Новости назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий

Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. Ответ. 4. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий. Основным расхождением норманнской и антинорманнской теорий является оценка происхождения варягов-русов, которых ильменские словени и племена чуди призвали княжить в Новгород. Главное расхождение норманнской и антинорманской теорий заключается в том, что норманисты считали варягов норманнами, а антинорманисты считали, что варяги-русь славянским или иным нескандинавским народом. Вслед за норманской теорией Василием Татищевым и Михаилом Ломоносовым была сформулирована другая теория – о славянском происхождении русской государственности.

Антинорманская теория: аргументы и противоречия

В первые полтора десятилетия советской эпохи норманнская теория происхождения Руси пользовалась официальной поддержкой со стороны партийного руководства, одержимого идеей борьбы с великорусским шовинизмом. Выдвинутая записным, официальным историком антинорманская, а, по сути, антиславянская теория больше послужила дискредитации существовавших ранее антинорманских теорий, нежели опровержению, собственно, норманнской. Норманская теория, опираясь на источники утверждает, что Рюрик, Трувор и Синеус были приглашены править на Русь. Антинорманнская теория, как видно из названия, отрицает норманнскую теорию. Главным расхождением норманнской и антинорманнской теорий является оценка происхождения варягов-русов, которых ильменские словени и племена чуди призвали княжить в Новгород. Ломоносов – основоположник антинорманнской теории. Антинорманисты видели в норманнской теории происхождения Киевской Руси политический подтекст.

Последние вопросы

  • История противостояния норманизма и антинорманизма
  • Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.
  • Факты, подтверждающие этот исторический путь
  • 1. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теории? - История

Норманнская теория или славянская, кто прав в происхождении Руси?

Тихомиров, Б. Рыбаков, В. Похлебкин, А. Кузьмин, предполагавший, впрочем, не западнославянское, но кельтское происхождение руси.

Некоторыми антинорманистами, в частности, В. Пашуто, отрицалась историческая основа летописного рассказа о призвании Рюрика, объявляемого идеологизированной легендой. Пристраиваясь к идеологической кампании, которая велась на рубеже 1940-х —1950-х гг.

Клейну, выходя далеко за границы академической пристойности, историк В. Мавродин в публичной лекции, прочитанной в 1949-м г. Этот выпад, однако, не уберег В.

Мавродина от обвинения в космополитизме и исключения из ВКП б , в которой позже он был восстановлен. Трижды в истории российской науки вопрос о происхождении этнонима «русь» и этнической принадлежности Рюрика служил темой научных дискуссий: участниками первой из них были Г. Миллер и М.

Ломоносов, второй, состоявшейся почти столетие спустя, — норманист М. Погодин и антинорманист Н.

Таня Масян 1 Содержание «Повести временных лет» В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе призвание варягов и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.

Таня Масян 1 Содержание «Повести временных лет» В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе призвание варягов и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям.

Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян , которые, по его мнению, имели династические связи с князьями ильменских словен. Этим и было обусловлено его приглашение на княжение. В дискуссии 1749 года обозначились два диаметрально противоположных взгляда: признание скандинавов в качестве основателей Древнерусского государства, трактовка наименований «русь» и «варяги» как обозначения скандинавов Г. Миллер, опиравшийся на исследования Г. Байера и отрицание какого-либо участия скандинавов в социально-политической жизни Руси, утверждение, что слова «русь» и «варяги» — греческие или славянские М. Ломоносов, В. Тредиаковский и др. Обе стороны исходили из единых представлений о возможности создания государства одним человеком и считали летописные сообщения полностью достоверными, но расходились в их интерпретации [1]. Филолог Ю.

Лотман писал, что многие писатели и историки XVIII века, включая Ломоносова, больше доверяли в действительности поздним источникам, наподобие поздних редакций Хронографа , поскольку свидетельства, сообщаемые «Повестью временных лет», казались им слишком лапидарными, скупыми, лишёнными романического содержания. Эти свидетельства почти не касались тем, которые интересовали читателя конца XVIII века в наибольшей мере, — дохристианского, докняжеского периода, и предоставляли слишком мало подробностей. К поздним источникам привлекала также свойственная им сказочная фантастичность, которая по представлениям XVIII века была признаком старины. Так, более фантастичные, чем сведения, сообщаемые «Повестью временных лет», статьи Хронографа воспринимались как более древние [95]. Татищев , исследовав «варяжский вопрос», не пришёл к определённому выводу относительно этнической принадлежности призванных на Русь варягов, но предпринял попытку объединения противоположных воззрений. По его мнению, основанному на « Иоакимовской летописи », варяг Рюрик происходил от норманнского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла. Карамзин , опираясь на критический анализ летописных известий, сделанный А. Шлёцером, сформулировал концепцию создания древнерусской «монархии» варягами-скандинавами во главе с Рюриком, который был приглашён новгородским старейшиной Гостомыслом для управления славянскими и финскими племенами. Построение Карамзина преобладало до середины XIX века [1].

В свою очередь, под влиянием трудов И. Эверса [96] С. Соловьев , признавая происхождение первых князей и дружины норманским, в целом оценивал их влияние как незначительное. В середине XIX века в рамках славянофильского направления исторической науки усилились антинорманские тенденции. Двумя виднейшими представителями антинорманизма XIX века были С. Гедеонов и Д. Гедеонов вновь поставил во главу угла вопрос об этнической природе варягов и руси. Он утверждал, что эти термины, а также имена первых русских князей Рюрика, Олега, Игоря происходят из прибалтийско-славянских языков, что, по его мнению, доказывало славянскую природу древнерусской государственности. Русов он считал балтийскими славянами — ободритами.

Однако предложенная им этимология была тогда же отвергнута языковедами. Вместе с тем его критика взглядов «норманистов» побудила их интенсифицировать поиски и исследование новых источников по «варяжскому вопросу» [1]. Иловайский придерживался теории южного происхождения русов. Диспут между Н. Костомаровым и М. Погодиным по вопросу, кем были первые призванные варяги. Погодин , который участвовал в дискуссии с занимавшими позиции антинорманизма Н. Костомаровым , а затем Д. По итогам полемики в 1872 году Погодин составил обобщающий труд «Древняя русская история до монгольского ига» [97].

Гаркави , А. Куник , византийских В. Латышев , скандинавских Ф. Браун и западно-европейских источников. Эти источники существенно расширили представления об экономическом и социально-политическом процессах образования раннего Русского государства и свидетельствовали о значительной роли в них скандинавов. Взгляды на причины возникновения Русского государства изменились, в том числе было признано значение внутреннего экономического и социального развития восточных славян; само возникновение государства теперь рассматривалось как длительный процесс. Расширение круга источников и изменение подхода к решению проблемы сняли остроту вопроса об этнической принадлежности варягов и первых русских князей. Вплоть до середины 1940-х годов подавляющее большинство отечественных и зарубежных историков и филологов склонялось к мнению об активном участии скандинавов в формировании Древнерусского государства, скандинавского происхождения русской знати и династии, скандинавской этимологии терминов «варяг» и «русь». Эти взгляды разделяли С.

Соловьёв , В. Ключевский , В.

Норманнская теория или славянская, кто прав в происхождении Руси?

Получи верный ответ на вопрос«Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теорий. » по предмету История, используя встроенную систему поиска. — сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) — жители Скандинавии, а их противники считали, что варяги (норманны) — славяне с южного берега Балтийского моря. В дальнейшем противостояние между антинорманской и норманской теорией получило политический характер. В данном материале рассмотрим основные идеи норманнской и антинорманнской теории, а также изучим слабые стороны каждой из теорий.

Что собой представляет, все аргументы «за»

  • Норманнская теория или славянская, кто прав в происхождении Руси?
  • Страница 39
  • Норманская и антинорманская теории
  • ГДЗ по истории для 6 класса Арсентьев Н.М. - параграф / §4

Норманизм и антинорманизм

Понятия норманская теория, норманизм являются весьма неоднозначными. Норманская и антинорманская теории. Норманская теория Аргументы в пользу норманистов и антинорманистов. Норманская и антинорманская теории.

Последние вопросы

  • Норманская теория | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
  • Арабский халифат и его распад
  • Назовите главное расхождение норманской и антинорманской теорий.
  • 3.Норманская и антинорманская теории
  • Норманизм и антинорманизм вчера и сегодня
  • Аргументы антинорманистов

История противостояния норманизма и антинорманизма

В 17 веке вопрос происхождения варягов и их участия в образовании Руси становится политическим. Швеция объясняет свои претензии на часть северных территорий Русского государства скандинавским происхождением древнерусских князей и присутствием скандинавов на территории Древнерусского государства в период его становления. Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем вплоть до отчисления. Если нет возможности написать самому, закажите тут. В 1615 году шведский дипломат Петр Петрей обосновывает захват Швецией русских земель во времена Смуты участием скандинавов в формировании русской государственности. Его идеи поддерживает историограф Юхан Видекинд. В России норманская теория получает поддержку в первой половине 18 века. Немецкие историки Российской академии наук Г. Байер, Г.

Миллер, А. Шлёцер признают скандинавов основателями государства Русь. Опираясь на упоминание призвания варягов в «Повести временных лет», они говорят о неумении славян самостоятельно управлять. Слова «русь» и «варяг» признаются скандинавскими. Основные положения норманской теории Байер изложил в работе «О варягах». Миллер и Шлёцер развивают эти идеи в своих работах «Происхождение народа и имени русского» и «Опыт анализа русских летописей». В середине 18 века В. Татищев исследует «варяжский вопрос» и приходит к выводу, что варяг Рюрик происходил от норманского князя и дочери славянского старейшины.

Определенных выводов об этнической принадлежности призванных варягов и важности их участия в формировании государственности Татищев не делает. В начале 19 века Н. Карамзин формулирует концепцию создания древнерусской «монархии» варягами-скандинавами. Рюрик был приглашен для управления славянскими и финскими племенами. В середине 19 века С.

Как бы то ни было, племена объединились под предводительством князя-варяга. Введение в курс дела Норманнская теория впервые была озвучена в 16 веке шведским королем Юханом III, который в дипломатической переписке с Иваном Грозным высказал мысль о том, что династия Рюриковичей берет свое начало от шведов.

Естественно, самому Ивану Грозному эта мысль не понравилась, и он активно ей возражал, считая себя потомком императора Августа — представителя германской нации. Дальше, уже в 17 веке, шведы продолжали развивать эту теорию. В Российской империи о норманнской концепции образования государства стало известно только в 18 веке. Активным противником этого учения стал М. Ломоносов, которому не нравилась сама мысль о том, что славян считали настолько отсталым племенем, что они даже не были готовы к централизованной власти. Ломоносов считал, что Рюрик был потомком ильменских словен, и это причина, по которой его и позвали на княжение. Другой известный историк того времени — В.

Татищев — придерживался компромиссной точки зрения, утверждая, что первый князь был плодом союза норманнского князя и дочери легендарного ильменского старейшины Гостомысла. Несмотря на то, что этот вопрос волновал историков с 18 века, единой точки зрения о происхождении древнего государства до сих пор нет. Факты, подтверждающие этот исторический путь Этот исторический вопрос очень сложно разрешить, так как у сторонников этой концепции есть много аргументов в свою пользу, с которыми сложно поспорить. Следует рассмотреть самые значимые из них. Хотя этот документ был составлен примерно через 300 лет после предполагаемого «призвания варягов на Русь», это основной документ, на котором строится аргументация норманистов. Свидетельства других государств-современников Руси. Он так же упоминал, что говорят они на разных языках, а славяне платят дань росам.

Очередное усиление дискуссии вызвал доклад Клейна 1995 на торжественном юбилее дискуссии 1965 года о «конце антинорманизма» один отклик в поддержку, два — против. Клейн полагал, что после ликвидации советской власти, а вместе с ней и государственной поддержки антинорманизма, дискуссия на эту тему завершена. В журнале «Стратум» за 1999 год Клейн опубликовал статью «Норманизм — антинорманизм — конец дискуссии» [104] В XXI веке работа Кузьмина была продолжена его учениками и последователями [115] [116]. Клейн называет липецкого историка В. Фомина , одного из учеников и последователей Кузьмина [117]. Более активная дискуссия развернулась после издания работы Клейна «Спор о варягах» 2009.

Это издание совпало с возрождением антинорманизма, поддерживаемого директором Института российской истории РАН А. Сахаров совместно с историком В. Фоминым выступили по телевидению, Клейн подверг критике их выступление в печати 2010 , опубликовав ряд статей, в частности, о конференции сторонников Сахарова «Начало Руси». Фомин, в свою очередь, поместил в интернете подробный критический разбор «Спора о варягах» и других произведений Клейна под названием «Клейн как диагноз, или голый конунг», где обвинил Клейна в научной несостоятельности его исторических взглядов. Клейн ответил статьёй «Антинорманизм как диагноз» [118]. По мнению Е.

Мельниковой и В. Петрухина , становлению княжеской династии предшествовал длительный процесс развития социально-экономических отношений у славян и финно-угров, в котором скандинавские дружины стали не более чем катализатором в связи с их участием в создании торгового маршрута из Скандинавии в Восточную Европу. Скандинавы целиком «реализовали» себя в ранней русской истории, приняв участие в том этнокультурном синтезе, который привел к становлению Русского государства и культуры [119]. Призвание Рюрика на княжение рассматривается учёными как фольклорное отражение договорных отношений др. По мнению археолога В. Мурашёвой [b] , несмотря на значительное присутствие выходцев из Скандинавии среди населения Восточной Европы, скандинавское происхождение правящей династии, дружины и названия государства, скандинавы славянизировались в течение небольшого времени, а ранняя русская история была вполне самостоятельной.

Отдельные части Восточно-Европейской равнины осваивались различными этническими группами славянами, балтами, финно-уграми, норманнами , не разделёнными между собой границами. Процесс этот происходил в основном мирно. В восточнославянском самосознании, в отличие от западноевропейского, не сложился враждебный образ викинга, варяга [58]. По мнению историка А. Горского , влияние норманнов выразилось исключительно в объединении государственных образований Севера и Юга Восточной Европы, которые в обратном случае могли бы существовать раздельно и далее. Вместе с тем, это ускорило и ассимиляцию пришлой, скандинавской части элитного слоя [125].

Псевдонаука[ править править код ] Французский барон Артюр де Гобино , заложивший основы « расовой теории », писал в своём сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» 1853—1855 : Сегодня существует большая славянская империя [Российская империя] — единственная, которая выдержала испытание временем, первый и уникальный памятник политическому разуму, истоки которого следует искать в варяжских, то есть норманнских династиях. Однако это грандиозное сооружение является германским только в силу факта своего существования. Норманны не изменили характер своих подданных: они были слишком малочисленны, чтобы добиться такого результата. Они затерялись в массе местного населения [126]. Скандинавское происхождение элиты Древнерусского государства использовалось в пропаганде нацистской Германии для доказательства идеи принадлежности славян к « низшим расам » и «неспособности их к самостоятельному управлению» утверждалась культуртрегерская роль скандинавов по отношению к славянам. Ещё в « Майн кампф » 1925 Гитлер писал: «Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству.

Всем этим Россия обязана была германским элементам — превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы». В изданной 1 июня 1941 года инструкции статс-секретаря немецкого имперского министерства внутренних дел и имперского министерства продовольствия Герберта Бакке для немецких оккупационных чиновников говорилось: «Наша страна велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите и владейте нами». Это изречение появилось уже в самом начале образования русского государства, когда русские звали норманнов приходить и управлять ими. Эта установка красной нитью проходит через все периоды истории русского государства: господство монголов, господство поляков и литовцев, самодержавие царей и господство немцев, вплоть до Ленина и Сталина. Русские всегда хотят быть массой, которой управляют. Так они воспримут и приход немцев, ибо этот приход отвечает их желанию: «приходите и владейте нами».

Российский политический деятель праворадикального направления Алексей Широпаев утверждал, что начало Руси положили «чистые арийцы » — норманны и венеды — « нордические автохтоны », обладавшие высочайшей культурой. По его мнению они были « белым » европейским населением, оплотом которого стал Великий Новгород, «жемчужина Северной Европы». Основная статья: Антинорманизм Антинорманизм, преобладавший в славянофильском течении российской исторической науки, а позднее благодаря партийным идеологам и в советской историографии , приписывал норманской теории следующие положения: приход норманнов на древнюю восточнославянскую территорию, основание норманнами киевской княжеской династии; норманское происхождение названия «Русь»; Влияние норманнов на восточнославянскую культуру; норманны как создатели первого восточнославянского государства; расовое превосходство норманнов как причина их успехов; политическое влияние на современную ситуацию: германцам суждено повелевать, славянам — подчиняться [128]. При этом в действительности учёные-норманисты разделяли лишь первые пять из этих пунктов. О расовом превосходстве и влиянии на нынешнюю политику учёные речь не вели [129]. Официальная советская пропаганда представляла «норманистов» как « врагов народа » или «агентов запада».

Ряд популярных работ и ресурсов в Интернете распространяют среди жителей России представление, что норманисты это «инородцы», « русофобы », « антипатриоты » и в целом «безнравственные люди» [24]. Назаренко , «скандинавоязычного прототипа у финского Ruotsi, а значит, и древнерусского русь выявить не удаётся» [130]. Шаскольский писал, что термин руотси нигде не встречается до XVI века [134]. Лебедев и В. Кулешов считают, что нет лингвистических препятствий для того, чтобы выводить др.

Эта теория впервые была выдвинута в 18 веке историками немецкого происхождения Байером и Миллером, приглашенными Петром I для работы в Академии наук. Они пытались научно доказать, что Древнерусское государство создавалось варягами. Основной концепцией их идеи было утверждение о том, что славяне не были подготовлены создать государство, а позже без иностранного руководства просто были не в состоянии управлять им. По их мнению, государство было привнесено славянам извне. В тот же период формируется и обратная - антинорманская теория.

Норманская теория

Норманская теория происхождения древнерусского государства заключается в том, что приглашенные извне на княжение варяги заложили основы государственности на территории Древнерусского государства. В дальнейшем противостояние между антинорманской и норманской теорией получило политический характер. Антинорманнская теория, как видно из названия, отрицает норманнскую теорию. 3) назовите главное расхождение норманской и антинорманской теории. 4) Почему династию правителей Руси называли рюриковичами. Эта норманская теория происхождения древнерусского государства теория широкого распространения добилась в 18 веке, во времена так называемой "бироновщины". — Норманская и антинорманская теория — Кратко о норманской и антинорманской теории происхождения древнерусского государства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий