Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

После этого линия фронта стабилизировалась вплоть до прорыва блокады города Ленинграда в январе 1943 года, когда удалось освободить довольно узкую полосу земли в районе Синявинских высот и болот. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими[3] войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда.

Карта блокады Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. Карты-схемы Ленинградского Фронта209. Ведь именно по этому месту прошла линия обороны Ленинграда в сентябре 1941 году.

Фронт в твоём дворе: последняя линия обороны Ленинграда

Фронт в твоём дворе: последняя линия обороны Ленинграда За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.
Блокада Ленинграда (8.09.1941-27.01.1944) - Сайт В. Кривошеев персональный сайт учителя Как подчеркнул старший научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов, часть ленинградских детей ошибочно отправили прямиком навстречу наступающему противнику.
Карты и схемы Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта.
30 памятных мест Ленинградской блокады в Санкт-Петербурге Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы.

Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда

Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы.

Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра. Разведчики Ленинградского фронта во время боя у проволочных заграждений. Фотография сделана во время первого дня операции по прорыву блокады Ленинграда 13 января 1943 года С утра бои приняли особенно упорный и ожесточенный характер. К исходу второго дня операции войска 67-й армии Ленинградского фронта почти вплотную подошли к рубежу намеченной встречи с войсками Волховского фронта.

Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось.

За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада.

Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках.

Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга.

Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины.

О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса.

За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.

Овощи выращивали перед Казанским собором - а во Всеволожске, Токсово?

Вообще, посмотрев на эту карту, у меня возникает много вопросов. А у вас? Общие мысли В опросе могли быть погрешности и ошибки. Один участник честно указал в комментариях, что перепутал и поставил галочки наоборот - напротив того, что захватили. Как я понял.

Возможно кто-то ещё так же ошибся, но не сознался. Всё равно, мне кажется, показательно: у нас мало говорят о том, что вокруг Ленинграда была довольно большая незахваченная зона - финны не пошли на Ленинград, остановились на границе, которую хотели вернуть. Внутри кольца был довольно широкий берег Ладожского озера, где был только наш флот - пусть и основную его часть увели на юг есть вопрос зачем это сделали, но уже другая тема. С юга противник не перешёл Неву, а в районе Колпино и не дошёл до неё. Пока сознательно не задумался о границах обороны Ленинграда, у меня в голове не было картины того, что входило в кольцо обороны, какие площади были доступны ленинградцам.

В моём представлении был Ленинград, который со всех сторон окружён у самых границ. И только когда я задумал о том, как же проходила дорога Жизни, почему в блокадный город было так относительно легко попасть, я решил изучить вопрос подробнее. Может быть я плохо учился, а может быть на этом старались не акцентировать внимание. Судя по ответам - не я один такой.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике записала: Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают. Скрябина, пятница, 7 ноября 1941 год Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек.

Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают.

А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня — завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год Д. Павлов, уполномоченный ГКО по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта, пишет: Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады. Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными, а завоз через Ладожское озеро производился в незначительных размерах. Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу.

Несмотря на низкие температуры в городе, часть водопроводной сети работала, так были открыты десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов могли брать воду. Большая часть рабочих «Водоканала» была переведена на казарменное положение, но жителям приходилось также брать воду из повреждённых труб и прорубей. Число жертв голода стремительно росло — каждый день в Ленинграде умирало более 4000 человек, что в сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Были дни, когда умирало 6—7 тысяч человек. Только в декабре умерло 52 881 человек, потери же за январь—февраль — 199 187 человек. Мужская смертность существенно превышала женскую — на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Воздействие холода Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация.

Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных. Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Зимой было также много снега: высота снежного покрова к концу зимы была более полуметра. По максимальной высоте снежного покрова 53 см апрель 1942 года является рекордсменом за весь период наблюдений, по 2010 год включительно. К концу месяца установился снежный покров. Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой. Средняя глубина снега достигла 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см. Март 1942 года стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2010 год.

В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день. Отопление и транспортная система Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые мини-печки, буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Деревянные дома разбирали на дрова.

Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие стало важным фактором, способствовавшим росту смертности. По свидетельству Д. Лихачёва, … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено.

Организация стационаров и столовых усиленного питания По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. С конца апреля 1942 г. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров их было создано 89. Питание в этих столовых производилось по специально утвержденным нормам. С 25 апреля по 1 июля 1942 г. В январе 1942 г. В столовой Дома ученых в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек. Ленинградским горисполкомом было дано распоряжение конторе «Гастроном» организовать с доставкой на дом единовременную продажу по государственным ценам без продкарточек академикам и членам-корреспондентам АН СССР: масла животного — 0.

По решению горисполкома с января 1942 г. За 5 месяцев в Лениграде было организовано 85 детских домов, принявших 30 тыс. Командование Ленинградского фронта и руководство города стремилось обеспечить детские дома необходимым питанием. Постановлением Военного совета фронта от 7 февраля 1942 г. При вузах открываются свои стационары, где ученые и другие работники вузов в течение 7-14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание, которое состояло из 20 г кофе, 60 г жиров, 40 г сахара или кондитерских изделий, 100 г мяса, 200 г крупы, 0. Также было организовано дополнительное снабжение руководства города и области По сохранившимся свидетельствам, руководство Ленинграда не испытывало трудностей в питании и отоплении жилых помещений. Дневники партийных работников того времени сохранили следующие факты: в столовой Смольного были доступны любые продукты: фрукты, овощи, икра, булочки, пирожные. Молоко и яйца доставляли из подсобного хозяйства во Всеволожском районе. В специальном доме отдыха к услугам отдыхающих представителей номенклатуры было высококласснное питание и развлечения.

Инструктор отдела кадров горкома ВКП б Николай Рибковский был отправлен отдохнуть в партийный санаторий, где описывал в дневнике свой быт: «Вот уже три дня как я в стационаре горкома партии. По моему это просто-напросто семидневный дом отдыха и помещается он в одном из павильонов ныне закрытого дома отдыха партийного актива Ленинградской организации в Мельничном ручье. Обстановка и весь порядок в стационаре очень напоминает закрытый санаторий в городе Пушкине…С мороза, несколько усталый, вваливаешься в дом, с теплыми уютными комнатами, блаженно вытягиваешь ноги… Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же чёрного хлеба на день… и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину. Питание заказываешь накануне по своему вкусу. Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет. Рибковский писал: «Что же ещё лучше? В первом полугодии 1942 г. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник.

Блокада и освобождение Ленинграда. Как город на Неве пережил худшие 872 дня в своей истории

Это привело к колоссальным проблемам с поставками продовольствия: многие люди голодали и замерзали в неотапливаемых домах. Тем не менее ленинградцы отказались сдаваться, а защищавшие их советские солдаты стояли насмерть. Разозленный Гитлер приказал стереть город с лица земли. Но 18 января 1943-го частям Красной армии удалось прорвать кольцо блокады. Еще через год, 27 января 1944 года, немцы отступили, и блокада, которая продлилась 872 дня, была окончательно снята. В первые 18 дней своего наступления силы вермахта преодолели свыше 600 километров и 9 июля взяли Псков. Советские инженеры в срочном порядке возводили линию оборонительных укреплений — так называемый Лужский оборонительный рубеж. Здесь немцев удалось задержать на некоторое время. Захватить Ленинград сходу у вермахта не получилось, а неудачная попытка совпала по времени с вынужденным переходом группы армий «Центр» в оборону на московском направлении в июле 1941-го и невыполнением своих задач в установленный срок группой армий «Юг».

Обстановка требовала от немецкого командования принятия новых решений. Несмотря на оперативные приготовления, включившие перегруппировку войск, развернуть операцию группе армий «Север» удалось лишь 8-10 августа 1941-го. Между тем Военный совет советского Северного фронта использовал трехнедельную паузу для укрепления обороны на ближних подступах к Ленинграду и усиления оборонявших его войск: рыли траншеи, выставляли препятствия. Как немцы хотели вынудить город к сдаче голодной блокадой Кровопролитные сражения одновременно развернулись на Карельском перешейке и между Онежским и Ладожским озерами, на южном и юго-западном подходах здесь вермахт нанес наиболее мощный удар , а также в Эстонии, где 18-я немецкая армия смогла рассечь 8-ю армию Северо-Западного фронта на две части и выйти к побережью Финского залива. Таллин не был заранее подготовлен к обороне с суши, поэтому через некоторое время его пришлось оставить. Принятые организационные меры не привели к улучшению ситуации. Летом 1941 года, безусловно, существовала возможность захватить Ленинград внезапным ударом, — заключал в своих мемуарах генерал вермахта Эрих фон Манштейн. Каковы бы ни были причины для этого, существовавшие тогда шансы не были использованы.

Позже Гитлер надеялся на возможность вынудить население Ленинграда к сдаче голодной блокадой. Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение города через Ладожское озеро — летом с помощью судов, зимой по построенной на льду дороге В конце августа 1941 года в Ленинград прибыла комиссия ЦК ВКП б и Государственного комитета обороны, в которую вошли Вячеслав Молотов , Георгий Маленков , Алексей Косыгин и другие высокопоставленные лица. В их компетенции была организация обороны Ленинграда и эвакуации населения и предприятий. Кроме того, требовалось решить проблему управления войсками. Комиссия вынесла ряд важных решений, в том числе связанных с обеспечением армии продовольствием и боеприпасами. Начало блокады Какое значение Ленинград играл для СССР 29 августа 1941-го нарком путей сообщения Лазарь Каганович доложил Сталину о том, что сообщение поездов с Ленинградом прервано по всем линиям. В первых числах сентября захватчики усилили свои удары, пробились к берегу Ладожского озера и 8 сентября захватили Шлиссельбург — Ленинград оказался отрезан от остальной страны. Так началась блокада.

Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху. Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам. В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Уже в начале войны мальчики от 16 лет указом Президиума Верховного Совета были объявлены взрослыми мужчинами, а девушки от 18 лет — взрослыми женщинами. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений. По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков.

Аллея примерно повторяет передний край обороны Ленинграда. Трамвайные пути находились под постоянным обстрелом. Немцам удалось перехватить несколько трамваев в 1941 году.

Укрепления появлялись по всему Ленинграду, пишите, если будет интересен пост о внутригородских оборонительных сооружениях, которые сохранились до сих пор. В октябре 1941 года была предпринята попытка прорваться к Стрельне, однако все танки были уничтожены, и практически весь полк погиб.

Ворошилов, с 12 сентября генерал армии Г. Курочкин фронты подчинил непосредственно Ставке ВГК. Обстановка под Ленинградом оставалась чрезвычайно напряжённой. Германские войска возобновили наступление вдоль шоссе Москва — Ленинград и 25 августа захватили Любань, 29 августа — Тосно, а 30 августа вышли на реку Нева и перерезали железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. Однако 8 сентября германские войска прорвались через станцию Мга на Шлиссельбург и отрезали Ленинград с суши, началась блокада Ленинграда 1941—1944 гг. Проход немецких военнопленных по центру Ленинграда. Начало войны.

Предоставлено кинокомпанией «Православная энциклопедия»Предоставлено кинокомпанией «Православная энциклопедия» С 4 сентября противник начал артиллерийские обстрелы города и систематические налёты авиации. Выход германских соединений к Красногвардейску и Колпино вынудил советские войска, оборонявшиеся в районе Луги, отойти на север. Военный совет Ленинградского фронта 17 сентября издал приказ, в котором потребовал: «Ни шагу назад с занимаемого рубежа! На исход оборонительного сражения под Красногвардейском и Колпино оказало влияние начавшееся 10 сентября по указанию Ставки ВГК наступление советских войск из района Волхова на Мгу и Синявино, сковавшее значительные силы противника. Одновременно с правого берега Невы в направлении Синявино — Мга перешли в наступление войска Невской оперативной группы, которые к 26 сентября форсировали Неву и захватили небольшой плацдарм в районе Московской Дубровки т. Невский пятачок. В середине сентября германские войска вышли к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезали находившиеся западнее советские войска, которым, благодаря поддержке БФ, удалось удержать Приморский Ораниенбаумский плацдарм. Все попытки противника прорваться через Неву навстречу финским войскам, а также продвинуться вдоль шоссе Москва — Ленинград и штурмом взять город оказались безуспешными. Не достигли своей цели и массированные удары германской авиации по кораблям БФ и Кронштадту, нанесённые 21—23 сентября.

В конце сентября линия фронта под Ленинградом стабилизировалась. План германского командования по захвату города с ходу потерпел крах, что повлекло за собой и срыв намерений противника повернуть основные силы группы армий «Север» для наступления на Москву. Советские артиллеристы готовят 85-мм зенитное орудие 52-К к отражению налёта немецкой авиации. Ленинград, зима 1942. Однако завершить её не удалось, т. Федюнинский ; с 27 октября — генерал-лейтенант М. Хозин ; с 10 июня 1942 — генерал-лейтенант артиллерии, с 15 января 1943 генерал-полковник, с 17 ноября 1943 генерал армии, с 18 июня 1944 Маршал Советского Союза Л. Тимошенко фронтов и из резерва Ставки ВГК] на тихвинское направление, где противник развернул наступление с целью выйти к реке Свирь и соединиться здесь с финскими войсками для более надёжной блокады Ленинграда.

Скромный дар ленинградцев — памятник мужественным героям. Бронзовая фигура маршала была установлена 25 января 1999 года. Стачек Обелиск защитникам Ленинграда На протяжении 900 дней длилась осада города. На его защиту встали содаты и моряки — воины Советской Армии и жители Ленинграда. Они проявили героизм и беспримерное мужество, в нечеловеческих условиях отстояли Ленинград и победили врага. Памятный обелиск — дань памяти всем, кто внёс свой вклад в победу. Лёни Голикова, д. Открыт 28 октября 1968 года. В мемориал также входит траурный курган «Дневник Тани Савичевой» и аллея Дружбы.

В Минобороны показали уникальную карту рубежей обороны Ленинграда

Были выделены специальные самолёты-корректировщики и аэростаты наблюдения. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз 1943 год. Операция "Искра". Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. Черепанов, затем снова М. Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С.

Рыбальченко Волховский фронт — командующий: генерал армии К. Мерецков , заместитель ком. Федюнинский 2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В. Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф.

Кроме того, в городе оставался совсем небольшой запас продовольствия, которого должно было хватить только на первое время осады. Продукты выдавали по карточкам. Нормы положенного хлеба в период блокады несколько раз уменьшались.

С 20 ноября по 25 декабря 1941 года ленинградцам назначили самую низкую норму хлеба за всё время блокады — 250 г рабочим производств и 125 г служащим, иждивенцам и детям. Чтобы обеспечить население хотя бы минимальным количеством хлеба, в него добавляли овсяную шелуху, целлюлозу и другие примеси, увеличивающие его вес. Из-за нехватки продовольствия в городе начался массовый голод.

Усугубила ситуацию и морозная зима, поскольку отопления не было и жителям приходилось выживать в холодных квартирах, заколачивая окна и сжигая бытовые вещи, чтобы согреть себя и детей. Пережить самую тяжелую блокадную зиму существенно помогла Дорога жизни, устроенная на Ладожском озере спустя два месяца после блокады. По ней в Ленинград доставляли продовольствие, медикаменты и топливо и вывозили раненых.

Жителей постепенно эвакуировали и всеми силами помогали оставшимся ленинградцам. Особую роль сыграло радио, по которому в городе оперативно сообщали о готовившихся бомбардировках и обстрелах. Репродукторы позволяли не только поддерживать связь с остальной страной, но и укреплять боевой дух ленинградцев.

Патриотические стихи и песни, регулярно звучавшие по радио, поддерживали в людях веру в победу над вражескими захватчиками и придавали сил жить. Фото: соцсети 18 января 1943 года в ходе операция «Искра» советские войска наконец разорвали блокадное кольцо, но полное освобождение города произошло только спустя год, в январе 1944 года, в ходе Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции. Операцию называли романтично — «Январский гром», и это была настоящая победная весна среди суровой зимы!

Март 1942 года стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2010 год. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла.

Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день. Отопление и транспортная система Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые мини-печки, буржуйки.

В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев.

Это событие стало важным фактором, способствовавшим росту смертности. По свидетельству Д. Лихачёва, … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути.

В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено. Организация стационаров и столовых усиленного питания По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых.

Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. С конца апреля 1942 г. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров их было создано 89. Питание в этих столовых производилось по специально утвержденным нормам.

С 25 апреля по 1 июля 1942 г. В январе 1942 г. В столовой Дома ученых в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек. Ленинградским горисполкомом было дано распоряжение конторе «Гастроном» организовать с доставкой на дом единовременную продажу по государственным ценам без продкарточек академикам и членам-корреспондентам АН СССР: масла животного — 0.

По решению горисполкома с января 1942 г. За 5 месяцев в Лениграде было организовано 85 детских домов, принявших 30 тыс. Командование Ленинградского фронта и руководство города стремилось обеспечить детские дома необходимым питанием. Постановлением Военного совета фронта от 7 февраля 1942 г.

При вузах открываются свои стационары, где ученые и другие работники вузов в течение 7-14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание, которое состояло из 20 г кофе, 60 г жиров, 40 г сахара или кондитерских изделий, 100 г мяса, 200 г крупы, 0. Также было организовано дополнительное снабжение руководства города и области По сохранившимся свидетельствам, руководство Ленинграда не испытывало трудностей в питании и отоплении жилых помещений. Дневники партийных работников того времени сохранили следующие факты: в столовой Смольного были доступны любые продукты: фрукты, овощи, икра, булочки, пирожные. Молоко и яйца доставляли из подсобного хозяйства во Всеволожском районе.

В специальном доме отдыха к услугам отдыхающих представителей номенклатуры было высококласснное питание и развлечения. Инструктор отдела кадров горкома ВКП б Николай Рибковский был отправлен отдохнуть в партийный санаторий, где описывал в дневнике свой быт: «Вот уже три дня как я в стационаре горкома партии. По моему это просто-напросто семидневный дом отдыха и помещается он в одном из павильонов ныне закрытого дома отдыха партийного актива Ленинградской организации в Мельничном ручье. Обстановка и весь порядок в стационаре очень напоминает закрытый санаторий в городе Пушкине…С мороза, несколько усталый, вваливаешься в дом, с теплыми уютными комнатами, блаженно вытягиваешь ноги… Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная.

Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же чёрного хлеба на день… и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину. Питание заказываешь накануне по своему вкусу. Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет. Рибковский писал: «Что же ещё лучше?

В первом полугодии 1942 г. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник. Во втором полугодии 1942г для преодоления последствий голода было госпитализировано: в октябре- 12 699, в ноябре 14 738 больных, нуждающихся в усиленном питании. На 1 января 1943года 270 тыс.

Использование пищевых заменителей Большую роль в преодолении проблемы снабжения продовольствием играло использование пищевых заменителей, перепрофилирование на их производсво старых предприятий и создание новых. В справке секретаря горкома ВКП б Я. Ф Капустина на имя А. Жданова сообщается об использовании заменителей в хлебной, мясной, кондитерской, молочной, консервной промышленности, в общественном питании.

Впервые в СССР в хлебопекарной промышленности была использована пищевая целлюлоза, производимая на 6-ти предприятиях, что позволило увеличить выпечку хлеба на 2 230 тонн. В качестве добавок при изготовлении мясной продукции были использованы соевая мука, кишки, технический альбумин, получаемый из яичного белка, плазмы крови животных, молочной сыворотки. В результате было произведено дополнительно 1360 т мясопродуктов, в том числе столовой колбасы — 380 т, студня 730 т, альбуминовой колбасы — 170 т и хлебца растительно-кровяного — 80 т. В молочной промышленности переработано 320 тонн сои и 25 тонн хлопкового жмыха, что дало дополнительно продукции 2 617 т, в том числе: соевого молока 1 360 т, соевых молокопродуктов простокваша, творог, сырники и др.

Группой ученых Лесотехнической академии под руководством В. И Калюжного была разработана технология получения пищевых дрожжей из древесины. Широко использовалась технология приготовления витамина С в виде настоя лапок хвои. Только до декабря было изготовлено более 2 млн доз этого витамина.

В общественном питании широко использовалось желе, которое готовили из растительного молока, соков, глицерина и желатина. Для производства желе также использовались отходы овсяного помола и клюквенный жмых. Пищевая промышленность города выпускала глюкозу, щавельную кислоту, каротин, таннин. Попытки прорыва блокады.

Плацдарм «Невский пятачок» Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления. Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд.

Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери.

Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Невузаново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии.

В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем. Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Район между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта.

Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шофёров, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше.

Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой.

Именно 125, а не 150, 170 или 173, как пишут в некоторых источниках. То, что сегодня мы не задумываясь съедаем в два укуса, голодные мужчины, женщины и дети, растягивали на 24 часа, чтобы выжить. Именно поэтому блокадные 125 граммов — сейчас один из главных символов блокады Ленинграда. Современники пишут о 900 днях, но это не более, чем красивое преувеличение — для более ровной и красивой цифры. И все же, объективности ради стоит отметить, что некоторые историки называют 21 января днем полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады — это день, когда бойцы Красной армии взяли под контроль Новгород и на этом атака на Ленинграда прекратилась. Именно благодаря этой победе военным инженерам удалось создать долгожданный сухопутный коридор, который соединил осажденный город с остальной страной. Прежде единственная дорога, по которой в город доставлялись продукты и топливо, проходила по льду Ладожского озера — это «Дорога Жизни».

Провал под лед на «Дороге Жизни». Фото: blogs.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

Прорыв блокады Ленинграда и боевые действия в 1943 году. Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками.

Карта блокады ленинграда 1941

Устойчивый снежный покров в Ленинграде образовался необычно рано, 26—27 октября 1941 года, и не таял до второй недели апреля 1942. По максимальной высоте снежного покрова 53 см апрель 1942 года — рекордсмен за весь период наблюдений по 2013 год включительно [87]. К концу месяца установился снежный покров. Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой. Средняя глубина снега составила 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см [88]. Март 1942 года по средней температуре месяца стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2018 год.

В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу.

Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день. Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт На 1941 год в Ленинграде было 27 624 домовладения — домов, где проживали люди. В связи с недостаточными поставками топлива в осаждённый город, 17 ноября было запрещено расходовать теплоэнергию на снабжение населения горячей водой. В большинстве домов не работала канализация, водопровод в январе 1942 года действовал лишь в 85 домах [92]. Хлебозаводы перестали получать воду и на сутки прекратили работу [93].

Водопроводные магистрали в ряде мест замёрзли; общая длина замороженных уличных водопроводов составила 36 км [94]. Несмотря на низкие температуры в городе, часть водопроводной сети действовала; большая часть рабочих «Водоканала» была переведена на казарменное положение и были открыты десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов могли брать воду, но жителям приходилось также брать воду и из повреждённых труб и прорубей [95] [96]. В январе были закрыты все городские бани за исключением двух, с конца февраля они вновь стали открываться [97]. Ещё 13 сентября 1941 года была отключена телефонная связь в квартирах. Постепенно возвращать телефонию стали с апреля 1943 года [98].

Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые маленькие печки- буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. По решению Ленгорсвета от 8 декабря 1941 года, промышленность города должна была начать выпуск железных временных печек «буржуек» и отпускать их Ленжилуправлению. В декабре должны были изготовить 10 тыс. К 1 февралю 1942 года в городе было 135 тыс.

Буржуйки были востребованы и в следующую зиму с 1942 на 1943 год, ибо центральное отопление жилых домов в городе также не работало [101]. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Недостаток электричества и массовые разрушения контактной сети остановили движение городского электротранспорта. Подвижной состав троллейбусного депо был рассредоточен по улицам из-за того, что депо уже находилось в непосредственной близости от фронта. Занесённые снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму.

Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Часть вагонов ещё двигалась по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии; 52 трамвая так и замерли на заснеженных улицах [91]. Это стало ещё одной причиной увеличения смертности. По свидетельству Д.

Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. Организация стационаров и столовых усиленного питания По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. В них вводили сердечно-сосудистые препараты, делали внутривенное вливание глюкозы, давали немного горячего вина, что спасло жизнь многим [82].

С конца апреля 1942 года по решению Ленгорисполкома сеть столовых усиленного питания была расширена. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров было создано 89 столовых усиленного питания, а 64 столовые были организованы за пределами предприятий. Для этих столовых были утверждены специальные нормы питания. С 25 апреля по 1 июля 1942 г.

Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт.

Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.

Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня — завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать [83]. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год Д. Павлов , уполномоченный Государственного Комитета Обороны ГКО по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта, пишет: Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады. Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными, а завоз через Ладожское озеро производился в незначительных размерах.

Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу. Только в декабре умер 52 881 человек, потери же за январь-февраль составили 199 187 человек [84]. Мужская смертность существенно превышала женскую — на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Воздействие холода[ править править код ] Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли, были отключены или уничтожены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных.

Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнять работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжкой, 10 декабря 1942 года Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного — по совокупным показателям она стала одной из самых холодных за весь период систематических инструментальных наблюдений за погодой в Санкт-Петербурге — Ленинграде. Устойчивый снежный покров в Ленинграде образовался необычно рано, 26—27 октября 1941 года, и не таял до второй недели апреля 1942 года.

Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом.

А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки.

В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми.

Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров.

Обновлено 2 Марта, 2023 Одним из самых длительных и героических сражений Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Блокадное кольцо было прорвано силами Красной армии раньше, 18 января 1943 года. В осаде города принимала участие не только немецкая армия, но и финские войска, а также добровольцы из Испании и эскадра ВМС Италии. Начало блокады На карте боевых действий лета — осени 1941 года заметно, что на Ленинград, второй по значимости город СССР, наступала финская армия с северо-запада и группа армий «Север» со стороны Эстонской ССР. Блокада Ленинграда. В начале 1941 года в городе проживало около 3 млн человек, из которых 565 тыс. В нём также действовало около 300 учебных заведений и НИИ. В ходе боёв в августе 1941 года на Лужском рубеже командованию Красной армии удалось сорвать попытку немцев с ходу штурмовать город, противник был задержан на несколько недель. К концу лета к городу также был переброшен Балтийский флот из Таллина.

В Минобороны показали уникальную карту рубежей обороны Ленинграда

Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда.

В докладе или сообщении для 11 класса можно кратко подать основную информацию о блокаде Ленинграда. Что мы узнали? Блокада Ленинграда — одно из самых длительных сражений Второй мировой войны, она продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года.

Следует запомнить, сколько дней длилось сражение за Ленинград, — 872. Тест по теме.

В этот день люди несут цветы на Пискаревское, Серафимовское и другие кладбища, где лечат тысячи человек, которые отдали жизнь во имя победы. А в Минобороны в свою очередь рассекретили уникальную карту, которая показывает схему рубежей обороны осажденного города.

Сотни дотов и дзотов, огневые точки с башнями от танка КВ прикрывали подступы к осажденному городу, - пишет газета « Петербургский дневник ». Большинство сооружений, построенные в период с 41-го по 43-й год это деревянно-земляные огневые точки.

Прорыв кораблей из Таллина в Кронштадт 28 — 30 августа 1941 г. Составлена участником Таллинского перехода капитаном 1 ранга в отставке В. Макеевым 2. Отражение силами армии и флота наступления войск противника на Ленинград в сентябре 1941 г.

Наступательные операции советских войск на северо-западном направлении.

Наступательные операции советских войск на северо-западном направлении. Сентябрь 1941 — ноябрь 1942 гг. Коммуникации блокированного Ленинграда. Перевозки Ладожской флотилии. Сентябрь 1941 — декабрь 1942 гг.

Блокада Ленинграда.

Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда. За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий