия российских ученых внесли существенный вклад в развитие разных сфер жизни людей. От достижений науки зависит развитие экономики, соцсферы, качество жизни населения, поэтому ее поддержка — один из приоритетов современной России.
Основана Академия наук
Как, когда и кем создавалась Российская академия наук? Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошел он к этому вопросу со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам. В то время «академиями» назывались многие научные общества в Европе. Надо сказать, что тогда уже существовали: итальянская Академия дей Линчеи Accademia dei Lincei ; академии в Турине и Болонье; Французская академия, которая занималась проблемами языка и литературы; германское Общество испытателей природы, положившее начало современной Национальной академии наук «Леопольдине»; в Лондоне и Оксфорде крупнейшие ученые Англии основали «невидимую коллегию», ставшую в 1660 г. План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий. Во время своей поездки во Францию в мае—июне 1717 г. Через полгода после этой поездки за участие в составлении подробнейшей карты Каспийского моря и его побережья члены французской Королевской академии наук единогласно избирают Петра I иностранным членом своей академии, и ее постоянный секретарь Бернар Бойер де Фонтенель пишет царю письмо, в котором спрашивает его согласия принять это членство.
В своем ответе Петр I писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Карта Каспийского моря и его прибрежья, за составление которой Петр I получил статус иностранного члена Королевской академии наук Франции в 1717 году. А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами. Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя.
Петр Алексеевич Романов, 30. Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г. Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых.
Из-за проблем со здоровьем Разумовский обратился к Екатерине II с просьбой освободить его от должности, но она не была удовлетворена. Для управления Академией наук был создан институт директоров. С 1765 по 1798 годы директорами были: граф Владимир Орлов 1766-1774 , поэт Сергей Домашнев 1775-1783 , княгиня Екатерина Дашкова 1783-1796 , литератор и дипломат Павел Бакунин 1794-1798. Также длительное время Академию наук возглавляли граф Сергей Уваров 37 лет, 1818-1855 и великий князь Константин Константинович 26 лет, 1889-1915.
Кроме того, президентами Академии были: дипломаты Герман Карл фон Кейзерлинг 1733-1734 , Иоганн-Альбрехт фон Корф 1734-1740 и Карл фон Бреверн 1740-1741 , государственные деятели Николай Новосильцов 1803-1810 и Дмитрий Толстой 1882-1889 , мореплаватель и географ, адмирал, граф Федор Литке 1864-1882 , литераторы Андрей фон Николаи 1798-1803 и Дмитрий Блудов 1855-1864. В истории Академии наук было три периода, когда у нее не было президента. Так, в 1741-1746 годах Академией наук фактически руководил советник канцелярии Императорского двора Иван Шумахер, в 1810-1817 годах - министры народного просвещения Алексей Разумовский и Александр Голицын, в 1916-1917 годах - вице-президент, геолог Александр Карпинский. Пришедшее после Февральской революции к власти Временное правительство внесло изменения в устав Императорской Санкт-Петербургской академии наук 1836 и переименовало ее в Российскую академию наук.
Головкин, А. Меншиков, П. Ягужинский и др. В этот день и был одобрен и утвержден «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств», ставший главным уставным документом для Академии на весь первый, сложный период ее становления вплоть до принятия «Регламента Императорской Академии наук», утвержденного уже в 1747 г. По замыслу Петра I одной из главных задач, поставленных перед вновьсозданной Академией наук, должна была стать ее деятельность по распространению просвещения в России. В параграфе 3-м «Проекта» указывалось, что Академия «учреждается не токмо к славе сего государства для размножения наук, но и чтоб чрез обучение и разположение оных польза в народе впредь была»3. Для этой цели в составе Академии наук организовывались «университет, который науки всему народу объявляет, а такожде и гимназия, в которой младые люди нужным наукам обучаются». В самом конце хранящегося в Архиве РАН оригинала текста «Проекта» имеется важная приписка, сделанная Петром I, о размерах государственных ассигнований на содержание Академии наук: «Доход на сие определяется в 24. Следует сказать о том, что идея создания Академии наук, по замыслу Петра I, была тесным образом связана со строительством на стрелке Васильевского острова в Петербурге специального здания для первого академического музея — Кунсткамеры, где должна была разместиться и академическая библиотека.
Это сложное и дорогостоящее по тем временам строительство велось в 1721—1724 гг. Академия Наук Санкт-Петербург Отметим, что еще задолго до принятия «Проекта» организаторами будущей Академии наук велась активная переписка с рядом известных европейских ученых с предложением приехать в Петербург для работы в ней. После утверждения «Проекта» ученые из нескольких европейских стран, в соответствии с предложениями, полученными ими от имени императора Петра I, начали прибывать в столицу Российской империи. Этим Указом было дано высочайшее подтверждение исполнения завета уже покойного к этому времени императора Петра I6. В нем, в частности, говорилось следующее: «И сей указ велите в народе публиковать, дабы о той Академии всяк ведал, и имели бы тщание отдавать в разные науки детей своих и свойственников». Этим же Указом императорский лейб-медик Лаврентий Блюментрост был назначен первым президентом Академии наук. Он занимал этот пост до 1733 г. Историкам науки известно, что уже в сентябре 1725 г. Однако самый первый из сохранившихся в Архиве РАН протоколов заседания ученых датируется 2 ноября 1725 г.
Заседание это проходило под председательством Л.
Очерки истории Москва, 2008 ; Российская Академия наук. История и современность. Краткий очерк Москва, 1999 ;. Золотов Ю. Выборы в Академию наук Москва, 2011. Приглашаем всех желающих ознакомиться с экспозициями выставочного пространства в часы работы библиотеки. Вход свободный.
Напоминаем, что в группе Краеведческого лектория вы найдёте ещё больше краеведческих познавательных видеолекций, трансляций и встреч. Справки по тел. Где: Профессорский зал 2 этаж, ауд. При копировании материалов обязательно размещайте активную ссылку на omsklib.
Рождение академической науки в России
На выставке представлены книги, рассказывающие об истории Российской академии наук в лицах. Академия была открыта в конце 1725 года, уже после смерти Петра, и начала работать на основе утвержденного им Положения. Некоторые устные распоряжения Петра были также записаны Блюментростом и переданы Екатерине I, которая 7 (18) декабря 1725 г. издала указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста». Петр Алексеевич Романов, 30.05.1672 – 28.01.1725, основатель Российской Академии Наук, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. – Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня?
Голландец Иван Абраблев
- "Пасмурно и студено": как в России появились первые синоптики — 11.04.2022 — Статьи на РЕН ТВ
- Первое подобие сети метеостанций для наблюдений за погодой
- 1 августа В 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
- Российская академия наук отмечает свое 300-летие! — Молодая Гвардия
- Форма успешно отправлена!
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Но помимо своих научных интересов и административных забот, многие годы у ученого есть интересное хобби — он собирает медали, так или иначе связанные с историей Академии наук. Владимир Константинович любезно согласился позволить нам рассказать об этой замечательной коллекции — а параллельно дать повод осветить и несколько эпизодов из истории Академии. И сегодня мы переходим ко второй части нашего проекта. Первые шесть выпусков «Академической фалеристики» мы рассказывали о медалях, напрямую посвященных юбилеям Академии — от 50 до 275-летнего.
Первыми академиками стали иностранные ученые.
Некоторые из них уже были известными европейскими светилами, другие приобрели мировую известность и научный авторитет благодаря своей деятельности в России. Создание Университета при Академии предполагало замещение в будущем иностранных ученых русскими. Так и случилось. Первым русским действительным членом адъюнктом Петербургской академии наук по кафедре высшей математики в 1733 году стал Василий Евдокимович Ададуров, до этого закончивший академическую гимназию, а затем университет.
Среди учеников Ададурова был Михаил Васильевич Ломоносов. Он и поэт Василий Кириллович Тредиаковский стали первыми русскими профессорами учреждения. Фактически создание Академии наук привело к возникновению в России новой профессии — ученого, который пришел на место древнерусского книжника. К сожалению, Пётр I не дожил до официального открытия Академии наук.
Он скончался в феврале 1725 года. Унаследовавшая власть императрица Екатерина I взяла под свое покровительство детище покойного супруга. За короткое время были заключены контракты со всеми профессорами первоначального состава Академии. Уже в августе 1725 года Блюментрост представил императрице в ее Летнем дворце нескольких академиков.
Открытие учреждения состоялось 7 января 1726 года. В настоящее время старое занимает только Кунсткамера. А Библиотека Академии наук еще в 20-х годах XX века переехала в помещения, построенные специально для нее. Завершением организационного периода создания Академии наук стало публичное Общее собрание , состоявшееся в августе 1726 года.
Первым на собрании выступил академик Готлиб Зигфрид Байер, который произнес благодарственную речь, адресованную Екатерине I. Затем академик Якоб Герман сделал доклад о важнейших математических открытиях, совершенных к этому времени в мире. Ученый говорил и о смелых планах на будущее.
Следует сказать о том, что идея создания Академии наук, по замыслу Петра I, была тесным образом связана со строительством на стрелке Васильевского острова в Петербурге специального здания для первого академического музея — Кунсткамеры, где должна была разместиться и академическая библиотека. Это сложное и дорогостоящее по тем временам строительство велось в 1721—1724 гг. Академия Наук Санкт-Петербург Отметим, что еще задолго до принятия «Проекта» организаторами будущей Академии наук велась активная переписка с рядом известных европейских ученых с предложением приехать в Петербург для работы в ней.
После утверждения «Проекта» ученые из нескольких европейских стран, в соответствии с предложениями, полученными ими от имени императора Петра I, начали прибывать в столицу Российской империи. Этим Указом было дано высочайшее подтверждение исполнения завета уже покойного к этому времени императора Петра I6. В нем, в частности, говорилось следующее: «И сей указ велите в народе публиковать, дабы о той Академии всяк ведал, и имели бы тщание отдавать в разные науки детей своих и свойственников». Этим же Указом императорский лейб-медик Лаврентий Блюментрост был назначен первым президентом Академии наук. Он занимал этот пост до 1733 г. Историкам науки известно, что уже в сентябре 1725 г.
Однако самый первый из сохранившихся в Архиве РАН протоколов заседания ученых датируется 2 ноября 1725 г. Заседание это проходило под председательством Л. Блюменторста, и на нем, в частности, обсуждался доклад академика Я. Германа «О сфероидальной фигуре Земли»7. Вскоре научные занятия ученых стали проходить в предоставленном правительством для Академии наук отдельном каменном здании. Это был специально переоборудованный для этой цели бывший дворец царицы Прасковьи Федоровны, вдовы царя Иоанна Алексеевича, расположенный на стрелке Васильевского острова.
Уже в начале 1726 г. Академией наук были сделаны первые шаги по исполнению требований петровского «Проекта» — главного академического нормативно-правового акта. На заседании Конференции был утвержден план проведения учеными лекций во вновь созданном университете. Причем лекции эти объявлялись «публичными», то есть открытыми для посещения.
Выступившие на нем академики Я.
Герман и Г. Бюльфингер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени. Ко времени открытия Академии в России не было достаточно подготовленных ученых, которые могли бы занять место академика, поэтому штат адъюнктов и первых академиков формировался, главным образом, из иностранцев. В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII в. Леонард Эйлер.
Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой Академии наук. Первым русским адъюнктом стал В. Адодуров, первым профессором из уроженцев России — Г. Рихман, первыми русскими профессорами — М. Ломоносов и поэт В.